Об утилизации автомобилей. Как сдать авто в утилизацию

Программа утилизации старых автомобилей в России за последние пять лет претерпела многочисленные изменения, ежегодно совершенствуясь, она позволила добиться актуальных условий для обмена транспортных средств на скидку при покупке новых авто как потребителям услуги, так и производителям. Несмотря на актуальность темы, у большинства желающих сдать машину в утиль возникает множество вопросов, где и как утилизировать автомобиль.

Эффективность и востребованность программы утилизации авто не оставляет сомнений ни у кого из участников автомобильного рынка. При этом каждый год дилерские центры, состоящие в партнерских отношениях с автопроизводителями, предлагают все новые более выгодные условия и доступные к приобретению модели автомобилей.

Процесс утилизации старого автомобиля

Утилизируемое транспортное средство для переработки поступает в специальное коммерческое учреждение, занимающееся приемом и последующей разборкой автомобиля для его трансформации во вторичное сырье. Владельцу автомобиля, желающему сдать машину в утиль, нет необходимости искать предприятие, специализирующееся на подобных технических действиях. Условиями программы определено, что дилерский центр за установленную плату берет на себя обязанности по подбору компании-утилизатора и содействию заключения договорных отношений между ней и владельцем автомобиля.

Чтобы знать как сдать машину в 2019 году, ознакомьтесь с инструкцией ниже.

При этом четко регламентировано, что транспортировка сданного в утиль авто к месту его непосредственной утилизации осуществляется за счет и средствами дилерского центра.

Смысл программы для владельца старого автомобиля заключается в том, что ему предлагается сдать в утиль и получить сертификат на скидку для приобретения нового транспортного средства.

Дилер, утилизирующий автомобиль, в соответствие с требованиями государственной программы и внутренними положениями дилерского центра проверяет соответствие технической базы сданного транспортного средства. Автомобиль должен иметь полную комплектацию , необходимую для его движения, в том числе сидения, аккумулятор, колеса, приборную панель, руль и прочие агрегаты.

После данной процедуры владельцу авто выдается действующий сертификат на определенную дилером скидку, используя который, он может купить новый автомобиль. Выданный сертификат представляет собой не документ, подразумевающий возможность обналичить его в реальные деньги, а свидетельство на компенсационное возмещение, которое можно использовать только для покупки транспортного средства.

Где утилизировать автомобиль?

На этапе подачи документов для получения сертификата на утиль необходимы только документы. Т.е. утилизировать автомобиль нужно без автомобиля в ГИБДД. Утилизируемый автомобиль обязательно нужно снять с учета в ГИБДД, в отличии от приобретаемого по системе Трейд-ин, где это не обязательно.

Перечень требуемых документов:

  1. Паспорт гражданина обращающегося в ГИБДД.
  2. ПТС на старое авто. Должно пройти не меньше полгода после его приобретения.
  3. Государственные номерные знаки.

Инструкция и порядок сдачи автомобиля в утиль

Образец заполнения заявления на утилизацию для подачи в ГИБДД.

Скачать бланк заявления в ГИБДД на утилизацию автомобиля 2019 можно .

  1. В первую очередь нужно обратиться в ГИБДД и оформить утилизацию ввиду невозможности его использования. Для этого необходимо подъехать в ближайший отдел ГИБДД и отдать заполненное заявление на утилизацию по официальной форме.
  2. Далее к заявлению прикладываются гос. номера и ПТС. Всё, этого вполне достаточно для получения сертификата на утиль вашего авто. С этого момента начисление транспортного налога на утилизируемый автомобиль прекращается. В случае отсутствия номеров на машине или ПТС, вы можете написать заявление на их утерю там же в ГАИ.
  3. Далее с полученным сертификатом на утилизацию вам нужно проследовать в любой пункт утилизации , который доступен в вашем регионе или непосредственно к дилеру, где вы планируете покупать новое авто. Рекомендуем обращаться только в сертифицированные пункты.

Сам утилизируемый автомобиль в отдел ГИБДД транспортировать не нужно!

Важно! Состояние авто может быть любым и доставить его в пункт переработки, как и утилизировать можно даже разобранным на части, но должны присутствовать все его детали.

Ответ на вопрос: «Где утилизировать старый автомобиль?», как и аналогичный вопрос: «Как утилизировать отживший свой век автомобиль?», имеет один общий ответ. Утилизацией автомобилей занимаются компании-утилизаторы, но многие желают самостоятельно сдать автомобиль в утиль и не знают куда обратиться. Стоит просто выбрать дилерский центр, где ему окажут всю необходимую помощь по организации процесса. Как говорилось выше, дилер самостоятельно занимается доставкой транспортного средства к месту его переработки.

Выбор дилерского центра, который действует исключительно в рамках правовых норм, является заботой и обязанностью владельца утилизируемого автомобиля.

Автомобили по утилизации

В 2019 году автовладелец, сдавая в утиль свое транспортное средство, может рассчитывать на скидку в приобретение следующих типов автомобилей:

Полученная по сертификату скидка напрямую зависит от класса и типа сдаваемого транспортного средства. Дилерский центр оставляет за собой право предъявлять к утилизированному автомобилю свои требования, которые также влияют на размер компенсационного возмещения и допуск к участию в специальных акциях, предусматривающих особо выгодные условия обмена старых авто на новые.


