Какое масло лучше заливать в двигатель? Доступно о наболевшем. Моторное масло: как выбирать и когда менять. Советы экспертов ЗР

Когда указатель топлива приближается к нулевой отметке, у водителя не возникает вопроса: «какой бензин (дизель) заливать в бензобак?». Информация про требуемое октановое число есть в инструкции по эксплуатации автомобиля, название нефтеперерабатывающего завода (производителя топлива) интересует вас еще меньше, чем «адрес» нефтяной скважины.

Нормальный водитель обращает внимание лишь на логотип АЗС (на малоизвестных заправках есть риск купить «разбодяженное» или произведенное не по стандартам топливо).
Тогда почему вопрос: «Какое масло лучше заливать в двигатель?» вызывает столько дискуссий?

Общие сведения о моторных маслах

При работе любого агрегата, подвижные детали трутся друг о друга. Ролики (шарики) подшипников – об обоймы, коленчатый вал – о вкладыши, шатуны – о пальцы поршней. Для снижения износа, в точку контакта подается смазка.

Какие задачи выполняет масло, залитое в двигатель:

  • создает тонкую пленку с минимальным коэффициентом трения. Снижается нагрузка на двигатель, сокращается износ;
  • отмывает внутренние полости двигателя от шлаков, температурных отложений, продуктов износа. Весь «мусор» во взвешенном состоянии прогоняется через масляный фильтр, и оседает в картридже;
  • противодействие окислительным процессам. Любая смазка имеет в своем составе щелочные присадки, нейтрализующие кислоты, возникающие при работе двигателя. В результате химической реакции, снижаются коррозийные риски.

Смазка состоит из целого набора основных и вспомогательных (химически активных) компонентов. Их правильное сочетание определяет, какое масло залить в двигатель.

Производитель автомобиля выставляет особые требования к смазочным материалам. Химические предприятия, для получения так называемого допуска, подгоняют базовые характеристики под эти требования. В результате, покупатель может точно определить, подходит данный состав для его машины, или нет.

В технической документации автомобиля, кроме базовых характеристик смазочных материалов, обязательно есть допуск автопроизводителя к смазочным материалам. При выборе масла, эта комбинация букв и цифр несет в себе больше полезной информации, чем логотип производителя.

Например: «Фольксваген» — VW 507.00, «Форд» — M2C917-A, «Мерседес» — МВ 229.3.

Важно: Приведенные примеры не являются исчерпывающими для перечисленных марок авто. Допуск на смазочные материалы указывается в инструкции по техническому обслуживанию автомобиля, раздел: «Технические жидкости».

Как вы уже поняли, производители стараются выпускать моторные масла в соответствии с требованиями автоконцернов. Рыночные отношения не прощают вольностей в характеристиках, и автозаводы заключают договора с теми химическими концернами, которые предлагают продукт, максимально соответствующий запросам инженеров-мотористов.
То есть, на конвейере заливается действительно качественный состав.

То же самое относится к сети авторизованных СТО. Мастерам этих мастерских нет смысла использовать первые попавшиеся смазочные материалы, рискуя «запороть» мотор и оплатить гарантийный ремонт. А как быть автовладельцам, сбросившим с себя ярмо гарантийных обязательств? На прилавках стройными рядами расположились канистры от различных химических концернов, и у всех есть допуск для вашего авто.


Варианты без допуска лучше не рассматривать, даже по совету лучших друзей.

Важно: Автопроизводители постоянно меняют аббревиатуры своих допусков. Это связано с появлением новых технологий в моторостроении. Если вашему автомобилю более 10 лет, можно не найти заветную комбинацию на этикетке масла.

Есть два выхода:

  1. Покупать смазочные материалы только с логотипом вашего автомобиля. На них гарантировано будет допуск и для старых авто. Но это может быть слишком накладно, «оригинальные» масла стоят на 10%-25% дороже.
  2. Получить достоверную информацию о совместимости новых допусков со старыми, с сайта автопроизводителя. Как правило, при сертификации очередного допуска, автоконцерны составляют перечень «поглощения» старых стандартов, новыми.

И разумеется, для того, чтобы не попасть впросак при подборе очередной яркой этикетки, надо понимать, что означают базовые характеристики смазочных материалов.

Что такое вязкость масла

Смазочные материалы меняют консистенцию в зависимости от температуры. Причем эта самая температура может «скакать» в огромных пределах в течении одного цикла работы: от момента запуска мотора, до его остановки.

Как это работает?

Вы подобрали заливаемое масло по среднему значению температуры в регионе. Утром незапланированно ударил мороз, и стартер с трудом проворачивает коленвал: смазка загустела.

Затем двигатель прогрелся, масло стало слишком жидким, и пленка на поверхности контакта не удерживается. После поездки, когда вязкость смазочных материалов минимальна, вся жидкость стекает в поддон картера: в точках смазки сухо.

На следующее утро, мало того, что стартер снова работает с повышенной нагрузкой: пока мотор не прогреется, и жидкая смазка не поднимется по масляным каналам, узлы трения работают практически на сухую.

Чтобы понять какое масло лучше заливать, нужно понять что происходит с маслом и как оно в двигателе — интересное видео

Примерно так работают масла с неправильно подобранной вязкостью. 20-30 лет назад это была серьезная проблема: обязательно требовалась смена масла в соответствии с сезоном эксплуатации. Говоря проще: летом погуще, зимой пожиже.

Современные смазочные материалы имеют зависимость лишь от характеристик двигателя. Требуемая вязкость сохраняется независимо от окружающей температуры. Чем выше качество масла (зависит от набора присадок), тем стабильнее свойства на протяжении всего температурного цикла мотора.

Классификация моторных масел по вязкости:

Вязкость масла, это некий компромисс между способностью сохранять масляную пленку в точках трения (слишком жидкая консистенция этого не позволит), и текучестью (способностью масла перемещаться по масляным каналам).

Вязкость измеряется и маркируется по классификации SAE, и состоит из двух числовых обозначений, разделенный буквой W.


Первая цифра – это температурный показатель так называемого холодного старта (низкотемпературная вязкость). От него зависит, сможет ли стартер провернуть коленвал, скажем при -25°C.
Для нормальной работы мотора в прогретом состоянии, требуется в точности соблюдать значение второй цифры: высокотемпературная вязкость. Рабочая температура достигается довольно быстро, и все остальное время масло работает в «правильном» режиме вязкости.

Когда возникает вопрос: «какое масло нужно заливать?» в зависимости от сезона – все-таки важнее соответствие цифры после «W». Для запуска в лютый мороз, мотор можно привести в чувство с помощью подогревателя. А вот расхождение вязкости при штатной температуре ничем не компенсировать.

Какое масло лучше для зимы и нужно ли его менять?

Вопрос тесно связан с предыдущим разделом. Давайте разберемся, существует ли пресловутое «зимнее масло»? Как мы знаем, первая цифра в обозначении вязкости по SAE характеризует температуру холодного старта. То есть, при заданных характеристиках высокотемпературной вязкости (например, 30), будет обозначаться 0W30, а летнее – 10W30.

