Как отрегулировать натяжение ремня генератора. Ремень генератора: особенности и возможный ремонт. Последствия неправильной натяжки

В статье очень подробно написано для чего производится натяжка привода генератора и почему нельзя его сильно затягивать или ослаблять. Также дана пошаговая процедура по замене ремня и его регулировки.


От того, как натянут ремень привода генератора, зависит работа таких деталей в двигателе, как водяной насос, подшипник коленвала и ролик натяжения. Если ремень будет ослаблен, то он не будет вырабатывать определённое количество силы тока для подзарядки аккумулятора. А если ремень будет затянут сильнее, то генерирующее устройство может сломаться. Ремень привода генератора рекомендуют менять каждые 15 тысяч километров, или когда на ремне есть трещины, расслоение резины и разрывы. Все процедуры проводились на автомобиле ВАЗ 2110, на других марках делать всё также.
  • Также читайте про .

  1. Важно, чтобы при проверке ремня, автомобиль был не заведён.
  2. Работать с ремнём привода генератора удобнее под автомобилем. Поэтому перёд машины нужно поднять с помощью домкрата и произвести снятие защиты картера двигателя.
  3. После следует поджать рукой ремень вверх по центру между валом коленчатым и шкивами генератора, причём усилие должно быть примерно 10 кгс. С помощью линейки измеряем величину прогиба, которая должна быть не более 10-15 миллиметров.

Регулировка натяжения

Если величина прогиба не соответствует цифрам, то ремень привода генератора необходимо отрегулировать. Для этого надо:



К натяжению или ослаблению ремня привода генератора следует подойти очень грамотно, так как при большом натяжении на ремень, натяжной ролик и подшипники генератора будут производиться повышенные нагрузки, что скажется на быстрой их поломке. А если же натяжение маловато, то ремень будет проскальзывать на шкивах, что плохо влияет на зарядку аккумулятора.


Если ремень не подлежит восстановлению, тогда его следует заменить. Для этого нужно проделать следующие действия:
  1. Ослабить болт на верхнем и нижнем креплении генератора, и болт, который регулировочный, открутить как можно больше.
  2. Генератор подвинуть как можно ближе к блоку цилиндров.
  3. Ослабленный ремень снять со шкива генератора и вала коленчатого.
  4. Новый ремень необходимо одеть сначала на шкив в коленчатом вале, а потом и на шкив в генераторе. Если ремень одевается с натяжкой, тогда следует поворачивать медленно коленчатый вал до той поры, пока не наденется ремень.
  5. Закрутить болты снизу и сверху на креплении генератора.
  6. Произвести проверку натяжения ремня.

Натирать кузов воском или заливать волшебные присадки в масло или в топливный бак - это ещё не значит следить за состоянием своего автомобиля. Воск и присадки могут быть не только не полезны, но и вредны, а в случае с отечественными переднеприводными ВАЗами, гораздо полезнее проверять перед каждым выездом состояние тормозов и двигателя. Однако есть одна штука, о которой часто забывают, а потом жалеют об этом. Это - приводной ремень генератора ВАЗ-2114. Присмотримся к нему внимательнее.

Свистит и буксует? Диагностируем ремень генератора

Пока ремень работает нормально и адекватно, мы его не замечаем. Генератор работает в нормальном режиме и обеспечивает надёжное электропитание бортовой электрической сети и подзарядку аккумулятора .

Об этом говорят стабильные показатели амперметра и тихая работа двигателя. Тем не менее в один прекрасный день ремень даёт о себе знать пронзительным визгом или же отсутствием зарядного тока на АКБ. Об этом скажет амперметр на панели приборов и контрольная лампа зарядки аккумулятора.

Ремень привода генератора

Открываем капот и смотрим, есть ли вообще ремень на месте. У некоторых горе-водителей ремни лопаются прямо в дороге, а замену ему подыскать достаточно сложно.

На ВАЗ-2114 двигатель расположен поперечно, поэтому и ремень генератора находится с противоположной стороны КПП, справа по ходу движения. Если ремень на месте, достаточно его подтянуть и работа бортовой электросистемы стабилизируется.

