Онф добился ограничения стоимости покупки автомобилей для федеральных чиновников. Чиновникам ограничат траты на аренду автомобилей

Постановление правительства, ограничивающее госзакупки автомобилей в России, вступило в силу. Теперь чиновникам придется покупать отечественную технику, в том числе, иномарки, произведенные на территории России, а также в Казахстане и Белоруссии, то есть в странах Таможенного Союза.

Документ опубликован на официальном портале правовой информации. Согласно постановлению, запрет вводится "в целях защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

К документу приложен список товаров, которые запрещено покупать на бюджетные средства. В него входят многочисленные виды строительной техники и автомобилей для ЖКХ (бульдозеры, краны, грейдеры, погрузчики, экскаваторы и пр.), машины общественного транспорта (троллейбусы, автобусы, трамвайные вагоны и пр.), специальные автомобили (пожарные, бронированные, автопоезда), а также различные прицепы.

Для легковых автомобилей, которые можно будет приобретать по системе госзакупок, устанавливаются отдельные требования. Во-первых, в постановлении есть 9 видов легковых транспортных средств, на которые будет распространяться запрет: новые легковушки с моторами с искровым зажиганием объемом не более 1 л, от 1 до 1,5 л и более 1,5 л, новые жилые автофургоны с поршневым ДВС с мотором более 1,5 л, новые автомобили с поршневым ДВС объемом более 1,5 л, предназначенные для медицинских целей, новые транспортные средства с дизельным или полудизельным двигателем объемом не более 1,5 л, от 1,5 до 2,5 л и более 2,5 л, а также новые транспортные средства с прочими двигателями для перевозки людей.

Также перечень видов транспортных средств содержит новые машины для перевозки не менее 10 человек, оснащенные различными силовыми агрегатами, новые грузовые автотранспортные средства, тягачи и самосвалы.

Во-вторых, все перечисленные машины должны быть произведены в рамках промышленной сборки или на территории особой экономической зоны. В-третьих, они должны быть произведены с использованием не менее пяти производственных операций из приложенного списка: монтаж силового агрегата, монтаж передней полуоси (передней подвески), монтаж задней подвески, монтаж выхлопной системы, монтаж рулевого механизма, монтаж электрооборудования, монтаж элементов экстерьера, сварка кузова, окраска кузова, сборка кузова, проведение контрольных испытаний готовых моторных транспортных средств.

С 1 января 2015 года это требование вырастет до 6 операций, с 1 января 2016 года - до 8 операций. В обязательном порядке машины должны проходить контрольные испытания. С 1 января 2017 года к госзакупкам допустят автомобили, произведенные с использованием всех 11 перечисленных операций.

Действие постановление не распространяется на закупки товаров дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ, а также представительствами РФ при международных организациях. А трамвайных вагонов коснется только с 1 января 2015 года.

Ранее вице-премьер РФ Аркадий Дворкович заявил, что допускать к госзакупкам будут также исходя из уровня локализации при производстве машин. "Этот уровень будет увеличиваться по годам. Сейчас он составляет по разным предприятиям от 30 до 40%, а должен будет дойти до 60-70% к 2018 году", - цитирует чиновника "Российская газета ". В первую очередь, это касается машин иностранных марок, выпущенных в нашей стране.

В целом, чиновники иномарок не лишатся, так как многие концерны уже наладили автосборку в РФ. Однако от некоторых, особо дорогих автомобилей придется все же отказаться. Например, от всех "Мерседесов", так как в нашей стране они не выпускаются вовсе.

