ЛуАЗ плавающий: технические характеристики, описание с фото, особенности эксплуатации и ремонта, отзывы владельцев. ЛуАЗ плавающий: технические характеристики, описание с фото, особенности эксплуатации и ремонта, отзывы владельцев Луаз 969 мт технические

ЛуАЗ-969 «Волынь» - семейство советских грузопассажирских микролитражных легковых автомобилей повышенной проходимости, выпускавшееся наЛуцком автозаводе в общей сложности с 1966 по 2001 годы.

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ СЕМЕЙСТВА

В семейство входили следующие модели:

  • ЛуАЗ-969В (1967-72);
  • ЛуАЗ-969 (1971-75);
  • ЛуАЗ-969А (1975-1979);
  • ЛуАЗ-969М (1979-1996).

Также с ним тесно связаны автомобили:

  • ЛуАЗ-1301 ;
  • ЛуАЗ-1302 ;
  • ЛуАЗ-2403 .

ЛуАЗ-969 был первым советским переднеприводным автомобилем (вариант «969В» без привода на заднюю ось). Также ЛуАЗ-969 - это первый внедорожник, бывший предметом народного потребления, то есть, официально продававшийся «в личное пользование». Кроме того, ЛуАЗ-969 - первый серийный советский автомобиль, созданный специально для нужд жителей села.

Функциональный дизайн и упрощённая отделка кузова, обеспечивающего лишь самый минимальный комфорт, соответствовали назначению автомобиля, а его проходимость является выдающейся и по сегодняшний день.

Автомобиль вызывал и вызывает полярные оценки и мнения. Многие владельцы отмечают очень высокую проходимость и практичность «Волыней». Другие ругают их за невысокое качество изготовления, низкую комфортабельность, весьма затруднённый доступ на передние сиденья, трудоёмкость обслуживания и отсутствие динамики. Объективно, эта машина была в целом неплоха для задач, которые перед ней ставились, - эксплуатации в сельской местности, преимущественно по плохим дорогам, где высокая максимальная скорость не важна, а хорошая отделка салона лишь усложняет его очистку от неизбежной в таких условиях грязи. Неудобный доступ на место водителя является обратной стороной компоновки автомобиля, обеспечивающей хорошую загрузку передней оси и, соответственно, высокую проходимость даже при отключенном заднем мосте. Явным объективным минусом автомобиля был двигатель от «Запорожца» - шумный, недостаточно мощный и недолговечный, имеющий невыгодную для автомобиля повышенной проходимости моментную кривую - что было исправлено на поздних модификациях. Сложность же в обслуживании соответствует особенностям конструкции шасси полноприводного автомобиля с достаточно сложно устроенной трансмиссией.

Близкие по классу лёгкие внедорожники для армии или жителей села создавались и за границей - например, западногерманские DKW Munga (1956-1968), Haflinger (1959-1974) и Volkswagen Iltis(1978-1988), Farmobil (1962-1966), восточногерманский Wartburg 353-400 Jagdwagen и другие.

ПРЕДЫСТОРИЯ

Историю семейства «969» необходимо начать с описания предыдущей модели - амфибии ЛуАЗ-967, принятой на вооружение Советской армии как ТПК - «транспортёр переднего края».

В годы Корейской войны (1949-53 гг.) выявилась потребность в лёгком, способном плавать вездеходе для подвоза боеприпасов, эвакуации раненных с поля боя, разведки, буксировки лёгких орудий и миномётов, и аналогичных задач. ГАЗ-69, при всех своих положительных качествах, для выполнения этих функций не вполне подходил, как и созданная на его базе излишне специализированная амфибия ГАЗ-46 (МАВ - «малый автомобиль водоплавающий»).

Разработка началась в середине пятидесятых в НАМИ группой под руководством Б. М. Фиттермана. Опытный образец, обозначенный НАМИ-049 «Огонёк», был готов к 1958 году. Он имел стеклопластиковый кузов с усиленным несущим основанием, независимые торсионные подвески на продольных рычагах, постоянный привод на передний и задний мосты, связанные через блокируемый межосевой дифференциал, блокируемые дифференциалы мостов, колёсные редукторы и двухцилиндровый двигатель мотоциклетного типа МД-65 мощностью 22 л.с. Последний оказался излишне слабым, имел малый ресурс и не развивал должных тяговых свойств. Кроме того, пластмассовый кузов оказался излишне хрупким, особенно учитывая требование обеспечить возможность десантирования на парашюте.

Второй образец был обозначен НАМИ-049А. К его разработке были привлечены специалисты НАМИ из Запорожского завода, которые в те годы как раз работали над проектом малолитражного автомобиля «Запорожец». Для военной амфибии сочли подходящим один из вариантов двигателя, проектировавшегося для «Запорожца» - V-образный, четырёхцилиндровый, с воздушным охлаждением. Дальнейшие работы над малолитражкой и амфибией велись параллельно.

Двигатель НАМИ-049А был в основном унифицирован с серийным мотором «Запорожца», включая систему охлаждения с вентилятором, прогоняющим поступающий из расположенных сбоку воздухозаборных отверстий воздух через оребрение цилиндров. Главное отличие составлял увлеченный до 887 см³ рабочий объём двигателя амфибии - впоследствии моторами такого объёма стал оснащаться и «Запорожец».

Кроме этого, вместо пластикового корпуса применили открытый стальной с тентом, отказались от межосевого дифференциала, сделали отключаемым задний мост. Подвеску усилили для обеспечения возможности десантирования с парашютом. Место водителя разместили посередине автомобиля, спиной к нему сидел санитар, а бока кузова занимали носилки с раненными. Гребной винт отсутствовал - на воде машина передвигалась за счёт вращения колёс, так что по сравнению с «настоящими» амфибиями она была менее приспособлена к плаванию, но в большей степени к передвижению по суше.

