Автомобильные масла: их классификация и виды. Как подобрать лучшее моторное масло для автомобиля Как выбрать моторное масло для бензинового двигателя

Убедитесь, что вы выберете нужную марку моторного масла для вашего автомобиля с нашим руководством

В наши дни существует множество технологий для того чтобы сделать жизнь вашего автомобиля безоблачной. Современная автохимия способна творить чудеса, после которых машина будет работать как часы и не нуждаться в частом и накладном межсервисном обслуживании. Не стоит правда забывать и про . Вернее, даже сказать, в первую очередь нужно заботиться о нем, а потом уж смотреть при необходимости на разнообразные тех. жидкости.

В сегодняшнем рассказе мы обратим внимание на такую жизненно важную субстанцию как моторное масло. И если вы думаете, что для долголетия двигателя вашего автомобиля достаточно просто вовремя менять моторное масло, следить за его уровнем и не допускать включения лампочки «низкое давление масла в двигателе», то мы дадим вам еще несколько хороших советов для того чтобы мотор чувствовал себя еще лучше.

На что нужно обращать внимание при проверке состояния моторного масла?

Масло является жизненно важным компонентом для бесперебойной работы вашего двигателя, и если вы хотите, вознаградить двигатель долголетием, инспекция состояния моторного масла является одним из ключевых действий. Безусловно, это означает, что вы должны проводить замену масла вовремя, и что не менее важно, заливать в двигатель наиболее подходящий тип масла.

Важно! Если вы не будете проводить регулярные проверки уровня и состояния моторного масла при помощи щупа в период межсервисного интервала, знайте, вы значительно повышаете риск преждевременного износа двигателя.

Сложностей в проверке уровня масла произойти не должно, это действие способен произвести любой автомобилист, даже с небольшим опытом общения с машиной. Но вот сделать это правильно! Зачастую об это не знают даже опытные автовладельцы. А ведь от этого напрямую зависит точность проведенных измерений.

Наш вам совет, изучите руководство, прилагаемое к вашему автомобилю. Оно будет содержать подробную информацию, о том до какой температуры нужно прогреть мотор и через какое время после выключения зажигания (остановки двигателя) необходимо воспользоваться щупом для проведения замеров и получения наиболее точных замеров. Таким образом вы приблизитесь к истине и значительно более оптимально в двигателе вашей машине.

Если уровень масла падает и требует долива, вы должны выяснить, почему. Скорее всего причина будет, особенно, если двигатель атмосферный и проехавший более 100 тыс. км. Некоторые автомобили с изношенными силовыми агрегатами сжигают большое количество моторного масла в цилиндрах, которое может попадать туда разными путями, но в основном через изношенные кольца поршней. Вы определите о том, что сжигаете масло по сизоватому выхлопу и запаху горелого масла (логично). В этом случае придется посетить специализированную станцию технического обслуживания.

И вот приехав на станцию технического обслуживания вы столкнетесь с еще одной нетривиальной задачей, выбор нужного именно для вашего двигателя моторного масла. Хорошо если перед вами опытные профессионалы своего дела, которые безошибочно подберут нужный сорт. Но если придется покупать самим?

Например, лучший вариант масла для дизельных двигателей будет полностью отличаться от лучшего выбора масла для бензиновых двигателей, в то же время как турбированные моторы потребуют совершенно иной вид смазочного материала для трущихся частей значительно отличающийся характеристиками, заложенными в него. Стоит помнить и о присутствии на рынке синтетических, полусинтетических и даже простейших минеральных масел.

В общем, существует множество различных сортов на выбор, и поэтому мы составили это руководство, чтобы вам можно было как можно проще подобрать лучшее масло для вашего автомобиля. Приступим к подбору.

Какие бывают виды моторных масел?


На сегодняшнем рынке присутствует несметное количество моторных масел. Не только десятки брендов, о некоторых вы слышали, о других возможно нет- но всех их объединяет один фактор, все они так или иначе относятся к разным маркам, классам.

Когда вы взгляните на этикетку, вы увидите ряд цифр, например, таких 10W-40 или таких 5W-30. Эти цифры помогут вам выяснить следующую информацию, какова плотность жидкости или как принято называть этот параметр- вязкость.

