Как справиться с управлением автомобиля, если у вас лопнуло колесо. Лопнувшая шина на скорости, удержание автомобиля на дороге. Кирилл Папков Лопнуло колесо на машине что делать

Каждый автовлаелец обязан внимательно и требовательно относится к ходовой части автомобиля – в особенности к ответственным деталям подвески, колесам и шинам. Халатное отношение может привести к разрыву покрышки на высокой скорости или потере колеса. Управление машиной в такой период становится практически не возможным, и часто это приводит к летальному исходу.

Ба-бах!

Взрываются покрышки чаще всего летом. В жаркий день покрышки нагреваются снаружи от действия асфальта и солнечных лучей. Помимо этого значительно сильнее они нагреваются изнутри вследствие циклических деформаций при качении, особенно на большой скорости автомобиля. Нагреву меньше подвержены радиальные шины , особенно бескамерные, сильнее нагреваются диагональные, так как у них большее тепловыделение. Перегрев шины приводит к понижению ее прочности, и расслоению. В России есть две основные причины, которые ведут к сокращению срока службы . Это перегрузка автомобиля и плохое качество дорог.

Автовладельцы (особенно дачники) нагружают свой автомобиль и при этом максимально накачивают колеса, не думая о том, что повышают напряжения в каркасе шины в несколько раз. Ехать на таком автомобиле, да еще по плохой дороге опасно. На Рис. 1 показана зависимость напряжений в каркасе шины и ее грузоподъемности от давления.

В холодную погоду шины разрываются гораздо реже. При торможении на скользкой дороге шины не так подвержены нагрузкам как на асфальте и охлаждение их происходит лучше. С другой стороны при низкой температуре вязкость резины снижена, и удары она переносит более жестче. В результате нити корда могут порваться, и покрышка искривится. В таких случаях автомобиль может покачивать. Отдельные проволочки выступая могут повредить камеру или привести к образованию на протекторе "лысины" (если они будут выступать наружу). Грыжи на боковых поверхностях говорят о том, что шины пора выбрасывать . Не желательно на них экономить, лучше , чем рисковать своей безопасностью и безопасностью пассажиров.

Если ваше колесо лопнуло на скорости, постарайтесь удержать автомобиль в том же направлении, так как в первый момент он держится за счет инерции. В любую секунду автомобиль может резко повезти в сторону. "Классику" при разрыве передней шины резко бросает в сторону поврежденного колеса, за счет того, что передние колеса установлены с положительным плечом обката. "Девятки" и "Десятки" гораздо устойчивее, благодаря отрицательному плечу обката. Хочется упомянуть и про покрышки с расширенной колеёй. У таких шин увеличена способность опрокидываться , из-за плеча обката, которое оказывается нулевым или положительным. Несмотря на то, что автомобиль кажется на скорости тверже, курсовая устойчивость такого автомобиля все же снижена и при разрыве колеса, он опрокидывается гораздо легче. При разрыве заднего колеса машину не так бросает в сторону, как при переднем разрыве. В случае экстренного торможения постарайтесь не ставить колеса юзом и держитесь подальше от бордюров и ям. На втором рисунке показаны положительное (а) и отрицательное (б) плечо обката управляемого колеса.

Вы едете на максимально разрешенной скорости, или чуть больше. А, может, вообще гоните, забыв про камеры, гаишников и штрафы… Нет, я не собираюсь читать нотации. Дело в другом: именно в этот момент по закону подлости у вас может пойти на выстрел колесо. И тогда вам даже враг не позавидует.
Конечно, покрышка способна лопнуть и на маленьких скоростях — строить прогнозы тут бесполезно.

В самом деле, с виду резина хорошая, никаких грыж, даже протектор не износился. И вдруг — такая беда. Вы слышите хлопок, еще не понимая в чем дело, и вдруг автомобиль становится почти неуправляемым, его начинает заносить.

