Практика развития осознанности. Осознанное мышление Осознанное мышление

Страница 15 из 42

Индивидуальные особенности и качества мышления.

Индивидуальные особенности мышления у различных людей проявляются прежде всего в том, что у них по-разному складывается соотношение разных и взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности (наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического и абстрактно-логического).

К индивидуальным особенностям мышления относятся также и другие качества познавательной деятельности: продуктивность ума, самостоятельность, широта, глубина, гибкость, быстрота мысли, творчество, критичность, инициативность, сообразительность и т.д. (см. рис. 8).

Рис. 8. Составляющие продуктивности ума

Например, для творческой работы необхо­димо обладать способностью само­стоятельно и критично мыслить, про­никать в сущность предметов и явле­ний, быть пытливым, что в значитель­ной мере обеспечивает продуктив­ность умственной деятельности. Все указанные качества индиви­дуальны, изменяются с возрастом, под­даются коррекции.

Быстрота мышления - скорость протекания мыслительных процессов. Быстрота мысли особенно нужна в тех случаях, когда от человека требуется принимать определенные решения в очень короткий срок (например, во время аварии).

Самостоятельность мышления - умение увидеть и поставить новый вопрос, а затем решить его собственными силами. Самостоятельность мышления, как умение использовать общественный опыт и независимость собственной мысли, проявляется, прежде всего, в умении увидеть и поставить новый вопрос, новую проблему и затем решить их своими силами. Творческий характер мышле­ния отчетливо выражается именно в такой самостоятельности.

Гибкость мышления - способность изменять аспекты рассмотрения предметов, явлений, их свойств и отношений, умение изменить намеченный путь решения задачи, если он не удовлетворяет изменившимся условиям, активное переструктурирование исходных данных, понимание и использование их относительности. Гибкость мышления как умение находить пути решения задачи заключается в умении изменять на­меченный вначале путь (план) решения задач, если он не удовлетворяет тем условиям проблемы, которые постепенно вычленяются в ходе ее решения и которые не удалось учесть с самого начала.

Инертность мышления – качество мышления, проявляющееся в склонности к шаблону, к привычным ходам мысли, в трудности переключения от одной системы действий к другой.

Темп развития мыслительных процессов - минимальное число упражнений, необходимых для обобщения принципа решения.

Экономичность мышления - число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность.

Широта ума - умение охватить широкий круг вопросов в различных областях знания и практики.

Глубина мышления - умение вникать в сущность, вскрывать причины явлений, предвидеть последствия; проявляется в степени существенности признаков, которые человек может абстрагировать при овладении новым материалом, и в уровне их обобщенности.

Последовательность мышления - умение соблюдать строгий логический порядок в рассмотрении того или иного вопроса.

Критичность мышления - качество мышления, позволяющее осуществлять строгую оценку результатов мыслительной деятельности, находить в них сильные и слабые стороны, доказывать истинность выдвигаемых положений.

Устойчивость мышления – качество мышления, проявляющееся в ориентации на совокупность выделенных ранее значимых признаков, на уже известные закономерности.

Осознанность мышления – качество мышления, проявляющееся в возможности выразить в слове как результат работы (существенные признаки, понятия, закономерности и т.п.), так и те способы, приемы, с помощью которых этот результат был найден.

Эти индивидуальные особенности не­обходимо специально учитывать, чтобы правильно оценить умственные способности и знания.

Все перечисленные и многие другие качества мышления тес­но связаны с основным его качеством, или признаком. Важ­нейший признак всякого мышления - независимо от его отдель­ных индивидуальныхособенностей - умение выделять сущест­венное, самостоятельно приходить ко все новым обобщениям. Когда человек мыслит, он не ограничивается констатацией того или иного факта или события, пусть даже яркого, интерес­ного, нового и неожиданного. Мышление необходимо идет дальше, углубляясь в сущность данного явления и открывая общий закон развития всех более или менее однородных явле­ний, как бы внешне они не отличались друг от друга.

Задумывался ли ты над тем, что жизнь каждого из нас зависит от наших мыслей? Наши , которые атакуют сознание целенаправленно и неотступно, обладают огромным потенциалом. Получается, что только осознанное мышление позволит нам сохранить здоровье психологическое и физическое…

Думай так, будто тебя слышно…

Приведи свои мысли в порядок

Осознанное мышление

По мнению специалистов, для уравновешивания нервно–физического состояния человека следует развивать в себе способность мыслить осознанно и целенаправленно.

Осознанное мышление помогает человеку приводить в порядок, а так же — следить за тем, чтобы они не имели разрушительного характера.

К сожалению, большинство людей, даже, и не задумываются над тем, что ход их мыслей возможно контролировать.

Обычно, это люди, которые отдают предпочтение фактору насилия, используя который, могут навсегда избавиться от всех своих проблем.

Получается, что агрессия, нацеленная на окружающих, которую они скрытно вынашивают, возвращается к ним же, к их собственному телу.

Чтобы остановить повторяющиеся факты несчастных случаев (порезов, ушибов, ошпариваний, переломов костей и иных травм) психологи, прежде всего, рекомендуют избавиться человеку от переполняющей его душу агрессии и создать в душе мир и покой.

