Что ездить зимней резине летом. Закон о зимней резине. Новые требования к автомобильным шинам

Статья о том, что может быть, если летом кататься на зимней резине. Особенности летних шин, рекомендации и советы. В конце статьи - видео о том, можно ли ездить летом на зимних шинах.

С технической стороны такое отношение к своему автомобилю и к другим участникам дорожного движения нерационально и опасно, но некоторые водители в целях экономии или из-за банальной лени идут на подобный риск. Ведь приобретение двух комплектов шин, что весьма не бюджетно, хранение их, трата времени и средств на сезонную переобувку – всё это создает слишком много хлопот для владельца.

В следующем обзоре попробуем рассмотреть все технические, финансовые и даже правовые аспекты последствий от езды на зимней резине в летний период


Начинающие водители в силу неопытности могут решить, что раз шипованная зимняя резина преодолевает гололед, то на сухом покрытии она тем более обеспечит идеальную поездку. Кроме того, если опасность летней резины на колесах зимой могут понять даже далекие от вождения люди, то в противном случае – никакого видимого риска не существует.

Решение в пользу не переобувания резины напрашивается сам собой:

  • факт существенной экономии;
  • отсутствие риска попадания в ДТП.
Но всё ли так просто на самом деле?

Отличия сезонных шин

Прежде чем подтвердить или опровергнуть вышеупомянутое суждение, следует разобраться в отличиях между зимней и летней резиной.

Летняя резина


Она обладает ярко выраженным рисунком, в основном в виде «шашечек», а также продольными бороздами, которые положительно сказываются на шумоизоляции и способствуют отводу воды во время дождя. Изготавливается он из конкретной смеси резины, обеспечивающей жесткость и стойкость к высоким температурам. Именно благодаря такому сбалансированному составу колеса выдерживают поездку по раскаленному асфальту жарким летом, помогают разгону и торможению, сопротивляются качению автомобиля.

Вот только за счет повышенной жёсткости такого вида резины в случае внезапных скачков температуры в сторону понижения, что часто случается ранней весной или поздней осенью, летняя резина полностью теряет свою эластичность, легко приводя к неконтролируемому заносу, так как качение машины переходит в стремительное скольжение. Именно поэтому при установлении хотя бы небольшой, но отрицательной температуры необходимо сразу же менять летнюю резину на зимнюю.

Зимняя резина


Зимние шины наоборот – намного более мягкие и эластичные, обеспечивающие максимальную маневренность на заснеженных или покрытых льдом дорогах. Протектор имеет более замысловатый рисунок в виде «елочек», шашечек, диагональных борозд, многообразных фигурных ответвлений, облегчая движение и управляемость по скользкому покрытию.

Для некоторых шин применяют специальный химический состав, добавляющий материалу пористости. Такая мера увеличивает площадь соприкосновения с покрытием и, к примеру, на льду помогает активнее цепляться за поверхность и сокращать тормозной путь.


Зимнюю резину легко распознать с первого взгляда – она более массивна, имеет высокий протектор и шипы, чтобы эффектнее «держаться» за дорогу и раскапывать себе дорогу через сугробы.

Что же «получает» автовладелец, катаясь не на той резине?

  • сложный рисунок зимнего комплекта в летних условиях будет затруднять движение на высоких скоростях;
  • из-за шипов на мокрой дороге машина может потерять управление (результаты тестов на аквапланирование показывают, что уже на скорости в 70 км/ч вождение автомобиля, обутого в шипованную резину, становится небезопасным, увеличивая тормозной путь более чем на 30%);
  • в жаркую погоду нагретый асфальт быстро разрушит шипы, а следовательно, к зиме данный комплект резины станет бесполезен;
  • экстренное торможение на зимней резине вообще запрещено, так как ведет к аварийной ситуации для себя и других участников дорожного движения.


