Принцесса Диана, биография, новости, фото! Принцессу Диану могли спасти? Загадка смерти Леди Ди

Сегодня исполняется 15 лет со дня гибели принцессы Уэльской Дианы. Урожденная Диана Френсис Спенсер погибла в возрасте 36 лет, через год после развода со своим первым и единственным законным супругом принцем Чарльзом. Принцесса Диана была одной из самых популярных женщин мира. Ее называли "Леди Ди", "народной принцессой", "королевой сердец". В ночь на 31 августа 1997 года в автомобильной аварии, произошедшей в подземном тоннеле под площадью Альма в Париже, "народная принцесса" погибла. Было ли это убийство или случайность? До сих пор ответ на этот вопрос будоражит сердца и умы многих людей.

Папарацци

Первая версия гибели принцессы Дианы, которая была высказана следствием: в аварии виноваты несколько репортеров, которые передвигались на мотороллерах. Они преследовали черный "Мерседес" Дианы, и один из них, возможно, помешал автомобилю принцессы. Водитель "Мерседеса", пытаясь уйти от столкновения, врезался в бетонную опору моста.

Но в тоннель, согласно показаниям очевидцев, они въехали спустя несколько секунд после "Мерседеса" Дианы, а значит, не могли спровоцировать аварию.

По словам адвоката Виржини Барде, на самом деле нет никаких доказательств виновности фотографов.

Таинственный автомобиль

Следствие выдвигало и другую версию: причина аварии - автомобиль, к тому времени уже находившийся в тоннеле. В непосредственной близости от разбившегося "Мерседеса" сыскная полиция обнаружила осколки "Фиата Уно".

При опросе очевидцев полицейские якобы выяснили, что "Фиат Уно" белого цвета через несколько секунд после произошедшей аварии зигзагами выехал из тоннеля. Причем водитель смотрел не на дорогу, а в зеркало заднего вида, как будто увидел что-то, например, разбившийся автомобиль.

Сыскной полицией также были определены точные характеристики машины, ее цвет и год выпуска. Но, даже располагая сведениями об автомобиле и описанием внешности водителя, следствию так и не удалось отыскать ни машину, ни шофера.

Френсис Жиллери, автор собственного независимого расследования гибели Леди Ди как-то писала: "Были проверены все автомобили этой марки в стране, но ни один из них не имел следов похожего столкновения. Белый "Фиат Уно" как сквозь землю провалился! А очевидцы аварии, видевшие его, начали путаться в показаниях, из которых так и не стало ясно, был ли белый "Фиат" в злополучный момент на месте трагедии".

Интересно и то, что версия о белом "Фиате", ставшем якобы причиной аварии, была обнародована не сразу, а только спустя две недели после произошедшего.

Британские спецслужбы

Уже позже стали известны другие подробности аварии и выдвигались все новые и новые версии гибели принцессы Дианы.

Например, как писали многие СМИ, когда в тоннель въехал черный "Мерседес", внезапно полумрак разрезала яркая вспышка света, настолько сильная, что все, кто ее наблюдал, на несколько секунд ослепли. А еще через мгновение ночную тишину взрывают визг тормозов и звук страшного удара.

По словам СМИ, версия получила распространение с подачи одного бывшего агента британских спецслужб, который рассказал, что обстоятельства гибели принцессы Дианы напоминают ему план покушения на Слободана Милошевича, разработанный британскими спецслужбами. Югославского президента собирались ослепить в тоннеле мощной вспышкой.

Спустя несколько месяцев британские и французские газеты напечатали сенсационное заявление бывшего агента британских спецслужб Ричарда Томплисона о том, что в тоннеле Альма, возможно, было использовано новейшее лазерное оружие, которое находится на вооружении спецслужб.

После этого заявления СМИ предположили, что осколки "Фиата" подбросили те, кто готовил эту аварию заранее и хотел замаскировать ее под обычное ДТП. Пресса настаивала долгое время на том, что это британские спецслужбы.

"Удачливый" фотограф

Существует еще одна версия, связанная с таинственным "Фиатом". Версия СМИ - осколки "Фиата" подбросили те, кто готовил эту аварию заранее и хотел замаскировать ее под обычное ДТП.

В прессе ходили слухи, что спецслужбы знали, что белый "Фиат" обязательно будет этой ночью рядом с машиной принцессы Дианы. Именно на белом "Фиате" передвигался один из самых известных и удачливых папарацци Парижа Джеймс Андансон.

СМИ высказали предположение, что доказать причастность фотографа и его машины к аварии службы просто не смогли, хоть и очень надеялись. Андансон действительно был в ту ночь в тоннеле. Правда, по словам некоторых его коллег, находившихся вечером 30 августа 1997 года у отеля "Ритц", это был редкий случай, когда фотограф прибыл на работу без машины. Андансон неоднократно попадал в поле зрения службы безопасности семьи аль-Файеда, и для них, конечно, не было секретом, что Андансон является не только удачливым фотографом. Доказательства того, что фотограф - агент британской спецслужбы, якобы удалось раздобыть службе безопасности аль-Файеда. Но отец Доди по каким-то причинам сейчас не считает нужным предъявлять их следствию. Джеймс Андансон был не случайной фигурой в этой трагедии.

Принцесса Диана и Доди аль-Файед

Андансона видели в тоннеле, причем там он действительно оказался одним из первых. Видели на месте трагедии и машину, очень похожую на его автомобиль, правда, с другими номерами, возможно, фальшивыми.