Сегодня масла, как правило, делают более текучими, что позволяет им поступать в критические области мотора сразу при запуске холодного двигателя, что в свою очередь помогает предотвратить повреждения, вызванные движением деталей, трущихся без защитного масляного слоя между ними. Поскольку современные двигатели проектируются с более точными допусками, следовательно, требуют менее вязкого масла.

На большинстве упаковок моторного масла нанесено несколько наборов цифр, это «всесезонные» масла. , добавляемые в , также могут изменять вязкость в зависимости от температуры.

Чем ниже первое число, тем лучше масло будет работать при низких температурах, это зимнее масло, что отображено буквой «W»- Winter (Зима). Чем меньше второе число, тем лучше жидкость будет работать при более высоких температурах.

Спецификации моторного масла


Усложняет выбор и присутствие такого показателя классификации продуктов по стандарту ACEA. Вопрос выбора марки масла по данной классификации также крайне важен, поскольку отражает основные характеристики масла под тот или иной вид эксплуатации мотора или тип двигателя.

Европейские и многие Азиатские автопроизводители обычно используют следующие спецификации для бензиновых двигателей (спецификации для дизельных двигателей отдельно рассматривается ниже):

Энергосберегающие масла с особо низкой вязкостью

Масла для бензиновых двигателей легковых автомобилей, работающих в тяжёлых условиях и с увеличенным интервалом между заменами масла

Маловязкие масла с вязкостью от 2,9 до 3,5 мПа·с применяются на ограниченных моделях двигателей

Некоторые автопроизводители даже разработали свои собственные спецификации для моторных масел. Обычно «специальные» масла, которые могут использоваться в течении долго времени без замены, до двух лет или 29 тыс. км без потери своих защитных свойств. Такие автомобили имеют более длительные интервалы между техническим обслуживанием.

Как мне найти правильный сорт масла для моего автомобиля?


Два лучших беспроигрышных способа которые помогут вам быстро, а главное точно найти правильный сорт масла для вашего автомобиля: взглянуть в руководство по эксплуатации вашего автомобиля или позвонить вашему дилеру. По VIN они в течение нескольких минут огласят вам список подходящих моторных масел. Также можно задать этот же вопрос вашему автомеханику, если уверены в его знаниях.

Взгляните на емкость с маслом и сверьте информацию, если все совпадает, значит в руках вы держите нужный продукт. Стоит отметить, что некоторые автопроизводители используют для своих автомобилей собственные характеристики моторного масла. Не волнуйтесь, что не можете найти нужное фирменное масло или оно стоит баснословных денег. В таком случае, скорее всего, будет предложен список приемлемых альтернативных классов или спецификации, которые более широко доступны на рынке. Эта информация будет указана в руководстве вашего автомобиля.

Если у вас возникли какие-либо вопросы, не стесняйтесь вновь позвонить вашему дилеру для консультации.

Что такое синтетическое масло?

При длительном использовании качественного синтетического масла двигатель как новый

Некоторые современные двигатели требуют использования синтетических масел, так как последние содержат меньшее количество примесей. Возможность использования «синтетики» будет варьироваться от двигателя к двигателю, так что еще раз взгляните на руководство вашего автомобиля или свяжитесь с дилером, чтобы уточнить этот вопрос. Все верно, не всегда .

Существует два основных типа «синтетики». Полностью синтетические масла предлагают максимальную защиту для современных двигателей. Полусинтетические масла содержат смесь синтетических и минеральных масел, это второй распространенный тип.

Нужно ли менять масляный фильтр при замене масла?


Если вы производите полную замену масла в двигателе, необходимо менять и масляный фильтр - это неотъемлемая часть сервиса.

Масляный фильтр впитывает и сохраняет небольшое количество масла, это означает, что залитое новое, чистое масло будет загрязнено старым, грязным маслом. Поэтому фильтр меняем обязательно!

Это важно шаг обслуживания, поскольку основной причиной замены моторного масла в вашем автомобиле- удалить загрязнения. При доливе угоревшего моторного масла разумеется менять масляный фильтр не нужно.

Как часто и на каком пробеге требуется замена масла и масляного фильтра в моторе зависит от марки и модели автомобиля. Ознакомьтесь с руководством для получения дополнительной информации.

