ГАЗ-М21: технические характеристики, фото. Советский автомобиль ГАЗ-М21 "Волга": описание, технические характеристики Модификации ГАЗ-М21 в рамках «выпусков»

ГАЗ-21 «Волга» - советский автомобиль среднего класса, серийно производившийся на Горьковском автомобильном заводе с 1956 (1957) по 1970 год. Заводской индекс модели - изначально ГАЗ-М-21 , позднее (с 1965 года) - ГАЗ-21 . Всего было выпущено 639 478 экземпляров всех модификаций.

ПРЕДЫСТОРИЯ

С 1946 года ГАЗ выпускал легковой автомобиль ГАЗ-М-20 «Победа». На момент начала производства «Победа» отличалась достаточно современной конструкцией и передовым дизайном.

Однако к началу следующего десятилетия внешний вид её постепенно стал устаревать, агрегатная часть также отстала от уровня мировых лидеров. Назревала необходимость заменить её более современной технически и совершенной визуально моделью.

«ПОБЕДА-НАМИ»

Первая попытка разработки перспективной модели на смену существующему ГАЗ-М-20 относится ещё к 1948 году, когда специалисты НАМИ по заказу Министерства автомобильной промышленности разработали свой вариант рестайлинга серийной «Победы», в истории оставшийся под обозначением «Победа-НАМИ». Существовало два варианта - авторы первого Ю. Долматовский и Л. Терентьев, а второго - Ю. Долматовский и В. Арямов.

ПРОЕКТ «ПОБЕДЫ» ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

С 1951 года непосредственно на ГАЗ-е началась разработка автомобиля среднего класса нового поколения под обозначением ГАЗ-М-21 «Победа-II» (генеральный конструктор - А. А. Липгарт, позднее - В. Соловьёв; дизайнер - Л. Еремеев). Образец был доведён до гипсового макета, который внешне в немалой степени напоминал серийный ГАЗ-М-12 «ЗИМ», дизайнером которого был тот же Лев Еремеев.

Однако, сам «ЗИМ» к этому времени уже стал устаревать, поэтому проект «Победы» второго поколения принят к производству не был. А вскоре на заводе приступили к работе над иными, намного более перспективными моделями, одна из которых и была выбрана впоследствии для массового производства в качестве преемника «Победы».

ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ БАЗОВОГО СЕДАНА

  • ГАЗ-М-21 - седан модели 1957 года с АКПП;
  • ГАЗ-М-21А - 1957-1958, такси модели 1957;
  • ГАЗ-М-21АЮ - 1959-1958, тропический вариант такси модели 1957 года;
  • ГАЗ-М-21А - 1959-1962, такси модели 1959 года;
  • ГАЗ-М-21АЮ - 1959-1962, тропический вариант такси модели 1959 года;
  • ГАЗ-М-21Б - 1957, такси модели 1957 года нижнеклапанным двигателем;
  • ГАЗ-М-21В - 1957-1958, базовый седан модели 1957 года;
  • ГАЗ-М-21ВЮ - 1957-1958, тропический вариант модели 1957 года;
  • ГАЗ-М-21Г - 1956-1957, базовый седан модели 1957 года с нижнеклапанным двигателем;
  • ГАЗ-М-21ГЮ - 1956-1957, тропический вариант модели 1957 года с нижнеклапанным двигателем;
  • ГАЗ-М-21Д - 1957-1958, экспортный вариант модели 1957 года;
  • ГАЗ-М-21ДЮ - 1957-1958, тропический экспортный вариант модели 1957 года;
  • ГАЗ-М-21Е - экспортный вариант модели 1957 года с АКПП;
  • ГАЗ-М-21ЕЮ - тропический экспортный вариант модели 1957 года с АКПП;
  • ГАЗ-М-21И - 1958-1962, базовый седан модели 1958 года;
  • ГАЗ-М-21К - 1959-1962, экспортный вариант модели 1958 года;
  • ГАЗ-М-21КБ - 1960-1962, машинокомплект для Бельгии модели 1958 года;
  • ГАЗ-М-21КЮ - 1959-1962, тропический экспортный вариант модели 1958 года;
  • ГАЗ-М-21Л - 1962-1964, базовые седан модели 1962 года;
  • ГАЗ-М-21М - 1962-1964, экспортный вариант модели 1962 года;
  • ГАЗ-М-21МЮ - 1962-1964, тропический экспортный вариант модели 1962 года;
  • ГАЗ-21Н - 1964 - экспортный вариант модели 1962 года с правым рулём;
  • ГАЗ-21НЮ - 1964 - тропический экспортный вариант модели 1962 года с правым рулём;
  • ГАЗ-21П - экспортный вариант модели 1965 года с правым рулём;
  • ГАЗ-21ПЕ - экспортный вариант модели 1965 года с правым рулём и АКПП;
  • ГАЗ-21Р - 1965-1970, базовый седан модели 1965 года;
  • ГАЗ-21С - 1965-1970, экспортный вариант модели 1965 года;
  • ГАЗ-21Т - 1962-1964, такси модели 1962 года;
  • ГАЗ-21ТС - 1965-1970, такси модели 1965 года;
  • ГАЗ-21У - 1959 (ориентировочно)-1964, модификация с улучшенным оформлением моделей 1959 и 1962 годов;
  • ГАЗ-21УС - 1965-1970, модификация с улучшенным оформлением модели 1965 года;
  • ГАЗ-21Ф - опытная с форкамерным двигателем;
  • ГАЗ-21Э - 1965-1970, седан модели 1965 года с экранированным электрооборудованием;

«Волга» выпускалась на протяжении длительного времени - целой эпохи в истории страны и мира, благодаря чему стала неотъемлемой составной частью городского пейзажа соцстран шестидесятых - семидесятых годов.