4. Алкоголизм имеет под собой причину — бесцельность существования. Человеку, который страдает от этого порока, следует восстанавливать ощущения утраченных ценностей жизни, заново научиться различать неповторимые краски и радости от мгновений жизни.

Позволь всем мыслям приходить и уходить. Мысли — облака, ты — небо, пространство для всех мыслей, не их враг. Не пытайся удалить мысли или даже успокоить их. Обними их славное ворчание, и знай, что ты – не мысль. (Джефф Фостер)

Всем Здоровья, Любви и Счастья!

В наши дни мало кто не слышал или не читал об осознанности. Об этом много говорят, пишут и пересылают друг другу мудрые фразы в социальных сетях. И, казалось бы, всем всё давно понятно на эту тему. Так же дело обстоит и с видами мышления. Мы знаем, что позитивное мышление делает нас и весь мир вокруг прекрасным, а негативное – разрушает. Однако всё не так просто. Оказывается, знать и понимать – это разные вещи! Нам эти темы уже очень знакомы, и кажется, что всё очень просто, и мы редко пытаемся вдуматься, а что же за этим стоит.

Для многих позитивное мышление, например, – это что-то вроде самовнушения: «Всё замечательно, я очень успешен, не буду думать о плохом, меня всё устраивает в моей жизни» и так далее в таком же духе. Негативное же, наоборот, воспринимается как поток жалоб. Часто на этом все объяснения заканчиваются. Осознанность же для нас – это примерно следующее: «Будь здесь и сейчас, и тогда сразу всё встанет на свои места». К сожалению, это очень поверхностные представления, и я объясню почему.

Настоящее понимание какой-либо практики, а осознанность и выработка позитивного мировоззрения – это именно практика, характеризуется тем, что мы способны это применять и применяем в своей жизни. Если не применяем, значит, мы это не поняли до конца. Что же нужно знать об осознанности, чтобы понять, как это работает?

Прежде всего, давайте проведём эксперимент, насколько мы можем быть осознанны уже сейчас. Попробуйте выполнить следующее: возьмите в руки часы и, следя за минутной стрелкой, постарайтесь сохранить при этом ощущение самого себя и сосредоточьтесь на мысли: «Я – такой-то (ваше имя), и в настоящий момент я здесь». Думайте только об этом, следите за стрелкой, продолжая осознавать кто вы, как вас зовут и место, где вы находитесь. Выполняйте 2-3 минуты. Упражнение кажется простым до смешного, но попробуйте его сделать добросовестно и, возможно, откроете для себя, что его не так просто совершить, не отвлекаясь. Мы можем обнаружить, что в течение даже такого короткого отрезка времени, наш ум не способен полностью сосредоточиться. А если понаблюдаем за собой в повседневной жизни, то увидим, что часто думаем, действуем, чувствуем и говорим автоматически.

Наша степень осознанности постоянно меняется. Люди, -пo- мнению специалистов, посвятивших свою жизнь изучению осознанности и духовной трансформации человека, могут иметь четыре разных состояния сознания. Однако, обычный человек, не ведущий никакой работы в этом направлении, преимущественно находится в двух низших состояниях, а к двум высшим не имеет доступа, в силу укоренившейся привычки к своему обычному состоянию. Только иногда ему доступны яркие вспышки высшего сознания, но он не способен их удержать, так как не знает, что для этого нужно делать.

Какие же это четыре состояния?

  1. Первое состояние – это наш обычный ночной сон, в котором мы проводим треть, а то и половину своей жизни. Тело находится без движения, и сознание находится в этот момент в самом низком своём состоянии, мы себя не помним и не осознаём. У некоторых людей бывают осознанные сны, но это не относится к большинству.
  2. Второе состояние – то, в котором люди проводят остальное своё время, считая его активным и называя «бодрствующим» или даже «ясным сознанием». Но на самом деле легко убедиться, что это не так и в основном мы себя не очень - то осознаём, а ведём себя часто по принципу стимул - реакция.
  3. Третье состояние – это уже результат работы над собой и называется самовоспоминание, или осознание своего бытия. Большинство полагает, что и так обладает этим состоянием или может находиться в нём по своему желанию. Но простой пример борьбы с какой-нибудь своей вредной привычкой, то, как это не просто даётся, как мы откладываем на потом многие важные дела, говорим в порыве гнева или обиды, а потом жалеем об этом, говорит нам об обратном.
  4. И четвёртое состояние сознания называется «объективным сознанием». Это то, что называют «просветлением», то есть способностью видеть себя и мир как они есть. Большинство религий и древних учений ставят такое состояние своей высшей целью, которая достигается путём долгой и интенсивной работы над собой.

Большинство людей «спит» и не осознаёт своих поступков, мыслей, слов, и к чему их ведёт такой образ жизни. Только поэтому возможны такие вещи, как кровопролитные войны, ненависть, национализм, загрязнение среды, в которой мы живём, самоубийственные привычки, бессмысленное потребительство, и многие другие тенденции, не совместимые со здравым смыслом. И если четвёртое состояние осознанности доступно лишь тем, кто полностью посвящает этому всю свою жизнь, то третье состояние – это то, чего мы можем достигнуть и то, чем мы должны бы обладать уже сейчас. Но в силу неправильного образа жизни это состояние в нас крайне не устойчиво.

