Рекомендации масла для двигателя. Как выбрать моторное масло. Что такое синтетическое масло

Исходя из требований двигателя Вашего автомобиля и температуры окружающего воздуха, моторное масло подбирается по двум основным критериям: уровень эксплуатационных свойств по классификации API или ACEA , который должен соответствовать требованиям Вашего двигателя; и вязкость по классификации SAE , которая выбирается в зависимости от температуры окружающего воздуха и степени изношенности двигателя.

Классификация моторного масла по SAE

Одним из основных свойств моторного масла является его вязкость и ее зависимость от температуры в широком диапазоне (от температуры окружающего воздуха в момент холодного пуска зимой до максимальной температуры в двигателе при максимальной нагрузке летом). Наиболее полное описание соответствия вязкостно — температурных свойств масел требованиям двигателей содержится в общепринятой на международном уровне классификации SAE3000.

Она подразумевает моторные масла на 6 зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W) и пять летних классов вязкости (20, 30, 40, 50 и 60). Зимние классы имеют в обозначении букву «W», первую в слове Winter — зима. Чем больше число, входящее в обозначение класса, тем выше вязкость масел, относящихся к нему. Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, первый из которых указывает на минимальные значения динамической вязкости масла при отрицательных температурах и гарантирует пусковые свойства, а второй — определяет характерный для соответствующего класса вязкости летнего масла диапазон кинематической вязкости при 100°С и динамической вязкости при 150°С.

Методы испытаний, заложенные в оценку свойств масел по SAE J300, дают потребителю информацию о предельной температуре масла, при которой возможно проворачивание двигателя стартером и масляный насос прокачивает масло под давлением в процессе холодного пуска в режиме, недопускающем сухого трения в узлах трения.

Типичные диапазоны работоспособности наиболее часто используемых зимних, летних и всесезонных масел

Обращаем внимание потребителя на то, что для двигателей различной конструкции температурные диапазоны работоспособности масла данного класса по SAE существенно отличаются. Они зависят от мощности стартера, минимальной пусковой частоты вращения коленчатого вала, требуемой для пуска двигателя, от производительности масляного насоса, от гидравлического сопротивления масло приемного тракта и многих других конструктивных, технологических и эксплуатационных фактов (техническое состояние автомобиля, качество бензина или дизтоплива, квалификация водителя и т.п.)

Синтетические масла обладают несколько большей текучестью, поэтому легче просачиваются через неплотности в соединениях. Течь сальника свидетельствует не об агрессивности масла, а о том, что рабочая кромка манжета уже основательно изношена и вскоре сквозь него потекло бы любое масло. В двигателях устаревших конструкций (с сальниковой набивкой) синтетическое масло применять нельзя

  • при пробеге автомобиля менее 25% от планового ресурса двигателя (новый двигатель) необходимо применять масла классов SAE 5W30 или 10W30 всесезонно;
  • при пробеге автомобиля 25-75% от планового ресурса двигателя (технически исправный двигатель) целесообразно применять летом масла классов SAE 10W40, 15W40, зимой 5W30 и 10W30 и всесезонно — SAE 5W40;
  • при пробеге автомобиля более 75% от планового ресурса двигателя (старый двигатель) следует применять летом масла классов SAE 15W40 и 20W40, зимой — SAE 5W40 и SAE 10W40, и всесезонно — SAE 5W40.

Классификация моторного масла по API

Первая классификация масел по условиям их применения и уровням эксплуатационных свойств была предложена Американским институтом нефти (API) еще в 1947 г.

С тех пор она неоднократно дополнялась, но принцип разделения масел на две категории — «S» и «С» сохранился. К категории «S» (Service) относятся масла для 4-тактных бензиновых двигателей, к категории «С» (Commercial) — масла, предназначенные для дизелей автомобильного транспорта, дорожно-строительных техники и сельскохозяйственных машин.

Уровниэксплуатационных свойств по API в порядке возрастания требований к качеству подразделяются в категории «S» на девять классов (SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH и SJ), а в категории «С» на десять классов (CA, CB, CC, CD, CD-II, CE, CF, CF-2, CF-4 и CG-4). Цифры при обозначении классов (CD-II, CF-2, CF-4 и CG-4) дают дополнительную информацию о применяемости данного класса масел в 2-х или 4-тактных дизелях соответственно. Для обозначения универсальных масел, т.е. таких, которые могут применяться для смазывания бензиновых двигателей и дизелей, принята двойная маркировка, например SF/CC, SG/CD, SJ/SF-4 и т.п.

Классификация моторного масла по ACEA

Европейская ассоциация автомобильных представителей (ACEA) ввела с 1996 г. новую классификацию моторных масел, которая базируется на европейских методах испытания, а также использует некоторые общепризнанные американские моторные и физико-химические методы испытания по API, SAE и ASTM.

С 1 марта 1999г. все новые масла должны соответствовать более современным требованиям — требованиям ACEA-98. Однако до 1 марта 2000г. допускается использование требований ACEA-96. После этой даты все масла должны соответствовать требованиям ACEA-98.

Примерное соответствие классификаций ACEA-98 и API

В АСЕА входят ведущие гиганты автомобилестроения — BMW, DAF, Ford of Europe, General Motors Europe, MAN, Mercedes-Benz, Peugeot, Porsche, Renault, Rolls Royce, Rover, Saab-Scania, Volksvagen, Volvo, FIAT и др.

Классификация АСЕА-98 подразделяет моторные масла на 3 категории (в зависимости от назначения) — А, В и Е:

  • А1, А2, А3 — три уровня качества масел для бензиновых двигателей
  • В1, В2, В3 и В4 — четыре уровня качества масел для легких дизельных двигателей легковых автомобилей и фургонов на базе легковых автомобилей
  • - Е1, Е2, Е3 и Е4 — четыре уровня качества масел для тяжелых дизельных двигателей грузовых автомобилей.

Допуски автомобильных фирм

Каждый член АСЕА в дополнение к единым требованиям классификации масел может выдвигать свои специфические требования путем ужесточения проходных оценок или путем введения дополнительных испытаний в двигателе собственной конструкции. Такие дополнительные требования излагаются в фирменных спецификациях на моторные масла.