01.01.1967 Летчик-космонавт СССР Владимир Комаров с дочерью Ириной моет машину.

«Волгу» можно увидеть практически во всех советских кинофильмах с самого 1956 года. Наиболее известный фильм, в котором ГАЗ-21 выступает практически в роли героя - «Берегись автомобиля». А в фантастическом фильме «Чёрная Молния» режиссёра Александра Войтинского этот автомобиль способен летать.

Волга ГАЗ-21 снималась в клипах к песням «Kill The King» группы Megadeth, «Du Hast» группы Rammstein и «Moonlight Shadow» группы Groove Coverage .

Также, благодаря сочетанию внешнего вида, во многом аналогичного классическим американским автомобилям, и широкого распространения, ГАЗ-21 стал основой для творчества любителей хотроддинга и кастомайзинга.

ГАЗ-21 считается классическим автомобилем-олдтаймером, а ранние и редкие модификации ценятся как коллекционные автомобили. Вместе с тем, относительно большое число машин до сих пор находится в повседневной эксплуатации, а немалое общее количество выпущенных автомобилей этой марки делает коллекционную ценность большинства версий «Волги» достаточно сомнительной.

В России и во многих зарубежных странах существуют клубы любителей ГАЗ-21. За границей этот автомобиль воспринимается как один из символов российского (советского) автопрома.

АВТОМОБИЛЬ ВЛАДИМИРА ПУТИНА

По имеющейся информации, президенту России В. В. Путину принадлежит ГАЗ-21 (М-21) «второй серии» (по внешним признакам) цвета «слоновой кости», заново построенная на современных агрегатах. В качестве донора агрегатов называется, в частности, марка Bentley. Несмотря на многократно повторённую информацию о том, что она была выпущена в 1956 году, этот факт не может соответствовать действительности - по сути опытные, машины этого года до нашего времени не дошли. По данным базы ГИБДД по Москве и области (на 2007 г.), на Путина Владимира Владимировича зарегистрированы две «Волги» - М-21 1960 и ГАЗ-21Р 1965 года. Демонстрировавшаяся прессе машина очень похожа на модель 1959-1962 годов. На ней же Путин катал президента США Джорджа Буша. По имеющимся источникам, в настоящее время автомобиль передан на экспозицию в музей «АвтоВилль» в Москве.

1958 ГАЗ 21 «Волга» – 1 серии “Жуковка”
ДВС, КПП (подрулевой переключатель) – родные, комплектные.
Шины – 6, 70-15
Приборная панель – родная для 1 серии
Хром, бампера – родные, в комплекте.
Олень и родное боковое зеркало – тоже есть

По кузову -краска шелушится, но вмятин нет (видна заводская “костяная” шпатлевка), в целом геометрия кузова очень хорошая.

В одних руках с момента приобретения (1958г.) и по 2006 до самой кончины ее владельца, ветерана ВОВ.
После этого была переоформлена на новый пластиковый техпаспорт (до этого времени оставался прежний, – книжечкой с отметками о прохождении ежегодного ТО).

Машина – настоящий ОЛДАЙМЕР и редкий эксземпляр (1 серия – самая ранняя и самая малочисленная по выпуску модель) .

Машина в Костанайской области. Возможна доставка в ваш регион (Челябинская область).

Вконтакте

Вскоре после окончания Великой Отечественной войны завод ГАЗ начал производство самого известного автомобиля эпохи СССР - ГАЗ-М20 («Победа»). Машина имела на тот момент современный внешний вид и передовую конструкцию кузова. Но уже к началу 50-х годов дизайн стал несовременным, увеличилось отставание по узлам и агрегатам трансмиссии. Осознавая эту проблему, конструкторы ГАЗ начали разработку новой модели, опираясь на наработки НАМИ.

Первые шаги ГАЗ-21 «Волга»

Первые работы по ГАЗ-21 относятся к 1951-1952 годам, а уже в 1953 году были созданы макетные образцы. Первоначально существовало два проекта модели под обозначениями «Звезда» и «Волга». За внешний вид первого проекта отвечал Дж. Вильямс, второго - Л. Еремеев. Проект «Звезда» имел аналогичную М20 концепцию кузова (фастбэк) и в конечном счете не получил развития далее макетных образцов.

Работы над проектом «Волга» продолжились под руководством ведущего конструктора А. Невзорова. И в 1954 году на свет появился первый ходовой прототип, за которым последовало еще несколько. Прототипы прошли большой цикл испытательных пробегов, в том числе и сравнительные испытания с образцами иностранной техники.