В окончательном виде автомобиль получил обозначение ЛуАЗ-967 и стал производиться в Луцке с 1961 года. До этого завод ремонтировал автофургоны, изготавливал душевые установки и транспортеры для силосных масс модели ТСМ-6,5.


МОДЕРНИЗАЦИЯ

ЛУАЗ-969А

В 1975 году в серию пошёл ЛуАЗ-969А с усовершенствованным двигателем МеМЗ-969А (1,2 л., 40 л.с.). Внешние отличия от предыдущей модели были незначительны и заключались в основном в изменении дизайна передней части автомобиля.

Было выпущено около 30,5 тысяч автомобилей этой модели.

В 1977 году была выпущена и партия закрытых цельнометаллических фургонов. У Э. Томпсона в его труде о советских автомобилях обозначается как ЛуАЗ-969Ф.

ЛУАЗ-969М

Производитель: Луцкий автозавод (Луцк)

Трансмиссия

4-х ступенчатая МКПП

Характеристики

Массово-габаритные

С 1979 года был освоен ЛуАЗ-969М (в разработке с 1973 года), отличавшийся в основном формой, конструкцией и отделкой кузова, а также обновлённой агрегатной частью.

Эта модель оборудовалась, как и предшественник, 1,2-литровым 40-сильным двигателем МеМЗ-969А, однако оснащалась раздельным приводом тормозов с гидровакуумным усилителем на переднем контуре. Внешность автомобиля осовременили: изменились панели передка, формы лобового стекла. Двери были оборудованы замками, их боковые окна получили жёсткое обрамление и открывающиеся «форточки», в салоне появилась мягкая панель приборов, травмобезопасная рулевая колонка и «жигулёвские» сиденья.

Ещё до запуска в серию ЛуАЗ-969М получил высокую оценку на ВДНХ СССР, а в 1978 году на международном салоне в городе Турин (Италия) он (как указывается в ряде источников) вошёл в десятку лучших автомобилей Европы. В 1979 году на международной выставке в городе Ческе-Будеёвице (ЧССР) он получил золотую медаль как один из лучших автомобилей для жителей села.

МОДИФИКАЦИИ

СЕМЕЙСТВО «969»

  • ЛуАЗ-969В (1967-71) - временная версия, передний привод;
  • ЛуАЗ-969 (1971-75) - серийный с колёсной формулой 4х4;
  • ЛуАЗ-969А (1975-1979) - первая модернизация, двигатель МеМЗ-969А;
  • ЛуАЗ-969М (1979-1992) - вторая модернизация, обновлённый кузов;


ПРОЧИЕ

  • ЛуАЗ-Прото (1988) - альтернативный прототип ЛуАЗ-1301 с очень современным на тот момент дизайном и пластиковым кузовом, разработанный в Ленинградской лаборатории НАМИ под руководством Г. Хаинова в 1988-1989 годах;
Двигатель - МеМЗ-245 («Таврия»); Коробка передач - 6-ступенчатая, синхронизированная, две первые передачи - понижающие;
  • ЛуАЗ-13019 «Геолог» (1999) - уникальный полноприводный трехмостовый (6х6) плавающий грузовик повышенной проходимости на базе узлов и агрегатов ЛуАЗ-1301 прототипа 1990 года с дизельным двигателем;

ПРОЗВИЩА АВТОМОБИЛЯ

  • «Волынянка», «Волынка» - народное прозвище за место происхождения: Луцк является областным центром Волынской области;
  • «Луноход» - за колесные редукторы, придающие автомобилю сходство с этим планетоходом;
  • «Луиза» - народное прозвище;
  • «Тушканчик» - народное прозвище;
  • «Лумумзик» - от обозначения ранних версий ЛуМЗ-969;
  • «БМВ» - Боевая Машина Волыни;
  • «Утюг» - из-за формы кузова;
  • «Еврейский броневик» - народное прозвище;
  • «Фантомас» - народное прозвище.
  • «Хамер» - из за высокой проходимости
  • «Лунтик» - произошло от названия «луноход»
  • «Пианино»- народное прозвище.
  • «Чебурашка» - схожесть с мультяшным героем из-за больших фар

Вконтакте

кроме отличной комфортабельности на асфальте отличаются очень не плохой проходимостью за пределами дорог с твердым покрытием, но тяжело представить водителя который поедет на такой машине сквозь кусты царапающие боковины этого дорогого автомобиля. Для рыбалки и охоты отлично подойдет ЛУАЗ 969М, который проедет очень далеко от тех мест, где застрянут шикарные импортные внедорожники. Рецепт выдающейся проходимости кроется в малой массе, короткой колесной базе и высоком дорожном просвете. ЛУАЗ разрабатывался как автомобиль передней линии фронта, срок жизни таких автомобилей крайне мал, поэтому машина должна быть простой и дешевой в производстве. Разработка вездехода началась еще в 1974-ом году, но презентация состоялась в 1978-ом, причем не в СССР, а в итальянском городе Турин. Именно там ЛУАЗ был назван одним из лучших европейских внедорожников. Год спустя, на автомобильной выставке проходящей в Чехии, ЛУАЗ и как его еще называют - Волынь, был назван лучшим автомобилем для села. Данную статью посвятит ЛУАЗ 969, купить который сегодня можно за 1 500 $. Конечно цена не велика, но стоит понимать, что в ежедневных поездках по городу, Волынь не сравнима не то, чтобы с Жигулями, или Москвичами, но даже с Запорожцем. Волынь не очень хорошо держит дорогу когда скорость превышает 50 километров в час, двигатель с воздушным охлаждением не обеспечивает достаточного охлаждения в летних пробках, а про уровень комфорта в салоне говорить было бы лишним. В общем - для повсекдневной езды, ЛУАЗ - это точно не самый лучший автомобиль, но он станет одним из лучших, когда вы захотите уехать максимально далеко от людей, не застрять там и вернуться домой. Производство ЛУАЗ 969М было прекращено в 1992-ом году, к тому моменту было создано 126 893 Волыни.

