Топливные насосы тракторов высокого давления. Устройство тнвд мтз, цена ремонта и обслуживания

Подберем для Вас запчасти ЯМЗ, ТМЗ, ЯЗДА, ДЗВ для Двигателей и Топливной Аппаратуры!

По лучшим ценам и оптимальным срокам поставки!
Проверим более 100 поставщиков!!!

Бесплатно оставьте заявку:

Ваше Имя:

Ваш Город:

ТНВД — топливные насосы высокого давления, используемые на дизельных двигателях автомобилей и спец. техники. Основным назначением ТНВД является дозированный впрыск топливной смеси в рабочие камеры двигателя. ТНВД бывают Рядного, Распределительного и Магистрального типа.

На тракторах марок МТЗ 80, МТЗ 82 применялись дизельные силовые агрегаты Д - 240, для подачи топлива в которые использовались ТНВД рядного типа УТН 5, УТНИ 4.

Устройство ТНВД МТЗ.

В основе своей конструкции УТН 5 имеет кулачковый вал динамическое усилие от него передаётся через толкатели в плунжеры, создавая возвратно-поступательные движение. После чего, под создавшимся давлением топливо впрыскивается в цилиндры двигателя.

Корпус УТН-5, а также его модифицированного аналога УТН 5-А состоит из алюминиевого сплава и производится двух видов, с левым или правым креплением для монтажа. Особенностью конструкции УТН 5 является наличие зубчатого венца соединённого с рейкой. Он поворачивает плунжер, в гильзе изменяя циклическую подачу.

Горизонтальная перегородка в корпусе насоса разделяет его верхний и нижний отсек. В верхней части находятся плунжерные пары, а в нижней расположен кулачковый вал, с эксцентриком привода, подкачивающего насоса. В технологических отверстиях перегородки, напротив кулачков вала, установлены толкатели. Кулачковый вал установлен в корпусе на двух шарикоподшипниках, благодаря чему имеет возможность вращения, порядок размещения кулачков на котором аналогичен порядку цилиндров: первый, третий, четвёртый, второй.

Продольные каналы, расположенные в верхнем отсеке корпуса УТН 5 образуют П образный топливопровод. Одна сторона, которого подводится к фильтру для тонкой очистки, а вторая к подкачивающему насосу. При превышении давления в 0,07-1,12 МПа, часть топлива пере пускается, через перепускной клапан, установленный на штуцер топливопровода.

К наружной части топливного насоса крепиться установочный фланец, плита крепления насоса, подкачивающий насос. К форсункам топливо подаётся при помощи топливо проводов высокого давления, которые при помощи накидных гаек, присоединяются к каждому из 6 штуцеров.

Кулачковый вал УТН 5, приводится в действие методом передачи динамического усилия от коленчатого вала двигателя посредством промежуточной шестерни, а так же шестерни привода насоса. Для достижения синхронизации фаз вращения между ними, шестерни имеют метки, которые при монтаже насоса необходимо совместить.

При регулировке кулачков коленчатого вала необходимо учитывать, что на два вращения коленвала двигателя, приходиться 1 оборот кулачкового вала насоса, так как шестерня привода УТН 5 , вращающаяся в ступице фланца, имеет вдвое больше зубьев, чем у шестерни коленвала. Для смазки втулки шестерни, а также рабочей поверхности к ним по каналам подводится масло.

При помощи шлицевого фланца и шлицевой втулки шестерня соединяется с валом насоса. Шлицевой фланец фиксируется к шестерне специальными болтами, а шлицевая втулка устанавливается на вал насоса и фиксируется шпонки и
глухой гайкой.

Втулка имеет соответствующий паз, а фланец шлиц, и поэтому их соединение
может произойти только в одном положении. Это сделано для того чтобы при установки ТНВД УТН 5, не нарушить угол опережения подачи топливной жидкости. При установки нового или ремонтированного насоса, данный угол необходимо проверить и если произошло смещение провести коррекцию. Для проверки и коррекции угла опережения подачи топлива, с торца ступицы шестерни находятся два ряда отверстий диаметрально расположенных напротив друг друга, углы между которыми равняются 22 градусам 30 минутам.
На шлицевом фланце также расположены два ряда отверстий но, угол между ними равен 21 градусам, и при совмещении по меткам отверстий между фланцем и ступицей другие отверстия не совпадают.

На двигатели МТЗ устанавливалось несколько моделей ТНВД.

Д-240 — ТНВД УТН-5, ТНВД 4УТНМ-1111005
Д-242/ Д-243/Д-244 — ТНВД 4УТНИ, ТНВД 49.111100402 (НД-21 /4)
Д-245 МТЗ-892, МТЗ-92П — ТНВД -773
Д-245/Д-245.5 - 4УТНМ-Т или 4УТНИ-Т.

Детали ТНВД МТЗ.

Основными деталями ТНВД МТЗ являются:

  • Корпус
  • Нагнетательный клапан
  • Плунжерные пары
  • Кулачковый вал с регулируемыми кулачками
  • Толкатели
  • Шлицевая втулка
  • Посадочный фланец
  • Подкачивающий насос
  • Зубчатая рейка
  • Зубчатый венец
  • Рычаг управления

Полный список компонентов ТНВД 5 включает себя 74 наименования, большинство из которых можно приобрести и заменить по отдельности.

Стоимость ремонта и замены ТНВД.

В виду значительной стоимости снятия, разборки, и установки ТНВД на Д 240, выгоднее сразу проводить капитальный ремонт и комплексную замену изношенных запчастей. Иногда купить подержанный ТНВД выгоднее, чем его восстанавливать. К примеру, в случае деформации корпуса, посадочных мест вала и тому подобное.

Стоимость капитального ремонта ТНВД для МТЗ 80, МТЗ 82 в среднем 6000 рублей, регулировка от 4000 рублей.

При незначительной поломке или обслуживании топливных насосов расчет стоимости происходит в основном по нормо-часам. Один нормо-час стоит в зависимости от регионов 1000-2000 рублей.

Стоимость ТНВД МТЗ нового или БУ.

Стоимость ТНВД УТН 5 бывшего в употреблении для МТЗ 80 и МТЗ 82 с двигателями Д 240 в хорошем состоянии примерно 5-8 тысяч рублей, после капремонта - 10 тысяч рублей, при цене нового насоса от 13 тысяч рублей.
Стоимость нового ТНВД УТНИ начинается от 10 тысяч рублей.
Стоимость ТНВД 4-УТНМ-П-1111005 — 9500 рублей.

Стоит ли покупать восстановленный ТНВД!?

Как правило, срок службы нового ТНВД в полтора раза больше чем ресурс ТНВД после капитального ремонта. Цена на бывшие в употреблении, и новые ТНВД скорректированы соответствующим образом. Поэтому, явной выгоды от покупки восстановленного или нового ТНВД нет, а разница заключается лишь в ресурсе приобретаемого агрегата.

ТНВД сложный агрегат, требующий точной сборки и настройки. От правильной работы топливного насоса зависит работа всего двигателя. Ремонт и профилактику топливных насосов, при наличие определённых навыков и оборудования, можно проводить самостоятельно, но если таковых нет, то лучше доверить это специалистам.

___________________________________________________________________________

Топливный насос высокого давления ТНВД Д-240 УТН-5

Топливный насос высокого давления УТН-5 (ТНВД) двигателя Д-240 устанавливают на тракторах МТЗ-80, МТЗ-82. Основная отличительная особенность конструкции насоса состоит в том, что плунжер поворачивается во втулке для изменения цикловой подачи с помощью зубчатого венца, находящегося в зацеплении с рейкой.

ТНВД Д-240 выпускают в правом и левом исполнении и различают по расположению подкачивающего насоса и конструкции фланца крепления. Корпус топливного насоса (25 рис. 1) изготовлен из алюминиевого сплава. Горизонтальная перегородка делит его на две полости.

Рис 1. ТНВД УТН-5 двс Д-240

В нижней части топливного насоса УТН-5 находится кулачковый вал 1 с кулачками привода насосных секций и эксцентриком привода подкачивающего насоса, а в верхней - насосные секции. В отверстиях перегородки против кулачков находятся толкатели 2 с регулировочными винтами 12.

От проворачивания толкатели удерживаются винтами 14, попарно зашплинтованными проволокой. Кулачковый вал вращается на двух шарикоподшипниках. Размещение кулачков на валу соответствует порядку работы цилиндров 1-3-4-2.

В верхней части корпуса ТНВД предусмотрены продольные каналы 4 и 9. Они соединены между собой и образуют П-образный канал, который одним топливопроводом подсоединяется к фильтру тонкой очистки топлива (подводится топливо), а вторым - к подкачивающему насосу (перепуская часть топлива из канала при повышении давления свыше 0,07-0,12 МПа). Перепускной клапан вмонтирован в штуцер 21 крепления топливопровода.

Снаружи к корпусу крепятся подкачивающий насос, регулятор, плита 24 крепления насоса и установочный фланец 23. К каждому штуцеру 6 секции накидной гайкой присоединяется топливопровод высокого давления, по которому топливо подается к форсунке. Насос приводится в действие от шестерни коленчатого вала через промежуточную шестерню и шестерню 29 привода насоса, которые соединяются между собой по меткам.

Шестерня привода топливного насоса Д-240 имеет вдвое больше зубьев, чем шестерня коленчатого вала, поэтому за два оборота вала двигателя вал насоса делает один оборот. Шестерня привода насоса вращается на ступице фланца 23.