Да, у вас лопнуло колесо. Хорошо, если переднее, хотя это слово здесь вряд ли уместно. Скажем так, взрыв переднего колеса менее опасен, чем заднего. В первом случае бороться с последствиями этого ЧП несколько легче. Как уже сказано выше, управляемость нарушается, автомобиль сносит. В этот момент очень важно не поддаться панике и не начать экстренно тормозить, потому что происходит неравномерное замедление машины: с одной стороны тормозят два колеса, с другой одно. И если в этот момент резко нажать на тормоз, то автомобиль может закрутить.

Поэтому сбавляем скорость, плавно отпуская педаль акселератора. Действия рулем также плавные — не надо дергать и дергаться! По тормозам не бьем, но тихонько так притормаживаем — это можно. Поддерживаем прямолинейной движение, останавливаем машину, точнее, она остановится сама при нашем минимальном участии. Съезжаем на обочину, меняем шину.

Если действовать именно так, то вы выйдете, можно сказать, сухим из воды. Когда же взрывается задняя шина, все гораздо сложнее. Вот тут, возможно, вам придется интенсивно поработать рулем. Потому что автомобиль, скорее всего, сразу же пойдет в занос. Реагировать придется очень быстро, поскольку дорога каждая доля секунды.

Итак, хлопок, потеря управляемости. Если вы немного устали, расслабились, то это очень скверно. Очень. Потому что вовремя среагировать на опасность вы опоздаете. И тогда уже надежда на «авось» и на то, что в какой-то момент вы, все же, успеете отловить машину.

Важно как можно быстрее выкрутить руль в сторону заноса, пока еще автомобиль не начал свой «вальс с переворотом». Нет, это не опечатка. Машина в какой-то момент на мгновение может встать поперек дороги и перевернуться, зацепившись диском за асфальт.

Тут есть еще одна опасность: если лопнувшая шина начнет рваться, то она легко может повредить, а то и перерубить тормозные шланги, жидкость вытечет, вы останетесь без тормозов.

Крышу не поймали? Вам несказанно повезло. Значит, продолжаем бороться с заносами, которые, скорее всего, последуют один за другим. Выкручиваем руль в сторону заноса, стараясь ехать в ту сторону, куда и направлялись до взрыва. Всеми силами удерживайте автомобиль на прямолинейной траектории, тормозите при необходимости, и очень осторожно.

В ситуации, когда колесо пошло на выстрел, заносы, как ни странно, играют и положительную роль, быстро снижая скорость. Надо только умело действовать рулем и педалями, чтобы успеть остановить автомобиль на асфальте. Иначе может произойти следующее: сначала вас выкинет на одну обочину, потом, перекрестив все дорожное полотно, на другую, что однажды и произошло с автором этих строк. Вот тут-то и помог знаменитый русский «авось», потому что именно в этот момент трасса оказалась пуста и меня не смяла фура, а еще удалось удержать автомобиль от попыток пересчитать деревья.

Однако «авось» хорош тогда, когда ты все сделал для того, чтобы спасти себя и машину. В противном случае, надо просить о чуде. А лучше всего — сделать «чудо» самому, своевременно поменяв лысую резину на хорошую, без грыж и других дефектов.


Фото: Интернет-ресурсы

Пробить колесо на наших дорогах легче легкого. Как действовать в экстренной ситуации, если у вас на ходу резко спустило шину?

Что делать, если на скорости лопнула шина?

Если вы услышали громкий хлопок, не пугайтесь. Крепко держите руль.

Удержание автомобиля на дороге при лопнувшей шине возможно, если вы всегда держите руль двумя руками! Руки должны находиться в позе готовности (обе руки держат руль).

При отпускании педали газа боковая нагрузка возрастает. Отпускать педаль надо не рывком.

При нажатии педали тормоза боковая нагрузка многократно возрастает. Попытка затормозить может просто напросто вырвать рулевое колесо из рук. Здесь может помочь волшебная «поза краба».

Волшебный прием (поза краба):
Удерживая руль поднять локти вверх и напрячь мышцы спины.

