Самые распространенные ошибки начинающих водителей. Типичные ошибки начинающих водителей

Здравствуйте, дорогие друзья! Вы совсем еще недавно сели за руль? Это не страшно, больше практики, и все будет отлично. Ведь даже известные автогонщики начинали с того же, что и все, и тоже сначала путали газ с тормозом. В одном проблема – очень многие начинающие автомобилисты, как только получают заветные права, начинают автоматически считать себя профессиональными водителями.

И вот какая чрезмерная уверенность в себе – ошибка многих начинающих автомобилистов. Не нужно ходить далеко за примерами, на наших дорогах каждый день случается множество аварий, львиная доля которых приходится на молодых водителей.

Ошибки начинающих водителей.

В отличие от гонщиков, у которых есть возможность оттачивать свое мастерство на гоночных треках, у простых водителей таких возможностей практически нет. Только дороги общего пользования, которые часто не прощают ошибок, а их цена бывает очень дорога. Однако и негативный опыт – тоже опыт, но согласитесь, что лучше учиться на чужих ошибках. Поэтому давайте рассмотрим самые типичные ошибки начинающих водителей. Кстати, эта статья может быть полезна и опытным автолюбителям.

Будьте внимательны.

Одна из самых распространенных ошибок у начинающих водителей – невнимательность за рулем. Многие склонны отвлекаться от дороги по любому поводу: разговаривают по мобильному телефону, выбирают музыку для прослушивания, и даже умудряются писать СМСки, либо читают новостную ленту в соцсетях. Все это сильно отвлекает от ситуации на дороге. Часто, именно невнимательность является причиной аварий, так как водители отвлекаются на другие, «более важные дела».

Постарайтесь первое время поездить одни и с максимальной концентрацией на дороге . Как только Ваши действия станут привычными, можно будет взять с собой друга, побеседовать с ним в дороге, либо просто подумать о чем-либо, не отвлекаясь от управления автомобилем. Естественно, что делайте все это не в ущерб безопасности.

Еще одна проблема – переоценка своих возможностей. Какой русский не любит быстрой езды, а начинающие водители, помимо скорости, любят еще и проехать на красный свет, «не заметить» дорожный знак, либо подрезать других водителей. Причем часто, они идут на этот риск осознанно, из-за чего выходит совершенно ненужное создание опасных ситуаций на дорогах, и даже аварий.

Правильная посадка за рулем.

Немаловажный фактор – . Часто новички, да и опытные водители, не придают этому значения. И это неправильно. Всегда, перед тем как отправиться в путь, следует отрегулировать сидения, зеркала и рулевую колонку под себя. Не нужно спинку устанавливать слишком вертикально, либо вовсе заваливать назад. Найдите максимально удобное для Вас положение, но чтобы и не чувствовать себя слишком расслаблено. Самый лучший вариант, когда рулевая колонка направлена Вам в область грудной клетки. Сам руль, при этом не должен перекрывать видимость приборов.

Теперь о зеркалах. Сделайте так, чтобы линия горизонта в них проходила по центру зеркала. Чтобы лучше понимать расстояние между Вами и попутными автомобилями, настройте боковые зеркала так, чтобы в них был виден краешек кузова Вашего авто.

Практика, практика, и еще раз она.

У новичков мало практики, поэтому они обдумывают каждое свое решение. Ведь помимо езды по прямой, нужно совершать перестроения, парковаться, входить в повороты и выполнять множество других задач, от которых требуется максимальная сосредоточенность. А вдобавок новые улицы и незнакомая обстановка, которая сбивает с толку.

Постарайтесь первое время не менять свои привычные маршруты и ездите только по знакомым дорогам. Это поможет выработать базовые навыки, которым обучали в автошколах. Как только они будут доведены до автоматизма, можно обдумать новый маршрут.

Не следует выезжать на дороги общего пользования в непогоду, тем более, если Вы этого еще не делали. Если Вы обучались на права летом, а сейчас выпал снег, можно попробовать поездить на закрытой площадке. Просто для того, чтобы понять, как ведет себя машина зимой.

Самый же лучший вариант – записаться на курсы экстремального вождения. Чтобы не попасть в аварию в первую же свою зимнюю поездку, вполне будет достаточно пары занятий. Этот совет, кстати, подходит и для опытных автолюбителей, которые недавно купили новый автомобиль. Нужно это, чтобы привыкнуть к ходовым качествам, и просто понять его.

