Продажи автомобилей падают. Назад в будущее: что станет с ценами на подержанные машины. Будет только хуже

Продажи новых машин в России упали в феврале на 4,1%. Месяцем ранее была зафиксирована почти аналогичная динамика. При этом часть брендов, в том числе лидеры рынка, смогли улучшить свои позиции по сравнению с прошлым годом. Эксперты отмечают, что в ближайшие месяцы кардинального изменения ситуации ждать не стоит, но во втором полугодии продажи должны пойти вверх.

В феврале 2017 года в России было продано 106 658 новых легковых и легких коммерческих автомобилей. По данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), это на 4,1% меньше, чем в феврале прошлого года. Всего с начала года в России реализовали чуть больше 184,5 тыс. машин.

Таким образом, после пятипроцентного спада в январе рынок хоть и незначительно сократил темпы падения, но по-прежнему никак не может перейти в рост. Стабилизация валютного курса и ощутимое укрепление рубля на ситуацию пока никак не влияют - автокомпании продолжают повышать цены, стремясь компенсировать потери от обвала конца 2014 года. При этом ситуация с продажами для разных брендов складывается совершенно по-разному - у кого-то наметился ощутимый рост, а у кого-то - резкий спад.

«В этом месяце мы наблюдаем очень разнонаправленную динамику продаж от бренда к бренду, что в итоге оказалось недостаточным для того, чтобы вывести рынок в плюс, так как некоторые традиционные лидеры сделали меньший вклад, чем в аналогичный период прошлого года. Возможные причины для этого разнообразны, но можно предположить, что они временные. Это предположение улучшает перспективы рынка на предстоящие месяцы», - прокомментировал результаты продаж глава комитета АЕБ Йорг Шрайбер.

Лидерство на рынке с большим отрывом сохраняет Lada. В феврале «АвтоВАЗ» реализовал 20 003 машины, что на 5% больше, чем за аналогичный период годом ранее. Заметно отстал от него южнокорейский бренд Kia - 12 390 машин (+8%). Еще недавно нога в ногу со вторым местом шел и Hyundai, материнская компания Kia, но в последнее время продажи этого бренда замедлились. По итогам февраля Hyundai просел на 11% и с результатом 9391 автомобиль опустился на четвертую строчку рейтинга самых продаваемых марок в России. На третье вырвалась французская марка Renault - 9626 машин (+9%).

Также в десятке лидеров обосновались Volkswagen - 6361 машина (+18%), Toyota - 6346 единиц (-20%), Nissan - 5300 единиц (-28%), Skoda - 4262 автомобиля (+5%), УАЗ - 3507 единиц (+13%) и коммерческие машины производства ГАЗа - 3407 экземпляров при росте 4%.

Серьезно просели в феврале ряд премиальных брендов: Mercedes (-22%), BMW (-13%), Audi (-23%), Land Rover (-19%), Porsche (-41%). Впрочем, о тенденции здесь говорить рано, ведь ряд марок смогли прибавить, причем достаточно серьезно: Jaguar (+210%), Infiniti (+51%), Lexus (+24%).

Кроме того, резко снизился спрос и на китайские машины - продажи некоторых брендов просели более чем в 10 раз.

Среди конкретных моделей продукцию «АвтоВАЗа», имеющего две одинаковые по популярности машины - Granta (4624 машины) и Vesta (4088), заметно обогнал главный бестселлер марки Kia - Rio. Обладателями этой машины в феврале стали 5693 человека. На четвертом месте недавно обновившийся Hyundai Solaris - 2886 машин, замыкает пятерку лидеров Hyundai Creta - 2565 автомобилей. Заметное отставание моделей Hyundai можно объяснить маркетинговым решением компании. С недавним выходом на рынок компактного кроссовера Creta корейцы отказались от выпуска хетчбэка Solaris, в то время как Kia, как и прежде, выпускает Rio в двух вариантах кузова.

Среди других моделей из топ-10 можно выделить заметный рост спроса на Skoda Rapid и Chevrolet Niva и ощутимое снижение продаж у Renault Duster.

