Какое хорошее масло для двигателя автомобиля. Рейтинг, полученный с помощью четырёхшариковой машины. Выбор масла — важен

3 4

Какой бы ни был автомобиль, его владелец всегда стремится заливать в двигатель самое лучшее моторное масло. Не всегда это получается, но все же данная тенденция присутствует. При этом потребителю очень важно не терять бдительность, чтобы не приобрести подделку – их на отечественном рынке хватает более чем.

В данном обозрении будут рассмотрены лучшие (сугубо по нашему мнению, основанному на характеристиках продукта и отзывах пользователей) смазки, зарекомендовавшие себя исключительно с положительной стороны. Для удобства читателя, рейтинг был разделен на самые популярные категории смазок для двигателя.

Лучшее синтетическое моторное масло

Синтетическое моторное масло гораздо стабильнее при долгой эксплуатации, нежели минеральное и полусинтетическое. Оно хорошо выдерживает высокие и низкие температуры, не образует нагар и не замерзает в условиях сильного мороза, а также обладает хорошим моющим свойством. Однако и цена на него значительно выше.

4 BP Visco 5000 5W-40

Надежная защита двигателя от износа
Страна: Англия
Средняя цена: 1635 руб.
Рейтинг (2019): 4.7

Разработанное на основе синтетики, масло Visco 5000 предназначено для круглогодичной эксплуатации в двигателях современных автомобилей, в регионах с температурными колебаниями в пределах от -35 °C до 40 °C. Уникальная технология CleanGuard, используемая в данной смазке, эффективно способствует лучшему очищению деталей мотора и препятствует образованию новых отложений. Этим гарантируется надежная защита всех узлов двигателя и продление срока его службы, даже в самых экстремальных условиях.

Синтетическое моторное масло Visco 5000 имеет стабильные показатели технических характеристик при любых нагрузках, что хорошо сказывается на работе мотора. Эту особенность в своих отзывах отмечают владельцы, решившие заливать данный продукт на постоянной основе. Благодаря устойчивости к выгоранию, смазка экономично расходуется, что также нравится владельцам.

3 ELF Evolution 900 NF 5W-40 4 л

Сохраняет свои характеристики при пиковых нагрузках
Страна: Франция
Средняя цена: 1440 руб.
Рейтинг (2019): 4.7

Синтетическое моторное масло ELF Evolution 900 NF 5W-40, предназначенное для бензиновых и дизельных двигателей, имеет хорошие характеристики противодействия износу. Одной его смены с лихвой хватает на 10 тысяч километров пробега, при этом в нагар и на холостые потери (из-за износа уплотнителей), от общего количества масла, уходит всего около 350-500 грамм. Благодаря хорошему смазывающему действию и высокому уровню надёжности масло ELF рекомендовано для применения в автогонках.

Но на сколь угодно большое преимущество найдётся маленький недостаток. Данная марка моторного масла страдает из-за частых подделок и реализации продукции, несоответствующей стандартам качества. Тем не менее, владельцы обоснованно считают это моторное масло одним из лучших синтетических продуктов на рынке. В отзывах многие из них рекомендуют заливать ELF Evolution в двигатели, постоянно работающие в режиме повышенных нагрузок, ссылаясь при этом на свой успешный опыт.

2 MOBIL 1 0W-40

Самое высокое качество масла. Лучший выбор покупателя
Страна: США
Средняя цена: 3069 руб.
Рейтинг (2019): 4.9

Моторное масло MOBIL 1 0W-40 имеет минимальное количество ограничений на использование, поэтому способно поддержать любой режим вождения автомобиля. Его любят, ему отдают предпочтение подавляющее большинство автолюбителей, и том есть обоснованные причины. Во-первых, активные присадки, входящие в состав масла, эффективно очищают детали двигателя от загрязнений. Во-вторых, нет нужды в его частой замене – особо экономные пользователи отмечают, что на одной полноценной заливке можно откатать до 15 тысяч километров, и масло практически не потеряет своих эксплуатационных свойств. В-третьих, стоимость, которая при таких плюсах станет приятным дополнением.

Достоинства:

  • отличная смазывающая способность;
  • отличное качество, отмеченное пользователями;
  • огромный диапазон рабочих температур;
  • оптимальная цена.

Недостатки:

  • не выявлены.

Как было сказано выше, моторные масла подразделяются на три типа: синтетические, полусинтетические и минеральные. Но какой же из них лучше? В чем плюсы и минусы того или иного типа? Ответы на эти вопросы мы узнаем из таблицы сравнения:

Тип моторного масла

Плюсы

Минусы

Минеральное

Самый дешёвый тип масла

Неплохое качество, обусловленное перегонкой и последующей очисткой сырой нефти

Высокая вязкость – износ уплотнителей и сальников не даст потери масла

– Посредственная очистка сырой нефти от примесей

Низкий уровень тепло- и холодостойкости: при нагреве до высоких температур образуется нагар, при отрицательной температуре оно может замёрзнуть

– Быстрая потеря качества – необходимость частой замены

Синтетическое

Высокий диапазон рабочих температур

Сохранение характеристик в течение длительного времени

Долговечность

Низкий коэффициент вязкости, что благоприятно сказывается на смазываемых поверхностях трения

Выполняет моющую функцию

– Высокая химическая активность, нейтрализуемая за счёт добавления присадок

– Полная несовместимость с маслами другого типа

Полусинтетическое

Стоимость на порядок дешевле синтетического

Средние эксплуатационные характеристики

Оптимальный уровень вязкости

Совместимость с другими типами масел

– Требует замену чаще, чем синтетическое масло

– Дороже минерального

– Диапазон рабочих температур меньше, нежели у синтетического

1 ZIC X7 LS 5W-30 4 л

Лучшая цена
Страна: Корея
Средняя цена: 1370 руб.
Рейтинг (2019): 4.9

Не важно, какой тип двигателя находится в Вашем автомобиле – это моторное масло станет его надёжной защитой. Уникальная фирменная технология Low Saps, применённая при его изготовлении, обеспечивает пониженное содержание агрессивных элементов - сульфатной золы, чистых фосфора и серы. Благодаря этому ресурс использования порции масла увеличивается, равно как и способность к более эффективной протекции движка. Термоустойчивость тоже на высоте – оно не испаряется, не выгорает при повышенной температуре, а также не густеет даже при лютом морозе и обеспечивает беспроблемный холодный пуск двигателя.

Владельцы, ставшие заливать в мотор ZIC X7 на постоянной основе, отмечают его высокие моющие и диспергирующие свойства. Уже через несколько циклов мотор полностью избавляется от накопленных отложений, снижается шум его работы, облегчается запуск, и даже снижается расход горючего. Во многих отзывах при этом звучат предостережения – товар ходовой, имеет отличные характеристики и доступную стоимость. Как результат – на отечественном рынке встречается много фальсификата, поэтому следует проявлять пристальное внимание не только к поставщику, но и обращать внимание на качество упаковки моторного масла.