Все ли шины одинаково лопаются?

Наиболее безопасные шины Runflat. Шины с камерами наименее надежные.

Влияет ли скорость?

И чем выше скорость, тем сложнее будет среагировать и удержать машину. На скоростях больше 100 км/ч шансы резко снижаются.

Вспомните свои первые месяцы за рулём, что вас больше всего пугало?

Главный страх начинающих водителей, кроме сотрудников ГИБДД и разворота на перекрёстке, лопнувшее во время движения колесо. К такому не готовят в школах вождения, и эта неизвестность пугает. С современными шинами подобные случаи редкость, но если уж они происходят, то точно попадают в выпуски новостей из-за своих трагичных последствий.

Первопричина повреждения колеса кроется в неправильной эксплуатации. Производители размещают рекомендуемые показатели давления в шинах под лючком бензобака или на средней стойке со стороны водителя, но только единицы следуют инструкциям. Из-за неправильного рабочего давления снижается износостойкость резины, и она подведёт в самый неподходящий момент.

При заниженном давлении в шинах страдают боковины протектора. При поворотах они заламываются и острые кромки диска могут их повредить.

Завышенное давление в шинах ухудшает сцепление с дорогой и повышает износ центральной части протектора. В таком случае любой острый предмет на дороге — потенциальная угроза. Камень, край дорожной ямы, глубокая трещина на асфальте могут спровоцировать взрыв колеса.

Распространённая ошибка — превышать рекомендуемое давление на 0.1-0.2 атмосферы, накачивая «холодные» колеса. Кажется, что превышение минимальное и не сыграет особой роли, но это не так. При движении температура шин повышается до 80 градусов, что влечёт за собой и увеличение давления. Если и вы так делаете, то не стоит потом жаловаться на быстрый износ.

Что делать, если колесо лопнуло во время движения?

Услышав громкий хлопок под днищем машины и ощутив занос, главное, и это самое сложное, не давить в пол педаль тормоза. Резкое торможение только ухудшит ситуацию и окончательно лишит вас контроля над автомобилем.

Плавно сбрасывайте газ, ни в коем случае не убирайте ногу с педали резко. Тормозное усилие от пробитого колеса настолько сильное, что автомобиль и так замедлится.

С пробитым колесом машину заносит в сторону, с которой это колесо расположено. Для удержания курса крутите руль в противоположную сторону. В противном случае автомобиль развернёт боком и может выбросить на встречную полосу.Не делайте резких поворотов. Удерживайте автомобиль на прямой траектории, но резких движений руля избегайте. Даже восстановив контроль над автомобилем, поворачивайте руль плавно и скорее съезжайте на обочину.

Худший из вариантов — совершали обгон, а на встречке взорвалось колесо. Если встречных машин нет выровняйте траекторию и тормозите двигателем. Снизив скорость, возвращайтесь в свою полосу и съезжайте на обочину. И никаких резких движений! Если ситуацию безвыходная — навстречу несётся машина, а в свою полосу не вернуться, то лучше выбрать кювет, чем спровоцировать массовую аварию.

Как предотвратить аварию?

  • Соблюдайте скоростной режим. Конечно, правила придуманы чтобы их нарушать, но остановить машину на 90 км/ч куда легче, чем на 140 км/ч.
  • Держите руки на руле, на 2 и 10 часов, как в учебниках. Это поможет удержать руль в случае заноса и выправить движение машины.
  • Препятствие на дороге лучше объехать. Не испытывайте судьбу.

Возьмите себе за правило следить за состоянием шин не от случая к случаю, а комплексно. Проверяйте давление раз в неделю. Следите за глубиной протектора. Используйте простой тест с монеткой. Возьмите 10-копеечную монету и вставьте в канавку протектора головой всадника вниз. Если голова полностью скрыта протектором, то всё в порядке. Если видно больше половины, то пора поменять шины.Не забывайте следить за состоянием ниппелей, у них тоже есть срок службы.