Лучший учитель – это собственный опыт, и приходит он со временем. И потому, просто необходимо, как можно чаще садиться за руль. Как любой человек практически забывает всю школьную программу, если не использует свои знания в работе, или в любом другом виде деятельности, так и водитель без практики забудет все, чему учили его в автошколе. Заметьте, даже автогонщики постоянно тренируются на треке, чтобы не растерять навыки.

Безопасность самое главное.

Ни в коем случае нельзя забывать о безопасности. А потому все находящиеся в машине должны быть . И это не просто очередная прихоть ГИБДД, речь идет о Вашей жизни, и жизнях пассажиров. И доводы тех, кто говорит, что пристегиваться не нужно, следует сразу игнорировать. При этом ремень не должен Вас как-либо стеснять, но и не должен болтаться.

Всегда проверяйте состояние протектора и давление в шинах. От этого зависит хорошее сцепление с дорогой, и безопасность езды. Конечно, лучше делать это перед каждой поездкой, но многие, даже опытные водители, вспоминают о давлении лишь во время сезонной замены шин.

Начинающие водители часто забывают о том, что нельзя ездить на большой скорости по гравийным дорогам. Максимальная рекомендуемая скорость на гравийке – 60 км/ч . При высокой скорости снижается сцепление колес с дорогой, что может привести к потере управления, и даже переворачиванию автомобиля.

Чаще всего, неопытные автолюбители ошибаются на поворотах. В основном, это вхождение в него на высокой скорости. При этом сложно удержать автомобиль в устойчивом состоянии и выкрутить руль. Результат таких маневров: автомобиль на обочине, или на встречной полосе. Нельзя на повороте ни тормозить, ни переключать скорости. Если произошел занос, выйти из него можно медленным нажатием педали газа и плавными движениями руля. Преодолевать повороты - тоже наука.

Следующая ошибка, это перегруз автомобиля. Часто, молодые водители ездят в компании друзей, набивая свое авто до отказа. И даже такое количество пассажиров не делает езду начинающего водителя осторожной, скорее наоборот. Перед друзьями, они еще больше начинают лихачить. Водитель, который взял с собой пассажиров, должен отвечать за их безопасность больше, чем за свою собственную.

Развивайтесь!

Теоретические знания можно получить не только в автошколе. Всегда ищите пути к саморазвитию. Читайте специализированную литературу, посещайте интернет-форумы, смотрите видео на ютубе по нужной теме. Все это поможет лучше разобраться в правилах дорожного движения, а также в ремонте и эксплуатации автомобиля.

Помните, что опыт приходит со временем. А пока, раз у Вас еще мало практики в вождении машины, не стоит лихачить. Ведь на кону здесь самое главное – жизнь. Удачи Вам на дорогах!


