Классификация грузовых автомобилей. Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава Обозначение в марке автомобиля i г п

По назначению автомобили подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные.

Пассажирские автомобили предназначены для перевозки пассажиров, грузовые - для перевозки грузов. Специальные автомобили не выполняют транспортную работу, т.е. не перевозят пассажиров или грузы.

Пассажирские автомобили вместимостью до 8 человек, не считая водителя, относятся к легковым. Свыше 8 человек - к автобусам.

Грузовые автомобили могут быть общего назначения или специализированными . Грузовые автомобили общего назначения имеют неопрокидывающийся бортовой кузов, который может быть оборудован дугами и тентом. Специализированные грузовые автомобили предназначены для перевозки определённого вида груза.

Автомобили могут эксплуатироваться с прицепом, полуприцепом или прицепом-роспуском .

Прицеп - это буксируемое транспортное средство без водителя, в котором лишь незначительная часть его полной массы передается на буксирующий автомобиль.

Полуприцеп - это буксируемое транспортное средство без водителя, значительная часть полной массы которого передается на буксирующий автомобиль.

Прицеп-роспуск - это прицеп, предназначенный для перевозки длинномерных грузов, часто имеющий дышло изменяющейся длины.

Индексация. Прицепной состав:а – одноосный прицеп; б – двухосный прицеп; в – прицеп-роспуск; г – двухосный полуприцеп

До 1966 г. в СССР каждая новая модель автомобиля индексировалась буквами, обозначающими завод-производитель: ГАЗ - Горьковский автомобильный завод (г. Нижний Новгород); ЗИЛ - завод имени Лихачева (г. Москва), КрАЗ - Кременчугский автомобильный завод (г. Кременчуг, Украина), и цифрами, причем Горьковскому автозаводу были выделены цифры от 1 до 99, заводу имени Лихачева – от 100 до 199, Кременчугскому автозаводу – от 200 до 299 и т.д.В 1966 г. была принята отраслевая нормаль ОН 025270‑66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями», которая не только классифицировала автомобили. На основании ОН 025270‑66 была принята система обозначения автомобилей, прицепов и полуприцепов.

В соответствии с этой системой каждый новый автомобиль обозначался аббревиатурой завода-изготовителя и имел цифровой индекс, состоящий из четырёх, пяти или шести цифр, за которыми через тире могут использоваться ещё две цифры.

Цифровой индекс автомобиля (прицепа, полуприцепа) следует начинать расшифровывать со второй цифры.

Вторая цифра указывает на тип (вид) автомобиля:

1 – легковой автомобиль;2 – автобус;3 – грузовой автомобиль (общего назначения);4 – седельный тягач;5 – самосвал;6 – цистерна;7 – фургон;8 – резерв;9 – специальный автомобиль.

Для прицепов и полуприцепов вторая цифра является показателем типа прицепа (полуприцепа), как правило, соответствующего типу тягача.

1 – прицеп (полуприцеп) для легкового автомобиля;2 – прицеп (полуприцеп) для автобуса;3 – прицеп (полуприцеп) грузовой (общего назначения);4 – не применяется;5 – прицеп (полуприцеп) самосвал;6 – прицеп (полуприцеп) цистерна;7 – прицеп (полуприцеп) фургон;8 – резерв;9 – специальный прицеп (полуприцеп).

Первая цифра обозначает класс автомобиля.

Легковые автомобили классифицируют по рабочему объему двигателя.

Грузовые автомобили - по полной массе.

Автобусы - по габаритной длине.

В соответствии с отраслевой нормалью легковые автомобили подразделяются на 5 классов в зависимости от рабочего объема двигателя (табл. 1).

В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270‑66 грузовые автомобили подразделяются на 7 классов в зависимости от их полной массы (табл. 2).

В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025270‑66 автобусы подразделяются на 5 классов в зависимости от их габаритной длины (табл. 3).

Для прицепов на первой позиции цифрового индекса (класс) указывается цифра 8.

Для полуприцепов на первой позиции цифрового индекса указывается цифра 9.

Третья и четвертая цифры указывают на порядковый номер модели. Порядковый номер присваивается модели заводом-изготовителем.

В состав индекса могут также входить пятая и шестая цифры.

Пятая цифра показывает, что это модификация, а не базовая модель. Шестая цифра показывает вариант исполнения, например:

для холодного климата – 1;

экспортное исполнение для умеренного климата – 6;

экспортное исполнение для тропического климата – 7.

Некоторые автомобили имеют в своем обозначении цифры 01, 03, 04 через тире после основного индекса. Это говорит о том, что модель или модификация имеет дополнительные комплектации или является переходной.

Например: ВАЗ‑21703 (рис. 2). Автомобиль ВАЗ – произведён Волжским автомобильным заводом (г. Тольятти). Цифра 1 на второй позиции индекса означает, что это автомобиль легковой, следовательно, он классифицируется по рабочему объёму двигателя. Цифра 2 на первой позиции индекса означает класс автомобиля - рабочий объём двигателя от 1,3 л до 1,8 л. Номер модели 70. Модификация 3 (двигатель ВАЗ‑21126, рабочий объём 1,6 л).