Какое выбрать моторное масло для моего дизельного автомобиля?

Дизельные двигатели имеют абсолютно другие требования к смазке трущихся частей мотора по сравнению с бензиновыми двигателями. Поэтому вы должны убедиться в том, что вы используете правильное масло для вашего автомобиля. Это особенно важно, если ваш автомобиль оснащен сажевым фильтром (DPF).

Как с маслами для бензиновых двигателей, дизельные вариации смазочных материалов также обладают разными спецификациями (сверьтесь с руководством вашего автомобиля, какой тип масла вам необходимо использовать).

Моторное масло для дизельных двигателей:

Энергосберегающие масла с особо низкой вязкостью, могут быть использованы только при наличии прямого допуска производителя двигателя

Масла для дизельных двигателей легковых автомобилей и лёгких грузовиков, работающих в тяжёлых условиях и с увеличенным интервалом между заменами масла

Масла для дизельных двигателей легковых автомобилей и лёгких грузовиков, работающих с увеличенным интервалом между заменами масла, превосходящие по своим характеристикам масла, соответствующие категории B3

B5 энергосберегающие дизельные масла с увеличенным интервалом между заменами

Если ваш , необходимо использовать продукцию с низким содержанием сульфатной золы, в противном случае вы рискуете забить сажевый фильтр и вывести его из строя.

Необходимо искать следующие масла:

C1 наиболее низкое содержание присадок, при сгорании образующих вредную для каталитических нейтрализаторов сульфатную золу (0.5% золы), энергосберегающее масло

C2 среднее содержание сульфатной золы (0.8% золы), энергосберегающее масло для мощных двигателей

C3 среднее содержание сульфатной золы (0.8% золы) менее топливоэффективное масло, с большим уклоном на производительность

"Сердце" автомобиля – его двигатель – требует бережного отношения, качественного бензина и моторного масла. От этого зависит продолжительность его службы.

Из статьи вы узнаете, как выбрать масло для двигателя автомобиля это станет залогом успеха в сохранении работоспособности мотора. Существует несколько критериев по которым разделяются автомасла.

Типы масел для двигателя

Любое масло состоит из основы и различных добавок. По виду основы масла делятся на:

  1. минеральное;
  2. синтетическое;
  3. полусинтетическое;
  4. гидрокрекинг.

На минеральной основе

Автомасло на минеральной основе ("минералка") производится из нефтепродуктов методом перегонки и последующей очистки. Стоимость самая низкая по сравнению с другими.

В состав входит до 12% присадок, которые усиливают моющие и антикоррозионные свойства минерального масла. Однако, сами присадки быстро выгорают под действием высоких температур, что требует более частой замены.

Минеральное масло больше подходит для старых моделей автомобилей, не подходит для двигателей, работающих в тяжёлых условиях и с большими нагрузками.

Минеральное масло может быть:

  • парафиновое,
  • нафтеновое,
  • ароматическое.

Лучшим выбором будет минеральное масло на парафиновой основе.

На синтетической основе

Автомасло на синтетической основе ("синтетика") получается при синтезировании газов.

При эксплуатации создаёт защитную масляную плёнку, которая надёжно защищает отдельные узлы ДВС.

Подходит для силовых агрегатов, работающих при больших нагрузках. Благодаря повышенной текучести способствует быстрому запуску двигателя при низких температурах.

Стабильность свойств сохраняется при нагрузках и температурном воздействии длительное время. Высокая стоимость.

Сочетает минеральную и синтетическую основы от 30/70 до 50/50, значительно улучшая эксплуатационные качества "минералки". Цена выше, чем у минералки, но ниже, чем у синтетики.

Сохраняет свои свойства при низких и высоких температурах.

Гидрокрекинг

Изготавливается на минеральной основе и проходит обработку гидрокрекингом, что значительно повышает его качество. Хотя изготавливается из нефти как "минералка", но конечный продукт больше похож на "синтетику".

Гидрокрекинговое автомасло становится всё более популярным среди автолюбителей, благодаря приближенным к "синтетике" эксплуатационным характеристикам, но более низкой ценой.

Цена чуть выше "полусинтетики".

Классификация это более важная характеристика при выборе масла для автомобиля, чем выбор основы.