Недостаток умственной практики
Чем сложнее задача, тем лучше будет результат от тренировок «в уме». «Умственные» тренировки – самая важная часть повышения водительского мастерства. Разминка для мозга – то, что нужно, она позволит избежать умственных «пробуксовок» в нужный момент. Можно использовать собственное воображение для реалистичного «проигрывания» в мозгу разных ситуаций, что впоследствии даст эффект того, что всё это с вами уже было, и, как следствие, вызовет уверенность в себе при решении возникающих задач. Превратите трассу в своеобразное слайд-шоу, представьте его себе. Закройте глаза и «проедьте» трассу именно так, как вы собираетесь это сделать. Мысленно крутите руль, переключайте передачи и тормозите там, где нужно. Повторяйте эти «картинки» до тех пор, пока они не станут меняться плавно. А так как мозг не делает для себя больших различий между визуальным образом и образом воображаемым, практикуясь исключительно в уме, вы можете создавать, изменять или усиливать цепочки связей в нервной системе, играющие важную роль в работе нужных мускулов. Тонкие навыки или сложные техники можно мысленно «замедлить» и проанализировать; и обстановка на трассе вместе с нужными действиями может со временем стать очень знакомой. Хорошо знакомая обстановка играет важную роль в обработке большого количества поступающей информации при езде на большой скорости.
Двигайте глазами
Когда глаза постоянно находятся в движении, это способствует лучшему сенсорному взаимодействию с окружающей средой. Движение необходимо для получения сенсорами информации. Если вы пристально смотрите в одну точку, в поле зрения возникает кратковременное «слепое пятно». Чтобы поддерживать визуальный контакт с окружающей действительностью, осматривайте всё вокруг, тщательно «прощупывайте» нужную зону, беспрерывно ищите новые данные. Где бы вы ни ехали – быстро осмотрите участок дороги перед собой. Начните с линии горизонта слева от вас и оглядите всё до линии горизонта справа. Не отвлекайтесь – сканируйте и сканируйте слева направо. Используйте линию горизонта как свою внешнюю границу, но при этом сконцентрируйтесь на том, чтобы чётко видеть то, что находится между вами и ней. Закройте глаза и мысленно проведите «инвентаризацию» того, что увидели. Повторите осмотр. В этот момент, когда глаза движутся, разбейте полученную картинку на шесть или восемь мысленных «кадров». Сравните первый кадр со вторым. Забавно и поразительно находить при этом детали, ранее не замеченные. Попробуйте снова, на этот раз за рулём машины на скорости. Разбивая полученную при обзоре «картинку» на несколько «снимков» знакомой обстановки, вы серьёзно улучшаете вероятность собственных правильных действий в правильное время.
Водители не заглядывают вперед
Зрение для человека – самое главное чувство, непреложно доминирующее над всеми остальными. Не зря важнейшим из искусств для нас является кино – яркая картинка на экране полностью захватывает зрителя. Во время езды и рассматривания знакомых уже картинок необходимо смотреть вперёд, в ту точку, из которой на водителя «надвигается» новая информация. Без этого нельзя увидеть перспективу, позволяющую, к примеру, увеличить скорость. Ваши глаза ведут вас за собой и контролируют правильность вашего движения. Без нужной перспективы езда на высокой скорости будет напоминать перемещения в густом тумане – ехать надо, а куда – непонятно. Взгляд вперёд не только помогает водителю попасть именно в ту точку, в которую ему нужно, но также способствует концентрации. Однако одного только пристального взгляда в ту сторону, куда мы едем, недостаточно. Учитесь прогнозировать ситуацию на трассе. Как только объект, на который вы так пристально смотрели, оказывается ближе к вам, переключайтесь на те, которые ещё далеко, «забегайте» вперед. Такое перемещение очень важно на большой скорости, потому что в этом случае всё происходит очень быстро. Способность «заглядывать» вперёд способствует уменьшению вероятности аварий.
Страх и паника – враги для мозга
Мозг – самый верный союзник водителя, ведь именно он позволяет ему куда-то двигаться. Однако с ним нужно хорошо обращаться – перегрузки, страх или неверное использование исходящих от него сигналов могут привести к неприятным последствиям. Например, если на большой скорости мимо водителя «пролетает» слишком много объектов, мозг иногда может не успевать их «обработать». Причиной такого явления может быть неспособность длительной концентрации взгляда на дороге впереди машины, особенно когда скорость лишь увеличивается. Увеличивающаяся скорость движения вызывает тревожность, а когда поле зрения сужается, тревожность только возрастает. Если ситуация не меняется, глаза фиксируются в одной точке, и сканирование окружающей действительности прекращается. А результатом нарастающей тревожности становится страх. Страх, в свою очередь, вызывает панику, а паника за рулём – это никогда не хорошо. Мозг, подвергшийся атаке страха, выдает организму неправильные команды: «Посмотри вон туда, немедленно!» (вместо того, чтобы смотреть в направлении движения) или «Немедленно тормози!» (в середине поворота).
Незаконченные дела
Самый быстрый способ определить неопытного водителя – его торопливые движения. Но они часто являются признаком не того, что у водителя ещё слишком мало навыков, а того, что он пренебрёг завершением их получения и совершенствованием. Водитель должен завершить одно движение руками, прежде чем начать другое. Парадокс состоит в том, что полное выполнение одной задачи даёт вам больше времени для правильного начала другой. При отработке навыка одни и те же действия мы учимся выполнять быстрее, и, немного потренировавшись, можно чётко понять, когда совсем не нужно торопиться, а когда, наоборот, нужно. Необходима уверенность в выборе нужного момента. Если возникают трудности в вождении, убедите себя в том, что на самом деле у вас больше времени для размышлений, чем вы думаете. Постарайтесь найти несколько лишних дюймов траектории движения, во время которых можно сделать более плавное движение рукой. Этих нескольких дюймов вполне достаточно, если уметь применить полученное благодаря им время. Результатом станет ещё один автоспортивный парадокс: чтобы ехать быстро, вам нужно замедлиться.
