Как часто нужно промывать двигатель промывочным маслом. Промывка двигателя перед заменой масла: вред или польза? В каких случаях промывка не нужна

Замена масла в двигателе – очень важный и процесс, обеспечивающий корректную работу двигателя. Опоздание с этой процедурой может привести к поломке двигателя и чревато тратами на капитальный ремонт. Нужно ли промывать двигатель перед заменой масла? В настоящее время большинство автомобильных сервисов, оказывая услугу по , предлагают произвести промывку двигателя перед тем, как залить в него свежую моторную жидкость. Это зачастую вызывает среди автолюбителей споры.

Обязательно ли промывать двигатель при замене масла?

Одни считает, что это нужно делать в любом случае. Другие считают, что промывка скажется на состоянии двигателя в худшую сторону. С одной стороны, процедура и вправду кажется очень полезной, особенно если автомобиль был куплен с рук и неизвестно, своевременно ли производилась замена масла и какая жидкость заливалась.

С другой стороны, это может показаться как обычный маркетинговый ход сервисных центров, которые предлагают после промывки залить конкретное моторное масло. Ниже подробно рассказывается о процессе промывки, рассмотрены ее достоинства и недостатки. Мы попытаемся ответить на вопрос: нужно ли промывать двигатель при ?

Что такое промывка двигателя.

Процесс заключается в заливке специализированной жидкости после того, как старое масло будет удалено. Рассмотрим поподробнее жидкости и масла для промывки. Зачастую подобные средства производятся на основе бюджетного минерального масла, в которые добавлены активные щелочные присадки, а также иные вещества. Задача присадок — растворить оставшиеся после слитого масла загрязнения и отложения отработавшего масла. За основу берётся именно недорогое масло, потому что находиться в двигателе оно будет короткий срок и его смазочные свойства не играют особой роли.

Стоит отметить, что специалисты рекомендуют не промывать дизель промывочными составами. Масла для дизеля обладают всеми присадками, способствующими очищению двигателя от нагара. Именно поэтому промывочное масло для бензиновых двигателей будет бесполезным для дизельных моторов.

Промывочное масло и его виды

В настоящее время подобные средства можно подразделить на 2 основных типа, каждый из которых стоит рассмотреть по отдельности.

Составы длительного применения

Эти средства первой группы были разработаны еще 15 лет назад. На данный момент такие промывки практически не используются, так как имеют ряд серьезных недостатков. Промывки длительного действия применялись следующим образом. Из автомобиля, которому необходима замена масла, сливалось старое масло. После чего в двигатель заливалось промывочное масло, и владелец должен был эксплуатировать автомобиль в течение нескольких дней. Обычно длительность составляла 1-2 дня. В завершение процедуры промывочное масло извлекалось, и уже после этого заливался свежий материал.

Такой способ практически изжил своё и не имеет особого распространения на данный момент, так как обладает важными недостатками:

  1. Во-первых, в настоящее время мало у какого владельца найдется лишнее время. Идеальным вариантом будет, если такую процедуру можно выполнить за 5-10 минут.
  2. Во-вторых, это весомые ограничения в плане эксплуатации автомобиля. Как говорилось выше, промывочные масла выполняются на основе дешёвых минеральных масел. Соответственно, автомобильный двигатель, в который была залита промывка, ни в коем случае нельзя раскручивать до высоких оборотов. Работа силового агрегата в таком режиме с залитой промывкой могло привести к появлению сбоев в работе двигателя, падению , вплоть до необходимости капитального ремонта.
  3. В-третьих, это состав промывочного масла. Как было указано выше, промывка состоит из активных присадок, которые способны создавать химические реакции с сальниками силового агрегата. Распространяющаяся по двигателю внутреннего сгорания промывка воздействует на элементы из резины. Как известно, щелочи негативно реагирует с ней, вследствие чего она попросту распадалась на мелкие частицы.

Составы, действующие 5-15 минут

Производители, изучив за десяток лет все недостатки промывочного масла длительного действия, создали промывку, способную очищать двигатель за 10-15 минут. Исходя из вышеизложенного, могут возникнуть вопросы, а лучше ли такая промывка будет очищать двигатель? Как она будет влиять на сальники? Как выяснилось, в промывку “пятиминутку” было добавлено большее количество активных присадок, а также увеличена их концентрация. Это, конечно же, наталкивает на следующее рассуждение: если концентрация была увеличена, значит, воздействие на резиновые элементы стало просто колоссальным? Производители заявляют, что в продукте есть химическая присадка, которая при взаимодействии с резиной образует защитный барьер. Он позволяет щелочи не реагировать с резиновыми элементами. В отношении отложений и загрязнений, оставшихся в движке после слитого масла, средство действует с разрушительной силой.

Способы промывки мотора

Рассмотрим основные способы промывки двигателя.

1) Промывочное масло. О данном способе промывки силового агрегата мы рассказывали выше. Данный способ изжил себя из-за ряда неудобств и недостатков. Никакому автовладельцу не захочется ездить в течение 1-2 дней в режиме “улитки”, при этом несколько раз посещать технический сервис.