После аварии Андансон, даже не дождавшись развязки, когда в тоннеле только стала собираться толпа, внезапно исчезает. Буквально среди ночи - в 4 часа утра - улетает из Парижа ближайшим рейсом на Корсику.

Спустя некоторое время во Французских Пиренеях его труп найдут в сгоревшем автомобиле. В то время когда полицейские устанавливают личность погибшего, в офисе его парижского фотоагентства неизвестные похищают все бумаги, снимки и компьютерные диски, связанные с гибелью принцессы Дианы.

СМИ предполагали, что если это не роковое совпадение, то Андансон был устранен либо как нежелательный свидетель, либо как исполнитель убийства.

Пьяный водитель

5 июля 1999 года, спустя почти два года, газеты всех стран мира печатают сенсационное заявление следствия: главная вина за случившееся в тоннеле Альма лежит на водителе "Мерседеса" Анри Поле. Он был шефом службы безопасности отеля "Ритц" и также погиб в этой катастрофе. Следователи его обвинили в том, что он сел за руль пьяным.

Заявление о том, что водитель был пьян, прозвучало как гром среди ясного неба. Данные экспертизы, указывающие на состояние сильного опьянения, были готовы уже через 24 часа после вскрытия. Но официально об этом было заявлено лишь спустя два года. 24 месяца следствие отрабатывало заведомо более слабую версию виновности папарацци или присутствия "Фиата Уно".

Жак Мюлес, который первым из представителей следственных органов прибыл на место трагедии, заявил, что анализ крови показал истинное положение дел, а значит, Анри Поль действительно был сильно пьян. По его словам, перед отъездом из "Ритца" принцесса Диана и Доди аль-Файед нервничали. Но главное, что указывало на несчастный случай, это наличие алкоголя - 1,78 промилле в крови шофера господина Анри Поля и вдобавок то, что он принимал антидепрессанты.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Леди Диана - первая жена принца Чарльза, принцесса Уэльская, сыграла огромную роль в жизни Великобритании конца XX века, а ее загадочная смерть в автомобильной катастрофе легла позорным пятном на представителей старейшей в мире монархии. Расследование обстоятельств ее трагической гибели не прекращено до сих пор...

Детство будущей принцессы Дианы

Диана Фрэнсис Спенсер родилась в замке Сандригем - одной из королевских резиденций с великолепным садом, где обычно проводит Рождество королевская семья. Отец будущей принцессы - Джон Спенсер, виконт Элторп, был представителем старинного аристократического рода Спенсер-Черчилль. Графский титул предки Спенсера получили еще в XVII веке, в годы правления Карла I. Отличалась древним и знатным происхождением и Фрэнсис Рут - мать Дианы. Леди Фермой, бабушка Дианы, была фрейлиной королевы-матери.

Четверо детей виконта Спенсера воспитывались, как и подобает отпрыскам аристократических семей, в окружении многочисленной прислуги, гувернанток и бонн. Когда девочке исполнилось шесть лет, семья распалась. После тяжелого бракоразводного процесса дети остались с отцом, мать уехала в Лондон, где вскоре вышла замуж.

Получив необходимые для поступления в школу знания под мудрым руководством Гертруды Аллен, которая когда-то занималась образованием Фрэнсис Рут, Диана продолжила обучение в частной школе Силфилда, затем в Ридлсуорт-Холл. Следующим этапом стала элитная школа для девочек в Уэст-Хилл, в графстве Кент. Особым рвением к наукам Диана не отличалась, но пользовалась популярностью у подруг благодаря веселому благодушному характеру.

Следует отметить, что в будущие английские леди получают основательную базу знаний не только по общепринятым дисциплинам, но в сфере ведения домашнего хозяйства: им по плечу и варенье сварить, и профессионально вымыть пол, и утешить орущего младенца.

В 1975 году, после смерти отца, Джон Спенсер унаследовал графский титул и перевез семью в замок Элторп-хаус - родовое поместье в лондонском пригороде. Именно здесь Диана в 1977 году впервые встретила принца Чарльза, приехавшего во владения Спенсеров поохотиться. Разумеется, тогда ни о каком романе не могло быть и речи, застенчивая 16-летняя девушка Чарльза не заинтересовала. Да и Диану занимали далеко не матримониальные заботы: ей необходимо было продолжить обучение, теперь уже в привилегированном пансионате в Швейцарии.

Мгновения XX века 1997 - Смерть принцессы Дианы

Печальная участь принцессы Дианы, личная жизнь «королевы сердец»

Два года спустя, вернувшись из Швейцарии, Диана стала обладательницей собственной квартиры в Лондоне, которую ей к совершеннолетию подарил отец, и устроилась на работу в детский сад: английская "золотая молодежь" не считает для себя зазорным самостоятельно зарабатывать деньги. Тогда и пригодились навыки, полученные в элитных школах.

В 1980 году Диана вновь встретилась с принцем Чарльзом. Наследнику короны тогда исполнилось 32, и его бурная холостяцкая жизнь уже давно беспокоила венценосных родителей - Елизавету II и принца Филиппа. Особым поводом для волнений была давняя связь Чарльза с Камиллой Паркер-Боулз, замужней дамой, брак с которой тогда считался невозможным. Кандидатура Дианы Спенсер в качестве будущей супруги принца была одобрена мгновенно, причем не только родителями жениха, но и самой Камиллой, с которой Чарльз расставаться не собирался. Диане с самого начала было известно о скандальном романе принца, но влюбленная девушка дала согласие.