Деление шин по сезонам вовсе не является маркетинговым ходом производителей или автодилеров с целью выманить лишних деньги с автовладельцев. Летние комплекты разработаны с учетом погодных и дорожных условий, гарантируя эффективную безопасную езду, торможение, управляемость и маневрирование. Они имеют определенные особенности:
  • по направленности протектора могут быть направленными и нет (первые дороже, но более безопасны и управляемые, а вторые – бюджетнее, но выдерживают аквапланирование и непритязательны к последовательности установки на колеса);
  • по типоразмеру желательно прислушиваться к рекомендациям производителя, хотя владельцу и дается определенная свобода выбора. Например, на низкопрофильной резине езда будет ощущаться жестче, но управление при этом будет очень комфортным. Тогда как на крупном размере при мягкой поездке существует вероятность задевания колесами арок на поворотах, создавая неприятные шумы и вибрации;
  • определяя шумоизоляцию, следует присмотреться к рисунку протектора, который описан в предыдущем пункте.


Безусловно, автопроизводители настоятельно советуют клиентам использовать резину строго по назначению. В открытом доступе находятся результаты регулярных испытаний сезонных шин, наглядно демонстрирующих тот факт, что грамотно подобранная резина, используемая в соответствии со временем года, предоставляет лучшие сцепные возможности автомобилю, обеспечивает оптимальный комфорт во время поездки, а также служит несравнимо дольше. Таким образом, расходы на приобретение сезонных комплектов со временем окупятся экономией на эксплуатации.


Инициатива по введению штрафных санкций за нарушение требований эксплуатации автомобиля, в том числе за использование несезонных шин, была предложена Госдуме еще в 2014 году. Даже был определен размер потенциального наказания – 2000 рублей.

Стимулом для создания законопроекта стали многокилометровые и многочасовые столичные пробки, вину за которые решили частично возложить на использование несезонной резины нерадивыми владельцами транспортных средств. При этом подчеркивалось, что при отсутствии шипов на резине допускается применение зимних шин в летний период.


Вплоть до 2016 года рассмотрение законопроекта по разным причинам переносилось и откладывалось, пока его не отклонили уже в первом же чтении.

На данный момент водители могут безнаказанно ездить на той резине, которая им по душе и по карману.


Если предположить, что автовладельцы применяют несезонную резину в целях экономии, то выгода представляется весьма сомнительной. В среднем комплект зимней резины обходится как минимум на 2-3 тысячи дороже летних шин. Безусловно, в бюджетном сегменте разница между сезонными комплектами, равно как между разными производителями не будет так очевидна. Зато в премиальном сегменте, где качество и надежность не в пример лучше, разрыв будет очень ощутим.

В итоге, если водитель продолжит ездить летом на зимней резине, подвергая усиленному износу хорошие и дорогостоящие шины, то потеряет он намного больше, чем, по его мнению, сэкономит.


После анализа технической и финансовой составляющей, на основании профессионального мнения специалистов от заводов-производителей и результатов испытаний вывод напрашивается однозначный – автомобиль обязательно следует «переобувать» в летнюю резину при установлении положительной температуры.

Еще раз напомним, что к основным опасностям применения несезонных шин относятся:

  • недостаточная степень сцепления колес с дорожным покрытием, особенно на высокой скорости или при наличии осадков;
  • замедленный отклик автомобиля на команды водителя, в том числе при активном маневрировании и при экстренном торможении;
  • проявление эффекта аквапланирования уже на малой скорости;
  • более длинный тормозной путь;
  • усиленный износ покрышек.
В контексте данных факторов становится понятна инициатива чиновников относительно введения наказания за несезонную резину, ведь ее применение в разы увеличивает риск возникновения аварии на дороге.

Видео о том, можно ли ездить летом на зимних шинах:

Автомагазины и шинные центры сегодня предлагают невероятно огромный выбор разнообразных колёс, шин для разного времени года. Разумеется, содержать машину, оплачивать топливо, страховку, ТО – далеко не дешёвое удовольствие. Но неужели из-за своей нерасторопности, или экономии средств многие автовладельцы не считают нужным заменить зимние шины на летние, или наоборот? Понимая при этом, что езда на летней резине зимой ни в какие рамки безопасности не укладывается. Ну, а летом на зимней резине, значит, можно? Сейчас попробуем развеять подобные заблуждения.

