Как проверить турбину на двигателе. Что можно проверить своими силами? Расход автомобильного масла и его состояние

Турбина - сложный нагнетающий мощность аппарат. В отличие от многих других узлов современного автомобиля, ее неисправность не является критической. Однако нужно уточнить, что и нормальной работы в этом случае не будет, а утечка дорогостоящего масла и топлива серьезно ударит по карману владельца. Какие признаки неисправности турбины дизельного двигателя возможно обнаружить самостоятельно?

Для начала, необходимо отметить, что типичные проявления поломки турбины на дизеле очень похожи на выход из строя других блоков и систем. Потому для точного установления причины появления того или иного фактора нужно провести качественную диагностику с применением специальных стендов и измерительных приборов. Без обращения в СТО рядовому автолюбителю тут не обойтись.

Характерные признаки и возможные причины

Часто встречается сочетание из нескольких очевидных проявлений поломки, но иногда наблюдается только что-то одно. Определить неисправность можно по таким явлениям:

  • повышенный расход и утечка масла;
  • изменение цвета и наглядное повышение количества дыма;
  • шум в двигателе;
  • временные или постоянные перегревы;
  • ощутимое снижение мощности и скорости набора оборотов;
  • усиленный расход топлива;
  • повышение выброса вредных веществ из выхлопной системы и токсичный запах;
  • свист или царапание в самой турбине;
  • плавающий холостой ход.

Появление любого из этих пунктов требует внимания со стороны владельца, скорейшей диагностики и устранения поломки. Дело в том, что львиная доля проблем турбин на дизеле так, или иначе, касается утечки и расхода масла. Когда оно закончится, рабочие поверхности начнут стираться. Для полного выхода из строя этого механизма достаточно проработать всего несколько секунд без смазывающего вещества. После этого восстановление и ремонт станет невозможным, останется только полная замена, а это недешево.

Цвет дыма и запах выхлопа

Появление дыма в выхлопной системе сразу же обращает внимание. Этому часто сопутствует неприятный химический запах, который слышен даже во время движения.

Черный дым

Это явление означает сгорание топливной смеси в турбине. Проблема вызывается нехваткой воздуха в топливной системе. Нужно проверить:

Голубовато-сизый окрас

В этом случае масло попадает в двигатель. Очевидно, что причина кроется в утечке. Нужно осмотреть все соединения, а причина кроется в неполадках турбины или двигателя.

Молочно-белый цвет

Чаще всего это происходит при забитом сливном маслопроводе.

Возрастание расхода масла, его подтеки

К проблемам с маслопроводом возможно примкнуло ухудшение подачи воздуха для смеси. Еще это свидетельствует о выработке и коксовании каналов или корпуса оси.

Снижение производительности

Является следствием нехватки воздуха. Нужно тщательно осмотреть все элементы системы подачи воздуха.

Нехарактерные звуки

Для начала нужно открыть капот и определить источник шума. Если звуки доносятся со стороны турбины, то нужно проверить ротор и ось на наличие сколов и свободы движения. Характерное царапание означает деформацию и образование трещин. Свист говорит о пропускании воздуха. Иногда это происходит при ухудшении пропускной способности маслопровода или же попадании сторонних предметов.

Очевидно, что большая часть признаков говорит о поломках системы подачи воздуха, маслопроводов, ЭБУ, ротора и оси. Иногда встречается и попадание предметов в систему. Диагностика сводится к проверке этих элементов в первую очередь.

Признаки неисправности турбины дизельного двигателя появляются и при неумелом монтаже и разборке. Неопытный мастер часто повреждает детали, которые выливаются в солидную сумму. Для того чтобы проверить турбину, не нужно ее снимать - специалисты СТО обходятся и без этого, выполняя процедуру только при необходимости. С уверенностью можно отнести неумелый демонтаж к частым причинам поломки этого узла автомобиля.