Слишком большая скорость в повороте
Какую скорость можно считать чрезмерной? Такую, которая мешает вам выполнить нужный маневр в точности так, как вы хотели. А уж если заезжать слишком быстро в повороты, это чревато не только острыми ощущениями, но и нарушением некоторых планов: вы едете не совсем так, как хотели. Первоочередная задача тормозов – замедление автомобиля с целью достижения нужной скорости и получения нужной траектории движения. Машина может затормозить быстрее, чем она разгоняется. То есть на одинаковом отрезке пути тормоза совершают более значимые изменения в скорости машины, чем педаль газа. Главное в вождении – не скорость, а контроль. Контроль над скоростью и контроль над собой. Всё время за рулём мы принимаем решения. Решения – это не наши ощущения. Решения и опыт влияют на мышление. Движения тела тоже генерируют те или иные изменения в мышлении, но ощущения от быстрой езды также можно причислить к движениям. Эти ощущения на самом деле – отвлекающий фактор и могут не иметь никакого отношения к скорости. Въезжая в поворот на слишком большой скорости, водитель может выиграть несколько сотых долей секунды и получить ощущение из разряда «Вау, как я несусь», но в итоге скорость окажется не такой быстрой, как ему кажется.
Физическое переутомление
При хорошей технической подготовке от водителя требуется меньше физических усилий, потому что ТТХ машины хорошо сбалансированы. Однако менее хорошо проработанная техника вождения требует столько физической и эмоциональной подготовки, сколько нужно в условиях постоянной необходимости вытаскивания себя «за волосы из болота», то есть из возникающих аварийных ситуаций. Чтобы делать что-то плохо, нужно приложить намного больше сил – это можно сравнить с ездой на машине, у которой одно колесо вот-вот отвалится. Даже прирождённый талант к вождению не заменит обучения и упорных тренировок.
Мотивация
Если вы тренируетесь за рулём только для собственного удовольствия, тогда вам совершенно ни к чему совершенствование навыков. Однако физиологические лимиты этих навыков для вас могут быть намного выше, практически безграничными, что может породить мотивы к их достижению. Или мы все уже забыли те усилия, которые прилагали для того, чтобы «делать всё верно»? В наше время такое огромное значение придается постоянному самосовершенствованию и стремлению к победе над чем-то, что мы часто забываем об уроках, которые можно извлечь из поражений. Запомните: сам факт попытки сделать что-то, даже если это «не работает», порой открывает двери, которые в противном случае навсегда остались бы закрытыми. Маленькие ошибки могут вести к огромным успехам. Больше, чем любой фильм или поездка на месте пассажира вас впечатлит собственная неудача при вхождении в поворот. Она оставит долгий след в памяти в том, что касается «правильного» вождения. Займитесь самодисциплиной, сконцентрируйтесь на том, что нужно для точного попадания в точку Б из точки А. Фокусируйтесь на том, что происходит с вами и машиной в данный момент времени. Ваша работа как водителя – изучение трудных дисциплин и их лёгкое претворение в жизнь. И улучшения здесь наступят только после приложения усилий.
Езда вне «зоны»
Вы достигаете некой «зоны», где всё идет правильно: всё делается вовремя, все движения плавные, все навыки реализуются на высоте, все действия водителя за рулём происходят быстрее, лучше и точнее. В «зоне» его усилия оптимальны, не чрезмерны, выносливость повышена; водитель едет «внутри себя». Его концентрация настолько высока, что кажется, время замедлилось благодаря его уверенности в себе и контролю над происходящим вокруг. Разные доли движений или их последовательности делаются с самыми блестящими результатами. Конечно, при нынешнем уровне развития технологий вполне возможно создать машину, способную водить автомобиль. Но её действия будут всегда предсказуемыми. Она будет «холодной». Чтобы «разогреть» её действия, замените её живым человеком, его контролем. Это не какой-то секретный прибор, не инструмент, это – пользователь инструмента, вот в чём разница.
Водители не распознают переутомление
Когда вы устаёте физически, первым делом нужно активизировать своё чувство здравого смысла. Переутомление делает траекторию вашего движения неряшливой, вхождение в повороты теряет свою точность, работа с педалью газа делается более грубой и действия водителя не «перетекают» плавно одно в другое, как раньше. Некоторое оцепенение в ощущении скорости с каждым последующим кругом – это норма. Но увеличение скорости для того, чтобы «поймать» это ускользающее ощущение, может иметь самые разрушительные последствия. Неспособность распознать свои ошибки, предугадать развитие событий и «подстроиться» под них – всё это признаки потери концентрации и переутомления. Нет ничего загадочного в том, почему от него страдает качество вождения. Мы готовимся к тяжёлым нагрузкам, наша мускулатура находится «на взводе» в ожидании ситуаций, которые так и не наступают. Мы устаём от пребывания в состоянии постоянной готовности, но в то же время нам нельзя расслабиться. Переутомление выступает в качестве снежного кома: усталые мускулы непроизвольно сокращаются и тем самым расходуют лишнюю энергию, снова увеличивая усталость. Переутомление вызывает концентрацию водителя не на дороге, а на собственном теле, его ощущениях. Придерживайтесь правила трёх ошибок: три умственные или физические ошибки подряд означают, что вам нужно замедлиться, остановиться отдохнуть, перестроиться.