Допуски, определяющие возможность применения моторного масла в двигателях марок BMW, VW, Porsche являются основанием и для использования масла в легковых автомобилях других производителей. По допускам MAN, Volvo, Scania можно определить лучшие масла для применения в двигателях грузовых автомобилей. А если масло имеет одобрение фирмы Mercedes-Benz, классификация которой включает более 10 классов — «листов», это означат, что оно пригодно для использования практически в любых европейских двигателях данного класса.

BMW — знак одобрения на основании испытаний (только всесезонные масла).

Porsсhe — знак одобрения только для синтетических и полусинтетических масел (увеличение интервала замены), так как Porsсhe имеет минимальный интервал замены 20 000 км.

Mercedes-Benz (MB) — MB 226.0 — сезонное для легковых автомобилей, MB 226.1 — всесезонное для легковых автомобилей, MB 226.3 — всесезонное с увеличенным интервалом замен для легковых автомобилей, MB 226.5 — всесезонное с еще более увеличенным интервалом замен для легковых автомобилей, MB 229.1 — для новых двигателей легковых автомобилей с 1997 года выпуска (с интервалом замены 30 000 км).

Volkswagen — Audi (VW) — VW 500.00 — всесезонное, VW 501.01 — всесезонное. VW 505.00 — для двигателей с турбонаддувом, VW T 4 — новая спецификация (увеличение интервала замены).

Обычно автолюбители не изучают внимательно надписи на этикетке. А чтобы их «расшифровать», нужно разобраться в основных стандартах моторных масел.
Вязкость – не показатель качества.


Первое, что бросается в глаза при изучении этикетки масла, – класс его вязкости. А поскольку мы избалованы таким благом цивилизации, как всесезонные масла, речь пойдет только о них. Во всем мире принята классификация масел по вязкости, разработанная Обществом автомобильных инженеров США (Society of Automotive Engineers – SAE). Все, конечно же, знакомы с такими маркировками как 5W-40, 10W-40 и так далее. Что же они означают?

Первое число с буквой W (Winter – зима) свидетельствует о принадлежности масла к так называемому зимнему, низкотемпературному классу вязкости. Первая цифра указывает, насколько легко масло будет прокачиваться по системе смазки, т. е. как быстро поступит к рабочим поверхностям деталей, и сколько энергии АКБ будет затрачено на привод стартера (вязкость при 40° С). Число, которое указано после тире, – это летний (высокотемпературный) класс вязкости, соответствующий вязкости масла при рабочей температуре мотора (при 100° С).

Заблуждаются те, кто думает, что эти показатели можно просто взять и измерить. Ведь величины, о которых мы только что говорили, – это так называемые собирательные числа. Данные классы присваиваются маслу после комплексного измерения его показателей (например, динамической и кинематической вязкости).

Есть еще один важный момент. Принято считать, что, например, масло с вязкостью 10W-40 лучше, чем 15W-40. Это связано с тем, что многие привыкли к следующим шаблонам: синтетика имеет класс вязкости 5W-40, полусинтетика – 10W-40, минералка – 15W-40. Но ведь на нашем рынке уже представлены фирмы, которые производят 100-процентную синтетику классов вязкости 10W-40, 10W-60, 15W-50, 15W-60 и даже 20W-60. Существуют и минеральные масла «нетрадиционной» вязкости, например, 10W-30. Поэтому следует запомнить, что вязкость не является главным показателем качества или базовых составляющих масла. А чтобы выяснить, синтетическое оно или нет, лучше просто прочесть его характеристику.

API – не просто знак качества.

Следующий стандарт – API, разработанный Американским институтом нефти. Некоторые продавцы преподносят покупателям эту классификацию как своеобразный знак качества – мол, чем выше класс, тем лучше. На самом деле это всего лишь разделение масел по эксплуатационным свойствам.

Согласно API масла делятся на смазочные материалы для бензиновых двигателей (категория S) и для дизельных (категория C). Каждая из этих категорий, в свою очередь, делится на классы.

С маслами для дизелей все просто. Они в основном относятся к классу CF. Это значит, что данная продукция пригодна для эксплуатации в высокофорсированных дизельных двигателях как с турбонаддувом, так и без него.

Классификация масел для двигателей, работающих на бензине, разнообразнее. Начнем с классов SF и SG, так как предшествующие им уже не актуальны. Масла SF предназначены для двигателей машин, запущенных в серийное производство с 1980 по 1989 гг., SG – для моторов легковых автомобилей и легких грузовиков 1989 – 93 годов выпуска. Спрос на эту продукцию обусловлен невысокой ценой и соответствием требованиям производителей двигателей, снятых с производства и морально устаревших. В качестве примера можно привести моторы «вазовской» «классики», для которых вполне достаточно, чтобы масла соответствовали требованиям класса SG.
Стандарт SH был предназначен для моторов, серийное производство которых было начато в 1994 году, и заменяет все предыдущие классы. Но как раз с середины 90-х технический прогресс начал продвигаться вперед семимильными шагами. Поэтому «правление» класса SH продлилось недолго.

Его «наследник», класс SJ, принятый в 1996 году, в основном соответствует SH. Разница лишь в дополнительных требованиях к расходу масла, экономии топлива и способности масла не образовывать отложений при нагреве. Этот класс одобрен большинством производителей для применения в двигателях 90-х годов выпуска.
Но для современных автомобилей этих требований оказалось недостаточно. Поэтому в новейших бензиновых моторах применяются масла, соответствующие классу SL, который введен с 2001 года. В отличие от предыдущих, масла класса SL характеризируются большей стабильностью, меньшей летучестью и достаточным ресурсом для увеличенного срока эксплуатации до замены (если таковой рекомендован производителем двигателя).
Экономить можно не всегда.

