Когда надо переключать с третьей на вторую. Правильная схема: учимся переключать передачи на механической КПП

Многие автомобилисты с большим стажем попросту не признают автоматические трансмиссии, считая их неэкономичными и ненадёжными. Доля правды в этом есть, хотя современные уже достигли по своим параметрам механические аналоги и в чём-то превзошли их. Однако автоматическая трансмиссия всё равно стоит намного дороже - поэтому в массовом сегменте лидируют именно механические КПП. Она хороша всем, за исключением удобства - потому у начинающих водителей возникает вопрос, как правильно переключать передачи на механике во время движения, а также при старте? Схема работы с механической трансмиссией достаточно проста, но нужно соблюдать некоторые рекомендации.

Старт

Чтобы автомобиль начал движение, необходимо включить передачу и открыть подачу топлива в объёме, достаточном для ускорения. Казалось бы, всё предельно просто - сцепление, первая передача, газ. Однако автомобиль вынужден преодолевать наибольшее усилие в момент, когда трогается с места - именно поэтому мотор нередко глохнет, оставляя водителя в недоумении. Секрет заключается в плавном балансировании между двумя педалями: сцепления и газа, которые в определённый момент должны быть нажаты одновременно.

Конечно, речь идёт не о работе педалями, а об использовании механической трансмиссии. Специалисты рекомендуют использовать для старта с сухой чистой поверхности первую передачу - крутящий момент, передаваемый ею к колёсам, очень высок, поэтому вероятность заглушить двигатель будет минимальной. Передачу включать следует при полном выжиме педали сцепления, а рычаг нужно двигать плавно, стараясь не преодолевать резким усилием естественное сопротивление. Если начинает издавать неприятные звуки, а сопротивление резко перемещается, стоит вернуть рычаг механической трансмиссии в нейтральное положение, отпустить сцепление, вновь нажать педаль и повторить попытку. Когда нужная ступень будет включена, усилие на рычаге на долю секунды уменьшится, а затем он его движение остановится, поскольку он столкнётся с ограничителем в конце паза.

Если вы собираетесь ездить на автомобиле на протяжении холодного времени года либо в период осенних заморозков, нелишним будет освоить старт со второй передачи. Такая методика позволяет избежать пробуксовки колёс и не позволяет автомобилю сразу уходить в занос либо зарываться колёсами в снег. Отличий мало - на механической трансмиссии стоит выбрать вторую передачу, однако балансирование педалями газа и сцепления должно быть намного более тонким, чтобы избежать повышенной нагрузки на силовой агрегат. Стоит запомнить, что резкие движения рычагом коробки передач, быстрое поднятие ноги с педали сцепления, подача чрезмерного количества топлива негативно отражаются на трансмиссии и могут привести к её поломке в ближайшей перспективе.

На ходу

Когда машина движется, очень важно понимать, когда именно переключать ступени, чтобы уменьшить расход топлива, добиться оптимальной динамики и предотвратить поломку трансмиссии. В интернете и некоторых пособиях часто встречается рекомендация, в которой каждой передаче соответствует определённая скорость движения. Она полностью неверна, поскольку каждый автомобиль обладает своим уровнем мощности и индивидуально подобранными передаточными числами.

Новичкам можно порекомендовать обращать внимание на - у большинства машин зона экономичной работы мотора находится в диапазоне, примерно равном 2500–3500 об/мин. Если автомобиль движется при подобной частоте вращения коленвала, браться за рычаг не стоит. Однако правильное переключение ступеней у спортивных автомобилей с высокооборотистыми моторами может осуществляться по-другому. Именно поэтому специалисты рекомендуют не экономить, и проходить специальное обучение вождению скоростных машин, предлагаемое многими дилерами.

При повышении оборотов следует сменить ступень на высшую, не забывая полностью выжимать педаль сцепления и соблюдать правила предосторожности при перемещении рычага. Аналогичным образом нужно поступить и при падении оборотов - однако передачу следует сменить на низшую. Переключаться лучше последовательно, используя при разгоне каждую передачу. Конечно, можно перескакивать через 1–2 ступени трансмиссии, но при этом рекомендуется соблюдать исключительную осторожность в работе со сцеплением, чтобы не повредить валы коробки передач.

