Путешествие по Франции на автомобиле — дороги и пейзажи. Платные дороги во франции

Прокат и аренда авто во Франции. Какую компанию выбрать. Что выгоднее: бронировать машину онлайн или по прибытию. Платные дороги, цены на бензин, парковки, штрафы и ПДД во Франции.

Аренда авто во Франции

Российские путешественники активно осваиваются за рубежом. Совершив пару поездок по Европе в составе экскурсионной группы, осмотревшись и осмелев, туристы выбирают свободу передвижения и комфорт. К тому же так гораздо удобнее исследовать страну, замки Долины Луары , к примеру. Поэтому прокат автомобиля – услуга, пользующаяся высоким спросом в странах Евросоюза, в том числе и во Франции.

Прокат автомобилей во Франции

Аренда транспортного средства обойдётся более дёшево, если позаботиться об этом заблаговременно. Бронируя авто ещё перед поездкой, вы получаете возможность сравнить стоимость аренды в разных фирмах и выбрать лучшие предложения. Разброс цен достигает порой 40%.

Пункты проката в условиях конкуренции нередко предлагают выгодные условия. Среди них:

  • большой выбор машин, в том числе премиальных марок;
  • высокое качество обслуживания;
  • неограниченный километраж;
  • русскоязычная поддержка;
  • выгодная цена.

При долгосрочной аренде итоговая стоимость услуги оказывается ниже, то есть за один день пользования машиной вы заплатите меньше, если арендуете её на весь отпуск.

Помните, что оформляя заказ, вы имеете право на выбор не конкретной модели, а категории автомобиля.

Чтобы оформить прокат авто онлайн достаточно совершить несколько простых действий:

  1. Заполнить форму бронирования, указав город приезда, дату и время.
  2. Выбрать тип и класс транспортного средства.
  3. Не забыть про дополнительные опции – навигатор, детское кресло и т.п.
  4. Ввести личные данные, в том числе e-mail и номер мобильного телефона.
  5. Указать реквизиты своей банковской карты.
  6. Получить по e-mail ваучер, подтверждающий ваш заказ.

По прибытию в страну вы предъявляете необходимые документы, подписываете договор и забираете машину.

Какую прокатную компанию выбрать

Прокат авто во Франции осуществляется как крупными международными компаниями, так и небольшими местными фирмами. Безоговорочным доверием потребителей пользуются корпорации, имеющие представительства по всему миру. Дороже всего клиентам обходится авто, арендованное в компании Hertz , хотя при бронировании на сайте предложение выглядит дешевле. Но на месте с вас потребуют доплатить за дополнительные страховые случаи. В Avis и Sixt цены на порядок ниже.

Чем отличаются крупные компании, работающие под раскрученными брендами, так это высоким уровнем сервиса:

  • техническая служба поддержки работает круглосуточно;
  • ограничения по пробегу отсутствуют;
  • персонал говорит на нескольких языках;
  • авто можно сдать в пункте прокат другого города без дополнительной оплаты.

Предупредительные сотрудники учтут все ваши требования, в надёжности юридического договора можете не сомневаться. Единственный минус – высокая стоимость аренды . Сегодня машина класса «эконом» вместе со страховкой обойдётся вам 20-30 евро за сутки, а за экземпляр класса «C» придётся выложить уже 60-70 евро.

Изучив многочисленные отзывы, российские туристы нередко отдают предпочтение местным компаниям, где цены выгоднее – BuzzCar, OuiCar или Drivy , а условия аренды менее суровые.

Некоторые фирмы вводят ограничение по пробегу до 250 км в сутки. За превышение нормы с вас возьмут, в переводе на наши деньги, от 10 до 15 рублей за каждый километр. Поэтому прежде чем оформлять договор, следует внимательно ознакомиться с правилами фирмы. В мелких недорогих конторах возможно оформление аренды без франшизы.

© dgwxx / flickr.com / CC BY 2.0

Где найти пункты проката?