«Третий кит» классификации автомасел внедрен ACEA (Ассоциацией европейских автопроизводителей). О его «тонкостях» знают далеко не все профессиональные продавцы и мастера автосервиса. А зря. Ведь если не обращать внимания на классы ACEA, необходимость капремонта мотора может возникнуть гораздо раньше.
Среди масел есть так называемые энергосберегающие. По названию нетрудно догадаться, что они предназначены для экономии топлива. За счет чего она достигается? Существует такой показатель как HT/HS (High temperature/High shear viscosity) – вязкость масла в условиях высокой температуры и большой скорости сдвига. Обычное масло при температуре 150О С остается достаточно вязким (HT/HS > 3,5 мПа с), при этом топливо не экономится, но обеспечивается нормальная защита двигателя. Если же при этих условиях вязкость снижается больше (HT/HS от 2,9 до 3,5 мПа с), детали мотора перемещаются легче, обеспечивая экономию горючего. Поэтому такое масло называют энергосберегающим. Но, как нетрудно догадаться, при этом одновременно снижается толщина масляной пленки, которая должна защищать детали от износа при высоких температурах.

Заведомо негативно относиться к энергосберегающим маслам не стоит. Ведь некоторые двигатели разработаны именно «под них». В основном это моторы японских автопроизводителей. Лишь эти масла могут легко поступать к узлам трения по их узким маслопроводам. Ресурс таких двигателей от этого не сократится. Энергосберегающие масла можно применять только в том случае, если они рекомендованы заводом-изготовителем автомобиля! Например, BMW и Mercedes-Benz их не рекомендуют. Нельзя их применять также в большинстве старых автомобилей любых марок, двигатели которых нуждаются в усиленной защите. Вот и получается, что экономить можно не всегда.
Рассмотрим две категории классификации АСЕА, которые имеют отношение к легковым автомобилям. Категория А – это масла для бензиновых двигателей, В – для дизельных. По принципу энергосбережения они структурированы одинаково. Классы А1, А5, В1, В5 – энергосберегающие. Остальные (А2, А3, В2, В3, В4) – стандартные. И если вы запомните этот нехитрый принцип, то уже не купите энергосберегающее масло к старенькому автомобилю, двигатель которого нуждается в усиленной защите.

Круговая порука.

Все три «кита» классификации автомасел связаны между собой. Например, если по API масло относится к классу не выше, чем SH, то по ACEA оно не может соответствовать энергосберегающим классам А1 или А5, так как требования к энергосбережению появились только начиная с класса SJ. В то же время, если по АСЕА продукт имеет класс А5, то по API он должен соответствовать SL, поскольку только у классов этого уровня есть требования к ресурсу для удлиненного пробега между заменами масла. Еще одна связь – универсальные масла делятся на два класса: бензиновые и дизельные, как по API, так и по АСЕА.

Классы вязкости также имеют связь с классификацией АСЕА. Обычно энергосберегающим классам А1, В1, А5 и В5 соответствуют высокотемпературные показатели 30 и ниже (например, 5W-30, 10W-30 и т. д.). А масла с показателем 40 и выше (например, 5W-40, 15W-50 ) соответствуют классам А2, А3, В2, В3, В4, то есть энергосберегающими не являются.

Вязкость (Viscosity) – внутреннее трение или сопротивление течению жидкости. Эта характеристика является важнейшим физико-химическим свойством масла, оказывающим влияние на силу трения. Существуют два показателя: кинематическая и динамическая вязкость.

От перемены мест…

Порядок расположения категорий S и C в индексе не случаен. Если на этикетке написано, например, «SJ/CF» , значит, масло универсальное и предназначено для бензиновых и дизельных двигателей, но предпочтительнее для применения в бензиновых. Если наоборот – «CF/SJ» , то это универсальный продукт, больше ориентированный на дизели.

Практика применения.

Теперь о применении. Для «Жигуленка» или старенькой иномарки (70-х – 80-х годов выпуска) вполне подойдет масло с показателями SAE – 15W-40, API – SF/CD или SG/CD, АСЕА – А2/В2. Если вы бороздите необъятные просторы родины на переднеприводном ВАЗе или на иномарке 90-х, выбирайте масло по SAE 15W-40 или 10W-40, по API – SH/CF или SJ/CF, по АСЕА – А3/В3. Для двигателей новейших автомобилей параметры масла должны быть следующими: SAE – 5W-40 или 0W-40 , API – SL/CF, АСЕА – А3/В3/B4. Заметьте, что в этом перечне не упомянуты энергосберегающие классы и стандарты. Их применение специфично. Поэтому, если хотите точно знать, какое масло рекомендовано к применению в вашем автомобиле, загляните в руководство по эксплуатации. Если же его нет, перед покупкой не поленитесь открыть каталог по подбору масел и найти там свою модель, чтобы в дальнейшем осознанно контролировать процесс правильного подбора смазочных материалов.

Согласно ACEA моторные масла делятся на три класса: А – масла для бензиновых двигателей; В – масла для дизельных моторов малой мощности (Light Duty), устанавливаемых на легковые и грузовые автомобили малой грузоподъемности; Е – масла для мощных дизельных двигателей (Heavy Duty).

В России официально представлены десятки автомобильных марок, сотни моделей и тысячи двигателей. И под каждый необходимо правильно подобрать масло, ориентируясь на многообразие допусков автопроизводителей и вязкостей моторных масел. Но все не так сложно, как кажется на первый взгляд, если просто ориентироваться на рекомендации автопроизводителя, которые, в свою очередь, базируются на двух основных моментах: тип двигателя и температура окружающей среды.

ВЯЗКОСТЬ

В обозначение вязкости масла по SAE входят две цифры. Первая, рядом с буквой W, обозначает низкотемпературную вязкость (0W, 5W, 10W, 15W, 20W). Чем ниже этот показатель, тем при более низкой температуре можно завести двигатель. В средней полосе России достаточно класса вязкости 5W-X, но в районах Крайнего Севера, где температура может опускаться ниже –30° С, рекомендуется использовать масло с классом вязкости 0W-X.

Вторая цифра в обозначении класса вязкости - это высокотемпературная вязкость (8, 12, 16, 20, 30, 40, 50, 60). Двигатели различных автопроизводителей имеют самые разные требования к этому параметру. Некоторые конструкционно рассчитаны под маловязкие масла, как, например, японские и корейские автомобили. А некоторые, наоборот, требуют применения масел с вязкостью XW-40. В любом случае при выборе класса вязкости необходимо руководствоваться рекомендациями автопроизводителя.