Параметры классификации указывает производитель автомобиля, и отклонение при выборе от рекомендованных может привести к поломке двигателя. При чём неважно в какую сторону будет отклонение на класс выше или ниже.

SAE

SAE это международный стандарт, разделяющий масла по их вязкости. Учитывается вязкость при разных температурах окружающей среды, может быть:

  • летнее - имеет цифровое обозначение (SAE 20, SAE 40 и т.д.);
  • зимнее – имеет обозначение с буквой "W" (SAE 0W, SAE 10W и т.д.);
  • всесезонное - имеет комбинированное обозначение (SAE 0W-20, SAE 10W-30 и др.).

Всесезонное масло почти полностью вытеснило летнее и зимнее, так как с всесезонкой отпадает необходимость менять его каждый сезон.

Например, SAE 10W-30 означает, что этот тип можно использовать при температуре от -30 (от первого числа отнять 40) и до +30.

API

Вторая классификация – по качеству "API". Разделение проводят, прежде всего, в зависимости от типа ДВС.

API S – для бензинового ДВС, API C – для дизельного. Существует также API S/C, которое подходит обоим типам.

Следующая после "S" или "С" буква означает класс качества смазки, чем дальше от начала алфавита стоит буква, тем лучше качество.

Можно без какого-либо риска заливать автомасло более высокого качества от рекомендованного производителем.

После букв в скобках могут стоять цифры, так обозначается год выпуска двигателя, с которого рекомендовано данное масло. Например, API SM (2004) подходит для бензиновых агрегатов не старше 2004 года.

2 или 4 стоящие через тире после букв обозначают двух или четырёхтактный двигатель (CI-4 подойдёт к четырёхтактному дизелю).

Стоящая впереди "Е" обозначает энергосберегающее масло.

ACEA

Новая европейская классификация ACEA весьма похожа на американскую API.

В ней масла также разделяются по типу мотора ("А" и "В" для бензинового и дизельного соответственно).

Буква "С" с 2004 года обозначает универсальное масло, подходящее бензиновым и дизельным автомобилям.

"Е" – для дизельных двигателей при повышенных нагрузках (автобусы, грузовики).

Цифра, стоящая сразу после буквы, обозначает качество, чем больше, тем лучше качество.

Год утверждения обозначается цифрами через дефис (В4-98).

Подбор автомасла по вязкости

Вязкость – это одно из самых главных свойств масла.

При низких температурах вязкость должна быть ниже, при высоких – наоборот. Поэтому разделяют зимние и летние моторные масла, обеспечивающие надежную смазку двигателя в соответствующих условиях.

Существуют также всесезонные масла, которые подходят и зимой, и летом при умеренных температурах.

Главными критериями при выборе должны быть требования производителя автомобиля, указанные в инструкции по эксплуатации.

Добавки в масло

Современные моторные масла представляют собой смесь из основы и различных добавок.

Уже при производстве в автомасло вносят антиокислители, стабилизаторы, антивспениватели, антикоррозиционные и антифрикционные присадки.

При этом соблюдаются необходимые для стабильной работы пропорции.

Использование дополнительных добавок для масла сегодня считается не только излишним, но и вредным для качества.

Лучшее масло для зимы

Замена масла в двигателе с началом зимнего сезона рекомендована, особенно если старая смазка уже отработала хотя бы половину своего срока.

На морозе смазка густеет и хуже прокачивается.

Чем ниже вязкость, тем легче заведется автомобиль при низкой температуре.

Определить подходящее масло по вязкости относительно температуры можно по маркировке SAE. Зимними вариантами считаются марки от 0W-30 до 10W-40.

Чем меньше первая цифра, тем жиже автомасло после прогрева мотора. Слишком жидкая смазка способствует износу различных узлов механизма, слишком вязкое – препятствует нормальной работе.

Какую марку автомасла выбрать

Марка производителя моторного масла не является основным критерием при его выборе.

Это больше относится к личным предпочтениям, которые вырабатываются с годами эксплуатации автомобиля.

Кому-то нравится Liqui Moly, а другой не заливает в мотор ничего кроме Mobil.

Рейтинг лучших моторных масел на основании отзывов потребителей.