Лучшее полусинтетическое моторное масло

«Полусинтетик» - это ничто иное, как смесь минеральных и синтетических масел для получения усреднённых характеристик. Оно лучше, нежели минеральное, но уступает в качестве синтетическому. Да и по цене находится между этими двумя типами.

4 ENEOS Super Gasoline SL 5W-30

Нейтрализует воздействие некачественного топлива
Страна: Япония (производится в Южной Корее)
Средняя цена: 1310 руб.
Рейтинг (2019): 4.7

Высококачественное полусинтетическое масло, считающееся в Японии одним из лучших, отлично зарекомендовало себя и на отечественном рынке. Уникальные разработки компании позволяют совершенствовать продукт, с учетом все возрастающих потребностей современного машиностроения. На протяжении всего срока службы смазка сохраняет свою первоначальную текучесть, что обеспечивает своевременное распределение моторного масла. Благодаря этому, все детали внутри двигателя всегда качественно смазаны и защищены от негативных последствий механического воздействия (трения).

Полусинтетика ENEOS Super Gasoline SL 5W-30, как и все смазки данного производителя, имеет высокое щелочное число, благодаря чему эффективно нейтрализуются продукты сгорания даже низкокачественного топлива, что на сегодняшний день является актуальным для нашей страны. Также данный продукт минимизирует выброс вредных веществ в атмосферу, соответствуя мировым требованиям в вопросах экологии. Владельцы, ставшие заливать это масло, в своих отзывах отмечают хорошие энергосберегающие свойства продукта, а также легкий запуск двигателя при сильных морозах.

3 TOTAL Quartz 7000 10W40 4 л

Самая выгодная цена
Страна: Франция
Средняя цена: 1130 руб.
Рейтинг (2019): 4.8

Этот «полусинтетик» станет идеальным дополнением к бензиновым двигателям, работающим на неэтилированном бензине или сжиженном газе, а также оборудованным системой каталитического дожига. Производители адаптировали его и под использование с дизельным и биодизельным топливом. Что и говорить: с универсальностью у этого моторного масла всё в порядке. TOTAL Quartz 7000 10W40 также отличается хорошей термостойкостью. Беспроблемный холодный пуск двигателя возможен при температуре до -30 градусов по Цельсию – примечательно, что при таком холоде вязкость масла практически не изменяется. Но, как и многие другие типы масел, оно имеет плохую тенденцию к копированию – некачественные образцы под этой маркой то и дело попадают в специализированные магазины.

Достоинства:

  • хорошая стоимость;
  • универсальность;
  • должное качество;
  • хорошая термостойкость.

Недостатки:

2 LIQUI MOLY Optimal Synth 5W-40

Лучшая защита двигателя
Страна: Германия
Средняя цена: 2292 руб.
Рейтинг (2019): 4.8

Ощущение от работы двигателя при заливке этого полусинтетического моторного масла можно сравнить с затишьем после бури. Действительно, при переходе на LIQUI MOLY Optimal Synth 5W-40 движок начинает работать тише и ровнее, из функционирования автомобиля исключаются мелкие вибрации. Это обусловлено отличной смазывающей способностью и идеальной консистенцией полусинтетика. Вне зависимости от типа двигателя эти преимущества дадут о себе знать.

Единственной проблемой масла является его стоимость, сравнимая с синтетическими продуктами. Но, несмотря на приличную цену, те из пользователей, которые однажды применили эту оригинальную смазку, не перестали заливать полусинтетику Optimal Synth в двигатели своих авто. В своих отзывах они полностью довольны результатом и не сомневаются в том, что мотор обеспечен самой лучшей защитой от трения.

1 Castrol Magnatec 10W-40 R 4 л

Оптимальные свойства для эксплуатации в России
Страна: Германия
Средняя цена: 1310 руб.
Рейтинг (2019): 4.9

При разработке этого масла учитывались суровые реалии российских эксплуатационных условий: низкие температуры, проблема пробок и посредственное качество топлива. Именно поэтому дошедший до автолюбителей образец считается чуть ли не самым лучшим полусинтетическим моторным маслом. Благодаря пакету присадок и особой формуле обеспечивается идеальная защита двигателя вне зависимости от погодных условий и уровня температур. Достоверно известно, что загустение и застывание масла Castrol Magnatec 10W-40 R происходит при -36 градусах Цельсия, и это выгодно отличает его от конкурирующих масел.

Достоинства:

  • привлекательная цена;
  • учёт специфики российских реалий;
  • низкий порог застывания (-36 градусов Цельсия);
  • качественный состав и надёжная защита двигателя.

Недостатки:

  • отсутствуют.

Лучшее минеральное моторное масло

Основное достоинство минерального моторного масла заключается в низкой цене, обуславливающей цикл его изготовления. Однако качественные характеристики полностью соответствуют ценовому предложению: в отличие от полусинтетических и синтетических масел оно требует более частой замены, а также стремительно загустевает при низких температурах.

4 IDEMITSU 10W-30

Лучшее масло для двигателей с износом
Страна: Япония
Средняя цена: 1191 руб.
Рейтинг (2019): 4.4

Универсальное минеральное масло с высокой степенью очистки IDEMITSU 10W-30 разрабатывалось с одной целью – повысить показатели экономичности топлива. Содержание высококачественного набора присадок гарантирует надежную защиту трущихся узлов двигателя и продлевает срок его службы. Стабильность показателей физико-химических показателей под воздействием различных температур говорит о том, что все рабочие характеристики моторного масла сохраняются на высоком уровне при любых климатических условиях, гарантируя бесперебойную работу двигателя.

В своих отзывах автолюбители отмечают, что использование масла IDEMITSU заметно улучшает работу моторов с большим пробегом, которые уже долгое время были в эксплуатации и прилично изношены. Благодаря его отличным моющим свойствам, у них появилась возможность прослужить еще дольше, поэтому владельцы, однажды попробовав, не перестают заливать это масло в двигатель. К тому же явно ощущается уменьшение расхода топлива, что на старых моторах особенно заметно.

3 Motul ATV-UTV 4T 10W40 4 л

Высокое качество компонентов. Отлично растворяет отложения
Страна: Франция
Средняя цена: 1770 руб.
Рейтинг (2019): 4.4

Немного нелогично «подгонять» рейтинг масел исключительно под двигатели легковых и грузовых автомобилей. Разнообразить ТОП призвано минеральное моторное масло Motul ATV-UTV 4T 10W40, предназначенное для использования в бензиновых двигателях мототехники, а конкретнее мотовездеходов и квадроциклов. Как и все масла торговой марки Motul, этот претендент обладает высоким качеством, достигаемым благодаря нескольким ступеням очистки сырья. По словам пользователей, его использование целесообразно только в технике для отдыха, поскольку агрессивный стиль вождения, характерный для более серьёзных моделей, приводит к быстрой потери эксплуатационных параметров.

Достоинства:

  • высокое качество;
  • хорошо смазывает детали двигателя;
  • надёжная защита от загрязнений.