Внешний обзор ЛУАЗ 969

Не смотря на маленькие размеры, ЛУАЗ 969М имеет рамный кузов. При длине кузова в 3430мм, колесная база составляет всего 1 800мм и это при клиренсе (дорожном просвете) в 280мм. Даже для больших внедорожников, дорожный просвет в 280мм считается очень большим. Снаряженная масса Волыни - 960кг, что немного для автомобиля с полным приводом. Высота Волыни - 1754мм, ширина - 1610мм. По отзывам, ЛУАЗ 969, даже когда «садится на пузо», но достает колесами до земли и даже раскисшей грязи, все равно выкарабкуется из ловушки - это было бы невозможно для тяжелого внедорожника. В этом есть и заслуга внедорожной резины размерностью: 175/ 80 R13. Волынь выпускалась в двухдверном кузове, маленькие дверцы навешены на внешних петлях, что облегчает их замену. ЛУАЗ Волынь оснащена тентованным верхом, что делает машину более универсальной, чем если бы у нее была жесткая - металлическая крыша. На уровне задних пассажиров в тенте предусмотрены окошки. Внешне Волынь отличается от большинства легковых автомобилей еще и тем, что дворники прикреплены сверху, а не снизу у лобового стекла. Фары могут быть защищены металлическими накладками - это защита от пуль и осколков.

Пару слов о салоне Волыни

Водительское сиденье Луцкого внедорожника было позаимствовано у ЗАЗ. По отзывам, ЛУАЗ 969 при скорости в 60км в час издает такой же вой, как Запорожец на скорости в 90км в час - это связано с короткими передачами и иным передаточным отношением главной пары. Интересно, что в приборах присутствует амперметр, который встречается далеко не на всех современных автомобилях. Это и понятно, ведь сегодня, обычному водителю нужно чтобы машина просто ехала, а лишняя информация в виде напряжения в электросети, или температуры трансмиссионного масла ему не интересна - нужно чтобы машина просто ехала, но как мы уже поняли, ЛУАЗ 969 - это необычный автомобиль. Но главная его необычность не в салоне, а технических характеристиках.

Технические Характеристики ЛУАЗ 969М

В отличии от УАЗ, Волынь имеет независимую подвеску, но в отличии от НИВА, подвеска Луцкого автомобиля торсионная, что предполагает больший ресурс и выносливость в сравнении с пружинной подвеской. Луцкий автомобиль оборудован понижающей передачей, которая имеет отношение 7.2: 1, что даже при не слишком мощном моторе обеспечивает хорошее усилие и рывок - это бывает необходимо перед крутым подъемом, особенно если колеса зарылись рыхлый грунт. ЛУАЗ в обычном режиме передвигается на переднем приводе, но в этом автомобиле присутствует возможность подключения задней оси и даже блокировка заднего дифференциала.

Под капотом Луцкого внедорожника установлен двигатель МЕМЗ 969А, этот же мотор устанавливался на легковые автомобили ЗАЗ и по современным меркам в этом двигателе не обычно то, что при всего четырех цилиндрах он имеет V- образную компоновку, и к тому же он имеет воздушное, а не жидкостное охлаждение. Что с одной стороны способствует упрощению конструкции и даже повышению ее надежности, но двигатель объемом 1.2л и мощностью в 40л.с в некоторых моментах может не получать необходимого ему охлаждения.

По паспорту, заявленная максимальная скорость ЛУАЗ - 85км, но из-за маленькой колесной базы, узкой колеи и высокого кузова курсовая устойчивость Луазика слишком плоха и ездить на нем со скоростью свыше 60км не желательно. Заявленный расход топлива, при скорости движения в 40км составляет 10л на 100км, что конечно очень не мало. Бензобак вмещает 34 литра, можно сделать вывод, что как не крути, а ЛУАЗ, покрайне мере в стандартном виде не предназначен для длительных поездок. Даже если отбросить не комфортность, запаса топлива не хватит для длительных вояжей. Радиус разворота всего 5.7м - опять же заслуга очень короткой базы.

И спереди и сзади на Луцком полноприводном автомобиле установлены барабанные тормоза. Новому автомобилю для остановки со скорости в 80 км в час требуется отрезок длиной в 50.7м сухого асфальта. Конечно тормозные способности во многом ограничиваются еще и узкими шинами.

Цена ЛУАЗ 969

Сегодня купить ЛУАЗ 969М в нормальном, ухоженном виде можно за 2 000 $. Цена может быть и ниже, но скорее всего это будет автомобиль требующий значительного ремонта.

Технические характеристики ЛУАЗ 969М позволяют использовать этот автомобиль как автомобиль для охоты и рыбалки. Это автомобиль который максимально уменьшает вероятность, что вам прийдется взять в руки лопату, или искать ветки, которые можно подложить под колеса, чтобы машина выбралась. В стандартном виде, Луцкий внедорожник обеспечивает еще лучшую проходимость, чем УАЗ, или ВАЗ НИВА, ведь он легче и имеет лучшие показатели геометрической проходимости. Его салон не так просторен, как у других отечественных вездеходов, но для четверых человек в нем места вполне достаточно.