  1. Лукойл супер 5W-40 – из недорогих.
  2. Shell Helix HX 8 Synthetic 5W-30 – для зимы.
  3. Shell Hellix Ultra 5W-40 – для бензинового двигателя.
  4. Mobil 1 super 3000 xe 5w-30 – для Шевроле Нива.
  5. Mobil 1 5W-50 – всесезонное.
  6. TOTAL QUARTZ 9000 5W 40 – синтетическое масло.
  7. ZIC XQ 5000 – для дизеля.
  8. Mobil 1 0W-20 – полусинтетика для Hyundai Solaris

Если у вас уже достаточно старенький автомобиль с таким же древним мотором, то его прокладки и сальники могут быть несовместимы с новыми дорогими синтетическими маслами. Поэтому и заливать их нет смысла, вполне подойдёт простая недорогая "минералка".

Если автомобиль ещё на гарантийном обслуживании и в ТТХ указана конкретная марка автомобильного масла, то и покупать стоит указанную марку у официального дилера. Иначе можно остаться без гарантии.

Если гарантии на автомобиль уже нет, то можно выбрать любую марку главное, чтобы оно соответствовало указанным производителем характеристикам.

Если вы решили поменять тип моторного масла, то рекомендуется перед заменой промыть двигатель.

У вас возникли вопросы, жалобы или вы хотите оставить свой позитивный отзыв, вы можете это сделать ниже! Оставляйте свои отзывы и предложения в комментариях!

«За рулём». Проводили экспертизу специалисты совместно с сотрудниками одной известной лаборатории.

Рейтинг, полученный с помощью четырёхшариковой машины

Были проведены незаменимые исследования свойств синтетических масел отечественного и зарубежного производств. Все основные испытания проводились на автомобиле марки ВАЗ, хотя некоторая часть замеров произведена была в лаборатории. Использовалась для испытания и специальная четырёхшариковая машина трения, предназначенная для определения нагрузок сваривания трансмиссионных масел.

Хотя, как утверждают некоторые эксперты в этой области, такой агрегат не предназначен для тестирования автомобильного . Подобных нагрузок в двигателе внутреннего сгорания просто нет, и с тестированием в состоянии справиться только EP присадки, изготовленные на основе фосфора и серы. А если вспомним, они с 1996 года не используются.

Что касается испытаний на четырёхшариковой машине трения, то такие эксперименты желательно проводить для трансмиссионных и индустриальных видов смазок.

Итак. Какое же масло можно назвать качественным и хорошим? Оказывается, по сути, такого понятия, как хорошее смазочное средство для , а вернее, наиболее качественное, - нет. Каждый из видов должен подходить под ваш двигатель. Понятно, что имеются в виду смазки от производителей, а не подделки.

Ну допустим. Пришла пора выбирать моторную смазку. Что делать? Как её выбрать? Вот и попытаемся дать некоторые полезные советы.

Правильный подход - первый шаг при выборе

Главное при выборе хорошей смазки для двигателя - это правильный подход. Следует уметь определять критерии и знать некоторые секреты. И самое важное, чтобы моторное масло соответствовало по своим характеристикам тем показателям и требованиям, которые выдвигает автопроизводитель.

Если действовать при выборе смазки, как человек простой, то бишь, узнавая у друзей и знакомых, то ничего дельного из этого не выйдет. Ведь каждый льёт масло разное и хвалит его. Что же делать?

Может порыскать в или лучше открыть соответствующий вопросу форум? Задать вопрос прямо: а какой вид смазки лучше заливать в двигатель? При этом не указывать ни марку автомобиля, ни возраст, да и вообще ничего, кроме вопроса. Большинство ответов будут содержать массу полезных советов по конкретным маслам, но лишь десять процентов поинтересуются, а какая у вас, вообще, машина, уважаемый? Указав марку, опять окажешься в окружении массы ответов, содержащих множество абсолютно разных мнений.

Инструкция, где всё чёрным по белому написано

Тупик, что делать? Как правильно и грамотно выбрать смазку для своей машины?

Если быть честным, то в первую очередь необходимо внимательно ознакомиться с инструкцией для автомобиля. Именно там чёрным по белому написано, какой вид смазки следует использовать для двигателя. И какое автомобильное масло лучше, здесь не так важно. Но если автомобиль достался вам без сервисной книжки, то информацию можно найти у официальных представителей марки автомобиля.

