Как промыть воздушный фильтр. Как почистить воздушный фильтр своими руками

Воздушные фильтры автомобиля, наряду с масляными и топливными, принято считать расходным материалом, то есть узлами, подлежащими регулярной замене. Но если автомобиль постоянно эксплуатируется в условиях повышенной запыленности, можно просто время от времени чистить фильтр. Но самостоятельно?

Для чего нужен воздушный фильтр.

В свежем воздухе нуждается не только человек, но автомобиль, вернее, его сердце – двигатель. Горючая смесь только тогда сгорает полностью, когда в ней присутствует кислород, содержание которого должно в 15-20 раз превышать объем топлива. А загрязнение двигателя приводит к нерациональной работе и даже к его поломке. За доступ чистого воздуха внутрь двигателя и отвечает воздушный фильтр. Каждый автомобилист должен знать, как почистить воздушный фильтр в случае необходимости. Любой воздушный фильтр представляет собой предмет цилиндрической (для двигателя) или панельной (для салона) конструкции. Перед тем, как почистить воздушный фильтр , необходимо удостовериться, какой именно фильтр перед вами.

Существует несколько видов фильтров: сухой инерционный, масляный инерционный, бумажный и с пониженным сопротивлением воздуха. Наиболее часто на легковых авто устанавливаются именно бумажные фильтры. В их основе – пористая бумага, сложенная в гармошку. Сплетенные волокна бумаги способны удерживать частицы пыли размером от 1 микрона.

Основное назначение воздушного фильтра – очистка воздуха от загрязнений перед его попаданием внутрь двигателя. Фильтрующий элемент вбирает в себя крупные, и мелкие частицы пыли, обеспечивая свободный доступ кислорода к двигателю. Или в салон автомобиля, если речь идет о салонном фильтре.

Для чего нужно чистить воздушный фильтр.

Рано или поздно воздушный фильтр засоряется. Это может произойти быстрее при езде по грунтовке и при сильной запыленности дороги. В результате микропоры фильтра начинают плохо пропускать воздух, который жизненно необходим для правильной работы автомобиля. Засорение фильтра приводит к двум неприятным последствиям. Первое – снижение эффективности работы двигателя, потеря мощности автомобиля. Второе – неоправданное увеличение расхода топлива из-за неполного сгорания горючей смеси. В конечном итоге, это может привести к повреждению фильтра и выходу из строя самого двигателя. Поэтому не следует затягивать с процедурой замены или чистки воздушного фильтра.

Чем чистить воздушный фильтр.

Как отмечалось выше, чаще всего на легковых авто встречается фильтр бумажный. Если он имеет угольную прослойку, то чистить его нет смысла, лучше выбросить и купить новый. Удобнее всего чистить фильтр с помощью бытового пылесоса. Опытные автовладельцы также советуют продуть фильтрующий элемент воздуходувом или промыть под слабым напором мойкой типа Керхер.

Как правильно чистить воздушный фильтр.

Для правильной очистки фильтра специалисты советуют извлечь его из автомобиля. Хотя возможна очистка воздушного фильтра компрессором и без снятия его с автомобиля. Сначала необходимо выбить фильтр и собрать наиболее крупные загрязнения. Затем максимально бережно чистим воздушный фильтр пылесосом. После очистки фильтра нужно убедиться, что он не поврежден, и можно ставить его на место. Воздушный фильтр таким образом можно чистить раз в неделю, и даже каждый день. Например, почистить фильтр рекомендуется перед дальней дорогой и после сезона «пухопада». Но подобную процедуру не стоит проводить бездумно, ведь воздушный фильтр имеет ограниченный ресурс. Значительно изношенный фильтр может порваться в пути, поставив под угрозу работоспособность двигателя. Ремонт в этом случае окажется в разы дороже стоимости фильтрующего элемента.

Хотя автомобильный и домашний воздушные фильтры можно почистить самостоятельно, вызов профессионала для его замены снижает вероятность ошибки. Для начала убедитесь, что фильтр пригоден для очистки - лишь многоразовые фильтры можно повторно использовать после очистки, одноразовые же следует выбрасывать. Самый простой способ почистить многоразовый фильтр - это пропылесосить его, хотя для удаления толстого слоя грязи его, скорее всего, придется вымыть.

