Перикл лидер афинской демократии презентация. Афинская демократия при Перикле. Демократия- уникальная черта древнегреческой цивилизации, которая наибольшего расцвета достигла в Афинах, одном из самых. Спасибо за урок



фараон Хаммурапи Моисей стратег

каста метеки Конфуций демос

Соломон Драконт Народное собрание ареопаг неприкасаемые демократия

Солон 1500 г. до н. э.

594 г. до н.э. архонт


Проблема урока

  • Можно ли Афинскую демократию во времена Перикла считать образцом для подражания?
  • Действительно ли, эпоха Перикла была «золотым веком» демократии?
  • Что в Афинской демократии было положительным, а что -отрицательным?

План урока

1. Личность Перикла.

2. Чем занималось Народное собрание. Нововведения Перикла.

3. Перикл, его друзья и враги.


Поэты воспевали могущество Перикла:

Он город любой мог связать иль оставить свободным,

И крепкой стеной оградить,

и стены снова разрушить.

В руках его все:

и союзы, и власть, и богатство.


Перикл был величайшим государственным деятелем Греции. Перикл принадлежал к знатному роду. Природа щедро наградила Перикла. Стройный, крепкий телом, он обладал к тому же проницательным умом.

Его стремление учиться в полной мере могло быть удовлетворено в Афинах, ставших центром притяжения лучших умов со всей Греции. Перикл получил воспитание у прославленных учителей музыки, риторики, философии, в том числе у Анаксагора, который стал его другом.




Какие изменения произошли после реформы Солона в управлении полисом?

Составьте схему управления Афинами из предложенных карточек.


(следил за исполнением законов)

Схема управления афинским полисом,

при Солоне

9 архонтов

(и знать, и демос)

Народное собрание

(все граждане)

Народный суд

(судьей мог стать бедняг)

Совет ПЯТИСОТ

СТРАТЕГИ

(руководство войском и флотом)

(наблюдение за порядком в городе)


Народное собрание

  • Участвовали все граждане (мужчины, достигшие 20 лет, родители которого афиняне)
  • Собиралось 3-4 раза в месяц
  • Решало вопросы мира и войны, принимало новые законы, распоряжалось казной.

Клепсидра – приспособления для

измерения времени выступления


Стратег Совет 500

  • Избирался на
  • Военачальник,

руководил войском и флотом,

ведал отношениями

с другими

государствами.

  • Наблюдение за порядком в городе;
  • Обсуждение законов.

  • Все граждане, которым исполнилось 30 лет
  • Ежегодно избирали 6 тысяч судей
  • Для разных дел – разные комиссии
  • Голосование жетонами

с отверстием – виновен,

без отверстия - невиновен


Задание.

Составьте схему управления Афинами, при Перикле.


Схема управления Афинами при Перикле

СОВЕТ

НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ

НАРОДНЫЙ

ВОЙНА И МИР


Реформа государственного управления, проведенная Периклом

Миниатюра на

древнегреческой вазе.

В отличие от стратегов претенденты на другие должности выбирались жребием. В начале должности были бесплатными и их занимали только богачи.

Перикл, бывший стратегом 15 лет, провел реформу, и теперь за исполнение должности платили жалование.


Перикл и его друзья

Аспасия

Сократ

Геродот

Софокл

Фидий


Положительные и отрицательные стороны афинской демократии

Власть народа, равноправие граждан

Граждане – меньшинство населения Афин

Должности выборные

Женщины не участвовали в управлении Афинами

Отчетность должностных лиц

Законы защищали только граждан

Плата за исполнение должностных обязанностей



Проверь себя

1. Перикл начал управлять в Афинах:

А) в 420 г. до н. э.

Б) в 443 г. до н. э.

В) в 476 г. до н. э.

2. Перикл занимал высшую должность:

3. Перикл происходил из семьи:

А) аристократа

Б) торговца

В) ремесленника

4. Перикл думал:

А) о покорении персов

Б) о могуществе Афин

В) о создании мощного войска

5. По предложению Перикла в Афинах:

А) платили за государственную службу

Б) строили водопроводы

В) обучали женщин в школе


Задание. С помощью стрелок соотнесите органы управления и функции, которые эти органы выполняют.