Хотя допуски определённого масла разрабатываются для мотора, а не для марки автомобиля в целом. Так, некоторые производители автодвигателей предлагают заливать в их мотор несколько видов смазок, а не одну.

Обычно, допуск к маслу для определённой марки автомобиля состоит из специального кода - набора цифр и букв. К примеру, для этот код выглядит следующим образом: MB 228,3, а для Audi - VM 501.01.

Некоторые из автопроизводителей в своих запросах несколько скромны и в виде рекомендаций дают кодировку только по международным классификациям. Например, SAE, ILSAC, API.

Некоторые водители, особенно новички, могут спросить: а чем выбор смазки настолько важен? Ответ на этот вопрос лежит в области состава некоторых присадок, используемых в моторных маслах. Благодаря этим самым присадкам, их химическому составу, они имеют разные условия эксплуатации. И если выбрать смазку неправильно, то это грозит снижением мощности двигателя, повышенным и другими «барабашками» в автомобиле. В итоге это приведёт к выходу из строя двигателя, чего боится каждый водитель транспортного средства, ведь мотор - это сердце машины.

Идём дальше. Теперь необходимо оценить качество залитого до этого масла. Другими словами, нужно узнать, какой вид смазки находится в картере вашего автомобиля. Обычно, опытные водители спрашивают об этом у предыдущих владельцев. Но в некоторых случаях владелец не помнит или не желает давать подобную информацию. Ничего, это не беда! Промывка двигателя всё поставит на свои места, хотя это и обернётся лишними затратами.

Ещё одним важным параметром для будущих изысканий становится угар масла, то бишь его расход. Понятно, что расход нулевым быть не может по определению, ведь всё равно какое-то количество смазки сгорает в любом случае. Но вот сколько?

Анализирование - ещё один правильный шаг при выборе

Узнав, какое масло залито в двигатель вашего авто и какой у него расход, нужно провести небольшое исследование. Сравнить оба показателя с теми, что рекомендует производитель. Соответствует, к примеру, угар смазки параметрам, выдвигаемым автопроизводителем, или нет. Одним словом, если разницы нет или она небольшая, менять марку не стоит, так как это грозит лишними сложностями.

По сути, смена заливаемого в двигатель масла - это прямой вред мотору и его внутренним деталям, уже привыкшим работать на старом. Хотя, если расход смазки слишком завышенный, менять марку смазки всё-таки придётся. Напомним, что это относится к ситуации, когда сервисной книжки автомобиля нет, и вы не смогли узнать, какой вид смазки рекомендует использовать производитель.

Наконец, последним шагом при выборе становится информация списка такой продукции, знание марок и производителей. Зная марку смазки, подходящей для вашего автомобиля, вы всё равно встанете перед выбором, ведь видов одной и той же марки множество. Какой же лучше?

Можно сделать и так: ввести допуск смазки в поисковик интернета и придёт список нужных.

Но вот в чём дело. Оказывается, не все производители публикуют информацию о сертификации по допускам в . Получается, что добраться до этой информации будет сложно. Хотя трейдеры, торгующие разными марками смазок, практически всегда публикуют информацию.

Получается, что самым главным при выборе является допуск смазочного материала, означающий набор присадок и стандарт качества? Да. И конечно же, комплексный подход к выбору смазки, представленный выше в виде определённых, поэтапных шагов.

Классификация и виды

Теперь попробуем разобраться в широком ассортименте моторных масел, представленных на рынках сегодня. Узнаем про классификации моторных масел и многое другое.

Минеральное

Одним из видов моторного масла является минеральное, получаемое в результате смешивания стандартных дистилляционных и остаточных масел. Можно ли сказать, что это самое лучшее автомобильное масло? Вряд ли. Как и было сказано выше, всё зависит от марки автомобиля, вида его двигателя.

Стоит отметить, что минеральные масла имеют довольно узкий круг применения и стоят намного дешевле.

Если смешать минеральное масло с синтетическим, что делают часто, получится полусинтетическое автомобильное масло. Оно применяется практически во всех моторах и значительно экономит топливо. Также такой тип масла имеет прекрасные технические характеристики.

