Относится ли автобус к грузовому транспорту. Классификация грузовых транспортных средств. Буксируемые транспортные средства подразделяются

Для перевозок грузов используется грузовой подвижной состав :
грузовые автомобили и автомобильные прицепы различной грузоподъемности (бортовые, самосвалы, фургоны, в том числе изотермические, цистерны и другие), автомобили повышенной проходимости, автомобили-тягачи с полуприцепами. Эта часть транспортной сети также имеет свою разветвленную структуру.

По различным основаниям выглядит следующим образом:

По типу кузова:
закрытый
тентованный
контейнер
рефрижератор (изотермический кузов)
изотермический фургон
открытый
бортовой
самосвал
площадка
кран
автотранспортер
микроавтобус
лесовоз
цистерна
седельный тягач

По группам:

I группа бортовые автомобили (автомобили-фургоны общего назначения)

II группа специализированные (самосвалы, фургоны, рефрижераторы, контейнеровозы, седельные тягачи с полуприцепами, балластные тягачи с прицепами)

III группа (условно) автомобили-цистерны

По количеству осей:
двухосные
трехосные
четырехосные
пяти и более осные

(на наиболее загруженную ось):
до 6 т включительно
свыше 6 т до 10 т включительно

По колесной формуле:
4х2
4х4
6х4
6х6

По составу:
одиночное транспортное средство
автопоезд в составе:
автомобиль-прицеп
автомобиль-полуприцеп

По типу двигателя:
бензиновые
дизельные

По грузоподъемности:
малой
средней
большой
от 1,5 до 16 тонн
свыше 16 тонн

Такое многообразие способов классификации объясняется потребностью выделения отдельных параметров транспортных средств для выбора последних при перевозке грузов на основании оптимального сочетания экономичности, скорости доставки, коммерческой пригодности, безопасности, вместимости, грузоподъемности и т.д. Список перечисленных оснований является приблизительным, так как его можно продолжить, исходя из определенных функциональных назначений транспортных средств, их эксплуатационных характеристик, специфики перевозимых грузов и т.д.

Кроме вышеперечисленных способов классификации, отраслевой нормалью ОН 025 270-66 введена классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава. Так, в отношении грузовых автомобилей принята следующая система обозначения автотранспортных средств (АТС):

1-я цифра обозначает класс грузовых автомобилей по полной массе:

Примечание. Классы от 18 до 78 являются резервными и в индексацию не включены.

2-я цифра обозначает тип АТС:
3 — грузовой бортовой автомобиль или пикап;
4 — седельный тягач;
5 — самосвал;
6 — цистерна;
7 — фургон;
8 — резервная цифра;
9 — специальное автотранспортное средство.
3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели;
5-я цифра — модификация автомобиля;
6-я цифра — вид исполнения:
1 — для холодного климата;
6 — экспортное исполнение для умеренного климата;
7 — экспортное исполнение для тропического климата.

Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03 и т.д., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации. Перед цифровым индексом по данной классификации, в большинстве случаев, указывается буквенное обозначение завода-изготовителя (например, КамАЗ 5320). Обозначения автомобилей иностранных марок, в большинстве случаев, состоят из буквенного обозначения марки завода-изготовителя и заводского порядкового номера модели и модификации.

В настоящее время все большее распространение получают обозначения, принятые в международных требованиях по безопасности (Правилах ЕЭК ООН), разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН. В соответствии с вышеуказанными Правилами принята следующая международная классификация грузовых АТС:

Расчет транспортного налога во многом зависит от того, к какой категории транспорта фирма отнесла автомобиль. Однако на практике решение именно этой задачи вызывает наибольшие затруднения у бухгалтеров. Ведь налоговое законодательство не содержит точного ответа на вопрос, как это сделать.

Проблема...
  • легковые автомобили;
  • мотоциклы и мотороллеры;
  • автобусы;
  • грузовые автомобили;
  • другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу;
  • катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства;
  • яхты и другие парусно-моторные суда;
  • гидроциклы;
  • несамоходные (буксируемые) суда;
  • самолеты, вертолеты, иные воздушные суда и другие.

В зависимости от того, к какой категории относится транспорт фирмы, действуют те или иные ставки налога. Так, в статье 1 Закона Московской области от 16 ноября 2002 г. № 129/2002-ОЗ «О транспортном налоге в Московской области» ставки транспортного налога установлены в зависимости от категории авто и мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства (см. таблицу).