КАК РАЗОБРАТЬСЯ В «СООТВЕТСТВИИ ТРЕБОВАНИЯМ» И «ОДОБРЕНИЯХ»?

Автопроизводители могут иметь самые разные требования к маслам. Европейские и американские зачастую имеют собственные допуски на масла и разрешают заливать в свои двигатели только продукцию, получившую одобрение и прошедшую тестирование в независимых или собственных лабораториях. Японские, китайские и корейские автопроизводители не имеют собственных допусков для моторных масел, но требуют наличия соответствия требованиям международных классификаций API или ILSAC.

Чтобы получить допуск автопроизводителя, необходимо провести ряд стендовых и моторных испытаний в независимых лабораториях. На основе успешных испытаний выдается допуск на масло, подтверждающий уровень эксплуатационных свойств, и автомобильная компания вносит масло в список официально одобренных. Наличие официального одобрения от автопроизводителя гарантирует исправную работу масла в двигателе. Если какая-либо поломка все же произошла, и ее причиной стало именно масло, заявленное как одобренное, то автопроизводитель обязан компенсировать расходы на ремонт.

МАСЛО ПЕРВОЙ ЗАЛИВКИ И СЕРВИСНОЙ ЗАЛИВКИ

Первое масло в двигатели автомобилей заливают на сборочном конвейере и, как правило, требования, которые автопроизводители к нему предъявляют, выше, чем к маслам сервисной заливки. Такие масла обладают меньшей вязкостью, чтобы излишне не препятствовать «сглаживанию» трущихся поверхностей при обкатке и стендовых испытаниях двигателя. После того как мотор обкатан, он с залитым маслом отправляется на сборочную линию.

Масло, которое попадает в двигатель при его гарантийном обслуживании, принято называть маслом сервисной заливки. Многие считают, что необходимо использовать исключительно оригинальные моторные масла в таре с этикеткой автопроизводителя. Однако стоит отметить, что сейчас ни одна автомобильная компания не занимается самостоятельным производством масел, а прибегает к помощи специализированных компаний. Поэтому масло в фирменной упаковке отличается лишь логотипом на этикетке и завышенным ценником. Соответственно, при замене масла можно использовать продукт любого бренда при наличии необходимого допуска и уровня эксплуатационных свойств, рекомендуемых автопроизводителем в руководстве по эксплуатации к автомобилю.

МАСЛО В ПОСТГАРАНТИЙНЫЙ ПЕРИОД

В постгарантийный период, когда пробег автомобиля может достигать более 100–200 тыс. км, в первую очередь увеличиваются зазоры между стенкой цилиндра и поршнем. Если продолжать использовать маловязкие масла, то создаваемой толщины масляной пленки может оказаться недостаточно, и будет происходить прорыв газов сгорания в масляный картер. В этой связи, имеет смысл перейти на более вязкие масла, которые будут обеспечивать большую толщину масляной пленки и продлят жизнь двигателя.

КАК ЧАСТО МЕНЯТЬ МАСЛО?

На вопрос «Когда менять масло?» нельзя ответить однозначно, поскольку этот момент зависит от большого количества факторов - от условий эксплуатации до качества топлива. В руководстве по эксплуатации автомобилей, как правило, приведены несколько заниженные цифры - до 15 тыс. км. На самом деле качественные масла от крупных компаний, имеющие официальные одобрения автопроизводителей, вполне могут проработать гораздо дольше. Поэтому ничего страшного не произойдет, если затянуть с заменой масла на 500–1000 км. Но делать этого все же не следует, так как в случае поломки автопроизводитель имеет право отказать в гарантийном ремонте.

Большое влияние на ресурс моторного масла оказывает режим, при котором эксплуатируется автомобиль

ИТОГИ

Итак, для того чтобы самостоятельно правильно подобрать моторное масло, нужно выполнить следующие действия:

  1. Проверить руководство по эксплуатации своего автомобиля и найти раздел с требованиями к маслу.
  2. В зависимости от типа двигателя и режима эксплуатации определить требуемый уровень свойств моторного масла.
  3. Выбрать класс вязкости масла по SAE в зависимости от температуры окружающей среды, в которой эксплуатируется автомобиль, и пробега автомобиля.
  4. Выбрать желаемый бренд масла, внимательно изучить заявленные уровни свойств, допуски и соответствия требованиям автопроизводителей.
  5. По возможности проверить наличие у производителя масел лицензий и одобрений онлайн или запросить официальные документы.

«За рулём». Проводили экспертизу специалисты совместно с сотрудниками одной известной лаборатории.

Рейтинг, полученный с помощью четырёхшариковой машины

Были проведены незаменимые исследования свойств синтетических масел отечественного и зарубежного производств. Все основные испытания проводились на автомобиле марки ВАЗ, хотя некоторая часть замеров произведена была в лаборатории. Использовалась для испытания и специальная четырёхшариковая машина трения, предназначенная для определения нагрузок сваривания трансмиссионных масел.

Хотя, как утверждают некоторые эксперты в этой области, такой агрегат не предназначен для тестирования автомобильного . Подобных нагрузок в двигателе внутреннего сгорания просто нет, и с тестированием в состоянии справиться только EP присадки, изготовленные на основе фосфора и серы. А если вспомним, они с 1996 года не используются.

Что касается испытаний на четырёхшариковой машине трения, то такие эксперименты желательно проводить для трансмиссионных и индустриальных видов смазок.

Итак. Какое же масло можно назвать качественным и хорошим? Оказывается, по сути, такого понятия, как хорошее смазочное средство для , а вернее, наиболее качественное, - нет. Каждый из видов должен подходить под ваш двигатель. Понятно, что имеются в виду смазки от производителей, а не подделки.

Ну допустим. Пришла пора выбирать моторную смазку. Что делать? Как её выбрать? Вот и попытаемся дать некоторые полезные советы.

Правильный подход - первый шаг при выборе

Главное при выборе хорошей смазки для двигателя - это правильный подход. Следует уметь определять критерии и знать некоторые секреты. И самое важное, чтобы моторное масло соответствовало по своим характеристикам тем показателям и требованиям, которые выдвигает автопроизводитель.

