Как правильно заливать охлаждающую жидкость ваз 2107. Что лучше тосол или антифриз для ваз. Последовательность промывки водой

Охлаждающая жидкость играет важную роль в системе охлаждения двигателя. Без нее двигатель не сможет работать долгое время. Благодаря антифризу срок службы двигателя продлевается за счет того, что постоянно охлаждается.

Зачем тогда необходимо менять антифриз для ВАЗ 2107? По мере эксплуатации, охлаждающая жидкость теряет свои первоначальные свойства и не способна охлаждать двигатель. Своевременная замена жидкости — процесс, который легко выполнить в домашних условиях, если знать процедуру замены шаг за шагом, о чем и будет рассказано в статье.

Сроки замены ОЖ в ВАЗ 2107

Назначение ОЖ в ВАЗ 2107 — отведение избыточного тепла от двигателя авто. Ведь в процессе работы множество деталей двигателя внутреннего сгорания достигают температуры 300 градусов С. Не охладив вовремя и в достаточной мере мотор, он выйдет из строя. Охлаждающая жидкость решает эту проблему, она подается в заведенный двигатель, протекает по каналам, забирая таким образом лишнее тепло у двигателя внутреннего сгорания.

После нагревания, ОЖ уходит в центральный радиатор, который на постоянной основе обдувает вентилятор. После остывания в этом агрегате, жидкость попадает снова в охладительные каналы двигателя. Это и есть процедура непрерывного жидкостного охлаждения мотора ВАЗ 2107.

Общий принцип работы охлаждающей системы ВАЗ 2107 можно изучить по приведенной ниже схеме.

Как понять, какая охлаждающая жидкость требуется для ВАЗ 2107 — тосол или антифриз? Так как речь идет о российском авто, следует разграничить такие понятия, как тосол и антифриз для внесения ясности понятий.

Следует отметить, что подобное деление и разграничение принято только в РФ. Для ответа на этот вопрос, предварительно следует разобраться: чем является охлаждающая жидкость?

Итак, основа ОЖ — этиленгликоль, реже — пропиленгликоль. К нему добавляют специальные присадки, которые являются защитой от коррозии. Каждый производитель добавляет различные виды присадок.

Разграничим охлаждающие жидкости, представленные на современном рынке, по технологиям производства присадок:

  • традиционная, в которой присадки сделаны из солей неорганических кислот: силикаты, нитриты, амины, фосфаты;
  • карбоксилатная, присадки изготавливаются из органических карбонатов;
  • гибридная, состоит из смешения органических карбонатных присадок и неорганических солей (в меньшем количестве, включающие фосфаты или силикаты).

Итак, основное отличие тосола и антифриза состоит в том, что ОЖ, изготовленная по традиционной технологии, называется тосолом, изготовленная по карбоксилатной технологии получила название антифриз.

Преимущества и недостатки использования тосола

Плюсы:


Недостатки тосола:

  • частота замены . Тосол обладает небольшим ресурсом, приходя в негодность уже после 50 тыс. км пробега;
  • негативное воздействие на алюминиевые части . Присадки, используемые для создания тосола, отрицательно влияют на алюминиевые поверхности в главном радиаторе (что значительно сокращает срок его службы);
  • из-за склонности к образованию конденсата, негативно влияет на водяной насос ВАЗ 2107 , как следствие — преждевременный износ его крыльчатки.

Рассмотрим преимущества и недостатки использования антифриза

Плюсы:


Недостаток антифриза очевиден его высокая стоимость . По цене, он превышает тосол в среднем в 3 раза.

Инструкции по замене антифриза

Тосол, в сравнении с водой, достаточно стойкий к морозам — он не замерзает. Также он не является источником накипи, а значит, не засоряет систему охлаждения.

Но, подвергаясь постоянным температурным воздействиям и колебаниям, антифриз теряет свои свойства в процессе эксплуатации:

  • температура кипения понижается , соответственно становится равной температуре кипения воды;
  • жидкость может замерзнуть , как результат — треснувший бачок или треснувший блок цилиндров.

По этим причинам необходимо менять тосол хотя бы 1 раз в полгода. Актуально делать это при сезонном обслуживании автомобиля. Своевременная замена охлаждающей жидкости поможет избежать неприятных последствий, нежелательного ремонта и лишней траты денежных средств.