29 июля 1981 года в соборе Святого Павла состоялось венчание принца Чарльза с Дианой Фрэнсис Спенсер. Счастье было недолгим, искренне любящую мужа Диану ждали годы разочарований, ревности, слез, бесплодных попыток сохранить семью. Единственной радостью принцессы Уэльской стали сыновья - Уильям, появившийся в 1982 году, Генри (Гарри), рожденный через два года.


К концу 80-х жизнь леди Дианы превратилась в сплошной кошмар. Чарльз, несмотря на протесты жены, продолжал свои отношения с Камиллой и даже не пытался их скрыть. Принцессе с каждым годом становилось все труднее сохранять спокойствие на публичных церемониях, возрастала ее конфронтация с королевой, которая всегда была на стороне сына, как и подобает классической свекрови. Недовольство Елизаветы подогревало довольно веское обстоятельство - невероятная популярность Дианы. Сразу после похожей на сказку свадьбы принцесса Уэльская, несмотря на свое аристократическое происхождение, стала считаться "принцессой из народа". Ее искренне любили и подданные британской короны, и жители других стран, и леди Ди, как ее ласково называли, ни разу не разочаровала своих почитателей. Принцесса активно занималась благотворительностью, и оказывала нуждающимся не только материальную, но и моральную поддержку.

В 1990 году Диана перестала скрывать от общественности сложившуюся ситуацию. Конфликт покинул мощные стены Виндзорского дворца и разлетелся по всему миру, а принцесса обрела в лице королевы могущественного и непримиримого врага. Развод представителей королевской семьи Великобритании был чреват не только грандиозным скандалом, но и определенными династическими осложнениями. Но Диана не считала нужным "смирить гордыню". Желая отомстить супругу, принцесса осмелилась "запятнать" свою некогда безупречную репутацию связью с инструктором по верховой езде. В 1992 году супруги расстались, и лишь четыре года спустя, в 1996, состоялся бракоразводный процесс. Королева, наконец, приняла свершившийся факт.

«Свеча на ветру» - смерть принцессы Дианы

Получив долгожданную свободу, леди Диане удалось сохранить титул принцессы Уэльской и права на воспитание детей. Она по-прежнему занималась активной миротворческой и благотворительной деятельностью, осталась полковником двух воинских подразделений: кавалерийского полка "Легкие Драгуны" (Light Dragoons) и Королевского полка принцессы Уэльской. Однако перспектива стать королевой была утрачена навсегда.


Казалось, у Дианы появилась возможность наладить свою личную жизнь. После нескольких коротких романов, в июне 1997 года принцесса познакомилась с Доди аль-Файедом, сыном египетского миллиардера. Спустя всего два месяца вездесущим папарацци удалось сделать несколько весьма красноречивых снимков Дианы и Доди. Вскоре возникли слухи о помолвке принцессы с представителем могущественной в мусульманском мире семьи.

31 августа 1997 года в Париже автомобиль, в котором леди Диана и Доди аль-Файед пытались уйти от преследования папарацци, на огромной скорости въехал в тоннель перед мостом Альма на набережной Сены и врезался в опору. Доди погиб мгновенно, а Диана около часа умирала в обломках искореженного металла под вспышки камер подоспевших к месту трагедии журналистов. Жаждущие сенсаций мерзавцы даже не попытались помочь...

Принцессе ДИАНЕ УЭЛЬСКОЙ посвящается...

Была ли смерть строптивой принцессы несчастным случаем или акцией британских спецслужб, скорее всего, навсегда останется тайной. «Свеча на ветру», как назвал Диану в своей песне Элтон Джон , - женщина с исковерканной судьбой и неутомимая воительница с бедами простых людей: с противопехотными минами и смертельными недугами, покоится в родовом поместье Спенсеров - в семейном склепе на живописном островке в центре озера.

В половине первого ночи 31 августа 1997 года черный «мерседес 280SEL», мчавшийся по Парижу на скорости более 100 км/час, врезался в тринадцатую опору тоннеля Альма. Через три с половиной часа доктора в больнице La Pitie-Salpetriere зафиксировали смерть британской гражданки Дианы Спенсер, более известной как принцесса Диана, или леди Ди. В ходе недавнего опроса большинство жителей Великобритании назвали гибель Дианы главным событием ХХ века - более важным, чем победа над фашизмом во Второй мировой войне.

5 июля 1999 года cледственный судья Эрве Стефан передал дело в прокуратуру, возложив главную вину на 41-летнего шефа службы безопасности отеля Ritz Анри Поля, который был за рулем злополучной машины. Анализ, проведенный в первые часы после аварии, выявил удивительно высокий уровень содержания этилового спирта в крови водителя, погибшего вместе с Дианой и Доди аль-Файедом, - 1,87 промилле. Это эквивалентно тому, как если бы он выпил подряд две большие бутылки вина. Кроме того, было обнаружено, что Анри Поль принял несколько таблеток-антидепрессантов, которые усиливают действие алкоголя.

Но в августе этого года, накануне пятой годовщины трагедии, родители водителя, Пьер и Жизель Поль, подали иск с требованием, чтобы им передали пробу крови сына для проведения контрольного анализа на ДНК. Они убеждены, что кровь - по ошибке или умышленно - была взята у другого человека, и полны решимости добиться восстановления доброго имени и репутации Анри Поля.