Сейчас очень много автолюбителей переходят на автомобили с турбированными двигателями. Это не их прихоть — таковы реалии современного мира. Популярные модели автомобилей от таких производителей как Volkswagen, AUDI, Mercedes и BMW имеют именно турбированные двигатели, и только в крайних случаях двигатели обычные не турбированные. Плюсов и минусов двигателей с турбиной хватает. Если вы покупаете новый автомобиль то можно не обращать внимание на турбину, тут как понимаете гарантия, и если что, то она все покроет. Но вот что делать, когда вы покупаете подержанный автомобиль с турбированным двигателем? Как проверить турбину? Ведь ее замена вытекает в дорогостоящий ремонт…


Для начало скажу — замена этого устройства на немецком автомобиле варьируется от 50 до 150 тысяч рублей, это с учетом, что если вы ставите оригинальную запчасть. Если ставить не оригинал, то турбина стоит в два раза дешевле от 25 до 75 тысяч рублей, что также не мало. В общем при покупке б/у автомобиля с турбиной, обязательно нужно ее проверять. Сегодня я дам несколько полезных советов для проверки данного агрегата.

1) Первым делом — нужно ее послушать. Желательно, на холодный не прогретый двигатель, после ночи например. Именно на холодном двигателе «вылазиют» все ее болячки. Старая изношенная турбина будет работать очень громко (звук разбитого подшипника, свист или скрежет), от такого автомобиля лучше отказаться. Такой звук говорит о неисправности «кулера», о том, что он разбит и скребет лопастями.

2) Далее после прогрева прокатитесь на автомобиле. Динамика автомобиля должна быть на «уровне». Как определить этот уровень? Все очень просто. Если у вас турбированный 2 – х литровый двигатель со 180 л.с., то динамика такого автомобиля должна просто поражать, примерно 7 – 8 секунд до сотни. То есть надавили на педаль газа (педаль в пол) и автомобиль очень резко начнет ускоряться. Если такого не происходит, автомобиль очень медленно набирает скорость, а то и встречаются провалы (пропадание тяги), то это говорит о том, что так как надо. И скорее всего она не исправна. Однако вам нужно объективно оценивать тягу двигателя. Если у вас стоит трех цилиндровый двигатель с турбиной мощностью в 80 – 90 л.с, то ждать от него бешенной тяги (даже при исправной турбине) не стоит. Скорее всего если турбина не будет работать, то автомобиль вообще будет ехать еле – еле.

3) Нужно проверить масло двигателя, а точнее посмотреть саму заливную горловину. Принцип такой, откручиваем крышку заливной горловины и смотрим, желательно посветить фонариком (вспышка на «сотовом» также подойдет). Если там все черно, прямо сажа какая-то отказываемся от аппарата.

4) Спрашиваем хозяина — сколько кушает масла? Если говорит что кушает много 2 – 3 литра на 5000 – 7000 км, то это не есть «гуд», как бы он вас не заверял что это норма. Да турбированные двигатели могут «есть» немного масла, но это не 2 – 3 литра. На 10000 километров, расход масла должен быть максимум — 1 литр.

5) При неисправной турбине, будет гореть « » на панели приборов.

Если считать эту ошибку, то все может выясниться. Ошибка будет – низкое давление, или что-то типа этого. Однако считывающее устройство есть не у всех. А поэтому если у турбированного автомобиля горит «Check», то нужно сильно задуматься над покупкой. Check загорается не просто так, практически в любом случае это «дорогостоящая» неисправность.


Осматриваем лопасти «кулера» и сам патрубок внутри. Если масла нет и «кулер» и патрубок чистые, то это говорит о его исправности. А вот если кулер и весь патрубок в масле, то это уже не хорошо. При большой выработке турбины в впускной коллектор будут прорываться пары масла, а по этому и сам «кулер» и кожух будут в масле.

7) Так как масло будет прорываться в впускной коллектор, то и из выхлопной трубы будет идти более «дымный» выхлоп. Если выработка большая, то и выхлоп будет сильно задымленный.