Луцкий автомобильный завод имеет богатую и насыщенную историю, наполненную разработкой множества прогрессивных технологических решений, внедрением смелых и оригинальных идей и выпуском знаменитых автомобилей.

В свое время, пожалуй, весь Союз знал о такой модели завода как Луаз 969м. Работа над этой знаменитостью советского автопрома началась еще в 1973 году. Однако сперва рассмотрим некоторые конструктивные особенности всего семейства луаз 969.

Появление легенды Луаз 969м "Волынь"

Луазы серии 969 были первыми автомобилями во всем:

  1. именно на них впервые появился полный и передний привод;
  2. именно они стали первыми машинами для народа;
  3. именно их создавали специально для сельских нужд.

Инженеры завода поработали на славу, создавая это творение. Техническое оснащение автомобилей отличалось использованием целого ряда передовых технологий. Так, на каждом колесе были установлены редукторы, увеличивающие дорожный просвет. Приводной вал был заключен в трубу, благодаря чему существенно повышалась проходимость модели. Подвеска колес была торсионной независимой. При этом авто отличалось легкостью, обусловленной относительно малым количеством оборудования и наличием полунесущей конструкции.

Однако модель имела и некоторые недостатки, а потому в начале 70-х годов начались работы по усовершенствованию. Прежде всего, конструкторы завода стремились к увеличению мощности двигателя. Кроме того, модернизации подверглись ходовая часть, кузов, салон. Изменился дизайн автомобиля, он был оснащен новой светотехникой. На дверях были установлены замки, появились полноценные боковые окна, ремни безопасности. Наконец, внимание было уделено и звукоизоляции путем установки соответствующих панелей (хотя на сегодняшний день от них мало толку).

Так появился автомобиль луаз 969м, который, однако, не стал более популярным, а просто сохранил свои позиции. Объясняется это тем, что конструкторам не удалось воплотить все свои замыслы в силу ограниченных возможностей завода.

Непобедимый «жужик» Луаз

Все же Луаз с индексом 969м сегодня известен практически каждому, особых нареканий со стороны владельцев он не имеет, а потому многие хотят луаз 969м купить. А перед покупкой, разумеется, необходимо тщательное изучение модели.

Итак, прежде всего, необходимо учитывать, что этот автомобиль (в народе его называют «жужиком») вряд ли удовлетворит потребности тех, кто предпочитает удобство и комфорт. К тому же в глазах окружающих луаз далеко не статусное авто. Машина подойдет скорее любителя охоты, рыбалки, также дачникам и просто тем, кого привлекает продукция советского автопрома.

Общее впечатление от езды на луаз 969 м в заводской комплектации абсолютно у всех его владельцев двоякое:

  • с одной стороны, сильные неудобства причиняет само обустройство салона, а также плохое качество шумоизоляции. Причем водители отмечают любопытный факт: после того, как скорость автомобиля превышает отметку в 55 км/час, уровень шума заметно снижается;
  • с другой же стороны, истинное уважение вызывают ходовые качества «жужика». На них остановимся подробнее.

А нам все нипочем!

Проходимость этого автомобиля просто поражает. Не пугают луаз ни вспаханные поля, ни песчаные карьеры, ни обильно загрязненные участки лесополосы. По данному показателю модель Луцкого автозавода существенно превосходит многих покорителей бездорожья. Причиной тому уже упомянутые конструктивные особенности, а также относительно небольшая масса автомобиля. Значительную роль при этом играют задний мост и блокировка, позволяющие проходить все дорожные препятствия на «ура». Это, пожалуй, самая яркая и самая положительная характеристика луаза, поскольку подобное оснащение из всех советских внедорожников присуще только ему. Кстати, передний и задний мосты имеют идентичную конструкцию, а потому у вас есть возможность обеспечить также блокировку и переднего моста, что повысит ходовые качества в несколько раз.

Еще одной уникальной чертой «волынки» (закрепилось за луазом и такое прозвище) являются редукторы на колесах. Как было отмечено, они увеличили дорожный просвет. Но находчивые автолюбители обнаружили, что замена шестерен наделяет автомобиль еще большей тягой. А благодаря торсионам, можно поднять кузов и спокойно покорять колеи тракторов, не опасаясь затруднений.

Если все же вам доведется засесть где-нибудь на «брюхо», то и здесь автомобиль проявит свои удивительные способности: включив заднюю передачу, вы легко выедете благодаря подъему кузов при движении назад.

Отмечают водители и то, что луаз практически невозможно «угробить»: известны случаи, когда «жужик» продолжал ход даже при двух разорванных полуосях. К слову, такая ситуация возникает только у тех владельцев, которые отдают предпочтение установке двигателя от другого авто, что, безусловно, существенно повышает нагрузку на всю несущую конструкцию.
Раздаточная передача в луазе отсутствует, имеется лишь одна дополнительная передача, которая обеспечивает тихоходное покорение даже 60-процентных склонов. И все это при заводском двигателе мощностью всего лишь 40 л.с.

Двигатель, трансмиссия, колеса Луаз

Итак, грузопассажирский полноприводный луаз, как мы уже сказали, оснащается 40-сильным двигателем объемом 1,2 л. Расход топлива при средней скорости в 60 км/час и полной загрузке кузова составляет 10 л. на 100 км. Объем бензобака составляет 34 л. Максимальная скорость по данным завода-изготовителя - 85 км/час.