Управлять автомобилем без ошибок не может ни один водитель. Часто бывает так, что водителю удается избежать аварии только благодаря умениям других участников движения и воле случая. На водителях лежит большая ответственность, и особенно важно это помнить начинающим автомобилистам. Недостаток опыта существенно повышает вероятность возникновения опасной ситуации на дороге. Наши советы помогут вам избежать наиболее типичных ошибок, печальные последствия которых хорошо известны опытным водителям.

1. Поборите соблазн превышать установленный скоростной режим, даже если вам кажется, что никакой опасности нет. Помните, что дорога никогда не бывает абсолютно пустой, а превышение установленной скорости даже на «неощутимые» 10 км/ч повышают вероятность возникновения аварии в несколько раз.

2. Всегда вовремя меняйте летнюю резину на зимнюю. Сцепные свойства летних шин существенно снижаются уже при температуре +5 -+7 градусов, при этом увеличивается тормозной путь автомобиля.

3. Старайтесь избегать движения в колее. Зимой на проселочных дорогах она может оказаться довольно глубокой, и тогда машина «сядет» на днище. При движении по городским дорогам попадание в колею чревато заносом и потерей управления транспортным средством, что особенно часто случается на высокой скорости.

4. Если на дороге лед или снежный накат, двигаться следует на малой скорости, по возможности не выключая сцепление. Самый лучший способ экстренного торможения в таких условиях - быстрые прерывистые нажатия на педаль тормоза. Нужно избегать резких поворотов руля или резкого изменения скорости.

5. Выполняя обгон, убедитесь в том, что видите дорогу далеко вперед. Нельзя начинать обгон на участках с ограниченной видимостью дороги, перед поворотами и на подъемах. Не забывайте, что обгонять целесообразно только в том случае, если обгоняемый транспорт едет медленнее вашей как минимум на 20 км/ч.

6. Старайтесь распределять свое внимание равномерно как на происходящее впереди автомобиля, так и сзади него. Для этого заранее отрегулируйте зеркала заднего вида. Например, выезжая с полосы разгона на основную полосу движения, наблюдайте не только за транспортными средствами, движущимися по главной дороге, но и за тем автомобилем, который движется впереди вас.

7. Всегда снижайте скорость перед входом в любой поворот, даже если вам кажется, что едете достаточно медленно.

8. Громкая музыка, разговоры в салоне автомобиля, тем более переговоры по мобильному телефону - это источник многих опасностей. Шум отвлекает водителя, ухудшает внимание и заглушает те звуки, которые нужно слышать водителю: сигналы других автомобилей, посторонние шумы двигателя, скрип тормозов.

9. Если имеющееся расстояние не позволяет остановить автомобиль до препятствия, попытайтесь его объехать, снизив скорость. Разумеется, при этом вы не должны создавать помех другим участникам движения.

10. Если вы неожиданно для себя попали в плотный транспортный поток, движущийся интенсивно, старайтесь двигаться со средней скоростью потока. Не совершайте излишних перестроений и соблюдайте безопасную дистанцию до впереди идущего транспортного средства.

11. Научитесь включать аварийную световую сигнализацию «вслепую». Это поможет вам, например, в ситуации ослепления фарами другого автомобиля, а также в других непредвиденных случаях.

12. Никогда не держите руль одной рукой. При попадании колеса в выбоину на дороге рулевое колесо может выскочить из вашей руки, и вы потеряете контроль над управлением машины.

13. Во время движения не прикуривайте, не регулируйте сиденье, зеркала и не настраивайте магнитолу. За 1 секунду при скорости 60 км/ч ваш автомобиль проезжает примерно 17 метров, поэтому любой отвлекающий от дороги фактор создает опасную ситуацию.

14. Выходя из автомобиля после остановки на проезжую часть, не открывайте дверь резко - проезжающий мимо водитель может не успеть среагировать на внезапно появившееся препятствие. Перед тем, как выйти из автомобиля, посмотрите в зеркало заднего вида, и убедитесь, что вы сможете выйти безопасно для себя и других.