8) Далее при снятом патрубке, нужно аккуратно пошатать сам «кулер» турбины. Должен присутствовать небольшой люфт, в пределах 1-2 мм. Если «кулер» сильно гуляет, то лучше отказаться от покупки данного агрегата. Также можно посмотреть на стенки турбины, если на стенках видны характерные разрезы от лопастей кулера, то турбина также не исправна.

А сейчас небольшое видео люфта турбины

Люфт турбины (турбина в масле)

По этим пунктам практически на 90 % можно оценить работоспособность. А если честно, то устройство простое дальше некуда, там и ломаться особо не чему. Если очень упросить — это «кулер» с подшипниками заключенный в металлический корпус — будет работать, даже если она сломана, вот только как? Основная неисправность это большая выработка так называемых «плавающих» подшипников. Даже при огромной выработки она будет работать и нагнетать давление, вот только масла будет «есть» ведрами (есть случаи, когда неисправная турбина ест литр на 100 км). Конечно «кулер» может заклинить, но происходит это крайне редко. Обязательно проверяйте работоспособность при покупке, это избавит вас от дорогостоящего ремонта и сохранит радость покупки.

Надеюсь, моя статья была вам полезна.

Турбированные двигатели стремительно завоевывают популярность. Если раньше турбонагнетатели устанавливались в тяжеловесные или мощные спортивные автомобили, то теперь турбины можно увидеть на легковых автомобилях, как с бензиновым движком, так и с дизельным.

Турбины дизельного двигателя обычно имеют срок эксплуатации намного меньший, чем у самого движка. Для того чтобы вовремя провести профилактические работы и не столкнуться с необходимостью оплачивать дорогостоящие детали, нужно периодически проверять работу турбины. Это вполне можно сделать самостоятельно, не обращаясь в автосервис.

Причины неисправности

Для того чтобы провести осмотр турбины и выявить неисправность, необходимо понимать, какие именно поломки могут произойти в системе турбонагнетателя.

Обычно самыми проблемными элементами являются сальники и подшипники. От износа этих деталей может появиться люфт, шум, можно столкнуться с клином турбины. Нарушиться работа может из-за неисправности смазочной системы, клапанов вентиляции, или поршневые кольца уже достаточно изношены. В таком случае продукты сгорания дизтоплива попадают в картер и приводят к негативным последствиям.

Если в выхлопе замечен дым, чаще всего сизый, то следует обратить внимание на PCV-клапан. Его неправильная работа повышает давление масла в турбине, из-за этого смазочный материал продавливает сальники. Попав наружу или в нагнетаемый воздух, масло меняет состав смеси, от этого движок значительно теряет мощность и начинает выделять вышеупомянутый дым.

Когда проверять турбину

Если использовать качественное масло и бережно относиться к дизельному агрегату, то турбонагннетатель будет работать исправно примерно 150 тысяч километров. Чтобы обнаружить любую поломку на ее начальной стадии, нужно внимательно следить за турбиной, достаточно проверить работу агрегата во время замены масла.

Таким образом, автовладелец может значительно сэкономить, ремонтируя неисправность на ее начальной стадии, вместо замены дорогостоящей детали.

Первые признаки неисправности

Разумеется, если у автолюбителя нет опыта в работе с автомобилями, не стоит сразу же разбирать агрегат и пытаться выявить неисправность изнутри. Существует несколько признаков, которые свидетельствуют о неправильной работе турбокомпрессора:

  • появление сизого или черного дыма во время выхлопа;
  • очень громкая работа дизельного агрегата при различных нагрузках;
  • двигатель часто перегревается;
  • расход топлива неуклонно растет, как и скорость расхода масла;
  • ухудшение тяги, потеря мощности и динамики.

Каждый из признаков может говорить не только о неисправной турбине, но и о ряде других мелких поломок. Если причина не в турбонагнетателе, то необходимо немедленно обратиться на сервис для дальнейшей диагностики. Чем раньше обнаружить поломку, тем дешевле обойдется ее устранить.

Самостоятельная проверка

Первичную проверку можно провести собственными силами, чтобы не тратиться на компьютерную диагностику, которая часто стоит немалых денег. Для начала, турбокомпрессор нужно тщательно осмотреть.