Шаги

Очистка автомобильного воздушного фильтра

    Извлеките фильтр. Откройте капот автомобиля. Если вам не удается найти фильтр, изучите руководство по ремонту и эксплуатации автомобиля (в бумажном или цифровом виде). Как вариант, просто задайте этот вопрос механику при следующем техобслуживании автомобиля. Откройте корпус (закрепленный винтами или защелками) и извлеките фильтр.

    Пропылесосьте сухой фильтр. Подключите к пылесосу щелевую насадку. В течение минуты пылесосьте фильтр с каждой стороны. Осмотрите фильтр под ярким светом и удалите все пятна, которые могли пропустить.

    • Чистить фильтр пылесосом куда быстрее и безопаснее, чем промывать его.
  1. Промойте сухой фильтр, если хотите. Заполните ведро раствором мыла и воды. Опустите фильтр в ведро и взболтните им. Вытащите фильтр и стряхните лишнюю воду. Тщательно промойте фильтр под проточной водой. Положите фильтр на полотенце и дайте ему полностью высохнуть.

    • Не возвращайте влажный фильтр обратно в корпус! Это может повредить двигатель автомобиля.
    • Влажная очистка фильтра куда эффективнее, чем сухая, но в то же время она более рискованная и затратная по времени.
  2. Почистите масляный фильтр. Похлопайте по фильтру, чтобы вытрусить из него пыль и грязь. Нанесите очищающий раствор (специально предназначенный для масляных фильтров) на внешнюю и внутреннюю стороны фильтра. Убедитесь, что фильтр полностью пропитан раствором. Оставьте его в раковине или в миске на десять минут. Промойте фильтр холодной водой при низком давлении. Струсите его и дайте полностью высохнуть.

    • Проследите за тем, чтобы моющее средство не высохло на фильтре - оставьте его лишь на десять минут.
    • Сполосните фильтр, проведя им сверху-вниз под струей воды.
    • После ополаскивания фильтр должен высохнуть примерно через пятнадцать минут. Если же за это время он полностью не высохнет, подождите еще пару минут.
    • Если вы спешите, включите фен или небольшой вентилятор на средней скорости и температуре, чтобы ускорить процесс высыхания.
  3. При необходимости повторно смажьте фильтр. Равномерно распределите масло по поверхности воздушного фильтра. Тщательно покройте фильтр тонким слоем масла. Вытрите излишки масла с крышки и нижней кромки фильтра. Оставьте фильтр на 20 минут, чтобы он успел впитать масло.

    Почистите корпус. Пропылесосьте корпус фильтра специальной насадкой, чтобы убрать из него всю пыль и грязь. Как вариант, можно взять мягкую ткань или бумажное полотенце. Перед заменой фильтра убедитесь, что корпус полностью высох и не содержит мусора.

    • Влага и мусор могут привести к повреждению двигателя.
  4. Верните фильтр на место. Вставьте фильтр обратно в корпус. Зафиксируйте все зажимы или защелки, которые удерживали фильтр на месте, когда вы его извлекали.

Очистка домашнего воздушного фильтра

    Извлеките воздушный фильтр. Отключите систему, прежде чем прикасаться к фильтру. Перед тем как снять вентиляционную решетку, пропылесосьте окружающий участок или протрите его щеткой. Открутите винт(ы) или откройте защелку и снимите решетку. Пропылесосьте поверхность корпуса, а затем выньте воздушный фильтр.

    • Если не отключить систему, то во время процесса очистки она будет притягивать мусор.
    • Если вентиляционное отверстие находится на потолке или высоко на стене, возьмите стремянку.
  1. Уберите грязь. Вытрусите всю грязь из фильтра в мусорное ведро. Наденьте щелевую насадку на наконечник гибкого шланга. Чтобы убрать пыль и мусор, пропылесосьте переднюю, заднюю и боковые стенки фильтра с помощью насадки для мягкой мебели.