На редкость высокий уровень алкоголя в крови водителя «мерседеса» - не единственный факт в этой истории, по сей день вызывающий ожесточенные споры и сомнения. В 2003 году гибель принцессы Дианы вновь станет предметом судебного разбирательства. Такое решение принял новый коронер королевской семьи Майкл Берджесс.

Плата за обручение

Заключение предыдущего следствия, длившегося 22 месяца, гласит, что речь идет о банальном ДТП: водитель потерял управление, пытаясь уклониться от столкновения с автомобилем «фиат уно».

Экспертиза показала, что «мерседес» мчался на скорости 121-123 км/час. «В тоннеле при небольшом изгибе и уклоне порядка 5-6 процентов машина на мгновение могла отклониться, что в сочетании с появлением «фиата» привело к потере управления», - объясняет ныне один из участников расследования. Водитель резко затормозил, машину пронесло юзом 32 метра, ударило о стену тоннеля, от удара она дважды перевернулась.

Итак, всю ответственность возложили на Анри Поля, находившегося якобы под воздействием алкоголя и антидепрессантов.

В прошлом Анри Поль был капитаном ВВС и имел репутацию шофера высокого класса. Личный врач Поля, близко знавшая его, рассказала следователю, что он опасался, как бы постоянные стрессы не привели его к алкоголизму. Это она прописала Полю антидепрессант и еще два медикамента, внушающих отвращение к алкоголю. Врач категорически отрицала возможность «срыва» своего пациента: за неделю до аварии Поль получил полетные права, безукоризненно пройдя авиационную комиссию, которая подвергает соискателей сверхстрогому контролю.
У следователя и поныне «нет никаких сомнений в точности уровня содержания алкоголя» в крови Поля. Но при этом он, как, впрочем, и эксперты, проводившие анализ этих проб, даже не задумываются, отчего же в них так велико содержание угарного газа?

Мохаммед аль-Файед, отец погибшего вместе с Дианой ее друга Доди, первым выдвинул идею, что катастрофа была подстроена. Он говорил: «Надо помнить, что питие - часть образа жизни французов. Многие там разъезжают с алкоголем в крови, однако это не означает неспособности вести машину. Ничто в поведении Анри Поля перед тем, как он сел за руль, не указывало на то, что он настолько пьян, что не в состоянии управлять машиной».

«Мое сердце подсказывает мне: это не была простая авария, и я не успокоюсь, пока не выясню точно, что произошло на самом деле», - не раз повторял отец Доди. По его версии, британские власти не могли смириться с мыслью о возможности брака между его сыном-мусульманином и Дианой. Этот брак уже становился реальностью: как утверждает Мохаммед аль-Файед, он заплатил 150 тысяч фунтов за обручальное кольцо с бриллиантами и изумрудами. Доди намеревался вручить его Диане в конце поездки, оказавшейся роковой. «Он позвонил мне, чтобы сказать, что они обручились», - говорит отец Доди, утверждая также, что Диана сообщила о своем обручении Уильяму и Гарри, своим сыновьям.

Впрочем, египетскому миллиардеру, до сих пор не пришедшему в себя от горя, нельзя безоговорочно доверять. Он, например, рассказывает, будто некая медсестра в больнице La Pitie-Salpetriere передала ему последние слова принцессы, пожелавшей, чтобы он отдал ей (сестре) вещи из апартаментов Доди. Однако врачи, пытавшиеся спасти Диану, утверждают, что она не могла произнести ни слова с того самого момента, как ее извлекли из искореженной машины.

МИ-6 против Дианы

Но, возможно, дело действительно не в водителе «мерседеса». Заново начатое следствие уже пришло в первому выводу: «фиат уно», сам того не желая, стал причиной аварии».

Муж и жена, ехавшие через мост Альма, видели, как эта машина выскочила из тоннеля им наперерез, причем водитель смотрел не на дорогу, а в зеркало заднего вида. «Это был «фиат уно» белого цвета, должно быть, двухдверный, старенький, хотя и вполне чистый, - показала на допросе Сабина Ф. - Он выскочил из тоннеля, точно пьяный. Нас водитель заметил, наверное, только после того, как муж нажал на гудок... Это был европеец средиземноморского типа. Глубоко посаженные глаза, коротко подстриженные каштановые волосы, лет тридцать пять - сорок... На заднем сиденье была довольно большая собака вроде немецкой овчарки».

При разборе обломков на месте аварии были обнаружены осколки левого заднего поворотника «фиата». Экспертиза позволила установить точные характеристики машины, цвет, год выпуска. Располагая сведениями о машине и достаточно точным описанием личности водителя, а также таким важным дополнительным признаком, как наличие крупной собаки, следствие проверило 3500 «фиатов». Но, как ни удивительно, не удалось отыскать ни машину, ни шофера.

Правда, установленным характеристикам соответствовала машина фотографа-папарацци Джеймса Андансона. Именно ему принадлежит знаменитый снимок Дианы в купальнике леопардовой расцветки, в свое время заставивший публику заподозрить, что принцесса беременна. Андансона долго допрашивали, но в конце концов оставили в покое, поскольку точно установили, что в вечер трагедии его не было в Париже. Однако, как ни странно, выяснить, не одалживал ли он машину кому-нибудь из коллег или друзей, следствие не удосужилось, а теперь уже и вовсе не сможет этого сделать. В мае 2000 года Андансон при загадочных обстоятельствах сгорел в своей машине (том самом «фиате») дотла.