Механическая коробка передач хороша тем, что позволяет подготовиться к различным сложным ситуациям. В частности, правила переключения механической коробки передач предписывают включать пониженную ступень при:

  • Приближении к крутому подъёму;
  • Движении на опасном спуске;
  • Обгоне;

Если использовать рабочую тормозную систему не представляется возможным, например, при движении под резкий уклон или по скользкой дороге, нужно начать торможение двигателем. Для этого педаль газа стоит полностью отпустить, а затем постепенно менять передачи на низшие, пока автомобиль не достигнет нужной скорости. Очень важно не допускать чрезмерного повышения оборотов двигателя, а также пытаться помогать трансмиссии рабочим тормозом, если это возможно.

Водители со стажем нередко ориентируются на звук мотора - однако чтобы переключать ступени «на слух», нужно привыкнуть к автомобилю. Наибольшим профессионализмом считается переключение передач по ощущению реакции автомобиля. Водитель оценивает, насколько быстро автомобиль ускоряется при нажатии на газ и при наборе определённых оборотов меняет передачу, улучшая динамику автомобиля. Однако это требует от него огромного опыта и привычки к конкретной машине.

Секреты экономичности

Как уже говорилось выше, диапазон в 2500–3500 об/мин считается для автомобиля наиболее экономичным. Специалисты рекомендуют выбирать именно его при равномерном движении со средней или высокой скоростью, чтобы уменьшить затраты горючего. Некоторые водители считают, что, быстро переходя на повышенные ступени и удерживая частоту вращения коленвала на уровне 1000–1500 об/мин, они снижают расход топлива. Такое мнение ошибочно - для ускорения с низких оборотов автомобилю требуется намного больше горючего, да и отреагировать на неожиданно возникающие ситуации водителю будет намного сложнее.

Чтобы узнать, как правильно переключать скорости, необходимо понять, какую компоновку используют современные механические трансмиссии. Как правило, пятая и шестая (а у некоторых производителей седьмая) передачи предназначены исключительно . Максимальная скорость достигается на четвёртой либо пятой передаче, что зависит от количества ступеней. Раннее включение повышающей передачи не приведёт к снижению затрат горючего - обороты упадут до минимума, как в ситуации, описанной выше. Кроме того, использование наибольших ступеней в городе неоправданно - их создавали для равномерного движения по загородному шоссе.

Чтобы избежать преждевременной поломки коробки передач, ускоренного износа мотора и сцепления, стоит избегать резких движений рычагом, а также правильно балансировать педалями, стараясь не допускать резких ударов и пробуксовок. Если же вас интересует, как менять передачи, чтобы уменьшить расход топлива, то необходимо постоянно поддерживать обороты двигателя в узком рабочем диапазоне. При помощи механической КПП можно также тормозить мотором, предотвращая попадание в опасные ситуации. Освоив правила переключения, вы сможете полностью контролировать свой автомобиль, добившись оптимальной динамики, минимальных расходов и абсолютной безопасности.

Вопрос правильного переключения передач постепенно уходит в прошлое – вместе с механической коробкой передач. Но до сих пор остаются истинные ценители «механики», для которых «клацанье» передач лучше любой музыки:), а правильное переключение – элемент водительского мастерства, саморазвития и эстетического удовольствия от вождения. В этой статье я напишу о том, как правильно переключать передачи вверх, а в следующей – как переключать передачи вниз .

Если вы начинающий водитель и еще не привыкли к устоявшимся терминам, то сразу скажу: переключение передач вверх означает переключение с первой на вторую, со второй на третью и так далее. Переключение вниз, соответственно, с пятой на четвертую, с четвертой на третью и так далее.

Правила переключения передач

Сразу дам основное правило того, КАК правильно переключать передачи: правильно переключать передачи нужно так, чтобы автомобиль шел максимально плавно, а люди в салоне не чувствовали никаких клевков, рывков и толчков в моменты переключения . И не верьте, когда говорят, что невозможно переключаться плавно на высоких оборотах двигателя или при интенсивном разгоне. Можно! Если у кого-то из ваших знакомых, кто это утверждает, машина дергается при переключениях – хоть на высоких оборотах, хоть при «газе в пол» – посоветуйте ему сменить прокладку. Между рулем и сиденьем, разумеется:) Хотя, это не обязательно говорит о низком уровне водительского мастерства, вполне возможно, человек умеет переключаться плавно, просто не заморачивается.