Первая серия - «Звезда»

Производство автомобиля под обозначением М21 началось в октябре 1956-го со сборки всего трех серийных образцов. Всего же за 1956 год их собрали пять. Эти автомобили, а также партия машин 1957 года были направлены на проведение испытаний в условиях реальной эксплуатации (например, в качестве такси). Возникавшие нарекания были устранены или сразу, или в ходе плановых модернизаций.

Машины выпуска с 1956 по ноябрь 1958 года относятся к так называемой первой серии. Суммарный выпуск их составил немногим более 30 000 экземпляров.

Отличительной внешней чертой таких машин является облицовка радиатора, в которой присутствовала крупная звезда. Отличием внутри салона является панель приборов, верхняя часть которой окрашена в цвет кузова. Сверху панели по центру расположено место для динамика, однако такое решение было и на первых партиях машин второй серии. Комбинация приборов на самых первых выпусках имела по центру надпись ГАЗ, потом ее сменил олень. Такие варианты оформления были до начала 1957 года, основная часть машин имела комбинацию без надписей и рисунков.

Первая серия комплектовалась двумя типами двигателей. Первые партии машин имели двигатель М21Б. Мотор базировался на «победовском» блоке, с расточенными до 88 мм цилиндрами, что увеличило литраж до 2,42 л. Имея степень сжатия около 7 единиц, двигатель развивал около 65 сил.

Ранние выпуски первой серии имели массу отличий (часто очень мелких, но они были) от остальных машин ГАЗ М21. Описание отличий сводится к следующему: капот имел петли с вертикальными пружинами, на машинах стояла своя передняя балка под точки крепления мотора М21Б и задний мост с неразрезным литым картером, подобный мосту ГАЗ 12. Имелись отличия в рессорах и их креплениях, усилителях на кузове.

Базовая версия машины обозначалась М21Г (тропический вариант М21ГЮ), затем, с лета 1957 года, измененное на М21В. Все машины с нижнеклапанным мотором оснащались исключительно механической коробкой.

Машины первой серии комплектовались системой центральной смазки шасси. К 21 точке на шкворневой подвеске и на рулевых тягах шли тонкие медные трубки и резиновые шланги. По ним при помощи ножного насоса подавалась жидкая смазка. По инструкции после стоянки или через 200 км пробега полагалось обновить смазку в узлах двумя нажатиями на педаль системы. На практике система оказалась ненадежной из-за обрывов трубок, отверстия под подачу смазки ослабляли элементы подвески (в особенности - рулевого управления), лишняя смазка текла на дорогу. Поэтому уже в ходе выпуска машин второй серии от нее отказались в пользу обычных пресс-масленок. Стоит заметить, что такая схема подвески дожила на легковых автомобилях ГАЗ до 2000-х.

Салон ГАЗ-М21

Кузов в базовом исполнении имел неплохое оснащение. В него входил отопитель салона с возможностью направления потока воздуха на лобовое стекло, радиоприёмником, стеклоочистителем и стеклоомывателем с электроприводом. Передний диван регулировался по двум направлениям. Кроме того, для получения спальных мест спинка дивана могла складываться.

Дверные карты ГАЗ М21 ранних выпусков имели комбинированную отделку (тканью и кожзаменителем), на поздних отделку упростили, оставив только кожзаменитель. Цвета обивки салона подбирались в соответствии с окраской кузова.

В отделке салона использовались детали из ацетилцеллюлозного пластика (руль, рукоятки узлов управления и другие детали). Такой пластик недолговечен из-за своего химического состава и со временем рассыхается и начинает крошиться.

Новый мотор

Примерно с лета 1957 года началось производство нового 70-сильного двигателя М21А с верхним расположением клапанов. Новый двигатель ГАЗ М21 получил увеличенный до 2,445 л объём цилиндров. Алюминиевый блок оснащался чугунными легкосъёмными гильзами «мокрого» типа. На ранних версиях мотора стоял однокамерный вертикальный карбюратор К 22И. Подача топлива осуществлялась механическим насосом. Изначально мотор работал на бензине А-70 (допускалось использование А-66 при корректировке угла зажигания). Новый мотор улучшил конкурентоспособность и характеристики ГАЗ М21, однако какое-то время оба типа мотора поставлялись на конвейер параллельно.

Базовая версия с механической коробкой передач получила обозначение М 21В, вариант для такси - М 21А. Впервые для автомобилей СССР первая серия «Волги» могла оснащаться гидроавтоматом - версия М 21. Для поставок на экспорт существовало несколько моделей с разными вариантами коробок передач, отделок и климатических зон (все с двигателем в 80 л. с.).

Коробка передач и задний мост

Сцепление М21 получило гидравлический привод с подвесной педалью. Сама трехскоростная коробка передач по конструкции мало отличалась от «победовской». Вторая и третья передачи имели синхронизаторы. Переключение скоростей осуществлялось рычагом на рулевой колонке. Отдельные партии машин первой и второй серии оснащались автоматической коробкой. По разным данным, число таких машин варьируется от 700 до почти 2000.