2) Промывочная жидкость. Данный способ можно сравнить с промывочным маслом, но в более короткие сроки. Такие жидкости получили название “пятиминутки”. Они способны промывать двигатель за 15-20 минут. После чего, залитая для промывки жидкость сливается, и в очищенный двигатель заливается свежее моторное масло.

3) Регулярная замена масла. Данный способ можно назвать наиболее щадящим для двигателя. Способ заключается в следующем. Из двигателя сливается старое масло, на место которого сразу же заливается новое. Помимо этого, также заменяется масляный фильтр. После замены владелец осуществляет обкатку авто до 2-х тысяч километров. По достижению 2-х тысяч км, вновь заменяется масло и масляный фильтр, после чего продолжают эксплуатацию авто все в том же обкаточном режиме, но уже в течение 4-х тыс. километров. Увеличив свой пробег еще на 4 тыс. км, происходит заключительный повтор замены, и только после этого транспортное средство можно использовать в привычном стиле вождения и со стандартным интервалом времени проведения технического обслуживания.


4) Промывание силовой установки в разобранном состоянии. В данном случае производится ручная очистка разобранного двигателя. Специалистами технических сервисов с помощью технического топлива прочищаются все элементы ДВС. Этот способ является весьма дорогим и длительным по времени, но при этом результат оправдывает все затраты.


Когда необходима промывка двигателя

Давайте рассмотрим основные предпосылки для промывки двигателя:

  1. Когда вы приобрели машину, бывшую в употреблении неизвестного вам владельца. Мотор такого авто, как “темная лошадка”. Вы не можете с уверенностью знать, как и в каком режиме эксплуатировался автомобиль, какое масло заливалось и своевременно ли это выполнялось. В таком случае процедура промывки позволит исключить вероятность несовместимости остатков отработавшего масла с тем составом, которое вы планируете заливать.
  2. При смене типа ГСМ (изменение вязкости). К примеру, если вы решили предпочесть синтетическое масло взамен минерального, то промывка ДВС будет очень кстати.
  3. При желании сменить бренд смазочного материала. Большинство автолюбителей спорят насчёт вопроса, нужно ли промывать двигатель при смене марки масла? Опасение вызывает то, что остатки и отложения старой моторной жидкости могут негативно реагировать с новым маслом, поэтому рекомендуется промыть мотор даже когда ГСМ имеют одну вязкость, класс и иные характеристики.
  4. После капитального ремонта силовой установки. В данном случае промывка двигателя необходима по причине того, что при капремонте возможно занесение загрязнений внутрь движка.
  5. В мотор могут попадать посторонние элементы: например, антифриз, горючее или масло сомнительного качества. При возникновении такой ситуации также рекомендуется производить промывку двигателя.

Стоит добавить, что к причинам, по которым стоит осуществлять промывание двигателя, также можно отнести: жесткую эксплуатацию автомобиля в трудных условиях, запоздалая замена масла, загрязнение двигателя различными отложениями.

Помимо этого, многих автолюбителей беспокоит вопрос, а стоит ли промывать двигатель при замене масла в новом автомобиле? В случае, когда автомобиль приобретается в автосалоне и его обслуживание выполняется в установленные регламентом сроки, то промывать двигатель перед заменой масла не имеет смысла. Необходимо ли промывать двигатель перед каждой заменой масла?

Отвечая на данный вопрос, можно сказать, что если марка или вязкость масла, заливаемого в двигатель, остаётся прежней, то промывать силовой агрегат каждый раз нет никакой необходимости.

Чем опасна промывка двигателя

Наряду с перечисленными выше преимуществами процесса промывки двигателя, существуют также и негативные стороны. Казалось бы, очищение двигателя за 10-15 минут – идеальнее варианта не придумаешь. Но далеко не всё так прекрасно, как заверяет нам производитель промывочных жидкостей. Проведённые независимые экспертизы показали, что промывочные средства действительно эффективно очищают двигатель от отложений и не разрушают сальники, но вот последствия, которые могут произойти с двигателем в дальнейшем, портят эту “прекрасную картину”:

  1. Современные моторные масла уже содержат присадки, которые способны очищать внутренние стенки силового агрегата. Достаточно лишь ответственное и своевременное обслуживание автомобиля.
  2. Не нужно забывать, что полностью слить старое масло вряд ли получится. Остатки отработавшего масла могут оседать в защите картера и иных элементах. Соответственно, заливая в двигатель промывочное средство, её некая часть все равно останется после слития. Вследствие этого, новое масло смешается с остатками промывки, содержащей в своём составе щёлочи и иные присадки, которые негативно влияют на влитое средство, ухудшая его основные характеристики.
  3. Похожая ситуация происходит и с промывочным маслом. Единственное отличие заключается в том, что оно имеет менее концентрированный состав. Поэтому его воздействие на силовой агрегат скажется через более длительное время, нежели с промывочной жидкостью. В любом случае, это всего лишь отсрочит неизбежное появление неисправностей.
  4. Помимо всего прочего, существуют случаи, когда после процедуры промывки двигатели попросту переставали функционировать. При разборке такого силового агрегата наблюдались обильные отложения на внутренних стенках, закупоривание сетки масляного заборника, а также ухудшения пропускной способности всей системы смазки.

Промывать двигатель перед заменой масла можно в том случае, если автомобиль покупался у третьих лиц. Безусловно, если машина приобреталась у знакомых людей, которые могут полностью ручаться за состояние его двигателя, то такую процедуру проводить бессмысленно.