Разница видна на иллюстрации:


В некоторых регионах, где сезонные температуры отличаются на 60°C, каждый сезон заливается соответствующий тип вязкости. Если смена зимы и лета совпадает по пробегу со сроками проведения ТО, вам не придется мучиться вопросом: «Какое масло лучше заливать?». Летом значение высокотемпературной вязкости выше, зимой ниже.

А если согласно пробега, масло надо менять один раз в год?

В таком случае лучше обратить внимание на основу смазки. Синтетическое и полусинтетическое масло по-разному реагируют на смену температуры. А минералка настолько сильно зависит от градуса на улице, что заливать смазку не по сезоны – губительно для мотора.

Какое масло залить, синтетическое полусинтетическое или минеральное?

Чтобы понять, какое моторное масло лучше заливать в двигатель, рассмотрим разницу между типами основы:

  • синтетика производится из химических соединений углеводородов. Если не вдаваться в подробности – оно производится из природного газа. Вязкость такой основы практически не зависит от окружающей температуры, поэтому общие характеристики смазки не меняются, начиная от холодного старта, до прогрева до рабочей температуры. Правда производство достаточно дорогое, поэтому чистая синтетика влетает в копеечку
  • минеральный аналог любого масла (хотя правильнее сказать – это у минералки есть синтетические аналоги) создан на основе природного сырья, то есть нефти. Себестоимость низкая, цена смазки привлекательная. А что с параметрами? Пока масло «свежее», характеристики не хуже, чем у дорогой синтетики. Однако минеральная основа довольно быстро «изнашивается», если такой термин можно применить к жидкости. К тому-же, минералка сильно меняет вязкость в зависимости от температуры. Пока двигатель не прогреется, в морозную погоду лучше с места не трогаться. Если вообще удастся провернуть коленвал;
  • как обычно, всегда есть золотая середина. Полусинтетика имеет невысокую стоимость. А характеристики, в некоторых случаях не хуже чистой синтетики. С точки зрения срока использования – показатели неважные. Поэтому менять такое масло надо строго по расписанию ТО. А вот зависимость от температуры на порядок лучше, чем у минералки.

Несмотря на разнообразие торговых марок, настоящих производителей не более десятка. Выбирая хорошее масло, вы ориентируетесь на раскрученность логотипа и цену. Вы думаете, лучше лить дорогое масло? Маркетологи думают так же, предлагая одинаковый состав по разной стоимости.

Каждый глобальный производитель выпускает смазочные материалы под различными названиями. Если состав одинаковый, а цена отличается два раза, значит один бренд выделен в т.н. «элитную» категорию, а второй отнесен к эконом классу. Есть небольшая разница в присадках, не влияющая на качество принципиально.

Интересное видео про взаимозаменяемость моторных масел и брендов

Чтобы менять масло в двигателе, не переплачивая за имя – изучите структуру ведущих производителей масел и автохимии. Под каждым концерном находится десяток подчиненных торговых марок. Можете быть уверены: качество продукта с одинаковой маркировкой практически не отличается. Главное, проверять совместимость допусков вашего автопроизводителя.

Зависимость масла от топлива

Как вы поняли из предыдущего материала, не имеет значения, какой марки масло лучше заливать в двигатель. Для бензиновых и дизельных ДВС существуют допуски производителей авто. В чем между ними разница?

Бензиновый мотор работает мягко, но скорость вращения коленвала выше. Температурный режим также отличается. Соответственно, масла для двигателя на легком топливе должны быть более вязкими, и выдерживать высокую температуру.

Дизельный мотор прогревается медленно, а режим работы более резкий, связанный с вибрациями. Характеристики масел подбираются под эти условия, производители избавляют покупателя от принятия решения: какое масло лить в двигатель. На упаковке есть соответствующая маркировка:

Совет:
Не гоняйтесь за логотипами из телерекламы. Раскрученные бренды чаще подделываются мошенниками. Вы рискуете в лучшем случае купить обычное масло, заплатив втридорога, а в худшем – получить очищенную отработку в красивой коробке.

Как там у Жванецкого насчет трудностей выбора? «По пять очень большие, но вчера. А сегодня по три, но маленькие». С моторным маслом так же. Дорогущая импортная синтетика, которая обещает продержаться 15 000 км, или доступное российское масло, которое меняют вдвое чаще, - вот выбор !

Сугубо денежный вопрос пока отложим в сторону. Сейчас нас интересует исключительно здоровье мотора, а потому сравним уровни загрязнений, проконтролируем износ и оценим экономию топлива.

Ограничим выбор

Мы не собираемся сравнивать топовую суперсинтетику с самой дешевой минералкой, цены на которые различаются порой в двадцать раз. Нам интересны те масла, которые вполне можно рекомендовать для одного и того же мотора. Обязаны совпадать классы вязкости по SAE - и мы возьмем наиболее распространенный класс 5W‑40. Должны совпадать и категории качества. Современные дорогие синтетики не опускаются ниже уровня SN/CF по классификации API (А3/В4 по ACEA) - вот на нем и остановимся. Производитель автомобиля обычно не оговаривает тип масла, но сравнивать синтетику с минералкой как-то неловко.

В итоге мы выбрали два синтетических масла - европейское ценой 1950 рублей за четырехлитровую канистру и российское: 940 рублей за такую же емкость. Европейского взяли одну канистру, а российского - две, поскольку его придется поменять через 7500 км.

О методике

Мотор ВАЗ‑21126 на дорогом и на дешевом маслах работал в полностью эквивалентных условиях - в одних и тех же режимах, на одном и том же бензине, при одной и той же температуре наружного воздуха. Количество моточасов в обоих случаях эквивалентно 15 000 км пробега. Причем российское масло на середине «дистанции» заменили свежим.

Изучали динамику изменения параметров двигателя (мощность, экономичность и токсичность отработавших газов), периодически отбирали пробы, чтобы исследовать темп старения масла и накопления продуктов износа. По окончании испытаний вскрыли мотор и оценили по цветовой шкале отложения после работы на том или ином масле. До и после испытаний взвесили поршневые кольца и вкладыши подшипников коленчатого вала, чтобы оценить скорость износа основных узлов трения.

Что увидели

Дорогое масло за полный тестовый цикл не потеряло работоспособности, хотя параметры заметно просели - как у масла, так и у двигателя. Расход топлива к моменту окончания испытаний подрос на 3–4% по сравнению с начальной стадией; на 2,5% упала мощность. За 15 000 км условного пробега на угар ушло чуть меньше литра масла из залитых изначально четырех. То есть режим «от смены до смены без доливки» был выдержан.