Автолюбитель едет на утилизацию.

Срок, на протяжении которого будет действовать сертификат, напрямую зависит от продления программы утилизации. По условиям федерального проекта скидка на приобретение нового автомобиля действует в течение текущего года, когда транспортное средство было снято с учета в ГИБДД по причине утилизации.

Сертификат на компенсационное возмещение по программе утилизации старого автомобиля персонифицирован, он принадлежит конкретному человеку. Условиями данного проекта не предусмотрена возможность взять у знакомого сертификат и, используя его, купить автомобиль для себя.

Исходя из вышесказанного, для добросовестного автовладельца процесс утилизации старого автомобиля не представляет труда, являясь простым и доступным каждому.

Процедура утилизации автомобилей привлекает все больше внимания у жителей РФ. Ведь эта программа не только позволяет избавиться от очень старых транспортных средств, но и в случае действия специальных условий покупки автомобиля заработать больше, чем от их непосредственной продажи. Как утилизировать автомобиль в 2019 году, порядок действий в виде инструкции и необходимые документы, чтобы снять авто с учёта ГИБДД на основании утилизации – все это мы рассмотрим в нашей публикации.

Чем регулируется порядок утилизации?

Нормативная база, регулирующая порядок утилизации старых машин, отражена в Постановлении Правительства РФ от 31.12.2009 №1194 .

Существенных изменений данный документ за все время своего существования не претерпел – последние изменения датированы 26.04.2012 года. То есть по состоянию на 2019 год Правила, утвержденные указанным Постановлением, действуют в полной мере в редакции семилетней давности.

Какой автомобиль можно сдать?

Любой, который устарел, неисправен или же его восстановление и поддержание работоспособности обойдется дороже скромного вознаграждения при его реализации или сдаче в утиль.

Обычно сдаются на утилизацию транспортные средства старше 20 лет, а также поврежденные в ДТП автомобили, не подлежащие восстановлению. Возможно сдать и разукомплектованные ТС, но в этом случае не всегда можно будет получить скидку на утилизацию по госпрограмме.

Куда сдавать?

Сдать утилизируемую машину можно в специализированные пункты утилизации, а также в ряд пунктов приема металлолома, но последние обязательно должны выдавать справку об утилизации установленного образца.

Обратите внимание, что без подтверждающих сдачу автомобиля на утилизацию документов установленной формы вы не сможете снять машину с учета! Если вы просто продадите или сдадите автомобиль "на лом", не получив официальных документов, вас ждут серьезные сложности в снятии машины с учета.

Для снятия автомобиля с учета в ГИБДД по утилизации требуется справка (свидетельство), подтверждающая передачу этого автомобиля в специализированную организацию. Обязательность и формат такой справки регулирует соответствующий Приказ Минпромторга №10 .

Ранее можно было сперва снять автомобиль с учета, а уже потом сдавать его по утилизации, однако ввиду регулярных случаев продолжения незаконной эксплуатации машины после снятия с учета ГИБДД ужесточило требования к порядку утилизации автомобиля.

Нововведения об изменении порядка снятия автомобиля с учета ввиду утилизации вступили в силу с 10 июля 2017 года. Поправки внесены в административный регламент (п. 66 регламента), утвержденного Приказом МВД России от 07.08.2013 №605.

Как снять автомобиль с учета в связи с утилизацией?

Необходимо обратиться в ГИБДД по месту регистрации автомобиля после его фактического уничтожения или же сдачи в дилерский центр, предоставляющий скидку на утилизацию.

Для завершения процесса утилизации автомобиля и снятия его с учета нужно обратиться в отделение ГИБДД лично или через представителя. Для этого Вам понадобится заявление в свободной, но рекомендуемой Госавтоинспекцией формы.

  • Скачать заявление в формате DOC о снятии с учёта в связи с утилизацией авто (можно заполнить с компьютера),
  • Скачать заявление в формате PDF (можно заполнить от руки),

В ГИБДД необходимо представить:

  1. заявление установленной формы;
  2. справку (свидетельство) об утилизации транспортного средства;
  3. личный паспорт владельца ТС;
  4. свидетельство о регистрации автомобиля;
  5. государственный регистрационный номерной знак (оба номера).

Если заявление подает представитель, то его полномочия необходимо подтвердить нотариально удостоверенной доверенностью .

Номера при этом можно как сдать на утилизацию в ГИБДД, так и передать на хранение для дальнейшего использования на другом автомобиле на срок до полугода.

Альтернативный способ – обращение в ГИБДД через портал Госуслуги.

Снятие с учёта онлайн через Госуслуги

С развитием государственных сервисов можно сэкономить немного времени и подать заявление электронно через Госуслуги.

  1. Авторизуемся на портале Госуслуги через систему ЕСИА. Понадобится подтвержденная учетная запись.
  2. Вводим нужную услугу в поисковое поле или выбираем ее в разделе "Транспорт и вождение ".
  3. Выбираем необходимую услугу по снятию ТС с учета ввиду утилизации .
  4. Жмем кнопку "Получить услугу". Заполняем заявление с указанием паспортных данных на себя, технической и юридической информации на автомобиль. Заявление нужно распечатать, чтобы представить в ГИБДД. Также после заполнения всех документов нужно выбрать удобное время для явки в ГИБДД и выбрать само подразделение ГАИ, удобное для Вас (не обязательно по адресу вашей регистрации).