Впервые севший за руль человек должен хотя бы теоретически знать правила переключения передач на автомобиле, ведь на практике они отличны один от другого. Единственное, что их объединяет - схема, состоящая из таких основополагающих моментов: выжимания сцепление, перехода на высшую передачу и, наконец, «расслабления» педали сцепления. При переключении передач авто притормаживает, теряя набранную скорость, и едет как потерявшая равновесие «масса», идущая по только по инерции. Этот факт обуславливает нужду переключать скорости аккуратно, однако не очень медленно, чтобы авто не успело окончательно затормозить.

Со временем переключение передач проходит на подсознательном уровне

Правила переключения передач в МКПП

Как бы ни торопился вперёд прогресс, ни совершенствовалось автопроизводство, машины с механической трансмиссией среди опытных автовладельцев ценятся больше, нежели те, которые обладают автоматической КПП. Новичкам, и без того испытывающим сложности в управлении, «механика» кажется слишком трудной, однако, как показывает опыт, работать с ней легко - это умеют миллионы.

Автовладелец должен знать все тонкости переключения на механике, что способствует уверенности и возможности продумать сложившуюся на дороге обстановку. Находясь за рулём, нельзя задумываться, все операции нужно проводить быстро, на рефлекторном уровне. Чтобы получить такой результат, познакомиться «поближе» с коробкой передач лучше всего с выключенным силовым агрегатом. Однако не стоит забывать о практической езде. Итак, как правильно переключать передачи:

  1. Чтобы тронуться, сцепление выжимается, затем рычаг коробки ставится на первую передачу, сцепление медленно отпускается и нажимается на газ. Если нужно ехать быстрее, следует увеличить скорость и, естественно, постепенно переключаться на высшие передачи.
  2. На практике переключения производят реже, разогнав автомобиль до оптимальной скорости, можно ехать так довольно долго. Переход по скоростям должен идти по порядку, т. е. со 2-й на 3-ю, затем на 4 и 5-ю.

  1. При торможении или подъезде к светофору следует выжать сцепление и переставить рычаг КПП на «нейтралку», отпуская сцепление. Если скорость значительно снизилась (30 км/час), выжимаем сцепление, рычаг переводим на вторую передачу.
  2. Срочное требует максимальной внимательности автовладельца, нажав на педаль тормоза, нужно быстро выжать сцепление, чтобы выключить силовой агрегат. Затем, не отпуская сцепления, переставить рычаг в положение «нейтраль».

Основы основ для новичков

Правила переключения механической коробки передач для всех авто одинаковые, переход зависит от мощности и скорости, на которой едет автомобиль. Водителям с большим опытом нет необходимости смотреть на спидометр, переключение передач они производят на интуитивном уровне, понимая необходимость переключения по звуку двигателя. Автовладельцы-новички не должны забывать о показаниях этого устройства, следует уяснить, что:

  • во время движения с 0 до 20 км/час должна быть включена первая передача;
  • на скорости от 20 до 40 км/час - вторая;
  • от 40 до 60 км/час - третья;
  • от 60 до 90 км/час - четвёртая;
  • скорость свыше 90 км/час предусматривает положение рычага на пятой передаче.

Во время движения эти скоростные диапазоны «стираются», практика показывает, что, начиная со второй передачи, переключение происходит иначе. Дело в том, что мощность новых авто способна позволить своему владельцу даже на второй передаче дойти до разгона в 70 км/час, однако, это слишком непродуманный шаг, так как слишком затратный. Переключение на пятую передачу большинство водителей производят при превышении скорости в 110 км/час, хотя рекомендуется это делать уже при 90 км/час. Автовладелец, естественно, должен знать о нормах, но переключать скорость исходя из возможностей машины и . Итак, правильное переключение передач сводится к одному - плавному выжиманию механизма сцепления и быстрому переключению скоростей.

Переключение скоростей во время обгона

Во время езды по трассе, например, зачастую приходится обгонять рядом едущие авто. Но как совершать обгон? Есть одно весомое правило - не делать этого на текущей скорости. Ввиду того, что во время движения по шоссе машина медленно достигает наиболее приемлемой скорости.