Карданная передача имела промежуточную опору. Задний мост с разрезным картером и гипоидным редуктором.

Вторая серия - «Акулья пасть»

Осенью 1958 года автомобиль ГАЗ М21 претерпел первый рестайлинг - в серию пошли машины второй серии. Изменения в основном коснулись экстерьера машины - передние крылья получили увеличенные арки, облицовка радиатора стала плоской с 16 вертикальными прорезями («акулья пасть»). В зависимости от комплектации решетка могла быть крашеной в цвет кузова или хромированной.

Затем поменяли конструкцию задних фонарей (добавились светоотражательные элементы), панель приборов сверху стали покрывать матовым слоем (для исключения бликов на лобовом стекле). Позднее панель стали покрывать кожзаменителем, а динамик перенесли на её лицевую часть. В 1960 году убрали систему смазки узлов шасси с приводом от отдельной педали, а также изменили полярность при подключении аккумуляторной батареи (отрицательный вывод на кузов). Тогда же с капота исчез и олень, признанный травмоопасным элементом. Вместо него появился небольшой хромированный молдинг («капля»). До 1962 года вторая серия разошлась тиражом около 140 тысяч экземпляров.

Третья серия - «Китовый ус»

Несмотря на проведенный рестайлинг, внешность автомобиля стремительно устаревала. Прорабатывавшиеся проекты более глубокой модернизации требовали значительных инвестиций, изыскать денежные средства на которые не удалось. Поэтому уже во второй половине 1962 года машину подвергли очередному рестайлингу - так на свет появились самые массовые машины третьей серии - всего выпустили около 470 тысяч.

Машина получила новую решетку радиатора из 37 вертикальных элементов («китовый ус»). Бамперы лишились клыков и стали состоять из двух частей - верхней хромированной и нижней в цвет кузова. С капота исчез молдинг. Изменились материалы оформления салона автомобиля, которые стали более износостойкими.

Родные двигатель и КПП ГАЗ М21 заменялись агрегатами от ГАЗ 13 «Чайка». 195-сильная «восьмёрка» и автоматическая КПП позволили кардинально изменить динамику автомобиля. Из-за более тяжелого и мощного силового агрегата подверглись доработкам кузов, тормозная система (усилитель тормозов не применялся) и подвеска с усиленными элементами (более толстый пруток пружины, листы рессор с увеличенной толщиной, иные по параметрам амортизаторы).

Внешне ГАЗ 23 практически не отличался от обычных гражданских машин.

История выпуска
Автомобили М-21 "Волга" (с 1964 - ГАЗ-21) различных модификаций выпускались Горьковским Автомобильным Заводом с декабря 1956 года по июль 1970-го. За этот период автомобиль многократно модернизировался, в том числе менялись и элементы внешнего оформления.