Важное замечание!

Утилизация для получения скидки при покупке нового автомобиля

С 2010 года повышенную популярность завоевала программа утилизации автомобилей, по которой сдавшие старый автомобиль в утиль граждане получали солидную скидку от 50 до 110 тысяч рублей на приобретение нового автомобиля отечественного производства или сборки.

Официально в данный момент документ по данной программе не действует, однако ряд автодилеров по-прежнему предоставляют скидку при сдаче старого авто в утиль через дилерские или специализированные центры. Однако, не любой автомобиль можно сдать по этой программе ради получения скидки – машина должна соответствовать ряду требований. Списать же авто просто так, чтобы оно не числилось на гражданине, можно в любом состоянии.

Основные условия утилизации старого автомобиля для получения скидки:

  • владелец автомобиля – гражданин РФ, а автомобиль находится в собственности не менее года;
  • возраст машины составляет не менее 10 лет, а общая масса не может превышать 3,5 тонны;
  • все документы в полном порядке, есть ПТС, нет расхождений по номерам агрегатов;
  • автомобиль соответствует требованиям к техническому состоянию, которые предъявляются при сдаче ТС на утилизацию.

Какие технические требования предъявляются к автомобилю?

Для сдачи старого ТС по программе утилизации вовсе необязательно, чтобы авто самостоятельно мог перемещаться. Также нет требований к его исправному состоянию, но в машине должны присутствовать все основные узлы и агрегаты, включая:

  • коробку передачи,
  • элементы остекления и кузова,
  • приборную панель;
  • аккумулятор и электрооборудование;
  • технические жидкости.

Подобные требования устанавливаются, в основном, дилерами, чтобы избежать формальной утилизации автохлама, состоящей из остова кузова да пары колес. А вот самой программой вопросы комплектации утилизируемого автомобиля не урегулированы.

Можно ли сдать битый автомобиль?

Да, никаких ограничений в этой части Правила программы не содержат. Однако, повреждения автомобиля не должны противоречить требованиям принимающей организации (или дилера) относительно комплектности транспортного средства.

Грубо говоря, сдать разбитый автомобиль, от которого осталась лишь половина, едва ли получится.

В развитых странах переработка автомобилей - это серьезный бизнес, в котором заняты десятки тысяч человек. Лучше всего дела обстоят в США и Японии. Ежегодно в США перерабатывается 95% старых автомобилей. По этому показателю машины опережают газеты (утилизируется 74%), алюминиевые банки (51%), стеклянные бутылки (22%) и бытовую электронику (10%).

Переработка автомобиля

  • слив на мобильных установках топливно-смазочных материалов;
  • разукомплектование автомобилей с предварительной сортировкой по видам материалов;
  • измельчение на шредерных установках непригодных для использования деталей автомобилей;
  • очистка от пыли и грязи, сортировка и отделение неметаллических частей;
  • брикетирование вторичных материалов.
  • Формирование нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность всех участников данной системы.
  • Развитие инфраструктуры сбора, транспортировки и переработки изношенных деталей и автомобилей.
  • Механизмы финансирования затрат, связанных с утилизацией отслуживших автомобилей.
  • Систему требований к предприятиям, занимающимся утилизацией автомобилей.
  • Систему требований к разработчикам и производителям отечественных автомобилей и импортерам автомобилей зарубежного производства.
  • Систему контроля за выполнением положений федеральной концепции.

В процессе эксплуатации, так что в сумме теряется около 25% от первоначальной массы автомобиля. Эти потери, в основном, связаны с истиранием резины покрышек, коррозией металлов, а также с неоднократными заменами некоторых деталей и узлов автомобиля, таких как: аккумулятор (3-4 шт. за время эксплуатации), покрышек (около 16), масляных и топливных фильтров, тормозных колодок и некоторых других деталей, а также заменой горюче-смазочных и технических жидкостей (масла, тосол, тормозная жидкость и т.д.). Все эти вещества попадают в окружающую среду и наносят ей ущерб. Некоторые из этих материалов теряются безвозвратно, например, жидкости, металлы при истирании, превращающиеся в мелкодисперсные частицы. Однако большинство материалов остаются на свалках и полигонах или просто где-нибудь ржавеют. Некоторые вещества могут годами лежать на свалках и не претерпевают никаких изменений своего химического состава, поэтому все эти вещества являются потенциальными перспективными ресурсами для последующей их переработки. А если учесть, что количество эксплуатируемых и вышедших из употребления автомобилей с каждым годом возрастает, то через 15-20 лет, по прогнозам экспертов, их количество будет настолько большим, что проблема их переработки станет ещё более актуальной, чем сейчас.

Рисунок – Материалы, входящие в состав автомобиля

В силу особенностей материалов, применяемых в автомобилестроении, вышедший из эксплуатации автомобиль является сложным, опасным отходом. В таблице 5 представлено содержание материалов в типовых автомобилях.