Итак, замена антифриза на ВАЗ 2107 включает слив тосола, промывку системы охлаждения (при необходимости) и замену использованной охлаждающей жидкости на новый тосол или антифриз.

Предварительно следует подготовить следующие материалы и инструменты:

  • канистра с новым антифризом (6 литров);
  • воронка;
  • гаечный ключ “на 13”;
  • рожковый ключ “на 16”;
  • ключ “на 12”;
  • пустая емкость на 6-10 литров (зачастую используют разрезанную канистру);
  • чистую тряпку из натуральных тканей;
  • защитить руки перчатками.

Слив

Слив тосола с бака ВАЗ 2107 включает следующую последовательность действий:


Промывка

Промывка системы охлаждения — важная процедура. От нее зависит то, насколько эффективно будет произведено охлаждение двигателя ВАЗ 2107. Ряд владельцев авто считают, что промывка системы охлаждения — лишняя трата времени, и сразу заливают новый антифриз или тосол после слива отработавшей жидкости. При этом происходит смешение чистой и грязной жидкости, негативно влияя на рабочие характеристики.

Промыть систему охлаждения можно как с помощью воды, так и при помощи специальных средств.

Промывка ОС водой

Промывать систему охлаждения водой допускается только в том случае, если нет промывочной жидкости. Дело в том, что в обычной воде есть примеси, которые способствуют образованию накипи. Если выбор остановился на воде, лучше использовать дистиллированную.

Последовательность действий:


Промывка ОС специальным средством

Промыть систему охлаждения можно и средством со специальными примесями. Это более дорогой способ очистить систему, но в далекой перспективе наиболее уместный вариант, так как средство удаляет из бачка:

  • жировые отложения;
  • растворяет и выводит накипь из бачка;
  • органические соединения.

На сегодняшний день, владельцы автомобиля ВАЗ 2107 используют промывочные жидкости, двумя главными компонентами которых являются кислоты и щелочи. Автовладельцы предпочитают средство LAVR, стоимость которого от 700 рублей.

Последовательность действий при промывке системы охлаждения с помощью специальной жидкости не отличается от промывки водой. Единственным существенным отличием считается время работы мотора, которое указывается на канистре с жидкостью.

Промыв трубки радиатора ВАЗ 2107 средством LAVR, положительный результат очевиден.

Залив

После осуществленных действий, настало время залить новый антифриз (либо тосол, если такое решение принял автовладелец ВАЗ 2107).

Как заменить антифриз на ВАЗ 2107 инжектор? Последовательность действий:

  • Открыть крышку радиатора, вставить туда воронку;
  • Следующие действия осуществляются с помощью напарника. Снимается пробка с блока цилиндров, медленно заливается тосол. Одновременно наживите болт, и сразу же как польется тосол из БЦ, затягивается болт. Подобный маневр поможет исключить создание воздушных пробок;
  • Залить тосол в радиатор до полного заполнения;
  • Лить тосол в расширительный бачок до тех пор, пока он не дойдет до радиатора. После закрутить крышку бачка;
  • Бачок наполняется последним. Уровень — соответствующий норме. По завершении всех процедур, закручивается крышка;
  • Запустить мотор и прогреть до рабочей температуры для проверки исправности работы системы охлаждения. Должен сработать вентилятор охлаждения, а температура упасть — значит система в рабочем состоянии.

На этом замена антифриза в ВАЗ 2107 инжектор завершена. Для выполнения этой процедуры нет необходимости в специальных знаниях или в специальном оборудовании. Достаточно иметь набор инструментов и определиться с местом.

Следует также обратить внимание на то, что антифриз, как и тосол, является токсичным веществом. Следовательно, соблюдается ряд мер безопасности при замене охлаждающей жидкости на ВАЗ 2107:

  • Не сливать тосол на пол в гараже или на землю во дворе. Жидкость ядовита, она способна навредить дыхательной системе человека;
  • Защищать кожу, не допускать попадание тосола на руки или в рот. Ряд автомобилистов проверяют характер использованной жидкости, окунув палец в бачок. Последствиями может стать отравление или ожог;
  • При попадании антифриза на руки, лицо, в глаза, в рот — промыть струей холодной воды и доставить пострадавшего к специалисту, либо вызвать скорую помощь. Тосол, как и антифриз — это в первую очередь опасная для здоровья жидкость, и только потом необходимая составляющая для исправной работы автомобиля ВАЗ 2107;
  • Не перекусывать во время осуществления работ по замене антифриза в ВАЗ 2107. Таким образом можно заглотить испарившуюся ядовитую жидкость;
  • Промыть руки по завершении процедуры замены тосола. Делается это несколько раз, проточной водой, после чего кожу следует защитить специальным кремом (актуально в особенности, если антифриз попал на кожу рук).