Недостатки:

2 MOBIL Delvac MX 15W-40

Оптимальное соотношение качества и цены
Страна: США
Средняя цена: 1370 руб.
Рейтинг (2019): 4.5

MOBIL Delvac MX 15W-40 – это типичный представитель масел для четырёхтактных бензиновых и дизельных двигателей грузовых автомобилей и специальной техники. Особые смазывающие свойства говорят сами за себя: рассчитанное для грузовых машин, это моторное масло отлично подойдет и для двигателей легковушек.

В условиях тяжелой эксплуатации смазывающая жидкость зарекомендовала себя отлично, что находит подтверждение и в отзывах пользователей. Совершенно не образует нагара, обеспечивая смазку всех пар трения в двигателе, что при больших нагрузках является ключевым фактором для обеспечения бережного расходования ресурса мотора.

1 Лукойл Стандарт SF/CC 10W-40

Самая доступная цена
Страна: Россия
Средняя цена: 676 руб.
Рейтинг (2019): 4.7

Это настоящая находка для «раритетных» автомобилей лихих 90-х. Минеральное моторное масло Лукойл Стандарт SF/CC 10W-40 используется как щедрый источник дозаправки двигателей с повышенным масляным расходом, поскольку его характеризует очень низкая стоимость. Целесообразность вливания этого масла в старенькие иномарки весьма сомнительна – иностранный движок требует более деликатного ухода. А вот для продукции отечественного автопрома оно вполне сгодится. Единственным серьёзным недостатком является его термостойкость – при низких значениях температур качественные параметры масла резко изменяются, притом не в лучшую сторону.

Достоинства:

  • окислительная стабильность при скачках температур;
  • очень низкая цена;
  • универсальность;
  • сохранение вязкости на протяжении всего цикла использования.

Недостатки:

  • резкое изменение параметров качества при низких температурах.

Лучшие моторные масла для дизельных двигателей

Моторные масла для дизельных двигателей, по сути, ничем не отличаются от таковых для бензиновых моделей. Некоторые производители масел допускают использование их продукции и для того, и для другого типа мотора. Основное отличие заключается в условиях эксплуатации: в дизелях масло подвергается большей выработке и расходу, а потому нуждается в учащённой замене и периодическому подливу.

4 TOTACHI Eco Diesel SAE 10W-40

Эффективно очищает двигатель от отложений
Страна: Япония
Средняя цена: 1585 руб.
Рейтинг (2019): 4.4

Высококачественное масло TOTACHI Eco Diesel SAE 10W-40 создано на основе минеральных и синтетических масел высокой степени очистки, с добавлением специально разработанных присадок, которые обеспечивают отличные технические характеристики продукта. Данная смазка обладает выраженными диспергирующими свойствами, которые позволяют практически полностью растворять твердые частицы шламовых отложений и выводить их наружу. Двигатель автомобиля при этом надежно защищен от всевозможных отложений и содержится в полной чистоте, что в значительной степени продлевает срок его службы.

Данное моторное масло обладает высоким индексом вязкости и отличной устойчивостью к окислению, что позволяет использовать его в моторах с продолжительным интервалом между заменами. Также использование данного продукта подразумевает заботу об окружающей среде, так как выделение вредных веществ находится на достаточно низком уровне.

3 General Motors Dexos2 Longlife 5W-30

Стабильная вязкость. Выбор покупателя
Страна: США
Средняя цена: 1367 руб.
Рейтинг (2019): 4.7

Синтетическое моторное масло General Motors Dexos2 Longlife 5W30 пользуется повышенным спросом у рядовых автолюбителей. И дело здесь далеко не в именитом бренде. Несмотря на довольно средненькие параметры качества и времени эксплуатации (вопреки приставке longlife в названии), оно обладает хорошими моющими способностями, отлично смазывает трущиеся поверхности детали, не образует нагара и не застывает при низких температурах. Чего, спрашивается, ещё нужно для получения звания «лучший»? Ответ прост: увеличения срока работы от смены до смены и более гуманной цены.

Тем не менее, владельцы продолжают заливать это масло в двигатель на постоянной основе. Оно великолепно справляется со своими задачами, не теряет вязкость в морозы и отлично растворяет шламовые отложения, выводя их при следующей замене. К тому же моторное масло Dexos2 Longlife не пользуется вниманием у мошенников и подделок на рынке практически не встречается.

2 Лукойл Люкс синтетическое SN/CF 5W-40

Самая доступная цена
Страна: Россия
Средняя цена: 1290 руб.
Рейтинг (2019): 4.9

Отечественное масло Лукойл Люкс синтетическое SN/CF 5W-40 попало в очень забавную ситуацию. Сочетания низкой цены и качества оказалось недостаточно, чтобы расположить к себе большую часть автолюбителей. Хотя располагать есть к чему. Пускай не эталонное, но добротное моторное масло имеет хорошие характеристики долговечности работы, поддерживает части двигателя в чистоте и не замерзает на хорошем морозе. Особенностью этой модели является специальная канистра, имеющая защиту от подделок. Это грамотный шаг, учитывая особенную любовь злоумышленников к выдаче низкокачественного продукта за брендовый материал.

Достоинства:

  • приемлемое качество;
  • защищённая от подделок канистра;
  • хорошие смазывающие и чистящие способности;
  • низкая цена.

Недостатки:

  • не обнаружены.

1 SHELL Helix Ultra 5W-40

Надежная защита мотора
Страна: Нидерланды
Средняя цена: 2334 руб.
Рейтинг (2019): 4.9

Вокруг SHELL Helix Ultra 5W-40 ходят слухи, что масло очень сильно выгорает на высоких оборотах. В этом случае проблема может быть связана с подделкой брендового продукта низкокачественным сырьём, поскольку эксплуатационные возможности оригинала просто потрясающие. В дизельных двигателях период замены масла насчитывает 10-12 тысяч километров пробега, что очень и очень недурно. Пакет присадок надёжно защищает детали мотора и предотвращает их загрязнение. При таких характеристиках заданная стоимость смотрится вполне оправданной, что и делает масло одним из лучших представителей своего класса.

Достоинства:

  • продукт потрясающего качества;
  • масло исправно служит на протяжении 10-12 тысяч километров;
  • большой диапазон рабочих температур;
  • высокие протекционные и моющие способности.

Недостатки:

  • наличие низкокачественных подделок.

Лучшие моторные масла для турбированных двигателей

Турбированные двигатели значительно мощнее своих атмосферных аналогов. Они имеют более сложную конструкцию и повышенное тепловыделение, которое необходимо компенсировать эффективным охлаждением. Поэтому производители подобных двигателей предъявляют особый набор требований к используемым системным жидкостям, в том числе и к моторным маслам.