Модификации делятся на три основных модельных ряда. В просторечии: "со звездой", "акулья пасть" и "китовый ус". На самом деле завод четыре раза изменял индекс базовой модели. Причем при начале производства новой модификации каждый раз выпускалось значительное количество так называемых "переходных" моделей. Например: в конце 1958-го выпускались "Волги" с индексом 21В, но с новым передним бампером, решеткой радиатора с вертикальными отверстиями и т.п.
Итак, начало серийного производства "Волги" датируется декабрем 1956-го года. Выпускались две модификации автомобиля: базовая модель общего назначения - М-21Б, и модификация для такси - М-21Г. Такси отличалась от базовой модели установленным вместо радиоприемника счетчиком, опознавательным зеленым фонарем и сиденьями, обитыми кожзаменителем типа текстовинит (базовая модель имела тканевую обивку с элементами автобима (тоже кожзаменитель), гамма обивки зависела от цвета кузова) .
На автомобили устанавливался модернизированный нижнеклапанный "победовский" двигатель, расточенный до 2432 куб. см. мощностью 65л.с. Главная передача была спирально-конической.
Еще одним характерным отличительным элементом автомобилей именно этих, первых выпусков была отделочная рамка заднего окна. Этот элемент устанавливался на все модификации до 3-го квартала 1958-го года.
Первые серийные "Волги" окрашивались нитроэмалью и производились из бельгийской стали.
В мае 1957 года на "Волгу" начали устанавливать новый верхнеклапанный двигатель, созданный специально для нее. Одновременно начали установку задних мостов с гипоидной главной передачей. С введением этих новшеств завод изменил индекс базовой модификации на М-21В. Такси получили индекс М-21А.
Тогда же начали производство модификации для экспорта с форсированным путем увеличения степени сжатия мотором. Ее индекс - М-21Д.
В 1958 году начато производство модификаций с автоматической трансмиссией. Базовая модель общего назначения имела индекс М-21. На модификацию для экспорта устанавливали форсированный двигатель, такая машина получила индекс М-21Е. К сожалению, производство "Волг" с АКПП было прекращено в этом же году по причине отсутствия в стране условий обеспечения должного ухода за "автоматом". Таких машин было выпущено около 700 штук.
С началом 1959 года автомобиль претерпел значительные внешние изменения. Была установлена новая облицовка радиатора с 16-ю вертикальными отверстиями, передний бампер и подфарники. На автомобили устанавливали панель приборов новой формы (динамик приемника выведен вперед) и радиоприемник уменьшенных габаритов. На задних крыльях установили резиновые фартуки - брызговики. На спинке переднего сиденья разместили мягкие поручни и пепельницу для задних пассажиров, а в задние фонари ввели светоотражающий элемент? катафот. Появился омыватель ветрового стекла, позже модернизированный.
Кроме внешних изменений на заводе применили грунтовку кузова методом погружения, что значительно повысило антикоррозийную стойкость машины.
Новые модели получили следующие индексы: базовая модификация - М-21И, модификация для экспорта - М-21К - отличалась от базовой форсированным мотором и хромированным поясным молдингом, проходящим по нижнему краю остекления кузова. Индекс такси не изменился - М-21А.
В 1960 году изменили полярность бортовой сети автомобиля: на кузов подается "минус" (вместо "плюса" на первых моделях). Начали установку телескопических амортизаторов вместо рычажных и фильтра тонкой очистки топлива. Устранили централизованную систему смазки шасси. На часть автомобилей вместо фильтров грубой и тонкой очистки стали устанавливать центробежный масляный фильтр. Впрочем, ввиду его ненадежности, вскоре вернулись к первоначальной схеме очистки масла.
В 1961 году на заводе стали устанавливать обшивку крыши с безгвоздевым креплением. Модернизировали переднее сиденье (со спинки убраны раскладные ножки).
При сборке кузовов начали применять цельноштампованные боковины. С их введением появилась возможность регулировки положения дверей в проемах.
В 1962 году проведено последнее внешнее обновление "Волги". Автомобили "третьей серии" отличались облицовкой радиатора с 36 узкими прорезями, бамперами, нижними декоративными накладками, заводским знаком, подфарниками, задними фонарями и фонарем освещения номерного знака. С капота убран накапотный орнамент - "олень" или "капля". В салоне применены новые обивочные материалы. Вместе с установкой новых бамперов спереди появились буксировочные крюки. Серьезной модернизации был подвергнут двигатель? его мощность выросла до 75 л.с. Усовершенствована передняя подвеска.
Базовая модификация получила индекс М-21Л. Также производились: М-21У с улучшенной отделкой; М-21Т - для такси (с 1963 года на нее устанавливают раздельные передние сиденья); экспортная модификация - М-21М. Последняя отличалась от базовой установленными хромированными окантовками лобового и заднего стекол, поясными накладками, накладками передних и задних крыльев и стилизованными надписями "Волга" на передних крыльях. На экспортные машины также устанавливались форсированные до 80-ти или 85-ти л.с. двигатели.
Начат выпуск модификации для экспорта в страны с левосторонним движением. Модель получила индекс М-21П. Отличия ее от 21М состояли в правом расположении органов управления.
Одновременно с началом выпуска "третьей серии" начато серийное производство легкового автомобиля на базе М-21 с кузовом типа "универсал". Базовая модель получила индекс М-22. Модификация "универсала" для экспорта имела индекс М-22М и отличалась от базовой набором декоративных хромированных элементов аналогично модели М-21М. Также на нее возможна была установка двигателей мощность 80 или 85 л.с.
Производилась модификация 22-й для использования в качестве санитарной машины - М-22Б. Салон разделили перегородкой на водительский и санитарный отсеки. В последнем устанавливались носилки, и располагалось два сидячих места. В водительском отсеке устанавливались раздельные сиденья; приемником модель не комплектовалась. Санитарная модификация, предназначенная для экспорта, получила обозначение М-22БМ.
В 1964 году завод произвел последнюю модернизацию "Волги". Внешне она при этом не изменилась. Автомобиль получил усиленные передние лонжероны, роликовые подшипники в ступицах передних колес. Было модернизировано переднее сиденье: понижена высота подушки и введена возможность регулировки наклона спинки. Установлен отопитель большей производительности, модернизированы стеклоочистители. Для улучшения температурного режима двигателя изменена конструкция помпы. На модификации с кузовом "универсал" усилены рессоры для увеличения грузоподъемности.
В обозначении модификаций "Волг" букву "М" заменили на "ГАЗ" - базовая модель обозначалась ГАЗ-21Р. Такси - ГАЗ-21Т.
На экспорт выпускались три модификации. ГАЗ-21УС отличалась от базовой комплектом хромированных элементов отделки, двигатель? стандартный, мощностью 75 л.с. На модификацию ГАЗ-21С устанавливался 80-сильный мотор, также она отличалась от 21УС наружным зеркалом заднего вида и хромированным козырьком на конце выхлопной трубы. Для стран с левосторонним движением выпускалась модификация ГАЗ-21Н, которая укомплектовывалась аналогично 21С, но имела установленный на полу рычаг КПП.
Базовая модификация с кузовом "универсал" получила индекс ГАЗ-22В. Экспортная - ГАЗ-22Г. Санитарная модель имела индекс ГАЗ-22Д, на нее усиленные рессоры не устанавливали.
15 июля 1970 года с заводского конвейера сошла последняя 21-я "Волга". Это была модификация ГАЗ-21УС цвета "антрацит". Всего за 13 с половиной лет было выпущено 638 875 автомобилей М (ГАЗ) - 21 и его модификаций.
Модификации
21Б Волга (1956-1957) такси
21Г Волга (1956-1957) базовая модель
21ГЮ Волга (1956-1957) базовая, для тропического климата
21 (1957-1958) модификация с акпп
21А Волга (1957-1958) такси
21АЮ Волга (1957-1958) такси, для тропического климата
21В Волга (1957-1958) базовая модель
21Д Волга (1957-1958) экспортная модификация
21ДЮ Волга (1957-1958) экспортная, для тропического климата
21Е Волга (1957-1958) экспортная модификация с акпп
21ЕЮ Волга (1957-1958) экспортная с акпп, для тропического климата
21А Волга (1959-1962) такси
21И Волга (1959-1962) базовая модель
21К Волга (1959-1962) экспортная модификация
21КЮ Волга (1959-1962) экспортная, для тропического климата
21КБ Волга (1960-1962) экспортная, с дизелем Perkins
21Л Волга (1962-1965) базовая модель
21М Волга (1962-1965) экспортная модификация
21МЮ Волга (1962-1965) экспортная, для тропического климата
21Н Волга (1962-1965) экспортная с правым рулем
21НЮ Волга (1962-1965) экспортная с правым рулем, для тропического климата
21Т Волга (1962-1965) такси
22 Волга (1962-1965) универсал, базовая модификация
22Б Волга (1962-1965) санитарная
22БК Волга (1962-1965) санитарная
22БКЮ Волга (1962-1965) санитарная, экспортная, для тропического климата
22БМ Волга (1962-1965) санитарная, экспортная
22БМЮ Волга (1962-1965) санитарная, экспортная, для тропического климата
22К Волга (1962-1965) экспортная модификация
22М Волга (1962-1965) экспортная модификация
22МЮ Волга (1962-1965) экспортная, для тропического климата
21П Волга (1965-1969) экспортная с правым рулем
21ПЕ Волга (1965-1969) экспортная с правым рулем и акпп
21Р Волга (1965-1970) базовая модель
21С Волга (1965-1970) экспортная модификация
21СЮ Волга (1965-1970) экспортная, для тропического климата
21Т Волга (1965-1970) такси
21ТС Волга (1965-1970) такси, экспортная модификация
21УС Волга (1965-1970) экспортная модификация
21Ф Волга (?) экспериментальная модификация
22В Волга (1965-1970) универсал, базовая модификация
22Г Волга (1965-1970) экспортная модификация
22ГЮ Волга (1965-1970) экспортная, для тропического климата
22Д Волга (1965-1970) санитарная
22Е Волга (1965-1970) экспортная модификация
22ЕЮ Волга (1965-1970) экспортная, для тропического климата
22Н Волга (1965-1970) экспортная, с правым рулем
22НЮ Волга (1965-1970) экспортная, с правым рулем, для тропического климата