Если действовать при выборе смазки, как человек простой, то бишь, узнавая у друзей и знакомых, то ничего дельного из этого не выйдет. Ведь каждый льёт масло разное и хвалит его. Что же делать?

Может порыскать в или лучше открыть соответствующий вопросу форум? Задать вопрос прямо: а какой вид смазки лучше заливать в двигатель? При этом не указывать ни марку автомобиля, ни возраст, да и вообще ничего, кроме вопроса. Большинство ответов будут содержать массу полезных советов по конкретным маслам, но лишь десять процентов поинтересуются, а какая у вас, вообще, машина, уважаемый? Указав марку, опять окажешься в окружении массы ответов, содержащих множество абсолютно разных мнений.

Инструкция, где всё чёрным по белому написано

Тупик, что делать? Как правильно и грамотно выбрать смазку для своей машины?

Если быть честным, то в первую очередь необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией для автомобиля. Именно там чёрным по белому написано, какой вид смазки следует использовать для двигателя. И какое автомобильное масло лучше, здесь не так важно. Но если автомобиль достался вам без сервисной книжки, то информацию можно найти у официальных представителей марки автомобиля.

Хотя допуски определённого масла разрабатываются для мотора, а не для марки автомобиля в целом. Так, некоторые производители автодвигателей предлагают заливать в их мотор несколько видов смазок, а не одну.

Обычно, допуск к маслу для определённой марки автомобиля состоит из специального кода - набора цифр и букв. К примеру, для этот код выглядит следующим образом: MB 228,3, а для Audi - VM 501.01.

Некоторые из автопроизводителей в своих запросах несколько скромны и в виде рекомендаций дают кодировку только по международным классификациям. Например, SAE, ILSAC, API.

Некоторые водители, особенно новички, могут спросить: а чем выбор смазки настолько важен? Ответ на этот вопрос лежит в области состава некоторых присадок, используемых в моторных маслах. Благодаря этим самым присадкам, их химическому составу, они имеют разные условия эксплуатации. И если выбрать смазку неправильно, то это грозит снижением мощности двигателя, повышенным и другими «барабашками» в автомобиле. В итоге это приведёт к выходу из строя двигателя, чего боится каждый водитель транспортного средства, ведь мотор - это сердце машины.

Идём дальше. Теперь необходимо оценить качество залитого до этого масла. Другими словами, нужно узнать, какой вид смазки находится в картере вашего автомобиля. Обычно, опытные водители спрашивают об этом у предыдущих владельцев. Но в некоторых случаях владелец не помнит или не желает давать подобную информацию. Ничего, это не беда! Промывка двигателя всё поставит на свои места, хотя это и обернётся лишними затратами.

Ещё одним важным параметром для будущих изысканий становится угар масла, то бишь его расход. Понятно, что расход нулевым быть не может по определению, ведь всё равно какое-то количество смазки сгорает в любом случае. Но вот сколько?

Анализирование - ещё один правильный шаг при выборе

Узнав, какое масло залито в двигатель вашего авто и какой у него расход, нужно провести небольшое исследование. Сравнить оба показателя с теми, что рекомендует производитель. Соответствует, к примеру, угар смазки параметрам, выдвигаемым автопроизводителем, или нет. Одним словом, если разницы нет или она небольшая, менять марку не стоит, так как это грозит лишними сложностями.

По сути, смена заливаемого в двигатель масла - это прямой вред мотору и его внутренним деталям, уже привыкшим работать на старом. Хотя, если расход смазки слишком завышенный, менять марку смазки всё-таки придётся. Напомним, что это относится к ситуации, когда сервисной книжки автомобиля нет, и вы не смогли узнать, какой вид смазки рекомендует использовать производитель.

Наконец, последним шагом при выборе становится информация списка такой продукции, знание марок и производителей. Зная марку смазки, подходящей для вашего автомобиля, вы всё равно встанете перед выбором, ведь видов одной и той же марки множество. Какой же лучше?

Можно сделать и так: ввести допуск смазки в поисковик интернета и придёт список нужных.

Но вот в чём дело. Оказывается, не все производители публикуют информацию о сертификации по допускам в . Получается, что добраться до этой информации будет сложно. Хотя трейдеры, торгующие разными марками смазок, практически всегда публикуют информацию.

Получается, что самым главным при выборе является допуск смазочного материала, означающий набор присадок и стандарт качества? Да. И конечно же, комплексный подход к выбору смазки, представленный выше в виде определённых, поэтапных шагов.

Классификация и виды

Теперь попробуем разобраться в широком ассортименте моторных масел, представленных на рынках сегодня. Узнаем про классификации моторных масел и многое другое.

Минеральное

Одним из видов моторного масла является минеральное, получаемое в результате смешивания стандартных дистилляционных и остаточных масел. Можно ли сказать, что это самое лучшее автомобильное масло? Вряд ли. Как и было сказано выше, всё зависит от марки автомобиля, вида его двигателя.

Стоит отметить, что минеральные масла имеют довольно узкий круг применения и стоят намного дешевле.

Если смешать минеральное масло с синтетическим, что делают часто, получится полусинтетическое автомобильное масло. Оно применяется практически во всех моторах и значительно экономит топливо. Также такой тип масла имеет прекрасные технические характеристики.

Синтетическое

Для его получения используется сырьё дорогое. Кроме того, чтобы получить синтетическое автомобильное масло, нужно применять дорогостоящее оборудование. Оно обладает высокими эксплуатационными характеристиками и используется при любых погодных условиях, а также в любое время года.

Классификация моторных масел по вязкости (SAE)

Кроме типа масел, существует ещё такой параметр, как его вязкость. Это самая важная его характеристика и придумана она американским обществом автомобильных инженеров. Шифруется вязкость кодировкой SAE. И по этой классификации абсолютно все масла делятся на летние, зимние и всесезонные.

Летние виды различают по числовым кодировкам. Например, автомобильное масло SAE 40 или SAE 50. Что касается зимнего масла, то его кодируют следующим образом: SAE 0w или SAE 15w. И, наконец, всесезонные смазки обозначаются двумя знаками.

Чем больше цифра летнего вида масла, тем больше его вязкость при высоких температурах. Другими словами, смазывание двигателя при высоких температурах проходит надёжнее.