КамАЗ‑5410 (рис. 3). Автомобиль КамАЗ – произведён Камским автомобильным заводом (г. Набережные Челны). Цифра 4 на второй позиции индекса означает, что это автомобиль – седельный тягач, следовательно, он классифицируется по полной массе. Цифра 5 на первой позиции индекса означает класс автомобиля - полная масса (с учётом нагрузки на седло) от 15 т до 20 т. Номер модели 10.

Восемь цифр в названии автомобиля ГАЗ-31105-551 - это номер телефона или цена? Раньше так шутили некоторые посетители автомобильных выставок... На самом деле индексы отечественных машин создавались по строгим правилам, хотя и здесь не обошлось без исключений.

Впервые единую систему обозначения автомобилей, выпускаемых советскими заводами, ввели в 1945 году. Она была довольно простой: имя машины состояло из аббревиатуры названия предприятия (ГАЗ, ЗИЛ, МЗМА/АЗЛК, УАЗ, ЛиАЗ и так далее) и порядкового номера модели, выбранного из выделяемого для каждой марки диапазона чисел.

Например, Горьковскому автозаводу выделили номера 1–99 ( , ), Московском заводу малолитражных автомобилей - дали индексы 400-449 (), ЗАЗу и ЛуАЗу - 965-974 ( , ). Иначе говоря, понять по названию модели что-то кроме места производства было невозможно.

В 1966 году в Советском Союзе начал действовать стандарт ОН 025270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава». Отныне индексы содержали гораздо больше информации.


В общем случае они четырёхзначные, причём начинать их расшифровывать логичнее со второй цифры, которая отвечает за тип транспортного средства: например, единица обозначает легковой автомобиль, а двойка - автобус. Первая же цифра обозначает класс транспортного средства. Для легковых автомобилей он определяется по рабочему объёму двигателя, для грузовиков - по полной массе машины, а для автобусов - по длине кузова.

Расшифровка первого знака в автомобильных индексах

Расшифровка второго знака в автомобильных индексах

Например, к первому классу «легковушек» относились «Ока» и «Таврия» , ко второму - большинство ВАЗов и «Москвичей». В третий класс попадали «Волги», а в четвёртый - представительские седаны и лимузины ЗИЛ.


Третья и четвёртая цифры в индексе обозначали порядковый номер модели данного производителя. Следующие символы были необязательны и использовались для указания модификации, варианта исполнения или комплектации.

И здесь не обходилось без множества отступлений. Бывало, обозначения новым моделям давались по старой системе (так поступил ГАЗ со своей «Волгой» ГАЗ-24). Иногда индекс присваивался по новой системе, но с нарушением стандарта. Взять, например, «Бычок» . Конечно, в арсенале завода были тяжёлые модели, но компактный грузовик со своей максимально допустимой массой в 6950 кг на пятый класс ну никак не тянул. Что интересно, прототип «Бычка» 1992 года щеголял верным обозначением ЗИЛ-3301М. Ну а откуда взялась эта пятёрка, мы теперь, наверное, уже не узнаем. Видимо, поставили по привычке с прошлых моделей.


Похожая история случилась и у АвтоВАЗа с « ». Спору нет, машина вышла довольно компактной внешне, особенно в варианте с кузовом хэтчбек. Да только в производство в конце 2004 года она пошла с хорошо известным, надёжным и неприхотливым, но довольно большим 1,6-литровым двигателем, который делал индексы 1117, 1118 и 1119 несостоятельными. В начало просилась двойка, что и было исправлено с выходом второго поколения «Калины», получившей индексы 2192 и 2194.


Сейчас мы можем наблюдать закат эпохи той самой отраслевой нормали: новые модели ГАЗа, АвтоВАЗа и других заводов лишаются привычного обозначения (у « » это произошло прямо в процессе разработки, ведь начиналась она под индексом ВАЗ-2180). Продолжают использовать старую систему наименований УАЗ, а также производители грузовиков и автобусов.

Автомобильный подвижной состав разделяется на грузовой, пассажирский и специальный.

К грузовому подвижному составу относятся грузовые автомобили, автомобили-тягачи, прицепы и полуприцепы, к пассажирскому - автобусы, легковые автомобили, пассажирские прицепы и полуприцепы, к специальному – автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для выполнения различных, преимущественно нетранспортных, работ.

Грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы различаются по грузоподъемности а в зависимости от устройства кузовов и других конструктивных особенностей, определяющих характер их использования, подразделяются на подвижной состав общего назначения и специализированный. Автомобили, прицепы и полуприцепы общего назначения имеют неопрокидывающийся бортовой кузов и используются для перевозки грузов всех видов, кроме жидких, без тары. К специализированному грузовому подвижному составу относятся автомобили, прицепы и полуприцепы, предназначенные для перевозки грузов определенных видов.

Автомобили-тягачи предназначены для постоянной работы с прицепами или полуприцепами и подразделяются на седельные автомобили-тягачи для работы с полуприцепами и автомобили-тягачи для работы с прицепами. Автомобиль-тягач в сцепе с прицепом (полуприцепом) называется автопоездом.

Пассажирские автомобили вместимостью до 8 чел., включая водителя, относятся к легковым, свыше 8 чел. – к автобусам.

На базе легковых выпускаются также грузопассажирские автомобили, у которых для увеличения размеров площадки предназначенной для размещения в кузове груза, задние сидения делаются складывающимися.

По назначению автобусы подразделяются на городские (внутригородские и пригородные), местного сообщения (для сельских перевозок), междугородные и туристические.