Бывший агент британской разведки МИ-6 Ричард Томлинсон, увидев по телевидению репортаж о гибели леди Ди, сразу заявил, что обстоятельства аварии странным образом напоминают ему план покушения на президента Югославии Милошевича. Этот план, подготовленный в недрах британских спецслужб, предусматривал, в частности, вариант убийства в тоннеле в Женеве с применением сильной вспышки для ослепления водителя.

Ныне, однако, один из следователей говорит, что нет показаний, подтверждающих тезис о вспышке, которая бы предшествовала аварии. Но немногие ее свидетели ехали во встречном направлении, отделенные парапетом и опорами, и вряд ли могли заметить свет, направленный параллельно их движению. Возможно, на вопрос, была ли вспышка, мог бы ответить водитель «фиата», но его так и не нашли. Кстати, не было ли его вихляние следствием того, что и он был ослеплен? И еще один важный момент. Сиденье рядом с шофером, как известно, обычно называют «местом покойника»: во время аварии оно подвергается наибольшему риску. Но в этой аварии уцелел сидевший рядом с шофером Тревор Рис-Джонс. Он отделался лишь шрамами на лице. Согласно одной из новых версий, Тревор выжил, так как успел сгруппироваться и уклониться от удара. А успел он это сделать потому, что якобы сам и был организатором аварии.

Тридцатиоднолетний Тревор Рис-Джонс проходил службу в частях спецназа, в составе элитного парашютного полка. На боевом счету Рис-Джонса также два срока боевого дежурства в Северной Ирландии и служба в королевской военной полиции. Между тем известно, что спецназ и особенно «парашютисты» часто привлекаются для проведения операций по заданию спецслужб, прежде всего МИ-6. Бойцы этих частей сохраняют с ними тесную связь даже по окончании службы, уже на гражданке.

По некоторым сведениям, в МИ-6 были люди, усматривавшие в поведении Дианы «угрозу трону и, следовательно, стабильности государства». Не секрет, что за ней велась слежка, ее телефонные разговоры прослушивались. Для перехвата электронной почты «жучки» были установлены в компьютерах Дианы, через системы спутникового слежения прослушивались ее разговоры по мобильному телефону. Многие считают, что запись ее разговора в машине с другом детства, в ходе которого она резко отзывалась о королеве и атмосфере в Букингемском дворце, и утечка этой записи в печать - дело рук МИ-6. Американскому репортеру-расследователю Джеймсу Киту удалось добиться от ЦРУ и АНБ признания в том, что они в сотрудничестве с британскими спецслужбами МИ-6 и МИ-5 следили за Дианой и прослушивали ее разговоры, запись которых насчитывает 1051 лист. Однако оба учреждения отказались предоставить журналисту сами записи. «Документы засекречены, - объяснялось в письме Киту, - потому что их раскрытие может причинить чрезвычайно серьезный ущерб национальной безопасности».

Вернемся, однако, к самой аварии. Эксперты установили одну странную вещь: в момент аварии переключатель скоростей находился в нейтральном положении. Если бы на машине была механическая коробка передач, то можно было бы объяснить это тем, что водитель хотел резко снизить скорость перед тоннелем и пытался переключиться на более низкую передачу. Однако в «мерседесе», который вез Диану, была установлена автоматическая коробка.

Возникает подозрение: не стал ли виновником аварии бывший парашютист Тревор Рис-Джонс, подтолкнувший Поля под руку или сдвинувший рычаг передач на один шаг с D (вперед) на N (нейтральная)?

Свидетели исчезают

Журналисты, пытавшиеся глубже копнуть обстоятельства катастрофы, странным образом покинули этот мир. Так, 7 сентября 1999 года при банальной операции на колене скончался репортер Джеймс Кит, который как раз готовился опубликовать некоторые выводы о причинах гибели Дианы и Доди. «У меня предчувствие, что я не вернусь», - сказал он у дверей операционной своему товарищу Кенну Томасу. Через несколько часов после его смерти веб-страница Интернета с подробностями его расследований была уничтожена. «По техническим причинам», как объяснил оператор фирмы-провайдера.

Выжившие свидетели страдают странными провалами в памяти. Можно упомянуть ряд врачей, делившихся с журналистами информацией по горячим следам, но потом отказавшихся от своих слов. Телохранитель Тревор Рис-Джонс, давший показания следователю по выздоровлении, через восемь месяцев, оставив службу у аль-Файеда, отказался от них и заявил, что на самом деле ничего не помнит. В «Мемуарах», опубликованных в марте 2000 года, он утверждал, будто его бывший патрон оказывал на него давление, принуждая «вспомнить» факты, которые подтверждали бы теорию заговора. Фоторепортер Лоран Сола, единственный из папарацци, сумевший сфотографировать Диану в потерпевшей аварию машине, никогда не показывал эти снимки. Более того, вскоре он закрыл свое агентство и организовал рыболовную компанию в Нормандии.

На этом странности не кончаются. Как установила группа британских патологоанатомов во главе с видным специалистом Питером Вейнезисом, тело Дианы после смерти быстро забальзамировали. И теперь повторное вскрытие тела, захороненного во влажных землях усадьбы Олторп, вряд ли позволит получить надежные результаты. «Не было никакой необходимости в том, чтобы принцессу бальзамировали так быстро и до произведения посмертных обследований», - заявил профессор Вейнезис.