Рассмотрение судебных дел и вынесение решений

Народное собрание

Обсуждение предложенных законов, наблюдение за порядком в городе

Стратеги

Объявление войны, заключение мира, утверждение законов, распоряжение казной

Совет пятисот

Народный суд

Руководство войском и флотом, ведение переговоров с другими государствами


В ваших рабочих листах нарисуйте звёздочку-индикатор, которая будет отображать ваши чувства после урока:

· зелёный цвет – мне было интересно;

· желтый – было интересно, но кое-что осталось непонятно;

· красный – я с этим не согласен;

· фиолетовый – мне это безразлично, «фиолетово»;

· чёрный - было скучно


Домашнее задание

  • § 40, ответить на вопросы

2. *Напишите рассказ от лица грека, который побывал на Народном собрании.

3. **Прочитайте документ на стр. 194.

Считаешь ли ты правильным поступок Сократа? Насколько его взгляды актуальны в наши дни?


Спасибо за урок!

Опрос Д. з:

I. Вопросы и задания для повторения:

1. Разгадайте кроссворд: 1

5

1. Место для зрителей.

2. Полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор.

3. Место, где прикрепляли декорации, хранились маски и костюмы.

4. Спутники Диониса, исполнявшие хвалебные песни богу.

6. Вид театрального представления, где изображались подвиги героев, страдания и гибель.

2. Реши анаграммы . Чем прославились эти драматурги?

ЛИСХЭ, ЛОФОКС, ДИПИЭВР, НАФАСТИРО

(Эсхил, Софокл, Эврипид, Аристофан)

3. Что это значит:

· петь дифирамбы;

· песнь козлов;

· веселое шествие?

Переход к изучению нового материала:

Беседа:

Как называется страна, в которой мы живем?

Как называется высшее должностное лицо в нашем государстве?

Кто у нас сейчас президент?

Как он стал президентом?

Как называется государство, в управлении которого участвует народ?

У нас демократическое государство, потому что выбирает народ.

В каком государстве Древнего мира был похожий порядок управления?

О чем пойдет речь у нас на уроке?

Тема нашего сегодняшнего урока - Афинская демократия при Перикле (записать в тетрадь).

Изучение нового материала.

Слово учителя: Между тем в V в. до н. э. в Афинах не было ни царей, ни вельмож. Ни в одной другой стране Древнего мира в управлении государством не участвовало так много людей, так много простых тружеников, как в Афинах.

Как афиняне называли управление в своём государстве? (Демократия)

Кто считался афинским гражданином? (Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя - как отец, так и мать - были гражданами)

Большую часть демоса составляли ремесленники и мелкие торговцы, строительные рабочие, резчики по камню, скульпторы, "корабельная чернь" - гребцы, матросы и рулевые военных кораблей, плотники, крутильщики корабельных канатов, лодочники, а также трактирщики в Пирее и Афинах, земледельцы Аттики.

Весь этот в массе своей небогатый люд управлял Афинским государством. Во главе их в это время стоял Перикл - один из крупнейших афинских государственных деятелей, происходил из аристократического рода. В 443 году до н.э. афиняне первый раз избрали его на высшую должность в своем полисе.

Перикл производил на людей сильное впечатление, держался с достоинством, обладал спокойным, ровным голосом и великолепной выдержкой. Всех превзошел своим искусством произносить речи. Он был очень целеустремленным человеком. Перикл ничем не занимался, кроме государственных дел.

Ни одно помещение не могло вместить всех афинских граждан. Народное собрание для решения государственных дел собиралось на Пниксе - пологом холме под открытым небом в западной части города.

Верховная власть в Афинском государстве принадлежала Народному собранию - высшему органу власти, выражавшему волю народа.

Читаем пункт 1 на стр. 191. и потом составляем схему.

Как часто собиралось Народное собрание для решения государственных дел?

Кто не участвовал в Собрании?

Учитель: - Переселенцы, женщины, а тем более рабы ни под каким предлогом не могли даже присутствовать на собрании.

Кого выбирало Собрание?

(Народное собрание выбирало каждый год 10 стратегов. Граждане поднятием рук выражали свою волю. В обязанности первого стратега входило руководить армией и флотом, ведать отношениями Афин с другими государствами. Заметьте, если бы стратег совершил ошибку, потерял доверие демоса, то не был бы избран на новый срок.)

Какие функции выполняло Народное собрание?

В Афинах кроме стратегов существовало много должностей. Обычно одну и ту же должность - судьи, или сборщика налогов, или смотрителя рынка стремились занять несколько граждан. Кого же из них следовало предпочесть? И тогда тянули жребий: кому достанется белый боб тот и считается избранным.

Стать собирателем налогов, судьей, смотрителем рынка мог любой свободный гражданин Афин, независимо от знатности и богатства. Но чаще всего ими становились люди богатые.