К специальному подвижному составу относятся пожарные автомобили, автолавки, автомобили с компрессорными установками, автокраны, уборочные автомобили и т.п.

Автомобильный подвижной состав подразделяется также на дорожный, предназначенный для работы по дорогам общей сети, и на внедорожный – для использования вне дорог общей сети. По степени приспособления к работе в различных дорожных условиях различают дорожный автомобильный подвижной состав обычной проходимости, предназначенный для работы в основном по благоустроенным дорогам, и повышенной проходимости – для систематической работы по неблагоустроенным дорогам и в отдельных случаях по бездорожью.

Все автомобили по общему числу колес и числу ведущих колес условно обозначают формулой где первая цифра – число колес автомобиля, а вторая – число ведущих колес. При этом каждое из сдвоенных ведущих колес считается за одно колесо. Например, 4х2 – двухосный автомобиль с одной ведущей осью, 6х6 – трехосный автомобиль со всеми ведущими осями, 6х4 – трехосный автомобиль с двумя ведущими осями.

По роду потребляемого топлива и виду двигателя автомобили разделяют на карбюраторные, электрические (электромобили), паровые газотурбинные.

Первая единая система классификации автотранспортных средств (АТС) начала действовать в 1945 году. Подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами обозначений, включающими, как правило, буквенные обозначения завода-изготовителя и порядковый номер модели подвижного состава из выделенного диапазона:

Диапазон Предприятие Примечание
1-99 Горьковский автомобильный завод им. Молотова (ГАЗ) ГАЗ-93 выпускал Одесский автосборочный завод (ОдАЗ)
100-199 Завод им. Сталина (ЗиС) с 1956 г. Завод им. Лихачева (ЗиЛ)
200-249 Ярославский автомобильный завод (ЯАЗ) с 1959 г. Кременчугский автомобильный завод (КрАЗ) . Исключения: МАЗ-200, МАЗ-205
250-299 Новосибирский автомобильный завод (НАЗ) с 1949 г. завод передали в другую отрасль промышленности. Нумерация передана КрАЗу. Исключения: РАФ-251
350-399 Уральский автомобильный завод им. Сталина (УралЗИС) с 1959 г. Уральский автомобильный завод (УралАЗ)
400-449 Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА) с 1971 г. Автомобильный завод им. Ленинского Комсомола (АЗЛК)
450-484 Ульяновский автомобильный завод (УАЗ)
485-499 Днепропетровский автомобильный завод (ДАЗ) см. ЗиС-485
500-549 Минский автомобильный завод (МАЗ) в т.ч. Могилевский автомобильный завод (МоАЗ), Белорусский автомобильный завод (БелАЗ)
550-599 Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ)
600-649 Кутаисский автомобильный завод (КАЗ) в т.ч. КАЗ-585
650-674 Горьковский завод автобусов (ГЗА) с 1950 г. Павловский автобусный завод им. Жданова (ПАЗ), в т.ч. Курганский автобусный завод (КАвЗ)
675-694 Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ) кроме тролейбусов ЗиУ-682, ЗиУ-683 завода им. Урицкого
695-699 Львовский автобусный завод (ЛАЗ)
700-899 Автоприцепы различных заводов
930-939 Брянский атомобильный завод (БАЗ)
940-949 Тартуский авторемонтный завод (АРТ)
965-974 Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ) в т.ч. Луцкий автомобильный завод (ЛуАЗ)
975-999 Рижский авторемонтный завод №2 (РАФ)

Тип прицепного состава обозначался цифрой, буквой и цифрой. Первая цифра показывала число осей, буквы обозначают: П - автомобильный прицеп, Р - прицеп-роспуск, ПП - полуприцеп, ПТ - прицеп-тяжеловоз, цифра после букв - грузоподъемность прицепа. Например, 1-П-0,5 означает одноосный прицеп грузоподъемностью 0,5 т; 2-П-6 - двухосный прицеп грузоподъемностью 6 т; 1-Р-5 - одноосный прицеп-роспуск грузоподъемностью 5 т; 4-ПТ-60 - четырехосный прицеп-тяжеловоз грузоподъемностью 60 т.

Каждому прицепу и полуприцепу присваивалась заводская марка. Полное их обозначение включало тип и заводскую марку, например, двухосный автомобильный полуприцеп 2-ПП-15 МАЗ-938.

В 1966 году на предприятиях автомобильной промышленности была введена отраслевая нормаль ОН 025270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения автомобильного подвижного состава: каждой новой модели автомобиля (прицепного состава) присваивается индекс, состоящий из четырех цифр, где первые две цифры обозначают класс автомобиля (прицепа, полуприцепа) по рабочему объему двигателя для легковых автомобилей, по длине для автобусов и по полной массе для грузовых автомобилей (прицепов и полуприцепов). Вторые две цифры – модель. Модификации моделей имеют дополнительную пятую цифру, обозначающую порядковый номер модификации. 6-я цифра - вид исполнения: 1 - для холодного климата, 6 - экспортное исполнение для умеренного климата, 7 - экспортное исполнение для тропического климата, 8 и 9 - резерв для других экспортных модификаций. Некоторые АТС имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03 и т.д., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации. Цифра 8 на первом месте означает прицеп, 9 - полуприцеп. Перед цифровым индексом ставятся буквенные обозначения завода-изготовителя.

