Где натягивается ручник. Когда же нужно проводить регулировку ручного тормоза? Для работы вам понадобится

Принцип действия такого элемента автомобиля ВАЗ 2110, как ручной (он же – стояночный) тормоз, достаточно простой. В качестве механического привода устройства используется специальный трос.
Натягивая ручку ручника, водитель одновременно обеспечивает натяжение и его троса, которое происходит равномерно на тормозных колодках каждого колеса. Если же стояночный тормоз неисправен, следует провести такую работу, как Ваз 2110 регулировка ручника, либо отремонтировать его, заменив трос.
Примечательно, что легко и просто на ваз 2110, как натянуть ручник, так и провести его замену.При неисправности ручника, водитель рискует тем, что автомобиль самостоятельно тронется с места или же, наоборот, не сможет продолжить движение после остановки на подъёме.
Именно поэтому отрегулировать ручник придётся в любом случае – и сделать это можно будет, вовсе не обязательно обращаясь в автосервис. Опытный автолюбитель способен выполнить регулировку стояночного ручника отечественного авто и своими силами.

Как узнать о необходимости регулировки

Определить, что стояночный тормоз требует регулировки, можно путём небольшой проверки. Её стоит в обязательном порядке проводить хотя бы через каждые 30 тыс. км автомобильного пробега, даже если, на первый взгляд, ручник работает вполне нормально.
Также рекомендуется проверить устройство в случае его несрабатывания – например, при самопроизвольном движении автомобиля уже постановки на тормоз. Такая проблема может быть решена , но чаще всего достаточно и регулировки.

Что нужно, чтобы отрегулировать ручник

Для регулировки стояночного тормоза понадобится наличие одного из следующих приспособлений:

  • смотровой ямы;
  • подъёмника;
  • эстакады.

При отсутствии всех этих условий, которые вряд ли способен обеспечить любой рядовой водитель, можно обойтись и опорными «козлами», которые устанавливаются под заднюю часть кузова после её поднятия при помощи домкрата. Также стоит предусмотреть наличие в наборе двух ключей «на 13» и пассатижей.

С чего начать регулировку

Процесс регулировки стояночного тормоза проходит следующим образом:

  • автомобиль устанавливается на эстакаду (или канаву, или вообще приподнимается домкратом);
  • проверяется положение рычага тормоза – оно должно быть крайним нижним;
  • при помощи первого ключа ослабляется контргайка, с одновременным удержанием вторым ключом регулировочной гайки.
  • Заворачивается регулировочная гайка до того момента, пока не натянется трос привода ручника.

Примечание. При закручивании регулировочной гайки шток необходимо придерживать пассатижами.

Продолжаем:

  • теперь следует убедиться в том, что полный ход рычага составляет от 2 до 4 щелчков;
  • после того как рабочий ход проверен, следует затянуть контргайку уравнителя, при этом придерживая регулировочную гайку ключом.
  • рычаг ручника опускается вниз, после чего руками проворачивается задние колёса. Их вращение должно происходить равномерно и без заеданий.

Примечание. Если приводной трос ручника так и не получилось натянуть в процессе регулировки, эту деталь следует заменить.

После того, как система отрегулирована, необходимо ещё раз проверить качество её работы. Для этого после всех выполненных водителем работ следует найти участок дороги с уклоном не менее 23%, после чего остановить на ней автомобиль и поставить его на ручник.
Если тормоза надёжно удерживают авто на подъёме, значит, всё было сделано правильно.

Что делать, если регулировка не помогла

В некоторых случаях регулировки, действительно, бывает недостаточно. Это происходит в случаях обрыва троса ручника – явления довольно редкого, но всё же, случающегося, особенно, на старых автомобилях.
Бывает, что трос обрывается и на более новых моделях, подвергаемых слишком интенсивной эксплуатации, на которую не рассчитана тормозная система средней машины.