Промывка двигателя дело хоть и не сложное, но у многих вызывает недопонимание – зачем ее проводить, если мы параллельно осуществляем и замену масла? Ведь по простой человеческой логике спуская масло, мы спускаем с двигателя и все лишние частички, загрязнения и мусор. Но, на самом деле, это совсем не так. Конечно, существуют случаи когда потребность в подобном не возникает, однако иногда промывка двигателя является обязательным мероприятием по обслуживанию двигателя.

Для того, чтобы попросту не лить воду, а детально разобраться в данном вопросе, мы посвятили ему целую статью. Ниже мы рассмотрим все необходимые факторы, которые свидетельствуют о необходимости промывки двигателя, разберемся с вопросом, чем именно его промывать и как это делать. То есть, систематизируем все имеющиеся в сети Интернет знания о таком дискуссионном вопросе.

1. Для чего проводится промывка двигателя и когда ее нужно проводить обязательно?

То, что промывка обычному автомобильному двигателю нужна, является неоспоримым фактом, который подтверждают все автомастера и автовладельцы с большим стажем. Ведь если проводить замену моторного масла только раз в год (что чаще всего и делают наши водители, даже не зависимо от того, какой пробег наматывает их автомобиль за этот период), попавшие в двигатель частички мусора и пыли успеют не только полностью запломбировать все фильтры. Со временем они «приживаются» в нем и оседают на стенках в виде налета. Поэтому, даже когда мы самым обычным способом сливаем с двигателя масло, такой «древний» налет все равно остается внутри мотора. И чем старше автомобиль – тем толще образовывается налет, и тем сложнее его удалить, и там быстрее Ваш двигатель приходит в полную непригодность.

Так что, приступая к замене масла, следует обязательно подготовиться и к полной промывке двигателя. Но чтобы убедить Вам в этом окончательно, рассмотрим случае, когда двигатель нуждается в подобной «манипуляции» и других вариантов у автовладельца просто нет:

1. В том случае, если Вас вдруг перестала удовлетворять старая моторная смесь и Вы приняли решение заменить ее на смесь другой марки. Это также касается и перехода с одного вида масла на другое (с синтетического на полусинтетическое или же на минеральное), выбора другого варианта масла относительно его вязкости (5w40, 10w40, 15w40), или же смена производителя моторной жидкости. Каждому водителю должно быть известно, что в состав каждого вида, типа и марки масла входят совершенно разные и уникальные по своему набору присадки. По этой причине спешивать остатки старого масла с новым нельзя ни в коем случае, поэтому старое необходимо полностью удалить.

2. Когда приобретаете не новый автомобиль. При этом не важно, берете ли Вы его с рук или же покупаете у перекупщика. В наше время люди ищут любую возможность нагреть руки, поэтому продавцы не всегда делятся правдивой информацией о своем товаре. Конечно, если Вы на 100% доверяете продавцу и он Вам рассказал, каким маслом пользовался раньше – потребности в промывке не будет. Но в противном случае лучше не лениться и не жадничать, а дать мотору автомобиля новую жизнь.

3. Обязательная промывка при замене масла проводится и в том случае, когда автомобиль эксплуатируется чересчур интенсивно и на протяжении довольно длительного периода времени. Ведь при такой езде двигатель нуждается в интенсивной смазке. Таким образом, и побочных продуктов в моторе будет накапливаться намного больше.

4. Промывку турбированных двигателей также необходимо проводить параллельно с каждой заменой масла. Такой тип автомобильного двигателя требует для своего полноценного функционирования намного больше масла, чем обычные. Также, используемое масло обязательно должно быть кристально чистым и иметь отличное качество. В противном случае двигатель будет не просто быстрее изнашиваться, из-за грязи он попросту может выйти из строя.

5. При выполнении демонтажа мотора и полной его разборки. Когда механиками производятся подобные работы, они не просто промывают двигатель, а очень тщательно вымывают абсолютно все его детали, вычищая их при помощи керосина, бензина или же солярки. Конечно, такой способо позволяет получить 100% чистоту, однако он очень сложный и трудоемкий. Не имея специальных знаний в механике за него лучше не браться. В этом деле Вам смогут профессионально помочь только на СТО.

Существуют ли ситуации, когда потребность в промывке двигателя не возникает? Но все же, потребность в проведении подобной процедуры возникает не так уж и часто. К примеру, промывка двигателя при замене масла будет вовсе некстати, если Вы заливаете масло в абсолютно новенькое авто, приобретенное в салоне. Также, если Вы доверяете уход за своим «железным конем» автомеханикам из проверенной станции техобслуживания, то они уж точно не допустят засорения двигателя и его деталей. Вообще, если масло менять с правильной регулярностью, то как такой потребности в промывке и не будет. Ведь самые современные производители моторных жидкостей вводят в их состав целый комплект специальных присадок, способных не только улучшать работу двигателя, но и очищать его. Таким образом, вся грязь и лишние частицы будут без остатка удаляться вместе с маслом.