Чем меньше цифра в зимнем виде масла, тем меньше его вязкость при низкой температуре. Другими словами, холодный пуск двигателя происходит намного легче.

Классификация масел по API

Существует ещё одна версия классификации масел автомобильных. Так, классификация API делит автомобильные масла на два типа: предназначенные для и предназначенные для бензиновых моторов. Какое хорошее из них, значения не имеет.

Рейтинг моторных масел

Понятно, что объять необъятное невозможно, и масла для всех автомобилей в одной статье описать не получится. Однако в наших силах сделать сводное сравнение наиболее известных брендов, представленных на российском рынке. В качестве основы для сопоставления мы возьмём ресурсный тест масел, упомянутый выше, а также данные ряда автомобильных экспертов и простых автолюбителей. Такой сводный рейтинг поможет вам выяснить, на какой бренд лучше обращать внимание при покупке смазочного материала.

Никаких сомнений

Масло, выпущенной японской корпорацией ZIC, можно рекомендовать каждому автолюбителю. Несмотря на высокую стоимость, оно действительно помогает экономить немало денег. Среди его положительных черт стоит отметить минимальный износ силового агрегата и отсутствие серьёзного нагара после длительной эксплуатации. Кроме того, исследование, проведённое после слива масла, показало, что этот смазочный материал пригоден к эксплуатации даже после выработки положенного ресурса. Если вы случайно забудете вовремя сменить масло в моторе, серьёзных последствий ждать точно не придётся.

Продукция компании Shell всегда считалась одной из лучших - это подтверждается как результатами лабораторных исследований, так и отзывами. Единственным недостатком можно назвать большой расход на угар при работе мотора в предельных режимах - активным водителям придётся покупать небольшой флакон для доливки в процессе эксплуатации. Масла Shell не оставляют нагара и позволяют очищать мотор. Однако стоит быть осторожным - для старых автомобилей рекомендуется использовать минеральное масло этого бренда, которое не приводит к повреждениям мотора в результате вымывания всех отложений, заполняющих поры металла. Ещё одним минусом можно назвать огромное количество подделок масла, которые заведомо не соответствуют никаким нормам.

Смазочный материал, выпускающийся под знаменитым брендом Motul, показал лучшие результаты в области и работы при высокой температуре. При испытании спорткаров с этим маслом был достигнут минимальный показатель выработки компонентов мотора. Однако есть у масла Motul существенный недостаток - при активной эксплуатации автомобиля оно теряет свои свойства быстрее, чем описанные выше аналоги. Тем не менее показатели скорости старения позволяют уложиться в нормативные интервалы, установленные производителями транспорта.

Оптимальный баланс

Масло французского концерна Total ценят за сочетание умеренной цены и превосходного качества. Конечно, по показателям долговечности и стабильности физических характеристик ему далеко до мировых лидеров, однако все характеристики при замене укладываются в актуальные нормы. Существенным плюсом смазочного материала является возможность борьбы с грязью - все отложения вымываются уже после 3–5 тысяч километров. Кроме того, радует минимальный расход на угар, который сокращает расходы автомобилиста и уменьшает вред для окружающей среды.

Чуть меньше стоит масло Elf, однако его параметры назвать идеальными нельзя. Несмотря на то что все показатели уложились в действующие стандарты, наблюдались проблемы с расходом на угар при движении в городе. Кроме того, отклонение от периодичности замены масла может нанести существенный ущерб компонентам двигателя - оно стареет достаточно быстро. Однако существенный плюс продукции этого французского бренда - минимальный объем отложений, образующихся при длительной работе мотора.

Масла международного концерна British Petroleum хорошо известны российскому потребителю благодаря сотрудничеству с корпорацией ТНК. Они хорошо защищают двигатели от повреждений и ускоренного износа, а также образуют минимальный объём отложений. Однако длительная работа при высокой температуре заставляет масло сильно густеть, что обусловлено особенностями его химического состава. Поэтому такой смазочный материал лучше не выбирать владельцам спорткаров и других динамичных автомобилей.

Надеемся, что эта статья поможет вам подобрать то масло для двигателя, которое станет родным для него и значительно повысит мощность и срок эксплуатации.

Многих автовладельцев занимает вопрос, какое моторное масло наиболее благоприятно для двигателей с большим пробегом. Все детали и узлы автомобильных двигателей внутреннего сгорания нуждаются в постоянной качественной смазке. От качества моторного масла зависят эксплуатационные свойства и характеристики движка.

Влияние смазки на работу автомобильного двигателя

Правильный выбор марки моторного масла обеспечивает стабильность работы двигателя внутреннего сгорания каждого автомобиля, независимо от его модели и года выпуска. От того, как работает система смазки машины, зависят следующие эксплуатационные показатели:

  1. Общий расход горючего.
  2. Пробег автомобиля до очередного капитального ремонта.
  3. Расход смазочного материала.
  4. Время между полной заменой масла.
  5. Износоустойчивость деталей и узлов силового агрегата.
  6. Мощностные характеристики двигателя.
  7. Чистота выхлопных газов.

В представленный список включены не все параметры, зависящие от качества моторной жидкости, заливаемой в бак конкретного авто. Эффективность применяемого смазочного материала определяется состоянием рабочих поверхностей элементов мотора и стабильностью его работы.

Запуск двигателя на холодную, время разгона автомобиля, развиваемая скорость, мощность и прочие эксплуатационные характеристики напрямую зависят от правильного выбора моторного масла.

Выбор масла для автомобилей с большим пробегом

Производители смазочных материалов создают вещества, подходящие для различных ситуаций. Автопроизводители, со своей стороны, дают рекомендации, каким компонентам необходимо отдавать предпочтение в конкретных ситуациях.

Для новых автомобилей данный вопрос решается просто. Они находятся на гарантии, водители имеют возможность обращаться в авто сервисные компании в любое время, чтобы уточнить подходящую марку моторного масла. Кроме того, паспорт автомобиля содержит подробную инструкцию о подходящей смазочной жидкости для данной модели.

Однако, трудности с правильным выбором возникают, когда нужно приобрести машинное масло для двигателя с большим пробегом. В данном случае мероприятия по доливке и замене смазки существенно усложняются.