Не хитрый рычаг!

Для этого пригодится всего два ключа из штатного набора инструментов - на 10 и на 13, но удобнее использовать головки с трещоткой. И желательно рычаг! Все готово, можно приступать к работе.

Как подтянуть ремень генератора на ВАЗ-2114

Процедура подтяжки и регулировки ремня займёт от силы пять минут, но при этом важно знать несколько тонкостей, которые спасут в будущем от проблем в дороге.

Тонкость первая - перетягивать ремень так же опасно, как и недотягивать его. Можно угробить подшипники генератора, а их замена обойдётся впятеро дороже самого дорогого ремня. К тому же для замены подшипников придётся полностью разбирать генератор или . Перетягивать ремень - недопустимо!

Процедура подтяжки ремня проста и с ней справится даже ребёнок , если следовать простому алгоритму и не нарушать определённую последовательность:

Схема привода генератора: 1 — кронштейн крепления к блоку двигателя; 2 — соединение генератора с кронштейном; 3 — винт натяжения; 4 — шкивок генераторной установки; 5 — осевой винт; 5 — приводной ремень; 6 — шкив генератора на коленчатом валу.

  1. Лучше и проще подтягивать ремень генератора ВАЗ-2114 либо на яме, либо просто на ровной и сухой площадке, поскольку придётся поднырнуть под автомобиль, причём несколько раз.
  2. Устанавливаем машину на площадке и ставим её на ручник или на первую передачу.
  3. Если установлена защита картера, то можно попробовать ослабить болт крепления генератора из-под капота. Для этого понадобится головка на 13, но если защиты нет, то проще ослабить болт из-под машины рожковым ключом. Просто срываем гайку и отворачиваем её на несколько оборотов.

    Ослабляем нижний болт крепления генератора

  4. Перед тем как подтянуть ремень генератора на ВАЗ-2114, ослабляем верхнюю гайку крепления, которая прижимает корпус генератора к регулировочному кронштейну. Используем все тот же ключ на 13.

    Ослабляем верхнюю гайку крепления генератора

  5. Для подтяжки ремня необходимо найти натяжной болт, он установлен прямо перпендикулярно оси вращения генератора. Вращая болт натяжителя по часовой стрелке, мы подтянем ремень, против - ослабим. При натяжении ремня корпус генератора будет смещаться от блока цилиндров. Более подробно .

    Подтягиваем ремень генератора

  6. Контролируем натяжение ремня после подтяжки. Сверху это сделать довольно проблематично, поскольку мешает опора двигателя. Проще это сделать снизу, где вся ветка ремня доступна для осмотра. Для визуальной проверки натяжения необходим некоторый опыт, но по ВАЗовской инструкции прогиб ремня не должен превышать 10-15 мм при приложенном усилии 10 кг и после нескольких оборотов коленвала, чтобы ремень уселся на место.

    Проверяем натяжение ремня после подтяжки

  7. Если ремень натянут правильно, затягиваем нижнюю гайку крепления генератора, затем верхнюю, которая фиксирует корпус генератора к регулировочному кронштейну.

Когда необходимо подтягивать?

Собственно, причины, по которым необходима подтяжка ремня , просты - генератор не вырабатывает достаточный ток для работы всех потребителей на борту и не может обеспечить зарядку АКБ. Первичным признаком слабого натяжения ремня станет свист из-под капота. Тем не менее свистеть ремень может и при попадании воды, иногда - при замасливании шкивов, ещё реже - при выходе подшипников генератора из строя. Если же ремень не поддаётся натяжению или регулировочная рейка не позволяет отодвинуть генератор дальше, необходима замена ремня.

Тонкость вторая. Резина имеет свойство растрескиваться, и даже учитывая армированную структуру приводного ремня, с трещинами он протянет недолго.