15. Будьте особенно внимательны в местах скопления людей, возле предприятий и магазинов. Пешеходы не всегда ведут себя дисциплинированно на дороге, поэтому особенно в таких местах внезапное появление человека на проезжей части необходимо всегда иметь в виду.

Оценивая опасность дорожной ситуации, учитывайте, что начинающий водитель часто склонен недооценивать тяжесть возможных последствий своих действий.

Методист Учебного Отдела Центральной автошколы «Безопасность» , преподаватель ПДД и ОБД Сараева А.В.


_________________________________________

Начинающим водителям и водителям со стажем рекомендуем посетить факультативный курс «Основы защитного стиля поведения водителя» , который проходит под руководством профессора Г.Б. Громоковского, автора экзаменационных билетов, используемых при сдаче теоретического экзамена в ГИБДД. Прослушав этот курс, слушатели получают теоретические основы безопасного стиля поведения на дорогах, смогут вырабатывать алгоритмы действий по предупреждению ДТП, выполнять безопасные перестроения, правильно выбирать дистанцию, избегать подстав, безопасно проходить крутые повороты и многое другое, что уменьшит степень риска попасть в аварию, изменит их отношение к процессу управления автомобилем.

30-09-2012 в 13:09

Ему еще предстоит многому научиться, чтобы на неплохом уровне освоить мастерство управления автомобилем. Существует целый ряд типичных ошибок, допускаемых практически всеми новичками. Некоторые из них мы предлагаем в этой статье.

Первая ошибка – н еумение соблюдать безопасную дистанцию , особенно при приближении к перекресткам, движении по скользкой дороге, в темное время суток или при прочих сложных условиях. Это чревато попутными столкновениями.

Даже после получения прав многие новички толком не умеют пользоваться сцеплением: резкое бросание педали, долгое движение накатом при выжатом сцеплении, неполное его включение и выключение при смене передач. Все это может быстро привести к его выходу из строя. Для восстановления навыков можно потренироваться работать педалью при выключенном двигателе.

Зачастую у новичков отсутствует так называемое чувство педали , что особенно актуально при старте с места. В итоге водитель слишком рано переходит на повышенные передачи, что приводит к потере приемистости автомобиля и динамики его движения (возникают длительные паузы при переключении передач).

Неоправданно раннее или слишком позднее начало торможения – еще одна распространенная ошибка начинающих водителей. В первом случае автомобиль очень медленно и долго движется к тому месту, где он должен остановиться (перекресток, место парковки, обочина и другое), мешая другим участникам дорожного движения ехать с нормальной скоростью. Но намного более опасным является позднее торможение, поскольку оно с высокой долей вероятности может спровоцировать возникновение аварийной ситуации на дороге.

У многих новичков имеются серьезные проблемы с быстротой принятия правильных решений в обстановке, требующей незамедлительной реакции. Известно немало случаев, когда неопытные водители в стрессовой ситуации путали педали тормоза и газа, неправильно включали указатели поворотов, неверно выбирали скорость движения или делали ошибочный маневр. Здесь единых рекомендаций быть не может, поскольку подобные навыки приходят с опытом; единственное, что можно посоветовать, – это ездить с той скоростью, которая позволяет свободно контролировать окружающую обстановку и иметь необходимый запас времени для обдумывания и принятия решений.

Особые сложности начинающие водители испытывают при выполнении левого поворота , а если при этом им приходится пересекать трамвайные пути, то данный процесс зачастую превращается в настоящее мучение. Неопытному человеку очень нелегко быстро и безошибочно выбрать момент для выполнения маневра, особенно на дорогах, имеющих три и более полосы движения в одном направлении. В подобной ситуации для минимизации рисков рекомендуется найти наиболее безопасный путь, пусть даже он окажется длиннее, – умение проезжать сложные перекрестки, особенно в часы пик, придет с опытом.

Многие новички не знают, как себя вести на нерегулируемых перекрестках . Порой доводится наблюдать, как неопытный водитель, даже имея преимущество перед другими транспортными средствами, стоит на месте и упорно отказывается ехать, пропуская всех, кто находится рядом, а сам начинает движение лишь после того, как все вокруг опустеет. Такая ненужная предосторожность лишь осложняет ситуацию: возникает путаница и водителям других транспортных средств трудно сразу понять, почему им уступают дорогу (люди могут подумать, что они не заметили какой-то знак) и в какой очередности теперь следует проезжать перекресток. Но сложнее всего новичкам проезжать перекрестки равнозначных дорог, когда очередность проезда определяется наличием «помехи справа»: они либо не помнят об этом, либо от волнения забывают, где право, а где – лево, что в конечном счете может спровоцировать возникновение опасной ситуации.