4 Eni i-Sint 0W-40

Самая надежная защита при экстремальных нагрузках
Страна: Италия
Средняя цена: 2128 руб.
Рейтинг (2019): 4.7

Синтетическое масло нового поколения с улучшенными техническими характеристиками рекомендовано к использованию такими автогигантами как VW, BMW, Porsche, Renault. Использование Eni i-Sint 0W-40 гарантирует надежную защиту деталей двигателя даже при экстремальном вождении в самых суровых условиях. Температура застывания данной смазки составляет -54 °C, что гарантирует запуск мотора даже в отдаленных регионах Крайнего Севера.

Владельцы, заливающие Eni i-Sint 0W-40 на постоянной основе, полностью удовлетворены своим выбором. Моторное масло не относится к числу наиболее распространенных, поэтому подделок на рынке не наблюдается. В отзывах особо отмечается снижение расхода топлива, практически отсутствует угар масла, даже при постоянной эксплуатации двигателя на предельных нагрузках. Высокопрочная масляная пленка снижает нагрузку при запуске мотора и бережно расходует ресурс турбины.

3 SHELL Helix HX7 5W-40 4 л

Лучший выбор покупателя
Страна: Нидерланды/Великобритания
Средняя цена: 1353 руб.
Рейтинг (2019): 4.7

С полусинтетическим моторным маслом SHELL Helix HX7 складывается очень двоякая ситуация. С одной стороны – оно стоит меньше конкурентов, поскольку является «полусинтетикой». С другой стороны – имеет очевидный проигрыш в эксплуатационных характеристиках, во многом связанный с диапазоном рабочих температур. Но любопытным фактом и его прямым достоинством является длительный эксплуатационный срок. Средняя продолжительность использования одной порции полусинтетического масла составляет 3-5 тысяч километров. Этот состав способен выполнять свою функцию на протяжении 5-7 тысяч километров, но его почернение отмечается на средней стандартной отметке.

При этом владельцы не смогли выявить образование нагара и сколько-нибудь заметный расход моторного масла, что для высокоэффективных двигателей является отличным результатом. В отзывах высоко оцениваются моющие характеристики и приемлемая цена. Из недостатков отмечается крайне низкая морозостойкость, поэтому полусинтетическое масло не рекомендуется использовать в условиях низких температур – оно значительно теряет свою текучесть.

2 MOBIL Super 3000 X1 5W-40 4 л

Высокие эксплуатационные характеристики
Страна: США
Средняя цена: 1890 руб.
Рейтинг (2019): 4.8

Масло, применяемое для четырёхтактных бензиновых и дизельных двигателей, обладающее широким диапазоном рабочих температур. В условиях жаркого лета и холодной зимы оно проявляет себя самым лучшим образом – не образует нежелательного нагара и не замерзает даже при сильнейших морозах (-35 градусов Цельсия выдерживает легко). А вот с моющей функцией масло справляется, увы, не очень хорошо. В общем же одной смены хватает на 7-8 тысяч километров пути даже при агрессивной и нещадной манере езды. Но для пущей уверенности стоит прибегать к замене масла каждые 5-6 тысяч километров, благо его стоимость позволяет это делать.

Достоинства:

  • хорошая стоимость;
  • высокое качество;
  • большой диапазон рабочих температур.

Недостатки:

  • множество некачественных подделок.

1 Toyota SN 5W-30

Традиционно высокое качество
Страна: Япония
Средняя цена: 2780 руб.
Рейтинг (2019): 4.9

Большое заблуждение, что моторное масло от компании Toyota может применяться только в соответствующих автомобилях. Да, производитель чётко прописывает такую рекомендацию для использования, но по сути его можно лить в любой новый движок, требующий масло класса 5W-30. Со стороны пользователей никаких нареканий нет – «синтетика» служит долго, не образует нагара и обладает очень хорошими моющими способностями. Одного залива хватает на 10 тысяч километров пробега. Да, цена на продукт высокая, но она полностью оправдывается высоким качеством, присущим фирме Toyota.

Достоинства:

  • высокое качество продукта;
  • эффективная моющая функция;
  • одна «порция» выдерживает до 10 тысяч километров пробега;
  • пользователи отмечают тихую работу двигателя после начала использования масла.

Недостатки:

  • не обнаружены.

Лучшее моторное масло - это рекомендованное производителем автомобилей в соответствии с заявленными режимами работы, скоростью износа частей мотора и его фактического пробега. Рекомендуемое моторное масло, указанное в сервисной книжке, гарантировано обеспечит безотказную работу двигателя автомобиля вплоть до выработки его заявленного ресурса.

Следует учитывать, что производители могут рекомендовать марку только на основе усредненного режима эксплуатации и, чтобы определить какое масло заливать в двигатель, необходимо учитывать реальные параметры работы автомобиля:

  • температурно-климатический режим
  • эксплуатация в городских или трассовых условиях
  • запыленность в месте эксплуатации
  • количество запусков двигателя
  • техническое состояние мотора (пробег)
  • принятый план технического обслуживания (по календарю или по пробегу)

Этот список не исчерпывает полное количество параметров, но достаточен для определения какое автомобильное масло лучше подходит для конкретной машины. Хорошее масло для двигателя должно быть стабильным по угару, смазывающим и моющим характеристикам. Не менее важным является вязкость масла при запуске и нормальной эксплуатации.

Автомасла обладают способностью чистить двигатель, и вымывать продукты износа из сопрягаемых пар. Качество масла лучше всего по этому параметру показывает его способность обеспечить самый большой возможный пробег до проведения первого капитального ремонта. На величину максимального пробега также влияет первоначальная вязкость масла и какая вязкость фиксируется при выработке межсервисного интервала.

В идеале эти два показателя должны совпадать. Но в процессе эксплуатации смазка моет двигатель от возникших отложений продуктов износа и переносит их в картер с последующим осаживанием на фильтрующем элементе, что приводит к изменениям этого параметра.

Способность жидкости отмывать детали двигателя косвенно можно оценить при заливке нового содержимого в двигатель, имеющий солидный пробег. Непосредственно после заливки жидкость будет иметь натуральный цвет. Через 100-150 км жидкость начинает чернеть. Это не значит, что качество содержимого канистры было ниже заявленного, а наоборот указывает на высокие моющие характеристики.

Так как из-за низкой вязкости промывочного состава, заливаемого в процессе замены, не удается полностью промыть каналы, а тем более сопряжения, имеющие малые зазоры. Полусинтетические и синтетические варианты жидкой смазки имеют стабильные показатели вязкости при высокой степени текучести, что позволяет промыть все магистрали.

Типы производимых масел

Многообразие автомобильных масел, представленных на полках магазинов запасных частей и сервисных центров, часто ставит потребителя перед выбором какое моторное масло лучше приобрести. Так сложилось, что автолюбитель использует три градации продукта - минералка, синтетика или полусинтетика. В действительности, существует шесть стандартов по базовой основе:

  1. На основе продукта прямой перегонки нефти
  2. Продукт прямой переработки с пониженным содержание парафинов и длинных углеводородных цепочек
  3. Нефтепродукт, полученный в результате гидрокрегинга. Имеют в обозначении аббревиатуру НС
  4. Масла на основе полиальфаолефинов, с пониженных содержанием серы
  5. На растительной основе
  6. Продукт переработки газового конденсата

Первая группа - это натуральные минеральные жидкости. Вторая и третья - группы полусинтетических продуктов. Все остальные относятся к синтетическим моторным маслам.