Иногда на дороге можно наблюдать фрагменты резины либо разорванную покрышку от автомобиля, особенно грузового. Почему происходит так, что колесо взрывается на ходу?

Что делать, если лопнула резина прямо на дороге?

Если покрышка разорвется при движении автомобиля, то тогда можно ожидать чего угодно, вплоть до дорожного происшествия. Но, каковы предпосылки повреждения шины? Они могут быть следующими:

  • Деформация каркаса покрышки вследствие наезда на бордюр, стык и иное препятствие с острыми краями.
  • Расгерметизация (падение давления) колеса и деформация диска из-за попадания в яму на высоких скоростях.
  • Слишком низкое/высокое давление в покрышке. Недокаченное колесо увеличивает пятно контакта колеса и оно быстрее греется, перекаченное же может лопнуть при наезде на острый предмет
  • Грыжа, порез и другое механическое повреждение. Грыжа (шишка) на поверхности шины приводит к неравномерному распределению давления, и в месте образования дефекта может произойти взрыв при наезде на кочку.
  • Резкое снижение давления в колесе в результате прокола. Случайно попавшийся гвоздь на дороге может привести к разрыву, особенно на высокой скорости.
  • Маленькая высота протектора вследствие его высокого износа. При значении менее 1,6 миллиметра на летних, и 4 миллиметров − на зимних колесах приводит к уменьшению толщины шины. В результате чего, увеличивается риск ее пробоя и как следствие − разрыва.
  • Естественный износ покрышки. При старении шина становится менее эластичной и более сухой, что приводит к ее разрушению.
  • Превышение максимального скоростного лимита, указанного производителем шин. У каждой покрышки существует индекс скорости, превышать который не рекомендовано. В ином случае, изготовитель снимает с себя все гарантии, в том числе и безопасности.
  • Превышение индекса максимальной нагруженности покрышки. Как и в предыдущем случае, нужно придерживаться заводских рекомендованных значений.

Что делать, если пробило шину?

В случае разрыва покрышки сервис уже вряд ли чем-то сможет помочь − придется покупать и ставить новую шину. Если взорвалось колесо по ходу движения, нужно:

  • Отреагировать на это без паники.
  • Избегать резких движений рулем и торможений вплоть до полной остановки машины.
  • Выйти и осмотреть место повреждения.
  • Открыть багажник и достать оттуда знак аварийной остановки, после чего выставить его перед машиной в соответствии с требованиями правил дорожного движения.
  • Ослабить гайки на поврежденном колесе и понять автомобиль домкратом.
  • Открутить гайки и снять колесо.
  • Поставить докатку либо полноразмерное колесо.

Иначе обстоит ситуация с обычным проколом. Тогда, помимо установки «запаски» можно заделать прокол посредством резинового жгута либо герметика (при отсутствии запасного колеса, состав с герметиком в обязательном порядке должен входить в ремкомплект).

Специальным жгутом можно «залатать» пробоину, даже своими руками

Как избежать разрыва либо прокола покрышки?

Чтобы не попасть в неприятную ситуацию на дороге, связанную с повреждением покрышки рекомендуется:

  • Хотя бы раз в неделю-полторы проверять давление в шинах. В случае отклонения значений от рекомендуемых показателей произвести повышение/понижение давления посредством компрессора.
  • Менять покрышки на новые один раз в пять лет. Это оптимальное время, ибо дальше старая неэластичная резина уже не сможет выдержать заявленные производителем нагрузки, что приведет к ухудшению зацепа с дорожным полотном. К тому же, резина начнет разрушаться под воздействием температуры воздуха, реагентов и прочих внешних факторов.
  • Регулярно осматривать поверхность шины на предмет наличия дефектов и повреждений. Наличие грыжи либо глубоких порезов должно стать сигналом к тому, колесо в скором времени придется заменить.
  • Правильное хранение колес. Грамотная консервация шин на длительное время убережет от разрушения резинового состава и предотвратит преждевременный износ.