Таблица 5. Содержание материалов в автомобилях

Переработка автолома

Демонтаж

Обязательны для демонтажа:

  • все эксплуатационные жидкости,
  • аккумуляторные батареи,
  • масляные фильтры, баки для топлива, шины,
  • каталитические нейтрализаторы,
  • подушки безопасности и другая пиротехника,
  • свинцовые грузики для балансировки колес,
  • компоненты, содержащие фторхлоруглеводороды,
  • определенные компоненты, содержащие ртуть и свинец.

Шредерная переработка

Цель - получение габаритного, готового к использованию в сталеплавильных агрегатах лома с отделением вредных примесей.

Переработка автолома на шредере включает в себя следующие стадии:

  • удаление легкого мусора вентилятором при перегрузке на виброконвейер;
  • очистка воздуха от пыли в циклоне, откуда мусор падает на конвейер для пыли (на этом конвейере установлен ленточный магнитный сепаратор для отделения магнитных кусков лома);
  • мусор с конвейера попадает в отделение сбора мусора;
  • тяжелый немагнитный мусор и цветные металлы вторым виброконвейером сгружаются на конвейер для цветных металлов;
  • цветные металлы отбираются вручную, а затем отправляются на склад.

После шредера готовый шрот переплавляют в ДСП или конвертере с получением стали; цветные металлы отправлять на переплав на заводы цветной металлургии; а лёгкую фракцию, содержащую примеси тяжёлых металлов подавать в доменную печь, где возможно выделение из этой фракции некоторых металлов (свинец, цинк), а невыделяющиеся металлы перейдут в чугун и далее в сталь, что сделает их безопасными для ОС.

Использование шредерного лома вместо металлолома позволяет улучшить качество получаемого металла за счет низкого содержания углерода в ломе (не требуется его выжиг) и ничтожно малого содержания (не более 1%) безвредных примесей, что снижает количество шлака в металле.

Переработка технических жидкостей

1) Отработанное моторное масло относится к категории опасных отходов. Его нельзя сливать в мусорные баки, канализацию или на землю. Под В ходе эксплуатации автомобиля в масло попадает грязь, металлические стружки, вода и различные химические соединения. Отработанное моторное масло представляет угрозу для окружающей среды и человека в силу ряда факторов:

  • оно не растворимо, химически устойчиво и может содержать токсические химические соединения и тяжелые металлы;
  • в естественных условиях оно разлагается в течение длительного времени;
  • в силу своей вязкости оно липнет ко всему: от песка до перьев птиц;
  • оно является основным источником загрязнения питьевой воды. Отработанное моторное масло собирается в емкости отдельно от других технических жидкостей и направляется на переработку. Его можно перерабатывать в новое моторное, смазочное масло, мазут или сырье для нефтехимической промышленности. Например, из одного литра отработанного моторного масла можно получить столько же смазочного масла, сколько из 42 л сырой нефти. Кроме того, переработанное моторное масло широко используется в асфальтном производстве. Процесс рециклинга отработанного моторного масла на современном перерабатывающем предприятии, как правило, включает удаление из него коллоидных веществ, кислоты, битума, химических и механических примесей, воды и газа, а также восстановление его цвета и удаление запаха.

2) Отработанная охлаждающая жидкость/антифриз , как правило, уже утратила свои первоначальные свойства и засорена грязью, ржавчиной, металлическими и древесными стружками. Охлаждающая жидкость представляет опасность для окружающей среды. Процесс рециклинга отработанной охлаждающей жидкости, как правило, включает удаление из нее вредных примесей, корректировку химического состава и восстановление уровня рН, добавку антикоррозийных ингибиторов.

3) Тормозная жидкость - это синтетическое моторное масло, производимое по особой формуле и применяемое в гидравлической тормозной системе автомобиля. Тормозная жидкость является легковоспламеняющимся продуктом, содержащим растворители в виде смеси гликолей и различных добавок. В отработанной тормозной жидкости помимо растворителей содержится свинец и другие тяжелые металлы. Правильно собранные и смешанные тормозные жидкости, как правило, используются в качестве альтернативного топлива в различных производственных процессах.

4) Трансмиссионное масло , используемое для смазки трансмиссий, представляет собой минеральное масло, воспламеняющееся при высокой температуре, и малотоксичное. В отработанном трансмиссионном масле содержится свинец и другие тяжелые металлы, что делает его опасным для окружающей среды. Перерабатывается в новое трансмиссионное масло.

В России на 01.01.2009 года было выработано 1 млн 750 тысяч тонн моторных масел. Из них ежегодно может быть образовано потенциально минимальное количество – около 427 тысяч тонн отработанных масел. До 80 % всех отработанных масел нелегально сбрасывается на почву и в водоёмы, не более 20 % – собирается, но из всех собранных отработанных масел только 14–15 % идёт на регенерацию, а остальные используются как топливо или сжигаются.

Переработка резины

В обычном легковом автомобиле средних размеров приблизительно 5% (50 кг) от веса составляет резина, представленная в основном покрышками. По имеющимся на сегодня данным резина составляет до 20% от веса отходов, захораниваемых на свалках в мире.