Задайте себе вопрос, насколько легко вы управляете своим телом, легко ли владеете своими эмоциями, особенно в стрессовой ситуации, легко ли контролируете свои мысли? Насколько хорошо вам это удаётся, настолько высока ваша способность осознавать себя. Если у вас есть желание как-то продвинуться в этом направлении, то, как вы уже, наверное, догадываетесь, и работать нужно будет на всех уровнях. То есть на физическом, эмоциональном и ментальном.

Невозможно описать все виды практик в данной статье, поэтому для более детального изучения предлагаю ознакомиться с трудами тех людей, которые достигли в этом успеха, но некоторые из них я хотела бы предложить, как упражнения в осознанности.

Итак, на уровне тела это могут быть любые непривычные для него действия, так как привычные уже давно стали автоматическими и погружают нас в сон. Попробуйте, например, следующее:

  • Всё, что вы обычно делаете правой рукой, делайте левой.
  • У себя дома пройдите из одной комнаты в другую с закрытыми глазами или задом наперёд.
  • Освойте танцевальные движения разных стилей, особенно хороши народные танцы.
  • Попробуйте восточные единоборства, йогу, особенно балансовые асаны.
  • Научитесь полностью, поочередно, осознанно расслаблять все части тела (для этого хорошо подходит шавасана и йога-нидра). И старайтесь следить за тем, чтобы напрягать в повседневной жизни только те мышцы, которые задействованы в данный момент. Когда пишите, - не напрягайте мышцы лица, шеи, плеч. Прибиваете Забиваете гвоздь – не нужно наносить удар всем телом, тратьте на это только ту часть силы, которая вам при этом необходима.
  • Поэкспериментируйте с установившимися двигательными привычками: попробуйте изменить походку – идите более быстро или медленно чем обычно; не сидите ногу на ногу, если вы так привыкли; осознанно принимайте пищу, не отвлекаясь на разговоры и гаджеты.

На эмоциональном уровне потренируйтесь по поводу из без повода не выражать отрицательные эмоции. Речь идёт о наблюдении себя в момент, когда такая эмоция появляется, и попытке с ней что-то сделать. Не подавить, поскольку это ни к чему не приведёт, она обязательно потом выскочит, а именно найти повод, чтобы не выражать такую эмоцию.

Какие эмоции могут считаться отрицательными? Это грубые, подавляющие и разрушающие нас проявления. Раздражительность, гнев, страх, уныние, жалость к себе, ненависть, зависть, ревность и подобные им. Эмоции зачастую очень быстро возникают, поэтому, чтобы не поддаваться им, нужно заранее подготовить себя. Поразмыслить, насколько оправданно для нас их наличие, приносят ли они нам пользу, дают ли здоровье, прилив сил или наоборот разрушают. Некоторые гордятся своим взрывным характером или считают склонность к депрессии красивым признаком утончённой натуры. Это всё грани усвоенного мировоззрения, которые хорошо бы пересмотреть и выяснить, так ли это на самом деле.

Очень полезно будет проверить всё на собственном опыте, как рекомендует Джняна йога (путь мудрости). Попробуйте не позволить себе, например, впасть в уныние или поворчать по поводу погоды, ситуации в стране, состояния экономики, и посмотрите, в каком случае вы будете чувствовать себя лучше. Заберёт ли у вас это силы или прибавит.

Работа с отрицательными эмоциями на высшем уровне предполагает их трансформацию в положительные. Это особое умение и даётся не сразу. Практика Ишварапранидханы, или посвящение всего Богу или Высшему, является эффективным путём для достижения безмятежности и осознанного благодушия. Если я посвящаю все свои действия, мысли, чувства Высшему, это значит, что я ему доверяю. А если я ему доверяю, то у меня нет повода испытывать отрицательные эмоции. Всё происходит так, как должно. Это пример того, как мировоззрение может влиять на наши внешние проявления.

И, наконец, работа с мышлением! Осознанность на этом уровне - будет проявляться в выборе как раз- таки позитивного или же негативного образа мышления, умении контролировать внутренний диалог, не задерживаться мыслями в прошлом или в ожидании лучшего будущего, тренировке находиться в настоящем.

Какие упражнения здесь могут быть использованы? Их опять же очень много, но приведу вам некоторые из них:

  1. Пробуйте погружаться мысленно в каждое действие, которое вы делаете. Задавайте себе вопрос, как я могу сделать это ещё лучше? Для чего я это делаю? К чему это приведёт? Будет ли это кому- то полезно или нанесёт вред?
  2. Останавливайте по возможности мысленный диалог ни о чём, особенно если это перемалывание прошлых обид, упущенных возможностей или бесплодных мечтаний. Для этого хорошо подойдёт медитация с концентрацией на дыхании. Просто наблюдайте за дыханием, чуть растягивая вдох и выдох, и не обращайте внимания на мысли, которые будут приходить. Также просто старайтесь замечать такие моменты внутреннего диалога и прерывайте, когда поймали себя на этом.
  3. Попробуйте в течение дня каждый час (минута в минуту) говорить и ощущать «я есть». Старайтесь не пропускать нужный момент. Потом исследуйте, сколько раз удалось не забыть и вовремя сделать эту короткую практику.
  4. Изучите свои негативные убеждения и по возможности замените их позитивными. Посмотрите, к чему ведёт, например, такая мысль, как «У меня никогда ничего не получается». Вдохновляет ли это вас на что-нибудь или оправдывает возможность ничего не предпринимать. Проследите за «чужими» оценками в свой адрес, насколько вам это нужно и насколько помогает жить хорошей жизнью.