Наименование объекта налогообложения Налоговая ставка
(в рублях)
Автомобили легковые с мощностью двигателя
(с каждой лошадиной силы):
7
– свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт включительно) 20
– свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт включительно) 30
– свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт включительно) 50
100
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
– до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно 5
– свыше 20 л. с. до 35 л. с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно 10
– свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт) 32
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
– до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно 20
– свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт) 40
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
– до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 15
– свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно 20
– свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно 25
– свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно 35
– свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) 45
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) 12
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
– до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно 20
– свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт) 40
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
– до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 40
80
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
– до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 80
– свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 160
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы):
– до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно 100
– свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) 200
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) 40
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) 100
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) 80
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) 600

В результате в зависимости от того, к какой категории транспорта будет причислен автомобиль фирмы, сумма налога может существенно отличаться. Например, с легкового автомобиля с мощностью двигателя до 100 л. с. налог нужно рассчитать из расчета 7 рублей за одну лошадиную силу, а с грузового автомобиля с таким же показателем мощности - из расчета 15 рублей.

...и ее решение

Из пункта 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 Налогового кодекса (утв. приказом МНС от 9 апреля 2003 г. № БГ-3-21/177) следует, что при определении видов транспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей надо руководствоваться:

  • Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта от 26 декабря 1994 г. № 359 (далее Классификатор);
  • Конвенцией о дорожном движении (Вена, от 8 ноября 1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII (далее - Конвенция).

Однако на практике нередко возникают ситуации, когда автомобиль в соответствии с Классификатором относится к одной категории транспортных средств, а в соответствии с Конвенцией - к другой.

В этом случае сотрудники финансового ведомства рекомендуют руководствоваться данными паспорта транспортного средства (ПТС) (письмо Минфина от 22 ноября 2005 г. № 03-06-04-02/15). В этом документе указывается тип и категория автомобиля (п. 27, п. 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утв. совместным приказом МВД № 496, Минпромэнерго № 192, Минэкономразвития № 134 от 23 июня 2005 г.).

Под типом транспортного средства понимается характеристика автомобиля, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением, зафиксированная в технических описаниях. В свою очередь, категорий транспортных средств можно выделить пять:

  1. А - мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;
  2. В - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;
  3. С - автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;
  4. D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест помимо сиденья водителя;
  5. прицеп (Е) - транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством. К этой категории транспортных средств относятся и полуприцепы.

Но бывает и так, что из ПТС также невозможно четко установить категорию автомобиля. Например, в паспорте указан тип транспортного средства - «грузовой», а категория - «В». При этом категория «В» может быть присвоена как легковым, так и грузовым машинам. Тогда рассчитывать транспортный налог нужно, опираясь на тип транспорта, указанный в строке 3 ПТС. Данный показатель имеет приоритет над категорией авто. Этот вывод можно сделать на основании писем Минфина от 17 января 2008 г. № 03-05-04-01/1 и УМНС по Московской области от 30 июля 2003 г. № 07-48/91/Р795 (с полной версией этих документов вы можете ознакомиться в справочной правовой системе КонсультантПлюс).

Пример

На балансе ОАО «Планета» (г. Подольск) числится «ГАЗель» (зарегистрированная по местонахождению фирмы). В ПТС указано: тип транспортного средства - «грузовой» (строка 3), категория - «В» (строка 4).

Следуя разъяснениям Минфина в письме от 17 января 2008 г. № 03-05-04/01/1, бухгалтер определил категорию данной автомашины для расчета транспортного налога как «грузовой».

Мощность двигателя «ГАЗели» 155 л. с. Ставка транспортного налога для этой категории транспортных средств составляет 25 руб. за 1 л. с. (ст. 1 закона Московской области № 129/2002-ОЗ).

Бухгалтер «Планеты» рассчитал транспортный налог за 2007 год по автомашине «ГАЗель» так:
155 л. с. × 25 руб./л. с. = 3875 руб.

И. Краснова

Источник материала -

Классификация транспортных средств – это распределение различных автомобилей на группы, классы и категории. В зависимости от типа конструкции, параметров силовой части, назначения или особенностей, которые имеют те или иные транспортные средства, классификация предусматривает несколько таких категорий.

Транспортное средство (ТС) - это техническое устройство для перевозки людей и/или грузов. В отличие от грузоподъёмных и подъёмно-транспортных устройств, транспортные средства используют, как правило, для перевозки на относительно дальние расстояния.