При работе на бюджетном масле двигатель изначально показал чуть больший расход топлива (+ 1,5%), чем на европейском. Очевидно, что это следствие более высокой вязкости, не выходящей, тем не менее, за пределы допуска по SAE для масел этого класса. Это дало небольшое (практически в пределах погрешности), но устойчивое увеличение мощности (чуть меньше 1%). У бюджетного масла вполне ожидаемо оказалась более высокая динамика старения. За половину цикла испытаний (7500 км) расход топлива увеличился на 2,1% (при работе на дорогом - на 1,5%). Вторую половину испытаний, после замены масла , двигатель отработал практически так же - разница между итоговыми замерами на 7500 и 15 000 км лежит в пределах погрешности измерений. В итоге двигатель на двух заливках бюджетного масла отработал экономичнее, чем на одной заливке дорогого: разница в пользу отечественного продукта составила 1,1–3,0%, в зависимости от режима работы (в среднем -1,5%).

Анализ основных физико-химических параметров масел , характеризующих темп их старения, подтвердил результаты моторных тестов. Для дорогого масла по окончании «забега» (15 000 км) вязкость увеличилась на 11%, щелочное число снизилось на 30%, однако показатели за пределы браковочных не вышли. У недорогого масла после 7500 км рост вязкости составил 3,5% (первая заливка) и 5,8% (вторая заливка), причем у пробы со второй половины «пробега» темп старения оказался выше: сказалось загрязнение свежего масла остатками отработавшего, которые не слились при замене. Щелочное число село на 13–15% относительно начального значения - кстати, более высокого (это хорошо для тяжелых российских условий), чем у дорогого масла европейского производства.

А теперь оценим итог в деньгах. Одна канистра дорогого европейского масла, один фильтр плюс стоимость замены масла - это около 2350 рублей. Две емкости бюджетного, два фильтра, две замены - это 2680 рублей. Если же работу не учитывать (то есть менять масло самостоятельно), расходы сравняются - 2050 и 2080 рублей соответственно. А если принять во внимание разницу в расходе топлива? На отечественном масле мотор был на 1,5% экономичнее, а за каждый цикл испытаний съедал около тысячи литров «девяносто пятого». Если принять цену равной 38 рубликам за литр, получится 570 рублей экономии. Не так уж много, но баланс качнулся в сторону более частой замены масла.

Впрочем, выигрыш на топливе не самое главное. Важнее самочувствие мотора . Критериев оценки три: надежность работы (отсутствие отказов благодаря применению подходящего масла), чистота поверхностей, износ.

Надежность работы - полная. Никаких отказов в ходе испытаний зафиксировано не было, аварийной доливки масла не потребовалось. Впрочем, от масел группы качества SN другого мы не ожидали. Уровень высокотемпературных отложений в обоих случаях был практически одинаковым. Очевидно, что не проиграть европейскому маслу с более высоким качеством российское смогло благодаря вдвое меньшему интервалу замены. Да и начальное (равно как и конечное) щелочное число у нашего масла выше, а это один из косвенных показателей моющей способности. Что касается низкотемпературных отложений на поверхностях клапанного механизма и масляного поддона, европейский продукт отработал чуть лучше. Тут всё очевидно: в нем использовано более качественное базовое масло. Впрочем, разница близка к погрешности метода испытаний.

А вот при оценке степени износа мы обнаружили явный эффект от промежуточной замены масла. Это особенно заметно по поршневым кольцам (а значит, и по цилиндрам). Накопившаяся в масле грязь, особенно металлические частицы, содранные с поверхности деталей, работает как абразив, и никакие противоизносные присадки самого высококачественного масла с этой бедой не справляются. Поможет только своевременное удаление абразива из мотора - при смене масла. Точный пересчет в рубли в части износа мотора сделать невозможно. Но чаша весов всё больше склоняется в пользу уменьшения межсервисного интервала.

По три или по пять?

Итак, наш эксперимент вполне доказал целесообразность использования двух отечественных банок (THK Magnum Ultratec, Sintoil Platinum, ЛУКОЙЛ Люкс) вместо одной европейской (Shell Helix Ultra, Castrol Edge, Mobil Super 3000) - подтверждено и кошельком, и самочувствием мотора.

Конечно, можно сократить интервал замены масла, используя всегда только дорогой импортный продукт, - пользы для мотора будет больше. Но о разумной экономии тоже нельзя забывать.

Кроме того, мы проводили тесты в идеальных условиях лаборатории - в тепле, чистоте, на проверенном бензине. А как показывает практика (и наши предыдущие изыскания в ЗР, 2015, № 11), даже дорогая синтетика далеко не всегда выдерживает пресловутые 15 000 км пробега. Большинство масленщиков считает российские условия работы чуть ли не экстремальными. При этом всё происходящее с моторным маслом напоминает процесс износа любой технической системы: до какой-то наработки старение почти незаметно, а потом его темп резко растет. В технике такое состояние называют катастрофическим износом - и для масла действует то же правило. Важно сменить масло до наступления этого критического момента.

Итак, даже «крутое» масло, сдавшись, наносит ущерб мотору. А чтобы оградить себя от неприятностей, нужно чаще его заменять. Если нет возможности часто покупать дорогой продукт, то заведомо качественное доступное масло при условии более частой его замены полезнее для мотора.

«За рулём». Проводили экспертизу специалисты совместно с сотрудниками одной известной лаборатории.

Рейтинг, полученный с помощью четырёхшариковой машины

Были проведены незаменимые исследования свойств синтетических масел отечественного и зарубежного производств. Все основные испытания проводились на автомобиле марки ВАЗ, хотя некоторая часть замеров произведена была в лаборатории. Использовалась для испытания и специальная четырёхшариковая машина трения, предназначенная для определения нагрузок сваривания трансмиссионных масел.

Хотя, как утверждают некоторые эксперты в этой области, такой агрегат не предназначен для тестирования автомобильного . Подобных нагрузок в двигателе внутреннего сгорания просто нет, и с тестированием в состоянии справиться только EP присадки, изготовленные на основе фосфора и серы. А если вспомним, они с 1996 года не используются.

Что касается испытаний на четырёхшариковой машине трения, то такие эксперименты желательно проводить для трансмиссионных и индустриальных видов смазок.

Итак. Какое же масло можно назвать качественным и хорошим? Оказывается, по сути, такого понятия, как хорошее смазочное средство для , а вернее, наиболее качественное, - нет. Каждый из видов должен подходить под ваш двигатель. Понятно, что имеются в виду смазки от производителей, а не подделки.

Ну допустим. Пришла пора выбирать моторную смазку. Что делать? Как её выбрать? Вот и попытаемся дать некоторые полезные советы.

Правильный подход - первый шаг при выборе

Главное при выборе хорошей смазки для двигателя - это правильный подход. Следует уметь определять критерии и знать некоторые секреты. И самое важное, чтобы моторное масло соответствовало по своим характеристикам тем показателям и требованиям, которые выдвигает автопроизводитель.

Если действовать при выборе смазки, как человек простой, то бишь, узнавая у друзей и знакомых, то ничего дельного из этого не выйдет. Ведь каждый льёт масло разное и хвалит его. Что же делать?