Самая распространённая ошибка - хранение запасного ремня под капотом, в одной из ниш. От постоянной высокой температуры даже самый хороший и новый ремень может прийти в негодность буквально за пару месяцев, если мёртвым грузом лежит под капотом. Новые или запасные ремни стоит хранить или в гараже, или в багажнике.

Подтянуть ремень генератора на ВАЗ-2114 довольно просто, главное - сделать это в меру и придерживаясь простых правил, нормативов производителя. Тогда и генератор (см. « «) прослужит дольше и неприятностей в дороге будет меньше. Прочных всем ремней и добрых дорог!

Видео о том, как подтянуть или ослабить ремень генератора на переднеприповодных автомобилях ВАЗ

Ремень генератора на ВАЗ 2114 установлен для того, чтобы передавать вращательное движение от коленвала двигателя на привод генератора, который при работающем двигателе осуществляет зарядку аккумуляторной батареи и питание потребителей электроэнергии включенных в электросхему автомобиля.

Поскольку установка двигателя на ВАЗ 2114 поперечная, то соответственно ремень генератора ВАЗ 2114 располагается с правой стороны автомобиля или с левой стороны двигателя, если смотреть на него при открытой крышке капота со стороны радиатора охлаждения.

На противоположном от маховика конце коленвала располагается шкив привода ремня ГРМ, которым раскручивается распредвал и валы маслонасоса с помпой, а также шкив привода электрогенератора. Привод ГРМ закрыт пластиковой крышкой, а ременный привод проходит снаружи, поверх этой крышки и соединяет шкив привода электрогенератора на коленвалу со шкивом генератора. На ВАЗ 2114 никакого ролика натяжителя ремня, как на ВАЗ 2110, не имеется. Натяжка ремня генератора производится другим способом.

Ременная передача имеет маркировку 21082-3701720 и при выборе надо искать ремень длиной 698 мм. В процессе эксплуатации машины этот привод подвергается воздействию серьезных нагрузок, причем не только механических, но и тепловых, а также химических. Поэтому к качеству ременного привода необходимо предъявлять высокие требования. Многие специалисты и автолюбители рекомендуют использовать ремни марки «BOSCH» или «GATES». И хотя они стоят порядка 500 - 550 рублей, против 200 - 300 рублей за продукцию российского производителя, но качество этих приводов значительно выше.

Возможные неисправности в приводе электрогенератора и способы их устранения

Неисправности в ременном приводе электрогенератора в процессе эксплуатации могут проявляться по разному:

  • это может быть свист со стороны расположения привода;
  • это слабое напряжение генератора, по причине слабого натяжения и периодического проскальзывания ременной передачи. Проскальзывание может происходить и при нормальном, штатном натяжении ремня по причине попадания воды, охлаждающей жидкости или масла на рабочие элементы привода;
  • не менее опасно для двигателя и слишком сильное натяжение в приводе. Из-за излишне больших нагрузок возможно разрушение подшипников ( ?), шестерен или повреждение валов, а также может произойти порыв ремня. В этом случае дальнейшее движение будет невозможно до замены его на новый, рабочий. Самая худшая ситуация - это когда порыв происходит на трассе, в безлюдном месте. Шоферская практика говорит о том, что это происходит не так уж редко.

Внимание! Специалисты и опытные автовладельцы рекомендуют иметь в запасном комплекте в багажнике новый ремень, при том что, как правильно натянуть ремень генератора на ВАЗ 2114, водитель может научиться в течение 10 минут. А так же советуют прочитать стать о том генератора, для того, чтобы быть «подкованным» на все случаи жизни.

Поскольку состояние ременной передачи генератора это жизненно важная проблема, то контроль за ней входит в обязанности водителя. Проверяется ремень достаточно просто - необходимо простым нажатием на него с усилием в 10 кг проверить прогиб. Для электрогенератора марки 9402.3701 он должен быть в пределах 0,6 - 0,9 см, для марки 37.3701 - 1,0 - 1,5 см. Кроме того, необходимо проверять чистоту всех элементов привода.