Также следует заменять трос в таких ситуациях:

  • когда его наконечники ослаблены;
  • нити троса начали растягиваться (в скором времени это может привести к обрыву);
  • трос достаточно тяжело перемещается в своей оболочке даже после того, как его смазали.

Как и регулировка ручника, такая операция, как замена троса стояночного тормоза, вовсе не требует обязательного обращения в автосервис. И, хотя времени на её выполнение, скорее всего, потребуется значительно больше, для такого ремонта не слишком нужны особые профессиональные навыки, оборудование или какие-то специализированные инструменты.

Примечание. И всё-таки кое-какие условия при замене троса следует соблюсти. Для этой работы водителю понадобится помощник, который будет сильно натягивать трос для того чтобы правильно установить уравнитель.

С чего начать замену

В первую очередь замена троса начинается с выполнения таких операций:

  • опускания рычага ручника до упора вниз;
  • снятия того колеса, на котором производится замена;
  • снятия глушителя с подушек подвесок, а резонатора – с задней подвески;
  • опускания вниз выхлопной системы;
  • отворачивания контргайки и регулировочной гайки;
  • снятия уравнителя с тяги.
  • вынуть из уравнителя наконечник заменяемого троса;
  • вынуть наконечник его оболочки из расположенного на кузове авто кронштейна;
  • отогнуть скобы крепления тросов;
  • снять заднюю и отсоединить от рычага наконечник троса;
  • ослабить затяжку гайки, которая закрепляет держатель троса на заднем мосту;
  • вынуть трос сначала из держателя, затем из кронштейна, и, наконец, из тормозного шипа.

Заканчиваются работы тем, что новый трос устанавливается на место в порядке, обратном к его снятию. При этом стоит обращать внимание на расположение тросов в кронштейне – оно должно быть крест-накрест.
После установки детали следует обязательно отрегулировать ручник. Теперь, зная, как своими руками регулировать ручник своего авто и заменять его трос, автолюбитель может не обращаться в СТО, и, таким образом, экономить свои средства, веда цена не ремонт не низкая.
Если же инструкции по выполнению всех этих работ будет недостаточно, в Интернете достаточно легко найти и фото, и видео, очень подробно показывающие эти процессы.

» Как подтянуть ручник автомобиля своими руками

Возможность подтянуть ручник есть на каждом автомобиле, не исключение и Пежо.

Ручной тормоз на авто, как правило расположен по центру салона под правой рукой. У основания ручки имеется пластиковая консоль, под которой и спрятана регулировочная гайка. Реже встречается установка под правую руку, так делают на микроавтобусах типа Пежо Boxer, или вообще устанавливают под нажатие левой ногой (скорее ножник, а не ручник) .

Например на Пежо 308 и 408 необходимо забраться на заднее сидение для доступа к этой гайке. В других моделях регулировка и натяжка тросиков встречается под днищем авто, непосредственно у самих тормозных механизмов. Подтянуть тормозные тросики не сложно, и не долго, дольше приходится ездить и осознавать, что это нужно сделать.

Зачастую многие автолюбители попросту забывают снять автомобиль с ручного тормоза и так ездят пол дня, а потом удивляются, что случилось, почему не работает ручник? Бывает и наоборот когда автомобиль на автоматической коробке каждый раз ставиться в паркинг и необходимость в ручнике отпадает сама собой, а потом вдруг, дай ка я поставлю авто на ручник и закисшие без постоянной работы троса лопаются.

Регулировка ручника на Пежо 308 и 408

Внимание: Перед тем как производить регулировку, не забудьте снять автомобиль с ручника

Залезаете на заднее сидение вашего автомобиля с инструментом:

  1. Ключ на 13
  2. Шлицевая (плоская) отвертка

Снимаете пепельницу для задних пассажиров, снимаете основание пепельницы подцепив отверткой.

Перед вами троса ручного тормоза и регулировочная гайка на 13, прежде чем подтянуть ручник обратите внимание на троса ручника, как они подтянуты, не провисают ли они?