Из покрышек, выходящих из эксплуатации каждый год в индустриально развитых странах Евросоюза, около 25% подвергается восстановлению, 20% сжигается с получением энергии, 10% перерабатывается в крошку, 5% используется в хозяйственных целях (например, на фермах, в качестве ограждений или буферных приспособлений) и 40% захоранивается на полигонах, а также выбрасывается с нарушением природоохранного законодательства или складируется.

Учитывая продолжительный срок естественного разложения резины, который может составлять десятки лет, подход к изношенным покрышкам с позиций переработки видится вполне приемлемым. То есть предпочтение отдается снижению образования отходов, повторному использованию по первоначальному назначению и переработке с целью получения материалов или энергии. Только после этого следует рассматривать вариант с захоронением.

Существует ряд путей повторного использования и переработки автопокрышек с получением других материалов и энергии: восстановление, переработка в крошку, пиролиз или сжигание в цемент.

Если на момент утилизации каркас шины имеет хорошее состояние, то на него можно наварить новый протектор. В настоящее время на рынке представлены довольно совершенные технологии и оборудование, позволяющие увеличивать срок службы покрышек в 3 и более раз. Шины разделяются на металл, ткань и резину, резина измельчается в шредере в крошку заданного размера. Область применения резиновой крошки расширяется с каждым днем. В настоящее время она используется, например, в покрытиях для спортивных площадок, красках, напольных матах, переездах через трамвайные и железнодорожные пути, дорожных препятствиях для ограничения скорости типа «лежачий полицейский», гидро-, звукоизоляционных и кровельных материалах. Однако одной из главных областей ее применения является изготовление конвейерных лент для различных процессов. Сравнительно новым и перспективным направлением использования резиновой крошки в промышленных масштабах является производство резиноасфальтов. И в настоящее время во многих экономически развитых странах, включая Россию, активно ведутся испытания дорожных покрытий, в которых использована резиновая крошка. При нагреве шин по специальной технологии без доступа воздуха можно получать газ, нефть и углерод, которые используются наряду с природными ископаемыми. При сжигании покрышек получают приблизительно такую же тепловую энергию, как и при сжигании угля. Поэтому покрышки можно использовать в качестве горючего в цементном производстве, где достаточно высокие температуры препятствуют образованию вредных выбросов.

Переработка автомобильного стекла

В силу специфических требований, предъявляемых в автомобилестроении, каждая комплектующая деталь, а также материал, из которого она изготовлена, должны отличаться функциональной надежностью, долговечностью, презентабельностью, комфортностью, стильностью, а главное – безопасностью. Применительно к стеклу эти требования включают высокую противоударную устойчивость, соответствие заявленному коэффициенту дробимости, полную оптическую прозрачность.

Автомобильное стекло бывает преимущественно двух типов:

  • закаленное
  • ламинированное

Закаленное стекло перерабатывается примерно так же, как и отходы стеклотары. Определенную сложность для переработчика представляет ламинированное лобовое стекло. Оно состоит из нескольких слоев тонкого стекла, между которыми проложен прозрачный термопластик поливинилбутират (ПВБ). Поэтому разборку ламинированных стекол необходимо производить вручную. Отходы ПВБ утилизируются так же, как и отходы упаковочного пластика.Отходы автомобильного стекла широко применяются для производства стеклоасфальтов, абразивных материалов для очистки поверхностей, светоотражающих добавок к краскам, насыпных подложек в дорожном строительстве, а также фильтрующих материалов и т.д.

Переработка пластика

Около 10% (100 кг) веса автомобиля приходится на пластик, который имеет определенный потенциал для переработки и, следовательно, может приносить прибыль переработчику. Однако чтобы максимально использовать возможности этого материала, необходимо решить целый ряд проблем. В конструкции обычного автомобиля применяется около 25 видов пластика, каждый из которых предназначен для соответствия конкретным строгим эксплуатационным требованиям. Даже один и тот же вид может иметь несколько разновидностей в зависимости от содержания наполнителя, добавок и красителей.

Большинство этих пластиков нельзя смешивать в целях переработки – следовательно, встает вопрос с правильной сортировкой. Кроме того, большое количество подлежащего переработке пластика засорено металлическими скрепками, шурупами, наклейками, остатками монтажной пены и т.д., всем, что должно быть удалено перед переработкой. Европейские и американские компании, занимающиеся рециклированием пластиков, успешно работает над поиском путей получения добавленной стоимости за счет повышения качества перерабатываемого материала. На основании результатов этой работы уже определено, какие материалы должны перерабатываться в силу их широкого присутствия в автомобилях, в силу потенциального рыночного спроса на них, а также в силу возможности осуществлять их гарантированное отделение от других материалов, а какие нет.

К перерабатываемым материалам были отнесены:

  • Полиэстер – материал, из которого изготавливаются ремни безопасности
  • АБС (акрилонитрил-бутадиен-стирол) – твердый пластик, обычно используемый для внутренней облицовки салона, в кожухах рулевых колонок и приборных досок.
  • Полипропилен – Более мягкий пластик, применяемый в бамперах, корпусах аккумуляторов, некоторых деталях двигателя и молдингах в салоне.

Однако следует учитывать, что одна тонна пластиковых деталей занимает довольно большой объем (приблизительно 20 м3, имея в составе 2000 предметов, исключая бамперы). Здесь лежит другая большая проблема – высокая себестоимость транспортировки объемных легких материалов к месту их переработки, – которую приходится решать переработчикам.