Может порыскать в или лучше открыть соответствующий вопросу форум? Задать вопрос прямо: а какой вид смазки лучше заливать в двигатель? При этом не указывать ни марку автомобиля, ни возраст, да и вообще ничего, кроме вопроса. Большинство ответов будут содержать массу полезных советов по конкретным маслам, но лишь десять процентов поинтересуются, а какая у вас, вообще, машина, уважаемый? Указав марку, опять окажешься в окружении массы ответов, содержащих множество абсолютно разных мнений.

Инструкция, где всё чёрным по белому написано

Тупик, что делать? Как правильно и грамотно выбрать смазку для своей машины?

Если быть честным, то в первую очередь необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией для автомобиля. Именно там чёрным по белому написано, какой вид смазки следует использовать для двигателя. И какое автомобильное масло лучше, здесь не так важно. Но если автомобиль достался вам без сервисной книжки, то информацию можно найти у официальных представителей марки автомобиля.

Хотя допуски определённого масла разрабатываются для мотора, а не для марки автомобиля в целом. Так, некоторые производители автодвигателей предлагают заливать в их мотор несколько видов смазок, а не одну.

Обычно, допуск к маслу для определённой марки автомобиля состоит из специального кода - набора цифр и букв. К примеру, для этот код выглядит следующим образом: MB 228,3, а для Audi - VM 501.01.

Некоторые из автопроизводителей в своих запросах несколько скромны и в виде рекомендаций дают кодировку только по международным классификациям. Например, SAE, ILSAC, API.

Некоторые водители, особенно новички, могут спросить: а чем выбор смазки настолько важен? Ответ на этот вопрос лежит в области состава некоторых присадок, используемых в моторных маслах. Благодаря этим самым присадкам, их химическому составу, они имеют разные условия эксплуатации. И если выбрать смазку неправильно, то это грозит снижением мощности двигателя, повышенным и другими «барабашками» в автомобиле. В итоге это приведёт к выходу из строя двигателя, чего боится каждый водитель транспортного средства, ведь мотор - это сердце машины.

Идём дальше. Теперь необходимо оценить качество залитого до этого масла. Другими словами, нужно узнать, какой вид смазки находится в картере вашего автомобиля. Обычно, опытные водители спрашивают об этом у предыдущих владельцев. Но в некоторых случаях владелец не помнит или не желает давать подобную информацию. Ничего, это не беда! Промывка двигателя всё поставит на свои места, хотя это и обернётся лишними затратами.

Ещё одним важным параметром для будущих изысканий становится угар масла, то бишь его расход. Понятно, что расход нулевым быть не может по определению, ведь всё равно какое-то количество смазки сгорает в любом случае. Но вот сколько?

Анализирование - ещё один правильный шаг при выборе

Узнав, какое масло залито в двигатель вашего авто и какой у него расход, нужно провести небольшое исследование. Сравнить оба показателя с теми, что рекомендует производитель. Соответствует, к примеру, угар смазки параметрам, выдвигаемым автопроизводителем, или нет. Одним словом, если разницы нет или она небольшая, менять марку не стоит, так как это грозит лишними сложностями.

По сути, смена заливаемого в двигатель масла - это прямой вред мотору и его внутренним деталям, уже привыкшим работать на старом. Хотя, если расход смазки слишком завышенный, менять марку смазки всё-таки придётся. Напомним, что это относится к ситуации, когда сервисной книжки автомобиля нет, и вы не смогли узнать, какой вид смазки рекомендует использовать производитель.

Наконец, последним шагом при выборе становится информация списка такой продукции, знание марок и производителей. Зная марку смазки, подходящей для вашего автомобиля, вы всё равно встанете перед выбором, ведь видов одной и той же марки множество. Какой же лучше?

Можно сделать и так: ввести допуск смазки в поисковик интернета и придёт список нужных.

Но вот в чём дело. Оказывается, не все производители публикуют информацию о сертификации по допускам в . Получается, что добраться до этой информации будет сложно. Хотя трейдеры, торгующие разными марками смазок, практически всегда публикуют информацию.

Получается, что самым главным при выборе является допуск смазочного материала, означающий набор присадок и стандарт качества? Да. И конечно же, комплексный подход к выбору смазки, представленный выше в виде определённых, поэтапных шагов.

Классификация и виды

Теперь попробуем разобраться в широком ассортименте моторных масел, представленных на рынках сегодня. Узнаем про классификации моторных масел и многое другое.

Минеральное

Одним из видов моторного масла является минеральное, получаемое в результате смешивания стандартных дистилляционных и остаточных масел. Можно ли сказать, что это самое лучшее автомобильное масло? Вряд ли. Как и было сказано выше, всё зависит от марки автомобиля, вида его двигателя.

Стоит отметить, что минеральные масла имеют довольно узкий круг применения и стоят намного дешевле.

Если смешать минеральное масло с синтетическим, что делают часто, получится полусинтетическое автомобильное масло. Оно применяется практически во всех моторах и значительно экономит топливо. Также такой тип масла имеет прекрасные технические характеристики.

Синтетическое

Для его получения используется сырьё дорогое. Кроме того, чтобы получить синтетическое автомобильное масло, нужно применять дорогостоящее оборудование. Оно обладает высокими эксплуатационными характеристиками и используется при любых погодных условиях, а также в любое время года.

Классификация моторных масел по вязкости (SAE)

Кроме типа масел, существует ещё такой параметр, как его вязкость. Это самая важная его характеристика и придумана она американским обществом автомобильных инженеров. Шифруется вязкость кодировкой SAE. И по этой классификации абсолютно все масла делятся на летние, зимние и всесезонные.

Летние виды различают по числовым кодировкам. Например, автомобильное масло SAE 40 или SAE 50. Что касается зимнего масла, то его кодируют следующим образом: SAE 0w или SAE 15w. И, наконец, всесезонные смазки обозначаются двумя знаками.

Чем больше цифра летнего вида масла, тем больше его вязкость при высоких температурах. Другими словами, смазывание двигателя при высоких температурах проходит надёжнее.

Чем меньше цифра в зимнем виде масла, тем меньше его вязкость при низкой температуре. Другими словами, холодный пуск двигателя происходит намного легче.

Классификация масел по API

Существует ещё одна версия классификации масел автомобильных. Так, классификация API делит автомобильные масла на два типа: предназначенные для и предназначенные для бензиновых моторов. Какое хорошее из них, значения не имеет.

Рейтинг моторных масел

Понятно, что объять необъятное невозможно, и масла для всех автомобилей в одной статье описать не получится. Однако в наших силах сделать сводное сравнение наиболее известных брендов, представленных на российском рынке. В качестве основы для сопоставления мы возьмём ресурсный тест масел, упомянутый выше, а также данные ряда автомобильных экспертов и простых автолюбителей. Такой сводный рейтинг поможет вам выяснить, на какой бренд лучше обращать внимание при покупке смазочного материала.