«Я бы не стал из падения на 4% делать какие-то серьезные выводы. Дело в том, что январь и февраль месяцы не очень показательные, в это время спрос ослаблен, поэтому любые разовые факторы могут вызвать существенное отклонение как в одну сторону, так и в другую. Нет никакой отчетливой динамики и по брендам, - говорит аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. - Я думаю, что в этом году рынок все-таки вырастет на 5-6%, но произойдет это ближе ко второму полугодию. Наиболее показательной должна оказаться тенденция марта - апреля».

Отвечая на вопрос о разнонаправленной динамике многих брендов, эксперт затруднился с однозначным ответом. «Тут может быть много факторов. Например, в начале года компании часто проводят промоакции, которые увеличивают спрос. Одни компании провели такие акции в этом году, какие-то - в прошлом, вот и разница. Влияет и обновление модельного ряда. У Hyundai, например, снижается спрос на Solaris за счет того, что они Creta запустили. Но сказать, что это устойчивая тенденция, нельзя».

По мнению Беспалова, последовательное снижение спроса на новые машины в России объяснимо, но есть фактор, способный улучшить ситуацию. «Люди последние четыре года меньше покупают автомобили. Многие ушли на вторичный рынок. Прежде всего это связано со снижением потребительского спроса, при таких тенденциях в экономике люди стараются экономить на товарах длительного пользования, - говорит эксперт. - Но есть и фактор поддержки, который должен сыграть в этом году. Дело в том, что в 2012 году был пик продаж, а средний срок владения автомобилем составляет примерно пять лет, поэтому я думаю, что за счет обновления своих автомобилей рынок будет поддержан».

«Падение объемов продаж автомобилей в России в январе - феврале 2017 года связано с отсутствием поддержки автопроизводителями продаж моделей 2017 года выпуска, - заявил «Газете.Ru» директор департамента продаж ГК «АвтоСпецЦентр» Алексей Потапов. - В марте ситуация изменилась - большинство автопроизводителей уже запустили бонусные программы, направленные на привлечение покупателей. При этом говорить о том, что авторынок уже начал или сейчас резко начнет восстанавливаться, рано, но можно отметить, что падение продаж замедляется, колебания находятся в пределах разумного. Мы прогнозируем рост российского авторынка на 5-7% по итогам 2017 года. Рост продаж можно ожидать не ранее третьего квартала, пока же происходит сокращение падения продаж, что уже в общем-то неплохо».

Падение продаж новых автомобилей в России в 2016 году составило 11%. По подсчетам комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в ушедшем году было реализовано 1,425 млн машин — на 176 тыс. меньше по сравнению с 2015-м.

Годовой показатель мог бы немного улучшиться за счет ажиотажного предновогоднего спроса в декабре. В последний месяц года на российском рынке было продано 145 тыс. автомобилей — всего на 1% меньше, чем в декабре 2015-го. Однако многие участники рынка после успешного ноября, когда рынок впервые за долгое время вышел в плюс, ожидали более впечатляющих показателей.

«Почти достигнутый баланс в продажах декабря к декабрю предыдущего года подводит черту под похожий баланс в рамках четвертого квартала (-0,9% против аналогичного периода прошлого года), — комментирует председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг . — Это хороший результат, если сравнивать его с двузначными цифрами падения в первые девять месяцев года. Рынок в целом по-прежнему нуждается в положительном развороте, но, очевидно, находится в процессе финального поиска дна».

Практически все лидеры рынка по объему продаж ушли в минус по итогам года. Так, например, Lada завершила год с результатом в 266,2 тыс. проданных машин — на 1% меньше, чем в 2015-м.

Просела на 10%, продав за 12 месяцев 145,2 тыс. автомобилей. Результат Kia оказался на 9% ниже, чем в 2015 году, — 149,5 тыс. реализованных автомобилей. Марка показала снижение на уровне 3% (117,2 тыс. продано). Компания Toyota ушла в минус на 4%, реализовав 94,5 тыс. машин, а Volkswagen ухудшил результат 2015-го на 5%, продав 74,2 тыс.

Марок, которые смогли нарастить продажи за год, не так много: ГАЗ (55,8 тыс., +9%), Skoda (55,3 тыс., +1%), УАЗ (48,8 тыс., + 1%), (42,5 тыс., +10%), Lexus (24,1 тыс., +19%) и китайский бренд Lifan (17,4 тыс., +15%). Есть положительная динамика и у нескольких других компаний, годовые объемы продаж которых исчисляются сотнями единиц.