Во время обгона лучше всего действовать так: сравнявшись с попутным авто, медленно притормозить до уравнивания скоростей и только потом перейти на высшую скорость. Отъехав до появления значительного просвета, авто необходимо перевести на более устойчивую скорость и завершить обгон.

Новички во время движения часто обгоняют соседствующие машины на текущей передаче, однако такое можно делать лишь в случае свободной «встречки». Если впереди вдруг появится встречное авто, манёвр завершить не удастся.

Что делать, если тормозить приходится силовым агрегатом?

Во время движения иногда приходится притормаживать двигателем, что позволит продлить жизнь тормозной системе. Кроме того, на покрытой льдом дороге или крутом спуске тормоза отказывают, поступить в этом случае лучше так: отпускаем ускоритель, зажимаем сцепление, спускаемся на меньшую скорость и медленно отпускаем сцепление.

Однако в ситуациях, требующих моментальной реакции, очень сложно определить момент замедления и дальнейшее переключение. переходить по скоростям нужно перескочив одну передачу, но с течением времени подобные действия способны разрушать шестерни. Важнейшим моментом является функционирование механизма сцепления в момент «подхвата».

Несмотря на кажущуюся сложность, работать с МКПП несложно, важно научиться «понимать» авто и выполнять все операции обдуманно.

Заключение

Езда на автомате проста, однако достигается она «благодаря» потере важных качеств машины, в частности, её экономичности. МКПП предпочитают пользоваться опытные автолюбители, не способные совершать таких простых ошибок, как:

  • преждевременное прибавление мощности силового агрегата;
  • «бросание» механизма сцепления;
  • неудачной синхронизации этих процессов.

Если переключение скоростей проходит неверно, авто идёт рывками, из-за чего . Чтобы таких ситуаций не было, стоит немного поездить, понять механизм сцепления.

Инструкция

Для правильного переключения передач разберитесь со сцеплением и научитесь пользоваться показаниями тахометра. Самую большую сложность представляет первая передача, с которой автомобиль трогается с места. Здесь самую важную роль играет правильная работа со сцеплением. Если его резко бросить, автомобиль заглохнет. Но и долго держать нельзя, иначе трогаться вы будете очень медленно и что еще хуже, можете «сжечь» сцепление.

Для того чтобы понять, в какой момент сцепление уже можно отпускать, попробуйте следующее упражнение. Нажмите сцепление, но не включайте передачу. Начните медленно отпускать педаль, не газуя. Машина тронется, а ваша задача – почувствовать в каком положении в этот момент находилась педаль сцепления.

Отпускайте сцепление только тогда, когда машина проехала пару метров. Перед началом движения, если вы вдруг чувствуете, что тронетесь или слишком быстро, или слишком медленно, не бойтесь отжимать сцепление обратно, контролируя его работу. Для этого ориентируйтесь на показания тахометра. Если стрелка стремительно ползет вверх, двигатель начинает шуметь, а вы так и стоите на месте, отпускайте педаль сцепления быстрее.

Переключать передачи во время движения необходимо, ориентируясь на скорость, с которой вы едете. Вторую передачу включают сразу после того, как тронулись. Для этого отпустите педаль газа, выжмите сцепление, переключите рычаг коробки передач в положение прямо вниз, отпустите сцепление и нажмите газ. Во время движения отпускать сцепление и нажимать педаль газа одновременно не нужно, иначе у вас получится, так называемая, «перегазовка».

На второй скорости разгонитесь до 30-40км/ч и снова отпустите газ, нажмите сцепление и переведите рычаг переключения скоростей в положение вправо вверх. Не сильно заводите рычаг вправо, часто эту скорость путают с пятой передачей. В этом случае вы услышите резкий шум мотора и машина может дернуться.

Четвертая передача включается на скорости 50-80 км/ч. Отпустите педаль газа, выжмите сцепление и переведите рычаг переключения скоростей в положение вниз. Включение пятой скорости на разных может варьироваться по-разному, в зависимости от мощности двигателя. На маломощных машинах переключение пятой передачи происходит на скорости после 80км/ч.