Джеффри Стайнберг, журналист-расследователь журнала Executive Intelligence Review, дает понять, что в Лондоне по возвращении на родину тела Дианы вскрытие все же производилось и соответствующий протокол существует. Однако он сомневается, что выводы этих исследований когда-либо будут полностью известны. «В апреле 2000 года адвокаты Мохаммеда аль-Файеда заполучили служебную записку двух французских патологоанатомов, работавших для следователя Стефана и сотрудничавших с английскими коронерами. В этой записке якобы говорилось, что британские власти ходатайствовали о том, чтобы утаить определенные аспекты официального вскрытия». Однако ныне и эти свидетели отказались от своих слов.

* * *
Нелепая и трагическая смерть Дианы продолжает приносить доход авторам многочисленных книг «про это». В пятую годовщину аварии ее близкие вспоминают о том, что привело к драматическому повороту в жизни бывшей принцессы Уэльской и матери наследных принцев. «Ее жизнь была совершенно разбита ее супругом и его любовницей Камиллой Паркер, думавшими только о себе, - считает Мэри Кларк, няня Дианы. - Когда брак распался, она утратила чувство уверенности в себе, что в конечном счете и привело ее к гибели». Ей вторит и лучшая подруга Дианы, Лусия Флеша ди Лима, жена бразильского посла в Лондоне: «Чарльз и Камилла превратили ее жизнь в ад».

Однако время лечит многие раны. Королева сумела восстановить расположение подданных, пошатнувшееся, как известно, после гибели «народной принцессы». Принца Чарльза уже открыто сопровождает Камилла Паркер-Боулс, и большинство британцев не возражают против их союза: даже строгая англиканская церковь сняла запрет на брак двух разведенных.

Но тайна аварии, происшедшей в тоннеле Альма 31 августа 1997 года, продолжает живо интересовать многих, не только британцев. И именно поэтому вряд ли она будет раскрыта в ближайшем будущем.

Совершенно СЕКРЕТНО №9/160

Почти наверняка, смерть знаменитости из королевского семейства вызовет подозрения в заговоре. Неудивительно, что смерть Дианы, Принцессы Уэльской, погибшей в автокатастрофе, вызвала именно такую реакцию. Диана была примерно год в разводе с Чарльзом, Принцем Уэльским и находилась в Париже со своим бойфрендом, Доди Аль-Фаедом. История того вечера имеет все элементы международной интриги: деньги, избранность, роскошь, известность, секс, наркотики и смерть. Как могла эта семейная трагедия и величайшее шоу на международной сцене одновременно, не вызвать лавину совершенно различных эмоций: грусть, злость, отчаяние, подозрение в заговоре и преступлении?

Диана и Доди вернулись из девятидневной прогулки у берегов Французской и Итальянской Ривьеры на «Sonikal», супер яхте семьи Аль-Фаед. На сутки они остановились в отеле «Риц», принадлежащем отцу Доди, Мохаммеду Аль-Фаеду. После полуночи они покинули гостиницу и отправились в неподалёку расположенные апартаменты на Мерседесе S класса, за рулём которого находился Генри Пауль, шеф охраны отеля. Пауль принимал антидепрессанты и был пьян. На переднем месте пассажира находился охранник Доди, Тревор Риз-Джонс. Никто, из находившихся в машине, не был пристёгнут ремнями безопасности. Как часто бывает со знаменитостями, их преследовали журналисты на нескольких автомобилях. Водитель поддавал газу, чтобы оторваться от преследования. При въезде в тоннель водитель был вынужден резко сменить полосу движения из-за более медленного автомобиля перед собой, но всё же зацепил его. Мерседес стало водить из стороны в сторону в результате утраты контроля. После фронтального удара в колонну тоннеля на скорости 100 км/час, автомобиль развернуло и ударило о стену. Журналисты находились на месте трагедии до прибытия через четыре минуты представителей власти. Семеро журналистов были арестованы. На часах было 00:30.

Пауль и Доди погибли на месте. Тревор Риз-Джонс получил травмы лица и головы, остался жив, но ничего не помнит об аварии. Принцесса Диана получила обширные повреждения и скончалась в госпитале через три с половиной часа после инцидента. Через шесть месяцев Мохаммед Аль-Фаед заявил, что его сын и Принцесса Уэльская были убиты Британским правительством. Почему? Да потому, что семья Аль-Фаеда мусульмане, а поскольку Диана и Доди были тайно помолвлены, Британцы не могли позволить такое кровосмешение в королевской семье. Ещё через три года Мохаммед заявил, что Принцесса Диана ждала ребёнка от его сына. Конкретнее, Мохаммед Аль-Фаед утверждал, что Британская разведка МИ6, спланировала, организовала и выполнила автокатастрофу, убившую молодую пару.

Вне зависимости от заявлений Мохаммеда, Французские власти интенсивно расследовали происшествие. Следствию понадобилось 18 месяцев работы над самым затратным дорожным происшествием во всей истории Франции. Было опрошено 200 свидетелей и составлено 6000 страниц протоколов. В конце концов, в сентябре 1999 года, Французские власти опубликовали заключение на одной странице. В произошедшем виновен пьяный Тревор Риз-Джонс. Диана и Доди остались бы живы, если бы пристегнулись ремнями безопасности. Осуждение высказано в адрес журналистов но, поскольку не отмечено нарушения закона, криминального преследования участников не было.

Хотя Британская Корона полностью приняла результаты расследования смерти Принцессы Дианы и Доди Аль-Фаеда, это никак не повлияло на мнение Мохаммеда. Британская полиция была вынуждена открыть своё расследование, так как Мохаммед обвинял правительство в заговоре и совершении преступления с территории Великобритании. Подобно расследованию обстоятельств смерти комиссией Варрена, расследованию теракта 9/11 комиссией 9/11, обвинения Мохаммеда привели к официальному правительственному докладу, получившему название «Operation Paget».