Следует признать, что ситуация со сбором, сортировкой и переработкой автомобильного пластика значительно улучшилась за последние годы в связи с принятием Евросоюзом и рядом индустриально передовых стран законов, обязывающих автопроизводителей маркировать пластиковые детали на выпускаемых ими автомобилях. Кроме того, значительные усилия прилагаются к уменьшению видов применяемого в автомобилестроении пластика и его унификации среди производителей. Область применения вторичного пластика постоянно расширяется. Так как на сегодняшний день пластик представляет собой наиболее проблемный и сложный, с точки зрения сбора и сортировки, поток отходов, образующихся при переработке автомобилей, в индустриально передовых странах вкладываются крупные инвестиции в научные исследования в области создания современных технологий его переработки и использования. Ниже приведен ряд областей использования вторичного пластика:

  • - производство автокомплектующих как полностью из вторичного пластика, так и в комбинации с новым; - получение горючих газов и дизельного топлива из отходов автомобильного пластика;
  • - использование вторичного пластика в качестве источника углерода в некоторых; технологических процессах в черной металлургии;
  • - использование вторичного пластика в производстве тары и строительных материалов.

Если сдать на утилизацию старый автомобиль, можно не просто избавиться от старой машины, а также по программе приобрести новую.

Рассмотрим, как утилизировать автомобиль, как правильно это сделать, каков алгоритм действия. Ознакомимся со всей необходимой информацией.

Утилизация ТС - его безопасное уничтожение. Машины изготавливают из металла, пластика, стекла, технических жидкостей. Если ее оставить и забыть о ней, со временем вредные вещества начнут попадать в почву и атмосферу.

Утилизация предусматривает безопасную переработку ТС. Автомобиль разбирается сотрудниками специальной организации, материалы сортируются, отправляются на дальнейшую переработку.

Для утилизации автомобиля необходимо:

  1. Снять ТС с учета в ГИБДД. Большинство пунктов приема автотранспортного средства на утиль требуют справку о снятии машины с учета.
  2. Сдать машину в пункт приема. Нужно заключить договор на утилизацию с организацией.

Компаний, которые занимаются утилизацией, довольно много. Услугу предоставляют бесплатно. Но иногда плата взимается за прием ТС с малой массой (менее 800 кг).

Для снятия автомобиля с учета нужны документы:

  • паспорт РФ;
  • свидетельство о регистрации ТС, паспорт ТС, номерные знаки;
  • заявление по установленной форме;
  • автотранспортное средство для осмотра не предоставляют.

Условия утилизации:

  • старение и износ автомобиля;
  • ТС было продано по генеральной доверенности, но новый владелец не является в ГИБДД для переоформления машины на себя (чтобы не платить и далее транспортный налог продавцу своей машины приходится заниматься крайне мерой - процедурой утилизации);
  • угон автомобиля;
  • снятие аварийности на дорогах из-за затруднительного перемещения по ним старой машины.

Помните: если Ваш автомобиль был снят с учета в ГИБДД, Вы более не имеете права им управлять. Перевозите машину только на эвакуаторе.

Условия снятия авто с государственной регистрации:

  • утилизация по государственной программе;
  • неправомерные действия в отношении машины, угон;
  • если покупатель авто не зарегистрировал на себя автомобиль и не собирается этого делать;
  • выезд из страны на длительное время (далее владелец регистрирует авто в стране проживания).

  • обратитесь в ГИБДД лично, становитесь в электронную очередь;
  • нет необходимости доставлять старый автомобиль в ГАИ на осмотр;
  • отдаете заполненное заявление, документы;
  • автовладельцу выдают необходимую справку.

Условия и стоимость услуги уточняются в каждой компании отдельно. Представители попросят предоставить им справку из ГИБДД.

Образец заявления

Рассмотрим образец заполнения заявления на утилизацию автомобиля в ГИБДД:

  • укажите точное название подразделения ГИБДД, куда Вы собираетесь подать документы;
  • подчеркните соответствующую формулировку причины прекращения регистрации ТС (в связи с утилизацией);
  • внесите в бланк из паспорта ТС сведения о марке, модели авто, ВИН-номер, государственные знаки, год выпуска;
  • занесите паспортные данные автовладельца, заполните сведения о собственнике;
  • перепишите сведения о ТС в необходимые строки.

Доверенность - необходимый документ для снятия машины с учета, если автовладелец не может посетить отделение ГИБДД сам. Документ должен быть составлен правильно.

В доверенности от юридического лица указывают:

Автовладелец, желающий сдать транспортное средство в утиль, может представить только паспорт и заявление на утилизацию. Но если он по каким-то причинам не может заниматься процедурой сам, он выписывает доверенность на своего представителя. Тогда документ заверяется нотариусом.

В доверенности от физического лица указываются:

  • место, дата составления;
  • ФИО, паспортные данные, адрес доверителя и доверенного лица;
  • регистрационное отделение ГИБДД;
  • данные об автомобиле;
  • номера паспорта машины и свидетельство о регистрации;
  • срок действия доверенности;
  • подписи сторон.

Рассмотрим, как сдать машину в утилизацию по специальной программе, какие документы нужны.