В случае если натяжки нет, то у вас один из четырех вариантов:

  1. Порван трос
  2. Трос закис
  3. Закисший тормозной суппорт (для дисковых тормозов)
  4. Закисшая лапка разводки колодок (для барабанных тормозов) Не для Пежо 308, 408

Если на вашем автомобиле все же порвался трос и место крепления у регулировочной гайки стоит наперекосяк, так как один провис, а другой находиться в натянутом состоянии, то рекомендую произвести замену сразу обоих тросов.

Регулировка ручника — как подтянуть трос?

После того как вы убедились в целостности тросов ручника, приступаем к его регулировке.

Удобнее всего если автомобиль будет находиться на подъемнике, если есть такая возможность, если нет, то необходимо поддомкратить одно колесо. Прежде чем устанавливать авто на домкрат, обязательно жестко зафиксируйте передние колеса.

Подтягивайте регулировочную гайку на ручнике, поочередно проверяя колесо на вращение, после того как вы почувствуете, что тормозные колодки начали прихватывать, отпустите гайку на пару витков и проверьте снова, колесо должно свободно вращаться.

Поднимите ручник на один щелчок вверх и проверьте есть ли эффект подтяжки. Принято считать правильную работу ручного тормоза, когда ручка поднимается на 3,4 щелчка.

По правилам дорожного движения автомобиль с исправной тормозной системой должна удерживаться на уклоне в 23 процента, в градусах это составляет 13°

Как узнать о необходимости подтянуть ручник?

К слову сказать, при каждом прохождении технического осмотра автомобиля которое делается не реже чем в 20000 тысяч километров, механик обязан проверить настройку ручника и при необходимости его подтянуть сам.

Если в вашем автомобиле механик и водитель вы сами, то для этого вам необходимо найти ровный уклон дороги примерно в 30 процентов, поставить автомобиль на нейтральную передачу и зажать ручной тормоз, если машина покатилась значит стояночный тормоз не работает и требуется его диагностика, и ремонт. Как правило одной регулировкой можно обойтись.

Полируем фары своими руками — обучение и рекомендации Пежо 308 — недостатки и отзывы владельцев новой модели Самодельная лебедка из авто стартера своими руками
Тюнингуем Пежо — помощь с тюнингом автомобиля
Тормозная система автомобиля — ремонт или замена
Ремонт бампера из пластика своими руками, видео

Думаю, каждому автовладельцу хоть раз приходила в голову мысль о том, зачем вообще на современные автомобили устанавливать стояночный тормоз. Ведь намного удобнее фиксировать автомобиль в недвижимом положении при помощи пониженной передачи, которую уж точно не забудешь снять при начале движения, как это часто бывает с ручником. Но на самом деле ручной тормоз выполняет очень много функций, поэтому его исправность – обязательное условие прохождения технического осмотра автомобиля. В сегодняшней статье мы как раз и поговорим о том, как подтянуть ручник в случае, если он перестал исправно работать.

1. Назначение ручника: принцип работы устройства и основные функции.

Стояночный тормоз или просто – обязательный элемент каждого автомобиля. С его помощью во время стоянки авто фиксируется в недвижимом положении. Название же «ручной» он получил из-за того, что в действие он приводится не педалью, а рычагом, который располагается в салоне с правой стороны от сиденья водителя.

Основная задача, которую призван выполнять ручник, – это удержание автомобиля на стоянке, которая находится под сильным уклоном. Но и во время движения он также используется достаточно часто, особенно когда необходимо преодолевать холмистую местность или заезжать на эстакаду. Одно из таких заданий ставится перед учениками во время сдачи экзамена на получение водительских прав.

Кроме того, благодаря ручнику является возможным осуществление очень резких поворотов на автомобиле с задним приводом. Хотя подобная тактика зачастую используется только на гоночных моделях авто, или просто любителями уличного дрифта.