Согласно классификатору типов транспортных средств международной перевозки, прицеп — это транспортное средство без двигателя, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов, вертикальная нагрузка которого передается на опорную поверхность через колеса и которое приспособлено для буксирования автомобилем.

Подвижной состав автомобильного транспорта в настоящее время представляет собой широкий спектр транспортных средств, различных по техническим характеристикам и назначению. В целях упорядочения классификации транспортных средств ⭐ принят ряд критериев, служащих их характерными особенностями. На основании этих особенностей транспортные средства делятся на группы, обладающие общими свойствами и характеристиками.

Для того чтобы выделить область транспортных средств, подлежащих данной классификации, был определен термин «дорожный транспорт», выделивший из всей гаммы транспортных средств те, которые эксплуатируются преимущественно на автомобильных дорогах общего пользования всех категорий. Вне данной классификации остается прочий колесный безрельсовый транспорт, который по своим массовым и размерным характеристикам не предназначен для движения по дорогам общего пользования. Это, например, карьерный транспорт, вездеходы, аэродромные и шахтные тягачи и т.п.

Согласно действующим Правилам дорожного движения в настоящее время для дорожных транспортных средств приняты следующие габаритные показатели:

  • по высоте - не более 4 м от поверхности дороги
  • по длине - не более 12 м для грузового автомобиля, автобуса, троллейбуса и прицепа, не более 15.18 м для сочлененного автобуса или троллейбуса
  • по ширине - не более 2,60 м для транспортных средств с изотермическим кузовом, не более 2,63 м для автомобиля КрАЗ, автомобилей-лесовозов МАЗ-509А, МАЗ-543, не более 2,55 м для других транспортных средств

Общая длина автопоезда должна быть не более 20 м.

В настоящее время применяют классификацию двух видов - по типам и по категориям транспортных средств. Классификация по типам является наиболее распространенной в нашей стране, многие годы применялась на территории СССР, продолжает использоваться во многих нормативных документах, относящихся к транспортным средствам (государственных стандартах, правилах дорожного движения и т.п.). Кроме того, данная классификация применяется при регистрации транспортных средств. Схема классификации транспортных средств по типам приведена на рисунке.

Рис. Схема классификации транспортных средств по типам

В качестве критерия наиболее общего подразделения транспортных средств применяется наличие двигателя. При этом транспортные средства делятся на механические, оборудованные , и буксируемые, не оборудованные двигателем.

Механическое и одно или более буксируемое транспортное средство могут создавать комбинированное транспортное средство, которое называется автопоездом в случае, если оно состоит из автомобиля и соединенных с ним с помощью сцепного устройства одного или нескольких прицепов.

Механические транспортные средства подразделяются:

  • на автомобили
  • на мототранспортные средства
  • на тракторы

Автомобиль - это механическое транспортное средство, которое приводится в действие источником энергии, имеет не менее четырех колес, расположенных не менее чем на двух осях, предназначено для движения по безрельсовым дорогам и используется для перевозки людей и(или) грузов, буксирования транспортных средств, предназначенных для перевозки людей и(или) грузов, выполнения специальных работ. Этот термин распространяется также на транспортные средства, двигатели которых питаются постоянным электрическим током от подвесной контактной сети (троллейбусы), а также на трехколесные транспортные средства, снаряженная масса которых превышает 400 кг.

Под снаряженной массой понимается полная отгрузочная масса транспортного средства вместе с массой охлаждающей жидкости, смазочных материалов, жидкости стеклоомывателя, топлива (бак, наполненный не менее чем на 90 % номинальной вместимости), запасных колес, огнетушителей, стандартного набора запасных частей, противооткатных упоров, стандартного набора инструментов.

Мототранспортное средство - это одноколейное двухколесное механическое транспортное средство.

Трактор — это механическое транспортное средство, используемое для реализации напорного или тягового усилия посредством смонтированного на нем оборудования.

Буксируемые транспортные средства подразделяются:

  • на прицепы
  • на полуприцепы

Прицеп - это транспортное средство без двигателя, предназначенное для перевозки пассажиров или грузов, у которого вся вертикальная нагрузка передается на опорную поверхность через свои колеса, и приспособленное для буксирования автомобилем.

Полуприцеп - это прицеп, который по своей конструкции предназначен для использования с седельным тягачом и часть полной массы которого передается на седельный тягач через се- дельно-сцепное устройство.