С чего бы начать? Наверное, с начала... В общем, захотелось мне (тогда 19 летнему оболтусу) иметь собственные колеса за недорого:) Совсем за недорого, я бы сказал. Потихоньку начал смотреть возможные варианты и в итоге нашел это чудо техники: ГАЗ-21л 1963 года выпуска. Автомобиль внешне и внутренне пребывал в плачевном состоянии. Снаружи облупленный кузов покрывало множество вмятин, изнутри салон скорее напоминал разлагающийся труп. Однако двигатель работал и автомобиль ездил. Да и внешне мне всегда нравились монументальные автомобили, а никак не модные в то время обмылки биодизайна. В общем, ударили по рукам и в обмен на 5000 рублей я стал владельцем этой русской версии американского дорожного дредноута...

Первая поездка домой оставила массу впечатлений. Во-первых, ни до того момента, ни после я нигде не видел настолько просторных салонов. Сидишь на огромном мягком диване (ну ладно, ладно, в моем случае ещё и продавленном), сжимаешь в руках громадный по нынешним меркам узкий и твердый руль и смотришь в лобовое стекло, где треть обзора занимает панорама хитрых изгибов крыльев и огромного капота между ними... И когда с двойным выжимом и перегазовкой втыкаешь следующую передачу непривычным для нынешних автомобилистов рычагом на рулевой колонке... единственное, чего не хватает, это булькающего звука работы большого карбюраторного V8... вместо него, увы, противное хрюканье чахлой 2.5 литровой четверки... Отвратительный звук, так присущий всем Волгам... хоть 21, хоть 24... да любой Волге с этим двигателем.