Модели Lada сместили с пьедестала

Таким образом, впервые в истории российского авторынка иномарка возглавила годовую статистику продаж по моделям.

Последние несколько лет первенство удерживали модели Lada Kalina и Priora, затем — Grantra, которая сейчас оказалась лишь на второй строчке, хоть и с небольшим отставанием от конкурента — 87,7 тыс. единиц. Третье место в списке самых продаваемых моделей — Kia Rio, которая разошлась в количестве 87,6 тыс. единиц.

Тем не менее, как заверил «Газету.Ru» глава , в 2017 году автогигант намерен удержать занятую им 20-процентную долю рынка.

В 2017 году есть надежда на рост

В АЕБ надеются, что в 2017 году у рынка есть потенциал закончить четырехлетний период падения и вернуться к умеренному росту.

«Ожидается, что общий размер рынка будет равен 1,48 млн автомобилей, или, иными словами, на 4% больше, чем в 2016 году»,

— заявил глава комитета.

В рамках ежегодной пресс-конференции комитета АЕБ Шрайбер также рассказал, что основными факторами, которые позволяют делать положительные прогнозы на 2017-й, являются рост цен на нефть, рост ВВП и, конечно, господдержка рынка — продолжение хорошо зарекомендовавших себя программ по утилизации, льготному автокредитованию и трейд-ин.

При этом, по словам источников «Газеты.Ru» в ряде автокомпаний, положительную динамику в продажах действительно можно будет увидеть только в случае продолжения поддержки отрасли со стороны государства. Но пока никаких точных данных об инструментах, которые планируют запустить в , нет.

«В прошлом году заместитель министра промышленности и торговли пообещал нам очень многое, но серьезная часть этих обещаний оказалась не исполнена, — отметил один из представителей автокомпаний. — Поэтому вопросов к нему и Минпромторгу очень много. Да, нам говорят, что уровень господдержки останется на прежнем уровне. Но пока это только слова, на основании которых сложно строить планы на будущее. Кроме того, нас убеждают, что льготное автокредитование себя исчерпало. Но ведь этот инструмент работает и хорошо себя показал. Зачем придумывать что-то новое только ради того, чтобы просто что-то придумать?»

Отвечая на вопрос корреспондента «Газеты.Ru» о новых инструментах стимулирования спроса, которые разрабатывает правительство, Шрайбер отметил, что слышал только названия новых программ и не знает подробностей.

«Первый автомобиль» и «машина для села» — это звучит здорово. Будем надеяться, что новые программы станут такими же эффективными»,

— добавил он. При этом Шрайбер в очередной раз посетовал на то, что соглашение о промышленной сборке, которое обеспечивает определенные льготы, у большинства автопроизводителей истекает в 2019 году, а ясности с предложенным взамен этому инструменту также пока нет.

Эксперты прогноз АЕБ в целом разделяют. «Рост авторынка в 2017 году может составить 5-6% — начнется постепенное восстановление, — говорит «Газете.Ru» аналитик « » . — После четырех лет падения спроса настроения потребителей уже должны начать улучшаться».

Гендиректор агентства «Автостат» полагает, что рост авторынка может оказаться более существенным. «Все зависит от цен на нефть, это ключевой фактор. Если она будет стоить в районе 70 руб. за баррель, тогда продажи могут вырасти и на 20%, но если цены начнут падать, то авторынок вполне может не показать роста вовсе. Но это лично мой прогноз, а консолидированного мнения агентства пока не сформировалось».

Вчера Европейская ассоциация автопроизводителей опубликовала очередной не радостный в период с января по июль 2016 года. Как и прогнозировали международные аналитики наш рынок автомобилей продолжил свое затяжное падение. Итог не утешительный. За 7 месяцев текущего года продажи новых транспортных средств сократились на 14,4 процентов по сравнению с тем же периодом прошлого года. Еще более неутешительная статистика видна по итогу июльского месяца текущего года в котором продажи новых автомобилей упали на 16,6 процентов. Но к подобной падающей статистики люди уже привыкли и вряд ли у кого-то эта информация вызовет удивление. Все дело в том, что все мы уже привыкли каждый месяц видеть, как сжимается . А что, если посмотреть на статистику продаж автомобилей в трехлетний период. Давайте более подробнее узнаем насколько действительно упал наш автомобильный рынок, а также проанализируем его шансы на восстановление.