Выбор антифриза и тосола для ВАЗ 2107

Учитывая приведенные ранее достоинства, большинство автомобилистов останавливают свой выбор на антифризе, ведь экономия на охлаждающей жидкости приведет к необходимости ремонта двигателя.

Для ВАЗ 2107 подходит антифриз как отечественного, так и западного производства. Владельцы данной марки машины предпочитают, в своем большинстве, антифриз Лукойл G12 RED.

Самой недорогой ОЖ отечественного производства считается тосол А40М.

Движение – это жизнь, но движение – это тепло. Попробуйте потереть ладошки друг об друга, и убедитесь в этом сами. Тепло – это финал превращений всех энергий, друг в друга. В теле человека происходят взаимные превращения белков, жиров, углеводов, которые в результате распадаются путём многостадийного ферментативного окисления с выделением тепла. В сердце автомобильного двигателя происходят также химические превращения топлива в выхлопные газы и воду, с выделением большого количества энергии, которая преобразуется в механическую, а часть рассеивается в виде тепла. Более того, это тепло нужно целенаправленно собирать и отводить, сколько бы его не образовалось. Именно для этого служит система охлаждения у автомобиля ВАЗ 2107.

Если вспомнить, что КПД бензинового двигателя составляет в идеале 25%, а по городским пробкам – около 7%, то это значит, что из 40 литров полностью заправленного бака ВАЗ 2107 в условиях города вы на движение автомобиля потратили всего три литра! Сколько? Повторяем, три литра, мы не ошиблись. Куда девались остальные тридцать семь? Правильно, они сгорели бесполезным огнём, загрязняя воздух и изнашивая автомобиль. Карбюратор и инжектор улучшают КПД, но ненамного. Отведением этого тепла и занимается система охлаждения автомашины ВАЗ 2107.

Схема системы охлаждения двигателя следующая:

Устройство главных частей системы: (на рисунке двигатель ВАЗ 2106, на котором установлен карбюратор).

  • Собственно рубашка системы охлаждения двигателя (7), ходы и отверстия в блоке цилиндров, с её выпускным патрубком (4).
  • Насос системы охлаждения, или помпа (16), при работе которой возникает циркуляция охлаждающей жидкости (тосола, антифриза). Его устройство – на манер крыльчатки. Он находится в едином соединении с генератором, единым ремнём (15).
  • Термостат (18) разделяющий малый (при холодном двигателе) и большой (при горячем) круги циркуляции жидкости. Устройство термостата несложно, его задача открывать или закрывать клапан перепуска жидкости.
  • Шланги системы охлаждения (отводящие охлаждённую жидкость от радиатора и подводящую горячую жидкость в радиатор, шланги термостата, шланги к помпе и др.).
  • Радиатор – основной теплообменник, несущий охлаждающую функцию. Устройство радиатора может быть различным, сейчас используется алюминиевый, но медный радиатор гораздо эффективнее, но менее стоек.
  • Вентилятор радиатора, в обиходе – «карлсон» (11) , включающийся при необходимости при повышении температуры двигателя.
  • Расширительный бачок, доступный для визуального контроля качества жидкости и её долива. От расширительного бачка к горловине радиатора идёт прочный шланг. Некоторые считают, что это шланг системы охлаждения, но это неправильно. Его функция – просто держать радиатор заполненным.

Полная схема системы охлаждения включает в себя дополнительные детали, такие как сливные пробки, датчик включения вентилятора, предохранитель вентилятора и другие. Напомним, что на ВАЗ 2107 устройство электрической цепи таково, что предохранитель вентилятора и звукового сигнала один общий, на 10 А. Это значит, что если вы будете чересчур сигналить при работающем вентиляторе (а это легко можно заметить по лёгкому шуму и увеличению расхода заряда), то рискуете остаться с перегретым двигателем.