    • По возможности пропылесосьте фильтр снаружи, чтобы не напылить в доме.
  2. Промойте фильтр под проточной водой. Наденьте шланг на кран. Держите фильтр так, чтобы вода текла в направлении, обратном потоку воздуха. Тщательно промойте фильтр, чтобы смыть пыль и грязь.

    Более серьезные пятна грязи промойте мыльным раствором. Если простого ополаскивания оказалось недостаточно, попробуйте замочить фильтр в мыльном растворе. Смешайте в миске каплю жидкого средства для мытья посуды и два стакана теплой воды. Размешайте раствор. Смочите ткань в растворе и протрите фильтр с обеих сторон. Ополосните фильтр водой и дайте ему полностью высохнуть.

    • Прежде чем оставить фильтр сохнуть, струсите с него остатки воды.
    • Если в фильтр попал жир, дым или шерсть домашних животных, промойте его мыльным раствором.
  3. Тщательно высушите фильтр. Промокните фильтр сухими бумажными полотенцами и оставьте снаружи, чтобы он высох на воздухе. Перед повторной установкой фильтра убедитесь, что он полностью сухой.

    • Если пренебречь этим правилом, в фильтре может образоваться плесень и распространиться по всему дому.
  4. Верните фильтр на место. Вставьте фильтр обратно в корпус. Убедитесь, что фильтр направлен в правильную сторону. Закройте вентиляционную решетку и закрепите винты или защелки.

2 ноября 2016

Любая инструкция по обслуживанию автомобиля гласит, что воздушные фильтры являются расходными материалами, которые положено менять через определенные интервалы пробега (от 5 до 15 тыс. км). Но условия эксплуатации машины бывают разными – горожане больше ездят по асфальтированным дорогам, в то время как жителям сельской местности часто достаются грунтовки, где пыли гораздо больше. При таком раскладе фильтрующий элемент стоит дополнительно очищать в промежутках между заменами.

Разновидности фильтров

Забитый пылью элемент создает на пути воздушного потока сопротивление, отчего количество поступающего в двигатель воздуха сокращается. Датчик ДМРВ сигнализирует об этом контроллеру, а тот старается соответственно уменьшить количество топлива. Но по факту расход горючего на 100 км пути возрастает, потому что водитель начинает сильнее открывать дроссельную заслонку, чтобы компенсировать потерю мощности.

Перед тем как выполнить очистку воздушного фильтра автомобиля, нужно определить его тип , дабы применить правильную методику очистки. Для фильтрования воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, применяются такие элементы:

  • обычные, сделанные в виде «гармошки» из толстой пористой бумаги;
  • бумажные с угольным напылением;
  • прямоточные с нулевым сопротивлением (в народе – «нулевики»).

Перечисленные детали авто очищаются по разной технологии. Например, угольные фильтры из бумаги мыть нельзя, а только продувать. Это касается и салонных фильтрующих элементов, которые тоже желательно периодически чистить и вовремя менять ради собственного здоровья.

Методика прочистки традиционных элементов

Сначала несколько слов о том, можно ли мыть воздушный фильтр с помощью различных химических средств, имеющихся в продаже.

Как показывает практика, промывка дает положительный результат при условии, что фильтрующая бумага не будет повреждена и разлохмачена от механического воздействия, иначе она перестанет задерживать пыль.

Исключение – бумажные угольные элементы, их мыть не допускается.

Процедура состоит из таких этапов:

  1. Снятие фильтра с авто.
  2. Первичная прочистка с продувкой.
  3. Промывка.
  4. Сушка и обратная установка.

Продувку необходимо делать в любом случае, сразу погружать пыльный фильтр в воду нельзя . Иначе осевшая в нем пыль тут же превратится в грязь, которую придется отмывать. После снятия элемента аккуратно вытрясите из него мусор и сначала продуйте с обратной стороны, чтобы частицы пыли вылетели в том направлении, откуда попали. Потом фильтр продувается со всех сторон такими способами:

  • компрессором, он есть на любом шиномонтаже;
  • накачайте воздухом автомобильную камеру и выполните продувку, надев на вентиль эластичную трубку.