– еще одно слабое место начинающих водителей. Например, многие неправильно держат руки на руле, либо вообще с показным пренебрежением манипулируют им одной рукой (что категорически запрещено). Держание рук в нижнем секторе рулевого колеса – причина резкого многоступенчатого руления, а также оно сильно затрудняет круговое руление, во время которого водитель должен вовремя перехватить руль руками. Поэтому держите руки только в верхнем секторе (если представить руль в виде циферблата, то одна рука должна находиться примерно на цифре 10, другая – на цифре 2).

Характерная ошибка многих новичков – это включение стартера при работающем моторе. Часто такое случается на перекрестке, когда водитель намеревается начать движение на разрешающий сигнал светофора или регулировщика (после непродолжительной остановки человек забывает, что двигатель включен). Нескольких таких оплошностей бывает достаточно, чтобы вывести стартер из строя.

Известно немало случаев, когда неопытный водитель заводил мотор при включенной передаче. Подобная ошибка может стать причиной аварии – ведь при таком запуске двигателя автомобиль резко дергается вперед и может наскочить на находящееся поблизости препятствие (стена гаража, забор, столб, дерево и другое). Чтобы не попасть в неприятность, перед тем как завести мотор, обязательно проверьте положение рычага КПП и в любом случае выжмите педаль сцепления.

Каждый водитель на заре своей водительской карьеры совершает массу самых разных ошибок. Это неизбежно: автомобиль представляет собой сложный технический агрегат, для управления которым необходимо приобрести соответствующие умения и сноровку, а современная дорожная ситуация требует от водителя постоянного внимания и готовности реагировать на любые ее изменения. И даже заветное водительское удостоверение в кармане вовсе не означает, что его счастливый обладатель является хорошим водителем: ему придется еще очень многому учиться на практике, чтобы чувствовать себя за рулем уверенно и безопасно.

Отметим, что идеально и безошибочно управлять автомобилем вряд ли сможет даже многоопытный водитель. Как показывают результаты многочисленных исследований (проводимых, кстати, не только в Российской Федерации, но и за рубежом), водитель за 15 минут езды в городских условиях допускает в среднем от 5 до 10 ошибок. Причем это среднестатистический водитель, а что уж говорить о новичках!

Конечно, степень опасности этих ошибок различна, но в любом случае все они так или иначе способствуют снижению уровня безопасности дорожного движения. Кроме того, ошибки повышают напряженность работы водителя.

Возможно, читатель возразит: если бы каждый водитель за 15 минут езды совершал от 5 до 10 ошибок, то на российских дорогах было бы не повернуться из-за обилия дорожно-транспортных происшествий (их, конечно, и так немало, но не до такой же степени!). Почему же этого не происходит?

Дело в том, что большинство совершаемых водителями ошибок остаются незамеченными как для них, так и для других участников дорожного движения (но учтите, что ГИБДД видит все и всегда!). Почему? Это обусловлено так называемыми «компенсирующими» действиями водителей других транспортных средств, а также удачным стечением обстоятельств (то есть просто повезло). Однако если водитель постоянно совершает одни и те же ошибки, то это становится уже неотъемлемой частью его стиля езды и рано или поздно приведет к возникновению дорожно-транспортного происшествия. Именно поэтому уже с самого начала своей водительской карьеры следует устранять их как можно быстрее. Каждый водитель должен знать свои ошибки и причины их возникновения – это поможет избежать их.

Конечно, ни один новичок не обходится без того, чтобы не бросить резко сцепление, не заглохнуть на перекрестке в самый неподходящий момент (и не выслушать при этом от соседних водителей много интересного о себе и своих близких родственниках) и не покрыться холодным потом, когда невесть откуда совсем рядом с машиной неожиданно появляется другой автомобиль. Все мы когда-то чувствовали себя неуверенно в плотном транспортном потоке, при выезде с прилегающей территории, при проезде нерегулируемого перекрестка и даже на бензоколонке. Некоторым знакомо чувство вселенского ужаса, возникающее от осознания того, что вместо педали тормоза была нажата педаль газа (или наоборот). Ну а механическая коробка переключения передач (вкупе с педалью сцепления) вызывает раздражение чуть ли не у каждого новичка.