Изучая себя и содержание основных своих мыслей, мы придём к выводу, что и позитивное, и негативное мышление коренится в том или ином взгляде на мир. Достаточно сместить свой фокус в ту или иную сторону, и картина полностью меняется.

Сравните «Весь мир – это просто бездушная материя, которая не имеет Творца, объективной цели и смысла. Жизнь – это просто физический процесс, где выживает сильнейший. Со смертью всё заканчивается, а значит, нужно взять от жизни как можно больше удовольствий. После меня хоть потоп». И «Вся вселенная – это разумное существо, одухотворённое и лелеемое Высшим духом. Всё живое и все люди связанны между собой, так как все являются частичкой Высшего сознания. Если я становлюсь лучше, добрее, чище, то изменяется и расцветает всё вокруг меня. Я никому никогда не причиню вреда ни мыслью, ни делом, ни словом, потому что всё это отражение меня самого, а себе я не хочу зла. Всё происходит в соответствии с Высшей волей, поэтому со мной не может произойти ничего, что не пошло бы мне на пользу и из чего нельзя чему-либо научиться»..

В каком случае человек будет чувствовать себя более счастливым и умиротворенным, способным на великие достижения, в первом или во втором? Как каждое из этих убеждений отразится на окружающем нас мире? Какое из них более способствует проявлению осознанности в нас? Как говорит мой любимый персонаж из фильма " Махабхарата": «Подумайте об этом»!

СОЗНАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ

Происхождение сознания и его сущность – одна из сложнейших философских проблем. Достаточно сказать, что до сих пор продолжаются дискуссии о вторичности или первичности сознания по отношению к материальному миру. О мыслительной деятельности человека известно уже довольно много (нейрофизиология мышления, законы логики, связь сознания и языка и т.п.), однако остается еще немало загадочного и таинственного.

Например, человек в состоянии управлять многими функциями своего организма: может некоторое время не дышать, обходиться без воды и пищи; встречаются уникумы, способные усилием воли даже изменять частоту биения собственного сердца. Но никто из нас не может даже на короткое время приостановить процесс мышления, который продолжается непрерывно и днем и ночью, - всю жизнь. Попробуйте ни о чем не думать, и вы тут же поймаете себя на том, что, по крайней мере, думаете о том, что ни о чем не думаете.

Близкие друг к другу понятия «мышление»,»сознание» и «интеллект» иногда неоправданно отождествляют; считаю, что это одно и то же. Это допустимо в обыденной жизни, но в научном плане их следует различать.

Мышление – это способность к логическим операциям, то есть умение выводить одно из другого с помощью слов или образов. Эта способность имеется у любого живого существа от рождения, если его нервная система достигла определенного развития и сложности. Каждый, кто наблюдал за поведением животных, вспомнит не один случай, когда животное демонстрирует логическое поведение, далеко не всегда генетически запрограммированное. Животные способны обучаться новому и изобретать такие действия, которых нет в генетическом коде.

Автор этих строк однажды чуть не опоздал на работу, наблюдая, как ворона подкладывала грецкие орехи на трамвайные рельсы. Установлено, например, что многим животным свойственна даже такая сложная логическая операция, как счет. Правда, счет у них осуществляется не на абстрактном уровне (словами или цифрами), а на образном. Птицы умеют «считать» до трех, муравьи – до двенадцати, собака – до двадцати, дельфины - до шестидесяти. Приведу описание классического эксперимента с муравьями, подтверждающего это умение.

Недалеко от муравейника исследователи расположили доску, утыканную колышками (см.рис.)

    муравейник;

    доска с колышками;

3 –лакомство;

4 – траектория муравья-

разведчика.

Эксперимент на способность муравьев к счету

На одном из колышков, скажем, на пятом по счету от муравейника, поместили лакомство. Муравей-разведчик, наткнувшись на доску, начинает обследовать колышки, поочередно взбираясь на них. Дойдя до пятого и обнаружив пищу, он спускается и по доске устремляется в муравейник. Спустя время из него выбегают муравьи-грузчики и уверенно-деловито направляются сразу к пятому колышку, минуя первые четыре.

Не совсем ясно, как именно «разведчик» передал информацию о местонахождении лакомства своим коллегам, но возникает предположение, что здесь замешан счет. Следует возражение, что «грузчики» бегут по обратным следам «разведчика», или ориентируются на запах пищи, и счет здесь ни при чем. Чтобы проверить это, исследователи в то время, когда «разведчик» скрывается в муравейнике, выдергивают первый колышек. И что же? «Грузчики» бегут к шестому колышку, который теперь стал пятым, и, естественно, не находят пищи. Можно представить себе их разочарование.

Чтобы снять все сомнения, в очередном эксперименте в момент, когда «разведчик» скрывается в муравейнике, вообще заменяют доску новой доской с колышками, но уже без всякого лакомства. Таким образом, следы и запахи теперь полностью отсутствуют. Однако «грузчики» по-прежнему бегут прямо к пятому колышку.