Имеют ли право бюджетное, казенное учреждение и органы местного самоуправления приобретать бывший в употреблении автомобиль у юридических, физических лиц или у индивидуальных предпринимателей? Если имеют право, то каков механизм приобретения? Каков порядок приобретения указанного автомобиля в случае, когда его цена будет находиться в пределах 100 тыс. руб., и в случае, когда его стоимость будет превышать указанный предел?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Субъекты, указанные в вопросе, не лишены права приобрести автомобиль, бывший в употреблении. Осуществление закупки должно производиться в соответствии с положениями от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что органы местного самоуправления, казенные и бюджетные учреждения осуществляют любые закупки товаров, работ, услуг в соответствии с положениями от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 6 ст. 3, ч. 1 ст. 15 указанного Закона).
В свою очередь, N 44-ФЗ предусматривает возможность закупать товар, не являющийся новым (то есть бывший в употреблении). Эта возможность буквально следует из ст. 33 указанного закона, устанавливающей правила описания заказчиком объекта закупки в документации о закупке. В соответствии с Закона N 44-ФЗ поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки. Каких-либо особых требований для случаев приобретения автомобильного транспорта не содержит ни N 44-ФЗ, ни иные нормативные правовые акты законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, заказчик вправе приобрести транспортное средство, бывшее в употреблении (с пробегом), при условии, что соответствующие указания о товаре содержатся в документации о закупке, а также в проекте контракта (смотрите также Министерства экономического развития РФ от 31.07.2015 N Д28и-2235, Министерства экономического развития РФ от 30.12.2015 N Д28и-3862).
В соответствии с Закона N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее также - контрагент).
Согласно Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями главы 3 "Осуществление закупок" этого Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 этого федерального закона.
Таким образом, приоритетным способом определения контрагента для целей осуществления закупок в соответствии с N 44-ФЗ является открытый конкурс. Вместе с тем Закона N 44-ФЗ устанавливает, что заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований N 44-ФЗ.
Соответствующий Перечень (утвержден Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р) включает позицию "Средства автотранспортные, прицепы и полуприцепы" (код 29 по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК034-2014 (КПЕС 2008), принятому и введенному в действие Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст).
Поэтому мы полагаем, что закупка автомобиля должна производиться заказчиками, указанными в вопросе, путем проведения электронного аукциона либо путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного контрагента в случаях, когда это возможно в соответствии с положениями N 44-ФЗ. Применение открытого конкурса в этой ситуации неправомерно (смотрите также Минэкономразвития России от 20.05.2015 N Д28И-1440, ФАС России от 02.12.2015 N К-1659/15, от 14.05.2015 N ).
Относительно возможности использования в приведенной ситуации иных способов определения контрагента, помимо проведения электронного аукциона, отметим следующее:
1) В соответствии с Закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществлять закупки путем проведения запроса котировок в соответствии с положениями параграфа 3 главы 3 этого Закона при условии, что начальная (максимальная) цена контракта не превышает пятисот тысяч рублей.
2) Закупка товара путем проведения запроса предложений может осуществляться лишь в случаях, перечисленных в Закона N 44-ФЗ. Исходя из этой нормы, закупить автомобиль путем проведения запроса предложений возможно лишь при условии, что поставка такого же товара являлась предметом контракта, расторгнутого заказчиком в соответствии с Закона N 44-ФЗ, или объектом закупки путем проведения электронного аукциона, который был признан несостоявшимся в соответствии с Закона N 44-ФЗ.
3) Исчерпывающий перечень оснований закупки товаров, работ и услуг у единственного контрагента содержится в Закона N 44-ФЗ. Этот перечень не предусматривает возможность закупки автомобиля у единственного поставщика, кроме случая, когда сумма закупки не превышает ста тысяч, а для определенных категорий заказчиков - четырехсот тысяч рублей (п.п. 4, 5 названной части).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Постановление Правительства РФ от 7 сентября ограничивает покупку автомобилей за счет бюджета, тогда как личный автопарк губернаторов остается дорогостоящим.

ИА «Блокнот» выяснил, что российские губернаторы не пострадают от ограничений, вводящихся на служебный автотранспорт. У многих из них в личном пользовании находятся автопарки, стоимость которых намного превышает размер официального дохода.

Накануне, 7 сентября, было опубликовано постановление правительства N927, подписанное премьер-министром Дмитрием Медведевым 2 сентября и озаглавленное: "Об утверждении правил в целях исключения возможности государственных закупок с избыточными потребительскими свойствами". Постановление подготовлено Минфином во исполнение закона №44-ФЗ и направлено на повышение эффективности госзакупок и исключение возможности растраты бюджетных средств.

Согласно данному постановлению, начиная со следующего года чиновники не могут заказать на бюджетные деньги автомобиль мощностью более 200 лошадиных сил и дороже 2,5 млн руб.

При этом у многих губернаторов, избирающихся или переизбирающихся на выборах 13 сентября, в декларациях указаны гораздо более дорогие транспортные средства, которые, при желании, могут стать достойной заменой представительским машинам.

Согласно декларациям за 2014 год, наиболее дорогим авто располагает врио губернатора Камчатского края Владимир Илюхин. При годовом доходе 10,3 млн руб. он в прошлом году приобрел Mercedes G-класса. Его минимальная стоимость на официальном сайте производителя составляет 5,9 млн руб.