Для начала давайте вспомним 2013 год, который уже начал показывать замедление темпов продаж новых автомобилей. То есть уже тогда рынок начал свое падение, несмотря на то что до экономического кризиса наша страна еще была далеко. Но судя по 5 процентному падению по итогу 2013 года первым начал реагировать на замедление ВВП страны. И это с учетом того что цены на нефть на мировых биржах были еще высокими, и наша страна получала сверхдоходы от продажи черного золота. Тем не менее из-за структурных проблем в Правительстве и экономики России, замедление ВВП неминуемо отразилась на снижении доходов населения. В итоге автомобильный рынок первым в стране ощутил на себе падение спроса на новые автомобили. Но тогда на снижение продаж никто не отреагировал, так как 2012 год стал для России рекордным по продажам новых транспортных средств. В итоге большинство аналитиков считало, что замедление темпов продаж новых автомобилей в 2013 года было связано с временным насыщением спроса.

Но сегодня оглядываясь назад уже все понимают, что именно 2013 год стал зарождением долгосрочного падающего тренда на авторынке, конца которого нет и по сей день. Хотя эксперты и аналитики считают, что в этом году у Российского авторынка есть реальный шанс прекратить падение. Вполне возможно, что нашему рынку действительно удастся впервые за несколько лет стабилизироваться. Предпосылки к этому есть. Но тем не менее ситуация в экономике страны остается неустойчивой и поэтому прогнозировать итоги года в настоящий момент не благодарное дело.

То, что наш авторынок серьезно упал, ни у кого не вызывает сомнения. Но мало кто задумывается как упали продажи в разрезе последних трех лет. Для этого нужно наглядно видеть насколько упали продажи автотранспортных средств. Давайте посмотрим таблицу, которую мы для вас подготовили. Эта аналитика наглядно показывает, как сильно сложился наш автомобильный рынок:

Статистика продаж новых автомобилей с июля 2013 по июль 2016 года

МАРКА ИЮЛЬ ЯНВАРЬ - ИЮЛЬ
2016 2013 Динамика в % 2016 2013 Динамика в %
Lada 21754 37549 -42,07 146107 264278 -44,71
KIA 11841 17099 -30,75 81607 111969 -27,12
Hyundai 10802 14755 -26,79 75136 104221 -27,91
Renault 9132 18013 -49,30 61173 122646 -50,12
Toyota 7144 14599 -51,07 51381 87653 -41,38
VW 5839 13303 -56,11 39463 90583 -56,43
Nissan 4765 11605 -58,94 41089 75352 -45,47
Skoda 4670 6805 -31,37 31560 49652 -36,44
ГАЗ ком.авт. 4115 7245 -43,20 28865 45425 -36,46
Ford 3306 9293 -64,42 23984 60416 -60,30
УАЗ 3290 4158 -20,88 24600 29141 -15,58
Mercedes-Benz 2952 3835 -23,02 22093 23865 -7,43
Chevrolet 2577 15487 -83,36 17360 95687 -81,86
BMW 2100 3515 -40,26 16261 22789 -28,65
Mazda 1854 3300 -43,82 11001 23442 -53,07
Audi 1700 2954 -42,45 12832 21135 -39,29
Lexus 1665 1298 28,27 12752 8774 45,34
Lifan 1387 2603 -46,72 8952 14083 -36,43
Mitsubishi 1358 6087 -77,69 10067 43662 -76,94
Datsun** 1303 0 9532
Land Rover 573 1715 -66,59 5312 11307 -53,02
VW ком.авт. 456 1312 -65,24 3109 9010 -65,49
Chery 437 1853 -76,42 3110 11525 -73,02
Volvo 430 1021 -57,88 2924 8407 -65,22
Mercedes-Benz ком.авт. 372 411 -9,49 3103 2416 28,44
Subaru 359 1304 -72,47 2989 9929 -69,90
Porsche 358 299 19,73 2719 2163 25,71
Infiniti 342 625 -45,28 2613 5051 -48,27
Citroёn 263 2925 -91,01 2390 16772 -85,75
Suzuki 257 2551 -89,93 3140 16372 -80,82
Peugeot 248 2907 -91,47 2118 20464 -89,65
Geely 242 2773 -91,27 3350 14474 -76,86
Ravon** 237 237
Jaguar 220 175 25,71 941 938 0,32
FIAT 129 678 -80,97 1361 4181 -67,45
Cadillac 125 114 9,65 724 909 -20,35
MINI 120 234 -48,72 743 1584 -53,09
Honda 119 2246 -94,70 838 14520 -94,23
smart 96 26 269,23 231 108 113,89
DFM** 88 696
Jeep 85 411 -79,32 691 2413 -71,36
FAW 77 461 -83,30 577 2329 -75,23
Brilliance** 60 706
Isuzu 40 20 100,00 288 73 294,52
Zotye** 36 110
Iveco** 29 345
SsangYong 19 3651 -99,48 1039 19516 -94,68
BAW 15 134 -88,81 108 1017 -89,38
Alfa Romeo** 12 65
Changan** 9 316
Chrysler 3 21 -85,71 19 114 -83,33
Foton 0 0 27 6 350,00
Haima* 0 37 -100,00 114 136 -16,18
Daewoo* 3908 8574 31182 -72,50
Opel* 0 6551 -100,00 0 46144 -100,00
Great Wall* 0 1708 -100,00 0 12122 -100,00
Итого 109410 233574 -45,60 781442 1559955 -32,60