Когда в эксперименте лакомство располагали на 7,8,9 и т.д. колышках, вплоть до двенадцатого «грузчики» действовали весьма уверенно; но стоило только поместить пищу на тринадцатый колышек или дальше, они оказывались неспособными найти ее.

Сознание – это способность мышления анализировать само себя. Умением думать о том, как именно он думает, обладает лишь человек. По крайней мере, другие случаи науке не известны. И это умение рождает понятие «Я», то есть осознание собственного существования, которое лежит в основе всех остальных человеческих качеств.

Сознание не дано от рождения, а вырабатывается у ребенка при общении с окружающими людьми через воспитание и обучение. Вне этого общения сознание не возникает. Случаи, когда младенцы волею обстоятельств надолго попадают в стаю обезьян или волков и в силу этого навсегда утрачивают возможность стать людьми в строгом смысле этого слова, лишний раз подтверждают сказанное. Следовательно, сознание – не природный, не биологический, а социальный, общественно-исторический продукт.

Наличие сознания у человека (и только у человека!) оказывает сильное влияние на его мышление, то есть на сам процесс реализации логических операций, на уровень их сложности и эффективности. Мышление, которое осознает себя, становится способным к целенаправленному развитию и совершенствованию, становится тем, что мы называем интеллектом человека. Можно сказать, что интеллект человека – это его мышление, облагороженное сознанием. В таком случае интеллект содержит в себе две составляющие; природную, данную, как говорится, от Бога, и приобретенную через приобщение инвалида к цивилизационной культуре.

Существует и более строгое определение интеллекта: это понятие, выражающее способность человека быстро принимать правильные решения в условиях дефицита или избытка информации. В нем выделяются три ключевых аспекта: быстрота мышления; его правильность по отношению к цели; ток информации или ее недостаток одинаково затрудняют поиск верного решения или его вариантов. Чем быстрее протекает мыслительный процесс, чем меньше ошибок при этом совершается, и чем меньшей помехой при этом оказывается дефицит или избыток информации, тем выше уровень интеллекта человека.

Познание сознания сопряжено с трудностями. Дело в том, что сознание нам непосредственно не дано. Образы, возникающие в мозге, внешне не наблюдаемы. Мы можем наблюдать поведение человека, его эмоции, его речь; при исследовании мозга можно наблюдать происходящие в нем физиологические процессы. Но наблюдать, даже с помощью приборов, сознание невозможно. Образы в сознании не обладают теми материальными свойствами, которые есть у отражаемых этими образами объектов (так, огонь жжет, но образ огня в сознании этим свойством не обладает). Поэтому получается, что при изучении физиологической деятельности мозга, поведения человека, эмоций, речи исследуется не само сознание, а его материальное основание и его материализация в деятельности человека. В этом случае о сознании можно судить косвенно, опосредовано.

Особый способ изучения сознания – наблюдение (интроспекция) за собственной духовной жизнью. При этом правда, возникает специфическое затруднение. Так, например, если мы начнем анализировать свои эмоции или мысли, то они в ходе этого анализа начинают исчезать (мысль о мысли вытесняет саму мысль).

Однако при всех трудностях в понимании сознания для дальнейшего разговора о нем и его происхождении нужно попытаться дать хотя бы рабочее определение сознания. В философии определение сознания включает указанное на две его основные функции: отражающую и управляющую. Конкретизируя этот подход, можно предложить следующее определение: сознание – это способность человека отображать материальные объекты в идеальных образах и целенаправленно регулировать свои взаимоотношения с этими объектами.

Во второй половине Х1Х в. В европейском научном мире происходили довольно азартные дискуссии о природе мышления, отголоски которых звучат и по сей день. В них участвовали не только философы, но и естествоиспытатель, преимущественно – физиологи. Спор шел вокруг вопроса: материальная мысль как таковая, или нематериальна (идеальна)?

Одни ученые считали, что мысль – это особого рода вещество, выделяемое во время его работы (наше время высказываются предположения, что материальность мысли имеет не вещественную, а полевую основу). Другие же возражали, полагая, что хотя мысль и связана с материальными процессами в мозге (физическими, химическими), но не более того; сама же мысль идеальна, то есть не обладает ни одним из свойств, присущих веществу или физическому полю.

Справедливости ради нужно сказать, что начало этой дискуссии положил еще раньше в 17 в. Немецкий философ и математик Лейбниц. Он сформулировал парадокс, суть которого, если говорить современным языком, модно выразить следующим образом.

Представим себе, что человеческий мозг увеличился до размеров крупного промышленного предприятия. И мы можем, проходя по его «цехам», наблюдать работу оборудования и весь ход производства. При этом, однако, мы не смогли бы понять из наших наблюдений, какого рода продукция производится на этом заводе. Гудят станки, движутся конвейеры, мелькают детали и узлы, но неясно, каков же конечный продукт. Будучи заинтригованными, мы просим показать нам склад готовой продукции, на что получаем потрясающий ответ, что такового на заводе вообще нет. Таким образом, парадокс заключается в том, что мозг похож на завод, где все крутится и вертится, однако продукцией этого удивительного завода является не нечто осязаемое, а само это кручение и верчение.