Критичность пройденного пути

Многих интересует, какая величина пробега является предельной для данного транспортного средства. Ведь термин «большой пробег» не дает полного представления о том, что двигатель внутреннего сгорания пора ремонтировать из-за произошедших изменений в его деталях и узлах (износ, разрушения).

Для определения, что пройдено много километров, нет однозначных показателей в цифрах. Считается, что отечественный движок, отработавший на 100 тыс. км, имеет большой пробег. В то же время, характеристики некоторых японских силовых агрегатов не изменяются после десяти тысяч километров пробега. Средний путь без необходимости капитального ремонта и риска поломки от износа для импортных движков составляет 150 - 200 тысяч км.

Если зарубежный мотор начинает отказывать раньше установленных норм пробега, значит он эксплуатируется с нарушениями:

  • использование некачественного топлива;
  • марка моторного масла не соответствует рекомендованной;
  • нарушение рекомендованного режима между сервисными заменами смазочного материала.

Большое значение имеет соблюдение установленных правил при проведении процедуры по замене моторного масла. Данные мероприятия рекомендуется доверять опытным сотрудникам в условиях автосервиса.

Особенности работы двигателей после длительных пробегов

Детали и узлы в двигателях внутреннего сгорания, прошедших длительный путь, обладают существенным износом. Особенно ему подвержены элементы цилиндро-поршневой группы. Износ поршней, цилиндров, уплотнений и клапанов приводит к следующим нарушениям в работе силового агрегата:

  1. Уменьшение компрессии двигателя.
  2. Увеличение расхода топлива.
  3. Ухудшение динамических показателей.
  4. Затруднения при запуске движка.
  5. Возрастание вредных воздействий окислительных процессов.
  6. Потеря эффективности присадок в смазке.

Переход на синтетику

Сразу уменьшается износ рабочих элементов мотора, нормализуется потребление горючего. При помощи синтетики металлические поверхности на долгий период защищены от окисления и коррозии.

Синтетическая смазка облегчает «холодный старт» силового агрегата. Невысокая вязкость придает ей дополнительную текучесть, благодаря чему коленчатый вал свободно прокручивается при низких температурах окружающей среды. При применении синтетики экономится топливо при включении двигателя. Запуск производится быстро, не позволяя деталям быстро изнашиваться.

Эффективность специальных присадок

В процессе эксплуатации автомобиля детали силового агрегата получают постоянный износ. Различают несколько состояний износа:

  • этап приработки;
  • режим установившийся;
  • аварийное состояние.

Детали и узлы двигателей с большим пробегом находятся на последнем аварийном этапе. Их износ быстро развивается, что может привести к скорой поломке. Для выхода из подобных ситуаций производителями моторных масел разработаны добавочные вещества - присадки в смазочную жидкость.

Благодаря наличию противоизносного бустера увеличивается толщина защитной пленки. Масляный слой оберегает детали от разрушающих сил трения, возникающих в процессе взаимного контакта движущихся поверхностей внутри мотора. Данная технология является наиболее эффективной защитой от износа.

Присадки, препятствующие образованию различных осадков и отложений, не позволяют парализовать работу двигателя внутреннего сгорания. Они активно смывают осадки, образованные ранее. В результате действия данных добавок мощность двигателя увеличивается, расходы масла и топлива сокращаются.

В любом случае изношенные моторы невозможно сделать новыми и молодыми. Опытные специалисты советуют использовать смазочные материалы, обладающие повышенной вязкостью. К примеру, если в паспорте на двигатель стоят рекомендации об использовании моторной смазки 5w 40, нужно заливать вместо него масло марки 5w 50.

Данное решение - временный компромисс. Оно поможет выровнять работу силового агрегата, но не улучшит его физическое состояние.

Работа двигателей с большим пробегом на полусинтетических смазочных материалах

При использовании полусинтетики в моторах с большим пробегом образуется несмываемая тонкая защитная пленка. Этот эффект возникает благодаря уникальным магнитным свойствам сложных элементов, входящих в состав данных смазочных веществ.

Заключение

Выбирая подходящий смазочный материал для своего автомобиля, необходимо руководствоваться рекомендациями автопроизводителей. В инструкции содержится подробная информация о допустимой вязкости и других характеристиках моторного масла.

"Сердце" автомобиля – его двигатель – требует бережного отношения, качественного бензина и моторного масла. От этого зависит продолжительность его службы.

Из статьи вы узнаете, как выбрать масло для двигателя автомобиля это станет залогом успеха в сохранении работоспособности мотора. Существует несколько критериев по которым разделяются автомасла.

Типы масел для двигателя

Любое масло состоит из основы и различных добавок. По виду основы масла делятся на:

  1. минеральное;
  2. синтетическое;
  3. полусинтетическое;
  4. гидрокрекинг.

На минеральной основе

Автомасло на минеральной основе ("минералка") производится из нефтепродуктов методом перегонки и последующей очистки. Стоимость самая низкая по сравнению с другими.

В состав входит до 12% присадок, которые усиливают моющие и антикоррозионные свойства минерального масла. Однако, сами присадки быстро выгорают под действием высоких температур, что требует более частой замены.

Минеральное масло больше подходит для старых моделей автомобилей, не подходит для двигателей, работающих в тяжёлых условиях и с большими нагрузками.

Минеральное масло может быть:

  • парафиновое,
  • нафтеновое,
  • ароматическое.

Лучшим выбором будет минеральное масло на парафиновой основе.

На синтетической основе

Автомасло на синтетической основе ("синтетика") получается при синтезировании газов.

При эксплуатации создаёт защитную масляную плёнку, которая надёжно защищает отдельные узлы ДВС.

Подходит для силовых агрегатов, работающих при больших нагрузках. Благодаря повышенной текучести способствует быстрому запуску двигателя при низких температурах.

Стабильность свойств сохраняется при нагрузках и температурном воздействии длительное время. Высокая стоимость.

Сочетает минеральную и синтетическую основы от 30/70 до 50/50, значительно улучшая эксплуатационные качества "минералки". Цена выше, чем у минералки, но ниже, чем у синтетики.