Полный объём системы охлаждения на ВАЗ 2107 составляет 9,85 л. Неопытным водителям иногда кажется невозможным залить более 3-5 л, этому мешают воздушные пробки, которые нужно удалять. Объём пробок может составлять половину объёма всей системы! Емкость рассчитана на целиком заполненную рубашку, шланги, радиатор, и расширительный бачок.

В системе охлаждения температура замерзания антифриза должна быть не выше -40градусов по Цельсию.

Часто спрашивают: инжектор и карбюратор – есть ли разница в системе охлаждения? Да, есть, но незначительная.

Верхний рисунок – карбюратор, нижний – двигатель, на котором установлен инжектор. Разница в установке датчика системы управления температуры охлаждающей жидкости (5) если установлен инжектор, а также наличием узла подогрева корпуса дроссельной заслонки (4), на рисунке справа (инжектор). Двигатель, на котором установлен карбюратор, имеет более простую систему охлаждения.

В её состав входит соляная техническая кислота 30%, ингибитор ПБ-5, уротропин технический, пеногаситель, вода. Так как двигатель ЯМЗ 236 является дизельным, хорошо работающим на низких оборотах, то указанные компоненты хорошо промывают систему.

Упрощённая промывка системы охлаждения включает чистую воду, с добавлением ортофосфорной кислоты, которая хорошо убирает накипь как в ЯМЗ 236, так и в двигателях «классики».

На «Жигулях» можно купить 10 литров «Кока-Колы» и очистить систему охлаждения, до полного прогрева двигателя, главное — выпустить газ из напитка. Так как объём системы охлаждения ЯМЗ-236 значительно больше, то «Кока-колы» уйдёт тоже много

Тосол необходим для того, чтобы охлаждать двигатель авто при любой погоде. А своевременная замена тосола на ВАЗе даст гарантию бесперебойной работы двигателя. Классический тосол – это жидкость голубого цвета. Разные модификации этого вещества могут быть по-разному окрашены. Основной мотив производителей в выборе максимально пестрых цветов — вопрос безопасности, то есть, своего рода, предупреждение, что данное вещество является ядом и непригодно для употребления в пищу человеком.

Изначально Тосолом называлась незамерзающая автомобильная жидкость, которая была создана в Советском Союзе и уже потом, при активном пользовании ею водителями, эта марка стала именем нарицательным и теперь очень часто любую охлаждающую жидкость называют тосолом.

Срок замены тосола на ВАЗ

Тосол имеет свой срок выработки, по истечению которого жидкость подлежит замене. Не всегда тосол теряет свои свойства только из-за прошедшего времени: причиной замены может послужить и коррозия двигателя. Именно поэтому тосол может изменить цвет на красный, оранжевый или бурый. Для модели автомобиля ВАЗ 2107 тосол, по инструкции эксплуатации, должен заменяться каждые сорок пять тысяч километров пробега или один раз в два календарных года. Если этого не сделать, автолюбитель может столкнуться с техническими проблемами, так как тосол выполняет следующие функции в устройстве авто:

  • Поддерживает оптимальную температуру двигателя
  • Удерживает низкую температуру в коробке передач
  • Способствует обогреву салона автомобиля в зимнее время года

Оценку состоянию тосола можно дать, изучив его цвет на текущий момент времени. Для этого нужно взглянуть в расширительный бак и понять, какого цвета охлаждающая жидкость. Если тосол был залит не так давно, то цвет его будет ярко-голубым. Если жидкость имеет характерный темный или рыжеватый цвет, то стоит задуматься о замене.

Замена тосола на ВАЗ 2107 — инструкция

Для начала следует найти расширительный бак: он расположен в моторном отсеке, на брызговике с левой стороны, там же, где и кронштейн. Расширительный бак закрепляется хомутом из резины. Объем тосола, который необходимо залить в автомобиль ВАЗ 2107 – десять литров.


Сперва нужно произвести проверку уровня, а также датчика измерения. В том случае, когда на датчике высвечивается высокая температура, нужно в срочном порядке заменить тосол. Чтобы узнать уровень тосола в баке, необходимо сделать следующее:

  • На самом корпусе найти отметку минимума – «мин». Уровень охлаждающей жидкости должен превышать данную отметку где-то на три-четыре миллиметра
  • Нужно отстегнуть резиновый хомут
  • Затем снять пробку и проверить отметку. При снятии пробки с бака двигатель должен быть выключенным и холодным

В том случае, если уровень тосола не достает до отметки «мин», нужно как можно быстрее заменить жидкость.