Отметим, что данный родной двигатель вполне возможно доработать до 50 л.с., что является наиболее оптимальным вариантом, поскольку движки от других авто влекут за собой чрезмерные нагрузки, что неизбежно приведет к частым поломкам.

Трансмиссия достаточно прочная, проблем с ней не возникает. Единственная сложность состоит в поиске необходимых запчастей. В такой ситуации придется порыскать по гаражам, поскольку на рынках вы ничего не найдете.

Кузов и салон

Кузов модели открытый, рассчитан на 4 посадочных места, задний борт откидной. В комплектацию входит и мягкий тент для кузова.

Единственным серьезным недостатком кузова «волынки» является его подверженность коррозии. Однако и эта проблема легко решает с помощью обычной кисточки, поскольку форма кузов самая простая и каких-либо специфических способов покраски не требует.

Тент, в принципе, нареканий не вызывает, но любителям поездок по лесным дорогам лучше всего установить твердую металлическую крышу. В таком случае вам не надо будет опасаться прорыва крыши ветками.

Многие стремятся к замене заводских дворников (они висят вниз), однако учтите, что такая конструкция дворников позволяет разгребать снег с лобового стекла без затруднений.

Что касается салона, то определенные неудобства причиняют сиденья, особенно задние. Также следует изменить дверную обивку и покрытие потолка. Это позволит снизить шум.

Технические характеристики ЛуАЗ 969м

  • Грузоподъемность ЛуАЗ-969М - 450 кг.
  • Допустимая масса прицепа - 300 кг.
  • Масса авто - 960 кг.
  • Полная масса - 1360 кг.
  • На переднюю ось - 690 кг.
  • На заднюю ось - 670 кг.
  • Дорожные просветы передней оси - 280 мм.
  • Дорожные просветы задней оси - 300 мм.
  • Максимальная скорость - 85 км/ч
  • Расход топлива - 10 л.
  • Двигатель МеМЗ-969А, карбюраторный, четырехтактный, четырёхцилиндровый с воздушным охлаждением
  • Диаметр цилиндра и ход поршня, мм - 76X66
  • Рабочий объем - 1,197 л.
  • Степень сжатия - 7,2 атм.
  • Максимальная мощность, л. с. (кВт) - 40 (29,4) при 4200-4400 об/мин
  • Максимальный крутящий момент, кгс-м (Н.м) - 7,6 (74,5) при 2700-2900 об/мин
  • Марка карбюратора - К-127
  • Аккумуляторная батарея - 6СТ-55
  • Прерыватель-распределитель - Р114-Б
  • Катушка зажигания - Б115-В
  • Свечи зажигания - А23
  • Генератор - Г502-А
  • Реле-регулятор - РР310-Б
  • Стартер - СТ368
  • Сцепление однодисковое сухое
  • Коробка передач - четырёхступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода имеет дополнительную понижающую передачу.
  • Радиус шин - 13
  • Топливный бак - 34 л.
  • Бензин А-76

Ценовой вопрос Луаз

Здесь очень важно уяснить: для поиска подходящей модели придется постараться. В крупных городах ценник заламывают такой, что проще будет луаз 969м купить новый. А потому рекомендуется поиски осуществлять в малых городах, деревнях, селах. В зависимости от состояния авто и года выпуска авто цена Луаз колеблется от 100 долларов до 1 000-1 300. Хотя можно встретить и предложения с астрономической суммой в 5 000 долларов, а то и выше.

Подводя итог обзору «жужика», можно отметить следующее: луаз представляет собой своеобразный конструктор, которые под силу собрать любому автолюбителю с умелыми руками и светлой головой. Несмотря на практически полное отсутствие комфорта, эта машина ни за что не подведет вас в пути, обязательно доставив в пункт назначения. В общем, это самый надежный, самый верный и преданный помощник, настоящий «мужик» на дорожных просторах!

«Маленький танк», «Луноход», «Тушканчик» - каких только прозвищ не давали легендарному советскому внедорожнику ЛуАЗ-969 «Волынь».

Его невероятная проходимость была признана даже за пределами страны, что не так уж и типично для автомобилей родом из СССР. На Международном автосалоне в Турине ЛуАЗ-969М вошел в десятку лучших внедорожников Европы.


Эволюционировав от простой моторизированной тележки для сбора раненых на поле боя до незаменимого в сельских условиях вездехода, этот маленький джип причудливой формы успел обрести как преданных фанатов, так и тех, кто не переносит его на дух, но мало кого оставил равнодушными.
ЛуАЗ-969 известен своей совершенно непревзойденной проходимостью и столь же непревзойденной скудностью салона. И в этом нет ничего удивительного, ведь изначальное предназначение этого автомобиля было стопроцентно военным.




В начале 1950-х в период Корейской войны Луцкий автомобилестроительный завод по заказу Минобороны разработал транспортер переднего края - ТПК. Это была моторизированная тележка повышенной проходимости не более полуметра в высоту, с полным приводом и лебедкой, которую предполагалось выбрасывать с парашютом с самолета. Но, пожалуй, главной особенностью была его способность передвигаться по воде.


Вскоре советские инженеры догадались, что военную технику можно приспособить для нужд села, и таким образом на базе ТПК спустя десятилетие родилась «Волынь» - первый советский автомобиль повышенной проходимости.


Первые гражданские образцы можно без натяжки назвать сельским джипом - про передвижение по воде пришлось забыть, водителя и пассажиров разместили как в обычном автомобиле, к брезентовому верху добавили пристяжные брезентовые боковины. ЛуАЗ-969В стал первым серийным автомобилем с приводом на переднюю ось.