Втулка шестерни и рабочая поверхность ступицы смазывается маслом, которое подводится по каналам 22. С валом насоса шестерня соединяется посредством шлицевого фланца 31, который крепится к шестерне болтами, и шлицевой втулки 16, которая устанавливается на шпонке вала насоса и крепится глухой гайкой 17.

Соединение шлицевой втулки с шлицевым фланцем возможно только в определенном положении, так как фланец имеет один широкий (слепой) шлиц, а втулка - соответствующий паз. Благодаря этому можно снимать и устанавливать топливный насос, не нарушая угла опережения начала подачи топлива.

После установки (отремонтированного или нового) ТНВД УТН-5 на двигатель Д-240 этот угол проверяют и при необходимости корректируют. Для этого в торце ступицы шестерни 29 предусмотрены два диаметрально противоположных ряда отверстий с резьбой (по семь или восемь отверстий).

Угол между двумя соседними отверстиями 22°30". Такие же два ряда отверстий имеются и на шлицевом фланце 31, но угол между их отверстиями 21°. Во время соединения средних отверстий фланца и шестерни (по меткам 30) остальные отверстия не совпадают.

Первые отверстия справа и слева от болта крепления фланца к шестерне не совмещаются на 1°30" и четвертые - от 6°. Если фланец повернуть до совмещения его последующего отверстия с соответствующим отверстием шестерни, вместе с фланцем повернется вал насоса на 1°30", а момент начала подачи топлива секциями насоса топливного насоса изменится на 3° по коленчатому валу.

Таким образом, если фланец с шестерней ТНВД Д-240 соединены по меткам, то совмещая последующие одноименные отверстия фланца и шестерни после их разъединения, можно изменить угол начала подачи топлива на 3, 6,9 и 12° (при восьми отверстиях в ряду) по коленчатому валу.

Если совмещать отверстия, смещая фланец в сторону вращения шестерни 29 (на фланце имеется метка "+"), угол начала подачи топлива увеличивается, а против вращения (метка "-" на фланце) - уменьшается. Плунжер 13 (рис. 2) и гильза 5, нагнетательный клапан 3 и седло изготовлены из высококачественной стали и тщательно притерты друг к другу.

Рис. 2. Топливный насос ТНВД УТН-5: плунжер, гильза, клапан, седло

Гильза имеет два отверстия. Верхнее отверстие 19 предназначено для впуска, а нижнее 18 - для перепускания топлива, Относительно корпуса гильза фиксируется штифтом. У плунжера предусмотрены винтовой паз 17 и два отверстия - осевое и радиальное, посредством которых паз сообщается с надплунжерным пространством. Кольцевая выточка в нижней части плунжера обеспечивает лучшую смазку плунжерной пары топливом.

Пружина 8 через тарелку 12, которая удерживается заплечиком плунжера, прижимает плунжер к регулировочному винту толкателя. Верхним заплечиком с лысками плунжер соединяется с поворотной втулкой 14. Она свободно надевается на нижнюю часть гильзы 5 и через зубчатый венец 6 соединяется с рейкой 16.

В случае перемещения рейки зубчатый венец поворачивает относительно гильзы поворотную втулку и плунжер 13. При этом кромка винтового паза 17 приближается к перепускному отверстию 18 гильзы или удаляется от него. Рейка действует на зубчатые венцы всех секций.

Над гильзой 5 находится седло 4 с нагнетательным клапаном 3 и пружиной 1. Клапан насоса УТН-5 способствует лучшему распылению топлива форсункой, обеспечивая быстрое нарастание давления топлива в начале его впрыскивания и резкое его снижение в конце.

Седло клапана прижимается к торцу гильзы штуцером 2, завинченным в резьбовое отверстие корпуса. Для уплотнения резьбового соединения между фланцем седла и торцом штуцера имеется капроновая прокладка. Резьба на седле предназначена для его демонтажа при помощи съемника.

Клапан имеет направляющую часть Н с пазами для прохода топлива, цилиндрический разгрузочный поясок П и запорный конус К. Поясок и конус притерты к седлу. При нахождении плунжера топливного насоса в нижнем положении (рис. 3, а), т.е. когда на толкатель не давит кулачок приводного вала, рабочая полость гильзы сообщена с впускным отверстием 3, через которое она заполняется топливом из канала 4.

Рис.3. ТНВД двс Д-240 - положения плунжера

Вращение кулачкового вала топливного насоса УТН-5 обуславливает давление кулачка на толкатель (рис. 3, б) и движение вверх плунжера 1. Топливо из уменьшающегося
надплунжерного пространства вытесняется обратно в канал 4 до тех пор, пока плунжер верхней кромкой не перекроет отверстие 3.

При последующем движении плунжера вверх происходит сжатие топлива в изолированном пространстве, и как только давление на нагнетательный клапана 6 снизу станет большим,
чем давление на него пружины 8 сверху, клапан отодвигается от седла, открывая путь топливу по трубопроводу высокого давления к форсунке (рис. 3, в).

Подача топлива продолжается до тех пор, пока винтовой паз на плунжере через осевой канал не соединит надплунжерную,полость (с давлением 30...50 МПа) и канал 8 (с давлением 0,1 МПа). Вследствие разности давления топливо перетекает в перепускной канал (рис. 3, г), давление в надплунжерной полости падает и, когда оно становится меньше давления на нагнетательный клапан сжатой пружины, клапан прижимается к седлу 7.

Подача топлива в топливопровод прекращается. Доза подаваемого топлива к форсунке УТН-5 зависит от расстояния, которое пройдет плунжер от момента перекрытия впускного отверстия 3 до момента открытия перепускного отверстия 9 винтовым пазом.

Указанное расстояние в процессе работы двигателя можно изменять, поворачивая плунжер насоса относительно продольной оси.

Для этой цели предусмотрен зубчатый венец 26 (см. рис.1), соединенный с рейкой ТНВД МТЗ-80, МТЗ-82, которая с помощью системы тяг и рычагов соединена с педалью и рычагом на рабочем месте тракториста. При перемещении рейки зубчатые венцы всех секций поворачиваются, и подача топлива изменяется (неравномерность подачи отдельными секциями допускается до 3%).

Таким образом начало подачи топлива к форсунке определяется моментом, когда плунжер перекрывает впускное отверстие, а конец - когда кромка винтового паза достигает перепускного канала.

Доза регулируется изменением длины хода плунжера до начала перепуска топлива (отсечки). Нагнетательный клапан отделяет надплунжерное пространство от топливопровода высокого давления, сохраняя внутри последнего столб топлива, находящийся под давлением.

Благодаря этому в начале подачи импульс давления распространяется от плунжера к форсунке топливного насоса скоростью звука в топливе (примерно 1500 м/с). Это создает
условия для своевременного и четкого начала впрыска при каждой новой подаче топлива. Если остаточное давление в топливопроводе будет слишком высоким, форсунка не сможет
четко прекращать впрыск, а это способствует нагарообразованию.

Для разгрузки топливопровода высокого давления ТНВД УТН-5 двигателя Д-240 и обеспечения четкости прекращения подачи топлива форсункой служит разгрузочный поясок 10 (рис. 3, д) действующий следующим образом.

В момент начала перепуска топлива, когда давление в надплунжерной полости резко снижается, нагнетательный клапан под действием пружины и вначале в седло входит цилиндрический поясок 10,отсасывая топливо из топливопровода, затем коническая часть клапана. Такое движение разгрузочного пояска приводит к резкому падению давления в топливопроводе.

Регулятор насоса - центробежный, всережимный, с корректором подачи топлива и автоматическим обогатителем. Он крепится корпусом к фланцу ТНВД Д-240 и имеет привод от его вала. Ступенчатый хвостовик кулачкового вала насоса находится в корпусе регулятора.

На первый его уступ с лысками напрессована упорная шайба 7 (см. рис. 1, б), на второй - свободно установлена ступица 5 с четырьмя грузами (от осевого перемещения ступица удерживается стопорным кольцом), на последнем расположена отжимная муфта с упорным шарикоподшипником 2.

На оси 28 установлены основной 27 и промежуточный 25 рычаги регулятора. Они соединены болтом 24 так, что между ними имеется угловой люфт. На промежуточном рычаге установлен бочкообразный ролик 26, упирающийся в муфту регулятора 8, корректор 20 подачи топлива и шпилька крепления пружины 13 автоматического обогатителя. В верхней части к рычагу крепится тяга, соединяющая его с рейкой 14 топливного насоса.

Основной рычаг регулятора через пружину 18, серьгу и рычаг 12 соединяется с рычагом управления регулятором, расположенным вне его корпуса. Угол поворота основного рычага на оси 28, а значит, промежуточного рычага и ход рейки топливного насоса ограничиваются болтом 22 (номинальная подача топлива) и упором 21 (подача выключена).

Детали регулятора и насоса ТНВД УТН-5 дизеля Д-240 трактора МТЗ-80, МТЗ-82 смазываются моторным маслом, которое заливают через горловину, расположенную возле рычага управления регулятором. Полости корпусов сообщаются с атмосферой через сапун с фильтром.

Рис. 4. Схема действия регулятора топливного насоса УТН-5 двс Д-240

А - пуск двигателя; б - холостой ход; в - номинальная нагрузка; г - кратковременная перегрузка; 1 - болт номинальной подачи топлива; 2 - болт максимальной подачи топлива; 3 - основной рычаг; 4 - промежуточный рычаг; 5 - пружина регулятора; 6 - пружина обогатителя: 7 - рейка топливного насоса; 8 - рычаг управления регулятором; 9 - винт-ограничитель; 10 - кулачковый вал топливного насоса; 11 - грузы; 12 – корпус внешней нагрузки; 13 - шток корректора; 14 - пружина корректора

Во время запуска двигателя рычаг управления регулятором 8 (рис. 4, а) поворачивают до упора в винт-ограничитель 9 номинального скоростного режима. Усилиями пружин регулятора 5 и обогатителя 6 рычага 3 и 4 отклоняются в крайнее правое положение, ограниченное головками болтов номинальной подачи топлива и 2 максимальной подачи топлива в момент пуска дизеля.