Бывший губернатор Краснодарского края Александр Ткачев (в апреле его место занял Вениамин Кондратьев, не имеющий декларации за прошлый год) при доходе в 9 млн руб. водит Toyota Land Cruiser Prado, минимальная стоимость которого 1,9 млн руб. В собственности его супруги находится Mercedes-Benz GL-класса, его стоимость - 4,8 млн руб.

Предпочтение немецкой марке авто отдает и губернатор Архангельской области Игорь Орлов. Задекларировав всего 2,7 млн годового дохода, он ездит на Mercedes-Benz M-класса стоимостью 3,3 млн руб., а его супруга - на Lexus GX стоимостью почти 3 млн руб.


Автомобиль стоимостью, превышающей годовой доход, - 2,3 млн руб. - имеет врио губернатора Амурской области Александр Козлов. ЕгоToyota Land Cruiser 2012 года стоит минимум 2,9 млн руб.

Самая странная ситуация с доходами и транспортными средствами у врио Брянской области Александра Богомаза. Губернатор задекларировал 3 млн собственного дохода и 695 млн руб. у супруги. Семья обладает солидным автопарком из 90 транспортных средств: 55 единиц сельхозтехники, 13 легковых автомобилей, 10 грузовиков, 4 автоприцепа и 8 других авто.

Неясна ситуация с автопарком врио губернатора Калужской области Анатолия Артамонова. Задекларированный годовой доход чиновника и его супруги составляет 5,1 млн руб. При этом в собственности Артамонова находится ГАЗ 21, от технического состояния которого стоимость может варьироваться от 50 тыс. до 3 млн рублей. Он также располагает снегоходом Turbo Touring (Т-660) стоимостью 220 тыс. руб.В свою очередь, его супруга владеет Lexus RX минимальной стоимостью 2,9 млн руб.

Врио губернатора Александр Дрозденко при задекларированном годовом доходе в 3 млн руб. и 6 млн руб. у супруги имеет в собственности квадроцикл «Ямаха-700» стоимостью 700 тыс руб, мотоцикл «Triumph America» стоимостью 797 тыс. руб, два прицепа и снегоход «SKI-DOO SKANDIC WT 900 ACE» за 1 млн руб. Его жена владеет Land Rover Range Rover Sport, минимальная стоимость которого составляет 3,9 млн руб.


Проверить наверняка, какие автомобили губернаторы приобрели за бюджетные деньги, достаточно сложно. Все госзакупки публикуются на одноименном сайте, однако заказ служебного авто обычно делается от имени администрации региона или отдельной организации (например, ФГУПа), а не от имени чиновника. При этом губернатор может пользоваться автомобилем как личным, а находиться он будет в собственности госорганизации.

Кроме того, постановление не распространяется на большинство автомобилей класса люкс, поскольку их закупка происходит через аренду и лизинг. Под ограничение попадают только автомобили с бензиновым, а не с электрическим или дизельным двигателем. Наконец, стоимость и затраты на обслуживание служебного автомобиля обычно не выкладываются в общий доступ, а отражаются только в закрытых документах организаций, в чьем хозяйстве они находятся.

Это такая огромная брешь, через которую все чиновники продолжат закупать люксовые авто за счет средств бюджета, - полагает юрист РосПила Любовь Соболь.

Наличие у губернаторов (к примеру, Александра Богомаза, Игоря Орлова или Александра Козлова) таких дорогих транспортных средств в личном пользовании, превышающих годовой доход, – повод для тщательной проверки, заявила ИА «Блокнот» Соболь.

Бывает, что чиновник зарабатывает в бизнесе, а потом приходит в политику, и у него остается дорогостоящее имущество за счет предыдущих накоплений. Но зачастую доходы, оказавшиеся ниже стоимости автомобиля, дают повод для проверки. Зачастую госслужащие переписывают свой бизнес, который они ведут по факту, на родственников или супругов. Если это дальние родственники, то их доходы вообще не публикуются в декларации, - говорит юрист.

Таким образом чиновники избегают обвинений в конфликте интересов, могут передавать родственникам средства, заработанные незаконными путями, а также дорогие автомобили, которыми они пользуются сами.

Вчерашнее постановление Медведева устанавливает и общие требования к стоимости смартфонов (для руководителей ведомств и их заместителей - не более 15 000 руб). Мебель ценных пород, отделка натуральной кожей будут разрешены исключительно высшим чиновникам. А требования к компьютерам, ноутбукам, планшетам, принтерам, грузовым автомобилям и автобусам могут быть установлены федеральными государственными органами самостоятельно.