После предварительной очистки фильтр можно промыть, используя специальную автомобильную косметику, продающуюся в аэрозольных баллонах. Средство следует нанести на поверхность бумаги и в каждую канавку, после чего выдержать некоторое время (указано на упаковке). В конце состав вместе с грязью смыть струей теплой воды.

Другой вариант – промывка бытовой химией для посуды или стиральным порошком, но подобные способы менее эффективны. Средство нужно растворить в теплой воде, погрузить туда фильтр и выждать 30-40 минут, после чего тщательно прополоскать. Тереть мокрую фильтровальную бумагу разными щетками нельзя, она тут же разлохмачивается.

По окончании промывки воздушный фильтр необходимо хорошо просушить, чтобы влага не попала в двигатель . Желательно сушить элемент естественным путем без использования фенов и других нагревателей. От сильного нагрева бумага может покоробиться.

Очистка «нулевика» от пыли

Элементы нулевого сопротивления отличаются не только стоимостью, но и конструкцией. В них применяются современные фильтрующие материалы с большой площадью поверхности – специальная плотная бумага либо ткань. Первые очищаются по технологии, описанной выше, - продувка, мойка без трения и сушка.

Если в конструкции использована ткань, то почистить воздушный фильтр автомобиля можно с помощью мягкой щетки и моющего средства из аэрозольного баллона. Важно выдержать указанный на упаковке промежуток времени после его нанесения, а затем прополоскать теплой проточной водой. Если не удалось очистить фильтр с первого раза, то операцию нужно повторить.

После очистки на внешнюю поверхность «нулевика» рекомендуется нанести специальную смазку. Она окрашена в определенный цвет, что позволяет контролировать процесс нанесения и не делать пропусков.

Злоупотреблять очисткой воздушных фильтров не стоит, поскольку она дает временный эффект. Лучший способ защиты двигателя от пыли – своевременно выполняемая замена фильтрующего элемента.

При эксплуатации транспорта на пыльных грунтовых дорогах двигатель нередко теряет мощность из-за нехватки кислорода в камере сгорания. Тогда и возникает необходимость почистить воздушный фильтр автомобиля, поскольку нормативное время эксплуатации до замены элемента ещё не истекло. Материал сменных картриджей у воздухоочистителей машин разных марок различаются, как и конструктивное исполнение корпуса. Это влияет на способ регенерации фильтра.

Чтобы понять, как почистить воздушный фильтр автомобиля, надо знать его конструкцию и свойства материала, из которого изготовлен сменный элемент - картридж. В состав прибора пылеудаления входят: корпус, имеющий отверстия для входа грязной струи и протока чистого воздуха, мембрана и уплотнительная прокладка по контуру крышки для исключения прохождения соринок мимо фильтра. В зависимости от марки автомобиля очистительные устройства располагают в разных местах, а форма корпуса бывает цилиндрической для двигателя или прямоугольной рамочной у салонного варианта. По материалу картриджа различают следующие типы фильтров:

Технология чистки всякого типа картриджей различается, бумажные и угольные разрешается только продувать сжатым воздухом. Это и будет ответом на вопрос, можно ли мыть салонный фильтр автомобиля, ведь от его состояния зависит здоровье водителя и пассажиров машины.

Способы и правила очистки

Прежде чем приступить к мокрому очищению картриджа от пыли, его обдувают сжатым воздухом от компрессора или бытового пылесоса. Эта процедура позволяет избежать образования грязи при контакте мусора с водой. Существует несколько способов помыть воздушный фильтр автомобиля:

При удалении влаги из промытых элементов не рекомендуется использовать фены, другие нагреватели: картридж может покоробиться. Есть и сухие способы, как почистить салонный фильтр автомобиля, они используются в отношении элементов на угольной и бумажной основе, которые нельзя мыть в растворах. Это упомянутый выше метод обработки струёй воздуха.