Сторонники материальности мысли приводили в качестве аргумента эксперимент (такие опыты физиологи демонстрировали студентам на своих университетских лекциях) студента укладывали на горизонтальную доску, имеющую посередине ось вращения, и уравновешивали. Затем ему задавали вопрос: «Сколько будет 14х17?». Он начинал думать, и равновесие нарушалось в сторону головы. «Вот видите, - восклицал профессор, - мозг начал выделять мысль, подобно тому, как печень выделяет желчь, и голова стала тяжелее!» На это сторонники идеальности мысли возражали, что при усиленном размышлении увеличивается приток крови к головному мозгу, и опыт, таким образом, ничего не доказывает.

Можно сделать вывод, что спор, по сути, свелся к вопросу: мысль – это ПРОДУКТ мозга, или ФУНКЦИЯ мозга? Если верно первое, то мысль материальна; если верно второе, то мысль идеальна. Дискуссия не окончена, хотя нужно заметить, большинство ученых склоняются к тому, что мысль – функция мозга; и эта функция – анализ информации. Мозг не рождает информацию, а перерабатывает ее, переводя в новое качество. Информация же не обладает свойствами материального объекта, то есть идеальна.

Как и все в мире сознание есть результат развития.

Любой материальный объект обладает свойством, которое можно рассматривать как предпосылку сознания. Это свойство – отражение (отображение). Слово «отражение» в привычном смысле означает отбрасывание, отскакивание чего-то от какой-либо преграды, подобно тому, как лучи света отражаются от зеркальной поверхности. В философии этот термин наполняется иным содержанием.

Когда вещи взаимодействуют друг с другом, то в них непременно происходят какие-то изменения. При этом на какое-то время – короткое или значительное – остаются следы воздействия, по которым довольно часто можно догадаться, восстанавливая картину, что именно воздействовало и как.

Ученый, изучающий в лаборатории Различные воздействия на предмет исследования; охотник, идущий по следу таежного зверя; дактилоскопист, снимающий отпечатки пальцев на месте преступления и т.п. – все они так или иначе заняты как раз восстановлением картины случившихся событий по их следам. Стало быть, отражение – это реакция материальной системы на воздействие, которая сопровождается запечатлением и сохранением следов этого воздействия. Как универсальное (всеобщее) свойство материи отражение сопровождает любое взаимодействие независимо от его природы. Если рассматривать эволюцию материальных систем, то можно выделить простейшие формы отражения (механические, электрические, химические и т.п.) и более сложные, связанные с появлением живых существ. У одноклеточных это раздражимость. У многоклеточных появляется избирательная реакция на воздействия, возникают органы чувств и, как следствие, появляются ощущения. На основе ощущений развивается психика. На базе психики формируется способность к мышлению. Наконец, на фундаменте мышления появляется сознание.

Таким образом, сознание является высшей ступенью развития такого всеобщего свойства материи, как свойство отображать. Этот вывод позволяет сделать предположение, что сознание в самом общем плане является результатом эволюции живой материи, поднявшейся в своем развитии до состояния общественной жизни, то есть человеческого общества. Однако наука пока не может похвастать, что в вопросе о происхождении сознания имеется полная ясность. Напротив, неясного гораздо больше.

Объяснять происхождение сознания через случайность – занятие не очень серьезное. Вероятность такого события ничтожно мала; она намного меньше, чем, скажем, вероятность того, что внезапный вихрь, налетевший на городскую свалку, случайно «соберет» из хлама и мусора «Мерседес-600».

Одной из наиболее распространенных гипотез возникновения сознания является эволюционно-трудовая гипотеза, соавторами которой считаются Ч. Дарвин и Ф.Энгельс. Согласно ей многие тысячелетия назад один из подвидов человекообразных обезьян через посредство трудовой деятельности и членораздельной речи эволюционировал в сторону человеческого общества.

Предполагается, что этот процесс был длительным и постепенным. Биологическими предпосылками к сознанию явились: крупный мозг, стадный образ жизни обезьян, особенности анатомии передних конечностей, позволяющие брать предметы. Это способствовало прямохождению и изготовлению простейших орудий труда (как известно, ни одно животное не в состоянии изготовить орудие труда).

Переход от мышления к сознанию, совершившийся когда-то на этой основе, привел к появлению у древних людей таких качеств, как умение общаться друг с другом посредством слов и способность планировать свои действия (животные, образно говоря, живут «сиюминутно»). Наглядную схему эволюционно-трудового процесса можно увидеть в любом школьном кабинете биологии, где в развернутом виде показано, как начиная с появления амебы и инфузории, развитие живых существ приводит к появлению приматов, а затем и человеческого общества.

Разумеется, данная гипотеза имеет сильные стороны. Во-первых, все виды живых существ легко расположить на ступенях эволюционной «лестницы», каждая из которых сопровождается появлением новых свойств, которых не было раньше; на верхней ступени как раз и располагается человек с его новым свойством – сознанием, что выглядит вполне логичным.

Во-вторых, установлено, что зародыш человека за девять месяцев своего внутриутробного развития как бы кратко проходит (воспроизводит) основные из упомянутых ступеней (появляется хвост, жаберные щели, плавники и т.п., которые затем атрофируются). Это говорит о родстве человеческого рода со всем остальным животным миром, то есть о природно-эволюционном происхождении человека. Однако заметим, что из этого родства не вытекает автоматически факт сознания: биологически человек – продукт эволюции, скорее всего это так и есть; но его сознание невозможно объяснить как всего лишь «бесплатное приложение» к этой эволюции.