Как вы думаете почему? Первоначально никакой оплаты за занимаемые должности не полагалось. Поэтому беднейшие граждане уклонялись от жеребьевки. Но в середине V века до н.э. по предложению Перикла был принят закон, по которому гражданам, избранным на должность, за каждый рабочий день стали платить деньги из казны. Этих денег хватало для покупки хлеба, овощей, рыбы для целой семьи.

Перикл сделал Афины величайшим и богатейшим городом. Действительно, по его предложению в Афинах возводились великолепные храмы, портики и статуи. Поэтому у него были как враги, так и друзья. Среди друзей Перикла были такие знаменитые люди как Анаксагор, Софокл, Геродот, Фидий. И все эти люди собирались для бесед и споров в его доме и доме его жены Аспасии

Закрепление: Игра Да-нетка

1. Верно ли, что в Афинах в 5 веке до н.э. любой гражданин - богат он или беден, знатен или незнатен - способен участвовать в управлении государством? (да)

2. Верно ли, что власть в Афинах принадлежала демосу, поэтому греки называли управление в своей стране “демократией”? (да)

3. Верно ли, что в Народном собрании участвовали все жители Афин, начиная с 20-летнего возраста? (нет)

4. Верно ли, что первого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием: подачей белых или чёрных камешков? (нет)

5. Верно ли, что оратор - это человек, умеющий говорить кратко, давать точные и меткие ответы? (нет)

6. Верно ли, что впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей? (да)

7. Верно ли, что на всех афинских статуях и постройках Периклом была сделана надпись “Воздвигнуто Периклом на его собственные деньги”? (нет)

8. Верно ли, что проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу? (да)

9. Верно ли, что во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром? (да)

Рефлексия: Синквейн

1 строка - тема или предмет (одно существительное); Народное собрание
2 строка - описание предмета (два прилагательных); свободное, долгое
3 строка - описание действия (три глагола);обьявляло, утверждало, принимало
4 строка - фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету; участие демоса в управлении гос.
5 строка - синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово). управление

Средняя активность работы на уроке, ответы не полные, без использования ист. терминов

выполнение всех заданий и устных и письменных по схемам


  • Афиняне придумали самое лучшее устройство - демократию. Все люди были равны, и каждый мог проявить себя, если хотел и у него были способности. А во времена Перикла Афины стали самым могущественным демократическим полисом Греции
  • А ты знаешь, что примерно треть афинского населения были рабами? «Раб есть одушевлённая собственность и самое совершенное из всех орудий».
  • Сравни мнения Антошки и учёных. Какое наблюдается противоречие?
  • Какой возникает вопрос? Сравни его с авторским.

ВАША ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С АВТОРСКОЙ. ПОЖАЛУЙСТА, ВЫБЕРИТЕ В КЛАССЕ ТУ ФОРМУЛИРОВКУ, КОТОРАЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНА!


Афинская демократия при Перикле

Рисунок – журнал «Новый солдат» № 83


1. РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

2. ВОЖДЬ НАРОДА

3. АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ


ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

Необходимый уровень. Выбери в таблице утверждения, которые относятся к понятию «демократия», и отметь их знаком «+».

Повышенный уровень. Запиши в таблицу факты из истории Древней Греции, соответствующие каждому верному утверждению.

Полис - это город-государство, община свободных полноправных граждан , имеющих право на участие в его управлении.

Способ правления государством, при котором все основные вопросы власти решаются большинством голосов граждан, называют аристократией .

Раб - это человек, лишённый свободы.

В древнегреческих полисах граждане не имели права на участие в управлении своим государством.

Для выполнения задания необходимо воспользоваться встроенными средствами Microsoft PPT в режиме просмотра (инструмент «ПЕРО»)


РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Предположи, на чём держится благосостояние семьи ремесленника.

Анимация поставлена на щелчок. Происходит выцветание задания и появление рисунка стр. 168). Выполнение задания в режиме просмотра осуществляется при помощи встроенных средств Microsoft PPT

В доме афинского гончара-живописца


РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Повышенный уровень. Определи, какие выгоды давало грекам использование труда рабов.

Аргумент(ы)

Я считаю, что _______

Но, с другой стороны, ________________

потому что_________

__________________,

потому что________

__________________

__________________ ________________

________________

________________ __________________


АФИНСКАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Необходимый уровень. запишите в таблицу признаки афинской демократии.

Повышенный уровень. В свободной части таблицы запишите доказательства того, что Афины V века до н.э. являлись демократией рабовладельцев

Максимальный уровень: сделай вывод

Признаки афинской демократии

_________________

Доказательства демократии

_________________

_________________________

рабовладельцев

_________________

_________________________

_________________________


ВОЖДЬ НАРОДА

с помощью параграфа 40, пункта 1 и 2 составьте по 3 вопроса к пунктам.