Нередко промывка двигателя наносит ему довольно сильный урон. Дело в том, что когда с мотора спускается масло для его замены на новое, определенное количество жидкости все равно остается в поддоне мотора. Когда же в мотор заливается жидкость для промывки, она смешивается с указанными остатками. В результате, смесь для промывки утрачивает свои характеристики и не всегда приносит Вам желаемый результат. Также, использование специальных промывок зачастую приводит к тому, что разрыхленный мусор не вымывается с двигателя, а попросту оседает в его картере. Как результат, в разы уменьшается пропускная способность насоса и ухудшается работа двигателя.

Получается, что самый лучший вариант – это проводить регулярные замены масла и отказаться от промывки двигателя. На самом деле, это делать довольно проще и экономичнее, нежели доводить мотор до сильных загрязнений и мучатся с тем, как его правильно промыть и прочистить. Но коли такие случаи все равно возникают, расскажем о промывке более детально.

2. Какие средства лучше всего использовать для промывки двигателя: знакомимся с советами профессиональных автомехаников

Вопрос, чем лучше промывать двигатель, всплывает в голове всех владельцев автотранспортных средств. Ответов на него может быть очень много, однако не хочется заводить Вас в заблуждение, поэтому постараемся дать наиболее полный и детальный ответ на указанный вопрос. Вариантов средств, которые можно использовать для промывки автомобильного мотора, можно назвать четыре. Естественно, у каждого из них есть как свои достоинства, так и недостатки, на которые также обратим Ваше внимание:

1. Моторное масло, как средство промывки двигателя. Оно является самым безопасным для его механизма, однако считается наименее эффективным. Речь идет о том, что когда сливается старое масло, в мотор заливают минимальный уровень нового масла, который сможет обеспечить работу автомобиля. Затем двигатель прогоняют несколько минут на холостом ходу и снова глушат. Это масло снова сливается, и после него уже проводится полноценная замена моторной жидкости. Благодаря такой промывке всего-навсего снижается концентрация грязи в моторе, однако полностью ее удалить не получается. Также, невредимыми остаются и грязевые отложения на стенках, которые не удается даже немного растворить.

2. Использование для прочистки вакуумного насоса. Хотя многие и продолжают его использоваться, большое количество автомехаников утверждают, что никакой пользы он не приносит. Обычно вакуумный насос применяется на СТО, когда проводится срочная замена моторного масла. В принципе, с его помощью действительно можно выкачать всю оставшуюся в двигателе масляную жидкость. Однако, после его применения все равно остаются загрязнения в скрытых полостях, а также уплотнившийся на стенках налет.

3. «Пятиминутки». Считаются довольно действенным средством очистки двигателя. Такую очистную жидкость вливают в старое масло примерно на 5-10 минут (от чего и пошло название). На этот период времени также запускают двигатель на холостом ходу. После чего «пятиминутку» сливают вместе с моторной жидкостью. Но вот вопрос, смывают ли они грязь? На самом деле они практически бесполезны, да еще и представляют опасность для двигателя. Грязь они смывают слабо, а крупные частицы за такой короткий период времени просто не успевают растворить.

В итоге, после такой промывки у Вас остаются практически полностью запломбированные масляные каналы, постоянно голодающий от недостатка масла мотор, который может в любой момент выйти из строя. Остается один вариант – выбирать самые концентрированные «пятиминутки», которые действительно умудряются показывать очень хороший результат. Однако, действие подобного рода средств настолько сильно, что они разъедают даже резиновые сальники. А зачем Вам течи в двигателе? Так что, от данного варианта также стоит отказаться.

4. Перечитав множество отзывов и комментариев на автофорумах, мы пришли к следующему выводу. Наиболее действенным средством промывки для двигателя являются «долгоиграющие промывки». Подобная жидкость заливается в масло за несколько дней до его замены. Желательно, чтобы за этот промежуток времени Вы смогли намотать на своем авто километров 50-500. После этого можно смело сливать старое масло вместе со всей грязью и налетом, который за такой отрезок времени полностью растворился до микроскопических частиц. Таким образом, и чистка получается действительно хорошая, и механизмы двигателя не страдают.

Но какую бы промывку Вы не выбирали, обязательно обращайте внимание на то, чтобы она была совместима с маслом, которое Вы используете. Такую информацию можно без проблем получить в специализированных точках продажи или поискать ее в Интернет-ресурсах. Большинство из них могут похвастаться 100%-тной совместимостью со всеми видами масел, однако некоторые промывки могут значительно ухудшать их характеристики.

3. Основные правила и рекомендации для проведения промывки двигателя при замене моторного масла

И так, наконец-то ответим Вам на самый главный вопрос: как правильно делать промывку? Правильная и полноценная промывка двигателя включает в себя несколько этапов. Если Вы хотите, чтобы Ваш автомобиль всегда был на ходу и не жалеете потратить на это не время и деньги – тогда выполняйте их все. Если же временные и денежные ресурсы у Вас ограничены – можете отказаться от нескольких пунктов по предварительной подготовке.