Перед тем, как залить новый тосол в бак, необходимо сначала правильно слить отработанную охлаждающую жидкость. Для этого необходимы:

  • Ключ на тринадцать
  • Ключ накидной на двенадцать
  • Отвертка
  • Тара для слитого тосола
  • Новый тосол

После остановки работы двигателя автомобиля, нужно подождать полного остывания.

После этого необходимо осуществить следующие действия:

  • Поставить автомобиль на плоскую поверхность
  • Далее нужно открыть капот и снять радиаторную крышку
  • После этого, снять пробку с расширительного бака
  • Установить тару, предназначенную для слива отработанного тосола. Ее объем должен превышать пять литров
  • Далее необходимо открутить болт и снять пробку радиатора

Итак, после слития старой охлаждающей жидкости, нужно залить новую. Замена тосола на ВАЗ 2107 состоит из нескольких действий:

  • Сначала нужно закрутить болт
  • После этого заливается тосол до отметки, которая находится наверху
  • Далее снимается шланг расширительного бака и в него также производится заливка жидкости. Шланг необходимо поднять так, чтобы при заливке тосол выходил через другой конец. После следует возвратить шланг на место и долить необходимое количество
  • Дальше нужно включить двигатель и подождать момента начала работы вентилятора
  • После этого, следует отключить двигатель и произвести проверку уровня жидкости
  • В завершение, надо закрутить радиаторную пробку, а также крышку расширительного бака

Таким образом происходит замена тосола на ВАЗ 2107.

Замена тосола на ВАЗ 2110 — инструкция

При замене тосола на модели ВАЗ 2110 выполняются примерно те же рекомендации, что и при замене охлаждающей жидкости на модели ВАЗ 2107:

  • Авто устанавливается на плоской поверхности
  • От аккумулятора следует отключить провод, который относится к минусовой клемме
  • Производится демонтаж зажигания и крепления, чтобы получилось подобраться к блоку цилиндра, в котором находится горловина сливного отверстия
  • После этого, следует снять пробку с расширительного бака, предварительно позаботившись о таре для отработанного тосола, куда он будет стекать из емкости

После слития старого тосола, необходимо залить новый. Как и в предыдущей инструкции для ВАЗ 2107, следует залить тосол до верхней отметки. После того, как жидкость залита, следует произвести тщательное закупоривание расширительного бака, так как в противном случае может произойти течь тосола.

После всего вышеперечисленного, следует произвести установку модуля зажиганья, далее снова поставить провод аккумулятора на минусовую клемму.

И в завершение процесса, производится проверка. Двигатель необходимо включить, прогреть до рабочего состояния, а затем выключить и проверить уровень залитого тосола. В случае потребности, необходимо долить тосол до верхней отметки.

Следует упомянуть о некоторых моментах, связанных с заменой тосола на ВАЗ 2110:

  • Двигатель с инжектором требует отсоединения шланга от дроссельного патрубка, а также ослабления шланга
  • Карбюраторный двигатель подразумевает отсоединение подающего шланга. В противном случае, в систему охлаждения может попасть воздух

Замена тосола на ВАЗ 2114 – инструкция

Замена тосола на этой модели имеет мало отличий от предыдущих инструкций. Сначала также необходимо слить непригодную охлаждающую жидкость. После нужно залить новый тосол и установить все снятые детали на свое место. Далее осуществить проверку работы вентилятора и после выключения двигателя проверить уровень тосола. При необходимости нужно заполнить до отметки охлаждающую жидкость.

Таким образом, процесс замены тосола на ВАЗ 2114 идентичен вышенаписанной инструкции по замене охлаждающей жидкости на ВАЗ 2110.

В данной статье мы рассмотрим, как своими руками поменять охлаждающую жидкость на автомобилях ВАЗ-2101 – ВАЗ-2107, то есть на «классике». Процесс схож для многих моделей семейства Жигули, например, замена тосола на ВАЗ 2111 , но все же имеются и свои нюансы.