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Древний бюст


ВОЖДЬ НАРОДА

Почему правление Перикла считают временем расцвета афинской демократии?

____________________________

____________________________ ____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

____________________________

Древний бюст


ВОЖДЬ НАРОДА

Необходимый уровень. Расставь события и явления в правильной последовательности.

1. Теперь любой - и богатый, и бедный - мог быть избран одним из должностных лиц.

2. Участие в народном собрании и служба на выборных должностях оплачивались из казны полиса.

3. После побед в Греко-персидских войнах на рынках Эллады было продано в рабство более 150 тысяч военнопленных.


ВОЖДЬ НАРОДА

Повышенный уровень. Какой процесс здесь представлен: упадка или расцвета афинской демократии при Перикле? Запиши в таблице одно доказательство своего утверждения. Приведи одно–два доказательства своей точки зрения.

Максимальный уровень. Запиши в таблице два-три доказательства своего утверждения.

Аргумент(ы)

Я считаю, что _____________________

потому что________________________

________________________________,

_________________________________


  • Параграф 40, вопросы устно.
  • Подготовится к разно уровневой проверке

Сравните афинскую демократию при Солоне и при Перикле. Ответ оформите в виде таблицы

общее

различия

Демократия при Солоне

Демократия при Перикле


ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

ВО ВРЕМЕНА ПЕРИКЛА АФИНЫ СТАЛИ САМЫМ МОГУЩЕСТВЕННЫМ И ДЕМОКРАТИЧНЫМ ПОЛИСОМ ГРЕЦИИ.


ПРОБЛЕМА УРОКА

ПОЧЕМУ СВОБОДНЫЕ ГРЕКИ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ ТРУДОМ РАБОВ?

Анимация поставлена на щелчок. Вопрос исчезает, возникает авторская формулировка проблемной ситуации


РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Как ты, человек XXI века, считаешь: можно ли различными выгодами оправдать применение рабского труда? Объясни свой ответ.

Повышенный уровень. Запиши два-три аргумента или рассмотри данное историческое явление с разных позиций, подтвердив каждую аргументом.

Максимальный уровень. Выполни задание на повышенном уровне, но используй дополнительную информацию, не изученную на уроках.

Аргумент(ы)

Я считаю, что _______

потому что_________

Но, с другой стороны, ________________,

_________________,

потому что________

__________________

__________________ _________________________________

________________

________________ ________________________________

Анимация поставлена на щелчок. Происходит выцветание задания и появление таблицы.


выполнение всех заданий и устных и письменных по схемам, активная работа на уроке, аргументированные ответы с использованием ист.терминов

выполнение всех заданий и устных и письменных по схемам, 1 устный ответ на уроке

выполнение всех заданий и устных и письменных по схемам

  • углубить знания учащихся об античной демократии, рассказать о расцвете демократии в правление Перикла.
  • продолжить формирование умений работать с текстом учебника и историческими документами, обобщать отдельные события и формировать несложные выводы.
  • Учебное оборудование:

    • карта "Древняя Греция в V в до н.э.,
    • компьютер,
    • мультимедийный проектор,
    • проекционный экран.

    Тип урока: урок-презентация

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Актуализация опорных знаний учащихся по теме: "В театре Диониса"

    1. Карточка"Чем отличается древнегреческий театр от современного?"

    2. Творческая лаборатория. От имени афинского раба расскажите о своей жизни: Как вы потеряли свободу? Что вы делаете каждый день? Кто ваш хозяин и как он к вам относится? Пусть ваш рассказ будет со счастливым концом.

    3. Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы (Слайд 1)

    Рассмотрите план древнегреческого театра. Главные части здания театра обозначены цифрами 1, 2, 3. Как назывались эти части?

    Каково назначение каждой из трех частей?

    3. Решите анаграммы. (Запись на доске)

    ЛИСХЭ, ЛОФОКС, ДИПИЭВР

    Чем прославились эти драматурги?

    Эсхил - придумал много нового для театра. Впервые ввёл драму (т.е. действие двух лиц), придумал декорацию.

    Софокл - написал более 120 пьес. В пьесах он выделял какую-нибудь черту характера - храбрость, мудрость, гордость.

    Эврипид - придумал для театра занавес, за которым готовилась очередная сцена (декорации). В его пьесах использовались такие эффекты как влёт героев в воздух.

    III. Переход к новой теме: (слайд 2)

    Вопрос: - Кому принадлежат следующие слова?