* - Марка ушла с Российского рынка / Продажи не зафиксированы

** - Марка не была официально представлена на Российском рынке в 2013 году

Как видно из трехлетней статистики продаж новых автомобилей в России, ситуация на авторынке нашей страны оставляет желать лучшего. Так с июля 2013 года по июль 2016 года автомобильный рынок России упал на 45,60 процентов, сократившись с продаж в 233,574 автомобилей до 109,410 шт.

Если сравнивать 7 месяцев 2013 года с аналогичным периодом 2016 года, то рынок новых автомобилей сократился с 1,559,955 шт. автомобилей до 781,442 шт., упав в процентном выражении на 32,6 процентов.

В целом из таблицы видно, что с падением продаж столкнулись практически все автомобильные марки, представленные официально на Российском рынке.


Правда не все автомобильные компании фиксируют удручающую статистику продаж. Так такие марки как , и за прошедшие 3 года нарастили продажи. Особенно удивляют продажи Lexus, которые выросли за три года на 28,27 процентов, когда как продажи родственного бренда Toyota за этот же период сократились на 51,07 процентов.

Но судя по всему рост продаж отдельных автомобильных марок связан в связи с увеличением спроса на дорогие эксклюзивные автомобили. Например, компания Porsche также отчиталась об увеличении продаж в период с 07.2013 года по 07.2016 года на 19,73 процента. Но больше всего поразила компания Jaguar, которой удалось в кризисные годы нарастить продажи на Российском авторынке на 25,71 процент.

Кроме того, стоит отметить, что за трехлетний кризисный период с авторынка России ушли ряд автомобильных марок, которые в 2013 году показывали не плохие продажи. Например, чего стоит уход с рынка марок Chevrolet и Opel, которые до кризиса имели неплохую долю рынка. Но по экономическим (или возможно политическим) соображением эти бренды ушли с рынка.

К сожалению уход с рынка автомобильных марок, которые ранее имели не плохой модельный ряд и соответственно приемлемые продажи новых автомобилей, не был заменен новыми автомобильными компаниями. Появление марки Alfa-Romeo и ряда других автомобильных брендов, не повлияло на расклад сил и рыночных долей .

Статистика падения продаж новых автомобилей с 2013 по 2016 года

(динамика падения продаж по моделям)