Сохраняет свои свойства при низких и высоких температурах.

Гидрокрекинг

Изготавливается на минеральной основе и проходит обработку гидрокрекингом, что значительно повышает его качество. Хотя изготавливается из нефти как "минералка", но конечный продукт больше похож на "синтетику".

Гидрокрекинговое автомасло становится всё более популярным среди автолюбителей, благодаря приближенным к "синтетике" эксплуатационным характеристикам, но более низкой ценой.

Цена чуть выше "полусинтетики".

Классификация это более важная характеристика при выборе масла для автомобиля, чем выбор основы.

Параметры классификации указывает производитель автомобиля, и отклонение при выборе от рекомендованных может привести к поломке двигателя. При чём неважно в какую сторону будет отклонение на класс выше или ниже.

SAE

SAE это международный стандарт, разделяющий масла по их вязкости. Учитывается вязкость при разных температурах окружающей среды, может быть:

  • летнее - имеет цифровое обозначение (SAE 20, SAE 40 и т.д.);
  • зимнее – имеет обозначение с буквой "W" (SAE 0W, SAE 10W и т.д.);
  • всесезонное - имеет комбинированное обозначение (SAE 0W-20, SAE 10W-30 и др.).

Всесезонное масло почти полностью вытеснило летнее и зимнее, так как с всесезонкой отпадает необходимость менять его каждый сезон.

Например, SAE 10W-30 означает, что этот тип можно использовать при температуре от -30 (от первого числа отнять 40) и до +30.

API

Вторая классификация – по качеству "API". Разделение проводят, прежде всего, в зависимости от типа ДВС.

API S – для бензинового ДВС, API C – для дизельного. Существует также API S/C, которое подходит обоим типам.

Следующая после "S" или "С" буква означает класс качества смазки, чем дальше от начала алфавита стоит буква, тем лучше качество.

Можно без какого-либо риска заливать автомасло более высокого качества от рекомендованного производителем.

После букв в скобках могут стоять цифры, так обозначается год выпуска двигателя, с которого рекомендовано данное масло. Например, API SM (2004) подходит для бензиновых агрегатов не старше 2004 года.

2 или 4 стоящие через тире после букв обозначают двух или четырёхтактный двигатель (CI-4 подойдёт к четырёхтактному дизелю).

Стоящая впереди "Е" обозначает энергосберегающее масло.

ACEA

Новая европейская классификация ACEA весьма похожа на американскую API.

В ней масла также разделяются по типу мотора ("А" и "В" для бензинового и дизельного соответственно).

Буква "С" с 2004 года обозначает универсальное масло, подходящее бензиновым и дизельным автомобилям.

"Е" – для дизельных двигателей при повышенных нагрузках (автобусы, грузовики).

Цифра, стоящая сразу после буквы, обозначает качество, чем больше, тем лучше качество.

Год утверждения обозначается цифрами через дефис (В4-98).

Подбор автомасла по вязкости

Вязкость – это одно из самых главных свойств масла.

При низких температурах вязкость должна быть ниже, при высоких – наоборот. Поэтому разделяют зимние и летние моторные масла, обеспечивающие надежную смазку двигателя в соответствующих условиях.

Существуют также всесезонные масла, которые подходят и зимой, и летом при умеренных температурах.

Главными критериями при выборе должны быть требования производителя автомобиля, указанные в инструкции по эксплуатации.

Добавки в масло

Современные моторные масла представляют собой смесь из основы и различных добавок.

Уже при производстве в автомасло вносят антиокислители, стабилизаторы, антивспениватели, антикоррозиционные и антифрикционные присадки.

При этом соблюдаются необходимые для стабильной работы пропорции.

Использование дополнительных добавок для масла сегодня считается не только излишним, но и вредным для качества.

Лучшее масло для зимы

Замена масла в двигателе с началом зимнего сезона рекомендована, особенно если старая смазка уже отработала хотя бы половину своего срока.

На морозе смазка густеет и хуже прокачивается.

Чем ниже вязкость, тем легче заведется автомобиль при низкой температуре.

Определить подходящее масло по вязкости относительно температуры можно по маркировке SAE. Зимними вариантами считаются марки от 0W-30 до 10W-40.

Чем меньше первая цифра, тем жиже автомасло после прогрева мотора. Слишком жидкая смазка способствует износу различных узлов механизма, слишком вязкое – препятствует нормальной работе.

Какую марку автомасла выбрать

Марка производителя моторного масла не является основным критерием при его выборе.

Это больше относится к личным предпочтениям, которые вырабатываются с годами эксплуатации автомобиля.

Кому-то нравится Liqui Moly, а другой не заливает в мотор ничего кроме Mobil.

Рейтинг лучших моторных масел на основании отзывов потребителей.

  1. Лукойл супер 5W-40 – из недорогих.
  2. Shell Helix HX 8 Synthetic 5W-30 – для зимы.
  3. Shell Hellix Ultra 5W-40 – для бензинового двигателя.
  4. Mobil 1 super 3000 xe 5w-30 – для Шевроле Нива.
  5. Mobil 1 5W-50 – всесезонное.
  6. TOTAL QUARTZ 9000 5W 40 – синтетическое масло.
  7. ZIC XQ 5000 – для дизеля.
  8. Mobil 1 0W-20 – полусинтетика для Hyundai Solaris

Если у вас уже достаточно старенький автомобиль с таким же древним мотором, то его прокладки и сальники могут быть несовместимы с новыми дорогими синтетическими маслами. Поэтому и заливать их нет смысла, вполне подойдёт простая недорогая "минералка".

Если автомобиль ещё на гарантийном обслуживании и в ТТХ указана конкретная марка автомобильного масла, то и покупать стоит указанную марку у официального дилера. Иначе можно остаться без гарантии.

Если гарантии на автомобиль уже нет, то можно выбрать любую марку главное, чтобы оно соответствовало указанным производителем характеристикам.

Если вы решили поменять тип моторного масла, то рекомендуется перед заменой промыть двигатель.

У вас возникли вопросы, жалобы или вы хотите оставить свой позитивный отзыв, вы можете это сделать ниже! Оставляйте свои отзывы и предложения в комментариях!