Рейка топливного насоса УТН-5 устанавливается на максимальную (пусковую) подачу. При работе без внешней нагрузки рычаг корректора (рис. 4, б) остается в предыдущем положении. Центробежная сила грузов 11, преодолевая усилия пружин 5 и 6, отклоняет рычаги 3 и 4 влево и передвигает рейку 7 топливного насоса в сторону уменьшения подачи топлива, в результате чего уменьшается частота вращения коленчатого вала.

При номинальной нагрузке центробежная сила вращающихся грузов уравновешивается усилиями пружин 5 и 6 (рис, 4, в). Основной рычаг касается головки болта номинальной подачи 1, рейка насоса находится в положении установленной подачи.

В случае перегрузки (рис. 4, г) двигателя основной рычаг не изменяет своего положения, т.к. упирается в болт номинальной подачи, а пружина корректора 14 отталкивает промежуточный рычаг и через него передвигает рейку насоса в сторону увеличения подачи топлива.

За счет дополнительной подачи топлива возрастает крутящийся момент двигателя, что позволяет преодолеть кратковременную перегрузку. Величина дополнительного перемещения рейки и начало работы корректора зависят от величины выступания штока 13 и предварительного сжатия пружины корректора. При остановке двигателя рычаг 8, поворачивают в сторону уменьшения натяжения пружин.

Полностью сжатая пружина перемещает рычаг влево до упора в винт. Рычаг 3 увлекает промежуточный рычаг 4, который передвигает рейку топливного насоса в положение выключенной подачи топлива.

Управляют скоростным режимом двигателя рычагом и педалью из кабины: рычагом устанавливают необходимый скоростной постоянный режим работы, а педалью увеличивают его по мере необходимости до номинального.

Назначение ТНВД — перемещать солярку из бака в цилиндры мотора. Основные узлы системы питания — два бака под солярку, фильтры грубого и тонкого очищения горючего, топливный насос большого давления — ТНВД. Система питания техники «Беларус» сравнительно элементарна, имеет классический вид и принцип работы. Хорошо изучив её, разобравшись с устройством на теоретическом уровне, можно смело выполнить самостоятельно ремонт. Топливная система этого трактора содержит порядка семидесяти деталей, что мало для такого оборудования.

Конструкция ТНВД трактора МТЗ 80

Тракторный насос для МТЗ 80 именуют УТН-5. Он сделан из надёжного алюминиевого сплава. А выпускают их в разных вариациях монтажа, существует левое и правое исполнение. Это зависит от конструкции и свойств крепежа. По всей длине корпуса он разделяется на две полости. Это происходит благодаря перегородке. Внизу имеется вал с приводом насоса, а вверху — составные секции данного насоса.

Подетальную конструкцию ТНВД мотора Д-240 рассмотрим дальше. Насос для топлива с регулирующим механизмом имеет следующие элементы: нажимной штуцер, клапан нагнетательный, седло клапана, плунжер и соответствующую втулку, поворотную втулку, венец с зубьями, тягу рейки, крышку регулятора, корпус корректора, шток корректора, корпус регулятора, пяту, оси грузика, пяты и рычага, соединительную муфту, грузики регулятора, ступицу грузиков, сухарь амортизатора, стакан для подшипника, маслоотражатель, вал с кулачком, заглушку, фланец крепления насоса для подкачивания, плиту для крепежа, шлицевую втулку, фланец для установки, роликовый толкатель, нижнюю тарелку пружины, рейку с зубчатой передачей, топливоотводящие каналы, корпус перепускного клапана, отверстие для подачи солярки, шариковый клапан, топливные каналы, отсечное отверстие, штифт, впускное отверстие плунжерной втулки, крышку люка. Как любой насос, ТНВД в своей конструкции имеет шайбы, зажимы, основной и вспомогательные рычаги, болты разного назначения, шарикоподшипники, пружины, пробки, гайки, прокладки, трубки для передачи топлива, разнообразные винты для стягивания и регулировки. Не существует в природе насоса без корпуса и отверстия для масла, не встречаются насосы без эксцентрика для подкачивания топлива.

Схема топливного насосс с регулятором

В питательную систему дизельного двигателя входят: воздухоочиститель, глушитель, воздушный фильтр, электрофакельный подогреватель с топливным бачком, впускной коллектор, различные трубки — дренажные и высокого давления, горло для заливки горючего, топливные баки, краник для слива, фильтры тонкой и грубой очистки солярки, регулятор топливного насоса, подкачивающий насоса, топливный насос, форсунки, выхлопной коллектор, фильтрующие приспособления разного назначения.

В самом высшем месте УТН-5 имеются продольные каналы, соединяющие его с фильтром тонкой очистки и с системой подкачки насоса, в который встроен пропускной клапан.

Описание способа действия УТН — 5

Насос для подкачивания крепится к корпусу основного насоса. К штуцерам присоединён топливопровод, через который под большим давлением подаётся горючее к форсункам. Насос приводится в действие от шестерни коленчатого вала. Если насос уже ремонтировался, то после очередной сборки и разборки надо тщательно сверять угол соединений шестерен. В противном случае, при ошибочном наклонении, обеспечены будут перебои в работоспособности. Градус наклона должен быть строго 22°30″. Проверить его лучше, обратившись к опытному мотористу.

Проверка и регулировка насоса

Перед началом надо убедиться, что запирающий конус плотно прилегает, а давление насосной секции соответствует норме. Вращаем коленчатый вал и передвигаем регулятор до того момента, пока стрелка на манометре не будет показывать 15 МПа. Мотор после этого глушат, подачу топлива останавливают регуляторным рычагом. Если давление на манометре падает за десять секунд, клапан исправен.

Для регулировки точного угла момента поступления топлива надо крутить в разные стороны регулировочный болт. Один виток уменьшает или увеличивает обороты коленвала примерно на 40 оборотов. Раскручивая болт — мощность насоса уменьшается, закручивая — увеличивается.

Смена моторного масла в устройстве УТН-5 нужна только после демонтажа и ремонтных работ. При обычном режиме эксплуатации этого делать не стоит. Моторного масла требуется всего 150-200 миллилитров, заливку осуществляют через картер ТНВД.


Механические примеси и вода, имеющие больший удельный вес, чем топливо, оседают на дне бака. Через каждые 500 ч работы дизеля, а также при наличии признаков воды и загрязнения топлива в баке нужно слить отстой. Одновременно со сливом отстоя промывают крышку и фильтр заливной горловины бака, прочищают отверстие в крышке. Через 960... 1000ч работы дизеля следует промыть топливной бак, очистить и промыть сетку заборного штуцера.

Топливопроводы низкого давления изготовлены из металлических или поливинхлоридных трубок диаметром 5...12 мм. Их герметичность наиболее часто нарушается в местах соединения со штуцером вследствие смятия и износа концов. Нарушение герметичности магистралей, расположенных на пути топлива к подкачивающему насосу, обнаруживаю по течи топлива при неработающем двигателе, в остальных местах - по течи во время работы.

Неисправный конец металлической трубки отрезают ножовкой, запиливают торец перпендикулярно оси и надевают нажимную гайку. Перед развальцовкой трубку обжигают горелкой при температуре 600.. .700°С. После обжига - развальцовывают и проверяют трубку на герметичность дизельным топливом под давлением 0,3 МПа в течение 1 мин.

Для соединения угольника с поливинхлоридной трубкой (рис. 2.73) отрезают поврежденную часть, надевают на трубку накидную гайку и вворачивают угольник в отверстие трубки, придерживая гайку ключом. Для облегчения сборки рекомендуется конец трубки нагреть в горячей воде.

Техническое обслуживание топливных фильтров заключается в сливе отстоя топлива, промывке фильтрующих элементов без разборки фильтров, промывке с полной разборкой фильтра грубой очистки, промывке корпусов фильтров тонкой очистки топлива и замене бумажных фильтрующих элементов.

Техническое состояние фильтрующих элементов во многом зависит от фильтруемости топлива. На фильтруемость топлива влияет его химический состав. Некоторые соединения, особенно нафтеновые кислоты, снижают фильтруемость. При этом засоряются фильтры тонкой очистки топлива, образуются осадки в фильтрах грубой очистки. Особенно ухудшается фильтрация при наличии воды: нафтеновые кислоты с ней образуют мылостуденистые рыхлые осадки.

Слив отстоя и промывка фильтров грубой очистки топлива. Для слива отстоя 113 фильтра грубой очистки топлива при неработающем дизеле отвертывают пробку 17 (см. рис. 2.17) и сливают отстой в емкость до тех пор, не потечет чистое топливо; пробку закручивают.

При промывке фильтра (через 1000 ч работы):

  • перекрывают кран топливного бака, отвинчивают болты крепления стакана 15 к корпусу 5 и снимают стакан;
  • вывертывают из корпуса отражатель с фильтрующим элементом 1;
  • тщательно промывают стакан, успокоитель 16 и отражатель. Отражатель промывают путем многократного погружения его в чистое дизельное топливо до полного удаления механических примесей. Запрещается очищать сетку фильтрующего элемента деревянным или металлическим скребком, а также щеткой;
  • собирают фильтр. Во избежание деформации пластмассового стакана болты крепления затягивают равномерно;
  • открывают кран топливного бака дизеля и прокачивают топливо топливоподкачивающим насосом для удаления воздуха из системы.