Эта специальная программа была запущена в 2010 году, но действует и сейчас. Цель государственной программы - повышение роста продаж отечественных машин путем предоставления субсидий на покупку новых ТС взамен старых.

Основное условие участия в программе: расходовать средства, которые Вы получите от сдачи ТС на переработку, можно только на покупку новой машины.

Прочие условия в 2019 году:

  • вы должны владеть автомобилем не менее полугода;
  • участвовать в программе можно физическим и юридическим лицам;
  • новые автомобили в утиль не сдают;
  • у участника должен быть паспорт РФ;
  • автомобиль не сдают на переработку без специально нанятого дилера (услуги могут стоять около 10 000 рублей).

По программе можно обменять легковой, большой автомобиль, джип, автобус. Максимальная сумма дисконта составляет 50-350 тысяч рублей.

Минимальная сумма для легковых автомобилей, максимальная для грузовых. В рамках этой программы удалось продать уже около 130 000 машин.

Приобрести по программе можно только ограниченное количество моделей: АвтоВАЗ, ГАЗ, УАЗ, несколько моделей Volkswagen, Opel, Nissan, Ford, SsangYong, Renault.

Все документы оформляются дилером, он же заключает с клиентом договор на приобретение нового автомобиля.

Он оформляет скидку на покупку ТС в виде сертификата или наличных денежных средств. Обращайтесь к тем автодилерам, которые участвуют в программе, и сдайте ему старый автомобиль.

Алгоритм действий:

  • оформляйте доверенность на дилерский центр на передачу в утиль старой машины;
  • заключите с дилером договор, в котором будет прописано, что машину Вы передаете дилеру для снятия с учета и утилизации;
  • передайте доверенность и авто, получите акт приемки-передачи машины.

Программа по утилизации подходит только тем, у кого в собственности есть старый автомобиль, им никто не пользуется. За него можно получить довольно внушительную сумму.

Государство выделило на проведение утилизации около 10 миллиардов рублей . Срок действия программы ограничен, поэтому стоит подать заявку на участие пораньше.

Как утилизировать автомобиль без документов и номеров? Если Вы - собственник автомобиля, Вы имеете право списать его в утиль только со своим паспортом. Остальные документы, включая номерные знаки, предоставляются, если они есть.

Как утилизировать автомобиль в ГИБДД без автомобиля? Практика продажи ТС имеет свои недостатки. Довольно часто новый владелец, которому Вы продали свое авто, не стремится уплачивать транспортный налог, и в десятидневный срок не переоформляет автомобиль на себя.

Тогда счет на оплату транспортного налога будет приходить к Вам, так как фактическим владельцем останетесь Вы.

Оформив утилизацию на машину в ГИБДД, можно избавиться от ненужных налоговых обязательств. Отправляйтесь в ГИБДД, напишите заявление о намерении сдать машину в утиль.

После автомобиль, на котором будет ездить нерадивый покупатель, отказавшийся переоформлять машину на себя, остановят на посту ГИБДД, пробьют по базе и отправят на штрафную площадку.

После снятия ТС с учета для утилизации, поставить его на учет снова невозможно.

Госуслуги

Утилизировать автомобиль можно с помощью Портала Госуслуги (https://www.gosuslugi.ru/category). Выбираете «Регистрацию транспортного средства», затем «Снятие с учета», «Снятие с учета в связи с утилизацией».

Заявление заполняется в электронном виде. Внесите в него данные документов:

  • паспорта РФ;
  • нотариально заверенной доверенности (для представителей);
  • паспорта ТС;
  • свидетельства о регистрации или ТП автомототранспортного средства или прицепа;
  • документ, удостоверяющий право собственности на ТС или прицеп.

Заявление следует распечатать, отнести в ГИБДД вместе с государственными регистрационными знаками машины. Нужно выбрать удобное подразделение ГИБДД, дату, время, записаться на прием.

Не опаздывайте к назначенному времени, иначе можно пропустить очередь. Не забудьте взять оригиналы документов, данные которых были указаны в заявлении.

После проверки сотрудником документов транспортное средство снимут с учета для последующей утилизации.

Нужно ли платить госпошлину за процедуру? Нет, эту услугу предоставляют бесплатно.

Но управлять снятым с учета автомобилем нельзя. Поэтому придется потратиться на эвакуатор до площадки приема автомобиля.

Согласно закону №89, лицензионными центрами приема услуга по утилизации предоставляется бесплатно, если за данное автотранспортное средство был уплачен утилизационный сбор.

Но нужно помнить, что утилизационный сбор не уплачивает за ТС, ПТС на которые были выданы до 2012 года.

Если сбор не был уплачен, собственнику придется внести оплату за услугу по расценкам компании.

Б/У авто

Можно ли приобрести б/у автомобиль по программе утилизации? Новые машины - дорогостоящее удовольствие, а скидки на их покупку по программе утилизации небольшие. Но б/у автомобили не участвуют в программе.

Правительством финансируется покупка только новых ТС, так как им поддерживается основная цель программы: стимулирование продажи отечественных производителей, которые наращивают количество проданных машин, увеличивая налоговые отчисления в бюджет.

А из него затем и финансируется программа утилизации. По этой причине приобрести б/у ТС по программе утилизации нельзя .