Еще одна функция, которую выполняет ручник, – это запасная аварийная система. Она как нельзя кстати приходится в тех случаях, когда вам необходимо очень резко остановить автомобиль, а тормоза при этом не могут дать нужного результата. Да и не стоит забывать, что тормоза вообще могут отказать, и тогда остановить автомобиль безопасным способом без использования ручника у вас точно не получится.

О том, как устроен и работает механизм ручного тормоза

Состоит данное устройство из тормозного привода и тормозных механизмов, что и делает его конструкцию схожей с обычной тормозной системой. Но стоит отметить, что в конструкции ручника предусмотрено обязательное использование тормозных механизмов задних колес, причем независимо от того, являются они приводными или нет.

Что касается тормозного привода ручника, то его основная задача – это передача тормозной силы от водителя к основному механизму устройства. Реализуется данный процесс путем поднимания или опускания рычага, в некоторых случаях одновременно с нажатием педали тормоза. Ручной тормоз – это храповый механизм, отвечающий за то, чтобы тормоза находились в рабочем положении. Для удобства в механизм ручника также монтируется специальная лампочка включения/выключения. То есть, если включен ручник – на панели загорается световое предупреждение.

После того как водитель активировал ручник, усилие от него передается непосредственно на тормозной механизм. Возможно это благодаря наличию нескольких тросов (в разных моделях автомобилей их количество может колебаться от одного до трех). Чаще всего на современных автомобилях можно встретить с тремя тросами:

Передний или же центральный, который подсоединен к самому ручнику;

Два задних, которые подсоединены к тормозному механизму автомобиля.

Все эти тросы соединены между собой при помощи такого устройства как «уравнитель» или же «коромысло», как его нередко называют. Также, благодаря «уравнителю» обеспечивается равномерность передачи усилия от ручника на тормозную систему автомобиля.

Но кроме уже названных, в конструкцию стояночного тормоза входят еще несколько очень важных деталей. И в первую очередь это регулируемые и нерегулируемые наконечники. Благодаря им тросы ручника соединяются с тормозными элементами автомобиля. Очень важно то, что на регулируемых наконечниках имеются специальные гайки, которые позволяют регулировать длину троса. Именно благодаря им и возможна подтяжка ручника, процессу которой и будет посвящена вторая часть нашей статьи.

Также механизм обустроен возвратной пружиной, которая позволяет возвращать систему в исходное положение после опускания ручника. Однако система может быть расположена в разных местах: непосредственно на тормозном механизме, на переднем тросе или же на уравнителе.

Правда, все вышеописанное касается только ручников стояночного типа, хотя, кроме них, существуют еще и барабанные стояночные тормоза. Механизм их устроен так, что процесс торможения осуществляется посредством работы отдельного рычага, один конец которого соединяется с задним тросом, а второй непосредственно с тормозной колодкой.

Благодаря тросу рычаг имеет возможность перемещаться и, таким образом, воздействовать на ведущую тормозную колодку и ведомую колодку, которая примыкает к тормозному барабану. Все это приводит к тому, что ведущие колеса блокируются, и автомобиль замирает на месте.

Стоит отметить, что управление стояночным тормозом может осуществляться не только посредством рычага с правой стороны от водителя, но и через педаль. В частности, на автомобилях с автоматической коробкой передач обязательно имеется специальная педаль, отвечающая за ручник (находится она рядом с основной педалью тормоза). Работа педали осуществляется так же, как и работа ручника: один раз нажав на ее, вы активируете стояночный тормоз. А для того чтобы автомобиль снова мог ехать, на педаль придется нажать еще раз.

Автомобилистам с большим стажем наверняка приходилось сталкиваться с другими вариантами размещения ручника. К примеру, на достоянии СССР «Волге» его рычаг был расположен возле рулевой колонки, а не возле водительского сидения. Также, на некоторых моделях грузовых автомобилей и внедорожников рычаг ручного тормоза осуществляет воздействие не на тормозную колодку ведущих колес, а на трансмиссию.