Есть ли экономия?

Для начала всё, что касается экономии. Тут сразу же напомним, что стоимость самых простых зимних шин выше стоимости летних, так что тут экономии никакой нет. К тому же зимние шины предусмотрены для использования при низких температурах. Резина, из которой они производятся гораздо мягче летней. Поэтому на раскалённом асфальте они быстро износятся. Срок службы её сократится в два раза. В случаях, если резина шипованная, то за тёплое время года все шипы точно повылетают, причём за один лишь сезон. А хорошая зимняя резина могла бы эксплуатироваться и 4, а иногда и все 5 сезонов. Специалисты утверждают, что «свежие» зимние протекторы сначала могут неплохо себя проявить даже на летней дороге. Но перегрев и нагрузки на зимнюю резину летом увеличиваются в разы. И как просчитать, насколько её хватит? Когда наступит предел её износа зимняя резина будет вести себя весьма непредсказуемо. Совершенно внезапно зимняя резина не сможет обеспечить необходимую безопасность. И ещё: на остроугольных камнях летняя резина может не повредиться, а зимняя может просто порваться.

Торможение на зимней резине летом

В смысле безопасности у зимней резины на летней асфальтированной дороге тоже масса минусов. Раз резина мягче, значит, она не сможет обеспечить необходимого экстренного торможения, поскольку у неё будет плохое сцепление с дорожным покрытием. А если резина ещё и шипованная, то всё может закончиться плачевно и для самого автомобилиста, и для тех, кто оказался у него на пути. Будь он на летней резине, всего этого можно было избежать. Летние шины производятся с протекторами, которые имеют разветвления и канавки для отведения воды. Они устойчивы к высоким летним температурам, и своих технологических качеств при этом не теряют. Зимние шины имеют совершенно другие эксплуатационные качества, потому что изготавливаются по иным технологиям. Зимняя резина имеет ребристый рисунок протектора и глубокие канавки, позволяющие колёсам с такой резиной зацепляться за поверхность обледенелой или заснеженной дороги. Поэтому зимняя резина на асфальтовом покрытии ведёт себя точно также как летняя резина на льду. Есть также данные, что зимняя резина может при высоких летних температурах даже взрываться.

Отвод воды

Зимние протекторы плохо отводят воду. В дождливую погоду, проезжая по лужам на большой скорости машина может стать неуправляемой – колёса скользят на образовавшейся водяной прослойке.

Соприкосновение резины с дорожным покрытием

С дорожным покрытием соприкасаются ламели зимней резины. Зимой они повышают устойчивость автомобиля на поворотах, сокращают тормозной путь, а летом они создают шум. Шипованная зимняя резина шумит ещё больше. Но если к шуму относиться не очень критически, то о дополнительных вибрационных нагрузках на подвеску следует подумать серьёзно. Автомобиль на зимних шинах в летнюю пору имеет плохую курсовую устойчивость, слабую управляемость из-за небольшой глубины протектора. Машина вяло реагирует на повороты, а при резком перестроении может «поплыть» по всей полосе и не сразу будет реагировать на нажатие тормозной педали. Не случайно во многих странах Европы за использование автовладельцами зимних шин летом штрафуют также, как и за езду зимой на летней резине.

Расход топлива

Расход топлива автомобиля с зимней резиной на летних дорогах вырастает до 15%. Так что купить летнюю резину можно с расчётом на то, что она за всё летнее время окупится только за счёт экономии на топливе.

Предусмотрен ли штраф за езду на зимней резине в летний период?

Наконец, о возможности наказания за езду летом на зимних шинах. С начала 2015 года в России введён штраф за использование несезонной резины. Наказание предусмотрено Техническим регламентом таможенного союза. Регламент предусматривает запрет на езду с декабря по февраль на летних шинах, с июня по август – на зимних шинах. Осенью и весной можно использовать любые шины. Это не будет считаться нарушением. Но правила использования сезонных шин могут быть скорректированы для отдельных регионов.