Нет ничего проще. Прилетев в любой аэропорт страны, автолюбитель на месте может арендовать транспортное средство и уехать в отель уже за рулём. А если ваш пункт прилёта – «Шарль де Голль» - самый крупный аэропорт во Франции, будьте готовы, что множество известных фирм будут рады одолжить вам свой автомобиль.

Автопрокатчики учитывают популярные направления туристического потока, будь то Париж, Ницца, Женева. По пути следования вам обязательно встретятся фирмы проката, где можно на выгодных условиях арендовать машину.

Часто подобные конторы располагаются в непосредственной близости от отелей. Если гостю захочется поездить по стране и полюбоваться её прекрасными пейзажами и замками, вам быстро оформят в аренду понравившийся автомобиль.

Что должен знать каждый водитель

Как и в других странах Евросоюза, прокат автомобилей во Франции осуществляется на определённых условиях. Возраст водителя, арендующего транспортное средство – не менее 21 года. А в крупных компаниях с молодого человека старше 21 года, но моложе 25 лет взимают так называемый «сбор молодого водителя».

Существуют возрастные ограничения, касающиеся аренды авто с объёмом двигателя свыше 1,9 литра. Временному владельцу должно исполниться 23 года.

Арендовать машину возможно только в том случае, если ваш водительский стаж больше одного года, и на руках имеется удостоверение международного стандарта.

Ещё один немаловажный момент: нельзя бронировать машину через третье лицо чужой банковской картой. Если бронирование осуществил попутчик, не имеющий водительских прав, компания вправе отказать в выдаче автомобиля.

© 146804865@N03 / flickr.com / CC BY 2.0

Страховка и дополнительные услуги

Услуга по прокату авто включает в себя НДС (20,6%) и стандартную страховку. Стремясь обезопасить себя от непредвиденных ситуаций, клиент может за отдельную плату оформить страховку от несчастного случая, кражи, повреждения авто.

Опция CDW оформляется на случай серьёзной аварии. Возмещать материальный ущерб не потребуется вовсе, либо в пределах франшизы. Доплачивать за пользование опцией придётся от 3 до 7 EUR в сутки.

Цена страховки напрямую зависит от класса авто, возраста и стажа водителя.

Бывают случаи, когда арендатор задерживает возвращение машины. Задержка до 12 часов обойдётся ему в 60% от суточного тарифа. При более длительном отсутствии придётся компенсировать уже 100% за каждые просроченные сутки. Водитель обязан сообщить о задержке, иначе компания имеет право объявить автомобиль в розыск.

Если в компании туристов окажется несколько водителей, планирующих вести авто, необходимо уведомить об этом арендодателя. Каждый из них должен представить соответствующий комплект документов. За право управлять арендованной машиной придётся доплатить в среднем 20 евро.

Водитель получает машину с полным баком бензина. По правилам, вернуть её он обязан в том же состоянии, то есть, бак должен быть полным. В противном случае при расчёте придётся возместить затраты, которые окажутся выше, чем стоимость бензина во Франции на заправке.

© 8527052@N06 / flickr.com / CC BY 2.0

Способы оплаты

Наличные деньги в качестве оплаты аренды не принимаются! Расплачиваться в пунктах проката принято только банковской картой. В Европе принимаются карты международных платёжных систем:

  • Visa;
  • Maestro;
  • MasterCard;
  • American Express;
  • PayPal.

Владелец фирмы может потребовать в залог некую сумму, которую вернёт на вашу банковскую карту после возврата транспортного средства.

Платные дороги во Франции

Некоторые автомагистрали в стране являются платными, и в путешествии вам всегда пригодится карта платных дорог, тоннелей и мостов. Отличить платные дороги Франции от бесплатных легко по специальному знаку синего цвета с буквой «А».

Стоимость проезда напрямую зависит от класса авто и пройденного расстояния.

Как оплачивать проезд? Перед оплачиваемым участком установлены шлагбаум и кассовый аппарат, где вы сможете внести наличные деньги или расплатиться банковской картой.

Узнать, сколько стоит проезд можно по специальным табло, размещённых на въезде. Например, чтобы проехать по платному мосту, вы заплатите от 3 до 10 EUR, тоннель обойдётся дороже – от 40 EUR.