Химия для ухода за фильтрами

За качество и количество воздуха, поступающего в двигатель и салон автомобиля, отвечает воздушный фильтр. Можно ли мыть его картридж обычными стиральными средствами - такой вопрос иногда возникает у автолюбителей. Вот рекомендации по ассортименту применяемой химии для чистки элементов воздухоочистителя:

Если для очистки ничего подходящего под рукой не оказалось, можно воспользоваться бензином. Важно понимать, что восстановленный элемент новым не станет, и эффективность действия понизится, поэтому повторять процедуру больше 5 раз не рекомендуют.

Порядок разборки и замены картриджа

Заменить воздушный фильтр несложно, и большинство автолюбителей делают это самостоятельно, не обращаясь к услугам автосервиса. Срок службы рабочего элемента устанавливается в 15―20 тыс. км пробега. Порядок демонтирования и замены:

Определяя целесообразность очистки салонного фильтра, учитывают следующие моменты. Регенерация поверхности элементов происходит лишь снаружи, а внутренние поры часть пыли задерживают. К тому же новый картридж несёт в себе электростатический заряд, повышающий эффективность воздухоочистки. При стирке он утрачивается и не восстанавливается.

Современные фильтровальные материалы пропитываются специальными препаратами, способными улавливать микробов и бактерий - эта защита исчезнет, и комфорт в салоне ухудшится. Поэтому пользоваться восстановленными картриджами допустимо, но лучше ставить новые элементы.

Регулярная замена расходных материалов, к которым относятся масляные, воздушные и топливные фильтры, позволяет поддерживать работоспособность и функциональность машины. Считается, что воздушный фильтр относится именно к расходному материалу, поэтому сегодня поговорим о том, как произвести его чистку своими руками. Основная задача такого фильтра заключается в том, чтобы не позволить попасть внутрь двигателя различных инородных частиц и пыли, которые могут вызвать скорый выход из строя чувствительных элементов. Как почистить воздушный фильтр своими собственными руками? Для этого существуют самые разные способы, однако рассмотрим более детально основные аспекты, с которыми чаще всего приходится сталкиваться автолюбителям. Двигатель машины, как и легкие человека, постоянно нуждается в притоке свежего воздуха.

При смешивании воздуха с топливом возникает смесь, которая при сгорании образует тягу, поэтому загрязнение воздушного фильтра негативно сказывается на работе двигателя. Цилиндрический воздушный фильтр требуется тщательно извлечь из установочного «стакана», при этом важно определиться с типом и моделью фильтра, поскольку для разных моделей авто предназначены свои собственные варианты.

Воздушные фильтры делятся на несколько основных категорий:

  • Сухой инерционный фильтр;
  • Бумажный фильтр с пониженным сопротивлением воздуха;
  • Масляный инерционный фильтр.

Каждый из них обладает особенностями, что следует помнить автовладельцу, который задается вопросом о том, как почистить воздушный фильтр. Если вы хотите избежать перерасхода денежных средств, но получить максимальное качество, лучше уделить внимание бумажным воздушным фильтрам, поскольку они устанавливаются в большинстве современных автомобилей.

Наличие угольной прослойки в таком фильтре означает, что после его полного засорения лучше не предпринимать попыток почистить воздушный фильтр, а просто заменить его на новый, благо стоят они сегодня приемлемо. Если на вашем авто используется другой тип фильтра, рекомендуем прибегнуть к помощи профессионального пылесоса, который идеально собирает даже мельчайшие элементы, вызывающие засорение. Основные фильтрующие детали можно промыть Керхером, но делать это следует весьма осторожно, чтобы избежать возможных повреждений. На станциях технического обслуживания чистка воздушного фильтра осуществляется при помощи мощных компрессоров, однако это не всегда рационально для автовладельцев. Что касается сроков, в которые производить чистку фильтра, то желательно делать это хотя бы раз в несколько месяцев, что позволит увеличить производительность двигателя и его долговечность. Не стоит думать и о том, что чистить воздушный фильтр можно бесконечно, ведь каждое изделие имеет определенный ресурс работы.