Подбор моторного масла первоначально определяется типом используемого топлива. Даже самое лучшее масло, рекомендованное для дизелей, не желательно заливать в бензиновый двигатель, хотя европейский стандарт ACEA, указывает на такую возможность.

Стандарты производителей масел

Для удобства покупателей и единообразия определения физико-химических свойств в мире принято на этикетке канистры указывать кодировку, применяя единую систему измерения. В качестве таковой используются:

  • градация по SAE с цифро-буквенной кодировкой, указывающей на оптимальные температурные режимы запуска автомобилей (например, SAE 5w40);
  • градация по API, имеющей двухбуквенную кодировку (например, для бензиновых двигателей выпуска с 2001 по 2004 имеет маркировку API SL)
  • градация по ACEA - европейской системе стандартизации. Для бензиновых двигателей имеет в маркировке букву А (ACEA A1)
  • градация по американскому и японским стандартам.

Все эти стандарты взаимозаменяемые с небольшими перекрытиями областей пусковой вязкости. Чтобы было проще осуществлять выбор и покупать моторное масло, на этикетках обычно указываются параметры по нескольким стандартам.

Существует отдельная стандартизация нефтепродукта автопроизводителями, так как различные двигатели имеют собственные режимы эксплуатации. Соответственно, инженеры на автомобильных заводах имеют лучшее представление, что лучше для авто.

Некоторые производители этого расходного нефтепродукта, особенно поставляющие свою продукцию на сборочные конвейеры, обязательно указывают, что масло моторное соответствует стандартам того или иного производителя.

Рейтинг синтетических моторных масел

Для оказания помощи автовладельцу, в выборе - какое масло лучше заливать в двигатель, некоторые специализированные издания и интернет ресурсы исследуют моторное масло, рейтинг, составленный по различным показателям, затем публикуется на страницах изданий. Инструментальные исследования, которые используются для составления таких рейтингов, помогают определить какое моторное масло самое лучшее.

Топ-лист обычно зависит от наличия товарной марки в месте проведения исследования. Но, в общем и целом, вершину рейтингов обычно занимают производители с мировым именем, имеющие представительства и производства в различных странах. Для сравнения, обычно определяют один или несколько параметров, влияющих на состояния двигателя.

Рейтинг синтетических моторных масел по защитным свойствам

Например, можно составить список лучших моторных масел по защитным свойствам, а именно сравнивать их по усилию разрушения пленки в пятне контакта. ТОП рейтинг лучших синтетических масел, не допускающих выдавливание жидкого пятна контакта ниже давления в сопрягаемых парах 7000 кгс/см 2 , будет выглядеть примерно так:

  1. 5W30 Pennzoil Ultra, API SM
  2. 5W30 Mobil 1, API SN
  3. 10W30 Valvoline NSL Conventional Racing
  4. 5W50 Motorcraft, API SN
  5. 10W30 Valvoline VR1 Conventional Racing Oil

Рейтинг синтетических моторных масел по максимальному пробегу

Возможно, на выбор какое масло нужно заливать в двигатель может повлиять топ лист лучших производителей этого товара. По крайней мере этот список поможет определиться какой бренд масла для двигателя обеспечивает максимальный пробег в долгосрочной перспективе. Это сравнение основано на результатах эксплуатации автомобилей, использующих синтетические моторные масла.

По результатам исследования топ 10 масел, обеспечивающих максимальную наработку до ремонта:

  1. Liqui Moly. По отзывам после заливки улучшается плавность хода и уменьшается шумность работы мотора.
  2. Shell. Лучшее из раздела доступных и распространенных. Повышает экономичность.
  3. Havoline. Лучшее по сочетанию цена-качество.
  4. Pennzoil. Часть корпорации Shell. Уменьшает уровень шума, снижает вибрацию, способно уменьшить расход топлива в 1,5 раза, особенно при заливке в многолитровые двигатели с большим пробегом. Зафиксированный пробег до первого ремонта 320000 км.
  5. Amsoil. Хорошо себя зарекомендовало на двигателях с большими пробегами. Может применяться в строительном и энергоснабжающем оборудовании. Обеспечивает уменьшение трения, не надо следить за падением уровня в картере из-за выгорания. На легковых автомобилях улучшает экономичность в городском режиме езды на 12-15%.
  6. Castrol. Требует замены каждые 10 000 км для обеспечения максимального пробега около 500 000 км. Уменьшает вибрации, уменьшает трение, обеспечивает хороший запуск до −30С. Синтетическая жидкость может помыть внутренние магистрали и обеспечить полнопроходное сечение каналов для гарантированной подачи к трущимся парам.
  7. Wurth Triathlon. Немецкий продукт нефте-химической переработки высокой ценовой категории. Снижает вибрацию и шумность, по результатам инструментального контроля улучшает работу системы распределительных валов и гидрокомпенсаторов. В общем, улучшает экономичность. Имеется наработка двигателей, работающих только на этом бренде, более 400 000 км.
  8. Total Lubricants (TOTAL). Качественное автомобильное масло, одобренное для первой заливки на заводах Volvo. Зарегистрированная наработка на нескольких контрольных автомобилях более 500 000 км.
  9. Mobil 1 Синтетика, одобренная Mersedes Benz для первой заливки. Увеличенный межсервисный интервал до 20000 км пробега. Улучшает экономичность, снижает трение. Стойко к окислению. Не боится перегревов. Зарегистрированный контрольный пробег 700 000 км.
  10. Valvoline. Лучшее синтетическое моторное масло. Топ по пробегу и прочим параметрам Зарегистрированный пробег автомобиля в естественных условиях (не стендовый) 825 000 км. Технология производства и рецептура отрабатывалась годами. В процессе создания и апробации стендовые моторные испытания зафиксировали отсутствие следов разрушения частей двигателя при относительном пробеге 500 000 км. Обеспечивает наилучшую защиту от износа, снижает шумность работы, сокращает расход топлива на 15-18%.

Синтетическое масло можно сравнить по популярности среди покупателей. 4 позиции из топ-10 занимает бренд Mobil 1. Лучшим по популярности среди покупателей в прошлом году было признано синтетическое Mobil 1 Synthetic Motor Oil 5W-30.

Рейтинг российских синтетических масел

Рейтинг синтетических моторных масел по максимальному пробегу не содержит российских марок. Это связано с тем, что российское производство несколько отстает в рецептурах, и с тем, что производство синтетики было налажено относительно недавно. Однако это не говорит, что современные российские торговые марки хуже импортных.

Прежде, чем принять решение, какое моторное масло заливать - российское или импортное - надо принять во внимание, что российский потребитель не склонен, делится информацией, а производители не настроены на сбор такой информации и не предполагают ее дальнейшей открытой публикации.