В первую очередь проверяется уровень и качество моторного масла используемого для дизельного мотора. Затем нужно убедиться, что в компрессор не попал никакой посторонний предмет.

После проведенных процедур необходимо оценить цвет выхлопа. Он также может указать на конкретные проблемы с турбиной. Если цвет выхлопа черный, и при этом замечено падение мощности, то, скорее всего, придется иметь дело с переобогащенносй смесью. Она появляется из-за поломки системы впуска-выпуска воздуха. На впуске в цилиндры попадает недостаточное количество воздуха, а на выпуске могут быть утечки, которые и приводят к потере мощности.

Сизый или даже белый дым из выхлопной трубы говорит о том, что масло попадает в цилиндры, а затем сгорает в рабочей камере. При этом расход масла может вырасти примерно до литра на 1000 километров. Необходимо проверить работу ротора и чистоту фильтров. Ротор должен иметь небольшой люфт и не касаться корпуса, иначе деталь требует немедленного осмотра и ремонта.

Сильно загрязненный фильтр не может пропускать необходимое количество воздуха, за счет этого создается разное давление в корпусе турбонагнетателя и в картридже с подшипниками. Из этого картриджа масло попадает в компрессор. Если дело не в фильтре, то необходимо проверить всю систему подачи масла, шланги и патрубки на наличие загибов, трещин и щелей.

Герметичность соединений патрубков можно проверить при заведенном двигателе. Свист и скрип, а также воздух, прорывающийся сквозь систему, говорит о том, что хомуты нужно подтянуть. Любая неплотность или повреждение ведет к недостаточной подаче воздуха в цилиндры.

Еще одной причиной неисправности турбины становится неправильный слив масла из-за того, что газы попали в картер. Необходимо проверить систему вентиляции, чтобы дизельный мотор не начал сапунить.

Проверка на заведенном двигателе

Самый простой способ, как проверить турбину на дизельном двигателе требует присутствия хотя бы двух человек.

  1. Заведите двигатель.
  2. Найдите патрубок между турбонагнетателем и впускным коллектором.
  3. Передавите его.
  4. Несколько секунд погазуйте.

При правильной работе турбины, почувствуется, что патрубок ощутимо надувается. Если этого не происходит, возможны разнообразные трещины и дефекты коллектора. Следует обратиться за квалифицированной помощью для устранения поломки.

Очень важно понимать, что диагностику можно провести самостоятельно, но ремонт необходимо доверить профессионалам.

Неквалифицированное вмешательство может привести к тому, что маленькая неисправность приведет к поломке всей детали и поставит автовладельца перед необходимостью менять и ремонтировать турбокомпрессор. Необходимо обратиться в проверенный сервис, где специалисты быстро и качественно устранят неисправность и продлят жизнь турбонагнетателю на дизельном двигателе.

Установленная на двигателе турбина значительно повышает продуктивность работы. Ее также называют турбокомпрессор или турбонаддув. Современные производители транспортных средств устанавливают турбины практически на все модели авто. К сожалению, ресурс работы турбины немного меньше, чем у самого двигателя.

Именно поэтому за ее состоянием необходимо внимательно следить, поддерживать в рабочем состоянии, неправильная работа турбонагетателя может спровоцировать серьезные поломки, и даже поставить автовладельца перед необходимостью проводить дорогостоящий капитальный ремонт движка раньше времени.

К тому же, намного выгоднее проводить ремонт турбины после небольшой поломки, как только она начала барахлить, чем полностью менять агрегат, стоимость которого может достигать 150 тысяч рублей.

Как пользоваться турбиной на бензиновом двигателе

Чтобы предотвратить поломки и продлить срок жизни, необходимо правильно использовать турбонагнетатель и следить за качеством и уровнем масла в системе.

Именно проблемы с маслом провоцируют 90% поломок турбины. К примеру, если агрегат всего 5 секунд будет работать без смазки, то вполне может выйти из строя.