Отстой из фильтра тонкой очистки топлива нужно сливать через каждые 125 ч работы дизеля, отворачивая сливную пробку при открытом кране топливного бака. Сливают отстой до появления струи чистого топлива.

Замену фильтрующего элемента, с промывкой корпуса, производят при переходе к зимнему периоду эксплуатации, но не реже, чем через 1000...1500 ч работы. Если дизель начнет работать с перебоями и терять мощность, что свидетельствует о загрязнении топливного фильтра, его нужно менять независимо от наработки дизеля. Последовательность операций следующая:

  • закрыть кран топливного бака;
  • слить топливо из фильтра, отвернуть пробку в нижней части;
  • отвернуть гайки крепления крышки, снять крышку и фильтрующий элемент;
  • промыть внутреннюю полость корпуса;
  • собрать фильтр с новым фильтрующим элементом;
  • открыть кран топливного бака;
  • заполнить фильтр топливом и удалить воздух из системы.

Удаление воздуха из топливной системы . Воздух, попавший в топливную систему, ухудшает работу ТНВД, затрудняет запуск дизеля, вызывает перебои в его работе. Удаляют воздух прокачкой. Для этого откручивают специальный болт на корпусе ТНВД и продувочный вентиль на корпусе фильтра тонкой очистки топлива. При помощи насоса ручной прокачки прокачивают систему, закручивая, последовательно, по мере появления топлива без пузырьков воздуха, вёнтиль на корпусе фильтра тонкой очистки и болт на корпусе ТНВД. После удаления воздуха нужно плотно закрутить рукоятку насоса ручной прокачки топлива, иначе там возможно просачивание воздуха при работе дизеля.

Не следует без необходимости закрывать кран топливного бака.

Техническое обслуживание ТНВД заключается в очистке от пыли, проверке крепления и периодической замене масла. Регулировать или менять детали насоса в полевых условиях запрещается.

После наработки трактором 1000 ч, а также при нарушении работы нужно проверить регулирование скоростного режима и установочный угол опережения подачи топлива ТНВД. Для этого его снимают для проверки на стенде.

Для демонтажа ТНВД с дизеля:

  • подготовьте защитные втулки, колпачки и заглушки для топливопроводов и штуцеров;
  • очистите насос (особенно места разъема) от пыли и грязи;
  • отсоедините тягу управления;
  • отсоедините трубки низкого давления и заглушите их пробками-заглушками;
  • отсоедините трубки высокого давления и заглушите их пробками-заглушками, а штуцеры насоса - колпачками;
  • отверните болты крепления ТНВД к щиту распределительных шестерен;
  • отодвиньте назад насос и снимите его с дизеля;
  • закрепите отверстие в щите картонной или металлической крышкой.


Снимая насос, не нужно разъединять шлицевой фланец с шестерней, чтобы не нарушить их взаимного положения, т. к. возможно нарушение установочного угла опережения подачи топлива в цилиндры дизеля.

Устанавливается насос в обратной последовательности, при этом проверяется наличие в его корпусе дизельного масла, а потом - угол опережения подачи топлива.

При установке ТНВД на дизель шлицевую втулку кулачкового вала соединяют с шестерней привода посредством шлицевого фланца, который крепится к шестерне двумя болтами. На шестерне и фланце имеется ряд отверстий, выполненных так, что одновременно совпадают только два. Чтобы закрепить фланец на шестерне через другие отверстия фланец (а, следовательно, в кулачковый вал насоса) необходимо повернуть относительно шестерни на определенный угол. Переставляя болты, крепления фланца к шестерне, устанавливают требуемый угол опережения подачи топлива в цилиндры дизеля.

Проверку и регулирование на двигателе установочного угла опережения впрыска топлива (УУОВТ) насосом УТН-5 производят в следующей последовательности:

  • устанавливают рычаг управления подачей топлива в положение, соответствующее максимальной подаче;
  • отсоединяют трубку высокого давления от штуцера первой секции насоса и вместо нее подсоединяют моментоскоп (накидная гайка с короткой трубкой, к которой с помощью резиновой трубки подсоединена стеклянная трубка с внутренним диаметром 1-2 мм);
  • проворачивают коленчатый вал двигателя ключом до появления из стеклянной трубки струи топлива без пузырьков воздуха;
  • удаляют часть топлива из стеклянной трубки и, встряхнув ее и медленно вращая коленчатый вал двигателя по часовой стрелке, следят за уровнем топлива в трубке. В момент начала подъема топлива прекращают вращение коленчатого вала;
  • вывертывают установочный болт из резьбового отверстия заднего листа и вставляют его ненарезанным концом в то же отверстие до упора в маховик. При этом установочный болт должен совпадать с отверстием в маховике (это значит, что поршень первого цилиндра двигателя установлен в положение, соответствующее 26° до ВМТ). При несовпадении установочного болта с отверстием в маховике производят регулировку, изменив положение шлицевого фланца 9 (рис. 2.74) относительно шестерни 5 привода топливного насоса.

Регулировку на двигателе УУОВТ топливным насосом производите в следующий последовательности:

  • снимите крышку люка 3 с крышки полости шестерен распределения, отогните замковые шайбы 10, выверните два болта 6 и снимите планку 4;
  • совместите установочный болт с отверстием в маховике;
  • при помощи ключа поверните за гайку 8 валик топливного насоса и шлицевой фланец 9 по ходу часовой стрелки до момента начала подъема топлива в стеклянной трубке;
  • в совпавшие отверстия в шлицевом фланце и шестерне привода вверните два болта, предварительно установив планку 4 (в случае несовпадения отверстий по радиусу - поверните на 360° коленчатый вал двигателя до совмещения установочного болта с отверстием маховика и повторите регулировку вышеописанным способом). После закрепления шлицевого фланца проверьте еще раз момент начала подачи топлива;
  • установите на место трубку высокого давления и заверните в отверстие заднего листа установочный болт. Законтрите болты крепления шлицевого фланца замковыми шайбами, установите крышку люка на место и отрегулируйте осевой зазор шестерни привода топливного насоса. При регулировке осевого зазора регулировочный болт 1 в крышке люка заверните до упора в планку, а затем отверните на 1/3... 1/2 оборота и законтрите контргайкой 2.

Во избежание нарушения момента начала подачи топлива топливным насосом при снятии его с двигателя не отворачивайте болты крепления планки и шлицевого фланца к шестерне привода.

Проверка, и регулировка ТНВД УТН-5 с регуляторами. Давление топлива на впуске в насос при его регулировке должно быть 0,07...0,12 МПа. Выполняется на стендах типа КИ-921М в указанной ниже последовательности.

Ход рейки ориентировочно (без замера его значения) ограничивается двумя винтами: винтом 22 номинальной подачи и ограничительным винтом 21 остановочного режима. Для этого при неподвижном валике насоса отклоняют промежуточный рычаг 25 (до отказа) в сторону корпуса насоса (на максимальную подачу) и вворачивают винт 22 до отрыва его головки от основного рычага 27. Затем медленно выворачивают винт 22 до соприкосновения с рычагом и дополнительно на 1/2 оборота. Ограничительный винт 21 остановочного режима регулируют на максимальной частоте вращения холостого хода. Винт вворачивают до соприкосновения с основным рычагом, затем выворачивают на два оборота.

Регулирование начала автоматического действия регулятора производится при упоре рычага управления 29 в винт 31 максимальной частоты вращения.

Плавно увеличивается частота вращения вала насоса. Начало автоматического действия определяется по моменту отрыва основного рычага 27 от торца головки винта 22. При отклонении частоты вращения вала насоса от требуемых значений, регулируют начало действия регулятора винтом 31 максимальной частоты вращения. Один оборот винта изменяет частоту вращения начала действия регулятора на 10...20 мин -1 . Если не удается установить нужную частоту вращения винтом 31, необходимо изменить число рабочих витков пружины 18, отворачивая или наворачивая пружину на серьгу. Один виток изменяет частоту вращения начала действия регулятора на 25.. .35 мин -1 . допускается в небольших пределах регулировать начало действия перемещением винта 22 номинальной подачи.

Регулирование подачи топливного насоса при номинальной частоте вращения выполняется дважды: до и после регулирования УУОВТ.

При отклонении полученной во время испытания подачи от заданной или при высокой неравномерности необходимо отрегулировать топливный насос. Регулирование производится смещением поворотной втулки относительно зубчатого венца для каждого насосного элемента. Изменение подачи одновременно для всех насосных элементов может осуществляться в небольших пределах, при помощи винта номинальной подачи с последующей проверкой начала действия регулятора.

Регулирование угла опережения подачи топлива каждым насосным элементом выполняется после предварительной регулировки насоса на подачу при номинальной частоте вращения поворотом регулировочного болта толкателя. Один полный оборот регулировочного болта изменяет угол подачи на 4... 5°. Проверка угла опережения подачи осуществляется на стенде КИ-921М по впрыску через форсунки с помощью стробоскопического устройства или непосредственно путем нагнетания тонна в головку насоса под давлением 2,5 МПа при закрытом выходе топлива через отводящий канал. В последнем случае момент начала подачи соответствует прекращению выхода топлива через штуцер соответствующей насосной секции. Момент начала подачи топлива третьей секцией должен быть рез 90°±30", четвертой - через 180°±30", второй - через 270°±30" относительно угла начала подачи первой секцией.