О качестве российской синтетики, можно судить по данным, указанных на сайтах производителя, или по выборочным тестам и натурным испытаниям. Один из популярных журналов проводил натурные испытания товаров этой номенклатуры.

Выборка включала торговые марки Eneos, Xenum, Mannol, Sinoil, а также Роснефть, Лукойл и ТНК. Лидерами испытаний по пяти параметрам стали Xenum и Eneos. Но на местах с 3 по 5 расположились российские марки. При этом родные марки показали лучшие показатели по защите двигателей. Жидкости Лукойл давали большее сокращение расхода топлива и прирост мощности двигателя на уровне победителей рейтинга.

Если брать во внимание нормальную эксплуатацию двигателя и определяться продукт, какой марки залить согласно регламента, то в современном мире предпочтение стоит отдавать производителям, имеющим давнюю положительную репутацию.

Какое масло лить в двигатель определяется не стандартом, а личными предпочтениями и доверием к производителю. Рецептура современных синтетических масел примерно одинакова и постоянно стремится к выравниванию, с обеспечением наивысших показателей требуемого качества.

Некритическая ошибка при выборе масла

При выборе моторного масла для проведения очередной замены следует учитывать распространенность товара выбранного производителя. Например, Wurth Triathlon имеет замечательные качества, но продается только специализированными магазинами и если возникнет необходимость доливки, то вряд ли можно будет найти этот бренд на ближайшей АЗС.

Убедитесь, что вы выберете нужную марку моторного масла для вашего автомобиля с нашим руководством

В наши дни существует множество технологий для того чтобы сделать жизнь вашего автомобиля безоблачной. Современная автохимия способна творить чудеса, после которых машина будет работать как часы и не нуждаться в частом и накладном межсервисном обслуживании. Не стоит правда забывать и про . Вернее, даже сказать, в первую очередь нужно заботиться о нем, а потом уж смотреть при необходимости на разнообразные тех. жидкости.

В сегодняшнем рассказе мы обратим внимание на такую жизненно важную субстанцию как моторное масло. И если вы думаете, что для долголетия двигателя вашего автомобиля достаточно просто вовремя менять моторное масло, следить за его уровнем и не допускать включения лампочки «низкое давление масла в двигателе», то мы дадим вам еще несколько хороших советов для того чтобы мотор чувствовал себя еще лучше.

На что нужно обращать внимание при проверке состояния моторного масла?


Масло является жизненно важным компонентом для бесперебойной работы вашего двигателя, и если вы хотите, вознаградить двигатель долголетием, инспекция состояния моторного масла является одним из ключевых действий. Безусловно, это означает, что вы должны проводить замену масла вовремя, и что не менее важно, заливать в двигатель наиболее подходящий тип масла.

Важно! Если вы не будете проводить регулярные проверки уровня и состояния моторного масла при помощи щупа в период межсервисного интервала, знайте, вы значительно повышаете риск преждевременного износа двигателя.

Сложностей в проверке уровня масла произойти не должно, это действие способен произвести любой автомобилист, даже с небольшим опытом общения с машиной. Но вот сделать это правильно! Зачастую об это не знают даже опытные автовладельцы. А ведь от этого напрямую зависит точность проведенных измерений.

Наш вам совет, изучите руководство, прилагаемое к вашему автомобилю. Оно будет содержать подробную информацию, о том до какой температуры нужно прогреть мотор и через какое время после выключения зажигания (остановки двигателя) необходимо воспользоваться щупом для проведения замеров и получения наиболее точных замеров. Таким образом вы приблизитесь к истине и значительно более оптимально в двигателе вашей машине.

Если уровень масла падает и требует долива, вы должны выяснить, почему. Скорее всего причина будет, особенно, если двигатель атмосферный и проехавший более 100 тыс. км. Некоторые автомобили с изношенными силовыми агрегатами сжигают большое количество моторного масла в цилиндрах, которое может попадать туда разными путями, но в основном через изношенные кольца поршней. Вы определите о том, что сжигаете масло по сизоватому выхлопу и запаху горелого масла (логично). В этом случае придется посетить специализированную станцию технического обслуживания.

И вот приехав на станцию технического обслуживания вы столкнетесь с еще одной нетривиальной задачей, выбор нужного именно для вашего двигателя моторного масла. Хорошо если перед вами опытные профессионалы своего дела, которые безошибочно подберут нужный сорт. Но если придется покупать самим?

Например, лучший вариант масла для дизельных двигателей будет полностью отличаться от лучшего выбора масла для бензиновых двигателей, в то же время как турбированные моторы потребуют совершенно иной вид смазочного материала для трущихся частей значительно отличающийся характеристиками, заложенными в него. Стоит помнить и о присутствии на рынке синтетических, полусинтетических и даже простейших минеральных масел.

В общем, существует множество различных сортов на выбор, и поэтому мы составили это руководство, чтобы вам можно было как можно проще подобрать лучшее масло для вашего автомобиля. Приступим к подбору.

Какие бывают виды моторных масел?


На сегодняшнем рынке присутствует несметное количество моторных масел. Не только десятки брендов, о некоторых вы слышали, о других возможно нет- но всех их объединяет один фактор, все они так или иначе относятся к разным маркам, классам.

Когда вы взгляните на этикетку, вы увидите ряд цифр, например, таких 10W-40 или таких 5W-30. Эти цифры помогут вам выяснить следующую информацию, какова плотность жидкости или как принято называть этот параметр- вязкость.

Сегодня масла, как правило, делают более текучими, что позволяет им поступать в критические области мотора сразу при запуске холодного двигателя, что в свою очередь помогает предотвратить повреждения, вызванные движением деталей, трущихся без защитного масляного слоя между ними. Поскольку современные двигатели проектируются с более точными допусками, следовательно, требуют менее вязкого масла.

На большинстве упаковок моторного масла нанесено несколько наборов цифр, это «всесезонные» масла. , добавляемые в , также могут изменять вязкость в зависимости от температуры.

Чем ниже первое число, тем лучше масло будет работать при низких температурах, это зимнее масло, что отображено буквой «W»- Winter (Зима). Чем меньше второе число, тем лучше жидкость будет работать при более высоких температурах.

Спецификации моторного масла

Усложняет выбор и присутствие такого показателя классификации продуктов по стандарту ACEA. Вопрос выбора марки масла по данной классификации также крайне важен, поскольку отражает основные характеристики масла под тот или иной вид эксплуатации мотора или тип двигателя.

Европейские и многие Азиатские автопроизводители обычно используют следующие спецификации для бензиновых двигателей (спецификации для дизельных двигателей отдельно рассматривается ниже):

Энергосберегающие масла с особо низкой вязкостью

Масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей, работающих в тяжёлых условиях и с увеличенным интервалом между заменами масла

Маловязкие масла с вязкостью от 2,9 до 3,5 мПа·с применяются на ограниченных моделях двигателей

Некоторые автопроизводители даже разработали свои собственные спецификации для моторных масел. Обычно «специальные» масла, которые могут использоваться в течении долго времени без замены, до двух лет или 29 тыс. км без потери своих защитных свойств. Такие автомобили имеют более длительные интервалы между техническим обслуживанием.