Иначе говоря, все без исключения водители в свое время делали за рулем массу совершенно необязательных движений, обусловленных нехваткой водительского опыта. Несмотря на то что каждый человек индивидуален, эти ошибки уникальностью не отличаются: одни связаны с управлением автомобилем, другие – с неумением адекватно оценить дорожную обстановку, третьи обусловлены неожиданным попаданием в сложную и опасную ситуацию на дороге, четвертые – излишней самоуверенностью и т. д.

В этой книге мы рассмотрим наиболее распространенные ошибки, совершаемые подавляющим большинством новичков, и расскажем о том, как можно их избежать или, по крайней мере, свести к минимуму возможные неприятности.

Ошибки, связанные с управлением автомобилем

Ошибки, связанные с управлением автомобилем, могут не только стать причиной возникновения опасной ситуации на дороге, но и привести к поломке машины.

Неумение работать с педалью сцепления

Самая известная ошибка новичков – это неумение правильно работать с педалью сцепления. Само собой, речь идет об автомобилях с механической коробкой переключения передач (рис. 1.1).

Напомним, что с помощью педали сцепления осуществляется включение и выключение сцепления. Данный механизм представляет собой устройство, которое с помощью силы трения осуществляет передачу крутящего момента от двигателя автомобиля через коробку передач к ведущим колесам (рис. 1.2). Главной задачей сцепления является кратковременное отключение двигателя от коробки переключения передач, а также плавное соединение этих агрегатов при работающем двигателе.

Рис. 1.1. Сегодня уже выпускаются автомобили с 6-ступенчатой коробкой передач

Рис. 1.2. Корзина сцепления

Не забывайте, что педаль сцепления является единственной педалью, которую водитель должен нажимать только левой ногой. С остальными педалями водитель должен работать только правой ногой.

Нажимать педаль сцепления следует быстро, но не резко, а плавно и до упора. Отпускать же ее нужно в три этапа.

Вначале следует немного отпустить педаль: это даст возможность пружинам нажимного диска подвести к маховику двигателя ведомый диск сцепления так, чтобы они слегка соприкоснулись. В это время между диском и маховиком возникнет легкая сила трения и диск начнет вращаться, что заставит автомобиль понемногу двигаться.

Потом нужно еще немного отпустить педаль сцепления – примерно до середины ее хода и не более чем на пару секунд задержать ее в данном положении. Это необходимо для того, чтобы скорости вращения диска и маховика уравнялись. В результате автомобиль будет двигаться быстрее.

На заключительном этапе педаль сцепления надо полностью отпустить. Это приведет к тому, что оба диска (нажимной и ведомый) станут единым монолитным целым и будут вращаться вместе с маховиком с одинаковой скоростью. Крутящий момент будет полностью передаваться на ведущие колеса автомобиля через коробку переключения передач, и машина станет ехать со скоростью, соответствующей включенной передаче.

Все эти действия должны выполняться постепенно и плавно. Новички же, как правило, слишком резко отпускают педаль сцепления, в результате чего двигатель глохнет. Кстати, это приводит к быстрому выходу из строя механизма сцепления, и любой инструктор по вождению скажет: на учебных автомобилях именно сцепление является механизмом, который ломается чаще других узлов и агрегатов (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Механизм сцепления со снятой корзиной

Еще одной распространенной ошибкой новичков является отсутствие так называемого «чувства педали», что вызывает серьезные затруднения при трогании с места. В результате водитель слишком рано переходит на повышенные передачи, из-за чего теряются приемистость автомобиля и динамика его движения (главная причина – большие паузы при переключении передач).

Ошибки, допускаемые при торможении

Часто на дороге можно увидеть такую картину: едет учебный автомобиль, скорость небольшая, до перекрестка остается метров 50, на светофоре загорается красный свет – и машина резко, почти на месте останавливается, прилично «клюнув носом». Это происходит потому, что находящийся за рулем курсант слишком резко нажимает педаль тормоза. Очевидно, что в данном случае нужно постепенно снижать скорость и подкатываться к перекрестку, чтобы остановиться либо перед стоп-линией, либо перед впереди стоящим автомобилем.

Слишком резкое и несвоевременное торможение является еще одной распространенной ошибкой новичков. Она приводит к тому, что автомобиль внезапно останавливается в неподходящем месте и в неподходящее время, становясь при этом помехой для движения других транспортных средств. Если после остановки водитель забудет выключить передачу, то после отпускания педали сцепления машина еще и дернется вперед.