Литера «В» в названии как раз обозначала переднеприводную модификацию. Дело в том, что к старту серийного производства модель не успели обеспечить редуктором заднего моста, именно поэтому в производство она отправилась с передним приводом. Эта история продолжалась до начала 1970-х, когда ЛуАЗ, наконец, обрел полный привод.


То, что на бездорожье ЛуАЗ может «уделать» кого угодно - хоть «Ниву», хоть «Hummer», - чистая правда. Двигатель, коробка передач, главная передача и карданный вал компактно расположены в кузове с интегрированной лонжеронной рамой, причем все узлы фактически находятся в едином герметичном корпусе. Независимая торсионная подвеска на продольных рычагах спереди и сзади отличается огромными ходами, а 13-дюймовые шины - очень мощными грунтозацепами. Это без преувеличения «маленький танк с мотором от «Запорожца».




Тем не менее проблем у машины хватало. Мотор от «Запорожца» одновременно и давал преимущества, будучи спереди, и был своего рода бичом из-за своей маломощности. Автомобиль пытались модернизировать сперва в 1975-м, когда на «Волыни» появился мотор в 40 лошадиных сил (модель стала называться ЛуАЗ-969А), а затем в 1979-м, когда на дверях появились (внимание!) замки, в салоне - сиденья от «Жигулей», снаружи кузов стал менее угловатым. Модель 969М стала выглядеть по-другому.


В начале 90-х - примерно тогда, когда двигатель от «Запорожца» сменился двигателем от «Таврии» - ЛуАЗ-969 стал ЛуАЗом-1302 из-за смены индексов в СССР. Новый двигатель уже имел жидкостное охлаждение, 4 цилиндра и 53 лошадиные силы. «Волынь» теперь расходовала 7,7 литров на 100 километров (в отличие от предыдущих официальных 10) и развивала максимальную скорость до 100 километров в час (до этого было 85). Примерно через год после запуска новой модели Украина вышла из состава СССР и контакты ЛуАЗа с Россией прекратились.


Не до конца понятно, когда именно ЛуАЗ-969 стал называться «Волынью», но имя это продержалось долго, начиная с модели 1967 года и вплоть до начала 1990-х. Правда, в народе этот внедорожник получил еще немало названий, например, «Фантомас» - за комедийно-злодейскую внешность, «БМВ», что расшифровывалось как «Боевая Машина Волыни», «Тушканчик» - за способность «прыгать» по любой местности и много других.


На протяжении 1990-2000-х было несколько попыток «апгрейда» моделей, но ничего толкового из этого не вышло. В середине 2000-х Луцкий автомобилестроительный завод окончательно прекратил производство автомобилей, чем поставил точку в истории с бойким советским «тушканчиком».

Судя по многочисленным фото в сети, «Тушканчиков» до сих пор любят, холят и лелеют…




















Как только умельцы не переделывают «Тушканчика»!..



На рынке

ЛуАЗ-969 «Волынь» - семейство советских грузопассажирских микролитражных легковых автомобилей повышенной проходимости, выпускавшееся на Луцком автозаводе в общей сложности с по 1992 годы .

Модернизированное семейство ЛуАЗ-1302 выпускалось с по 2001 годы .

Несбывшиеся мечты. В конце 1980-х годов были начаты разработки новой платформы для будущих моделей Луцкого автозавода. Работы велись по двум направлениям. Первый вариант (ЛуАЗ-1301) разрабатывался непосредственно на заводе в Луцке, второй (Luaz Proto) создавался в Санкт-Петербурге под руководством инженеров Парфенова и Хаинова. Но ни одному из этих вариантов не было суждено пойти в серию. Кроме этого в 1990-х годах было создано множество перспективных моделей на базе ЛуАЗ-969M, как например пляжный вариант Луаз-1302-05 «Форос» c итальянским дизелем Lombardini. Ни одна из этих разработок так и не дошла до массового покупателя. Несмотря на то, что цены на эти автомобили были вполне приемлемыми, руководство Луцкого Автозавода не смогло найти ресурсы для запуска этих мини-джипов в серию.

Общее описание семейства

В семейство входили следующие модели:

  • ЛуАЗ-969В (1967-72);
  • ЛуАЗ-969 (1971-75);
  • ЛуАЗ-969А (1975-1979);
  • ЛуАЗ-969М (1979-1996);

Также, с ним тесно связаны автомобили:

  • ЛуАЗ-1301 ;
  • ЛуАЗ-1302 ;
  • ЛуАЗ-2403 ;

ЛуАЗ-969 был первым советским переднеприводным автомобилем (вариант «969В» без привода на заднюю ось). Также ЛуАЗ-969 - это первый внедорожник, бывший предметом народного потребления, то есть, официально продававшийся «в личное пользование». Кроме того, ЛуАЗ-969 - первый серийный советский автомобиль, созданный специально для нужд жителей села.

Функциональный дизайн и упрощённая отделка кузова, обеспечивающего лишь самый минимальный комфорт, соответствовали назначению автомобиля, а его проходимость является выдающейся и по сегодняшний день.

Автомобиль вызывал и вызывает полярные оценки и мнения. Многие владельцы отмечают очень высокую проходимость и практичность ЛуАЗ-ов. Другие ругают их за невысокое качество изготовления, низкую комфортабельность, очень затруднённый доступ на передние сидения, трудоёмкость обслуживания и отсутствие динамики. Объективно, эта машина была в целом неплоха для того, для чего она создавалась - эксплуатации в сельской местности, преимущественно по плохим дорогам, где высокая максимальная скорость не важна, а хорошая отделка салона лишь усложняет его очистку от неизбежной в таких условиях грязи. Явным минусом автомобиля был двигатель от «Запорожца» - шумный, недостаточно мощный и долговечный, - что было исправлено на поздних модификациях.