Никаких сомнений

Масло, выпущенной японской корпорацией ZIC, можно рекомендовать каждому автолюбителю. Несмотря на высокую стоимость, оно действительно помогает экономить немало денег. Среди его положительных черт стоит отметить минимальный износ силового агрегата и отсутствие серьёзного нагара после длительной эксплуатации. Кроме того, исследование, проведённое после слива масла, показало, что этот смазочный материал пригоден к эксплуатации даже после выработки положенного ресурса. Если вы случайно забудете вовремя сменить масло в моторе, серьёзных последствий ждать точно не придётся.

Продукция компании Shell всегда считалась одной из лучших - это подтверждается как результатами лабораторных исследований, так и отзывами. Единственным недостатком можно назвать большой расход на угар при работе мотора в предельных режимах - активным водителям придётся покупать небольшой флакон для доливки в процессе эксплуатации. Масла Shell не оставляют нагара и позволяют очищать мотор. Однако стоит быть осторожным - для старых автомобилей рекомендуется использовать минеральное масло этого бренда, которое не приводит к повреждениям мотора в результате вымывания всех отложений, заполняющих поры металла. Ещё одним минусом можно назвать огромное количество подделок масла, которые заведомо не соответствуют никаким нормам.

Смазочный материал, выпускающийся под знаменитым брендом Motul, показал лучшие результаты в области и работы при высокой температуре. При испытании спорткаров с этим маслом был достигнут минимальный показатель выработки компонентов мотора. Однако есть у масла Motul существенный недостаток - при активной эксплуатации автомобиля оно теряет свои свойства быстрее, чем описанные выше аналоги. Тем не менее показатели скорости старения позволяют уложиться в нормативные интервалы, установленные производителями транспорта.

Оптимальный баланс

Масло французского концерна Total ценят за сочетание умеренной цены и превосходного качества. Конечно, по показателям долговечности и стабильности физических характеристик ему далеко до мировых лидеров, однако все характеристики при замене укладываются в актуальные нормы. Существенным плюсом смазочного материала является возможность борьбы с грязью - все отложения вымываются уже после 3–5 тысяч километров. Кроме того, радует минимальный расход на угар, который сокращает расходы автомобилиста и уменьшает вред для окружающей среды.

Чуть меньше стоит масло Elf, однако его параметры назвать идеальными нельзя. Несмотря на то что все показатели уложились в действующие стандарты, наблюдались проблемы с расходом на угар при движении в городе. Кроме того, отклонение от периодичности замены масла может нанести существенный ущерб компонентам двигателя - оно стареет достаточно быстро. Однако существенный плюс продукции этого французского бренда - минимальный объем отложений, образующихся при длительной работе мотора.

Масла международного концерна British Petroleum хорошо известны российскому потребителю благодаря сотрудничеству с корпорацией ТНК. Они хорошо защищают двигатели от повреждений и ускоренного износа, а также образуют минимальный объём отложений. Однако длительная работа при высокой температуре заставляет масло сильно густеть, что обусловлено особенностями его химического состава. Поэтому такой смазочный материал лучше не выбирать владельцам спорткаров и других динамичных автомобилей.

Надеемся, что эта статья поможет вам подобрать то масло для двигателя, которое станет родным для него и значительно повысит мощность и срок эксплуатации.

Хорошо известно, что на срок службы или двигателя огромное влияние оказывает качество топлива и моторного масла. Если учесть, что горючее рядовой потребитель заливает в бак, ориентируясь в основном на репутацию той или иной сети АЗС, с моторным маслом дела обстоят несколько иначе.

По этой причине плановая замена масла, особенно для начинающих автолюбителей, порой становится настоящим испытанием. Точнее, дело даже не в самой замене, когда речь идет об удалении отработки из мотора и заправке нового смазочного материала, а именно в правильном подборе масла.

В этой статье мы поговорим о том, что нужно знать о моторных маслах, как выбрать масло для двигателя, какую вязкость масла выбрать лучше для нового или мотора с пробегом, стоит ли останавливать свой выбор только на известных брендах масла и т.д.

Читайте в этой статье

Как выбрать моторное масло для автомобиля

Итак, поехали. Прежде всего, еще раз обратим ваше внимание на то, что своевременная и его правильный подбор являются ключевыми аспектами, от которых зависит стабильность работы, надежность и моторесурс любого ДВС.

При этом в продаже представлен огромный ассортимент масел, что значительно осложняет выбор не только для новичков, но и для водителей со стажем. Это не удивительно, так как на полках можно увидеть как доступные по цене, так и далеко не бюджетные продукты различных отечественных и иностранных брендов.

Весь дальнейший выбор зачастую основывается только на рекомендациях продавца. При этом не следует забывать, что последний, как правило, преследует собственную коммерческую выгоду, не сильно заботясь о дальнейшей судьбе мотора. Вполне очевидно, что такая ситуация для многих авто владельцев является неприемлемой. Если вы с этим согласны, тогда давайте проведем небольшой «ликбез» по моторному маслу.

Типы масел для двигателя

Для лучшего понимания всех тонкостей и нюансов, давайте начнем с так называемой базовой основы любого масла. Указанная масляная основа может быть:

  • минеральной
  • полусинтетической
  • гидрокрекинговой
  • синтетической

Минеральное масло, более известное в народе как «минералка», изготавливают путем перегонки и очистки нефти. Синтетические масла (так называемая «синтетика») изготовлены на основе синтеза газов. Полусинтетическое масло («полусинтетика») представляет собой смесь синтетики и минералки в определенных пропорциях.

Гидрокрекинговое масло производится из нефти, как и минеральное, но после процесса сложной обработки больше напоминает по молекулярной структуре «синтетику», а не минеральное масло. Теперь давайте взглянем на все типы масел более детально, а также рассмотрим их преимущества и недостатки.

Масла на минеральной основе

Минеральные масла часто называют нефтяными, так как их изготавливают из нефти. Для изготовления применяются процессы рафинирования, а также осуществляется дистилляция. Данный тип масел также дополнительно делится на: парафиновое, нафтеновое, ароматическое.

Различия состоят в том, какое строение имеют углеводороды в основе. Что касается смазки для ДВС, для этих целей лучше всего подходит парафиновая основа, которая отличаются улучшенными вязкостно-температурными характеристиками.

Еще добавим, что качество основы зависит от содержания в ней серы. Сера влияет на окислительные свойства смазки. Показатель содержания серы до 1 процента указывает на то, что такая основа будет медленнее стареть, то есть износ двигателя и его деталей будет менее интенсивным. Если же серы больше, тогда необходима дополнительная обработка, что означает более высокую конечную стоимость основы.

Если суммировать информацию, минеральные масла отличаются от аналогов тем, что в них содержится большое количество химических присадок, которые нужны для стабилизации характеристик масляной основы. При этом потеря полезных свойств применительно к данной группе смазок все равно происходит достаточно быстро.

Главным плюсом является то, что масла на минеральной основе получаются самыми доступными по цене. Однако нужно учесть, что их нужно чаще менять. Как показывает практика, данный тип моторного масла рекомендуется для двигателей, которые не работают в тяжелых условиях.