Если водитель слышит, что свистит ремень генератора, то в обязательном порядке, сразу же надо проверить состояние ременной передачи. Дело в том, что если ремень реально ослаблен, то он может на больших оборотах перекрутиться и порваться.

В том случае, если при контроле установлено, что есть ослабление, то нужно натянуть ремень генератора. Для этого требуется выполнить ряд несложных действий и ключи на «10» и на «13».

  • Установить автомобиль на ровной площадке и поставить его на скорость и ручной тормоз.
  • Открыть капот и перед тем, как натянуть ремень генератора на ВАЗ 2114, с помощью ключа на «13» ослабить гайку закрепляющую корпус генератора на регулировочной рейке.

  • Используя ключ на «10» закручивать регулировочный винт механизма натяжителя, при этом корпус электрогенератора должен смещаться по рейке в сторону передка машины.

  • В процессе вращения винта натяжителя надо контролировать прогиб ремня. После того, как он будет в пределах нормы для установленного на машине типа электрогенератора, требуется ключом на «13» крепко затянуть гайку на регулировочной рейке.
  • Как только гайка крепления будет затянута необходимо два раза рукой провернуть коленвал и снова проверить прогиб. Если он окажется в пределах нормы, то, запустив двигатель, надо проверить работу ременного привода в рабочем режиме. При этой проверке не должно быть никакого постороннего шума, ремень должен вращаться не изгибаясь и не смещаясь в сторону.

Описанная практика устранения слабого натяжения ремня характерна на ВАЗ 2114 для двигателя 1,5 л. с.

Имеется также опыт, как должен быть натянут ремень генератора на двигателе мощностью 1,6 л. с. Перед самим процессом натяжения надо приготовить, кроме ключа на «13», еще и ломик или монтажку.

Установив машину и получив доступ к электрогенератору, надо ослабить гайку крепления генератора на регулировочной рейке. Затем установить монтажку между корпусом двигателя и электрогенератором. С помощью полученного рычага сдвинуть корпус генератора по рейке в сторону передка машины и проверить натяжение. Если натяжение окажется в допустимых пределах требуется затянуть крепежную гайку на рейке, закрепив тем самым корпус электрогенератора в новом положении. Проверка правильности установки ременной передачи в этом случае производится в той же последовательности, что и при регулировках ременной передачи на двигателе мощностью в 1,5 л. с.

При обнаружении перетяжки ремня электрогенератора порядок действий водителя в основном такой же как и при большом прогибе. Только, когда гайка на регулировочной рейке будет ослаблена, надо будет двигать корпус генератора по рейке от себя, чтобы ослабить натяжение и добиться допустимого прогиба.

Если будет обнаружено загрязнение или замасливание элементов привода электрогенератора, то в этом случае необходимо на холодном двигателе ослабить ремень и, осторожно передвигая его, промыть и просушить. Затем произвести натяжку, согласно инструкции или видео:

Водители, которые бережно относятся к своему автомобилю, регулярно осуществляют проверку его технического состояния. Но учитывая тот факт, что авто современного типа – это сложный набор разнообразных деталей и механизмов, то держать под контролем состояние всех элементов – задача не такая уж и простая. Но доводить машину до критического состояния в виде поломки, которая поставит на «нет» весь процесс деятельности авто, вряд ли кому-нибудь хочется. По этой причине бережливые автолюбители перед каждым выездом пытаются исполнять особый ритуал, который заключается в осмотре самых важных узлов. В этот список следует включить в диагностику такой параметр, как натяжение ремня генератора. Очень важно быть в курсе того, как подтянуть ремень генератора и делать это правильно, качественно и надолго.

Ременная передача является единственным способом, обеспечивающий передачу с коленчатого вала на генератор вращательного движения. Ремень, который изготавливают из эластичной армированной резины, призван соединять между собой два шкива. Эта пара вращается со скоростью нескольких тысяч оборотов за одну минуту. При факте таких показателей обязательным условием считается, когда ремень прилегает к канавке шкива очень плотно. В таком случае он не пропускает любого рода проскальзывание.