Примечание 1. Среди обозначений автобусов встречаются редкие исключения, например, опытный КАвЗ-3100 «Сибирь» (северная модификация ЛиАЗ-677) и семейство несертифицированных автобусов КАвЗ-3976.

Примечание 2. После распада СССР в России продолжают нумеровать модели автобусов по ОН 025270-66. В Белоруссии заводы МАЗ и Белкоммунмаш отказались от этой системы. На Украине некоторое время новым моделям также присваивали номера по советской отраслевой нормали, причём номера занимались независимо от России (например, номер 6205 был занят троллейбусом ЗиУ и автобусом ЛАЗ). Позже была принята новая система, по которой модели получают индекс из буквы (А для автобусов и E для троллейбусов) и трёх цифр. Несмотря на это, Херсонский автосборочный завод «АНТО-РУС» продолжает нумеровать модели по ОН 025270-66.

Полная масса, т* Эксплуатационное назначение автомобиля**
бортовые тягачи само-
свалы
цис-
терны
фур-
гоны
специ-
альные
для грузовых автомобилей
по полной массе
до 1,2 13 14 15 16 17 19
1,2 до 2,0 23 24 25 26 27 29
2,0 до 8,0 33 34 35 36 37 39
8,0 до 14,0 43 44 45 46 47 49
14,0 до 20,0 53 54 55 56 57 59
20,0 до 40,0 63 64 65 66 67 69
свыше 40,0 73 74 75 76 77 79
* Полная масса снаряженного автомобиля - это его собственная масса с заправкой, полезным грузом, дополнительным снаряжением, водителем и пассажирами в кабине. Тягачи классифицируются по своей полной массе плюс допустимая нагрузка на седло, причем одноосные тягачи - по собственной массе плюс полный вес полуприцепа. Класс автомобиля сохраняется в случае превышения или уменьшения его полной массы в пределах 0,25 тонны для 1-го и 2-го классов и 1 тонны для остальных.
** Классы от 18 до 78 являются резервными.

Примечание 3. С середины 90-х некоторые автопроизводители внедряют собственную классификацию выпускаемых ими автомобилей. См. дополнительно: Дмитрий Гладкий. «Разберемся без бутылки».

Прицепы Полуприцепы
(роспуски)
Первые две цифры индекса* Легковые 81 91
Автобусные 82 92
Грузовые (бортовые) 83 93
Самосвальные 85 95
Цистерны 86 96
Фургоны 87 97
Специальные 89 99
Полная масса, т
Последние цифры индекса 01 - 24 до 4 до 6
25 - 49 свыше 4 - 10 свыше 6 - 10
50 - 69 свыше 10 - 16
70 - 84 свыше 16 - 24
85 - 99 свыше 24
* Классы 84, 94, 88 и 98 являются резервными.

Например, легковой автомобиль Волжского автозавода, имеющий рабочий объем двигателя 1,6 дм 3 , обозначается ВАЗ-2106, его модификация ВАЗ-21063; автобус Ликинского автозавода, имеющий габаритную длину 11,4 метра, обозначается ЛиАЗ-5256, его модификация ЛиАЗ-52564; самосвал Мытищинского машиностроительного завода, имеющий полную массу 10,8 тонны, обозначается ЗИЛ-ММЗ-4502, его модификация ЗИЛ-ММЗ-45022; полуприцеп-фургон Одесского автосборочного завода для перевозки телят имеющий полную массу 9 т, обозначается ОдАЗ-9925 и т.д.

Буквы «КС» на большинстве отечественных автомобильных подъёмных кранов обозначают вид устройства и расшифровываются как «кран стреловой самоходный». На некоторых кранах используется не общая, а отраслевая маркировка. Например, надпись МКА-25 обозначает «монтажный кран автомобильный грузоподъемностью 25 тонн». А машина с маркировкой «СМК-14» - это специальный монтажный кран грузоподъемностью 14 тонн.

Общая маркировка обычно состоит из уже упомянутых двух букв «КС» и 4-5 цифр. Первая цифра обозначает тип крана по грузоподъемности. Всего существует восемь групп грузоподъемности. Первая – это машины, поднимающие 4-5 тонн. Во вторую группу входят краны грузоподъемностью от 6.3 до 8 тонн. Машины третьей группы поднимают и перемещают грузы весом 10-15 тонн. Четвёртая группа – 16-22.5 тонны. Для поднятия грузов от 25 до 36 тонн используют технику пятой группы. Шестая группа объединяет краны грузоподъемностью 40-56 тонн. В седьмую группу входит техника, работающая с объектами массой 63-90 тонн. Восьмая группа - 100-120 тонн.

Вторая цифра общей маркировки поясняет тип ходового устройства. Оно может быть гусеничным – это цифра 1, гусеничным уширенным – обозначается двойкой, пневмоколесным – это цифра 3. Кран на специальном шасси автомобильного типа будет содержать в маркировке цифру 4, а наиболее распространенное шасси стандартного грузовика нумеруется цифрой 5. Если ходовым устройством для крана служит шасси серийного трактора, оно отмечается в индексе цифрой 6. Ну и, наконец, цифра 7 обозначает прицепное ходовое устройство – это может быть, например, железнодорожный кран на шасси вагона, влекомый прицепленным впереди локомотивом. 8 и 9 – резервные цифры, оставленные «про запас», на случай изобретения какого-то нового типа ходового устройства (например, БАЗ-8029).