Другими словами, длительная работа на холостом ходу, низкое качество топлива, общая запыленность наружного воздуха, работа на высоких оборотах, высокий порог термостатирования (срабатывание термостата) являются основными факторами, которые приводят к быстрому срабатыванию минерального масла в ДВС.

По этой причине указанный тип смазок, в основном, используется в старых автомобилях (отечественная «классика», многие иностранного производства). Дело в том, что такое масло отличается повышенной вязкостью, что позволяет уменьшить риск появления течей прокладок и сальников, а также снизить на угар и т.п.

Синтетическая основа масла

Синтетическое масло является продуктом сложного синтеза целого ряда химических соединений, благодаря чему готовый продукт отличается высокой стабильностью полученных свойств.

Прежде всего, синтетика менее вязкая и лучше прокачивается по системе смазки, при этом уменьшается трение между деталями в узлах ДВС. В режимах средних и высоких нагрузок создается прочная масляная пленка, что позволяет надежно защитить двигатель, добиться увеличения мощности, снизить расход топлива.

Отличная текучесть синтетической смазки в условиях низких температур позволяет добиться легкого запуска силового агрегата в морозы. Повышенная температура испарения позволяет сделать такое масло менее чувствительным к высокому нагреву.

Стабильность характеристик на фоне увеличенного срока службы говорит о том, что свойства не меняются, так как масло во время работы двигателя не так сильно подвержено окислению. Вполне очевидно, что благодаря таким уникальным особенностям синтетические масла лучше, но и намного дороже самой качественной минералки.

При этом синтетика чаще всего используется в спортивных автомобилях, а также заливается в силовые агрегаты, постоянно работающие при очень высоких и максимальных нагрузках. Также использование синтетического масла оправдано в том случае, когда автомобиль эксплуатируется в регионе с очень высокой или низкой температурой воздуха.

Полусинтетика и гидрокрекинг

Масла данной группы являются компромиссом между дешевой минеральной основой и дорогой синтетикой. Начнем с полусинтетических продуктов. Полусинтетическое моторное масло представляет собой продукт, который получают путем смешивания минеральной и синтетической основы. Такой подход позволяет значительно улучшить эксплуатационные показатели минералки, при этом цена остается вполне доступной.

Универсальную смазку можно заливать как в бензиновый, так и в дизельный мотор. Еще в классификации по API можно встретить маркировку EC1, EC2 и т.д. Так обозначены энергосберегающие масла. Чем большей окажется цифра, тем большую экономию горючего способно обеспечить то или иное энергосберегающее моторное масло.

Классификация по ACEA

Классификация ACEA появилась в 1996 г. Главным отличием от API является более узкое определение касательно области применения смазки. Также отдельное внимание уделяется противоизносным свойствам смазочного материала.

Маркировка масел представляет собой литеру А (для бензиновых двигателей легковых авто, микроавтобусов, легких фургонов), а также литеры В (для дизелей легковых авто, микроавтобусов, фургонов) и Е (для дизельных агрегатов на тяжелых грузовых авто, автобусах).

Дополнительно присутствует цифровое обозначение. Чем больше цифра, тем лучшим оказывается смазочный материал. Еще цифры в маркировке указываются через дефис. Эти цифры говорят о том, в каком году была утверждена или изменена спецификация (например, А3-96, B3-96, E3-96 и т.д.)

Также следует добавить, что с 2004 г. в классификации по ACEA добавился еще один класс масел, обозначенный литерой C. Речь идет об универсальных маслах, которые можно равноценно использовать в бензиновых и дизельных двигателях.

Итак, с учетом данной информации становится понятно, как выбрать моторное масло для бензинового двигателя или дизельного силового агрегата. Как видно, необходимо обращать внимание не только на масляную основу и вязкость, но и на соответствие смазочного материала рекомендациям производителя ДВС согласно стандартам API и ACEA.

С учетом огромного выбора смазочных материалов, как специалисты, так и простые водители часто не могут дать однозначный ответ на вопрос, какого производителя моторного масла выбрать. Одни предпочитают использовать Shell или Mobil, другие отдают предпочтение Liqui Moly, третьи рекомендуют заливать Castrol или Total, четвертые останавливаются на маслах Лукойл и т.д.

Сразу отметим, что подбирать смазку только по производителю будет несколько ошибочным шагом. Для двигателя намного больше важен не изготовитель, а интервалы замены смазочного материала с поправкой на качество топлива и условия эксплуатации ТС в каждом конкретном случае.

Другими словами, большой разницы не будет, если вы зальете в мотор, например, гидрокрекинговое масло Mobil или Liqui Moly. Главное, чтобы смазка была оригинальной, с учетом вязкости, а также соответствовала допускам и рекомендациям производителя вашего двигателя.

Начнем со старых или изношенных моторов. В этом случае никак не следует стремиться залить исключительно дорогую синтетику, так как с современными синтетическими смазками. Получается, использование дорогой смазки может только навредить мотору, стать причиной утечек масла и т.п.

Что касается распространенной практики повышения вязкости масла на моторах со средним или большим пробегом, такие действия допускаются. Однако нужно иметь достаточный опыт, отдельно учитывать степень износа агрегата, особенности эксплуатации, сезонность.

Другими словами, если рекомендуемое масло 5W-30, залить 5W-40 можно. При этом нужно помнить, что такая смазка будет более вязкой при низких и высоких температурах. Зимой это может обернуться затрудненным пуском и повышенным износом. При этом после прогрева ДВС изношенный двигатель на более вязком масле будет работать тише и мягче, давление в системе смазки возрастет, так как более толстая масляная пленка заполнит увеличившиеся от износа зазоры между деталями.

Теперь рассмотрим случай, когда в руководстве по эксплуатации указана конкретная марка смазки (например, оригинальное масло GM для Opel/Chevrolet, масло для Toyota или Ford). В этой ситуации оптимально приобретать смазочный материал у официального дилера, особенно если машина на гарантии.

Если же автомобиль не гарантийный, тогда можно залить любую другую марку масла с такими же характеристиками, как и у оригинальной смазки. Кстати, при переходе с одного типа масла на другой даже в рамках использования продуктов одного бренда, в ряде случаев рекомендуется перед заменой масла промывать двигатель.

Однако для старых моторов с грязной масляной системой не рекомендуется использовать . Для промывки системы смазки лучше всего значительно сократить интервалы замены самого масла. Это значит, что после перехода на другое масло замену нужно произвести не через 8-10 тыс. км, а уже через 3-4 тыс. Затем следующая замена производится через 5-6 тыс. км, после чего смазка эксплуатируется в штатном режиме.

На машинах с в летний период лучше использовать более вязкое масло, так как езда на газу означает, что горючее не попадает в картер, также масло не так интенсивно загрязняется продуктами сгорания бензина и медленнее теряет свои свойства. Такой подход позволяет несколько увеличить интервалы замены смазки.

Как показывает практика, на многих двигателях от замены до замены масло приходится доливать. Важно помнить, что крайне не рекомендуется смешивать моторные масла разных типов и производителей. Смешивание допускается только тогда, когда ситуация аварийная, при этом нужно учесть целый ряд особенностей. Также за нужно постоянно следить, не допуская снижения и превышения допустимого показателя.