Синтетическое

Для его получения используется сырьё дорогое. Кроме того, чтобы получить синтетическое автомобильное масло, нужно применять дорогостоящее оборудование. Оно обладает высокими эксплуатационными характеристиками и используется при любых погодных условиях, а также в любое время года.

Классификация моторных масел по вязкости (SAE)

Кроме типа масел, существует ещё такой параметр, как его вязкость. Это самая важная его характеристика и придумана она американским обществом автомобильных инженеров. Шифруется вязкость кодировкой SAE. И по этой классификации абсолютно все масла делятся на летние, зимние и всесезонные.

Летние виды различают по числовым кодировкам. Например, автомобильное масло SAE 40 или SAE 50. Что касается зимнего масла, то его кодируют следующим образом: SAE 0w или SAE 15w. И, наконец, всесезонные смазки обозначаются двумя знаками.

Чем больше цифра летнего вида масла, тем больше его вязкость при высоких температурах. Другими словами, смазывание двигателя при высоких температурах проходит надёжнее.

Чем меньше цифра в зимнем виде масла, тем меньше его вязкость при низкой температуре. Другими словами, холодный пуск двигателя происходит намного легче.

Классификация масел по API

Существует ещё одна версия классификации масел автомобильных. Так, классификация API делит автомобильные масла на два типа: предназначенные для и предназначенные для бензиновых моторов. Какое хорошее из них, значения не имеет.

Рейтинг моторных масел

Понятно, что объять необъятное невозможно, и масла для всех автомобилей в одной статье описать не получится. Однако в наших силах сделать сводное сравнение наиболее известных брендов, представленных на российском рынке. В качестве основы для сопоставления мы возьмём ресурсный тест масел, упомянутый выше, а также данные ряда автомобильных экспертов и простых автолюбителей. Такой сводный рейтинг поможет вам выяснить, на какой бренд лучше обращать внимание при покупке смазочного материала.

Никаких сомнений

Масло, выпущенной японской корпорацией ZIC, можно рекомендовать каждому автолюбителю. Несмотря на высокую стоимость, оно действительно помогает экономить немало денег. Среди его положительных черт стоит отметить минимальный износ силового агрегата и отсутствие серьёзного нагара после длительной эксплуатации. Кроме того, исследование, проведённое после слива масла, показало, что этот смазочный материал пригоден к эксплуатации даже после выработки положенного ресурса. Если вы случайно забудете вовремя сменить масло в моторе, серьёзных последствий ждать точно не придётся.

Продукция компании Shell всегда считалась одной из лучших - это подтверждается как результатами лабораторных исследований, так и отзывами. Единственным недостатком можно назвать большой расход на угар при работе мотора в предельных режимах - активным водителям придётся покупать небольшой флакон для доливки в процессе эксплуатации. Масла Shell не оставляют нагара и позволяют очищать мотор. Однако стоит быть осторожным - для старых автомобилей рекомендуется использовать минеральное масло этого бренда, которое не приводит к повреждениям мотора в результате вымывания всех отложений, заполняющих поры металла. Ещё одним минусом можно назвать огромное количество подделок масла, которые заведомо не соответствуют никаким нормам.

Смазочный материал, выпускающийся под знаменитым брендом Motul, показал лучшие результаты в области и работы при высокой температуре. При испытании спорткаров с этим маслом был достигнут минимальный показатель выработки компонентов мотора. Однако есть у масла Motul существенный недостаток - при активной эксплуатации автомобиля оно теряет свои свойства быстрее, чем описанные выше аналоги. Тем не менее показатели скорости старения позволяют уложиться в нормативные интервалы, установленные производителями транспорта.

Оптимальный баланс

Масло французского концерна Total ценят за сочетание умеренной цены и превосходного качества. Конечно, по показателям долговечности и стабильности физических характеристик ему далеко до мировых лидеров, однако все характеристики при замене укладываются в актуальные нормы. Существенным плюсом смазочного материала является возможность борьбы с грязью - все отложения вымываются уже после 3–5 тысяч километров. Кроме того, радует минимальный расход на угар, который сокращает расходы автомобилиста и уменьшает вред для окружающей среды.