Перед тем, как проводить промывку двигателя, очень важно проконсультироваться со специалистом. Ведь даже не смотря на то, что мы приводим в своей статье очень много информации по данному вопросу, она является обобщенной. Если же обратиться к профессиональному автомеханику, то он сможет дать Вам советы касательно конкретно Вашей модели автомобиля и модели двигателя;

Проведите диагностику состояния всех механизмов автомобиля, а в особенности двигателя. Ведь если Вы очень внимательно относились к нему и проводили регулярные замены масла, то потребности в промывке у Вас и не будет. Не стоит забывать, что проведение промывок под слоганом «на всякий случай» могут не «поправить здоровье» двигателя, а наоборот, принести ему существенный ущерб;

Поддерживать чистоту двигателя логично только в тех случаях, если он до этого был чистым. Однако, если Вы уже приобрели двигатель с осадками на стенках, то Ваши действия вряд ли смогут ему помочь;

Перед тем, как проводить саму промывку, обязательно постарайтесь слить всю старую смазывающую смесь. О том, как правильно это сделать, Вы также можете прочитать на нашем блоге;

Заливаем в двигатель средство для промывки (но лучше не использовать высококонцентрированные) и запускаем его на холостом ходу. Ждем 10-15 минут;

Снова сливаем с мотора всю жидкость, стараясь не оставлять в нем ни капли;

Заливаем в двигатель моторное масло, однако не то, на котором Вы собираетесь ездить в будущем, а самое обычное, низкокачественное и недорогое. Запускаем двигатель на холостом ходу и позволяем ему так поработать от получаса до часа времени;

После такой процедуры снова сливаем жидкость и уже вливаем в двигатель качественное масло, рекомендованное именно для Вашей модели.

Соблюдение таких простых правил обеспечит Вам надежную езду весь допустимый период эксплуатации двигателя. Правильное отношение к двигателю способно увеличить период его эксплуатации. Особенно важно помнить об этом приступая к эксплуатации и обслуживанию новых автомобилей, купленных прямо из салона.

4. Что нужно знать о промывке дизельных двигателей?

Вроде со всем разобрались, однако остался непонятным вопрос о том, как необходимо поступать с теми двигателями, которые работаю на дизеле. Ведь такой тип двигателя отличен не только по конструкции, но и имеет свои особенности процесса замены масла и его промывки. В частности, для его промывки разрешается использовать только специальные средства. Все те «пятиминутки», «долгоиграющие» промывки и все остальные жидкости, которые предназначены для бензиновых двигателей, использовать в данном случае категорически нельзя.

Такая особенность кроется в конструкционных нюансах дизельных двигателей. Для полноценной работы им не хватает масла, которое может подавать масляной насос (как это происходит в бензиновых двигателя). В данном случае необходимым является создание так называемого «масляного клина», когда трущиеся части переходят в «плавающее» состояние. При использовании обычного масла для промывки, моющих присадок и тех же «пятиминуток» Вы можете вызвать очень жесткое трение деталей. Под их влиянием моторное масло сильно разжижается и утрачивает основные свойства. Да и отложения на стенках двигателя могут иметь разный состав, так что и не угадаешь, чем именно можно растворить каждое из них.

Так что, если Вы собрались провести очистку дизельного двигателя, оправляйтесь в специализированный магазин и требуйте, чтобы Вам выдали средство именно для Вашего типа двигателя. В остальном же весь процесс чистки ничем не отличается от того, который мы описали выше. Поэтому, смело приступайте к работе и независимо от вида и модели двигателя, старайтесь всегда держать его в идеальном состоянии.

Последние лет тридцать автовладельцы спорят, промывать ли двигатель при замене масла? Попробуем углубиться в историю вопроса. Впервые, промывку масляной системы двигателя внедрили еще в СССР для очистки системы смазки больших тепловозных дизелей. Разработали специальную промывочную жидкость – маловязкое минеральное масло, обогащенное моющими компонентами. Приблизительно полчаса работы на таком промывочном масле позволяли вывести некоторое количество шламовых и сажевых загрязнений из двигателя. В результате, производительность системы смазки и давление масла восстанавливались, несколько падал расход топлива и увеличивался ресурс двигателя. Предприимчивые (уже тогда) люди решили перенести такую технологию промывки на легковые автомобильные двигатели и понеслось. Во времена СССР моторное масло было дефицитом, нечасто продавалось в магазинах и в разлив на АЗС. Качество тогдашних масел было таково, что к пробегу в 50-60 тысяч км жигулевские двигатели уже забивались углеродистым нагаром. Дефицитом были и масляные фильтры, даже получили распространение разборные жигулевские фильтры со сменным фильтрующим элементом. Дефицит и низкое качество фильтров также провоцировали повышенное загрязнение двигателей.

Приблизительно в середине 80-х в продажу начали поступать первые промывочные масла, одновременно автомобильная пресса, журнал «За Рулем», начал просветительскую работу о пользе промывки двигателя специальным промывочным маслом (полнообъемной промывкой).