© 153975384@N02 / flickr.com / CC BY 2.0

Парковка во Франции

В Европе не принято бросать машину где попало. Французы – народ законопослушный и того же требуют от своих гостей. Правила парковки во Франции строго соблюдаются. Места стоянки отмечены разными цветами. Если вы не дальтоник, разобраться в обозначениях будет несложно:

  • парковка до 90 минут – синяя зона;
  • длительная стоянка – зелёная;
  • стоять запрещено – красный цвет.

Платная парковка во Франции выделена белым цветом и обозначена привычным знаком «P». На стоянках установлены терминалы для оплаты с подробными инструкциями. Не владеете иностранными языками? Не страшно. Надписи сопровождаются рисунками и значками, понятными даже ребёнку.

Правила движения

Дороги во Франции настолько хороши, что трудно удержаться в рамках правил и не превысить скорость. Но ПДД Франции не допускают подобных проступков. Все попытки превышения скорости фиксируются камерами слежения.

Обилие сложных развязок и особенности расположения указателей непривычны для россиян. Здесь они установлены перед самым съездом с основной трассы, и водителю сложно переместиться в нужный ряд.

Остальные правила такие же, как в России:

  • правостороннее движение;
  • обязательное использование средств безопасности (ремни, детские автокресла);
  • разговоры по мобильному телефону только через Bluetooth;
  • езда с включенными фарами.

Обратите внимание на скоростной режим – 50км/ч в черте города, 90 км/ч за городом, до 130км/ч по автомагистрали.

© railexplorer / flickr.com / CC BY 2.0

Штрафы во Франции за превышение скорости высоки:

За неправильную парковку с вас возьмут 40-100 евро, разговор по мобильному телефону за рулём – 35 евро, не пристёгнутый ремень – 45 евро, а за превышение скорости придётся выложить от 70 до 1500 евро.

Сколько стоит бензин во Франции?

В крупных городах и на трассах заправки работают круглосуточно. В окрестностях и небольших населённых пунктах часы работы АЗС ограничены – с 8 утра до 10 вечера.

Сейчас, в марте 2018 года цена за литр топлива:

  • 1,51 EUR – бензин 95;
  • 1,52 EUR – бензин 98;
  • 1,38 EUR – дизель.

Учтите, что цены на АЗС вдоль магистралей выше, чем в крупных городах Франции . Как правило, они полностью автоматизированы, но очереди к ним довольно внушительны.

Итак, составляйте маршрут, путешествуйте по Франции и получайте удовольствие!

Важно помнить, что почти все крупные шоссе в стране (обозначаемые буквой А и номером) — платные . Если обобщить, то готовьтесь выкладывать в среднем около 10 € за 100 км платного шоссе. Для дальних поездок — это существенные суммы, так что частенько может оказаться, что на поезде — быстрее и дешевле.

Платные дороги обозначены знаком péage .

При въезде к терминалам оплаты смотрите на светофоры над каждым пунктом: на них зелеными стрелками или просто зеленым светом обозначены открытые пункты. Красный свет значит, что проезд через эти терминалы закрыт. Обозначения включают также тип оплаты (монетки, кредитные карты) и тип транспортного средства (грузовики могут быть отдельно).

Все платные дороги во Франции на карте:

Оплата дорог во Франции

Оплата идет за отдельные участки на специальных пунктах. Виньетки для платных дорог во Франции не существует. Есть два варианта оплаты:

В первом случае Вы просто сразу оплачиваете фиксированную сумму за проезд по определенному участку дороги.

Во втором случае, при въезде перед шлагбаумом Вы получаете билет (автоматически высовывающийся из автомата, как правило). Дальше проезжаете нужный Вам участок. При выезде засовываете этот билет в терминал, он высчитывает Вам сумму, необходимую для оплаты, в заивисимости от длины участка дороги. Вы оплачиваете, шлагбаум поднимается и Вы едете дальше.