МОДЕЛЬ МАРКА

январь-

июль 2016

январь-

июль 2013

Изм. (%) Июль 2016 Июль 2013 Изм. (%)
1 Granta Lada 50301 98783 -49,08 6334 14542 -56,44
2 Solaris Hyundai 53834 66493 -19,04 7904 9484 -16,66
3 New Rio KIA 47086 51887 -9,25 7632 7651 -0,25
4 Duster Renault 26400 48058 -45,07 3094 7348 -57,89
5 Polo VW 25494 41720 -38,89 4135 7000 -40,93
6 Kalina Lada 12476 40870 -69,47 1885 3789 -50,25
7 Focus* Ford* 39913 5749
8 Priora Lada 9702 36767 -73,61 1398 4882 -71,36
9 Cruze** Chevrolet** 31296 6644
10 Logan Renault 16331 30180 -45,89 2501 4289 -41,69
11 Niva Chevrolet 17085 29816 -42,70 2545 3961 -35,75
12 Largus Lada 17061 29569 -42,30 2514 4867 -48,35
13 Sandero Renault 15552 26044 -40,29 2054 3806 -46,03
14 Octavia A5 (A7) Skoda 12471 25770 -51,61 1880 3021 -37,77
15 4x4 Lada 15102 25320 -40,36 2035 3431 -40,69
16 Samara* Lada* 23845 4954
17 RAV 4 Toyota 18348 23389 -21,55 2181 3474 -37,22
18 Astra** Opel** 22532 3783
19 Camry Toyota 16042 20464 -21,61 2864 4207 -31,92
20 Qashqai Nissan 10515 19388 -45,77 1337 3242 -58,76
21 Sportage KIA 10011 19030 -47,39 1376 2675 -48,56
22 New Cee"d KIA 9510 18735 -49,24 2955
23 ix35 (Tucson) Hyundai 1129 18063 -93,75 2859
24 Nexia** Daewoo** 17622 2106
25 Tiguan* VW* 16073 1851

Данные Европейская ассоциация производителей автомобилей (aerobus.ru)

* - Автомобиль не попал в статистику в связи с отсутствием в Топ-25 самых продаваемых автомобилей

** - Модель в представленном периоде не была официально представлена на Российском рынке

В отличие от ситуации со статистикой продаж новых автомобилей (по маркам) за последние 3 года, ситуация со статистикой по моделям выглядит еще хуже. Выше вы можете видеть таблицу, в которую входит Топ-25 самых продаваемых автомобилей в России по итогу июля 2013 (и за 7 месяцев 2013 года) и по итогу июля 2016 года (а также за 7 месяцев 2016 года).

Из статистики вы можете увидеть, что падение продаж самых популярных моделей на Российском авторынке выглядит более глубоким, чем в целом падение продаж отдельно по каждой компании.


То есть из-за серьезных экономических проблем в России автомобильный рынок упал в первую очередь за счет самых продаваемых ранее автомобилей. К сожалению главный удар падения спроса на новые автомобили коснулся Отечественных автомобилей. Тут конечно сыграла роль роста цен на продукцию, снижение интереса публики к Российским брендам в сторону автомобилей Зарубежных марок, а также конечно рост процентных ставок по автокредитованию. Дело в том, что в 2013 году доля автомобилей, купленных в составляла примерно 70-75 процентов. Как видите в докризисные годы автокредитование и обеспечивало львиные доли продаж новых автомобилей в России.

Продажи новых автомобилей на российским рынке в октябре 2015 года по сравнению с прошлым годом упали на 40-42%. Такие данные получила «Газета.Ru» от представителей отрасли за несколько дней до публикации ежемесячного отчета комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Снижение показателей наблюдается у подавляющего большинства брендов, за исключением некоторых премиальных.

На первом месте по количеству реализованных автомобилей традиционно находится отечественный .

За месяц было продано 20,6 тыс. новых машин Lada. Однако это на целых 46% меньше, чем за октябрь 2014 года, когда тольяттинский автогигант реализовал 38 тыс. автомобилей.

На втором месте с результатом 14 422 автомобиля расположилась корейская Kia. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, компания продала всего на 3 тыс. автомобилей меньше (в октябре 2014-го Kia реализовала 17 392 машины).

Локомотивом продаж марки остается бюджетная модель Kia Rio, интерес к которой благодаря недавнему обновлению и привлекательной цене только возрастает: 9017 проданных автомобилей, это на 27% больше, чем в октябре 2014 года.

Совсем немного до второго места не добрал . Продажи бренда просели всего на 8% и составили 14 145 автомобилей. Другие ведущие бренды также продолжают демонстрировать снижение продаж. Так, в реализовали 10,8 тыс. автомобилей (-35%), Volkswagen удалось продать 7,2 тыс. автомобилей (-30%).