В Европе также сталкивались с загрязнением двигателей, но пошли несколько иным путем. Нефтяные масла, которыми промывали двигатель при замене масла в СССР, для Европы оказались дорогими. Да и утилизировать двойное количество углеводородов (промывочное + старое моторное масло) оказалось дорого. Поэтому были разработаны специальные очищающие присадки, компоненты, усиливающие попорченные эксплуатацией, моющие свойства старого моторного масла. Такие промывки добавляются в старое масло перед его заменой, двигатель работает на «коктейле» десяток минут, затем старое масло вместе с загрязнениями сливают и утилизируют. Капиталисты все посчитали, эффективность работы промывок-присадок оказалась выше, чем у промывочного масла, а стоимость процедуры промывки ниже. Безопасность процедуры промывки также оказалась на высоте, так как в промывки-присадки, кроме моющих компонентов, включают защитные, антизадирные присадки, предохраняющие двигатель в процессе промывки. Кроме того, после использования промывки-присадки в двигателе практически не остается минерального масла, составляющего основу полнообъемной промывки, а остатки растворителя, на котором базируются промывки-присадки, улетучиваются при прогреве двигателя.


Постепенно, к началу 21 века, проблема загрязнения двигателей в Европе потеряла актуальность, в то же время, в России, наоборот, обострилась. Причинами стали и качество бензина, и неумение современных автовладельцев грамотно обращаться с техникой, и, порой, использование контрафактных масел. Именно в это время европейский подход к промывке двигателей при замене масла получил широкое распространение в России. Потребители поняли выгоды от чистого двигателя: во-первых, промывка двигателя при замене масла сохраняет ресурс и уменьшает количество внезапных отказов, связанных с нарушением подачи смазки. Во-вторых, промывка, при её невысокой стоимости и быстроте процедуры, экономит топливо, так как чистому двигателю легче крутиться и работать более эффективно. По данным некоторых компаний загрязнения двигателя способны ухудшить его эффективность на 20-30%.

В настоящее время в автомобилестроении наблюдается необратимая тенденция перехода на маловязкие и сверхмаловязкие моторные масла. Делается это для дополнительной экономии топлива с целью соответствовать новейшим экологическим нормам не просто по вредным веществам, но и по выбросам парниковых газов (CO 2 и вода в виде пара). Для использования жидких масел двигатель дорабатывается, особенно обращают внимание на доработку поршня. Под маслосъемными кольцами на поршне есть дренажные отверстия, отводящие избыток масла при работе двигателя. Для использования маловязких масел эти отверстия делают очень тонкими, и они становятся чрезвычайно чувствительными даже к небольшим загрязнениям. Загрязнения дренажных отверстий приводит к очень быстрой закоксовке колец, столь характерной для современных двигателей. Единственной контрмерой против этого явления, становится регулярная, при каждой замене масла, промывка масляной системы. Так что технология промывки двигателя, придуманная для тепловозов и немного модифицированная, оказывается сейчас очень востребованной.

Чем мыть?

В двигателе могут быть два вида загрязнений. Первый и самый распространенный вид – лаковые загрязнения . Лаки образуются на разогретых деталях двигателя, на поршнях, кольцах, штоках клапанов, могут покрывать детали двигателя налетом, цветом от светло-соломенного, до темно-коричневого. Лаковые загрязнения далеко не всегда можно определить визуально. Их косвенными признаками является повышенный расход масла, дымление, снижение рабочего давления в масляной системе, заклинивание клапанов и т.д. Причины: хронический перегрев двигателя, низкосортное топливо, особенности используемого моторного масла, конструктивные недостатки, нарушение режима эксплуатации и т.п. Отмываются лаковые загрязнения в два этапа.

Первый этап – использование 5-ти или 10-ти минутной интенсивной промывки, добавляемой в старое масло. Второй этап, заливка свежего масла с хорошими моющими свойствами, для окончательного удаления загрязнений, размягченных после воздействия промывки. Интервал замены масла при этом нужно сократить примерно вдвое. Простому потребителю может понадобиться консультация специалиста. Хорошим выбором для удаления лаковых загрязнений будут 10-ти минутные промывки производства Liqui Moly GmbH, например, Oilsystem Spulung High Performance Benzin (промывка для бензинового двигателя) и Oilsystem Spulung High Performance Benzin Diesel (промывка для дизельного двигателя), а также профессиональное средство для промывки двигателя Pro-Line Motorspulung . Pro-Line Motorspulung настолько сильная, что способна удалить углеродистый нагар на поршнях за счет эффективного воздействия паров промывки, а применяется как в бензиновых, так и в дизельных двигателях.

Второй вид загрязнений – масляные шламы . Обычно, черный шлам очень хорошо видно, если снять пробку маслозаливной горловины и заглянуть внутрь двигателя. Если металл покрыт черным налетом, то это шлам. Шлам образуется от некачественного масла, превышения интервалов замены масла, при использовании некачественного топлива и при попадании в масло водяного конденсата или антифриза. Наличие шлама - сигнал к действию, нужно чистить двигатель, пока частички шлама не попали в пары трения, на сетку маслоприемника и не заблокировали подачу свежего масла. Отмыть шламы быстро не получится, так как образуются они не мгновенно, а постепенно. Для удаления шламов необходимо использовать мягкую промывку длительного действия, чтобы куски загрязнений не отрывались от деталей и не вызывали тромбоз, а мягко и безопасно растворялись. Промывка переводит загрязнения в жидкое состояние, позволяя им покинуть двигатель вместе со старым маслом.

Можем рекомендовать специальную промывку Liqui Moly Oil-Schlamm-Spulung . Присадку нужно залить приблизительно за 200 км до планируемой замены масла и откатать этот пробег в спокойном режиме. За этот пробег промывка доберется до самых укромных уголков двигателя, послойно растворяя загрязнения, переводя их во взвешенное состояние для легкого удаления из двигателя.