Близкие по классу лёгкие внедорожники для армии или жителей села создавались и за границей - например, западногерманские DKW Munga (1956-1968), Haflinger (1959-1974) и Volkswagen Iltis (1978-1988), восточногерманский Wartburg 353-400 Jagdwagen, и другие.

Предыстория

Историю семейства «969» необходимо начать с описания предыдущей модели - амфибии ЛуАЗ-967 , принятой на вооружение Советской армии как ТПК - «транспортёр переднего края».

В годы Корейской войны (1949-53 гг.) выявилась потребность в лёгком, способном плавать вездеходе для подвоза боеприпасов, эвакуации раненных с поля боя, разведки, буксировки лёгких орудий и миномётов, и аналогичных задач. ГАЗ-69 , при всех своих положительных качествах, для выполнения этих функций не вполне подходил, как и созданная на его базе излишне специализированная амфибия ГАЗ-46 (МАВ - «малый автомобиль водоплавающий»).

Разработка началась в середине пятидесятых в НАМИ группой под руководством Б. М. Фиттермана. Опытный образец, обозначенный НАМИ-049 (в некоторых источниках упоминается собственное имя вездехода - «Огонёк»), был готов к 1958 году. Он имел стеклопластиковый кузов с усиленным несущим основанием, независимые торсионные подвески на продольных рычагах, постоянный привод на передний и задний мосты, связанные через блокируемый межосевой дифференциал, блокируемые дифференциалы мостов, колёсные редукторы и двухтактный мотоциклетный двигатель МД-65 мощностью 22 л.с. Последний оказался излишне слабым, имел малый ресурс и не развивал должных тяговых свойств. Кроме того, пластмассовый кузов оказался излишне хрупким, особенно учитывая требование обеспечить возможность десантирования на парашюте.

Второй образец был обозначен НАМИ-049А. К его разработке были привлечены специалисты НАМИ из Запорожского завода, которые в те годы как раз работали над проектом малолитражного автомобиля «Запорожец ». Для военной амфибии сочли подходящим один из вариантов двигателя, проектировавшегося для «Запорожца» - V-образный, четырёхцилиндровый, с воздушным охлаждением. Дальнейшие работы над малолитражкой и амфибией велись параллельно.

Двигатель НАМИ-049А был в основном унифицирован с серийным мотором «Запорожца», но имел и существенные отличия - в первую очередь, на «Запорожце» двигатель располагался сзади, и не охлаждался набегающим потоком воздуха, что потребовало использования мощного вентилятора принудительного воздушного охлаждения (тем не менее, двигатель ЗАЗ-а всё равно нередко перегревался в жаркую погоду, а на ЛуАЗ-е, на котором он был установлен спереди, даже несмотря на бо́льшие нагрузки, такой тенденции не наблюдалось).

Кроме этого, вместо пластикового корпуса применили открытый стальной с тентом, отказались от межосевого дифференциала, сделали отключаемым задний мост. Подвеску усилили для обеспечения возможности десантирования на парашюте. Место водителя разместили посередине автомобиля, спиной к нему сидел санитар, а бока кузова занимали носилки с раненными. Гребной винт отсутствовал - на воде машина передвигалась за счёт вращения колёс, так что по сравнению с «настоящими» амфибиями она была менее приспособлена к плаванию, но в большей степени к передвижению по суше.

В окончательном виде автомобиль получил обозначение ЛуАЗ-967 и стал производиться в Луцке с 1961 года. До этого завод ремонтировал автофургоны, изготавливал душевые установки и транспортеры ТСМ-6,5 для силосных масс.

Разработка и освоение в производстве

Освоение целины потребовало создания специализированного автомобиля высокой проходимости для сельского хозяйства. ГАЗ-69 оказался опять же слишком большим и тяжёлым для многих ситуаций, кроме того, чрезмерно дорогим, опыт же эксплуатации созданных на базе серийных легковых автомобилей внедорожником ГАЗ-М-72 и Москвич-410 был не вполне удачным. Решение было найдено в конверсии военного вездехода ЛуАЗ-967 в гражданскую версию.

Проектирование вёл коллектив Запорожского завода. Изначально автомобиль обозначался как ЗАЗ-969. От военного варианта он отличался в первую очередь кузовом, который приобрёл более традиционную форму и потерял способность держаться на воде (но остался открытым, хотя и с пристежными брезентовыми боковинами). Водителя и пассажиров разместили также более традиционно, но по комфорту и отделке салона автомобиль недалеко ушёл от военного прототипа. В 1964 году на ЗАЗ-е была выпущена опытно-промышленная партия в 50 единиц.

На Луцком заводе на основе этой конструкции, но с внесением многочисленных изменений, создали свой вариант - ЛуАЗ-969В (в некоторых источниках, ЛуМЗ-969В или ЗАЗ-969В). Опытные образцы были собраны в 1965, а в следующем году появилась опытная партия. Массовое производство началось в 1967 году. Из-за дефицита агрегатов привода на задний мост, ЛуАЗ-969В имел привод только на передние колёса, зато в трансмиссии имелся вал отбора мощности для привода навесного и прицепного оборудования. Двигатель имел обозначение МеМЗ-969 и развивал мощность 30 л.с.

Было выпущено 7438 автомобилей этой модели.