В таком случае его правильнее будет называть «трансмиссионным» тормозом, или же «центральным». Все детали такого тормоза располагаются на раздаточной коробке автомобиля, или же коробке передач, что позволяет им свободно взаимодействовать с карданным валом автомобиля.

А вот в современных автомобилях стояночный тормоз очень часто оборудуется электронным приводом. Из-за этого его называют электромеханическим ручником, поскольку взаимодействие механизма такого устройства с дисковыми тормозами осуществляется благодаря наличию электрического моторчика.

Некоторые нюансы эксплуатации стояночного тормоза

Большим недостатком стояночного тормоза является то, что он требует постоянной эксплуатации. Если о нем забывать и не пользоваться, со временем он может просто-напросто выйти из строя. Происходит это из-за закисания тросов, которые будут мешать нормальному функционированию системы. Но это только одна сторона медали. Если автомобиль очень долго оставлять с включенным ручником, его колодки могут «приржаветь» к барабану, что нанесет еще более сильный урон состоянию автомобиля.

Благодаря возможностям автоматической коробки передач водители могут вообще не пользоваться ручником. Добиться выполнения его функций можно путем переключения коробки передач на позицию «Р», что обездвижит авто даже на сильном уклоне. Однако и в таком случае использование коробки передач и ручника лучше чередовать.

2. Что нужно для подтяжки ручника в домашних условиях?

К сожалению, регулировка ручному тормозу требуется достаточно часто. По каким причинам это происходит, вы уже знаете, но вот как это сделать – мы вам сейчас расскажем.

В целом процесс подтяжки ручника предполагает либо натяжение, либо ослабление троса. Зачастую автомобилю требуется натяжка. Связано это с тем, что во время эксплуатации изнашивается не только трос, но и задние колодки автомобиля. Как результат, количество необходимых для остановки на стояночный тормоз щелчков увеличивается. Хотя, согласно руководству по эксплуатации автомобилей, нормальный ход рычага должен колебаться от 2 до 4 щелчков, после чего должна осуществляться полная блокировка ведущих колес автомобиля.

После очень долгого пробега количество щелчков может увеличиваться до 7-ми, что уже явно свидетельствует об необходимости приступать к регулировке стояночного тормоза. Чтобы осуществить этот процесс в домашних условиях, необходимо заранее подготовить определенный перечень инструментов:

- трещотка (головка на 10);

Короткий удлинитель;

Рожковый ключ на 10 (лучше сразу подготовить два);

Смазка для механизма (лучше брать профессиональную WD-40).

3. Как подтянуть ручник правильно?

Прежде чем приступить к регулировке ручника, необходимо осуществить контрольную проверку его работоспособности. Благодаря этому можно будет определить, в каком состоянии находится трос и какое именно действие необходимо осуществлять во время регулировки – натяжку или ослабление. Однако подобное действие специалисты рекомендуют осуществлять после каждых 30 тысяч км пробега с регулярным использованием ручника.

Провести проверку очень просто. Для этого необходимо максимально затянуть ручник, после чего включить первую передачу и попробовать плавно отпустить сцепление автомобиля. Если при этом двигатель автомобиля заглохнет, значит, ваш стояночный тормоз в порядке. Ели же он начал медленное движение – трос растянут или присутствуют другие, более серьезные проблемы. В последнем случае к регулировке ручника необходимо приступать немедленно, поскольку возникновение подобной ситуации, когда после включения рычага автомобиль продолжает двигаться, может привести к очень неприятным последствиям.

Если потребуется замена троса – при установке его также необходимо будет отрегулировать, как это мы будем делать в случае износа задних колодок автомобиля. Сделать это может любой водитель, даже без опыта.