Загрязнения в двигателе это не приговор к капитальному ремонту, а аргумент для использования промывки перед заменой масла. Регулярная промывка при каждой замене масла гарантирует от возникновения критичных загрязнений, особенно на современных двигателях, рассчитанных на использование маловязких сортов масла. В зависимости от ситуации применения можно подобрать промывку масляной системы .

;

Помню, случай был у меня. Двигатель моего автомобиля постоянно грелся. Будто не вода в системе охлаждения течет, а огонь. А масло – кролики так быстро не размножаются, как быстро оно у меня чернело. Ну, думаю, все – двигателю крышка: капитальный ремонт делать, либо покупать новый. Ан, нет. Нашлись добрые люди, подсказали, что делать: промыть двигатель при первой же замене масла.

И делов-то – всего ничего. В общем, как мне помогли когда-то добрым советом, так и я вам помогу. Садитесь удобнее, а я вам расскажу:

  • как промыть двигатель при замене масла;
  • в каких случаях можно не промывать двигатель;
  • в каких случаях делать это обязательно.

Как промыть двигатель при замене масла

1. Сливаете отработавшее масло.

2. Заливаете промывочное. Идеальный вариант, если залить такое же, каким вы будете пользовать в дальнейшем, с добавлением моющих присадок. Но это может быть дороговато. Если средства ограничены, то используем специальное промывочное масло.

Налить нужно столько же, сколько требуется мотору для нормальной эксплуатации. К примеру, если завод предписывает 3 литра, то и для промывки нужно заливать три литра масла.

3. Заводите мотор. Пусть машина стоит, а он работает минут 10-15. Периодически давите на педаль газа, чтобы весь мусор с сусек поднять.

4. Как пройдет положенное время, выключайте мотор. Слейте промывочное масло и залейте свежее.

Все. Теперь можно отправляться в дорогу.

Промывать двигатель нужно примерно после каждой третьей замены масла. Если этого не делать, случится то, что было описано в начале. И это в лучшем случае. В худшем – двигателю точно придет конец. Но не спешите пользоваться советом…

Когда нужно и когда не нужно промывать двигатель

Есть еще пару нюансов.

1. Можно не промывать двигатель, если вы купили его новым и постоянно пользуйтесь одним и тем же маслом (дорогим с моющими добавками).

2. Если же вы купили подержанный автомобиль, то при первом ТО промойте двигатель (неизвестно каким маслом пользовался прежний хозяин). После этого заливайте только одну и ту же продукцию от проверенных производителей. Желательно с моющими присадками.

Подведем итог:

Если вы купили новый автомобиль, то промывка двигателя вам никогда не потребуется, если вы пользуетесь одним и тем же маслом, и оно - отличное и имеет в составе моющие присадки.

Промывка двигателя при замене масла требуется, если:

  • вы купили подержанный автомобиль;
  • собираетесь перейти на другое масло;
  • или пользуйтесь некачественной продукцией (в этом случае придерживаемся совета: промывать двигатель после каждой третьей замены масла).

Многие автолюбители, приезжая на очередную замену масла, совершенно забывают о том, что нужно сделать промывку двигателя. А ведь эта процедура необходима для долгой и хорошей работы транспортного средства.

Зачем нужно промывать двигатель

При долгой эксплуатации масло начинает терять свои рабочие свойства и постепенно окисляется. Это приводит к появлению вредных отложений в разных деталях мотора, которые негативно влияют на его работу.
Отложения, которые скапливаются в двигателе:

  1. Кислотные вещества. Их появление провоцирует коррозию деталей мотора и изменение свойств смазки.
  2. Смолы. Получаются от соединения остаточного осадка топлива и продуктов, образованных в результате окисления смазочной жидкости.
  3. Углеродные вещества. Образуются на деталях при их нагревании. К ним относятся:
    1. нагар. Его появление нарушает температурный порядок работы двигателя;
    2. лак. Образуется на поршне и пальцах. Он ухудшает работу системы охлаждения, что приводит к быстрому износу деталей.
    3. эмульсия. Ее образование усиливает вязкость смазочных веществ и изменяет их улучшенные характеристики.

При замене масла без промывки мотора все эти вещества попадают в новую смазку и тут же начинают на нее воздействовать. А моющие добавки, содержащиеся в качественной смазочной продукции, уже не могут справляться со своей задачей. В результате двигатель ломается и восстановлению не подлежит.

Когда следует промывать двигатель?

Очищение мотора соляркой или другими специальными веществами занимает совсем небольшой временной промежуток, поэтому промывка двигателя перед заменой масла может быть произведена по желанию владельца машины каждый раз. Однако есть случаи, при которых без очищения движка просто нельзя обойтись.

  1. Приобретение подержанного авто у незнакомых людей. В таких случаях нет уверенности в правильной эксплуатации машины прежним владельцем. Неизвестно каким маслом пользовался бывший хозяин и делал ли промывку мотора.
  2. Замена одного вида масла другим или смешивание двух разных типов смазки. Например, владелец транспортного средства решил перейти от синтетического масла к минеральному, либо в экстренной ситуации пришлось совершать долив синтетики в полусинтетику. Каждый вид смазывающих жидкостей имеет свою основу и присадки, которые смешивать не нужно.
  3. Автомобиль работает на турбодвигателе. Данный вид моторов быстро выходит из строя при применении испорченного масла.