В-третьих, известно, что генетические коды человека и человекообразных обезьян совпадают на 97 %, что косвенно указывает на идею прямого родства людей именно с ними, а не с какими-то другими видами живых организмов. Немаловажную роль играет также внешнее сходство человека с высшими обезьянами, что рождает обычно какое-то смутно-интригующее и острое любопытство к этим существам у наблюдающих людей. Но и здесь нужно добавить, что генетические коды кошек и собак, например, тоже совпадают в почти такой же степени, однако никто не спешит на этом основании утверждать, что кошки произошли от собак, или наоборот.

Вместе с тем, эволюционно-трудовая гипотеза происхождения сознания имеет и слабые стороны, которые в нашей стране в годы советской власти замалчивались из идеологических соображений (борьба с религией, логическая незыблемость марксизма-ленинизма и т.п.).

Во-первых, до сих пор, несмотря на все старания, не найдено останков так называемого «промежуточного звена» между обезьяной и человеком. Сторонники данной гипотезы пытаются объяснить это тем, что переходное звено не отличалось устойчивостью, стабильностью; оно, мол, было кратковременным и поэтому не оставило следов. Другие же говорят, что пока не нашли, но, возможно, найдем завтра или послезавтра. Надо признать, что все это звучит не очень убедительно.

Во-вторых, установлено, что мы, люди, используем возможности своего мозга в среднем всего лишь на 7-9 %. Природа же ничего не создает «впрок»; все живые существа используют свои биологические возможности «на полную катушку». Наличие такого огромного «резерва» у человеческого мозга совершенно необъяснимо с точки зрения эволюционно-трудовой гипотезы. Возникает фантастическая мысль о том, что человек, возможно, появился не в земных, а в других условиях, требующих иного использования интеллектуальных способностей.

В-третьих, известно, что различные виды животных только исчезают (в основном по причине техногенной деятельности человека); никто и никогда не наблюдал возникновения нового вида, как в естественных, так и в лабораторных условиях. Все попытки создать искусственно новый вид путем скрещивания уже имеющихся, терпят неудачу. В одних случаях получаемые гибриды не могут размножаться (например, мул – гибрид лошади и осла – не способен давать потомство); в других – у гидридов вновь рождаются исходные виды скажем, помесь волка и собаки дает потомство в виде либо «чистых» собак, либо «чистых» волков). Это наталкивает на мысль, что люди и обезьяны – это разные виды, а не подвиды одного вида.

Идею скрещивания человека и обезьяны в экспериментальных целях вряд ли можно признать этичной и гуманной. Однако в годы второй мировой войны немецкие врачи, если их можно так назвать, проводили и такие «опыты». Они дали отрицательный результат: оплодотворение не происходило. Все это весьма серьезно подрывает доверие к гипотезе о происхождении человека от обезьяны.

В-четвертых, методами радиоуглеродного анализа установлено, что биомасса (масса всего живого) на Земле на протяжении миллионов лет практически не изменяется; она колеблется в ту или иную сторону лишь в связи с изменениями климата. Тогда как согласно эволюционной гипотезе биомасса должна со временем нарастать. Это рождает невероятное с точки зрения традиционных представлений предположение об одновременном появлении всех видов живых существ на Земле.

Таким образом, мы видим, что вопрос о происхождении сознания остается открытым. Существуют и другие предположения на эту тему. Это, например, космологическая гипотеза, согласно которой в далеком прошлом произошло случайное или плановое «засевание» Земли матрицами ДНК, включая генетический код человека.

Это гравитационная гипотеза, по которой гравитационное поле имеет разные частоты, аналогичные частотам электромагнитного поля; этим частотам соответствуют различные материальные образования, среди которых есть «биогравитоны». В этом плане материальная основа сознания – гравитационное поле особой частоты.

Это лептонно-полевая гипотеза, в соответствии с которой существуют особые частицы – лептоны, создающие поля с разными уровнями одушевленности и мышления (эти частицы уже открыты современной наукой, однако их свойства пока недостаточно изучены).

Как бы то ни было, можно сказать, что три крупных проблемы, по которым у современной науки пока нет внятных ответов – происхождение Вселенной, возникновение жизни, появление сознания – продолжают волновать воображение и беспокоить своей неразрешенностью.

Сознание неразрывно связано с речью – второй сигнальной системой (первой являются ощущения). Понятие «язык» шире понятия «речь». Язык – это любой способ передачи информации, тогда как речь – передача информации с помощью слов. Есть язык звуков, жестов, мимики, рисунков и т.п.; и есть язык слов – речь – высшая форма языка.

Язык животных выполняет лишь сигнальную функцию, он не способен обозначать вещи и явления. Например, вожак гусиной стаи, завидя лисицу или ястреба, тут же подает сигнал опасности, но именно сигнал, а не знак; его крик одинаков при любой угрозе, он не обозначает характера опасности: грозит она с земли или с воздуха, и что именно угрожает. Стая гусей в этот момент прерывает свое занятие и поступает так, как поступает вожак – взлетает, если поднимается в воздух он, ли устремляется в кустарник, если туда прячется вожак.