Особенности регулировки троса ручного тормоза

Для того чтобы подтянуть ручной тормоз, необходимо загнать автомобиль на смотровую яму или на эстакаду. Благодаря этому вы получите доступ ко всем деталям его механизма. Если удобные условия работы вы не можете обеспечить, автомобиль нужно поднять на домкратах и обязательно установить на козлы, чтобы он случайно не упал на вас.

Правда, на некоторых моделях авто отрегулировать трос ручного тормоза можно непосредственно из салона автомобиля. По этой причине очень важно перед началом работы внимательно изучить мануал, чтобы разобраться с типом ручника, установленным на ваше авто.

В целом же регулировка ручника будет осуществляться посредством выполнения следующего ряда действий:

1. Поднимите рычаг стояночного тормоза на один или три щелчка.

2. При помощи подходящего ключа ослабьте контргайку, при помощи которой осуществляется крепление уравнителя.

3. Заверните регулировочную гайку уравнителя до упора, благодаря чему привод ручника должен натянуться до оптимального положения (если во время осуществления этого действия натяжение троса не произошло, есть необходимость в полной замене троса ручника).

4. Обязательно осуществите проверку натяжки троса, для чего рукоятку ручника необходимо поднять на то количество щелчков, которое предусмотрено на вашем авто.

5. Контрольная проверка будет заключаться в том, чтобы попробовать руками провернуть заднее колесо автомобиля. Если трос натянут хорошо, то осуществить подобное действие будет практически невозможно. В таком случае вам лишь останется обратно затянуть контргайку уравнителя.

6. Отпустите ручник и попробуйте после этого провернуть заднее колесо. Если оно вращается равномерно и без рывков – значит, регулировка была осуществлена правильно.

7. Спустившись с эстакады или сняв автомобиль с домкратов, обязательно проверьте то, как ручник будет действовать при движении автомобиля на первой передаче.

На этом подтяжку ручника можно считать завершенной. Скорее всего, у вас еще остался вопрос касательно того, когда же может потребоваться расслабление натяжки троса стояночного тормоза? Зачастую это может возникать после его установки, поэтому если вам все же пришлось осуществлять замену привода этого устройства – будьте очень внимательны. Возможно, вам придется расслаблять натяжку троса.

Подписывайтесь на наши ленты в

Движение на автомобиле нельзя назвать безопасным, если один из его механизмов не работает или работает неправильно. В полной мере это относится к стояночному тормозу, который принято называть ручником. Если ручник не держит автомобиль на подъеме, это не только грозит водителю различными проблемами при стоянке, но и может аукнуться при аварийной ситуации на дороге, когда вовремя активированный стояночный тормоз может помочь избежать столкновения.

Если ручник не держит автомобиль (или держит автомобиль плохо), это говорит о его неисправности. При наличии подобной проблемы не обязательно обращаться в сервисный центр. Чаще всего решить проблему можно собственными силами, подтянув ручник. В рамках данной статьи рассмотрим, как это сделать.

Оглавление:

Зачем нужен ручник на автомобиле

Перед тем как переходить к рассмотрению вопроса о регулировке ручника, нужно разобраться, в чем его задача. Многие водители вовсе не используют ручник автомобиля, а в некоторых современных машинах он даже «запрятан», например, под подлокотник, который чаще всего у водителя опущен.

Главная задача ручника – воспрепятствование самопроизвольному движению автомобиля при его нахождении на горке. Например, это может быть полезно на стоянке или в пробке на подъеме. Кроме того, с ручника значительно проще трогать в горку или на спуск, особенно если автомобиль оборудован ручной коробкой передач.

Помимо этого, ручник может использоваться при отказе тормозов. Если автомобиль не реагирует на обычное торможение педалью, стояночный тормоз позволит остановить машину, но это негативно скажется на самой тормозной системе автомобиля.