Характерным признаком подразделения автомобилей является их основное назначение. Он может служить для перевозки пассажиров или перевозки грузов (специального оборудования).

Пассажирский автомобиль - это автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и багажа с обеспечением необходимого комфорта и безопасности. При этом пассажирский автомобиль с числом мест для сидения не более девяти, включая место водителя, называется легковым, а более девяти - автобусом.

Для перевозки грузов применяется грузовой автомобиль. Если шасси грузового автомобиля используется для перевозки специального оборудования (автокран, автовышка, буровая установка и т.п.), определенного груза (автоцистерна, автобетоносмеситель) или оборудовано средствами погрузки-разгрузки, то такой автомобиль относится к специальным.

Для перевозки грузов применяются также автомобили-тягачи и седельные тягачи, которые осуществляют свою функцию посредством буксирования прицепов и полуприцепов.

Имеются ряд промежуточных типов транспортных средств, характеризуемые какой-либо определенной особенностью. Так, например, одноэтажный автобус с числом мест для сидения не более 17, включая место водителя, называется микроавтобусом; автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки пассажиров и грузов, называется грузопассажирским; прицеп, предназначенный для использования в дорожных условиях во время стоянок в качестве мобильного жилого помещения, называется караваном.

Несмотря на такие уточнения типа транспортных средств, они все равно относятся к типам автобуса, грузового автомобиля и прицепа соответственно.

Классификация транспортных средств по категориям является более определенной в плане четкости разделения транспорта по критериям и соответствует «Сводной резолюции конструкции транспортных средств» ЕЭК ООН. Именно согласно данной классификации к транспортным средствам предъявляются требования международных нормативных правовых актов.

На категории транспортные средства делятся следующим образом:

  • категория L1 - двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 и максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
  • категория L2 - трехколесное транспортное средство с любым расположением колес, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания не превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе не превышает 50 км/ч;
  • категория L3 - мотоцикл - двухколесное транспортное средство, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
  • категория L4 - мотоцикл с коляской - транспортное средство с тремя колесами, асимметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч (мотоциклы с коляской);
  • категория L5 - трицикл - транспортное средство с тремя колесами, симметричными по отношению к средней продольной плоскости, в котором рабочий объем двигателя в случае двигателя внутреннего сгорания превышает 50 см3 или максимальная расчетная скорость при любом двигателе превышает 50 км/ч;
  • категория Ц6 - легкий квадрицикл - четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 350 кг без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства и максимальная расчетная скорость не превышает 50 км/ч, характеризующееся:
    • при установке двигателя внутреннего сгорания с принудительным зажиганием - рабочим объемом двигателя, не превышающим 50 см3, или
    • при установке двигателя внутреннего сгорания другого типа - максимальной эффективной мощностью, не превышающей 4 кВт, или
    • при установке электродвигателя - номинальной максимальной мощностью в режиме длительной нагрузки, не превышающей 4 кВт;
  • категория L7 - квадрицикл - четырехколесное транспортное средство, ненагруженная масса которого не превышает 400 кг (550 кг - для транспортного средства, предназначенного для перевозки грузов) без учета массы аккумуляторов для электрического транспортного средства и максимальная эффективная мощность двигателя не превышает 15 кВт;
  • категория М1 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя не более восьми мест для сидения;
  • категория М2 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т;
  • категория М3 - транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие помимо места водителя более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышет 5 т;
  • категория N1 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т;
  • категория N2 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 3,5 т, но не превышает 12 т;
  • категория N3 - транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых превышает 12 т;
  • категория О1 - прицепы, максимальная масса которых не превышает 0,75 т;
  • категория О2 - прицепы, максимальная масса которых составляет более 0,75 т, но не превышает 3,5 т;
  • категория О3 - прицепы, максимальная масса которых составляет более 3,5 т, но не превышает 10 т;
  • категория О4 - прицепы, максимальная масса которых превышает 10 т.

В данной классификации имеется определенная трудность при уточнении требований, согласно которым транспортные средства категории М1 могут быть отнесены к категории Это может быть сделано при выполнении следующих условий:

  • число мест для сидения не превышает шести, при этом считается, что место для сидения имеется, если транспортное средство оборудовано «доступными» креплениями для сидений. Под «доступными» подразумеваются крепления, которые могут быть использованы для установки сидений. Для того чтобы крепления не были «доступными», изготовитель должен воспрепятствовать возможности их использования, например путем приваривания на них стыковых накладок или установки аналогичных неподвижно закрепленных деталей, которые не могут быть сняты с помощью обычных инструментов;
  • обеспечивается условие Р- (М + N 68) > N 68, где Р - технически допустимая масса транспортного средства, кг; М - масса транспортного средства в снаряженном состоянии, кг; N - число мест для сидения, помимо места водителя.