Если машина эксплуатируется в тяжелых условиях (длительная работа на холостых оборотах, режим езды старт-стоп в городском цикле, короткие поездки и т.д.), тогда интервал замены масла следует сокращать. Как правило, синтетику и гидрокрекинг в условиях СНГ лучше менять каждые 10 тыс. км., полусинтетика требует замены к 7-8 тыс., минеральное масло меняется каждые 5-6 тыс. км.

Для дизельных двигателей, а также высокофорсированных на бензине замена масла показана каждые 7 тыс. км. При этом не следует полагаться на так называемые масла LongLife с увеличенным сроком службы. Дело в том, что такие продукты не рассчитаны на отечественные условия эксплуатации (качество топлива, запыленность дорог и т.д).

Напоследок добавим, что приобретать масло лучше всего у официального дилера или в проверенных официальных точках продажи. Дело в том, что на рынке СНГ присутствует большое количество подделок. При этом важно понимать, что достаточно часто подделывают именно продукцию известных брендов (Shell, Mobil, Liqui Moly, Castrol, Total и т.д.)

На сомнительное происхождение масла также может указывать и его явно сниженная цена. На момент написания данной статьи литр минералки стоит как минимум около 120-150 руб., полусинтетика имеет цену около 300-350 руб., синтетические масла стоят около 600-650 руб. за 1 литр. Обратите внимание, указанные цены минимальные, то есть для конкретного автомобиля качественная синтетика может обойтись около 1000 руб. и даже больше.

Почти все владельцы автомобильных средств задают себе и продавцам специализированных магазинов один и тот же вопрос: «Какое моторное масло лучше выбрать для моего автомобиля?» Ведь на полках расположена продукция десятков производителей – как малоизвестных, так и знаменитых, которых знают во всём мире. Вопрос, конечно, непростой.

Если номенклатура базовых составов масел относительно невелика, то пакеты присадок разнообразны. Производители моторных масел стараются подбирать уникальные для каждого своего продукта пакеты присадок. Именно они создают то масло для двигателя, которое будет выполнять все функции, обеспечивающие его долгую службу.

Невозможно составить реальный рейтинг лучших моторных масел. Причина – огромное количество предложений на рынке. Кроме того, характеристики и спецификации, написанные на этикетках, никогда не скажут вам, что именно это – лучшее моторное масло для вашего авто. Чтобы точно знать, какой марки масло лучше заливать в двигатель, требуется хотя бы информация о его базовом составе. А такие данные раскрывают далеко не все изготовители.

Яркий тому пример – масло для автомобиля, основа которого получена по технологии каталитического гидрокрекинга. Одни производители позиционируют его как синтетическое масло, другие – как полусинтетику. При этом не правы те и другие. Это – чисто маркетинговые ходы, предназначенные для увеличения продаж. Гидрокрекинг – это отдельный вид базовых составов, приближающихся по своему качеству, а также свойствам, к синтетике. Но получены эти базовые моторные масла из нефти. На самом деле, благодаря добавлению присадок в итоге получается хорошее масло. Оно дешевле синтетики, а по своим показателям ненамного уступает ей.

Лучшие синтетические масла

Лучшее моторное масло, которое обязательно к применению в новых двигателях с пробегом менее 100 тысяч км, имеет на этикетке надпись Full Synthetic. Это довольно дорогое моторное масло, основа которого состоит из синтезированного синтетического состава. Его получают из природного газа и лёгких фракций углеводородов, содержащихся в нефти. Их выделяют на нефтеперерабатывающих заводах, разделяя нефть путём перегонки на лёгкие и тяжёлые фракции. Синтетические составы подразделяются на:

  • полиальфаолефиновые;
  • полиорганосилоксановые;
  • углеводородные;
  • эфирные;
  • эстеровые.

Есть также другие, мало распространённые синтетические основы автомасла. Синтетические базовые масла имеют высокое значение индекса вязкости – от 150 до 170 единиц. Они загустевают при очень низких температурах, от -45°С и ниже. Это облегчает запуск холодных двигателей. Для таких автомобильных масел присуще соблюдение вязкости во всём диапазоне температур – от сильного мороза до +300°С, характерной температуры в цилиндропоршневой группе мотора. Они не теряют свои вязкостные характеристики даже при перегреве силового агрегата. Это – наиболее ценный для сохранности двигателя продукт. Какие же масляные составы самые лучшие в мире?

MOBIL Super 3000 X1 5W-40

Корпорация «ЭксонМобил» – крупнейшее в мире предприятие, перерабатывающее нефть и производящее продукты автохимии, в том числе, по мнению российских автомобилистов, самые лучшие моторные масла. Компания первой в мире стала выпускать качественное масло на синтетической основе.

По спецификациям API этот смазочный состав имеет уровень SN/SM для бензиновых моторов. Смазка может применяться также в дизелях, которые используют уровни масел API CF. Уровень качества масляной жидкости доказан большим количеством допусков, которые дали автопроизводители для своих машин. Список этих предприятий представлен ниже:

Впечатляет, не правда ли? Смазка относится к категории Low SAPS – это значит, что состав имеет низкое содержание сульфатной зольности, фосфора и серы, обеспечивая эффективность систем очистки отработавших газов Евро-4 и Евро-5. Смазочная жидкость предназначена для применения в современных двигателях обоих типов – как бензиновых, так и дизельных, не имеющих сажевых фильтров. Также в турбированных моторах с системами прямого впрыска топлива. Масло хорошо защищает в случаях обычных режимов эксплуатации, а также при движении с высоконагруженными условиями.

Топ продаж данного масляного состава пришёлся на 2015 и 2016 годы. Это моторное масло по рейтингу наиболее популярно среди россиян. Масляная жидкость имеет температуру застывания 39°С. В последнее время участились появления подделок продукта на российском рынке. Поэтому лучше приобретать его в больших, проверенных, специализированных магазинах, торгующих автохимией.

SHELL Helix Ultra 5W-40

Эта смазочная жидкость не зря входит в топ среди российских автолюбителей. SHELL Helix Ultra 5W-40 – продукт британо-нидерландской корпорации Royal Dutch Shell, четвёртой в мире по объёмам активов. Она обладает уникальной технологией получения синтетической основы из природного газа. В результате базовый состав имеет очень высокое качество. В нём совсем нет вредных для мотора примесей.

Смазка производится как в Европе, так и в России, на большом заводе в Торжке, построенном Royal Dutch Shell. Представляет собой лучшее масло для дизельных двигателей, снабжённых фильтром для сажи (DPF). Helix Ultra 5W-40 – единственный выбор моторного масла, который сделала компания Ferrari в качестве разрешённого для своих автомобилей. Больше ни один продукт не удостоился такой чести. Кроме того, смазка имеет много допусков от других автопроизводителей:

Список внушительный. Судя по отзывам специалистов, моторная жидкость российского производства по своим показателям не уступает европейскому оригиналу. Согласно американской спецификации API, смазочный материал имеет уровень SN/CF. Европейская АСЕА присвоила показатели A3/B3, A3/B4. Это значит, что смазка предназначена для новейших моторов, работающих на бензине, а также для дизельных двигателей. Будучи одним из лидеров продаж, масло вошло в ещё один топ, являясь лидером по количеству подделок в 2015 и 2016 годах.