Cильно просели две популярные японские марки: Toyota — 6,7 тыс. (-48%) и Nissan — 6,1 тыс. (-49%). На фоне очень успешных продаж в последние месяцы отрицательный результат показал и УАЗ - 5 тыс. автомобилей (-27%). У Skoda в октябре было продано 4,5 тыс. машин (-39%), Chevrolet — 3,5 тыс. (-62%), продал 3962 автомобиля (-25%).

наименьшие потери понесли премиальные бренды. В частности, они выделяют весьма уверенные позиции у Porsche, который показывает прошлогодний уровень продаж и даже в некоторые месяцы уходит «в плюс» благодаря новому кроссоверу Macan.

При скромном результате в 126 автомобилей Cadillac показал прирост продаж в 15%.

Будет только хуже

«В прошлом году в ноябре — декабре в дилерских центрах наблюдался ажиотажный спрос на все автомобили, сейчас же на такое рассчитывать не приходится, поэтому продажи ближайших месяцев могут просесть на 50-60%, — отмечает один из источников. —

Кроме того, далеко не все дилеры планируют в этом году запускать традиционные акции со скидками и подарками, что опять-таки не сможет не отразиться на динамике продаж».

Существенный разрыв в цифрах между текущими показателями и аналогичными за прошлый год эксперты «Газеты.Ru» объясняют эффектом высокой базы. Так, в четвертом квартале 2014 года на автомобильном рынке сложилась парадоксальная ситуация: несмотря на то что доходы населения стремительно падали, спрос на автомобили рос, причем этот рост интереса носил взрывной характер.

«Население стремилось как можно быстрее избавиться от рублевых накоплений на волне девальвации, и тогда мы наблюдали за тем, как в течение считаных дней пустели автосалоны,

— говорит «Газете.Ru» директор по развитию автокредитования Локо-Банка Андрей . — При сравнении с этим периодом текущих уровней продаж некорректно говорить об общей динамике».

Эксперт не ожидает существенного изменения нисходящей динамики спроса на рынке новых автомобилей.

«Глубинные проблемы в экономике, а также высокая волатильность на валютном рынке не позволяют населению вернуться к долгосрочному планированию собственных расходов, — отмечает Ермаков. — Граждане откладывают реализацию намерений о покупке автомобилей на будущее. В целом причины спада продаж автомобилей, сложившиеся на фоне развития кризиса в России, сохраняют свое влияние.

И до конца года никаких позитивных подвижек прогнозировать нельзя. При этом премиальный сегмент наименее подвержен влиянию кризиса. На эти автомобили будет спрос».

Ощутимое снижение продаж автомобилей «АвтоВАЗа» эксперт объясняет эффектом отложенного спроса. По его словам, потребитель ждет обновления линейки автомобилей и выхода новых моделей, поэтому в первом полугодии 2016 года можно ожидать существенного роста продаж Lada. Он уверен, что программа льготного автокредитования в этом году оказывает существенное влияние на предложение со стороны автопроизводителей.

«Автокомпании боролись именно за бюджетный сегмент, чтобы обеспечить себе максимальный уровень продаж именно в нем, — говорит Ермаков. — Эта ситуация сохранится на протяжении всего срока действия программы, но не потеряет своей актуальности и после, поскольку в течение ближайших двух лет именно сегмент бюджетных автомобилей будет демонстрировать наибольшую стабильность».

В свою очередь руководитель аналитического департамента QB Finance объясняет резкое падение продаж «АвтоВАЗа» тем, что компания не успевает быстро поставлять на рынок технологически привлекательные машины.

«Единственным козырем «АвтоВАЗа» остается низкая цена, однако люди предпочитают покупать корейские машины, которые стоят немного дороже, однако за счет кредитования, скидок и надежности они постепенно завоевывают рынок,

— говорит Кипа «Газете.Ru». — «АвтоВАЗу» надо учиться более гибко реагировать на изменения на рынке и сменить позиционирование. Падение продаж связано еще и с тем, что традиционные покупатели «Лады» — это регионы, где наиболее сильно ощущается экономический спад и где люди не спешат покупать машины».

Эксперт уверен, что в продажах ситуация стабилизировалась. Теперь же люди будут ждать февраля — марта, чтобы купить со скидкой машины прошлого года выпуска.