Поскольку 68 кг - средняя расчетная масса пассажира без багажа, последнее условие следует понимать таким образом: грузоподъемность транспортного средства должна более чем в два раза превышать массу всех находящихся на его борту пассажиров или максимальная разрешенная масса груза, находящегося на борту транспортного средства при полной загрузке его пассажирами, должна быть больше суммарной массы всех находящихся на его борту пассажиров.

Под технически допустимой максимальной массой понимается максимальная масса снаряженного транспортного средства с грузом (пассажирами), установленная изготовителем в качестве максимально допустимой согласно эксплуатационной документации.

При государственном техническом осмотре нередко возникают ситуации, когда необходимо определить соответствие между типами и категориями транспортных средств. Принадлежность категорий к основным типам транспортных средств, находящихся в регистрационной базе ГАИ МВД Республики Беларусь, представлены в таблице:

Таблица. Соответствие категорий типам транспортных средств

Тип транспортного средства

Примечания

Легковой автомо­биль М1
Автобус При максимальной массе не более 5 т
При максимальной массе более 5 т
Микроавтобус При пассажировместимости до 17 мест
Грузовой автомобиль При максимальной массе не более 3,5 т При максимальной массе более 3,5 т, но не более 12 т
При максимальной массе более 12 т
Тягач и седельный тягач
Грузопассажир­ский автомобиль Согласно классификации категории N
Прицеп и полуприцеп При максимальной массе не более 0,75 т При максимальной массе более 0,75 т, но не более 3,5 т
При максимальной массе более 3,5 т, но не более 10 т
При максимальной массе более 10 т
Мотоцикл При отсутствии коляски
При наличии коляски
Мотороллер При наличии двух колес
При наличии трех колес
Мотоколяска При максимальной массе до 400 кг
М1 При максимальной массе более 400 кг
  • легковые автомобили;
  • мотоциклы и мотороллеры;
  • автобусы;
  • грузовые автомобили;
  • катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства;
  • яхты и другие парусно-моторные суда;
  • гидроциклы;
  • самолеты, вертолеты;
  • несамоходные (буксируемые) суда и др.

Определение категории

При определении видов автомототранспортных средств и отнесения их к категории грузовых или легковых автомобилей нужно руководствоваться данными паспорта транспортного средства (ПТС). Такой порядок подтверждается письмами Минфина России от 13 августа 2012 г. № 03-05-06-04/137 и от 21 октября 2010 г. № 03-05-06-04/251, ФНС России от 15 февраля 2012 г. № БС-4-11/2450 и от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769.

Тип и категория транспортного средства указываются в строках 3 и 4 ПТС на основании Конвенции о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. № 5938-VIII (Положение, утвержденное совместным приказом от 23 июня 2005 г. МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134).

Под типами транспортного средства понимается характеристика автомобиля, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением (грузовой, легковой, автобус и т. д.). Категорий ТС можно выделить пять:

1) А – мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;

2) В – автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;

3) С – автомобили, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;

4) D – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;

5) E – прицеп – транспортное средство, предназначенное для движения в составе с транспортным средством. Этот термин включает в себя полуприцепы.

Если данные о категории (типе) транспортного средства, указанные в ПТС, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, то этот вопрос должен решаться в пользу организации (письмо ФНС России от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769).

Ситуация: к какой категории транспортных средств при расчете транспортного налога относится автомобиль: к легковым или грузовым. Тип ТС по ПТС указан «грузовой», категория – «В»?

Автомобиль относится к категории грузовых транспортных средств.

Указание в ПТС категории «В» не свидетельствует о том, что автомобиль относится к легковому транспортному средству. Категория «В» может быть присвоена как легковым, так и грузовым автомобилям (приложение 3 к Положению, утвержденному совместным приказом от 23 июня 2005 г. МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134, письмо ФНС России от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769).