Меньшие требования предусмотрены для глав структурных подразделений, помощников, специалистов и работников территориальных органов.

Поправки в федеральный закон о госзакупках, ограничивающие стоимость автомобилей при покупке и аренде для чиновников, были внесены в Госдуму в июле текущего года парламентариями — членами ОНФ Ольгой Тимофеевой, Виктором Климовым и Вячеславом Лысаковым, сообщает "Актуально ру"

Законопроект единодушно одобрили все члены профильного комитета по земельным отношениям и строительству и Совет Федерации. Сегодня документ принят Госдумой в первом чтении.

Согласно внесенным поправкам, чиновникам нельзя будет покупать и арендовать автомобили дороже 3 млн руб. Автомобили в пределах такой стоимости могут приобретать руководители крупных ведомств, чиновники федерального уровня, главы субъектов. Все остальные государственные служащие, в том числе региональные представители власти, могут ограничиться покупкой автомобиля стоимостью до 1 млн 200 тыс. рублей.

«Это универсальная норма для всех начальников, - уточнил депутат Вячеслав Лысаков. - Ограничения не распространяются только на закупку технического спецтранспорта. Вкупе с существующим законодательным запретом на приобретение товаров с излишними потребительскими свойствами это будет действенной нормой».

Определить предельную стоимость в 3 млн помог анализ автомобильного рынка, стоимость и качество автомобилей, их потребительские свойства и представительские функции экспертами. По мнению авторов законопроекта, более подробная градация должна существовать, начиная с муниципального уровня, а регионы должны сами ограничивать стоимость авто для чиновников.

Депутаты уверены, что нужно принимать закон как можно скорее. Причина тому - расточительность чиновников в регионах. Как показывает мониторинг антикоррупционного проекта ОНФ «За честные закупки», многие регионы, в том числе и дотационные, позволяют себе тратить бюджетные деньги на суперавтомобили.

«Пока мы эти ограничения не поставим, чиновники будут, несмотря на здравый смысл, при полном отсутствии совести и даже инстинктов самосохранения, приобретать дорогие транспортные средства. Лидером по роскошным закупкам стал «мерседес» стоимостью 8 млн рублей, заказанный для правительства Сахалинской области», - считает один из авторов инициативы.

Лысаков рассчитывает, что на региональном уровне в предложенном законопроекте увидят «реальную возможность самостоятельно, на уровне региона, устанавливать верхний предел стоимости машины для чиновника, не только не выходя за пределы общей планки в 3 млн рублей, но и понижая ее в соответствии с финансовыми возможностями региональных бюджетов».

«Наконец-то мы смогли прийти к общему пониманию необходимости ограничить чиновничьи аппетиты», - заявил депутат Госдумы, глава Центральной ревизионной комиссии ОНФ Вячеслав Лысаков перед рассмотрением законопроекта в первом чтении.

По словам депутата, ко второму чтению есть необходимость подправить некоторые моменты с учетом мнений региональных активистов ОНФ.

К примеру, в заключении профильного комитета говорится: «Из формулировки положений законопроекта об установлении ограничения закупки, предусматривающей заключение договора аренды легкового автомобиля, не ясно, имеется ли в виду ограничение стоимости договора аренды или рыночной стоимости арендуемого легкового автомобиля».

Отметим, что ранее подобные инициативы уже рассматривались. Предложение депутатов Госдумы от КПРФ об ограничении стоимости автомобилей, покупаемых для чиновников за счет налогоплательщиков, сделанное пару лет назад, вызвало критику со стороны Министерства экономического развития России. Авторы поправок коммунисты Владимир Никитин и Александр Куликов предлагали ограничить покупку служебных автомобилей чиновниками за казенный счет свыше 1 миллиона рублей. Минэкономразвития опубликовало на своем официальном сайте проект отрицательного отзыва правительства на внесенные в Госдуму поправки к закону о госзакупках, обнаружив в нем массу недостатков.

«Закупка дорогостоящих автомобилей с учетом более длительного срока их эксплуатации в ряде случаев может потребовать меньше расходов средств бюджета, чем более частый ремонт и замена дешевой техники», - говорится в отзыве на законопроект.

Кроме того, по мнению министерства, сумма в миллион рублей «носит субъективный характер». В документе также отмечается, что внесение таких поправок не решает проблему в комплексе, поскольку чиновники покупают для рабочего пользования многие другие дорогостоящие товары.