«Отчёт Паджет», подготовленный the Metropolitan Police, содержит 832 страницы и доступен широкой публике. Шестнадцать глав отчёта содержат ответы на все 16 разделов обвинения, выдвинутого Мохаммедом Британской разведке МИ6. По завершению доклада, он поступил на рассмотрение властям. Специальное жюри вынесло вердикт: «Смерть Принцессы Дианы наступила в результате непредумышленного убийства Генри Паулем, который управлял автомобилем в состоянии интоксикации.» Осуждению подверглись следовавшие за Мерседесом и создававшие опасность водители других автомобилей.

Выводы комиссии дались нелегко. Следовало ответить на каждый из 175 пунктов обвинения, проведя расследования и представив выводы на рассмотрение жюри. Один за другим, без исключения, каждый пункт был рассмотрен и не нашёл подтверждения. Давайте посмотрим на несколько из них, наиболее известные:

Почему нет ни одной записи случившегося в тоннеле на камерах наблюдения?

По пути следования Мерседеса с Принцессой Дианой и Доди действительно было несколько камер наружного наблюдения, но все они принадлежат частным лицам и направлены на входы в здания. Единственная камера, направленная на дорожное движение у входа в тоннель не имела записывающего устройства, а персонал, наблюдавший за дорогой, закончил свою работу в 23 часа, то есть некому было наблюдать.

Почему тело Принцессы Дианы было быстро забальзамировано?

В Парижском госпитале, где умерла Диана, тело забальзамировали в тот же день, что необычно само по себе и неприемлемо для случая, требовавшего дальнейшее расследование. Мохаммед утверждал, что спешка была преднамеренной для того, чтобы скрыть беременность Дианы и отвести подозрение в заговоре. Экстренное бальзамирование тела Дианы было ошибкой госпиталя, но выполнено по распоряжению местной полиции. Причиной распоряжения был визит Президента Франции Жака Ширака вместе с Чарльзом и сёстрами Дианы. Поставленный вопрос вполне может означать заговор, однако получен вполне аргументированный ответ, отвергающий связь с тёмными замыслами.

Почему Диана не находилась под охраной Британской Службы Безопасности?

Поскольку действительно, Диана в тот вечер не находилась под охраной Секретной Службы Великобритании, которая могла бы оградить её от корреспондентов, не заставляет ли это усмотреть заговор? Не было ли «приказа сверху», облегчающего инсценировку происшествия? Нет. Диана не имела охраны. После развода с Чальзом, в течение двух лет до гибели, правительственная Служба Безопасности не охраняла Диану. Только когда она находилась с сыновьями, наследниками Британского Престола, государство обеспечивало сопровождение и безопасность. Принцесса Диана предпочитала частных охранников. В ночь её гибели такие функции выполняли люди семьи Аль-Фаедов: Генри Пауль и Тревор Риз-Джонс.

А что в отношении белого Фиат Уно?

Изучение обломков Мерседеса подтвердило, что было касание о кузов другого автомобиля, оставившего свою краску. Анализ краски дал её описание. Это белая автоэмаль коммерческого начения под названием Бьянко Корфу 224, возможно 210. Краска применялась на автомобилях Фиат Уно с 1983 по 1987 год. Описание соответствует автомобилю, который видели в тоннеле корреспонденты. Несмотря на неутомимые поиски Французской полиции, изучившей 2000 Фиатов Уно, машину из тоннеля установить не удалось. Раз в несколько лет тема оживает. Пресса регулярно называет «найденный Фиат Уно», но реальной машины нет.

Да это и не имеет значения. Если бы МИ6, планируя операцию, выставила автомобиль на пути тяжелого Мерседеса S класса, это не был бы маленький Фиат Уно, который не гарантирует успех задуманного.

Когда автор изучал обстоятельства возможного заговора в гибели Принцессы Дианы, он думал (с большим пониманием) о Мохаммеде Аль-Фаед. Автор знает немало семей, потерявших сына и не может представить более тяжёлого испытания. Не требуется научных изысканий для понимания отчаяния и попыток защитить своего ребёнка, попыток сражаться за него любой ценой. Во многих случаях нет поля для сражения, и битва за любимого человека не может быть выиграна. Но как только проявляется опасность, инстинкт требует решительных действий. Даже если 99% заявлений Мохаммеда оказались безосновательными, оставшийся 1% не даёт покоя. Говоря проще, единственное безумие подозревать заговор в смерти Дианы и Доди это то, что испытал бы в отчаянии каждый отец.

Через секунды после аварии, первые из прибывших корреспондентов обнаружили изуродованный Мерседес, передняя часть которого была разрублена до лобового стекла. 24 летний фотограф Ромулд Рат, подбежав к автомобилю, увидел недвижимые тела внутри. Пока остальные вызывали неотложку, он открыл заднюю правую дверь, которая чудом осталась цела. Сила удара бросила Диану на пол между сидениями, она смотрела вверх и была в сознании. Рат, который умел оказывать первую помощь, проверил пульс и сказал, что врачей уже вызвали. Диана повторяла: «О, мой бог. О, мой бог. » Надежды на её спасение не было. Её артерия была разорвана, внутренние органы повреждены. Диану забрали прибывшие медики, а Рат и ещё шестеро папарацци были арестованы. Принцесса Диана умерла, а Мохаммед Аль-Фаед потерял своего первого сына. Тысячи «если бы» стали частью трагедии. Если бы они задержались на яхте. Если бы они остались в отеле. Если бы выехали чуть раньше или чуть позже. Если бы светофоры работали иначе. Если бы они пристегнулись ремнями. Если бы водитель совершил иной манёвр. Если бы они не заехали в Париж вообще. Миллионы вариантов были возможны той ночью, и никто не смог бы их предсказать. Никто не смог бы остановить. Никто не смог бы этим управлять.