Билет засовывается в окошко, где написано «ticket » по указанной стрелке:

Оплата может осуществляться наличными (на въезде сверху висит знак монеток) или кредитной картой (сверху значок карты с полоской). При оплате кредиткой принимаются Carte Bleue, Visa, Eurocard, Mastercard. Деньги списываются в той валюте, которая привязана к карте. Пин-код вводить не надо: кредитка просто всовывается в автомат, списываются деньги, кредитка вылезает, можно ехать!

Есть также автоматическая оплата дорог с помощью системы télépéage : Вы регистрируетесь заранее онлайн, клеите на лобовое стекло специальный идентификатор. В результате можно проезжать через пункты оплаты, экономя время: нужная сумма будет взиматься автоматически с вашего эккаунта после считываяни идентификатора в машине. Проезжать надо в пункты с большой оранжевой буквой t . Если над терминалом светится только буква t, и больше никаких значков типа монет или кредитки, то оплатить дорогу можно только системой télépéage.

Стоимость платных дорог во Франции

Финальная стоимость зависит от пропорции платных и бесплатных дорог на Вашем пути, а также от тех участков, которых Вы проедете. Ориентировочно стоит быть готовым платить 10 евро за каждые 100 км пути (на самом деле будет скорее всего немного меньше).

Конечно, платные дороги имеют бесплатные дублеры. ? Учитывая стоимость бензина и его увеличивающийся расход при многократных разгонах и торможении, то далеко не всегда бесплатные дороги будут намного дешевле. Особенно учитывая тот факт, что на некоторых участках бесплатные дороги могут сильно вилять (то есть увеличивается заметно и длина пути), плюс ограничения скорости, так как такие дороги проходят через населенные пункты приведут к увеличению времени, затраченного на дорогу. Если Вы не ограничены во времени, Вас не волнует усталость и расход бензина, то да, бесплатные дороги могут быть хорошей альтернативой.

В отдельных случаях бесплатные дороги могут быть и гораздо более зрелищными, но далеко не всегда. В , Дордони , в или в это могут быть живописные места и деревушки. Но на равнинных территориях без это будет скорее всего просто потеря времени.

Тарифы на специальные участки платных дорог:

Тарифы на платные дороги во Франции

Для легковых автомобилей. Для мотоциклов тарифы примерно на 40% меньше, для автобусов — раза в два больше. Грузовики — примерно в 3 раза больше.

Поскольку большинство туристов передвигается , то ниже приведены расценки на платные шоссе для легковых автомобилей.

26.3k (96 за неделю)

Особенности дорожного движения во Франции

Если вы заядлый автомобилист и не собираетесь отказывать себе в удовольствии вождения по дорогам Франции, то особенно внимательно прочитайте этот раздел.

Во Франции общая протяженность дорог составляет примерно 951 500 км, и все они делятся на группы. Префикс перед номером свидетельствует о ее назначении и допустимом скоростном режиме.
А - автотрассы, допустимая скорость на которых не должна превышать 130 км/час. Каждые 50 км на автотрассах обязательно присутствуют заправки. Главными особенностями дорог такого типа является отсутствие пешеходов, светофоров и обязательное наличие бетонной разделительной полосы.
N - национальные дороги, максимально допустимая скорость на которых не должна превышать 90 км/час, а если присутствует бетонная разделительная полоса - 110 км/час
D - департаментские дороги, допустимая скорость на которых не должна превышать 90 км/час
С - коммунальные дороги, допустимая скорость на которых не должна превышать 30 км/час.

В городе действует максимальное ограничение скорости до 50 км/час. Игнорирование ремней безопасности карается штрафом, как и отсутствие шлема при передвижении на мотоцикле, мотороллере или скутере. Особенно внимательно нужно отнестись к перевозке детей. Наличие детского кресла для транспортировки ребенка до 10 лет является обязательным.

Движение во Франции, как и в России, правостороннее. Правила дорожного движения в некоторых случаях сходны с российскими. Например, при проезде перекрестков, приоритет у автомобиля справа, если правилами не оговорено иное. При пересечении дорог нужно быть особенно внимательными, французские водители имеют репутацию самых неаккуратных и недисциплинированных водителей в Европе, уступая разве что российским, в частности московским водителям.