Если Вы собираетесь приобретать авто, не забудьте проверить его на факт утилизации .

Процедура снятия с регистрации в связи с утилизацией - довольно популярное явление среди тех, кто хочет избежать транспортного налога на авто, которое не эксплуатируется.

Проверить машину на утилизацию можно:

  • через сайт ГИБДД;
  • Автокод;
  • разные интернет-порталы.

Для проверки может понадобиться:

  • VIN-код;
  • номер кузова/шасси;
  • регистрационные номера.

Сервисы могут давать сбой, так как иногда данные не вносят в базу. Поэтому проверка онлайн не всегда является надежным способом узнать, утилизирована ли машина, так как иногда с утилизации ТС возвращают. Тогда обращайтесь сразу в ГИБДД.

Видео: Галилео. Утилизация автомобиля (часть 1)

Видео: Галилео. Утилизация автомобиля (часть 2)

Итог

Утилизация автомобиля - его безопасная переработка, которая предотвращает загрязнение окружающей среды, а также снимает аварийность на дорогах из-за затруднительного перемещения по ним старого автомототранспортного средства.

Для этого необходимо обратиться в ГИБДД, захватив необходимые документы, и снять автомобиль с учета.

За утилизацию не требуется оплачивать госпошлину, но так как на снятой с учета машине ездить нельзя, придется воспользоваться платными услугами эвакуатора для перегона авто к месту назначения.

Утилизировать транспортное средство можно также по специальной государственной программе.

Если Вы являетесь собственником машины, но у Вас нет номерных знаков, документов на авто и самого транспортного средства, Вы все равно сможете заявить о намерении утилизировать Ваш транспорт и снять его с учета.

Время чтения: 3 минут

В России программа утилизации действует с 2010 года. За довольно длительное время возможностью получить новый автомобиль взамен старого воспользовались десятки тысяч граждан. Утилизация избавляет от хлама и проблем со штрафами, если авто куплено по доверенности, а города – от серьезных источников загрязнения. Ввиду того что ситуация на отечественном рынке продаж новых автомобилей складывается неутешительно, на текущий год скорее всего также будет продлена госпрограмма утилизации. Соответственно, вопрос, как и где утилизировать автомобиль по программе утилизации, по-прежнему актуален.

Как утилизировать

Для приобретения новой машины по данной программе потребуется:

  1. Предоставить выбранной компании автомобиль в полной комплектации с документами, в том числе подтверждающими владение транспортным средством в течение последнего года.
  2. Заключить договор об ответственности центра за машину до момента её переработки и на приобретение нового авто со скидкой.
  3. Выдать доверенность дилеру на сдачу своего старого авто в утилизационный пункт и снятие его с учета.
  4. Получить свидетельство об утилизации и оформить на себя выбранную модель новой машины.

Можно сдать старый автомобиль в утилизационный пункт, имеющий лицензию и самостоятельно. При этому нужно получить там свидетельство об утилизации (сертификат), дающее право на скидку при покупке нового авто. После этого авто снимается с учета в МРЭО. Потом с утилизационным сертификатом следует обратиться в автосалон, работающий по программе и выбрать новое авто.

В числе мер поддержки отечественного автопрома продолжит действовать и программа trade-in. При этом варианте снимать машину с учета не нужно, но потребуется предоставить оригиналы ПТС и свидетельства о регистрации, а также гражданский паспорт. Необходимо явиться в выбранный автосалон со старой машиной, пакетом документов, указанных выше, и сделать следующее:

  1. Пройти оценку своего авто у автодилера.
  2. Если цена за старый автомобиль вас устроит, заключить договор и выбрать новую машину из доступных вариантов.

Где можно утилизировать автомобиль

Пункты утилизации автомобилей в 2019 году есть во всех регионах страны. Всего их несколько сотен. В одной только Москве их 180.

Где можно сдать на утилизацию автомобиль? По выбору автовладельца:

Сегодня центр утилизации автомобилей имеется в областных центрах каждого субъекта РФ.

Можно ли утилизировать авто самому

Самостоятельная утилизация или разборка с последующей продажей комплектующих всегда считалась одним из самых перспективных способов избавления от старого авто и дополнительного заработка. Машина разбирается, а ее компоненты выставляются на сайтах продажи запчастей. В таком случае суммарная прибыль может значительно превысить реальную стоимость надоевшего авто или размер компенсации по программе утилизации. Но так можно продать только автомобиль снятый с учета до 10.07.2017, когда не нужно было предоставлять документ о его фактической сдаче в утилизационный пункт.

И самый последний вариант – сдача на металлолом. Он тоже для машин, ранее снятых с учета. Денег это принесет немного. Но доставлять на пункт приема металлолома старый автомобиль придется по частям или на эвакуаторе, за который придется заплатить. В настоящее время существуют компании, которые бесплатно вывезут и утилизируют ваше ветхое авто. Такой вариант является хорошей альтернативой, если нет желания приобретать машину отечественного производства.

При этом существует риск, что номерные агрегаты «всплывут» на других авто позже, за что придется нести ответственность. Поэтому при решении вопроса, куда сдать автомобиль на утилизацию, лучше пользоваться более надежными и легальными методами.