Как мне найти правильный сорт масла для моего автомобиля?


Два лучших беспроигрышных способа которые помогут вам быстро, а главное точно найти правильный сорт масла для вашего автомобиля: взглянуть в руководство по эксплуатации вашего автомобиля или позвонить вашему дилеру. По VIN они в течение нескольких минут огласят вам список подходящих моторных масел. Также можно задать этот же вопрос вашему автомеханику, если уверены в его знаниях.

Взгляните на емкость с маслом и сверьте информацию, если все совпадает, значит в руках вы держите нужный продукт. Стоит отметить, что некоторые автопроизводители используют для своих автомобилей собственные характеристики моторного масла. Не волнуйтесь, что не можете найти нужное фирменное масло или оно стоит баснословных денег. В таком случае, скорее всего, будет предложен список приемлемых альтернативных классов или спецификации, которые более широко доступны на рынке. Эта информация будет указана в руководстве вашего автомобиля.

Если у вас возникли какие-либо вопросы, не стесняйтесь вновь позвонить вашему дилеру для консультации.

Что такое синтетическое масло?

При длительном использовании качественного синтетического масла двигатель как новый

Некоторые современные двигатели требуют использования синтетических масел, так как последние содержат меньшее количество примесей. Возможность использования «синтетики» будет варьироваться от двигателя к двигателю, так что еще раз взгляните на руководство вашего автомобиля или свяжитесь с дилером, чтобы уточнить этот вопрос. Все верно, не всегда .

Существует два основных типа «синтетики». Полностью синтетические масла предлагают максимальную защиту для современных двигателей. Полусинтетические масла содержат смесь синтетических и минеральных масел, это второй распространенный тип.

Нужно ли менять масляный фильтр при замене масла?

Если вы производите полную замену масла в двигателе, необходимо менять и масляный фильтр - это неотъемлемая часть сервиса.

Масляный фильтр впитывает и сохраняет небольшое количество масла, это означает, что залитое новое, чистое масло будет загрязнено старым, грязным маслом. Поэтому фильтр меняем обязательно!

Это важно шаг обслуживания, поскольку основной причиной замены моторного масла в вашем автомобиле- удалить загрязнения. При доливе угоревшего моторного масла разумеется менять масляный фильтр не нужно.

Как часто и на каком пробеге требуется замена масла и масляного фильтра в моторе зависит от марки и модели автомобиля. Ознакомьтесь с руководством для получения дополнительной информации.

Какое выбрать моторное масло для моего дизельного автомобиля?

Дизельные двигатели имеют абсолютно другие требования к смазке трущихся частей мотора по сравнению с бензиновыми двигателями. Поэтому вы должны убедиться в том, что вы используете правильное масло для вашего автомобиля. Это особенно важно, если ваш автомобиль оснащен сажевым фильтром (DPF).

Как с маслами для бензиновых двигателей, дизельные вариации смазочных материалов также обладают разными спецификациями (сверьтесь с руководством вашего автомобиля, какой тип масла вам необходимо использовать).

Моторное масло для дизельных двигателей:

Энергосберегающие масла с особо низкой вязкостью, могут быть использованы только при наличии прямого допуска производителя двигателя

Масла для дизельных двигателей легковых автомобилей и лёгких грузовиков, работающих в тяжёлых условиях и с увеличенным интервалом между заменами масла

Масла для дизельных двигателей легковых автомобилей и лёгких грузовиков, работающих с увеличенным интервалом между заменами масла, превосходящие по своим характеристикам масла, соответствующие категории B3

B5 энергосберегающие дизельные масла с увеличенным интервалом между заменами

Если ваш , необходимо использовать продукцию с низким содержанием сульфатной золы, в противном случае вы рискуете забить сажевый фильтр и вывести его из строя.

Необходимо искать следующие масла:

C1 наиболее низкое содержание присадок, при сгорании образующих вредную для каталитических нейтрализаторов сульфатную золу (0.5% золы), энергосберегающее масло

C2 среднее содержание сульфатной золы (0.8% золы), энергосберегающее масло для мощных двигателей

C3 среднее содержание сульфатной золы (0.8% золы) менее топливоэффективное масло, с большим уклоном на производительность

Как там у Жванецкого насчет трудностей выбора? «По пять очень большие, но вчера. А сегодня по три, но маленькие». С моторным маслом так же. Дорогущая импортная синтетика, которая обещает продержаться 15 000 км, или доступное российское масло, которое меняют вдвое чаще, - вот выбор !

Сугубо денежный вопрос пока отложим в сторону. Сейчас нас интересует исключительно здоровье мотора, а потому сравним уровни загрязнений, проконтролируем износ и оценим экономию топлива.

Ограничим выбор

Мы не собираемся сравнивать топовую суперсинтетику с самой дешевой минералкой, цены на которые различаются порой в двадцать раз. Нам интересны те масла, которые вполне можно рекомендовать для одного и того же мотора. Обязаны совпадать классы вязкости по SAE - и мы возьмем наиболее распространенный класс 5W‑40. Должны совпадать и категории качества. Современные дорогие синтетики не опускаются ниже уровня SN/CF по классификации API (А3/В4 по ACEA) - вот на нем и остановимся. Производитель автомобиля обычно не оговаривает тип масла, но сравнивать синтетику с минералкой как-то неловко.

В итоге мы выбрали два синтетических масла - европейское ценой 1950 рублей за четырехлитровую канистру и российское: 940 рублей за такую же емкость. Европейского взяли одну канистру, а российского - две, поскольку его придется поменять через 7500 км.

О методике

Мотор ВАЗ‑21126 на дорогом и на дешевом маслах работал в полностью эквивалентных условиях - в одних и тех же режимах, на одном и том же бензине, при одной и той же температуре наружного воздуха. Количество моточасов в обоих случаях эквивалентно 15 000 км пробега. Причем российское масло на середине «дистанции» заменили свежим.

Изучали динамику изменения параметров двигателя (мощность, экономичность и токсичность отработавших газов), периодически отбирали пробы, чтобы исследовать темп старения масла и накопления продуктов износа. По окончании испытаний вскрыли мотор и оценили по цветовой шкале отложения после работы на том или ином масле. До и после испытаний взвесили поршневые кольца и вкладыши подшипников коленчатого вала, чтобы оценить скорость износа основных узлов трения.

Что увидели

Дорогое масло за полный тестовый цикл не потеряло работоспособности, хотя параметры заметно просели - как у масла, так и у двигателя. Расход топлива к моменту окончания испытаний подрос на 3–4% по сравнению с начальной стадией; на 2,5% упала мощность. За 15 000 км условного пробега на угар ушло чуть меньше литра масла из залитых изначально четырех. То есть режим «от смены до смены без доливки» был выдержан.