Перевод Владимир Максименко 2013-2014


21 год назад, в ночь на 31 августа 1997 г. в автокатастрофе в центре Парижа погибла принцесса Диана . Она была настолько популярна и любима в народе, что заслужила прозвище «королевы сердец», а ее трагическая смерть не дает покоя британцам до сих пор. Обстоятельства этой автокатастрофы были настолько странными, что вызывают сомнения в официальной версии случившегося. Накануне 20-летия со дня гибели принцессы Дианы было обнародовано несколько скандальных расследований, наделавших много шума не только в Великобритании, но и за ее пределами.



Результаты официальных расследований, проведенных во Франции в Великобритании, были идентичными: авария произошла по нескольким причинам. Принцессу Диану и ее возлюбленного Доди аль-Файеда преследовали папарацци, из-за чего водителю машины Анри Полю пришлось превысить скорость. К тому же в его крови был обнаружен алкоголь, а ремни безопасности были неисправны. Позже эту версию опровергли: водитель не был пьян, а результаты экспертизы умышленно или случайно перепутали с другими. Странным выглядел и тот факт, что спустя 3 года после аварии тот самый папарацци, которого обвиняли в преследовании Дианы, был обнаружен мертвым в сгоревшей машине.





Накануне 20-летия со дня гибели принцессы Дианы, 6 августа в Великобритании вышел фильм «Диана: история ее словами», который стал причиной громкого скандала – его тут же назвали попыткой сделать «деньги на крови». На видеозаписях, сделанных в 1992-1993 гг. ее преподавателем по технике речи во время занятий, принцесса Уэльская предельно откровенно рассказывала о том, о чем в Букингемском дворце предпочитали молчать. Пленки хранились у педагога Питера Сеттелена, он обещал их не публиковать, но в результате все же продал телевизионщикам. Он снимал Диану на видео, чтобы после разобрать ошибки ее речи, и не ожидал того, что разговор получится настолько откровенным.





В фильме Диана рассказала о том, что была влюблена в Чарльза, и в день их помолвки на вопрос журналиста о том, есть ли между ними чувства, не раздумывая ответила: «Да ». А принц произнес: «Можно и так сказать ». Ее тогда это очень обидело. А позже она убедилась в том, что ее муж всю жизнь любил другую женщину – Камиллу Паркер Боулз. Даже рождение сыновей не спасло этот брак. Когда Диана обратилась за советом к королеве, та сказала только: «Я не знаю, что тебе делать. Чарльз безнадежен ». Развод был неизбежен.





Она чувствовала себя изгоем при королевском дворе. «Меня отвергли, и потому я считала себя недостойной этой семьи. Я могла бы начать пить, но это было бы заметно, анорексию тем более заметили бы. Я решила выбрать то, что будет менее заметно: причинить вред себе, а не другим », – признается Диана. Какое-то время она страдала булимией, а потом начала заводить романы. Своему педагогу Диана рассказала о том, что самым большим потрясением в ее жизни стала гибель Барри Манаки – ее телохранителя, которого, по ее мнению, уволили и убили после того, как стало известно об их романе.





Журналист Михаил Озеров, беседовавший с принцессой Дианой за 3 дня до ее гибели, утверждал, что она ему заявила о своем намерении ехать в Париж, невзирая на реакцию Букингемского дворца, о желании строить жизнь так, как хочется ей, и добавила: «Не обращайте внимания на мой взрыв эмоций. В следующий раз я буду спокойнее. Или меня успокоят. Вряд ли мы с вами еще увидимся ».





Историк спецслужб Геннадий Соколов провел собственное расследование и пришел к выводу о том, что это была инсценировка несчастного случая, за которой стояли спецслужбы Великобритании. Свидетели утверждали, что в ночь происшествия видели в туннеле яркую вспышку, которая могла ослепить водителя, после чего он врезался в бетонную опору моста. Если бы Диана была пристегнута, у нее были бы шансы выжить, но ремни безопасности, по утверждению Соколова, были заблокированы. Почему-то именно в ту ночь в этом туннеле не работали видеокамеры. Сразу после гибели ее тело было забальзамировано – по мнению Соколова, для того, чтобы скрыть беременность Дианы от мусульманина Доди аль-Файеда, за которого она, предположительно, собиралась замуж. Поэтому у королевской семьи были причины желать ее гибели.





Египетский миллиардер Мохаммед аль-Файед также проводил собственное расследование, в ходе которого выяснилось, что принцесса Диана называла этот период своей жизни самым опасным и боялась того, что королевская семья захочет от нее избавиться. Мохаммед Аль-Файед уверен в том, что смерть его сына Доди и принцессы Дианы – спланированное убийство.





Версию о причастности к гибели Дианы королевской семьи и британских спецслужб никто так и не доказал. Со временем в этой загадочной истории появляется все больше вопросов, и до сих пор никто не может с уверенностью утверждать, была ли смерть принцессы Дианы трагической случайностью или результатом спланированного преступления.
жми :