Штраф за нарушение, предусмотренное техническим регламентом, составляет 500 рублей.

Подведем итог

Очевидно, что минусов у зимней резины при её использовании летом настолько много, что автовладелец не захочет ни потерять деньги, ни рисковать собственной жизнью и, конечно, своим транспортным средством. Ну, и немаловажно, что при таком необдуманном использовании автомобиля с резиной не по сезону можно лишиться и свободы. За решёткой о машине и поездках с семьёй можно будет только мечтать.

Все знают, чем опасна летняя резина (вне зависимости – лысая или новая) резина в поездке по зимней дороге. Вождение автомобиля с летней резиной в зимний период крайне нежелательно и опасно ввиду твердости покрышки и недостаточной глубины протектора. А как обстоят дела с вождением в летний период?

Среди обладателей зимней резины с липучками распространено заблуждение, что менять не нужно, если шина не лысая. Липучки не будут прилипать к дорожному покрытию. Даже осторожная поездка на близкое расстояние имеет ряд негативных последствий: большой риск опасности в экстренной ситуации, сильный износ, трудности с управлением автомобиля.

ВНИМАНИЕ! Найден совершенно простой способ сократить расход топлива! Не верите? Автомеханик с 15-летним стажем тоже не верил, пока не попробовал. А теперь он экономит на бензине 35 000 рублей в год!

Универсальные шины, называемые также «всесезонки», рассчитаны на эксплуатацию в условиях среднеевропейского климата. Несмотря на то, что их менять не нужно, стоимость таких комплектов выше, а изнашиваются они быстрее.

Шипованные шины для летней эксплуатации не подходят совсем, нет ни выгоды, ни преимуществ – таково единое мнение специалистов автопрома.

Последствия использования зимней резины летом

Основные отличия зимних шин — в свойствах резины, рисунке протектора и глубине канавок. Все это обеспечивает надежное сцепление с покрытием с минимальным сопротивление качению.

Более подробное рассмотрение, чем опасна езда на зимней резине в летний период, позволят сделать выводы и по необходимости менять мероприятия по сезонному обслуживанию автомобиля. В условиях эксплуатации летом возникает ряд отрицательных моментов из-за того, что зимняя шина не рассчитана на поездки по асфальту в условиях жаркой погоды.

Основные негативные последствия:



Шипованная резина дополняет список неприятных последствий:

  • Если ездить на шипованной резине могут вылететь опасные шипы.
  • Шум на сухом асфальте лишит поездку всякого комфорта.
  • Порча дорожного покрытия. Летом шипы с покрышек практически вырезают часть асфальта, а на дороге образуется колея.

Кроме того, износ резины происходит неравномерно. Попадание камешка в место износа приводит к образованию на протекторе креста напряжений. Износ усиливается настолько, что сотня километров пробега может сделать шину «квадратной», повреждая подвеску и ходовую.

И вопрос, почему летом нельзя ездить на зимней резине с шипами или «липучками», становится уже неактуальным. Когда автолюбитель с запозданием меняет зимние шины на летние, список дефектов, которые обрел автомобиль вовремя неправильной эксплуатации, будет внушительным.

С точки зрения законодательства

Одними неполадками с автомобилем езда на зимних шинах не закончится. Постоянно предпринимаются шаги ввести конкретные нормативы и штрафы за использование зимних шин летом. В 2014 году был подписан Технический регламент Таможенного союза, согласно которому с 2015 года водитель, использующий автомобиль с зимними шинами в летний период, будет оштрафован.

ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» помимо ограничения на эксплуатацию лысых шин, вводит запреты, касающиеся правил эксплуатации шин на дорогах:


Технический регламент Таможенного союза содержит нормы международного права, приравненные отечественному законодательству. В нем нет положений, касающихся правил и сроков эксплуатации других видов зимних шин. Поэтому владельцев автомобилей, укомплектованных шинами с «липучками», данный запрет пока не коснется.