Проверка подачи топлива и ее равномерности на режиме максимальной частоты вращения холостого хода выполняется на стенде при установке рычага управления регулятором до упора в винт максимальной частоты вращения. Неравномерность подачи допускается до 30%. При отклонениях превышающих допустимые, целесообразно понять местами пружины и обратные клапаны с седлами у насосных элементов, имеющих максимальную и минимальную подачи. При необходимости установки другой подачи следует изменить число рабочих витков пружины или положение винта максимальной частоты вращения с последующим повторением проверки начала автоматического действия регулятора.

Проверка момента полного автоматического выключения подачи топлива производится также при упоре рычага управления в винт максимальной чаты вращения. Если прекращение подачи топлива происходит при частоте вращения выше требуемой, необходимо изменить число витков рабочей пружины или положение винта максимальной часки вращения.

Действие корректора проверяется по значению подачи насосных элементов при частоте вращения вала насоса, соответствующей максимальному крутящему моменту двигателя. При несоответствии стеки корректирования табличным данным необходимо изменить положение регулировочного винта 11 (см. рис. 2.2 1, 6) корректора. Поворот винта на 1/4 рота изменяет подачу на 5.. .7 см3/мин. Если регулировочным винтом необходимую подачу получить не удалось, рекомендуется изменить число прокладок под пружиной корректора 23 или заменить пружину.

Подача насоса при пусковой частоте вращения зависит от гидравлической плотности плунжерных пар и положения болта 24, связывающего между собой основной и промежуточный рычаги регулятора. При испытаниях не рекомендуется нарушать заводскую регулировку болта 24. В случае несоответствия цикловой подачи на пусковой частоте вращения коленчатого вала табличным данным целесообразно заменить плунжерные пары.

Состояние плунжерных пар и нагнетательных клапанов ТНВД можно проверить с помощью максиметра или эталонной форсунки следующим способом:

  • устанавливают максиметр на проверяемой секции ТНВД, остальные секции отключают путем отвертывания на 1,5.. .2 оборота накидных гаек;
  • пусковым устройством прокручивают коленчатый вал дизеля при полной подаче топлива (у Д-65 - с включенным декомпрессионным механизмом). Если через максиметр, отрегулированный на 30 МПа, топливо не поступает, то это свидетельствует о чрезмерном износе плунжерной пары.


Другой способ заключается в использовании диагностических устройств КИ-4802 или КИ-16301А. Для этого отсоединяют топливопровод высокого давления от секции ТНВД и подсоединяют устройство. Штуцеры остальных секций ослабляют. Прокручивают коленчатый вал дизеля пусковым устройством при полной подаче топлива и проверяют давление, создаваемое плунжерной парой: если оно меньше, чем 30 МПа - износ плунжерной пары предельный.

Для проверки плотности прилегания нагнетательного клапана по окончании прокручивания коленчатого вала выключают подачу топлива и; наблюдая за движением стрелки манометра, определяют время падения давления от 15 до 10 МПа. Если оно будет не более 10 с - нагнетательный клапан нужно менять.

Таким образом проверяют все секции НТВД. Если насос имеет, хотя бы одну неисправную секцию, его нужно снимать с дизеля для ремонта.

Основные параметры насоса УТНМ-Т, т.е. среднюю цикловую подачу и неравномерность ее по секциям на номинальной частоте вращения коленчатого вала и холостого хода, регулируют так же, как у УТН-5, только противодымный корректор наддува должен быть снят.

Потом определяют давление начала срабатывания корректора, подавая сжатый воздух переменного давления в камеру. А (см. рис. 2.26) и наблюдая за перемещением штока с упором 3. Начало движения штока соответствие началу действия корректора по наддуву, которое регулируют поворотом втулки 6 с помощью шестигранника, выступающего во внутреннюю полость регулятора: при

заворачивании втулки в направлении диафрагмы давление начала срабатывания корректора увеличивается (эту регулировку можно выполнять, не снимая корректор с регулятора ТНВД);

Перед установкой крышки нужно вставить в отверстие штифт 7, повернуть втулку 6 штока в ту или другую сторону до утопания штифта так, чтобы верхний его торец был заподлицо с верхней плоскостью корректора. Далее устанавливают на регулятор корректор по наддуву и, перемещая по резьбе штока круглый упору 3 (не нарушая других регулировок), получают на номинальный частоте вращения коленчатого вала среднюю цикловую подачу на 25.. .35% меньше по сравнению с первоначальной установленной. При этом избыточное давление в - камере А должно отсутствовать.

Топливные насосы 4УТНМП (ЮМЗ-6КЛ и ЮМЗ-6КМ) и 4УТНМ-Т (МТЗ-100 иМТЗ-102) смазываются централизованно (от смазочной системы дизеля). В связи с тем, что часть масла, циркулирующего через ТНВД, всегда остается него корпусе после остановки дизеля, рекомендуется при замене сливать масло как из поддона картера дизеля, так и из корпуса насоса. Кроме того, при установке насоса после ремонта следует залить в него 150.. .200 г масла, заливаемого в поддон картера.

Техническое обслуживание форсунок заключается в периодической проверке количества распыла топлива и давления начала впрыска.

Для выявления неисправной форсунки на работающем дизеле их поочередно отключают. Для этого рычаг управления подачей топлива устанавливают в положение, при котором наиболее отчетливо прослушивается неравномерность работы двигателя. Потом последовательно откручивают на 1,5.. .2 оборота накидные гайки крепления трубок высокого давления к штуцерам ТНВД. Отключение неисправной форсунки не отображается на работе дизеля, при отключении исправной - перебои работы усиливаются. На неработающем дизеле неисправную форсунку можно выявить, проворачивая коленчатый вал при включенной полной подаче топлива. Если форсунка работает нормально - слышен четкий и звонкий звук отсечки топлива. Глухой, еле слышный звук свидетельствует о ненормальном распылении топлива.


Через 1000 ч работы форсунки снимают для проверки на стенде (если неисправность не обнаружена ранее);

В зависимости от наличия диагностических устройств форсунки проверяют и регулируют при помощи максиметра, эталонной форсунки, устройства КИ-16З01П.

При использовании максиметра его присоединяют к проверяемой форсунке (рис. 2.75). Накидные гайки, которыми крепятся топливопроводы высокого давления к штуцерам ТНВД, ослабляют на 1...2 оборота (чтобы топливо не впрыскивалось в цилиндры). Пусковым устройством прокручивают коленчатый вал дизеля. Проворачивая головку (вороток) максиметра влево или вправо добиваются одновременного впрыскивания топлива форсункой и максиметром. По шкале определяют давление начала н впрыскивания проверяемой форсункой. Поворотом н головки максиметра устанавливают номинальное (17... 18 МПа) давление впрыска и, вращая отверткой регулировочный винт форсунки (после отпускания контргайки), добиваются одновременности впрыска через форсунку и максиметр (выкручивание винта уменьшает давление, закручивание - увеличивает). По окончании регулирования винт стопорится контргайкой.

Использование для проверки и регулировки форсунок на дизеле эталонной форсунки видно из рис. и 2.76: с помощью тройника к одной из секций ТНВД присоединяют эталонную и проверяемую форсунки; прокручивая коленчатый вал дизеля пусковым устройством с помощью регулировочного винта форсунки добиваются, чтобы впрыск происходил одновременно обеими форсунками.

При наличии диагностического устройства КИ9917 или КИ- 16301П проверить и отрегулировать форсунку можно без снятия ее с дизеля. Для этого отсоединяют топливопровод высокого давления от форсунки и подсоединяют к ней устройство (рис. 2.77).

Давление начала впрыска определяют на неработающем дизеле по максимальному отклонению стрелки манометра устройства, выполняя при этом 35.. .40 движений рычагом в минуту. Если давление начала впрыска топлива форсункой отличается на ±0,5 МПа от требуемого - форсунку регулируют.

Для определения качества распыливания топлива форсункой увеличивают частоту нагнетания (70. ..80 движений в минуту) и прослушивают впрыск (используется автостетоскоп). Звук должен быть четким.

Герметичность распылителя проверяют по интенсивности уменьшения давления, после его уменьшения на 2 МПа от максимального значения: если за 20с оно уменьшилось более чем на 1,5 МПа - распылитель форсунки нужно менять.

Техническое обслуживание воздухоочистителя следует проводить через каждые 125 ч (при ТО-1) в нормальных условиях, через 20 ч в условиях сильной запыленности воздуха (культивация, боронование, сен и др.). Для этого снимите поддон и проверьте уровень и состояние масла. В случае загрязнения масла слейте его, промойте поддон и залейте свежее или отстоявшееся отраб6танно масло до уровня кольцевой канавки. Переполнение поддона масло не допускается.

При работе в условиях засоренности воздуха крупными частицами (половой и т. п.) установите на сетку фильтра грубой очистки воздуха защиту из марли.

Через каждые 500 ч (при ТО-2) проведите полное обслуживание воздухоочистителя, для чего:

  • снимите с дизеля воздухоочиститель;
  • очистите и промойте центральную трубу и корпус с фильтрующими элементами продуйте сжатым воздухом и установите воздухоочиститель на дизель;
  • очистите внутреннюю полость, сетку и завихритель фильтра грубой очистки воздуха (моноциклона);
  • промойте и заполните поддон маслом до уровня кольцевой канавки и установите его на место;
  • проверьте герметичность всех соединений воздухоочистителя и впускного трубопровода, для чего без фильтра грубой очистки воздуха - при средней частоте вращения коленчатого вала дизеля - перекройте центральную трубу воздухоочистителя, при этом дизель должен быстро остановиться, в противном случае выявите и устраните неплотности.