Связанная статья

Источники:

  • как переключать передачи механике

Когда вы работаете в интернете, возникает необходимость данных. Такое может произойти, например, когда несколько пользователей выходят с одного соединения. Либо вы экономите трафик и стараетесь контролировать количество отдаваемых данных.

Инструкция

При условии, что для скачивания файлов вы используете менеджер закачек, например, Download Master, скорость загрузки можно исправить в настройках. В главном окне программы вам нужно нажать пункт «Действие». Затем найдите сроку «Скорость». Откроется новый список, который будет состоять из пяти версий. Включите настройку «Регулируемая». Если все сделано правильно, вы увидите в нижней строке менеджера закачек ползунок. Перемещайте его, чтобы отрегулировать скорость до нужного значения.

µTorrent – это торрент-клиент, в нем возможно переключать как скорость приема, так и скорость выгрузки данных. Во всех по умолчанию стоит «Неограниченно», значит, вы можете понизить скорость до нужного значения. Такая функция доступна для отдельных файлов и для установки по умолчанию. Чтобы переключить скорость приема/передачи конкретного файла, вам надо выбрать его из списка торрентов слева. Кликните правой кнопкой мышки, чтобы вызвать контекстное меню. В нем найдите параметр «Приоритет скорости», затем «Ограничить скорость загрузки» («Ограничить скорость отдачи»). Появится новое меню, там нужно поставить необходимое значение. Первый раз минимальная скорость 25 КБ/с, если зайдете второй раз – нижний порог скорости будет меньше. Минимальная скорость – 1 КБ/с.

Большинство современных автомобилей, вопреки популярности АКПП, оборудуется именно механической коробкой передач. МКПП - это самая старая и одна из самых надежных трансмиссий, которые только существуют в мире. Однако правильное переключение передач на механике требует особых знаний и навыков. Сегодняшняя статья будет посвящена уроку вождения автомобиля на МКПП. Итак, как правильно переключать передачи на механике?

Расположение педалей

Для начала давайте изучим расположение педалей в автомобилях с МКПП.

Как мы видим, здесь присутствует газ, который находится справа, тормоз (по центру) и сцепление (с левой стороны). Именно наличием последней составляющей отличается механическая коробка передач. Как переключать передачи на ней, мы рассмотрим немного позже. А пока выясним, какие функции выполняет каждая из этих педалей. Например, акселератор (газ) отвечает за обороты двигателя. Чем сильнее его надавить, тем больше оборотов будет у двигателя. Соответственно, скорость движения будет больше. С педалью тормоза все ясно - она отвечает за снижение скорости автомобиля. А вот сцепление выполняет функцию переключения передач. Если его не выжать, произвести переключение скоростей будет невозможно. Кроме этого, от него зависит плавность хода автомобиля. Чем плавне отпускать эту педаль, тем лучше машина будет ехать (без рывков и скачков).

Работа с педалью сцепления

Как мы уже сказали ранее, сцепление важно уметь правильно отпускать. Поэтому для начала следует немного потренироваться с этой педалькой. Управляется сцепление левой ногой. При этом пятка должна находиться на полу салона, а подошва (передняя ее часть) управлять нажатием.

После того как вы выжали сцепление «в пол», переключите ручку КПП на одну из скоростей. Далее под воздействием пружины педаль автоматически возвратится в свое первоначальное положение. Но бросать сцепление категорически не рекомендуется. После включения передачи следует очень плавно отпустить педаль. При этом нельзя допускать рывков. Так следует проделать несколько раз или до того момента, пока у вас не разработается мышечная память на плавное отпускание педали.

Об обуви

Отметим, что для первых уроков вождения нельзя использовать обувь на каблуке и шлепки. Лучше всего подойдут кроссовки - так нога не будет соскальзывать с педалей, да и вы не будете нервничать гораздо меньше, если вам будем комфортно.

Как правильно переключать передачи на механике? Трогаемся с места

Для тренировок важно подобрать такое место, где не будет сторонних автомобилей и пешеходов. Лучше всего подойдет автодром. Но в качестве альтернативы можно отыскать какую-то заброшенную трассу. А вообще местность может быть любой (хоть грунтовка), главное, чтобы на ней не было стороннего транспорта и переходов. В одиночку начинать езду не рекомендуется. Лучше всего посадить рядом человека, который уже имеет опыт вождения. В случае чего он может дать дельный совет и рассказать все тонкости.