Ненамного отличается от российского и скоростной режим во Франции. При отсутствии знаков с обозначением рекомендуемой скорости нужно руководствоваться общими правилами: не выше 50 км/час — в черте города, не выше 80 км/час — на окружных дорогах, не выше 90 км/час — на трассах и не выше 130 км/час — на автомагистралях. Специализированные выделенные полосы могут использоваться только маршрутными транспортными средствами и велосипедистами.

Если во время движения вас остановил сотрудник полиции для проверки документов, то необходимо, не выходя из транспортного средства, по первому требованию предъявить полицейскому водительские права, страховой полис, являющийся обязательным, и документы на автомобиль.

Основные виды топлива

Основным видом автомобильного топлива во Франции является бензин (Аи-95, Аи-98), средняя цена которого составляет 1.50-1.80 евро за литр. Также популярностью пользуется и дизельное топливо.

Наличие стояночных мест

Парковочные зоны в черте города различаются по времени разрешенной стоянки и имеют соответствующие цветовые обозначения:
— «голубая зона»: зона кратковременной парковки, максимально разрешенное время стоянки на которой составляет полтора часа;
— «зеленая зона»: зона длительной парковки, время стоянки на которой не ограничено;
— «красная зона»: зона, где стоянка запрещена.
Будьте внимательны, за нарушение правил стоянки вы незамедлительно будете оштрафованы.

Для размещения транспортного средства на парковке необходимо приобрести парковочный талон в специальном терминале, расположенном вблизи места стоянки, а также в туристическом бюро, в гараже, где машина была взята на прокат, или в ближайшей табачной лавке. Талон помещается под лобовое стекло, и должен оставаться там на протяжении всего срока стоянки.

Распространены в городах Франции и подземные паркинги, стоимость которых составляет от 1.5 до 5 евро в час. Устройство платных подземных паркингов напоминает устройство подземных парковок популярных гипермаркетов Москвы и крупных городов России. Слева перед шлагбаумом располагается автомат, после нажатия соответствующей кнопки вам будет вручен талон из отметкой о времени въезда. Оплатить парковку нужно в специальном терминале автоматической оплаты. Автоматы для оплаты парковки, как правило, размещены на каждом этаже недалеко от лифтов. Произвести оплату можно как наличными, так и с помощью кредитной карты. Время выезда со стоянки составляет не более 15 минут после оплаты. Необходимо успеть, иначе выехать из территории паркинга у вас не получится. Придется вернуться и оплатить еще несколько минут пребывания на парковке.

Необходимость уплаты дорожного налога

Помимо общественных дорог, пользование которыми является бесплатным, как для резидентов, так и для гостей страны, существуют во Франции и платные дороги. Чтобы попасть на них, необходимо преодолеть автомобильный турникет, который так же, как и на платной подземной стоянке, выдаст вам талон с отметкой о времени въезда на дорогу, он понадобится при выезде из платного участка. За талоном нужно следить внимательно и ни в коем случае его не терять! При утере талона придется заплатить самую высокую цену, согласно тарифному плану того участка платной дороги, который вы проезжаете. Оплатить проезд по платной дороге можно двумя способами. Оплату принимают в зависимости от типа дорог либо служащие на определенном участке дороги, либо терминалы автоматической оплаты, куда сначала необходимо поместить выданный ранее талон, а затем необходимую и достаточную для осуществления платежа сумму.
Вот примерные цены на проезд по платным дорогам:
— «Ницца - Париж» — 74,1 евро;
— «Лион - Париж» — 33,9 евро;
— «Бордо - Париж» — 53,9 евро.

Порядок приобретения обязательного страхового полиса

Наличие страхового полиса, или зеленой карты, являющейся международным образцом страхового полиса, защитит вас от расходов при возникновении дорожно-транспортного происшествия, вплоть до возмещения полной стоимости автомобиля. При отсутствии такового ответственность полностью ложится на виновника аварии. К тому же придется заплатить еще и штраф за отсутствие страховки.