Размер штрафа установлен согласно части 1 статьи 12.5 КоАП РФ – 500 рублей.

Стоит ли ездить на зимней шине летом?

Эксплуатация зимней резины не по назначению ведет к целому ряду пагубных для автомобиля и водителя последствий: высокий риск аварийности на дорогах, трудности с управлением, быстрый износ и выход из строя целого ряда систем автомобиля, увеличенный расход топлива и, наконец, штраф.

Вопрос, почему надо менять зимнюю резину на летний комплект, имеет однозначный ответ – такие поездки по асфальту в жаркое время года не принесут ничего хорошего. Однако, многое зависит от того, где эксплуатируется автомобиль и в каких климатических условиях. На дорогах в северных широтах, в зоне «вечной мерзлоты» стоит придерживаться здравого смысла и установленных для конкретного региона правил.

Аналогично решается вопрос: когда менять шины на летние. Есть распространенное мнение о сроках замены сезонной шины: 15 марта – переход на летнюю шину, 15 ноября – на зимнюю. Однако в законе нет точно установленной единой даты, и надо менять резину, с учетом особенности климата конкретного региона и конкретные погодные условия.

То что летние шины нельзя использовать в зимний период начинающий водитель убеждается очень быстро. Для этого достаточно попробовать проехать на них после небольшого снегопада. Неуправляемое движение автомобиля занос и невозможность сразу остановиться убедит в этом кого угодно. А вот в том, что на зимней резине передвигаться летом также не безопасно, скептиком убедить сложнее. Мы попробуем это сделать наглядно при помощи тестов.

С наступлением потепления и началом сезона смены резины цоканье шипов от потока постепенно сменяется мягким качением по асфальту. Но даже летом периодический гул, характерный для шипованных шин, доносится от соседних автомобилей. Все потому что у ряда водителей сложилось твердое мнение: летом уместно ездить и на зимней резине, особенно если она уже потеряла изрядную часть шипов.

Профессионалы знают, что это неправильно, а главное небезопасно. Специально, чтобы продемонстрировать недопустимость использования зимних шин летом (причем любых), издания и эксперты проводят наглядные тесты, сравнивая поведение зимних и летних шин в теплое время года.

К сезону 2014 года финский исследовательский центр Test World сравнил поведения двух нешипованных покрышек для зимних условий: Continental ContiWinterContact TS850 - для мягкой, европейской зимы и Michelin X-ice Xi3 - скандинавской покрышки. Эксперты специально выбрали «асфальтовые» модели, ведь некоторые водители считают, что «липучка» подходит для летней езды. На самом же деле любая зимняя шина априори неприменима для лета. Почему?

Ключевое отличие летних и зимних шин - в материалах. А если быть точным - в резиновых смесях. Для зимних шин производители используют более мягкие сорта каучука и резины. Для летних - более твердых. Именно потому в холодную погоду летние шины твердеют и теряют сцепные свойства. Обратный процесс происходит с зимней резиной летом. Из без того мягкие шины становятся еще мягче. И не важно - с шипами они или без. Излишняя мягкость наделяет автомобиль вялыми реакциями и на руль, и на тормозную педаль. В итоге машина неуклюже выполняется команды, что в экстренных обстоятельствах решает все. И цифры, полученные в Test World наглядно демонстрируют это.