Очистку, промывку центральной трубы и корпуса с фильтрующими, а также проверку герметичности всех соединений воздухоочистителя производите в случае необходимости по показаниям индикатора засоренности.

Периодически, не реже 1 раза в год, следует проверять точность показаний индикатора засоренности воздухоочистителя.

Если отклонение величины разрежения при срабатывании индикатора составляет более чем 50 мм вод. ст. (0,0005 МПа) от установленного для дизеля 700 мм вод. ст. (0,007 МПа), индикатор засоренности замените.

Дизель 8045.25.850 укомплектован воздухоочистителем сухого типа с бумажными фильтр - патронами, изготовленными из высокопористого картона.

В процессе работы трактора требуется проведение технического обслуживания только основного фильтр-патрона через 250 ч работы дизеля (и в случае срабатывания индикатора засоренности) в такой последовательности:

  • отвернуть гайку - барашек и снять крышку;
  • вынуть основной фильтр-патрон из корпуса (предохранительный - не вынимать);
  • обдуть фильтр-патрон сжатым воздухом сначала изнутри, а затем снаружи до полного удаления пыли (давление воздуха должно быть не более 0,2.. .0,3 МПа, струю воздуха направлять под углом к поверхности фильтра).

При отсутствии сжатого воздуха, а также в случае замасливания фильтрующего элемента его нужно погрузить на 2 ч в моющий раствор (раствор мыльной пасты ОП-7 в воде, нагретой до температуры 40.. 20 г пасты на 1 литр воды), после чего интенсивно прополоскать, а затем промыть в чистой воде, нагретой до температуры 35.. .45°С и просушить в течение 24 ч.

Промывать фильтр-патрон в дизельном топливе нельзя.

Сборку воздухоочистителя производить в обратной последовательности.

В процессе эксплуатации специального технического обслуживания турбокомпрессора не требуется. При ежедневном техническом обслуживании следите за его чистотой.

Состояние турбокомпрессора проверяется по времени вращения ротора после остановки дизеля. Для этого после 3. . .5 мин работы на режиме минимальных оборотов холостого хода дизель выводят на режим максимальных холостых оборотов, после чего выключают подачу топлива.

Вращение ротора турбокомпрессора после остановки дизеля должно прослушиваться не менее 5 с. Ровный, постоянного уровня звук с постепенным затуханием свидетельствует о нормальном состоянии турбокомпрессора.

Меньшее время свободного вращения ротора свидетельствует о нагарообразовании в проточной части турбины, износе подшипников или задевании ротора за корпус.

Не допускаются резкие остановки дизеля, работающего под нагрузкой. Производить в условиях эксплуатации полную разборку и ремонт турбокомпрессора не допускается.

Допускается производить частичную разборку в целях промывки турбокомпрессора (при проведении ТО-3).

Перед разборкой тщательно очистите наружные поверхности турбокомпрессора от грязи и пыли.

Во избежание повреждений лопаток при разборке и сборке турбокомпрессора не ставьте средний корпус в сборе с ротором на колесо турбины или компрессора. Для этой цели необходимо применять специальную подставку.

Частичную разборку, промывку и сборку производите в следующем порядке:

  • отверните шесть болтов, снимите шесть прижимных шайб, крепящих корпус компрессора от среднего корпуса;
  • корпус компрессора, поверхность колеса и среднего корпуса промойте чистым дизельным топливом;
  • подсоедините корпус компрессора к среднему корпусу, поставив между фланцами поронитовую прокладку, поставьте шесть шайб и заверните болты крепления корпуса компрессора. При его установке обратите внимание на правильную ориентировку выходного патрубка компрессора относительно фланца корпуса турбины;
  • залейте в масляный канал среднего корпуса 10…15 г чистого масла и, нажимая пальцами на торцы ротора поочередно с обеих сторон, проверните несколько раз ротор для проверки плавности вращения и отсутствия заедания.

Не реже чем через 250 ч работы дизеля проверьте затяжку и контровку гаек крепления турбокомпрессора и кронштейна выхлопной трубы на холодном дизеле.

При необходимости промойте турбокомпрессор в следующей последовательности:

  • снимите турбокомпрессор с дизеля, не разбирая, погрузите на 2 ч в керосин или дизельное топливо;
  • промойте и продуйте сжатым воздухом все полости;
  • проворачивая вручную ротор, залейте чистое дизельное масло маслоподводящий канал подшипников д появления масла на сливе;
  • проверьте от руки свободное вращение ротора и покачиванием - зазоры в подшипниках;
  • установите турбокомпрессор на дизель и проверьте его работу.

Признаками предельного состояния турбокомпрессора, когда требуется капитальный ремонт, есть повреждения корпусов турбины или подшипников, трещины на лопастях колес компрессора и турбины, предельное осевое перемещение ротора в корпусе подшипников (более 0,3 мм).

Техническое обслуживание глушителя состоит в очистке внутренней полости от нагара путем встряхивания (несвоевременная очистка может привести к падению мощности и затрудненному пуску дизеля).

Основные регулировочные параметры и показатели устройств системы питания рассматриваемых дизелей приведены в табл. 8.



К атегория:

Тракторы-2


Топливные насосы тракторов высокого давления


Топливный насос высокого давления предназначен для нагнетания дозированных порций топлива в цилиндры дизеля. На изучаемых дизелях устанавливают рядный или распределительный насос.

Рядные топливные насосы высокого давления. Основные детали рядного насоса - плунжер и его втулка. При повороте кулачкового вала плунжер вместе с роликовым толкателем перемещается вверх, а в исходное положение возвращается пружиной. Топливо поступает в надплунжерную полость В из канала Д и через нагнетательный клапан подается в штуцер, к которому с помощью топливопровода подсоединена форсунка.

Схема действия рядного топливного насоса. При вращении вала насоса выступ кулачка отходит от толкателя, плунжер пружиной опускается, и топливо, пройдя наполнительное отверстие Г, поступает в надплунжерную полость В. Поворачиваясь, кулачок поднимает толкатель, и плунжер вытесняет часть топлива обратно в канал Д. Когда плунжер закроет наполнительное отверстие, давление оставшегося топлива, запертого в надплунжерной полости, резко возрастает и передается нагнетательному клапану. Когда сила давления превысит усилие пружины, клапан поднимется. Поясок Е клапана выходит из канала седла, и в топливопровод под давлением плунжера начинает поступать доза топлива. В тот момент, когда давление топлива на входе в форсунку станет достаточным для поднятия ее иглы, доза топлива начинает впрыскиваться из форсунки в цилиндр. Нагнетание топлива будет продолжаться до тех пор, пока отсечная кромка не подойдет к нижней

Рис. 1. Схема секции топливного насоса высокого давления: 1 - кулачок вала насоса; 2 - толкатель; 3 - пружина плунжера; 4 - плунжер; 5 - втулка плунжера; 6 - нагнетательный клапан; 7 - штуцер; 8 - пружина нагнетательного клапана; 9 - седло клапана

части отсечного отверстия Б втулки, соединив надплунжерную полость с отводящим каналом А. В этот момент происходит отсечка (быстрое прекращение впрыскивания) топлива. Давление в над-плунжерной полости резко падает, оставшееся в ней топливо перетекает по каналу М, пазу К в отсечное отверстие Б и отводится в канал А. Из этого канала топливо возвращается через перепускной клапан и топливопровод в подкачивающий насос. Одновременно с этим нагнетательный клапан под действием пружины 8, совершая разгрузочный ход, опускается в свое седло. Поясок Е клапана при этом разобщает полость топливопровода высокого давления и надплунжерную полость. Давление в нем резко падает, впрыскивание топлива из форсунки мгновенно прекращается.

Количество топлива, подаваемого насосом за каждый цикл, зависит от нагрузки двигателя, и его регулируют изменением момента окончания подачи (отсечки). Для уменьшения дозы топлива отсечное отверстие нужно открыть раньше, а для увеличения- позже.

Расстояние, проходимое плунжером, при котором обеспечивается цикловая подача топливного насоса, называется активным ходом. Этот ход соответствует расстоянию по высоте от нижней части отсечного отверстия Б до отсечной кромки в тот момент, когда плунжер перекрывает наполнительное отверстие Г. При полной подаче это расстояние х составляет около 2 мм. Если плунжер повернуть вправо, его активный ход сократится до величины, отсечка наступит раньше и топлива будет подано меньше. Если еще повернуть плунжер в ту же сторону, паз К расположится против отсечного отверстия Б, и надплунжерная полость на всем протяжении хода плунжера окажется сообщенной с этим отверстием. Поэтому топливо подаваться не будет - подача выключена.

Топливный насос УТН -5А дизеля Д-240 унифицированный четырехплунжерный, диаметр плунжера - 8,5 мм, ход - 8 мм, состоит из корпуса, плунжеров с втулками, нагнетательных клапанов с седлами (корпусами), кулачкового вала, толкателей и механизма поворота плунжеров (рейки, зубчатого венца с поворотной втулкой).

Рис. 2. Схема действия секции топливного насоса: а - заполнение надплунжерной полости топливом; б - вытеснение части топлива из полости; в - момент начала нагнетания топлива плунжером; г - нагнетание топлива в форсунку; д - момент отсечки подачи топлива; 1 - кулачок вала насоса; 2 - толкатель.