Возможность использования национального российского водительского удостоверения

Что касается водительского удостоверения, полученного в России, то оно будет действительно в течение года с момента въезда на территорию Франции. По истечении года необходимо обратиться в районную префектуру (префектуру полиции) и обменять российское водительское удостоверение на французское. Если же вы планируете кратковременное пребывание во Франции, то об этом можно не беспокоиться. Однако если вы путешествуете на собственном автомобиле, то необходимо перед выездом оформить техпаспорт международного образца. При этом также можно добровольно оформить страховку от угона транспортного средства, умышленных действий третьих лиц, стихийных бедствий и т. д. Это защитит вас от непредвиденных трат.

Аренда автомобиля

Если вы планируете взять автомобиль в аренду, то необходимо наличие международного водительского удостоверения со стажем вождения не менее 3-х лет. Возраст водителя, который собирается арендовать транспортное средство, должен быть больше 21 года, но меньше 60 лет. Некоторые компании подняли нижнюю планку для водителей до 26 лет. Для некоторых моделей автомобилей необходимо наличие одной или двух кредитных карт. Стоимость арендной платы варьируется от выбранной вами марки автомобиля и его возраста. Чем старше транспортное средство, тем меньше вам придется заплатить за его прокат. В стоимость аренды автомобиля не включена оплата бензина. Если же вы хотите взять в аренду автомобиль класса люкс, будьте готовы к тому, что необходим депозит, размер которого также определяется классом и маркой автомобиля.
В арендную плату, независимо от выбранной марки и модели, включены:
— неограниченный пробег;
— страховка от различного вида повреждений;
— страховка от угона;
— налог аэропорта;
— дорожный сбор;
— НДС: 20.6%.
В случае аренды автомобиля сроком более 3-х дней его можно оставить в любом пункте приема автомобилей на территории страны.

Французы могут гордиться своей развитой системой автострад и дорог, которые в сумме составляют около 1 млн километров. Если объяснить доходчиво – представьте, что такое проехать Францию 500 раз с севера на юг, туда-обратно. Обычно все дороги Франции отвечают высочайшему уровню покрытия. И не важно, в какой местности.

Бывает правда, что маленькая дорога имеет не очень удобную структуру - извилистая и узковатая. А вот скоростные трассы, как платные, так и бесплатные многополосные и широкие. Дороги во Франции делятся на несколько видов:

  • Автотрасса – код состоит из начальной буквы А и числа. Иногда трасса носит индивидуальное название. А13 – Автомагистраль Нормандии. Разделительная полоса состоит из бетона или зеленых насаждений. Максимальная скорость – 130 км\ч. В основном – это платные трассы.
  • Национальные дороги – имеют начальную N и число. Максимальная допустимая скорость – 115 км\ч, а если нет разделительной полосы, то 90 км\ч.
  • Департаментальные дороги. Код – буква D и число. Код может быть идентичен названию проспекту или улицы. Лимит скорости – 90 км\ч.

Помимо платных участков трасс, где придется выложить сумму за безопасность и возможность прокатиться с ветерком, есть плата и за обычные дороги: мосты, тоннели и другие. Скорость здесь придется поубавить, но затраченное время все скомпенсирует. Лучше всего решить сразу, стоит ли пользоваться платной дорогой. Если не думать о суммах, то накатать за длительную поездку можно до 100 евро. Отличие обычной дороги от платной – знаком “peage”. После нужно подъехать к шлагбауму с зеленым сигналом и значком «легковушки». После получения талона, скажут на какой участок съезда ехать дальше. Талон не стоит выбрасывать – его могут потребовать на выезде. Когда получаете сдачу – лучше проверить сдачу, там могут быть редкие евро.

Во Франции автомобильное движение довольно удобное, однако, во время час пик могут возникнуть трудности на маленьких и узких дорогах. Водители на автостраде ведут себя спокойно и объективно, есть нюанс – включают аварийную сигнализацию, если будет осуществлено резкое снижение скорости. Бывает такое, что затор происходит из-за отсутствия светофора. А аварийный сигнал вырубают только тогда, когда идущий сзади водитель включит свою.