Прежде всего, вам нужно определить, какой вид охлаждающей жидкости вы будете заливать в свой автомобиль – тосол или антифриз . Распространено мнение, что для автомобилей отечественного производства, тем более для классики, следует применять исключительно тосол. Но антифриз также подойдет, он имеет немало плюсов. Взять можно готовый раствор, можно приготовить его самостоятельно. Для этого берут концентрат и разводят его с дистиллированной водой в равных пропорциях. Поэтому, что заливать в систему охлаждения Жигулей, решать только вам, в любом случае, информации на эту тему предостаточно.

Какие понадобятся инструменты? Отвертка, накидной ключ на «30» и на «13», емкость, в которую будем сливать отработанный тосол.

Что касается безопасности, то работы проводите на остывшем двигателе, иначе жидкость под высоким давлением может вырваться наружу и обжечь кожные покровы. Не допускайте попадания жидкости на кожу и слизистые.

Замена охлаждающей жидкости на ВАЗ своими руками

  • Кран отопления в салоне нужно полностью открыть, то есть перевести в крайнее правое положение. Теперь открутите пробки на расширительном бачке и на заливной горловине.
  • На радиаторе находим пробку сливного отверстия. Она находится в левом нижнем углу. Подставьте заранее приготовленную емкость и открутите пробку. Если на вашем автомобиле стоит двигатель старого образца, то сливной пробки на радиаторе вы найдете. Вместо нее вам нужно открутить датчик включения вентилятора (воспользуйтесь накидным ключом на «30»). Сливаем отработанную жидкость.
  • Теперь найдите на двигателе пробку и открутите ее накидным ключом на «13». Жидкость также сливаем в емкость.
  • После того, как сольется весь тосол, пробки всех сливных отверстий плотно заверните. Можно приступать к заливке нового тосола.
  • Как избежать появления воздушных пробок в системе, или хотя бы значительно уменьшить их? Для этого откручиваем отверткой хомут и снимаем шланг со штуцера впускного коллектора. Теперь аккуратно заливайте охлаждающую жидкость в расширительный бачок до того момента, когда она начнет выливаться из штуцера. В этот момент нужно вернуть шланг на место и затянуть хомутом. Хомут, кстати, лучше приобрести новый. Теперь полностью заполните тосолом радиатор и закрутите пробку. Уровень, до которого вы будете заливать жидкость, находится примерно на 4 см выше минимальной отметки.
  • Теперь даем двигателю поработать, чтобы избавить систему от лишнего воздуха. Это примерно 10-15 минут. Снова ждем, пока остынет двигатель (или можно положить плотную ткань на крышку и слегка приоткрыть ее), проверяем уровень тосола. Как правило, он стал ниже, и жидкость нужно долить.

В следующей статье вы узнаете,

8. Подставляем ту же емкость под сливное отверстие радиатора и отворачиваем пробку.
9. Сливаем охлаждающую жидкость из радиатора.
10. Отстегнув ремень крепления расширительного бачка и приподняв его, сливаем охлаждающую жидкость из бачка через радиатор.
11. Устанавливаем расширительный бачок на место и закрепляем его ремнем.
12. Заворачиваем пробки сливных отверстий на радиаторе и блоке цилиндров.

Примечание
Чтобы не возникло воздушных пробок, рекомендуется снять резиновый шланг с патрубка узла подогрева впускного трубопровода (корпуса дроссельной заслонки на инжекторном двигателе автомобиля ваз 2107). При заполнении системы в момент выхода жидкости из шланга надеваем его на патрубок
13. Заполняем систему охлаждения двигателя автомобиля ваз 2107 через горловину радиатора до тех пор, пока уровень жидкости не достигнет нижней кромки горловины.
14. В процессе заполнения системы автомобиля ваз 2107 охлаждающей жидкостью (для уменьшения вероятности образования воздушных пробок) обжимаем шланги радиатора рукой. Закрываем пробку радиатора.
15. Заливаем в расширительный бачок охлаждающую жидкость до уровня на 3-4 мм выше отметки «MIN» на стенке бачка и закрываем пробку.
16. Запускаем на автомобиле ваз 2107 двигатель и даем ему поработать на холостом ходу 3-5 мин для удаления воздушных пробок, после чего останавливаем двигатель и доливаем в радиатор и расширительный бачок охлаждающую жидкость до необходимого уровня.