    "Мать чёрная, земля многострадальная,
    С которой сбросил я позорные столбы,
    Рабыня раньше, а теперь свободная:"

    Объясните, о чём идёт речь в данном отрывке.

    В каком году Солоном были проведены реформы?

    Перед вами схема управления афинским полисом (слайд 3). К какому времени она относится?

    Солон ввёл законы, изменившие жизнь афинян. В чём заключалась их новизна для Афин?

    Давайте вспомним схему органов власти при Солоне.

    Как афиняне стали называть такой порядок управления?

    Что такое демократия?

    Итак, мы вспомнили, что основы демократии заложил в Афинах Солон. В V веке до н.э. в Афинах любой гражданин - богат он или беден, знатен или незнатен - мог участвовать в народном собрании. Своё окончательное развитие афинская демократия получила при Перикле, а государство достигло величайшего могущества и блеска.

    Задача для учащихся: Что изменилось в управлении государством в период правления Перикла?

    Тема нашего урока: Афинская демократия при Перикле(слайд 4)

    Какими же личными качествами обладал Перикл?

    (сообщение учащегося).

    В 443 году до н.э. Перикл стал править Афинским государством.

    IV. Работа с учебником п. 1, 40.

    Задание: Найдите в тексте и выделите чем занималось Народное собрание. Зачитайте соответствующие строки из текста (слайд 5)

    Какой же орган при Перикле стал играть важнейшую роль в Афинском полисе?

    Кто принимал участие в Собрании?

    Перикл считал, что бедняки должны иметь такие же права, как и богатые граждане. Но бедный человек не мог заниматься государственной деятельностью, т.к. не имел средств к существованию.

    Перикл говорил:"Народ должен быть вполне независим от влияния богатых, д.б. свободен от нищеты, нужды и забот, чтобы иметь возможность заниматься государственными делами через участие в судебных делах, совещаниях государственной думы, приобретать знания, образование и опытность".

    По предложению Перикла, за исполнение государственных обязанностей беднякам стали выдавать небольшую плату за каждый день. Такая оплата называлась "диетой".

    Позаботился Перикл и о том, что доставило Афинам наибольшую славу. За годы его правления (а Перикла народное собрание выбирало стратегом 15 лет подряд), в Афинах на Акрополе были возведены великолепные храмы, статуи (слайды 6, 7, 8).

    Это строительство вызвало недовольство со стороны аристократов, обвиняя первого стратега в неумелой трате громадных денег.

    Задание: Причины их недовольства нам станут более понятными из следующего сюжета. Посмотрите его (инсценирование) см. приложение 1.

    Работа с историческим документом (с. 183)

    Вопрос: - Найдите в документе, какие личные качества политика были востребованы в Афинах?

    Ещё в начале своей политической карьеры Перикл полностью отказался от традиционного образа жизни людей своего круга: он почти никогда не ходил в гости, не посещал празднеств, свёл до минимума домашнее хозяйство, почти всё своё время посвящал государственным делам.

    Единственным развлечением для него служила беседа в домашнем кругу с друзьями. В доме Перикла сходились философы Анаксагор, Зенон, молодой Сократ, поэт Софокл, художники, скульптор Фидий. Душою этого кружка была вторая жена Перикла, умная и образованная Аспасия, женщина необыкновенной красоты.

    Они помогали Периклу и в государственных делах.

    Однако у Перикла были не только сторонники, но и враги. Они клеветали на него и его друзей, обвиняли их в преступлениях. Фидия обвинили в том, что он утаил золото при создании статуи Афины. Чтобы доказать свою правоту, Фидий снял со статуи золотую одежду её взвесили и убедились в чести этого человека (скончался в тюрьме).

    Итог урока: Мы узнали о том, что Древняя Греция дала примеры демократии, явила образ настоящего гражданина, умеющего в своей деятельности разумно сочетать права и обязанности.

    V. Закрепление изученного на уроке. (Учащиеся выполняют тест)см. приложение 1 .

    VI. Рефлексия

    1. Как я усвоил материал?

    • Получил прочные знания, усвоил все вопросы - 9-10 баллов.
    • Усвоил материал частично - 7-8 баллов.
    • Необходимо ещё поработать - 4-6 баллов

    2. Как я работал, где допустил ошибки; удовлетворён ли своей работой?

    • Везде справился сам, удовлетворён своей работой - 9-10 баллов.
    • Допустил ошибки (на каком этапе) - 7-8 баллов.
    • Не справился (с какими заданиями)- 4-6 баллов.

    3. Моё мнение об уроке (пожелания), что понравилось, что не понравилось.

    Домашнее задание: индивидуально по карточкам