Уровень безопасности довольно высокий, однако, французы всегда пытаются все усовершенствовать. Часто задействуют круговое движение – по их мнению, это снижает количество аварий с летальным исходом и травмами. Сами французы часто предпочитают маленькие автомобили, что как раз безопасность эту снижает. Это не беря во внимание велосипеды и мотоциклы. Скоростной режим соблюдается всегда, так как штраф очень велик. Если проехать 10 тысяч километров по стране – аварий можно обнаружить максимум две-три.

Дороги Франции – это удобно и комфортно. На трассе можно видеть ретро-машины. Это говорит о том, что французам необходимо ездить с шиком, а не только в каких-то целях.

Платные дороги во Франции бывают только категории А, да и то не все. Национальные и местные дороги (категории N и D соответственно) бесплатны всегда. Дорожная пошлина не взимается в тех случаях, когда участок автомагистрали нельзя объехать по бесплатной дороге, поэтому выбор у автопутешественника есть всегда.

И еще, согласно какому-то старинному договору, нет платных дорог в Бретани. О въезде на платную дорогу заранее честно предупреждают знаки со словом peage (франц. дорожная пошлина) на синем фоне, так что у водителя остается возможность свернуть.

Немного сбивает с толку, что иногда пункт оплаты (франц. gare de peage) расположен уже в глубине, после начала платного участка, но информация о последней возможности уйти на бесплатную дорогу всегда есть заранее. Сам пункт оплаты представляет собой множество будок со шлагбаумами, расположенных в линию поперек дороги, которая в этом месте значительно расширяется. Перед каждым шлагбаумом висят знаки, ограничивающие габариты машины и предписывающие, куда ехать грузовикам и автобусам, а куда легковушкам. Скорость заранее заставляют снижать — сначала знаками, а потом и при помощи тряских нашлепок на асфальте. Поэтому можно заблаговременно разглядеть знаки и пристроиться в очередь в нужный пункт оплаты.

На въезде часто никакой оплаты не происходит, а нужно всего лишь взять билетик, на магнитной полосе которого записано, когда и куда вы въехали. Обычно он сам выскакивает из автомата, как только машина подъехала. Тогда даже не нужно нажимать кнопку, чтобы открыть шлагбаум, достаточно вынуть билет. Его следует сохранять до конца поездки: понадобится при оплате.

На выезде с платной автомагистрали следите за обозначениями над шлагбаумами. Слева скорее всего будет нарисована стилизованная буква t, то есть telepeage. Здесь могут проезжать автомобили, оборудованные
специальной чиповой картой дистанционной системы оплаты, плата за проезд списывается со счета автоматически.

Если вы собираетесь платить банковской картой в автомате, то нужно подъехать к тому шлагбауму, над которым висит обозначение СВ, то есть carte bancaire. Вставьте билет в щель под мигающей зеленой стрелочкой, на табло высветится сумма к оплате, а рядом замигает другая стрелочка — сюда надо вставить банковскую карту. Оплата производится мгновенно, карта тут же выскакивает назад, а шлагбаум открывается. Если нужен чек, нажмите рядом кнопку с надписью reсu, и он будет напечатан. При некотором навыке все операции занимают несколько секунд, поэтому мы, например, предпочитаем именно этот способ.

Служащему можно платить и картой, и наличными, и чеком. Здесь на проезд уходит немного больше времени, особенно если нужна сдача или вы расписываетесь на чеке. В некоторых случаях дорожная пошлина бывает фиксированной. Тогда тарифы указаны на информационных табло и платить надо на въезде. Здесь по соседству с обычными автоматами появляются их весьма оригинальные собратья, оборудованные специальной конической корзинкой. Туда надо бросить мелочь без сдачи, она провалится в отверстие на дне, и вас выпустят с платной дороги. Пиктограмма над таким автоматом, как всегда, интуитивно понятна: она изображает корзинку и монетки. Иногда, особенно на небольших пунктах, способы оплаты совмещены, и тогда над шлагбаумом размещены обозначения всех возможных вариантов.

Источник : Книга «Во Францию на автомобиле»,