Из чего состоит ручник

Задача у ручника практически идентична задачам, которые возлагаются на обычные тормоза. Отличает ручник от рабочей тормозной системы наличие у него механического привода. Если рассмотреть простейшую конструкцию стояночного тормоза, это просто трос, который одним концом цепляется к рычагу в салоне автомобиля, а другим к исполнительным тормозным механизмам. При натягивании рычага сжимаются тормозные колодки, из-за чего и возникает торможение. Соответственно, опуская ручник, водитель разжимает тормозные колодки.

Как можно понять из конструкции ручника, с ним может возникнуть две основные проблемы:

  1. Растяжение троса в процессе эксплуатации, вследствие чего ручник приходится поднимать выше, чтобы эффективность его удержания автомобиля оставалась на прежнем уровне;
  2. Реакция на перепады температуры. Из-за расширения и сжатия металла, входящего в конструкцию стояночного тормоза, также ручник может начать работать менее эффективно.

Как проверить ручник

Перед тем как приступать к достаточно трудоемким работам по подтягиванию ручника, нужно проверить, действительно ли имеется в этом необходимость. Провести диагностику стояночного тормоза можно при помощи специального стенда в сервисном центре, но есть и «народные» методы.

Самый простой способ проверить ручник – это вывесить одно из задних колес автомобиля, поставить автомобиль на ручник и попытаться вручную покрутить колесо. Если колесо прокручивается, значит, стояночный тормоз неправильно работает и требуется, скорее всего, регулировка или замена троса.

Есть еще один способ проверить ручник автомобиля, но он более «жестокий» по отношению к тормозным колодкам автомобиля и другим элементам тормозной системы. Способ заключается в том, что автомобиль ставится на ручник, после чего включается первая передача и давится педаль газа в пол. Если ручник хорошо держит машину, она слегка дернится и сразу заглохнет.

Как подтянуть ручник

Процесс регулировки ручника обычно не сильно отличается от машины к машине. Может быть одно ключевое отличие – регулировка проводится под машиной или из салона. Больше распространен первый вариант, поэтому он и будет рассмотрен более подробно.

Отсутствие правильного натяжения троса может не только стать причиной того, что ручник не держит, но и привести к перегреву и ускоренному износу фрикционных накладок, барабанов. Рассмотрим как осуществляется регулировка стояночного тормоза барабанного типа, а также как подтянуть трос ручника на автомобиле с задними дисковыми тормозными механизмами.

Ручник не держит

Статья и представленные видео посвящены регулировки ручного тормоза, но в некоторых случаях ручник не держит по причине изношенных тормозных колодок либо отсутствия троса. Если ручной тормоз не работал с момента покупки автомобиля, перед началом регулировки убедитесь, что трос не был оборван из-за естественного износа или плохого крепления.

Барабанные тормоза

Проще всего регулировка ручника осуществляется на барабанной тормозной системе. Схематическое изображение устройство ручного тормоза ВАЗ 2113-15.

Поднятие рычага ручника приводит к перемещению тяги (5), от которой к каждому из колес под днищем автомобиля идут контуры троса. Проходя через тормозной щит, тросы соединяются с рычагами ручного привода колодок. При поднятии ручника трос воздействует на рычаг (13), верхняя часть которого закреплена на оси (12). В итоге созданное рычагом усилие через разжимную планку равномерно передается на тормозные колодки, прижимая их к барабанам.

В некоторых видах конструкции вместо тросов применяется комбинация тяг, но именно описанное выше устройство можно встретить на всех современных автомобилях с задними барабанными тормозами.

Как подтянуть трос

Суть регулировки заключается в перемещении уравнителя троса по тяге в направлении передней части автомобиля. В зависимости от конструкции автомобиля, механизм для регулировки может находиться в салоне либо под днищем, как в случае с ВАЗ 2115,2114,2113,2199,2109,2108, Opel Astra F и многими другими авто.

Для доступа к регулировочному механизму, расположенному в салоне, в центральном туннеле зачастую имеется специальный лючок. В нашем случае процесс описан и показан на видео на примере авто, где регулировка осуществляется под днищем, поэтому автомобиль предварительно нужно загнать на эстакаду либо смотровую яму. Инструкция, которая позволит подтянуть трос, если не держит ручник.