В общем, до дома с грехом пополам добрался и стало ясно, что с этим надо что-то делать... Люфты в рулевом управлении удалось довести до разумных пределов путем замены рулевых наконечников (некоторые целиком подходят от УАЗа, некоторые перебрал путем установки УАЗовских рулевых пальцев) и регулировки рулевого редуктора. Заменил втулки кулисы КПП (подошли от буханки) и отрегулировал эту машинерию. Заменил все тормозные цилиндры колес, тормозные колодки и барабаны (всё УАЗ). Рабочий цилиндр сцепления (тоже УАЗ)... Снял, промыл и с помощью соседа по гаражу отрегулировал карбюратор. Линейкой и такой-то мамой загнал параметры схода-развала колес в более-менее удобоваримые пределы.

После этих операций последовал второй выезд... Всё прошло гораздо лучше. Автомобиль более-менее слушался руля, тормоза стали гораздо лучше, а синхронизаторы в КПП наконец-то стали оправдывать свое название. Приноровился где-то за полчаса и потом весь день не вылезал из-за руля. Настолько мне понравилась езда на этом автомобиле...

После этого стал пользоваться машиной регулярно и без каких-то крупных проблем проездил до осени. За лето нашел оригинальные выкройки, купил материал и сделал чехлы на диваны. Вместе с другом удалили остатки гнилой обшивки дверей и пола. Вместо неё неспешно соорудили свою, благо плоские дверные карты совершенно не сложно изготовить, а нарезать ковролин по имеющимся остаткам родного покрытия пола вообще задачка для тупых. Пол, кстати, как и весь кузов, порадовал отсутствием дыр. Конечно ржавчины было много, ни ни одной дырки я так и не нашел... изнутри пол был зачищен и на три слоя покрыт корабельным суриком.

Осенью открыв гараж я почувствовал характерный запах бензина. Как оказалось, у машины прогнил насквозь бензобак. Другой у меня, к счастью, был, но борьба со ставшим за столько лет монолитным крепежом заняла очень много времени.

Той же осенью я попал на Волге в аварию. Из двора передо мной выскочил чудак на ИЖ-Орбита... На тормоз-то я нажал, но дорога была скользкой, а родные шины Волги особым сцеплением и летом не отличались. В общем, всё, что мне оставалось сделать, это упереться руками в руль, встать на тормоза и думать: убъю я этого дурака или нет. Скорость была около 40 км/ч и маловероятно, что сильно снизилась за эти 2-3 секунды... удар был своеобразный. Как будто по листу жести ударили кувалдой. Орбиту развернуло, Волга мягко покачнулась и остановилась... У Орбиты весь борт засунут в салон, у Волги помят бампер, облицовка радиатора и разбита фара... Танк...

В общем, логически подумав решил-таки отдать машину на покраску. Напомню, что она и так была мятая и ободранная... Мат слесарей был слышен очень далеко.... Кузовное железо приходилось выстукивать чуть ли не кувалдой, да ещё и формы у кузовных панелей очень сложные.... Но в итоге я получил назад ровный автомобиль цвета небесной синевы (он же адриатика)... После этого поставил литые диски и резину BF Goodrich 235\70. Понятно, что это скорее всесезонка, но лучше чем родная что зимой, что летом... В таком виде пользовался этим автомобилем до 2003 года. В 2003 пошел на постоянную работу и понял, что с Волгой придется расстаться. Она требует регулярного и частого техобслуживания, что в новый мой ритм жизни никак не вписывалось. В общем, машину я продал, о чем до сих пор иногда жалею.

Что можно ещё сказать о ГАЗ-21? Этот автомобиль безумно красив и очень крепко построен. В исправном состоянии эта Волга доставляет неизменное удовольствие от езды по свободной дороге. Её проходимость выше, чем у многих нынешних паркетников, она не боится перегруза и достаточно надежна. Её подвеска на родной дубовой резине способна проглотить такие препятствия, как дорожный бордюр, или открытый канализационный люк, например... У неё очень просторный салон и удобная посадка. Обзорность (не считая маленьких боковых зеркал) почти 360 градусов. Никаких мертвых зон. Горизонтальные крылья и капот спереди и выступающие вверх плавниками крылья сзади дают недоступное современным жестянкам чувство габарита и делают не нужным парктроник. Впрочем, мощные железные бампера позволяют парковаться по звуку:)

Двигатель отлично тянет и после 30 км/ч воткнув третью и последнюю в этой коробке передачу про рычаг можно забыть. На трассе машина идет достаточно уверенно, хотя в поворотах кузов ощутимо валится, но шустрить на таком автомобиле не комильфо. При поездках на дальние расстояния за рулем практически не устаешь. Багажник огромный... в него очень удобно что-либо запихивать и очень неудобно что-то доставать из дальнего угла. Для этого надо залезть внутрь чуть ли не целиком. Передний диван раскладывается и получается огромная кровать, которая не у всякого даже дома есть:) Объективных недостатков у этой машины только два. Слабые барабанные тормоза без усилителя, требующие значительных усилий для торможения, и необходимость частого обслуживания (раз в 1500км извольте шприцевать подвеску)... Всё остальное (кондиционеры, подушки, ремни, айподы и прочее) в 50-х - 60-х годах (откуда родом этот автомобиль роли не играло).