Что касается степени натяжения данного устройства, то тут может быть три варианта:

  1. Чрезмерное натяжение, что обеспечивает уменьшение ресурса подшипников генератора.
  2. Недостаточное натяжение, когда ремень расслаблен, в результате чего на резких поворотах ему свойственно проскальзывать и свистеть. Как результат – определенные просадки в напряжении бортовой сети.
  3. Нормальное натяжение – естественно, идеальный вариант.

Если возникли подозрения касательно неполадок с ремнем, то я рекомендую тут же осуществить соответствующую диагностику, которая поможет точно узнать о состоянии и степени натяжении данного механизма. Для реализации далее описанных операций водителю понадобится штангенциркуль, а при отсутствии такового подойдет и обычная линейка, желательно металлическая.

На первом этапе нужно надавить на описываемое устройство с определенным усилием (не менее 3 и не более 4 кг). После этого нужно замерить степень изгиба при помощи заготовленного устройства. Если натяжение нормально, то показатель не будет превышать отметку в 1 см . В противном случае можно говорить о неприемлемом состоянии ремня генератора.

Есть еще один способ диагностики анализируемого устройства. Для его применения понадобится динамометр. В этом случае ремень нужно потянуть в сторону и, снова-таки, измерить его прогиб.

Опытный же специалист способен без использования какого-либо из выше описанных устройств понять, в нормальном ли состоянии находится генераторный ремень. Но я не рекомендую переоценивать свои знания и умения и все же провести диагностику при помощи специальных приборов.

Что касается оптимальных значений натяжения, то это такие данные: для генератора 37.3701 – прогиб на 10-15 мм, для генератора 9402.3701 – прогиб на 6-10 мм. При этом усилие нажатия должно равняться около 10 кгс.

В рамках этого следует отметить и про ресурс описываемого механизма. Так, автоэксперты советуют производить замену ремня генератор через каждые 15 тысяч км. А еще одной причиной необходимости ремонта ремня считается то, когда он отслаивается или рвется.

Особенности подтяжки

Если автовладелец в процессе диагностики ремня генератора обнаружил слабую степень его натяжения, то следует исправить этот пока еще не очень страшный и опасный недочет. Как подтянуть ремень генератора – об этом и будет рассказано далее.

Прежде всего следует отметить то, что, приступая к операции подтяжки ремня генератора, для начала не помешало бы ознакомиться с перечнем рекомендаций от производителя. Они нередко могут предоставить весьма полезную информацию. А как минимум следует знать о тех индивидуальных особенностях своего автомобиля, которые могут в какой-либо мере изменить общий процесс ремонта.

Процедуру подтягивания генераторного ремня можно реализовать при помощи двух устройств: регулировочной планки или регулировочного болта.

С помощью регулировочной планки

Здесь ответ на вопрос, как подтянуть ремень генератора, не будет отличаться особой сложностью, так как многие автомобили располагают очень простым механизмом регулировки анализируемого механизма.

При применении регулировочной планки как основного инструмента подтяжки следует знать о том, что сам генератор автомобиля прикреплен к картеру двигателя. Сделано это при помощи длинного болта, который и позволяет ему перемещаться сверху вниз. А элементы, призванные фиксировать положение генератора, называются прорезью и гайкой. Они являются частью дугообразной планки, которая располагается в верхней же части описываемой конструкции. Для того, чтобы достичь оптимального значения натяжения, нужно следовать такой инструкции:


Регулировочным болтом

Чтобы осуществить процедуру подтяжки при помощи регулировочного болта, которая, кстати, является более удобным и прогрессивным способом в практике обслуживания автомобилей, нужно придерживаться этого алгоритма действий:

  1. Ослабить затяжку гаек как нижнего, так и верхнего крепления генератора.
  2. Произвести поворот регулировочного болта по часовой стрелке.
  3. Отвести генератор от блока, при этом одновременно проверяя степень натяжения.
  4. Правильно затянуть гайки крепления генератора.