Поэтому в рассматриваемой ситуации рассчитывать транспортный налог нужно с учетом типа транспортного средства, указанного в строке 3 ПТС. Если в ПТС одновременно указана категория автомобиля – «B» и тип средства – «грузовой», то транспортный налог рассчитывайте как с грузового автомобиля. Кроме того, можно воспользоваться маркировкой транспорта, которая приводится в строке 2 ПТС. Второй знак цифрового обозначения модели ТС указывает на его тип (вид автомобиля). Например: «1» – легковой автомобиль, «7» – фургоны, «9» – специальные.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 августа 2012 г. № 03-05-06-04/137, от 21 октября 2010 г. № 03-05-06-04/251, от 19 марта 2010 г. № 03-05-05-04/05 и ФНС России от 7 апреля 2016 г. № СА-4-7/6024.

Ситуация: к какому типу транспортных средств по ПТС при расчете транспортного налога относятся автокраны на базе грузовых автомобилей: к самоходным машинам или к грузовым автомобилям?

Автокраны относятся к категории грузовых автомобилей.

Автокраны, смонтированные на базе грузовых автомобилей, относятся к категории грузовых транспортных средств. Такой вывод можно сделать на основании данных таблицы, в которой приведен сравнительный анализ категорий транспортных средств по классификации КВТ ЕЭК ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении.

Правомерность такого подхода подтверждается письмом Минфина России от 17 января 2008 г. № 03-05-04-01/1 и арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 17 июля 2007 г. № 2965/07, ФАС Западно-Сибирского округа от 3 октября 2011 г. № А46-14465/2010, ФАС Волго-Вятского округа от 24 сентября 2009 г. № А29-133/2009).

Ситуация: к какой категории ТС при расчете налога относятся автомобили УАЗ-3962, УАЗ-2206 категории «В»: к автобусам или легковым автомобилям?

Рассчитывать транспортный налог нужно с учетом типа ТС, указанного в строке 3 ПТС (письма Минфина России от 13 августа 2012 г. № 03-05-06-04/137, от 17 января 2008 г. № 03-05-04-01/1). Кроме того, можно воспользоваться маркировкой транспортного средства, которая приводится в строке 2 ПТС. Второй знак цифрового обозначения модели транспорта указывает на его тип (вид автомобиля). Например: «1» – легковой автомобиль, «7» – фургоны, «9» – специальные. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 19 марта 2010 г. № 03-05-05-04/05 и ФНС России от 7 апреля 2016 г. № СА-4-7/6024.

Если тип транспортного средства («грузовой», «легковой», «автобус» и т. п.) определить невозможно, обратитесь к Сравнительной таблице категорий транспортных средств по классификации КВТ ЕЭК ООК и по классификации Конвенции. В Сравнительной таблице автобусы относятся к категории «D». Следовательно, если в ПТС санитарного фургона указана категория «B», то он не является автобусом. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, в которых признается, что категория «В», указанная в ПТС автомобилей УАЗ-3962, УАЗ-2206, подтверждает классификацию этого транспорта как легкового автомобиля (см., например, определение ВАС РФ от 20 февраля 2007 г. № 1369/07, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18 октября 2006 г. № Ф04-6867/2006(27536-А81-15), Восточно-Сибирского округа от 12 марта 2009 г. № А58-3798/08-Ф02-869/09, Северо-Западного округа от 17 июля 2006 г. № А05-1765/2006-13).

В тех случаях, когда данные о категории (типе) транспортного средства, указанные в ПТС, не позволяют однозначно определить налоговую ставку, ФНС России рекомендует налоговым инспекциям решать этот вопрос в пользу организаций (письмо от 1 декабря 2009 г. № 3-3-06/1769).

Ситуация: к какой категории транспортных средств при расчете транспортного налога относятся карьерные самосвалы «БелАЗ»?

Карьерные самосвалы «БелАЗ» относятся к категории других самоходных ТС, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу. Об этом сказано в письмах Минфина России от 27 июня 2008 г. № 03-05-05-04/12, от 31 мая 2006 г. № 03-06-04-04/21. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, определение ВАС РФ от 31 января 2007 г. № 29/07, постановления Уральского округа от 22 октября 2007 г. № Ф09-8633/07-С3, от 26 марта 2007 г. № Ф09-1943/07-С3).

Общий подвижной состав современного автомобильного транспорта сейчас представляет собой достаточно широкий и разнообразный ассортимент средств передвижения.

Каждый автомобиль представляет собой уникальный по назначению и по общим характеристикам транспортное средство.

Чтобы эффективно упорядочить и классифицировать средства передвижения, было принято определенное количество критериев, которые одновременно являются индивидуальными характерными особенностями каждого автомобиля.