Но прежде всего нужно освоить теорию. Итак, как правильно переключать передачи на механике? Первым делом, сев на водительское место, необходимо отрегулировать положение спинки и расстояние от сиденья до руля под свой рост. После этого следует проверить положение рычага КПП. Если машина стоит на передаче (ручка не двигается влево-вправо), выжимаем сцепление и выводим рычаг коробки в нейтральное положение. И здесь необязательно плавно отпускать педаль.

Дальше можно заводить автомобиль и начинать движение. Итак, выжимаем сцепление и переводим рычаг КПП в положение 1, то есть включаем первую передачу. Далее вспоминаем первые уроки работы с педалью и плавно-плавно отпускаем сцепление. Как только автомобиль тронулся, правой ногой немного нажимаем на газ. При этом стрелка тахометра должна находиться в зеленой зоне. Когда на спидометре скорость составила более 5 километров в час, сцепление можно отпускать и продолжать движение, управляя лишь педалью акселератора. Помните, что газ и тормоз управляются только правой ногой.

Как управлять механической коробкой передач? Особенности езды на отечественных автомобилях

Если вы тренируетесь мастерству вождения на отечественных машинах типа «Волга» и «Жигули», знайте, что перед отпусканием сцепления нужно сразу жать на газ и уже на оборотах отпускать левую педаль. Так машина не будет глохнуть, а мотор не будет терпеть больших нагрузок.

Трогание с места происходит примерно так же, как и на иномарках. Сначала выжимается сцепление, далее включается передача. Но потом, держа сцепление выжатым, нажимаем на газ до того момента, как на тахометре стрелка не окажется на уровне 2 тысяч оборотов. Затем можно плавно отпускать сцепление и продолжать ход.

Эту тактику можно применять и на иномарках, но там моторы более мощные и двигаются даже на одном сцеплении (то есть на скорости 1-3 км/ч можно вообще не нажимать на газ). Но помните, что чем больше оборотов, тем меньше риск того, что машина заглохнет.

Включение 1-5 скоростей

Как правильно переключать передачи на механике? Все очень просто - как только вы услышите характерный рев мотора и стрелка тахометра будет ползти в красную шкалу, отпускайте газ, выжимайте сцепление и переводите рычаг КПП в следующее положение. Что делать далее? После этого плавно отпускаем левую педаль и нажимаем на педаль акселератора.

Как тормозить на машине с МКПП?

Как производится переключение передач на механике, мы уже выяснили. Теперь о том, как тормозить на автомобиле с МКПП. При торможении главное - запомнить, как управлять педалью сцепления.

Давайте раскроем всю суть вопроса. Итак, вам необходимо затормозить. Для этого следует бросить газ, выжать сцепление и перевести рычаг переключения КПП в нейтральное положение. После этого можно смело останавливать ход.

Есть и другой способ, который очень полезно применять при движении. Суть его заключается в том, что машина может стоять и при включенной передаче, но при полностью выжатом сцеплении. То есть при остановке нужно выжать «в пол» левую педаль и одновременно давить на тормоз. Так машина не заглохнет и будет готова продолжать движение при отпускании сцепления обратно.

Но есть здесь и свои опасности. Применяя этот способ, помните, что долго оставлять сцепление выжатым не следует, ибо вскоре вы сожжете его полностью. Поэтому на светофорах и перекрестках (если машина не продолжает ход более пяти-десяти секунд) лучше включать «нейтралку». Так вы сохраните механизм сцепления.

Заключение

Итак, мы выяснили, как переключать передачи на «механике». Как видите, научиться водить автомобиль не так уж и сложно, как кажется на первый взгляд. Главное - не бояться педали сцепления и быть готовым поддерживать обороты двигателя.

С опытом вы уже научитесь распознавать обороты мотора по звуку и автоматически принимать решение, что и когда следует нажимать. Помните, что именно та манера езды, которую вы для себя разработаете, будет наиболее приемлемой для вас. Поэтому учиться мастерству вождения лучше всего еще до автошколы. Ездить на старой «учебке» с выжженным сцеплением - то еще испытание, особенно если вам насаждают другой стиль езды (бывает и такое).