Третья цифра индекса говорит нам, какое у крана исполнение подвески рабочего оборудования. Если исполнение подвески гибкое, указывается цифра 6, если жесткое – цифра 7. Четвертая и пятая отражают порядковый номер модели, а следующая за ними - номер модификации. Если модель подверглась не просто небольшим изменениям, а модернизации, на это укажут буквы: А, Б, В и так далее.

Еще к индексу могут добавляться буквы, показывающие, для какого климата создавалась машина. Кран, имеющий в индексе буквы ТВ, может работать во влажных тропиках, Т – в тропиках, ХЛ – в условиях северного климата.

Например, КС-2574 - кран стреловой, самоходный, то есть имеющий стреловое оборудование и не стационарный. Цифра 2 в индексе обозначает, что кран относится ко второй группе по грузоподъемности, то есть поднимает от 6 до 9 тонн. Цифра 5 показывает нам, что ходовым устройством для этого крана служит шасси грузового автомобиля. Третья цифра маркировки, 7, обозначает, что подвеска у стрелового механизма данного крана – жесткая, то есть ее главным элемент – гидравлический цилиндр. И последняя цифра, 4 – порядковый номер модели, не требующий никаких особых знаний и толкований.

КС-5476А - первая цифра маркировки указывает на пятую группу грузоподъемности, то есть кран может поднимать вес от 25 до 36 тонн. Ходовым устройством ему служит шасси от спецавтомобиля грузового типа. Подвеска рабочего оборудования гибкая. Шестая модель крана, прошедшая первую модернизацию.

С 2004 года вступил в действие ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения» с обозначениями, гармонизированными с принятыми в международных требованиях по безопасности, разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту (КВТ) Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН (Сводная резолюция о конструкции транспортных средств, Правила ЕЭК ООН №36, №52 и др.):

Категория
АТС
Описание
Категория L - механические транспортные средства, имеющие менее четырех колес, и квадрициклы
L 1 Двухколесный мопед.
L 2 Трехколесный мопед.
L 3 Мотоцикл.
L 4 Мотоцикл с коляской.
L 5 Трицикл.
L 6 Легкий квадрицикл.
L 7 Квадрицикл.
Категория М - механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров
M 1 Легковые автомобили с типом кузова:
  • АА - седан.
  • АВ - хэтчбек.
  • АС - универсал.
  • AD - купе.
  • АЕ - кабриолет.
  • AF - многоцелевое транспортное средство.
M 2 Автобусы, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых не превышает 5 т.
M 3 Автобусы, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, максимальная масса которых превышает 5 т.
Категория N - механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов
N 1 ТС, имеющие максимальную массу не более 3,5 т.
N 2 ТС, имеющие максимальную массу свыше 3,5 т, но не более 12 т.
N 3 ТС, имеющие максимальную массу более 12 т.
Категория О - прицепы (включая полуприцепы)
O 1 Прицепы, максимальная масса которых не более 0,75 т.
O 2 Прицепы, максимальная масса которых свыше 0,75 т, но не более 3,5 т.
O 3 Прицепы, максимальная масса которых свыше 3,5 т, но не более 10 т.
O 4 Прицепы, максимальная масса которых более 10 т.
Транспортные средства специального назначения категорий М, N и О
  • SA - автомобиль-дом (кемпер), категория M 1 .
  • SB - бронированное транспортное средство.
  • SC - транспортное средство медицинской помощи, категория M.
  • SD - автомобиль для ритуальных услуг (катафалк).
Обозначение категории транспортного средства специального назначения должно дополняться буквой С. Например, транспортное средство медицинской помощи категории M 2 должно иметь обозначение M 2 С.
Категория Т - сельскохозяйственные и лесохозяйственные тракторы
Категория G - транспортные средства повышенной проходимости категорий М и N
Буквы М и N могут сочетаться с буквой G. Например, транспортное средство категории N 1 , которое может использоваться как транспортное средство повышенной проходимости, допускается обозначать как N 1 G.

Каждый уважающий себя автомобилист должен разбираться в маркировке и классификации автотранспортных средств.