Именно на основании данных особенностей, средства передвижения можно разделить на группы, которые обладают общими характеристиками и свойствами.

Для выделения области транспортных автомобильных средств, принадлежащих данной категории, был установлен «дорожный транспорт» . Это подразделение выделило из всей гаммы автомобилей те машины, что эксплуатируются строго на автомобильных трассах общего пользования.

За рамками данной категории находятся все остальные виды безрельсового транспорта, что по своим размерам и массе не предназначен для трасс обычного общественного использования. Сюда можно отнести разные виды карьерного транспорта, вездеходы, шахтные тягачи и аэродромные.

Действующими правилами дорожного движения для автомобилей, относящимся к категории транспортных средств, предусмотрены специальные габаритные параметры:

Все это основные параметры, присущие современным автомобилям, относящимся к категории дорожных средств передвижения. Классификация транспортных средств по категориям проводится по типу, по назначению.

Классификация транспорта по типам

На данный момент все чаще применяется классификация по типу автомобилей . Это не просто распределение, но официальное решение, которое используется во всех нормативных бумагах и документов – государственные стандарты, ПДД и так далее.

Одновременно с этим классификация используется в процессе регистрации современных транспортных средств.

В качестве общего функционального подразделения средств передвижения используется категория установленного двигателя.

На этом основании современные транспортные средства подразделяются на механические, оснащенные двигателем, а также буксируемые, не имеющие подобного.

Механическое и одно или несколько буксируемых автомобилей в состоянии создать специальное комбинированное средство. На официальном языке он имеет название автопоезд.

Данная конструкция состоит из самого ведущего автомобиля и соединенных с ним одного или нескольких прицепов.

Современные механические транспортные средства можно разделить на следующие виды:

  1. Стандартные автомобили.
  2. Мототранспорт средства.
  3. Тракторы.

Автомобили представляют собой современные механические транспортные средства, приводимые в движение определенным источником энергии. Среди иных важных характеристик современных авто можно отметить:

  • наличие не менее четырех колес, расположенных на двух осях;
  • средство передвижения предназначено для движения по дорогам без рельсов;
  • автомобили могут использоваться, как для перевозки грузов, так и для перемещения людей. Из можно использовать для выполнения специальных работ.

Термин «автомобили» распространяется на средства передвижения, у которых двигатели питаются от постоянного электрического тока, идущего по подвесной контактной сети, если это троллейбусы. Также это могут быть особые трехколесные автомобили, общая масса которых не больше 400 кг.

В общую снаряженную массу входит вес таких элементов, как:

  1. Полная отгрузочная масса автомобиля.
  2. Объем охлаждающей жидкости.
  3. Вес смазочных материалов.
  4. Масса жидкости стеклоомывателя.
  5. Вес топлива, то есть бака, наполненного не менее чем на 90% от установленной номинальной объемной вместимости.
  6. Масса запасных колес, огнетушителей, инструментов и запасных частей.

Современные мототранспортные средства представляют собой специальные одноколейные двухколесные механические средства передвижения.

Что касается тракторов, то это механические транспортные средства, которые используются для реализации тягового или напорного усилия посредством надежно смонтированного в нем оборудования.

Современные буксируемые транспортные средства можно подразделить на прицепы и на полуприцепы .

В первом случае это транспортные средства, не имеющая двигателя или груза, у которого вертикальная нагрузка передается на всю опорную поверхность через установленные колеса. Прицепы по своей конструкции приспособлены для буксирования автомобилями.

Полуприцепы – это те же прицепы, что по особенностям своей конструкции предназначены для применения одновременно с седельным тягачом. Часть общего веса передается в этом случае на седельный тягач через сцепное седельное приспособление.

Классификация автомобилей по категориям

Современная классификация автомобилей по категориям является более точной и четкой . Данная форма распределения полностью соответствует общей сводной резолюции подразделения автомобилей от ЕЭК ООН.

На основании данной квалификации ко всем транспортным средствам предъявляются особые нормативные правовые акты. Подразделение на категории осуществляется следующим образом.

Категории ТС по техническому регламенту L, M, O, заслуживает особого внимания. Это механические средства передвижения, которые имеют четыре и более колеса. В категорию О входят прицепы и полуприцепы, которые также распределяются на определенные категории.