  1. Металлической щеткой очистите резьбу регулировочной тяги.
  2. Ослабьте контргайку. Чтобы при откручивании и обратном закручивании после регулировки придать конструкции жесткость, потребуются 2 ключа – одним в момент откручивания нужно удерживать регулировочную гайку, а вторым откручивайте контргайку.
  3. Сместите положение регулировочной гайки, закрутив ее на необходимое количество витков.
  4. После завершения регулировки подтяните контргайку так, чтобы она плотно прижалась к регулировочной гайке.

Какая степень натяжки считается правильной

В случае техосмотра, который в РФ на гражданских транспортных средствах не проводится, эффективность ручного тормоза проверяется двумя способами:

  • автомобиль с полной снаряженной массой должен быть надежно зафиксирован ручным тормозом на уклоне 16º или 25º, в зависимости от актуальных требований;
  • действие ручного тормоза проверяется на специальных барабанах. При этом измеряется не только тормозное усилие, но и равномерность ее распределения между задними колесами.

Народные методы

При самостоятельной регулировке стояночного тормоза оценить натяжение троса ручника можно двумя способами:

  • по количеству щелчков. При этом информацию стоит искать по конкретной модели автомобиля, так как, к примеру, для Daewoo Matiz нормой будет 7 щелчков, а для ВАЗ 2106 – 2-4 щелчка. Недостаток регулировки лишь в том, что иногда после замены тормозных барабанов, колодок, и соблюдении усредненного значения по количеству щелчков даже при опущенном ручнике тормозные колодки могут быть излишне сильно прижаты к барабанам. Поэтому после обслуживания задних барабанных тормозов степень натяжки должна отличаться от усредненных требований, но после притирки ручник нужно будет обязательно подтянуть;
  • по степени прижатия фрикционных накладок. Для регулировки ручника задние колеса необходимо будет вывесить. Подтягивать трос нужно до такого состояния, чтобы при опущенном рычаге стояночного тормоза колодки едва касались тормозных барабанов. При вращении от руки колесо должно довольно свободно вращаться, но при этом будет ощущаться едва заметный звук от прижатых к барабанам фрикционных накладок (если колодки изношенны неравномерно, то характерный звук при вращении будет в определенном положении колеса). При такой регулировке после преодоления 100-200 км фрикционные накладки немного сотрутся, и зазор станет близким к идеальному.

Владельцам ВАЗ

На автомобилях ВАЗ переднеприводной компоновки ручник может плохо держать, даже если вовремя подтягивать трос. Случается это из-за конструкции наконечника троса, ограничивающего амплитуду движения рычага ручного привода колодок. При затягивании ручника возвратная пружинка слишком рано упирается в ограничитель. Чтобы решить эту проблему, владельцы спиливают несколько витков возвратной пружины. При этом следует быть очень аккуратным, чтобы не повредить сам трос ручника, а также следить за тем, чтобы убранные отрезки были с обеих сторон равной длины.

Ручник на задних дисковых тормозах

Чтобы уделить больше внимания процессу регулировки и не вдаваться в тонкости принципа работы стояночного тормоза с механическим приводом на дисковых тормозах, перечислим лишь основные виды устройства.


Регулировка

В случае с наиболее распространенным барабанным типом конструкции отрегулировать ручник можно вращением регулировочной «собачки». Сам регулятор может находиться в боковой либо нижней части тормозного механизма. Доступ к нему осуществляется через технологическое отверстие в щите, которое должно быть прикрыто заглушкой.

В некоторых видах конструкции регулятор может стопориться пружинящим элементом, поэтому для освобождения и вращения «собачки» его придется отгибать. Устройство ручника на задних дисковых тормозах и регулировочный механизм отлично показаны на видео.