Какими методами совершается промывка двигателя при замене масла

  1. Химический метод. При его применении используют специальные очистители, в состав которых входят химические вещества, удаляющие вредные отложения. Промывающее средство помещают в мотор, который оставляют работать на холостом ходу некоторое время. После чего все сливают, меняют фильтр и заливают новую смазывающую продукцию. Регулярное очищение мотора таким методом помогает избежать появления нагара и других, опасных для двигателя отложений. Но если в моторе слишком много шлаков, то при промывке они могут попасть в смазывающую систему и забить маслопроводы.
  2. Мягкая промывка. Производится так же, как и предыдущий метод. Отличие в том, что очищающее вещество добавляют в смазочную систему за сотню километров до замены масла. В таком случае отложения постепенно растворяются и никак не влияют на смазку. Но производить подобную очистку нужно только на чистый, не зашлакованный двигатель.
  3. Полная промывка. Старое смазывающее вещество сливается, промывка заливается, мотор работает на холостом ходу. После этого промывка удаляется принудительно, фильтр заменяют и заливают свежую смазку.
  4. Принудительная промывка. При применении данного метода мотор не работает. Из него удаляется отработанное масло, снимаются фильтры и двигатель подсоединяется к внешней установке. Промывочное масло под давлением кислорода прокачивается в моторе, отложения остаются в фильтре. Затем проводится процедура полной промывки. Метод принудительной промывки позволяет провести очищение самых загрязненных двигателей. Единственным минусом является удаление масляной пленки с деталей мотора. До образования новой движку придется работать «в сухую».

Виды промывочных жидкостей

На рынке присутствует огромное многообразие промывочной продукции. В основе их лежит минеральное масло, не подходящее для длительной эксплуатации в моторе из-за своей низкой цены и плохих смазочных характеристик. Все промывочные вещества делятся на 2 категории: промывочные жидкости и промывочные масла.

Промывочные жидкости
Этот вид продукции содержит в своем составе щелочные добавки, благодаря которым и происходит очищение. Делятся данные вещества на 2 типа: долго действующие и пятиминутки.
Первый тип постепенно исчезает с прилавков магазинов из-за своей невыгодности. При их использовании нужно обращаться к специалистам 2 раза. Сначала, чтобы жидкость добавили в мотор, а через пару дней, чтобы ее слили и залили нормальный смазывающий продукт. Кроме того, пока жидкость очищает двигатель, от привычной эксплуатации автомобиля придется отказаться. А как повлияют химические вещества, содержащиеся в составе промывки, на детали двигателя, достоверно никому неизвестно. Поэтому производители исправили недостатки и предложили владельцам авто улучшенное промывочное средство.
«Пятиминутка». В состав этого типа промывки входят улучшенные присадки, которые защищают детали двигателя от действия химических веществ. Очистить мотор стало гораздо легче. Данная продукция тоже делится на 2 типа:
1. Масла для промывки по 4 и 5 литров в упаковке. Заливаются в движок после слива отработанной смазки;
2. Жидкости для промывки, по 300 мл. Заливаются в старую смазывающую продукцию перед заменой.
При использовании такого вида очистки двигатель должен проработать на холостом ходу 5-15 минут.

Промывка двигателя соляркой (дизельным топливом)

С давних времен и по сей день у некоторых автолюбителей практикуется способ промывки движка соляркой. Использовать его можно каждые 100.000 км пробега. Данный метод считается самым лучшим для очистки моторов, поскольку удаляет абсолютно всю грязь. Солярка смешивается с любым видом масла, потому что является продуктом нефти. Но использовать эту методику нужно очень осторожно.
Чтобы промыть двигатель соляркой, нужно поставить машину на смотровую яму и прогреть мотор. Затем слить отработанную смазку через фильтр. Когда движок остынет, из фильтра удалить грязь и поставить его на место, после чего залить в мотор масло, смешанное с соляркой в пропорциях 1 к 3. Завести мотор на 20 секунд, заглушить и опять завести на минуту. Снова заглушить и через 5 минут завести уже на 5-10 минут работы. После этого солярку нужно сливать.
Не забывайте, что такой жесткий метод промывки двигателя соляркой можно производить очень редко.

Промывка двигателя в подержанных автомобилях

Приобретая подержанную машину даже у знакомых людей, нет уверенности в том, что хозяин следил за авто как положено. Если бывший владелец не промывал двигатель и не совершал своевременную замену масла, то, когда вы решите совершить промывку мотора качественной продукцией, все накопленные за годы эксплуатации вредоносные отложения будут превращены в жидкую субстанцию и попадут в сетку маслозаборника. В ближайшее время это приведет к поломке двигателя. Чтобы избежать печальных последствий, прежде всего после покупки машины с рук нужно обратиться к специалистам, которые проверят движок на степень чистоты. В некоторых случаях двигатель приходится очищать вручную. Это процесс довольно долгий, и цену за такую работу назначают высокую. Но это стоит того, если вы хотите, чтобы мотор служил вам верой и правдой не один год.