За уровнем масла необходимо внимательно следить, проверять систему при каждом ТО, по необходимости доливать смазку до нужного уровня. Если жидкость расходуется слишком быстро, необходимо выяснить причину. Это может быть неисправность в работе масляного насоса, которая плохо скажется на функционировании всей системы.

Очень важно для правильной эксплуатации не переусердствовать с педалью газа. Чтобы в турбине установился нормальный уровень давления, достаточно всего нескольких секунд, перегазовка может привести к поломке агрегата. Хорошо зарекомендовала себя система Start&Stop, которая автоматически контролирует этот момент.

При использовании турбины, моторное масло подвергается воздействию больших температур, чем в атмосферном движке. Следовательно, необходимо учитывать эту особенность при выборе смазочного материала.

Чтобы наверняка угадать с маслом, следует использовать только то, которое рекомендовано производителем транспортного средства. Также подобрать смазку могут опытные мастера на сервисе, которые будут учитывать особенности работы двигателя, год его выпуска и пробег. При этом не рекомендуется менять тип масла, следует даже придерживаться одной марки.

При смешивании масел разной вязкости, типа и фирмы, может скопиться нерастворастворяемый осадок, что приведет к неизбежной поломке системы. Качественная и своевременная смазка значительно продлит срок службы турбированного двигателя.

Существует ряд особенностей эксплуатации, которые позволят сохранить турбированный мотор:

  • в холодное время года перед стартом дайте двигателю несколько минут поработать на холостых оборотах, чтобы масло заполнило системы и начало циркулировать;
  • так как турбина всегда подвергается высокой нагрузке, не рекомендуется часто использовать ее на низких оборотах. Оптимальными показателями будут средние, а иногда даже полезно давать движку поработать на высоких оборотах;
  • перед тем, как полностью заглушить двигатель, ему необходимо хотя бы немного остыть, чтобы избежать резкого перепада температур.

Признаки поломки

Признаки неисправности турбины бензинового двигателя часто можно заметить даже не посещая сервис. Однако если обнаружен какой-либо симптом, необходимо обратиться в сервис, так как самостоятельно проверить турбину на бензиновом двигателе и произвести ремонтные работы не выйдет.

К основным признакам относят:

  • снижение тяги;
  • из выхлопной трубы замечен сизый или черный дым;
  • при запуске двигателя слышен посторонний свист или скрежет;
  • увеличился расход топлива и замечена утечка масла;
  • резко падает уровень давления воздуха и масла в системе.

В домашних условиях можно провести предварительный осмотр турбокомпрессора, чтобы выяснить, на что следует обратить внимание в первую очередь.

Для начала, при разборе агрегата, необходимо проверить патрубок, через который в тубонагнетатель подается воздух. Нарушение его целостности может привести к посторонним шумам. Кроме того, при осмотре патрубок должен быть практически сухим. Обнаруженное масло свидетельствует о том, что двигатель износился или же турбина вышла из строя.

Затем нужно тщательно осмотреть лопатки турбины. Если они имеют неровности, сколы и зазубрины, то турбину, скорее всего, придется заменить.

Осевой люфт турбонаддува не должен превышать показателя 0,05 мм, радиальный - 1 мм. Если показатели превышены - турбина требует ремонта.

Спровоцировать поломку может нарушение геометрии соединения впускного коллектора с трубкой датчика. Обнаружение трещин, потертостей на этом элементе говорят о необходимости его замены. Если в системе замечены следы утечки антифриза - также следует проверить герметичность всех соединений.

В ситуации, когда поломка не выявлена, следует провести компьютерную диагностику.

Главные причины поломок турбонагнетателей

Чаще всего автомастера выделяют всего три причины, по которым владелец транспортного средства получает неисправный агрегат.