В 1971 (по другим сведениям - в 1969) году были решены проблемы с поставками нужных агрегатов, и автомобиль был запущен в серию в полноприводном варианте, который обозначался как ЛуАЗ-969 или ЗАЗ-969, - без литеры. В те годы ЛуАЗ был включён в единое производственное объединение с Запорожским заводом , и его продукция некоторое время носила обозначение «ЗАЗ» (не путать с опытной партией ЗАЗ-969 образца 1964 года).

Полноприводной вариант имел весьма неплохую проходимость за счёт хорошей загрузки переднего моста, блокируемого дифференциала сзади, большого дорожного просвета, обеспеченного колёсными редукторами, и независимой подвески всех колёс с большими конструктивными ходами.

Предполагалась к выпуску и грузовая модификация, но в силу ряда причин она не пошла в серию.

Модернизация

ЛуАЗ-969А

В 1975 году в серию пошёл ЛуАЗ-969А с усовершенствованным двигателем МеМЗ-969А (1,2 л., 40 л.с.). Внешние отличия от предыдущей модели были незначительны и заключались в основном в изменении дизайна передней части автомобиля.

Было выпущено около 30,5 тысяч автомобилей этой модели.

В 1977 году была выпущена и партия закрытых цельнометаллических фургонов. У Э. Томпсона в его труде о советских автомобилях обозначается как ЛуАЗ-969Ф.

ЛуАЗ-969М

ЛуАЗ-969М

Общие данные

Характеристики

Массово-габаритные

Ширина: 1560 мм
Масса: 960-1360 кг

Динамические

Макс. скорость: 85 км/ч

На рынке

Другое

С 1979 года был освоен ЛуАЗ-969М (в разработке с 1973 года), отличавшийся в основном формой, конструкцией и отделкой кузова, а также - обновлённой агрегатной частью.

Эта модель оборудовалась, как и предшественник, 1,2-литровым 40-сильным двигателем МеМЗ-969А, однако оснащалась раздельным приводом тормозов с гидровакуумным усилителем на переднем контуре. Внешность автомобиля осовременили благодаря изменению панелей передка, изменению формы лобового стекла. Двери были оборудованы замками, их боковые окна получили жёсткое обрамление и открывающиеся «форточки», в салоне появилась мягкая панель приборов, травмобезопасная рулевая колонка и «жигулёвские» сиденья.

Ещё до запуска в серию, ЛуАЗ-969М получил высокую оценку на ВДНХ СССР, а в 1978 году на международном салоне в городе Турин (Италия) он (как указывается в ряде источников) вошёл в десятку лучших автомобилей Европы. В 1979 году на международной выставке в городе Ческе-Будеёвице (ЧССР) он получил Золотую медаль как один из лучших автомобилей для жителей села.

На базе этого автомобиля был создан аэродромный тягач ЛуАЗ-2403 .

ЛуАЗ-1302

В 1990 году начался выпуск ЛуАЗ-1302 с двигателем от «Таврии » - МеМЗ-245, 53 л.с.

Внешних отличий от «969М» не было. Машина имела усиленные лонжероны, новую панель приборов, дополнительную шумовиброизоляцию и более комфортабельные сидения от «Таврии». Расход топлива и шумность существенно снизились, динамика улучшилась.

Модификации

Семейство «969»

  • ЛуАЗ-969В (1967-71) - временная версия, передний привод;
  • ЛуАЗ-969 (1971-75) - серийный с колёсной формулой 4х4;
  • ЛуАЗ-969А (1975-1979) - первая модернизация, двигатель МеМЗ-969А;
  • ЛуАЗ-969М (1979-1992) - вторая модернизация, обновлённый кузов;

Семейство «1301»

ЛуАЗ 1301 - попытка кардинального обновления модельного ряда Луцких внедорожников, модельный ряд включает в себя в основном прототипы:

  • ЛуАЗ-1301 (прототип 1984 года) - первый вариант ЛуАЗ-1301, по сути вариант 969М, на который был надет новый кузов, в дальнейшем мотор был заменен на мотор от «Таврии»;
  • ЛуАЗ-1301 (прототип 1990 года) - модернизация образца 1984 года, представленная на московской выставке МИМС-94. Имел массу прогрессивных опций, например - регулируемая высота подвески;
  • ЛуАЗ-1301-08 - санитарная модификация нового варианта 1301;

Семейство «1302»

  • ЛуАЗ-13021 (прототип) - грузовая длиннобазная модификация 969М в заводском исполнении. В дальнейшем был изменен тип бортового кузова, а базой для серийной модели стал 1302;
  • ЛуАЗ-13021 - серийная грузовая модификация модели 1302. Некоторые варианты этого грузовика комплектовались КПП от «Москвича-2141» без привода на задний мост;
  • ЛуАЗ-13021-03 - модификация модели 13021 с нормальной жесткой кабиной и люком в крыше;
  • ЛуАЗ-13021-04 - длиннобазная грузопассажирская модификация модели 1302, создавалась для мобильных ремонтных бригад на обслуживании ЛЭП и трубопроводов. В сдвоенной кабине четыре места, на укороченной грузовой платформе можно перевозить до 250 кг груза;
  • ЛуАЗ-1302-05 «Форос» - ещё одна модификация модели 1302, отличается дизайном и открытым кузовом с дугами безопасности.

ЛуАЗ-1302-05 «Форос»

Общие данные

Дизель, «Lombardini» LDW 1404 - 1372 см³, 37 л.с. . Мощность при 3600об/мин - 37,4 л.с.; крутящий момент 8,47 кгс.м при 2200 об/мин;

4-ступенчатая МКПП

Характеристики