Берет свое начало в далеком 1952 году. Работы над дизайном автомобиля, в которых немаловажную роль сыграли разработки концерна «Форд», производили художники в двух независимых проектах параллельно:

  • ГАЗ-21М - Волга , художник Лев Еремеев;
  • ГАЗ-21М - Звезда , художник Джон Вильямс.

В 1953 году были изготовлены макеты двух автомобилей. Если второй макет выглядел более передовым, первый макет был признан идеально соответствующим требованиям того времени. Также в 1953 году к работе группы присоединился конструктор А. Невзоров, и в первом полугодии 1954 года первые прототипы были изготовлены. Приступили к предварительным испытаниям.

На протяжении всего года работы по доводке и усовершенствованию прототипов шли полным ходом, и 3 мая 1955 года из ворот Горьковского автозавода своим ходом направились на государственную приемку три автомобиля, один из них - с механической коробкой, два - с . Каждый автомобиль достойно выдержал испытания, в том числе длительный и сложный в то время автопробег по маршруту Москва–Крым–Москва.

Массовое производство

Получив одобрение, группа приступает к изготовлению промышленных чертежей и занимается подготовкой конвейерной сборки. 10 октября 1956 года три промышленных образца с 65-сильными нижнеклапанными «победовскими» двигателями объема 2,432 литра вышли в свет. В декабре 1956 года сборочный конвейер был запущен, и модель получила официальную дату рождения.

В 1957 году конвейерная Волга комплектуется как первым, так и новым 70-сильным двигателем с верхним расположением клапанов, с V – 2,445 литра. В соответствии с задачами, первоначально заводом серийно выпускаются автомобиль в двух модификациях:

  • М-21Б - для общего использования;
  • М-21Г - для такси. В них на заводе устанавливали счетчик и зеленый фонарь.

С появлением нового двигателя и установкой заднего моста с гипоидной передачей произошли изменения в индексах, и Волга получила следующие модификации:

  • М-21А - такси;
  • М-21В - общего использования;
  • М-21Д - экспортный вариант с механической коробкой передач.

В 1958 году завод начал выпуск автомобилей с автоматической трансмиссией, и к ряду добавили экспортный вариант М-21Е с автоматической коробкой передач и форсированным 80-сильным двигателем.

Выпустив около 700 машин с автоматической коробкой передач, завод прекратил их производство из-за отсутствия сервисного обслуживания по стране.

Первые значительные внешние и внутренние изменения Волга претерпела в 1959 году. В этот период в автомобиле появились:

  • стеклоомыватель;
  • светоотражающий элемент в задних фонарях;
  • новая облицовка радиатора, передний бампер, подфарники;
  • задние брызговики;
  • новая панель приборов;
  • мягкие поручни на спинках передних сидений и заднего сиденья.

В соответствии с внесенными изменениями, появились новые модификации:

  • М-21И - для общего использования;
  • М-21К - экспортный вариант с форсированным двигателем и хромированным молдингом по нижнему краю остекления.

Следующие и последние внешние изменения были сделаны в 1962 году:

  • изменение , бамперов;
  • добавление подсветки заднего номера, изменение подфарников и задних фонарей;
  • усовершенствование передней подвески;
  • появление буксировочных крюков.

Начат выпуск модифицированной Волги со следующими индексами:

  • М-21Л - для общего использования;
  • М-21У - с улучшенной отделкой, названный народом «Люкс»;
  • М-21Т - такси, с 1963 года выпускались с раздельными передними сидениями;
  • М-21М - экспортный вариант с 80 и 85-сильными двигателями, хромированными окантовками стекол, накладками на крыльях и стилизованными надписями на передних крыльях. Выпускался также с правосторонним расположением руля.

Последняя модернизация была проведена в 1964 году, при этом во всех модификациях вместо буквы М появилась аббревиатура ГАЗ. В ходовой части были сделаны изменения и усиления передних лонжеронов, ступицы передних колес стали комплектоваться роликовыми подшипниками. Салон автомобиля получил мощный обогреватель, передние сиденья с регулируемым углом наклона спинки, модернизированные стеклоочистители.

Любители ГАЗ-21 получили возможность приобрести базовую модификацию с индексом Р, а модификация такси стала именоваться ГАЗ-21Т

Секрет успеха

Чем же так интересна модель ГАЗ-21 в наше время? Почему, завидев эту машину, так и тянет сделать несколько фото на ее фоне? Откуда популярная тенденция у молодоженов: в день свадьбы, воспользовавшись автомобилем клуба «Ретромобиль», прокатиться на раритетном автомобиле по городу с помпезностью и ветерком?

На видео - история автомобиля ГАЗ-21:

Ответ прост. В 50-е годы прошлого века конструкторам удалось сделать прорыв в создании идеальной формы автомобиля, которая притягивает взор и в наши дни. С 1956 по 1970 год заводом было выпущено 638 798 автомобилей отличного качества, простоты и надежности в эксплуатации. Не стоит говорить о том, что отлично известно, - о прочности кузова. Применяя при производстве стандартный металл, при помощи точных просчетов силовых элементов конструкторы добились такой прочности, что миф о «специальном толстом металле» жив и сейчас.