По завершению работ по натяжке генераторного ремня (при этом неважно, при помощи какого устройства они были реализованы) в первую очередь нужно проверить работоспособность общей генераторной установки. Начинают, как правило, с проверки цепи при факте отключенного двигателя. Для этого нужно провернуть ключ таким образом, чтобы контрольная лампочка на щитке загорелась. И только при этом условии разрешается запуск двигателя. Спустя некоторое время в результате вращений коленвала на средних частотах лампочка должна погаснуть.

При возникновении каких-либо трудностей с подтяжкой ремня генератора я советую найти максимальное количество информации о генераторной установке и процедуре натягивания в зависимости от той или иной модели автомобиля.

В целом данное действие не должно вызывать особых сложностей, так как выполняется по стандартной схеме даже водителями-новичками. Кстати, независимо от того, с помощью какого инструмента происходила процедура натяжения ремня, нужно обязательно провести контрольное измерение после непродолжительной поездки. Это позволит автовладельцу быть абсолютно уверенным в нормальном состоянии генераторного ремня и, как следствие, отличной работы всего автомобиля.

Видео “Как самому подтянуть ремень генератора”

На записи показано как с помощью натяжки убрать писк и стук распредвала.

Если из-под капота при запуске двигателя, в начале движения или при переключении передач раздается характерный свист, пропадающий после повышения оборотов двигателя – пришло время обратить внимание на ремень генератора. Если же сигнальная лампа в виде аккумулятора на приборной панели не гаснет после запуска двигателя или загорелась в процессе движения, то, скорее всего, ремень уже вышел из строя.

Проверка состояния приводного ремня генератора и натяжного ролика

Даже если вы не услышали характерного звука из-под капота, обрыв ремня генератора трудно не заметить – это можно понять как по загоревшейся лампе на приборной панели, так и по заметному снижению мощности всего электрооборудования. Впрочем, аналогичные симптомы могут быть следствием повреждения проводки, или же выхода из строя генератора, поэтому в отсутствии ремня на шкиве все же стоит убедиться путем визуального осмотра.

В идеале доводить приводной ремень до такого состояния, когда от чрезмерного износа он попросту ревется, конечно, не стоит. Для этого периодически необходимо проверять его состояние. Сделать это не составит труда, ведь ремень отлично виден при открытии капота. Достаточно просто взглянуть на него, например, доливая жидкость в бачок омывателя. При обнаружении на поверхности потертостей, трещин, отслоений, порезов и иных повреждений, необходимо заменить ремень генератора .

Чтобы проверить состояние натяжного ролика ремня генератора, необходимо прислушаться к его работе при запущенном двигателе. Если с правой стороны слышен отчетливый хруст, скрип или свист, при этом ремень в нормальном состоянии, необходимо заглушить двигателя, снять ремень (кстати, это позволит рассмотреть его лучше) и прокрутить ролик рукой. Если выяснится, что посторонние звуки издает именно он – деталь необходимо менять. В противном случае стоит проверить натяжной ролик ремня ГРМ и помпу.

Проверка натяжения приводного ремня генератора

В некоторых случаях низкий зарядный ток, вырабатываемый генератором, может стать причиной проскальзывания приводного ремня по шкиву из-за недостаточного его натяжения. Проверить натяжение можно, приложив усилие 10 кгс на участке между шкивом коленвала и генератора. При этом ремень должен прогнуться примерно на 1 см. Если прогиб больше, ремень необходимо подтянуть, отрегулировав положение натяжного ролика.

Спасибо за подписку!

Натяжение ремня можно контролировать и при закручивании шпильки натяжного механизма. Для этого вращать ключ можно при помощи обычного безмена – простейших пружинных весов. Когда его показания достигнут 2 кг – затягивание шпильки необходимо прекратить.

Своевременная проверка ремня генератора и его натяжения позволяет предотвратить разряд аккумуляторной батареи, а также необходимость замены приводного ремня в «походных условиях». Проверить состояние натяжного ролика приводного ремня можно путем его вращения, желательно без нагрузки. Появление посторонних звуков при этом свидетельствует о сильном износе.