При работе на бюджетном масле двигатель изначально показал чуть больший расход топлива (+ 1,5%), чем на европейском. Очевидно, что это следствие более высокой вязкости, не выходящей, тем не менее, за пределы допуска по SAE для масел этого класса. Это дало небольшое (практически в пределах погрешности), но устойчивое увеличение мощности (чуть меньше 1%). У бюджетного масла вполне ожидаемо оказалась более высокая динамика старения. За половину цикла испытаний (7500 км) расход топлива увеличился на 2,1% (при работе на дорогом - на 1,5%). Вторую половину испытаний, после замены масла , двигатель отработал практически так же - разница между итоговыми замерами на 7500 и 15 000 км лежит в пределах погрешности измерений. В итоге двигатель на двух заливках бюджетного масла отработал экономичнее, чем на одной заливке дорогого: разница в пользу отечественного продукта составила 1,1–3,0%, в зависимости от режима работы (в среднем -1,5%).

Анализ основных физико-химических параметров масел , характеризующих темп их старения, подтвердил результаты моторных тестов. Для дорогого масла по окончании «забега» (15 000 км) вязкость увеличилась на 11%, щелочное число снизилось на 30%, однако показатели за пределы браковочных не вышли. У недорогого масла после 7500 км рост вязкости составил 3,5% (первая заливка) и 5,8% (вторая заливка), причем у пробы со второй половины «пробега» темп старения оказался выше: сказалось загрязнение свежего масла остатками отработавшего, которые не слились при замене. Щелочное число село на 13–15% относительно начального значения - кстати, более высокого (это хорошо для тяжелых российских условий), чем у дорогого масла европейского производства.

А теперь оценим итог в деньгах. Одна канистра дорогого европейского масла, один фильтр плюс стоимость замены масла - это около 2350 рублей. Две емкости бюджетного, два фильтра, две замены - это 2680 рублей. Если же работу не учитывать (то есть менять масло самостоятельно), расходы сравняются - 2050 и 2080 рублей соответственно. А если принять во внимание разницу в расходе топлива? На отечественном масле мотор был на 1,5% экономичнее, а за каждый цикл испытаний съедал около тысячи литров «девяносто пятого». Если принять цену равной 38 рубликам за литр, получится 570 рублей экономии. Не так уж много, но баланс качнулся в сторону более частой замены масла.

Впрочем, выигрыш на топливе не самое главное. Важнее самочувствие мотора . Критериев оценки три: надежность работы (отсутствие отказов благодаря применению подходящего масла), чистота поверхностей, износ.

Надежность работы - полная. Никаких отказов в ходе испытаний зафиксировано не было, аварийной доливки масла не потребовалось. Впрочем, от масел группы качества SN другого мы не ожидали. Уровень высокотемпературных отложений в обоих случаях был практически одинаковым. Очевидно, что не проиграть европейскому маслу с более высоким качеством российское смогло благодаря вдвое меньшему интервалу замены. Да и начальное (равно как и конечное) щелочное число у нашего масла выше, а это один из косвенных показателей моющей способности. Что касается низкотемпературных отложений на поверхностях клапанного механизма и масляного поддона, европейский продукт отработал чуть лучше. Тут всё очевидно: в нем использовано более качественное базовое масло. Впрочем, разница близка к погрешности метода испытаний.

А вот при оценке степени износа мы обнаружили явный эффект от промежуточной замены масла. Это особенно заметно по поршневым кольцам (а значит, и по цилиндрам). Накопившаяся в масле грязь, особенно металлические частицы, содранные с поверхности деталей, работает как абразив, и никакие противоизносные присадки самого высококачественного масла с этой бедой не справляются. Поможет только своевременное удаление абразива из мотора - при смене масла. Точный пересчет в рубли в части износа мотора сделать невозможно. Но чаша весов всё больше склоняется в пользу уменьшения межсервисного интервала.

По три или по пять?

Итак, наш эксперимент вполне доказал целесообразность использования двух отечественных банок (THK Magnum Ultratec, Sintoil Platinum, ЛУКОЙЛ Люкс) вместо одной европейской (Shell Helix Ultra, Castrol Edge, Mobil Super 3000) - подтверждено и кошельком, и самочувствием мотора.

Конечно, можно сократить интервал замены масла, используя всегда только дорогой импортный продукт, - пользы для мотора будет больше. Но о разумной экономии тоже нельзя забывать.

Кроме того, мы проводили тесты в идеальных условиях лаборатории - в тепле, чистоте, на проверенном бензине. А как показывает практика (и наши предыдущие изыскания в ЗР, 2015, № 11), даже дорогая синтетика далеко не всегда выдерживает пресловутые 15 000 км пробега. Большинство масленщиков считает российские условия работы чуть ли не экстремальными. При этом всё происходящее с моторным маслом напоминает процесс износа любой технической системы: до какой-то наработки старение почти незаметно, а потом его темп резко растет. В технике такое состояние называют катастрофическим износом - и для масла действует то же правило. Важно сменить масло до наступления этого критического момента.

Итак, даже «крутое» масло, сдавшись, наносит ущерб мотору. А чтобы оградить себя от неприятностей, нужно чаще его заменять. Если нет возможности часто покупать дорогой продукт, то заведомо качественное доступное масло при условии более частой его замены полезнее для мотора.

Если кратко, то использовать можно только моторные масла, которые рекомендованы производителем автомобиля. Эти сведения содержатся в инструкции по эксплуатации. Самые важные параметры - группа вязкости и класс качества масла. Любые рекомендации масленщиков носят характер вторичных.

Вязкость и цифры

О вязкости масла говорят самые заметные цифры на канистре или банке - это классификация вязкости по SAE. Два числа, разделенных буквой W, обозначают, что масло всесезонное. Именно всесезонные чаще всего и выпускают.

Первые цифры указывают на минимальную отрицательную температуру, при которой двигатель можно провернуть. Например, у масла 0W‑40 нижний температурный порог равен -35ºС, а у 15W‑40 он составляет -20ºС. Число после дефиса говорит о допустимом диапазоне изменения вязкости масла при 100ºС. Так, для «тридцатки» вязкость может меняться в диапазоне от 9,3 до 12,5 сСт (сантистокс - единица измерения вязкости), для «сороковки» - от 12,5 до 16,3 сСт. Если производитель допускает вилку параметров (например, 5W‑30 или 5W‑40), то для новых машин лучше брать 5W‑30: немножко выиграем в расходе топлива. А для пожилых - 5W‑40. Почему так? У новых двигателей нет износа, все зазоры минимальны, поэтому подшипники нормально работают и при меньшей вязкости. А вот при больших износах несущую способность компенсируют ростом вязкости.

Качество и буквы

Часто отечественные масла известных марок выглядят на уровне иностранных брендов - ведь при их производстве используют современные базовые масла и пакеты присадок. К сожалению, наиболее распространенные марки чаще подделывают. Не слишком раскрученные, но заведомо качественные бренды в этом плане надежнее.