Подразделение на данные категории в таблице выглядит следующим образом:

Подразделение категории Характеристики
L1 Современное двухколесное средство передвижения, где рабочий объем двигателя не превышает 50 см3, а максимальная скорость достигает 50 км/час
L2 Трехколесное транспортное средство с разным положением колес. Объем двигателя при внутреннем сгорании не превышает 50 см3, а уровень максимальной скорости не выше 50 км/час
L3 Мотоциклы или двухколесные средства передвижения с двигателем объемом 50 см3 и максимальным уровнем скорости не более 50 км/час
L4 Мотоциклы с коляской, то есть средство передвижения, оснащенное тремя колесами. Двигатель имеет мощность 50 см3, а максимальная скорость при расчете превышает 50 км/час
L5 Средства передвижения категории трициклы. Колеса у них расположены симметрично относительно продольной плоскости. Параметры скорости и объема двигателя здесь являются стандартными
L6 Легкие квадроциклы, имеющие четыре колеса. Ненагруженная масса данных средств передвижения не превышает 350 кг. При этом не принимается во внимание вес аккумуляторов. Расчетный максимальный уровень скорости не превышает 50 км/час
L7 Квадроциклы, то есть четырехколесные средства передвижения, масса которых колеблется от 400-550 кг. Мощность двигателя данных транспортных средств не превышает 15 кВт
M1 Средства передвижения, которые используются для транспортировки пассажиров
M2 Средства, которые перевозят пассажиры или небольшой груз до 5 тонн
M3 Машины, способные перевозить груз более 5 тонн
N1 Средства, используемые для перевозки груза массой до 3,5 тонн
N2 Автомобили, предназначенные для перевозки грузов. Максимальная масса при этом может быть больше 3,5 тонн, но не должны быть выше 12 тонн
N3 Средства передвижения, предназначенные для перевозки груза, масса которых по максимуму может быть немного выше 12 тонн
O1 Прицепы до 0,75 тонн
O2 Конструкции, больше по массе показатели 0,75 тонн, но не больше 3,5 тонн
O3 Прицепы, максимальная масса которых может превышать 3,5 тонны, но не больше 10 тонн
O4 Прицепы, по массе превышающие показатели 10 тонн

Все современные авто подразделяются на признаки по их основному назначению. Транспортные средства служат для перевозки пассажиров или для перевозки грузов в виде специального оборудования.

Существует две основные категории авто:

  • пассажирские;
  • предназначенные для транспортировки грузов.

Современные пассажирские автомобили – это средства передвижения, конструкция которых и оснащение предназначены для перевозки определенного количества пассажиров и багажа. При этом пассажирам обеспечивается высокий уровень комфорта и оптимальной безопасности.

Если в авто количество пассажирских мест не превышает девяти вместе с местом водителя, это легковое авто, если количество мест более девяти, то это уже автобус.

Грузовые авто – это транспортные средства, шасси которого используются для перевозки особого строительного оборудования – автовышка, автокран или буровые установки. Также перевозиться может особый груз – бетоносмеситель и автоцистерны.

Современные грузовые авто оснащены специальными средствами погрузки и разгрузки, что делает их более функциональными.

Для транспортировки груза могут использоваться специальные тягачи – простые или седельные . Свою функцию они производят свою функцию при помощи буксирования полуприцепов и простых прицепов.

Среди самых популярных средств передвижения можно отметить:

  • одноэтажные автобусы с общим количеством мест не больше 17 вместе с водительским местом. Это современные микроавтобусы;
  • транспортное средство, которое по оснащению и по конструкции предназначено для перевозки груза и пассажиров. Есть комбинированные средства передвижения — грузопассажирские;
  • прицепы, предназначенные для применения в обычных дорожных условиях. Они могут быть использованы в качестве мобильного жилого помещения.

Особого внимания в данном случае заслуживает расчет количества пассажирских сидений . Подобные места учитываются только в случае наличия у них специальных креплений.

К доступным для пассажира креплениям относятся механизмы, которые используются строго для установки сидений. Особое внимание уделяется методу их крепления.

Металлические основания в этом случае должны быть тщательно приварены, важно полное исключение возможности их снятия посредством стандартных инструментов.

Транспортные средства могут быть разделены на виды не только по общему назначению, но также по специальным категориям. Здесь используются особые буквенные обозначения.

Заключение

Распределение транспортных средств на категории и подкатегории очень важно . При государственном техосмотре довольно часто возникают ситуации, когда требуется установить точное соответствие между категориями и типами автомобилей.

Все данные сверяются с информацией, внесенной в регистрацию базу ГАИ.