Рис. 3. Схема изменения подачи топлива насосом: а - полная подача; б - малая подача; в одача выключена

Корпус насоса отлит из алюминиевого сплава. Спереди винтами к нему присоединена чугунная плита, с помощью которой насос крепят к дизелю, сзади на фланце закреплен корпус регулятора. На левой стенке установлены подкачивающий насос, перепускной клапан и пробка отверстия для удаления воздуха, а на правой стенке имеется люк с крышкой. Снизу в корпус запрессованы заглушки, а сверху в головку корпуса ввинчены штуцера. Внутри корпус разделен на две камеры горизонтальной перегородкой, в отверстия которой вставлены толкатели. В верхней камере расположены детали секции топливного насоса, а нижняя, где находится кулачковый вал с эксцентриком Д привода подкачивающего насоса, служит ванной для масла. Масло заливают в корпус нагнетателем или оно подается из смазочной системы дизеля.

Детали плунжерной пары очень точно изготовлены из легированной стали и термически обработаны до высокой твердости. Эти детали индивидуально подобраны одна к другой с зазором, который в десятки раз меньше толщины человеческого волоса, и образуют подвижное соединение, предотвращающее утечку из над плунжерной полости топлива при его нагнетании. Такая пара деталей называется прецизионной (особо точной); замена одной детали другой не допускается.

Втулка плунжера установлена в корпусе сверху и от проворачивания удерживается штифтом. Продольные каналы Б и Г соединены между собой поперечным сверлением. По ним через перепускной клапан непрерывно циркулирует топливо, препятствуя скоплению в каналах воздуха, который бы нарушил работу насоса.

Перепускной клапан шариковый, поддерживает давление в каналах в пределах от 0,07 до 0,12 МПа. Плунжер поворачивается во втулке рейкой через зубчатый сектор. Осевой канал плунжера радиальными отверстиями сообщен с двумя винтовыми пазами К. Верхняя кромка тщательно обработанного паза называется отсечной. Противоположный, менее точно обработанный паз служит для выравнивания бокового давления топлива на плунжер и снижает тем самым изнашивание его и втулки. Кольцевая проточка задерживает просочившееся топливо и распределяет его, как смазку, по втулке.

Выступы М плунжера перемещаются в пазу поворотной втулки. Пружина плунжера одним концом упирается через верхнюю тарелку в корпус насоса, а другим концом - в нижнюю тарелку, которая захватывает хвостовик плунжера и прижимает его к болту толкателя, не препятствуя при этом свободному повороту плунжера вокруг своей оси.


Рис. 4. Топливный насос высокого давления УТН -5А: 1 - сливная трубка; 2 - корпус насоса; 3 - болт, удерживающий толкатель от проворачивания; 4 – крышка люка; 5 - нижняя тарелка; 6 - возвратная пружина; 7 поворотная втулка; 8 верхняя тарелка; 9 - плунжер; 10-штифт; 11 - втулка плунжера; 12 - седло клапана; 13 - нагнетательный клапан; 14 - пружина клапана; 15 - перепускной клапан; 16 регулировочный болт; 17 — толкатель; 18-кулачковый вал; 19 шлицевая втулка; 20 - специальная гайка; 21 -установочный фланец; 22 - плита; 23 - рейка; 24 втулка рейки; 25 - заглушка (пробка) канала; 26 - штуцер; 27 зажим; 28 - шарикоподшипник; 29 - стакан подшипника; 30 заглушка; 31 - зубчатый венец со стяжным винтом; 32 - регулировочные прокладки


Рис. 5. Насосная секция топливного насоса УТН -5А

Нагнетательный клапан и его седло тоже прецизионная пара, отсоединяющая надплунжерную полость втулки от топливопровода, который подает топливо к форсунке. Клапан имеет посадочный конус Е, поясок Ж и хвостовик. Пружина упирается в нажимной штуцер и другим концом прижимает клапан к седлу. Между штуцером и корпусом седла установлена капроновая прокладка, обеспечивающая герметичность надплунжерной полости.

На кулачковом валу имеются четыре кулачка и эксцентрик привода подкачивающего насоса. Вал установлен в двух шарикоподшипниках.

На переднем конце вала шпонкой и гайкой закреплена шлицевая втулка, которая с помощью шлицевой шайбы соединена с шестерней привода топливного насоса. На втором конце вала крепят детали привода регулятора.

Механизм регулирования количества подаваемого топлива состоит из зубчатого венца с рейкой и поворотной втулкой, венец на которой закреплен стяжным винтом. Перемещение рейки приводит к одновременному повороту всех плунжеров на одинаковый угол. Если рейку передвинуть вперед - к плите, подача топлива увеличится, а если назад - уменьшится или прекратится. Равномерность подачи топлива во все форсунки регулируют поворотом каждой втулки относительно своего зубчатого венца. Предварительно нужно ослабить стяжной винт, а после регулирования затянуть его.

Шестерня кулачкового вала вращается от вдвое меньшей (по диаметру) шестерни коленчатого вала. Такое соотношение размеров шестерен нужно для того, чтобы за цикл работы дизеля (два оборота коленчатого вала) кулачковый вал насоса совершил только один оборот и в каждый цилиндр насос через форсунку подал одну дозу топлива.

Момент начала подачи топлива в каждой плунжерной секции устанавливают, регулируя болтом рабочую длину толкателя. Предварительно момент начала подачи во все цилиндры дизеля устанавливают соединением шестерен по меткам, а затем уточняют, изменяя положение шестерни относительно кулачков вала насоса.

Топливный насос 4ТН-9Х ЮТ дизелей А-41 и СМД -18Н (диаметр плунжера 9 мм, ход- 10 мм) действует аналогично насосу УТН -5, но имеет большие размеры и массу и некоторые отличия в конструкции.

Корпус насоса чугунный, головка, отлитая отдельно от корпуса, крепится на нем двумя шпильками и гайками. Подача топлива каждой секцией изменяется тоже поворотом плунжера во втулке, но механизм поворота другой конструкции. Он состоит из гладкой рейки, четырех вильчатых хомутов, закрепленных на рейке стяжными винтами, и поводков, напрессованных на нижние цилиндрические концы плунжеров.

При продольном перемещении рейки все плунжеры поводками поворачиваются на своих втулках на одинаковый угол.

Пружины плунжеров верхними концами упираются в головку насоса, а нижними через тарелки - в планку, прикрепленную к головке насоса двумя шпильками и гайками. Роликовые толкатели сухарями, входящими в пазы корпуса насоса, удерживаются от проворачивания.

На конце вала, обращенного к регулятору, шпонкой и гайкой закреплена втулка со свободно надетой шестерней привода регулятора. Вращение от втулки передается шестерне через резиновые сухари амортизатора. Резиновые сухари предохраняют зубья шестерни и другие детали регулятора от поломок при резких изменениях частоты вращения вала насоса.

Топливный насос высокого давления дизеля ЯМЗ -240Б имеет 12 плунжерных секций (диаметр плунжера 9 мм, ход- 10 мм). Корпус насоса отлит из алюминиевого сплава за одно с головкой насоса. На валу под углом 45° один относительно другого расположены 12 кулачков, но нет эксцентрика для привода подкачивающих насосов.


Рис. 6. Детали топливного насоса 4ТН-9Х10Т: а - механизм поворота плунжеров; б - детали насосной секции; в детали привода вала насоса; 1 - рейка; 2 – - поводок; 3 - стяжной винт хомута; 4 вильчатый хомут; 5 - плунжер; 6 - тарелка пружины плунжера; 7 - втулка плунжера; 8 – установочный винт; 9 стопорное кольцо; 10 - регулировочный болт толкателя; 11 - корпус толкателя; 12 - сухарь толкателя; 13 – втулка шестерни; 14 – резиновый сухарь; 15 – шестерня привода насоса

Вал насоса опирается на два конических роликовых подшипника, регулируемых прокладками, и пять промежуточных подшипников скольжения, изготовленных из специального алюминиевого сплава. Каждый подшипник состоит из двух половин (нижней, уложенной в постели корпуса, и верхней), стянутых винтами. От проворачивания и осевого смещения эти подшипники удерживаются винтами корпуса насоса. На переднем конце вала установлена автоматическая муфта опережения впрыскивания топлива, а на заднем свободном посажена шестерня привода вала регулятора. Она вращается валом насоса с помощью резиновых сухарей, как и у насоса типа ТН. Толкатели удерживаются от проворачивания выступающими концами оси ролика, входящими в продольные пазы корпуса.

Корпус насоса подсоединен к общей смазочной системе дизеля. Масло поступает по маслопроводу через штуцер, ввинченный в одну стенку корпуса, а отводится в систему через штуцер, ввинченный в противоположную стенку. В поперечном канале, соединяющем продольные каналы для подвода и отвода топлива, имеется специальная пробка (с осевым и боковым сверлениями), отвинчивая которую можно выпустить воздух из этих каналов.

Насосные секции по конструкции подобны секциям насоса УТН -5. На плунжере выполнены две кольцевые канавки для просочившегося топлива, которое отводится из канавок всех плунжеров по специальному дренажному каналу корпуса насоса и топливопроводу в бак.

Нагнетательный клапан каждой секции не имеет отсасывающего пояска, как у других рядных насосов. Хвостовик клапана цилиндрический. В нем выполнены сообщающиеся между собой осевое А и радиальное Б сверления, и он перемещается в корпусе седла с малым зазором.

Когда клапан под давлением топлива поднимается и радиальное сверление выходит из седла, топливо через сверления клапана проходит в штуцер и нагнетается по топливопроводу к форсунке. В тот момент, когда отсечной кромкой плунжера открывается отсечное отверстие В втулки, топливо перестает давить на торец хвостовика клапана, он опускается, давление в штуцере и топливопроводе падает. А когда радиальное сверление Б полностью перекроется кромкой седла, клапан, опускаясь, начинает отсасывать топливо из штуцера, поэтому подача к форсунке прекращается резко, происходит отсечка топлива. Упор, расположенный в штуцере, предотвращает чрезмерный подъем клапана и уменьшает объем полости штуцера, что способствует быстрой отсечке.