Маркировка

Принятая в стране маркировка предполагает буквенные и цифровые обозначения. При этом каждая цифра и даже черточка в обозначении марки автомобиля несет свою информацию. Вот, казалось бы, незаметная разница в написании - "ГАЗ-24-10" и "ГАЗ-2410", но последней модели автомобиля в природе не существует, так как по цифровому обозначению это должен быть седельный тягач, но такая техника Горьковским автомобильным заводом не выпускается. В то же время неверно писать "УАЗ-315-12", так как этот автомобиль не модификация несуществующей модели УАЗ-315 (старые модели автомобилей Ульяновского автозавода имели трехзначный индекс в диапазоне от 450 до 499), а новая легковая модель и правильно она пишется "УАЗ-31512"...
Еще с середины 70-х годов СССР перешел на единую и обязательную маркировку автомобилей. Раньше в нашей стране существовала предельно простая схема цифровых обозначений моделей автомобилей.
Газовская техника имела цифровой диапазон обозначений от 1 до 99 (вспомним легковые автомобили ГАЗ-14, ГАЗ-21, ГАЗ-24, грузовые ГАЗ-53 и другие). Моделям ЗиЛ был отдан диапазон от 100 до 199 (лимузины ЗиС-101, ЗиС-114, грузовики ЗиЛ-157, ЗиЛ-130).
Цифрами от 200 до 299 обозначались модели Ярославского автозавода (впоследствии - моторный завод) и Кременчугского автозавода (например, автомобили ЯАЗ-200, КрАЗ-258).
Диапазон 300-399 "занимал" УралАЗ (например, "Урал-375").
Московский завод малолитражных автомобилей (МЗМА, впоследствии АЗЛК) присваивал своим моделям цифровые индексы от 400 до 449 (например, автомобили МЗМА-407, МЗМА-412). Ульяновский автозавод, как уже говорилось, - от 450 до 499 (УАЗ-450, УАЗ-452 и другие).
Модели автозаводов Белоруссии (в Минске и Жодино) обозначались с использованием цифр от 500 до 599 (МАЗ-500 и другие).
Кутаисский завод (Грузия) "эксплуатировал" "шестисотый" диапазон цифр (КАЗ-600, КАЗ-608 и другие) вместе с автобусными заводами СССР, которым была отдана вторая половина этого диапазона (например, ПАЗ-672, ЛиАЗ-677, ЛАЗ-695 и другие).
Сложнее обстояло дело с индексами от 700 до 999. Здесь встречались как модели автозаводов (например, ЗАЗ-968, РАФ-977), так и модели заводов автоприцепов и спецавтомобилей (например, автоприцепы ИАПЗ-754, полуприцепы ОдАЗ-885, автофургоны ГЗСА и другие).
В соответствии с современной системой цифровой индексации автотранспортных средств каждой модели автомобиля (прицепного состава) присваивается индекс, состоящий из четырех цифр. Модификациям соответствует пятая цифра, указывающая ее порядковый номер. Экспортный вариант отечественных автомобилей имеет шестую цифру. Перед цифровым индексом ставятся буквы, обозначающие завод-изготовитель. Цифры, входящие в полное обозначение автомобилей, указывают класс, вид, номер модели, знак модификации, знак экспортного варианта.
Первая цифра дает информацию о размерности автомобиля или класса подвижного состава. Если это легковой автомобиль, то цифры обозначают вариант рабочего объема двигателей: 1 - до 1 л; 2 - от 1,2 до 1,8 л; 3 - от 1,8 до 3,2 л; 4 - более 3,5 л.

СПРАВКА. Рабочий объем цилиндров (литраж двигателя) VЛ - эта величина, определяющаяся как сумма рабочих объемов всех цилиндров, то есть произведение рабочего объема одного цилиндра Vh на количество цилиндров i, то есть VЛ = Vh i. Измеряется VЛ в литрах или куб. дм. Именно цифровое обозначение литража наносится на кузовные элементы ряда автомобилей.
Рабочий объем цилиндра Vh - это объем пространства, освобождаемого поршнем при перемещении его от верхней мертвой точки (ВМТ) до нижней мертвой точки (НМТ).

Если это шасси грузового автомобиля, то первая цифра говорит о полной массе автомобиля: 1 - до 1,2 т; 2 - от 1,2 до 2 т; 3 - от 2 до 8 т; 4 - от 8 до 14 т; 5 - от 14 до 20 т; 6 - от 20 до 40 т; 7 - свыше 40 т.

СПРАВКА. Полная масса автотранс-портного средства состоит из снаряженной массы, массы груза (по грузоподъемности) или пассажиров, водителя, другого обслуживающего персонала. При этом полная масса автобусов (городских и пригородных) реально должна определяться для номинальной и предельной вместимостей. Полная масса автопоездов: для прицепного поезда - сумма полных масс тягача и прицепа; для седельного - сумма снаряженной массы тягача, массы персонала в кабине и полной массы полуприцепа.
Снаряженная масса автомобиля, прицепа, полуприцепа определяется как масса полностью заправленного (топливом, маслом, охлаждающей жидкостью и прочим) и укомплектованного (запасным колесом, инструментом и тому подобным), но без груза или пассажиров, водителя, другого обслуживающего персонала и их багажа.

Если это автобус, то возможны следующие варианты первой цифры и соответствующей ей габаритной длины автобуса: 2 - до 5 м; 3 - от 6 до 7,5 м; 4 - от 8 до 9,5 м; 5 - от 10,5 до 12 м; 6 - более 16 м. Цифра 8 на первом месте в марке автомобиля означает, что мы имеем дело с прицепом, 9 - с полуприцепом.
Вторая цифра характеризует вид подвижного состава или тип автомобиля: 1 - легковые автомобили; 2 - автобусы; 3 - грузовые (бортовые) автомобили; 4 - седельные тягачи; 5 - самосвалы; 6 - цистерны, 7 - фургоны; 8 - резерв; 9 - специальные автомобили.
Третья и четвертая цифры в этой системе обозначений говорят о заводском порядковом номере модели автомобиля, а пятая цифра (если она есть) - об ее модификации. Например, ВАЗ-2106 и ВАЗ-21061.
У каждой автомобильной державы своя маркировка автомобилей, и рассмотрение всего этого многообразия - тема отдельных публикаций.