Падение продолжится без господдержки

«В сравнении с прошлым годом в ноябре — декабре мы увидим очень серьезное падение, — заявила «Газете.Ru» директор дилерского центра «Hyundai Рольф Алтуфьево» Мария Малинская. — Скачки курса рубля и ожидание новой волны подорожаний в будущем году могут спровоцировать кратковременное оживление покупательской активности, но мы едва ли увидим рост, сравнимый с прошлогодним. Текущий объем продаж будет сохраняться лишь при поддержке со стороны правительства.

При прекращении стимулирования отрасли и прежде всего при свертывании программы льготного кредитования мы увидим новый обвал рынка.

Эксперты сходятся в оценках, что сейчас 30-40% продаж происходит с использованием программ государственной поддержки».

Малинская обращает внимания на то, что рынок в настоящее время перенасыщен дисконтами, некоторые модели продаются «в минус» и у многих дилеров просто нет возможности еще больше увеличить размер скидки. «Очевидно, что крупные дилеры с большим марочным портфелем имеют возможность предоставить клиенту больший дисконт по сравнению с небольшими коллегами по рынку», — отметила Малинская.

Меньше спрос - меньше рабочих мест

На падение спроса со стороны покупателей автопроизводители начали реагировать уже давно. Одной из вынужденных мер стало сокращение персонала на российских предприятиях и снижение количества рабочих смен. Одним из последних о намерении сократить 500 сотрудников завода в Санкт-Петербурге сообщил Nissan. Это почти четверть всего персонала. Еще около 400 человек сократят на Ford, уверены в местном профсоюзе. Заявление о сокращении расходов на рабочую силу ранее распространил и «АвтоВАЗ».

Если раньше аналитики закрывали глаза на падение продаж автомобилей, называя это небольшими трудностями, то сейчас то, что автомобильный рынок России стремительно рушится, понял даже ленивый.

По их оценке уровень продаж по сравнению с мартом прошлого года упал вдвое - если в прошлом году российскими компаниями было продано 240 тысяч автомобилей за месяц, то в этом году удалось реализовать 139 850 машин.

Эксперты также замечают, что реальные цифры продаж автомобилей российскими дилерами могут быть еще плачевнее, ведь в сведениях, предоставленных АЕБ, указано количество автомобилей, которые якобы проданы, а не поставлены на учет.

Председатель комитета производителей автомобилей Ассоциации европейского бизнеса Йорг Шрайбер отметил, что падение российского авторынка является предугаданным событием, которое вызвано стремительным ростом цен, наблюдавшимся у российских дилеров в начале настоящего года.

«Ситуация в России должна стабилизироваться, однако мы не можем сказать, сколько времени займет этот процесс», - добавил Шрайбер.

К слову, многие европейские эксперты связывают уход с российского авторынка крупных международных автомобильных дилеров с введением против РФ экономических санкций, приведших к кризису, инфляции и девальвации рубля.

По состоянию на март 2015 года на российском авторынке лидирующие позиции заняли Lada, Hyundai, Renault, Toyota и Kia.

Как известно, Россию были вынуждены покинуть компании Chevrolet и Opel после того, как уровень их продаж снизился до недопустимого минимума. К слову, Chevrolet покидает российский авторынок частично - американцы оставляют дорогостоящие элитные модели и полюбившуюся россиянам Niva.

Эксперты полагают, что вслед за ними может «уйти» и Ford, объемы продаж которого снизились на 73%, вопреки выходу нового бюджетного кроссовера Ecosport.

По их мнению, такое же будущее может ожидать SsangYong, Citroen, Suzuki и Peugeot, потерявшие до 80% прибыли. А уровень продаж автомобилей Honda и вовсе упал на 91%, что можно считать катастрофическим минимумом.

Кризис также смог затронуть и модели премиум-класса, такие, как: Mercedes-Benz, BMW, Infiniti, Audi и Porsche. К слову, автоконцерн Porsche особых трудностей на российском авторынке все же не испытывает и даже смог поднять уровень продаж на 27%. По словам главы автомобильного концерна в России, Porsche не смогло сломить только то, что компания давно готовилась к кризису в российской экономике. Поэтому основной тенденцией ее работы стало эффективное сотрудничество с дилерами и грамотная ценовая политика, позволяющая лояльно относиться к каждому потенциальному клиенту.