  1. Низкий уровень масла и его слабое давление приводит к тому, что подшипники не получают должной смазки и быстро изнашиваются. Также приходят в негодность кольца и шейки вала. Эта проблема вызвана неправильной установкой масляных шлангов в системе турбины, а также их протечка или перегиб.
  2. Использование неподходящего масла или его несвоевременная замена приводят к загрязнениям фильтров и всей системы. Маслопроводные каналы закупориваются, быстро изнашивается подшипник, повреждается ось. Использование слишком густого масла может привести к нарушению герметичности турбины.
  3. В турбонагнетатель может попасть посторонний предмет. Как следствие, повреждаются основные его элементы, лопатки, роторы, падает давление воздуха. Для предотвращения этой неисправности необходимо регулярно проверять герметичность впускного тракта и коллектора, по необходимости менять валы и фильтры.

Столкнувшись с каким-либо признаком неправильной работы турбированного двигателя, стоит немедленно обратиться к специалистам.

Самостоятельное вмешательство в систему без должных навыков может привести к более серьезным поломкам, даже привести к капитальному ремонту двигателя или замене турбины. Своевременная диагностика и устранение дефекта поможет предотвратить будущие неисправности.

Производители автомобилей, для того чтобы повысить мощность мотора оснащают двигатель специальными турбинами, работающими как турбокомпрессор или турбонаддув. Выход из строя данного устройства делает дискомфортным дальнейшую эксплуатацию автомобиля и приводит к снижению его динамики. В данной статье давайте рассмотрим, как проверить работу турбины.

Симптомы неисправности

  • Потеря мощности двигателя автомобиля, при прежнем расходе топлива и масла
  • При разгоне появляется выброс синего или черного дыма из выхлопной трубы
  • Посторонний свист и шум при работе двигателя
  • Увеличившийся расход масла и маслянистые потеки возле турбины

В сервисном центре, неисправность данного узла обычно выявляется при помощи специального электронного сканера и манометра, которые присоединяются к нужному разъему автомобиля. После запуска мотора эти приборы выдают данные о функционировании всей двигательной системы. Однако некоторые моменты можно проверить и самостоятельно.

Самостоятельная проверка турбины

  • Разбирая, как проверить турбину, первым делом нужно осмотреть патрубок, который соединен с другим, подающим воздух в турбокомпрессор. Отсоединив его нужно проверить лопатки турбины. Они должны быть ровными, с идеально правильной формой. Любые зазубрины, погнутости и забоины должны насторожить вас, так как это требует ремонта турбокомпрессора или замены его на новый.
  • Далее стоит осмотреть сам патрубок. Знайте, что допускается только незначительное отпотевание масла, а значит, он должен быть практически сухим. Если внутри патрубка или на входе в турбокомпрессор много масла, это свидетельство об износе двигателя или неисправности турбокомпрессора. В этом случае требуется более тщательная диагностика специалистами.
  • Также неисправность турбонаддува определяется перемещением его в осевом направлении. Допустимость люфта считается 0,05мм. Ярко выраженный осевой люфт свидетельствует о необходимости ремонта турбокомпрессора или его полной замены. В радиальном направлении нормой люфта считается 1мм.
  • Следующим шагом следует определить, цепляются ли лопатки за улитку. Для этого необходимо двинуть вал в радиальном направлении и провернуть лопатки. Если они заденут холодную улитку, это свидетельствует о неисправности турбокомпрессора.
  • Далее необходимо осмотреть соединение впускного коллектора и трубки датчика. Нарушение геометричности соединения может привести к отказу турбины. При наличии трещин и потертостей она подлежит замене.
  • Рассматривая, как проверить турбину на дизеле, не стоит забывать об осмотре отверстия во впускном коллекторе. Его диаметр составляет всего 1мм, а его засорение приводит к отключению турбины. В этом случае требуется прочистка данного отверстия.
  • Верным признаком некачественного соединения трубок охлаждения являются следы антифриза.
  • Если все вышеперечисленные действия не помогли вам выявить неисправность турбины, а мощность двигателя все равно падает, тогда остается проверить герметичность входного и выхлопного тракта или обратится к специалистам, которые при помощи специальной аппаратуры точно продиагностируют как дизельные моторы, так и бензиновые двигатели.