Классификация

В России вступил в действие новый ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки", где классификация АТС соответствует обозначениям, принятым в международных требованиях Европейской экономической комиссии (ЕЭК) ООН (см. табл.).
АТС категорий М2, М3 дополнительно подразделяют на:
- класс I (городские автобусы) - транспортные средства, оборудованные сиденьями и местами для перевозки стоящих вне проходов пассажиров;
- класс II (междугородные автобусы) - транспортные средства, оборудованные сиденьями, но в которых допускается перевозить стоящих в проходах пассажиров;
- класс III (туристские автобусы) - транспортные средства, предназначенные для перевозки только сидящих пассажиров.
Прицепы (полуприцепы) категорий О2, О3, О4 дополнительно классифицируют по типам:
- полуприцепы - буксируемые АТС, ось(и) которых расположена(ы) позади центра масс полностью загруженного транспортного средства, оборудованные седельно-сцепным устройством, передающим горизонтальные и вертикальные нагрузки на тягач. Одна и более осей полуприцепа могут быть ведущими с приводом от тягача;
- прицепы - буксируемые АТС, оборудованные по меньшей мере двумя осями и тягово-сцепным устройством, которое может перемещаться вертикально по отношению к прицепу и управляет направлением передней(их) оси(ей), но передает незначительную статическую нагрузку на тягач. Одна или более осей прицепа могут быть ведущими с приводом от тягача;
- прицепы с центральной осью - буксируемые АТС, оборудованные тягово-сцепным устройством, которые не могут двигаться относительно тягача в вертикальной плоскости. Ось(и) смещена(ы) относительно центра масс при полной загрузке прицепа таким образом, что только незначительная статическая вертикальная загрузка, не превышающая 10% массы прицепа или 10кН (меньшего из указанных значений), передается тягачу. Одна или более осей могут быть ведущими с приводом от тягача.
Какими же транспортными средствами можно управлять, имея на руках водительское удостоверение российского образца с теми или иными открытыми категориями? Российской категории В соответствуют категории М1 и N1 по требованиям ЕЭК ООН; С - N2 и N3; Д - М2 и М3; Е - О2, О3 и О4. Кроме того, российской категории А (мотоциклы) соответствует категория L по требованиям ЕЭК ООН. Непонятно, по каким причинам категория L не включена в вышеуказанный ГОСТ. Скорее всего, это оставлено до пересмотра стандарта.
Так что россиян неминуемо ждет очередная эпопея по обмену водительских удостоверений или приобретению каких-то специальных вкладышей, в первую очередь для желающих поуправлять автомобилем за рубежом. Сейчас же наши автомобилисты - головная боль для полиции зарубежных государств.
С нашим так называемым международным водительским удостоверением можно управлять автомобилем на зарубежных автобанах, но... Все их полицейские при этом проходят специальные курсы по переобучению на предмет умения читать наши права. И все же мы полноценно "въезжаем" в мировое экономическое пространство.

Классификация АТС согласно требованиям ЕЭК ООН

М1 - Для перевозки пассажиров (АТС, имеющие не более восьми мест для сидения, кроме места водителя)
М2 До 5 т.** То же (АТС, имеющие более восьми мест для сидения, кроме места водителя)
М3 Св. 5т.** То же (АТС, имеющие более восьми мест для сидения, кроме места водителя)
N1 До 3,5т.*** Для перевозки грузов
N2 Св. 3,5т. до 12,0т.*** Для перевозки грузов
N3 Св. 12,0т.*** Для перевозки грузов
О1 До 0,75 Буксируемые АТС - прицепы
О2 Св. 0,75 до 3,5 Буксируемые АТС - прицепы и полуприцепы
О3 От 3,5 до 10**** Буксируемые АТС - прицепы и полуприцепы***
О4 Более 10**** Буксируемые АТС - прицепы и полуприцепы***

* Специальное оборудование, устанавливаемое на специальных АТС, рассматривают как эквивалент груза.
** Сочлененный автобус состоит из двух или более нераздельно скрепленных секций, в которых размещены пассажирские салоны, связанные между собой проходом для свободного перемещения пассажиров; нераздельные секции постоянно скреплены друг с другом и могут быть разделены только с помощью специального оборудования, имеющегося только в специальных мастерских.
Сочлененный автобус, состоящий из двух или более нераздельных, но сочлененных секций, рассматривают как одно транспортное средство.
*** Для седельных тягачей, предназначенных для буксирования полуприцепов, в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают сумму массы тягача в снаряженном состоянии и массы, соответствующей максимальной статистической вертикальной нагрузке, передаваемой тягачу от полуприцепа через седельно-сцепленное устройство, а также, в случае необходимости, максимальной массы груза тягача.
**** Для полуприцепов, сцепленных с тягачом, или прицепов с центральной осью в качестве разрешенной максимальной массы рассматривают массу, соответствующую максимальной статической вертикальной нагрузке на опорную поверхность от оси(ей), когда полуприцеп или прицеп с центральной осью присоединен к тягачу и максимально загружен.
Николай КУЗЬМИН
профессор НГТУ

Для обозначения грузовых автомобилей применяется следующая индексация (нормаль ОН 025270-66). Каждой модели грузового автомобиля присваивается 4-х-значный индекс, для модифицированной модели – 5-значный. Первые 2 цифры обозначают класс автомобиля по полной массе, вторые 2 цифры обозначают модель, 5-ая цифра обозначает модификацию модели. В таблице 3 приведена система обозначений (индексация) грузовых автомобилей.