Рис. 7. Детали (а) и схема действия (б и в) нагнетательного клапана топливного насоса дизеля ЯМЗ -240Б: 1 - штуцер; 2 - упор; 3 - нагнетательный клапан; 4 - седло клапана; 5 - плунжерная втулка; 6 - плунжер

Подробное устройство топливного насоса и его привода изучается на лабораторно-практических занятиях.

Топливный насос высокого давления дизеля КамАЗ-740 двухрядный, V-образный, секционный, установлен в развале дизеля. Диаметр и ход плунжера - 9 мм. На заднем торце насоса размещен регулятор и подкачивающий насос с насосом ручной прокачки. Кулачковый вал топливного насоса установлен в двух конических подшипниках. На переднем конце вала закреплена муфта опережения впрыскивания топлива, а на заднем имеются шестерня регулятора и эксцентрик привода подкачивающего насоса.

Каждая из восьми плунжерных секций, расположенных в корпусе насоса, удерживается фланцем, который закреплен двумя шпильками с гайками. Устройство плунжера, его втулки, седла нагнетательного клапана, пружины и других деталей секции подобно таким же деталям насоса типа УТН -5.

На нагнетательном клапане нет разгрузочного пояска. При опускании клапана до посадки в седло объем полости над ним увеличивается, что приводит к резкому падению давления в топливопроводе, обеспечивая отсечку топлива при выходе его из форсунки.

На толкателе плунжера вместо регулировочного болта имеется пята. Подбором ее толщины регулируют момент начала нагнетания топлива каждой секцией. Подачу топлива в зависимости от нагрузки регулируют поворотом плунжера втулкой, но она перемещается не венцом с зубчатым сектором, а шипом, входящим в зацепление с рейкой.

Общее устройство и принцип действия топливоподкачивающего насоса такие же, как и у других рядных топливных насосов.

Распределительные топливные насосы типа НД по конструкции и принципу действия отличаются от рядных. В рядных (многоплунжерных) топливных насосах плунжер каждой секции, перемещаясь, подает топливо только в один цилиндр дизеля, а плунжер секции распределительного топливного насоса высокого давления, перемещаясь, одновременно вращается вокруг своей оси, и поочередно нагнетает топливо в несколько цилиндров.

Устройство распределительных насосов. Базовая модель распределительных насосов - НД-21/4. Его ставят на дизелях Д-144. В нем имеется одна секция высокого давления на четыре цилиндра дизеля. В насосе НД-22/6Б4, установленном на дизеле СМД -62, выполнены две секции. Каждая подает топливо в три цилиндра.

В трех камерах корпуса насоса, отлитого из алюминиевого сплава, расположены секции насоса, регулятор с механизмом управления и кулачковый вал с эксцентриком привода подкачивающего насоса.

В секции топливного насоса высокого давления имеются втулка с головкой, плунжер-распределитель, дозатор (регулировочная втулка), пружина с тарелкой и зубчатая втулка. Головка, соединенная с втулкой штифтами и гайкой, крепится в корпусе насоса четырьмя шпильками. В головку ввинчены три штуцера с нагнетательным и обратным (разгрузочным) клапанами и пружинами. Полированный плунжер-распределитель входит во втулку с очень малым зазором (0,0010…0,0022 мм), а между дозатором и плунжером-распределителем еще меньший зазор-0,0002…0,0013 мм. На наружной поверхности дозатора имеется паз. С помощью поводка, входящего в этот паз, дозатор перемещается по плунжеру-распределителю вверх и вниз, что и обеспечивает изменение подачи топлива.


Рис. 8. Распределительный топливный насос НД-22/6: 1 - корпус насоса; 2 - автоматическая муфта опережения впрыскивания топлива; 3 - толкатель; 4 - дозатор; 5 гайка головки; 6 - головка секции; 7 - штуцер; 8 - плунжер-распределитель; 9 -втулка плунжера-распределителя; 10-сапун; 11 -зубчатая втулка; 12 - промежуточная шестерня; 13 - эксцентрик; 14 - вал регулятора; 15 - конические шестерни; 16 - вал насоса; 17- ппужина; 18 - регулировочная тяга; 19 -вильчатый Рычаг привода дозатора


Рис. 9. Схема работы распределительного насоса типа НД:

Топливная камера насоса отделена от масляной уплотнительными резиновыми кольцами. В масляной камере расположены кулачковый вал и толкатели. От проворачивания в корпусе толкатели удерживаются направляющими винтами. Вал насоса опирается на два шарикоподшипника и приводится во вращение от распределительных шестерен дизеля через автоматическую муфту опережения впрыскивания топлива. Заодно с валом выполнены две кулачковые шайбы (каждая для своей секции) с тремя выступами А.

Плунжер-распределитель поднимается выступами кулачка, а опускается пружиной. Одновременно с этим он поворачивается вокруг своей оси. Вращение ему передается через пару конических шестерен, вал регулятора с его цилиндрической шестерней, промежуточную шестерню и зубчатую втулку, надетую на квадрат нижней части плунжера-распределителя. Во втулке секции выполнены наполнительное Ж и три распределительных Г отверстия, которые сообщаются с нагнетательными каналами Д, ведущими к штуцерам. Осевой канал И плунжера-распреде-лителя через распределительный паз В соединяет надплунжерную полость Е поочередно с нагнетательными каналами Д. Через отсечное отверстие К (когда оно не закрыто дозатором) канал И соединяется с отсечной полостью Б.

Схема работы насосов. В работе распределительных топливных насосов различают ход всасывания и ход нагнетания.

Ход всасывания (схема I) совершается при опускании плунжера-распределителя. Отсечное отверстие К перекрыто дозатором и в надплунжерной полости Е создается разрежение. В тот момент, когда плунжер открывает наполнительное отверстие Ж, в надплунжерную полость втулки из полости низкого давления насоса поступает топливо.

Ход нагнетания (схема II): плунжер-распределитель, поворачиваясь, поднимается толкателем, и часть топлива вытесняется обратно в полость низкого давления. Когда плунжер-распределитель перекроет наполнительное отверстие Ж, в надплунжерной полости создается давление, а распределительный паз В вращающегося плунжера-распределителя приближается к распределительному отверстию Г втулки. Когда паз подойдет к этому отверстию, из полости Е, пройдя канал И, паз В и отверстие Г, топливо поступает в нагнетательный канал Д. Здесь оно поднимает клапаны и по топливопроводу нагнетается в форсунку. Подача топлива продолжается до начала выхода отсечного паза К из дозатора (схема III ) - происходит отсечка: нагнетательный клапан опускается в седло, и обратное движение топлива прекращается. Однако П°Д Действием избыточного давления в топливопроводе небольшая часть топлива поступает по сверлению к обратному клапану, тжимает его от нагнетательного клапана (схема IV) и выходит в подклапанную полость, разгружая тем самым топливопровод от избыточного давления.

Количество подаваемого насосом топлива регулируется перемещением дозатора по плунжеру-распределителю (чем выше установлен дозатор, тем больше подается топливо, потому что увеличивается активный ход плунжера-распределителя, и отсечка наступает позже). Самая большая подача соответствует крайнему верхнему положению дозатора. При перемещении его в крайнее нижнее положение наполнительное отверстие Ж втулки перекроется плунжером-распределителем лишь тогда, когда отсечное отверстие К уже вышло из дозатора. Поэтому подачи не будет, а топливо из полости Е через полость Б возвратится в подкачивающий насос.

Распределительные топливные насосы высокого давления проще в эксплуатации, чем многоплунжерные рядные насосы. В рядных насосах для нормальной работы всех цилиндров дизеля нужно регулировать одинаковый момент начала подачи каждой секцией и равномерность подачи всеми секциями. Распределительные насосы не нуждаются в таких регулировках, потому что несколько цилиндров дизеля обслуживаются одним плунжером-распределителем. Однако вследствие более частых нагнетаний плунжерная пара изнашивается быстрее и утрачивает требуемую плотность.


Рис. 9. Механизм привода топливного насоса дизелей:
1 - шестерня привода насоса; 2 - шлицевой фланец; 3 - соединительный болт; 4 - шли-цевая втулка; 5 - установочный фланец; 6 - опора шестерни; 7 - проставка с овальными отверстиями; 8 - штуцер; 9 - топливный насос; 10 - муфта опережения; 11-текстолитовая шайба; 12 - вал привода насоса; 13 - ведущая полумуфта; 14 - фланец полумуфты с установочными рисками; 15 - болт крепления фланца; 16 - стяжной болт; А - цетановая метка.м

На топливных насосах дизелей СМД -62 и СМД -72 с пуском от электростартера устанавливают ограничитель дымления отработавших газов.

Привод топливных насосов высокого давления. Топливные насосы всех изучаемых дизелей приводятся в действие с помощью распределительных шестерен.

В топливных насосах УТН -5 типа ТН, НД-21/4 ведущая шестерня соединена со шлицевой втулкой установочным шлицевым фланцем. Фланец крепится к ступице шестерни двумя болтами. На дизеле СМД -62 ведущая шестерня, находящаяся на опоре, вращает вал топливного насоса через текстолитовую шайбу и два кулачка муфты опережения, входящих в пазы этой шайбы. Топливный насос дизеля ЯМЗ -240Б приводится шестерней на валу. Привод топливного насоса дизеля КамАЗ-740 такой же, как на дизеле ЯМЗ -240Б.

К атегория: - Тракторы-2