Речь, как язык сознания, как материальная оболочка мысли, не только сигнализирует, но и обозначает, то есть выполняет знаковую функцию. Кроме того, слово выполняет функцию обобщения, без чего невозможно абстрактное мышление. У животных, даже высших, эта функция практически не развита. Вот описание хрестоматийного опыта. Шимпанзе была обучена заливать огонь водой из банки, чтобы достать банан из ящика (огонь мешал это сделать). Когда ящик с бананом и огонь расположили на плоту, а банку с водой оставили на берегу, то шимпанзе побежала по мосткам за банкой с водой, хотя вокруг было полно воды и имелась пустая банка.

Что мешает обезьяне зачерпнуть воды из озера? Низкий уровень обобщения: для шимпанзе вода в банке и вода в озере – не одно и то же. У нее нет понятия «вода вообще». Известно, что у отсталых народов севера снег, лежащий на земле, имеет одно название; СНГ на дереве – другое; падающий снег – третье, и т.д. Их сознание еще не столь развито, чтобы подняться до обобщающего понятия «снег вообще». Именно поэтому отсталые народы не имеют философских систем, так как для их сознания необходим высокий уровень абстрактного мышления и соответствующей ему лексики.

Иногда в жизни вы можете ощущать, что систематически натыкаетесь на одно и то же препятствие, преодоление которого лишает вас сил и энергии. Проблемы и сложные ситуации выглядят клонами, и вы не можете вырваться из устойчивого порочного круга. Попробуйте разрушить эту деструктивную модель и начать улучшать собственную жизнь. И это не должно быть желание материальных богатств, а скорее стремление к свободе (эмоциональной и физической). Ищите ощущения, а не вещи.

Один из самых важных аспектов, который вы начинаете понимать после начала движения по пути перемен, – это осознание того, что вы сами способны сделать свою жизнь лучше. Прямо сейчас, в этот самый момент. Не с большим количеством денег, новым домом, машиной или лучшей фигурой, а с изменением мышления. Вы начинаете видеть, что независимо от происходящего извне, вы можете выбирать, что вы думаете и ощущаете внутри, и когда мы ценим силу этого самосознания, мы можем кардинально изменить не только наш день, но и наше будущее.

Вы наверняка знаете фразу «встать с постели не с той ноги»? Если в неё поверить, то весь свой день вы проведете, чувствуя себя несчастным и незадачливым человеком, у которого все из рук валится. Кто виноват? А ведь все началось с мысли, направляющей действия, которые принесли не те результаты. Быть способным осознавать себя – это мощный способ задать правильное направление своим действиям, приводящим в результате к счастью и успеху.

Воспользуйтесь пятью советами для осознания самого себя. Эта сила может помочь вам достичь большего как лично, так профессионально и эмоционально.

1. Перестаньте себя недооценивать и ощущать жертвой

Многие грешат подобным отношением к себе. Вы заметили, как возле одних людей вы уверены в себе, а возле других ощущаете себя неудачником или профаном? Обратите внимание на эти свои ощущения. Теперь это ваша ответственность – изменить то, как вы воспринимаете людей и как вы себя чувствуете рядом с ними. Возможно, вы сомневаетесь, являются ли люди вашими друзьями, и это влияет на ваш выбор действий и уровня доверия. Возможно, у вас были строгие родители и учителя, взрастившие в вас чувство страха. Просто осознайте свои ощущения, которые «живут» с вами в течение очень долгого времени.

2. Уважайте, принимайте и цените себя

Если вы не уважаете и не цените себя, как вы сможете получить то, что сделает вас счастливым и самодостаточным? Именно так: не воспринимая себя как личность и не понимая свой собственный эмоциональный и интеллектуальный потенциал, вы лишаете себя шансов на прогресс.

3. Осознайте свою собственную ценность

Даже если вы научитесь уважать, принимать и ценить себя, вы все равно можете обнаружить, что у вас есть какие-то эмоционально негативные «крючки» по отношению к самому себе. Теперь вам нужно научиться слышать и слушать свою личностную ценность, чтобы еще больше познать себя и делать только то, что действительно важно для вас. Если вы победите свой негативный образ мышления, вы победите и в жизни. Исследуйте на подсознательном уровне, что для вас ценно, и насколько ценны вы сами.

4. Перестройте свои негативные мысли

После того как вы научились принимать себя и понимать свою ценность, вы все же можете обнаружить, что негативность заметно влияет на вашу способность осознавать себя. Когда у вас привычно сформирована не особо высокая самооценка, трудно анализировать поток мыслей, роящихся в голове. Теперь ваша задача – это заняться их глобальной перестройкой. Внимательно слушайте свои негативные мысли, убеждения и чувства. Не пытайтесь их изменить, просто признайте их. Что будет дальше? Вы научитесь их распознавать и выхватывать из общего потока, а затем трансформировать в позитив.

5. Займитесь более активным саморазвитием

Итак, мы знаем, что мышление влияет на наш успех, но в большинстве случаев мы используем этот инструмент на очень поверхностном уровне. Хотя любой уровень лучше, чем ничего, все же стоит изучить эту науку немного глубже и стать более осведомленным о себе. Ожидание результатов путем чтения мотивационных аффирмаций явно недостаточно. Да, с помощью осознанного мышления можно достичь истинного счастья, творческого подъема и успеха, однако все это должно подкрепляться активными действиями.