Таблица 3.

Полная масса автомобиля состоит из собственной массы, массы груза по полной грузоподъемности и массы экипажа (водителя и пассажира(ов) из расчета 75 кг на человека. Вместимость кабины автомобиля определяется заводом-изготовителем.

Перед цифровым индексом ставится буквенное обозначение завода-изготовителя.

Седельный тягач КамАЗ-5410. 54 – цифры для обозначения седельного тягача полной массой в 14,9 тонн; 10- модель автомобиля (присваивается заводом-изготовителем)

7 .Возможные альтернативные топлива для автотракторных двигателей. Широкое использование альтернативных топлив - газа, биогаза, метанола, рапса и др.Особый интерес представляет природный газ (его октановое число – 104). По предварительным данным, при использовании газа в два раза снижаются расходы на топливо.Биогаз из растительных остатков, например, из навоза.Вообще же на биомассы в мире приходятся около 15% всех энергоносителей.Перспективен как топливо метанол (СН 3 ОН) – метиловый спирт (в отличии от обычного этилового спиртаC 2 H 5 ОН очень ядовит), имеющий высокое октановое число. По теплоте сгорания он в два раза уступает бензину. Поэтому при его использовании объем топливного бака приходится удваивать.Получают его по схеме уголь®метан (СН 2) и его окисляя®метанол.Метанол является идеальным топливом для двигателей с искровым зажиганием (ДсИЗ). Он позволяет увеличить степень сжатия этих двигателей и приблизить их по экономичности к дизелям. Метанол можно использовать и в смеси с бензином. При добавлении в бензин 10…20% метанола можно обходиться без антидетонационных присадок.Большую перспективу имеет и рапсовое масло, поскольку по удельной теплоте сгорания оно существенно не уступает дизельному топливу. Выгодное отличие его заключается в том, что содержание кислорода в нем намного выше, чем у дизельного топлива – около 11%.Продукты сгорания рапсового масла не токсичны и легко поддаются биологическому разложению. При сгорании рапсового масла в атмосферу выбрасывается ровно столько двуокиси углерода, сколько рапс брал из нее для своего роста. При современных ценах, как показывают простейшие расчеты, рапсовое масло может оказаться дешевле дизельного топлива на 25%.Первые двигатели, работающие на рапсовом масле, были созданы за рубежом в 1975 году и установлены на легковые автомобили. Расход топлива был таким же, что и при топливе нефтяного происхождения – составлял 5-6 литров на 100 километров (при мощности 70 л.с.).Растительные масла, к которым относится и рапсовое, являются липидами (эфирами жирных кислот) или глицеринами. Обладая высокой теплотворной способностью, они содержат прямые углеводородные цепи, что обуславливает их относительно высокие цетановые числа. Рапсовое масло обладает близкими к дизельному топливу энергетическими возможностями, но вязкость его в 11 с лишнем раз выше. Это создает определенные трудности в организации рабочего процесса дизеля, т.к. увеличивает сопротивление топливоподаче, уменьшает производительность топливного насоса, ухудшает распыливание и смесеобразование. Все это приводит (если не принять необходимые меры) к увеличению удельного расхода топлива и интенсивному нагароотложению на стенки деталей цилиндро-поршневой группы двигателя.



При этом рапсовое масло приобретает свойства, приближающие его к дизельному топливуПри использовании рапсового масла в качестве моторного топлива требуется ввести в топливную систему двигателя специальные подогреватели (теплообменники), обеспечивающие его локальный подогрев и, как следствие, снижающие вязкость.Вязкость рапсового масла можно снижать и замещением трехвалентных молекул глицерина одновалентными молекулами спирта посредством добавления небольшого количества метанола или этанола (трансэтерфикацией). На 1000 кг растительного масла обычно добавляют 110 кг метилового или этилового спирта и получают 1000 кг метилового или этилового эфира и 110 кг глицерина.В качестве топлива в ДВС может применяться и водород.Водород – один из самых легких газов – он в 14 раз легче воздуха, а жидкий водород в 13 раз легче авиационных топлив. В то же время теплота его сгорания в три раза больше теплоты сгорания бензина.Водород обладает рядом и других серьезных преимуществ по сравнению с другими топливами – быстро и хорошо образует смесь с воздухом, не создает проблему реконденсации и испарения, допускает быстрое обогащение смеси как при пуске ДВС, так и при разгоне автомобиля, не выделяет осадков, что гарантирует отсутствие окислений в камере сгорания, имеет более широкие границы воспламенения по сравнению с бензином – допускает нормальное воспламенение при коэффициентах избытка воздуха от 0,13 до 10,2 (это позволяет обеспечить качественное регулирование рабочей смеси даже без использования дроссельной заслонки и существенно повысить к.п.д. ДВС) и отличается более высокой максимальной скоростью сгорания. Токсичность выхлопных газов при нем намного ниже.



1. сырье возобновляемое,

2. выбросы СО 2 в атмосферу ниже на 50–80% по сравнению с традиционными видами топлива,

3. в процессе получения такого биотоплива производят еще несколько полезных побочных продуктов,

4. государства, где нет собственных запасов нефти, могут за счет этого обеспечить себе топливную независимость.

1. пока что высокая себестоимость производства,

2. меньшая мощность двигателей на таком топливе, больший расход,

3. необходимость больших площадей под выращивание нужных культур.