SHELL Helix Ultra ECT 5W-30

Ещё один продукт Royal Dutch Shell попал в топ продаж. Эта 5w30 синтетика имеет категории API SN. Европейская спецификация ACEA присвоила ему показатели C3/A3/B3/A3/B4. Это значит, что продукт можно применять к новейшим моторам, в том числе снабжённым каталитическими системами нейтрализации отработавших газов.

Применяется ко всем типам силовых агрегатов, включая турбированные. Смазка относится к категории Low SAPS, имея пониженное содержание зольности, серы и фосфора. Это обеспечивает ей длительный срок службы. Допуски также есть от крупнейших автопроизводителей:

  • Мерседес-Бенц;
  • Фольксваген;
  • БМВ;
  • Порше;
  • Крайслер;
  • Дженерал Моторс.

Масло требует замены после пробега не более 6–7 тысяч км, учитывая низкое качество используемого топлива.

MOBIL 1 ESP Formula 5W-30

Масло посерьёзней, чем Shell, в плане долгосрочной термоокислительной стабильности. Фольксваген разрешает менять эту смазку через 30 тысяч (!) километров пробега. Это – энергосберегающий продукт, обеспечивающий экономию топлива до 2,5%. Синтетическое масло также относится к категории Low SAPS, имея низкую малозольность, мало серы и фосфора в своём составе. Вот почему этот смазочный материал входит в рейтинг моторных масел с лучшими эксплуатационными характеристиками.

По спецификации API имеет категории SN/SM/CF. Это значит, что есть возможность его применения на самых последних модификациях моторов, потребляющих как бензин, так и солярку. АСЕА присвоили ему категории C2/C3, A3/B4, A5/B5, что является высшим показателем качества этой моторной жидкости. Масло полностью совместимо с фильтрами сажи дизелей и каталитическими нейтрализаторами бензиновых моторов. Следующие автопроизводители дали «добро» на использование смазки в своих автомобилях:

Лучшие полусинтетические смазки

Для многих автомобилистов эти масляные составы – наиболее оптимальное решение. Российский автопарк более чем на 50% состоит из подержанных автомобилей отечественного и зарубежного производства. Для них полусинтетика подходит лучше всего. Вдобавок она намного дешевле синтетических масел. В большинстве случаев основа таких смазок на 70% состоит из высокоочищенного минерального масла, а на 30% – из синтетической добавки. Но могут быть изменения в сторону увеличения синтетической составляющей.

Отдельно стоит сказать о гидрокрекинге. Такая моторная жидкость может предлагаться как полусинтетический материал. Какое масло лучше всего подойдёт для автомобиля с пробегом? Масляная жидкость, изготовленная по VHVI технологии, будет оптимальной, поскольку свойства её базового состава приближаются к синтетическому продукту. Наилучшее масло в этой группе – южнокорейское ZIC, основа которого получена по технологии глубокого каталитического гидрокрекинга.

ZIC A+ Gasoline VHVI 10W-40

Эта недорогая смазочная жидкость завоевала расположение многих россиян. Ее базовый состав превосходит по своим вязкостным характеристикам синтетические смазки III группы, согласно классификации API. С этим маслом двигатель отлично запускается в морозную погоду до -25°С. Такой показатель вполне приемлем для регионов с умеренным и тёплым климатом. При высоких температурах в работающем моторе масляная жидкость не теряет своей вязкости. Поэтому расход этого смазочного состава на угар практически отсутствует или минимален в изношенных моторах.

Основные классификаторы так определили его характеристики: согласно SAE, вязкость 10W-40; API присвоила ему категории SM/CF. В продаже есть также модификации более раннего изготовления – SL только для бензиновых моторов. По европейскому стандарту АСЕА – A3/B3/B4/C3, что есть вообще отличным показателем. Смазка обладает очень хорошими моющими, противоизносными, антикоррозийными и антиокислительными качествами, позволяет экономить топливо. Ресурс ее работы находится на уровне синтетических составов. Моторная жидкость имеет допуски от:

  • Мерседес-Бенц;
  • Фольксваген;
  • БМВ;
  • ОАО «АВТОВАЗ».

Mobil Super 2000 X1 10W-40

Этот полусинтетический состав, по результатам тестов, занял 2-е место в рейтинге. Производится на заводах Финляндии, а также Италии. Отмечаются высокие защитные качества этого масляного состава. Хорошая устойчивость к окислению позволяет использовать длительный ресурс его работы. Для российского топлива этот показатель находится на уровне 7–7,5 тысяч км пробега.

Отменные моющие качества позволяют содержать двигатель в чистоте. Уровень как низкотемпературных, так и высокотемпературных отложений совсем небольшой. Согласно основным спецификациям, вязкостно-температурные характеристики, по SAE, находятся в категории 10W-40. API определила его статус, как SJ/SL/CF. Масло – универсальное, может применяться к бензиновым и дизельным моторам.

Европейская ассоциация АСЕА присвоила показатели A3/B3. Единственный недостаток – довольно высокая стоимость для своей группы масел. Кроме того, допуски у этой смазки скромные – только Мерседес-Бенц и Фольксваген дали разрешение на ее использование в своих автомобилях.

Esso Ultra 10W-40

Одно из самых недорогих масел в своей группе, при этом имеющих довольно приличные характеристики. На российский рынок поступает масляная жидкость, изготовленная в Финляндии. Антиокислительные свойства смазки находятся на довольно высоком уровне, что предполагает относительно длительный ресурс её использования. Защитные качества тоже хороши, а моющие уступают лидерам – ZIC A+ и Mobil Super 2000. Отложений в двигателе остаётся больше. Ещё одно достоинство – низкий уровень расхода по мере пробега. Смазка практически не угорает.

Эксплуатационные характеристики таковы: SAE 10W-40, API показывает невысокие категории SJ/SL/CF. Масляный состав – универсален для бензиновых и дизельных моторов. АСЕА определила его категории, как А3/В3.

Уже несколько лет этот смазывающий состав находится в тройке лидеров по объёмам потребления в России. Список допусков скромен – только Мерседес-Бенц и Фольксваген.

Выводы

Как видно из вышеизложенного материала, российский рынок может предложить автомобилистам очень приличные, качественные, расходные материалы для моторов. Цены на синтетику, конечно, кусаются. Но для отечественных авто вполне подойдут такие полусинтетические жидкости, как ZIC A+. Соотношение показателя «цена – качество» у этого масла наилучшее из всех представленных продуктов. Надеемся, что обзор поможет вам определиться с оптимальным для вашего авто маслом.