Премьер-министр Дмитрий Медведев подписал правительственное постановление, вводящее серьезные ограничения на бюджетные закупки для чиновников ряда товаров, в том числе автомобилей. Соответствующий документ был подготовлен Минфином, чтобы для госслужащих не приобретались товары и услуги с избыточными потребительскими свойствами.

Согласно тексту приложения к правилам закупки чиновниками товаров, руководители российских федеральных органов власти начиная с 2016 года не смогут приобрести для себя служебный автомобиль мощностью более 200 л.с. и дороже 2,5 млн руб. Руководство федеральных агентств будет вынуждено довольствоваться служебными автомобилями такой же мощности, но не дороже 2 млн руб. Руководитель и замы структурных подразделений федерального государственного органа смогут позволить приобрести автомобиль, стоимость которого не превышает 1,5 млн руб.

Таким образом, закон впервые устанавливает верхнюю планку стоимости машин, приобретаемых чиновниками за счет бюджетных средств.

Для всех остальных сотрудников центрального аппарата правительства, а также сотрудников территориальных органов служебные автомобили и вовсе не предусмотрены.

«Постановление направлено на повышение эффективности госзакупок и исключение возможности растраты бюджетных средств», — отмечается на сайте правительства.

Стоит отметить, что кроме легковых автомобилей требования по закупкам ужесточены, например, для мебели и смартфонов, оргтехники и других товаров.

Так, например, цена приобретаемого для министра или замминистра за счет бюджета смартфона не должна превышать 15 тыс. руб. Для помощников — не больше 10 тыс. руб., а для специалистов — 5 тыс. руб.

Напомним, что законодательно ограничить чиновников в бюджетных тратах на автомобили впервые предложил оппозиционер Алексей Навальный. Он предлагал ввести предельный лимит в 1,5 млн руб. На сайте «Российской общественной инициативы» (РОИ) его предложение собрало необходимые 100 тыс. подписей, но рабочая группа при правительстве тем не менее отказалась вносить предложение Навального на рассмотрение кабинета министров.

Вскоре после инициативы Навального ограничить чиновников в закупках шикарных автомобилей решили и депутаты Госдумы. Так, в ноябре 2013 года в нижней палате парламентарии единогласно одобрили в первом чтении закон, ограничивающий максимальную стоимость автомобилей для чиновников суммой в 3 млн руб. Речь шла не только о покупке таких машин, но и о набиравшей тогда популярность аренде транспортных средств. Однако законопроект так и не был принят.

«Постановление направлено на повышение эффективности госзакупок и исключение возможности растраты бюджетных средств, — отмечается на сайте правительства.

Заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Виктор Климов отмечает, что эта система ограничений разрабатывалась долго и тяжело. «В результате эти предельные суммы вызывают споры, кто-то считает, что слишком много, кто-то — наоборот, — рассказал «Газете.Ru» один из авторов думского законопроекта Климов. — Да, курсы валют сделали иномарки в России более дорогими, но даже с учетом этого верхнего предела вполне хватит на то, чтобы чиновник мог купить комфортную безопасную машину. Такой предел позволяет отсечь закупку совсем уж роскошных люксовых машин».

В июле 2014 года, чтобы поддержать отечественных автопроизводителей, правительство РФ ввело запрет на госзакупку машин и автомобильной техники, которые не производятся в России.

Приобретаемый автомобиль с тех пор должен иметь определенный уровень локализации: от 30 до 40%. Кроме того, правительство пообещало увеличивать требуемый уровень локализации — до 60-70% к 2018 году.

Между тем нехватки автомобилей, подходящих под ограничения при закупках, чиновники пока не испытывают. Например, в Калининграде на предприятии «Автотор» собираются представительские седаны BMW, а в Калуге на мощностях Volkswagen производятся престижные модели Audi A6 и A8. Активно закупаемые для госслужащих Ford Mondeo и Focus также собираются в России.

Однако с наступлением кризиса эти представительские автомобили заметно подорожали. Все автокомпании, работающие в России, уже несколько раз поднимали цены. Повышение цен, по мнению экспертов, будет продолжаться и дальше.

Таким образом, не исключено, что вскоре люксовые модели немецких марок могут перешагнуть вводимый сейчас порог в 2,5 млн руб.

Для примера: любимая чиновниками BMW 5-Series пока еще укладывается в установленный лимит, поскольку стоит 2 млн 390 тыс. руб. А вот рассчитывать на седан 7-Series чиновники со следующего года уже не смогут, поскольку мощность самого скромного двигателя на этой модели составляет 265 л.с., а стоимость превышает 5 млн руб.