Летние Continental ContiPremiumContact 5: 29.5

Нешипованные для мягкой зимы Continental ContiWinterContact TS850: 34.5

Нешипованные Michelin X- ice Xi3: 43.7



Летние Continental ContiPremiumContact 5: 37.8

Нешипованные для мягкой зимы Continental ContiWinterContact TS850: 44.7

Нешипованные Michelin X- ice Xi3: 47.8

Летние Continental ContiPremiumContact 5: 37.3

Нешипованные для мягкой зимы Continental ContiWinterContact TS850: 38.5

Нешипованные Michelin X- ice Xi3: 42.7

Летние Continental ContiPremiumContact 5: 79.4

Нешипованные для мягкой зимы Continental ContiWinterContact TS850: 80.8

Нешипованные Michelin X- ice Xi3: 69.5



Летние

Нешипованные Michelin X- ice Xi3: 4



Летние Continental ContiPremiumContact 5: 10

Нешипованные для мягкой зимы Continental ContiWinterContact TS850: 7

Нешипованные Michelin X- ice Xi3: 6

Как известно, с помощью цифр можно доказать все, что угодно. Не нужно быть экспертом, чтобы понять, что использование зимней резины летом недопустимо. Достаточно взглянуть лишь на цифры результатов тестов, и станет все ясно. Зимние шины - зимой, летние - летом.

Текст: Роман Харитонов


Можно ли ездить летом на зимней резине? Этим вопросом задавался не один начинающий автомобилист, ведь никому не по душе тратить лишние деньги. Чтобы разобраться, давайте выяснять принципиальные отличия зимней резины от летней.

Зимние шины

Данный вид автомобильной «обуви» предназначен для отличной работы вашего стального коня в холодных условиях. Зимние шины обеспечивают хорошее на заледеневшей дороге. Помимо этого, протектор (это небольшие углубления) на зимней резине имеет довольно своеобразный узор, что помогает колесам побыстрее освободиться от каши из грязи и снега. Все эти особенности обеспечиваются благодаря специальному химическому составу зимних шин, который кардинально отличается от состава летней резины. Зимние шины подразделяются на четыре подвида, в зависимости от страны использования. В наиболее суровых условиях используются шины с шипами, в умеренном климатическом поясе - шины из резиновой смеси средней жесткости. Если кто-то спросит: «Можно ли ездить летом на зимней резине?», то ответ будет однозначно отрицательным. Во-первых, зимняя резина не обеспечит достаточного сцепления с дорогой на сухом асфальте. Во-вторых, шина будет достаточно быстро изнашиваться, ведь рисунок протектора зимних шин не выдерживает нагрузок на сухих поверхностях. В-третьих, ваша зимняя шина «поплывет» на раскаленном асфальте, такой уж он имеет химсостав. Это далеко не полный перечень всех проблем, с которыми придется «подружиться», если вы решите сэкономить на покупке еще одного квартета шин. Так что вопросы о том, откидывайте сразу!

Летние шины

Летняя резина, как и зимняя, придумана не «злостными бизнесменами, которым палец в рот не клади, а дай разбогатеть на честных людях», а специально для вашего комфорта и безопасности. И опять свое весомое слово говорит химический состав, обеспечивающий идеальное сцепление автомобиля с сухой дорогой. Благодаря ему летняя шина становится более жесткой, что обеспечивает хорошее торможение, чего не скажешь о зимней резине, использующейся летом: на одинаковой скорости увеличивается на практически два корпуса автомобиля, поэтому летом на зимней резине ездить чрезвычайно опасно. Также очень сильно отличается рисунок протектора: он имеет скругленный переход к боковинам. Это еще одна причина, почему на вопрос: «Можно ли ездить летом на зимней резине?», нужно отвечать отрицательно. В отличии от зимней резины, летняя имеет большую износостойкость, что позволяет ей дольше служить своему владельцу. Хотя, опять же, летняя резина не заменит вам качества зимней шины на скользкой дороге.

Выводы

Зимние и летние шины - кардинально отличающаяся друг от друга автомобильная «обувь», каждая из которых имеет свое предназначение. На данных составляющих экономить нельзы, ведь пытаясь сохранить свои деньги, вы сэкономите на своей безопасности, жизни окружающих и нервах вашей семьи. Во всех европейских странах автолюбители очень скрупулезно относятся к процессу замены шин, поэтому и нам нужно брать пример такого поведения. Тогда вопрос о том, можно ли летом ездить на зимней резине, отпадет сам по себе. И помните поговорку: скупой платит дважды!