Чуть меньше стоит масло Elf, однако его параметры назвать идеальными нельзя. Несмотря на то что все показатели уложились в действующие стандарты, наблюдались проблемы с расходом на угар при движении в городе. Кроме того, отклонение от периодичности замены масла может нанести существенный ущерб компонентам двигателя - оно стареет достаточно быстро. Однако существенный плюс продукции этого французского бренда - минимальный объем отложений, образующихся при длительной работе мотора.

Масла международного концерна British Petroleum хорошо известны российскому потребителю благодаря сотрудничеству с корпорацией ТНК. Они хорошо защищают двигатели от повреждений и ускоренного износа, а также образуют минимальный объём отложений. Однако длительная работа при высокой температуре заставляет масло сильно густеть, что обусловлено особенностями его химического состава. Поэтому такой смазочный материал лучше не выбирать владельцам спорткаров и других динамичных автомобилей.

Надеемся, что эта статья поможет вам подобрать то масло для двигателя, которое станет родным для него и значительно повысит мощность и срок эксплуатации.

Многие автолюбители экономят на масле, предпочитая дорогому более дешевое. Другие, наоборот, покупают самое дорогое масло, которое есть на рынке, и заливают его в свой автомобиль. Самое смешное в том, что ни те, ни другие абсолютно не правы.

Попробуем разобраться, какие масла бывают и что вам следует использовать именно в своем автомобиле?

Первое, что стоит отметить в вопросе выбора этого крайне важного расходного материала, это тот факт, что ресурс двигателя зависит от масла практически на 50%. То есть хорошее масло продлевает жизнь мотора, а некачественное - наоборот, сокращает. Это научно доказанный факт, с которым сложно спорить.

Классификация моторных масел

Основным критерием, по которому делятся моторные масла - вязкость. Вязкость масла является важнейшей характеристикой и подбирается в зависимости от конструкции двигателя, режимов его работы и множества других факторов. В настоящее время единственной признанной в зарубежных странах системой классификации автомобильных моторных масел является спецификация SAE J300. SAE - это аббревиатура Общества Автомобильных Инженеров США (Society of Automotive Engineers).

Вязкость масла по этой системе выражается в условных единицах - степенях вязкости SAE (SAE Viscosity Grade - SAE VG). Многие водители слышали такие аббревиатуры, как: 10W, 15W, 20W, но мало кто знает, что это на самом деле характеристика вязкости масла. Ниже приведу стандартные ряды классификации:

зимний ряд: SAE 0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W (W-winter (зима))летний ряд: SAE 20, 30, 40, 50, 60;

Практически все фирмы-производители масла пользуются этой классификацией, поэтому первым делом, обязательно узнайте, какое масло рекомендуется заливать именно в ваш автомобиль. Вторым вопросом встанет выбор марки моторного масла.

Какую марку выбрать?

Очень сложно выбрать марку масла, когда со всех сторон вам предлагают побыть пилотом «Формулы-1», залив Castrol или Shell, затем привлекают всякими зверями, дескать, «тигриная» защита и так далее и тому подобное. Лично я стараюсь использовать рекомендации профессионалов в подобных вопросах и использую минеральное масло Mobil 1. Производитель, конечно, важен, но на прилавках магазинов очень часто оказывается поддельная продукция, отличить которую зачастую сложно, но можно. Запомните, любое масло, изготовленное в заводских условиях по определенной технологии, является более или менее нормальным, чего не скажешь о подделках.

Постарайтесь максимально обезопасить себя с помощью несложных методов: обязательно спросите у продавца бумаги, подтверждающие факт сотрудничества фирмы-производителя и данного магазина. Смотрите внимательно на все голограммы и наклейки, зайдите на сайт производителя и узнайте, какие новые отличительные знаки он использует для защиты от подделок, всегда пользуйтесь проверенными магазинами.

«Синтетка» или «минералка»

Еще один важный нюанс - синтетическое или минеральное масло выбрать. Некоторые мои знакомые постоянно хвастают, что они заливают в свои переднеприводные ВАЗ’ы только «синтетику» Shell. Когда я слышу подобные заявления, остается только посочувствовать двигателю.

Дело в том, что синтетические масла отличаются меньшей вязкостью и содержат ряд активных присадок. Эти компоненты созданы для того, чтобы растворять нагар с внутренних поверхностей двигателя, таким образом выполняя очистительно-моющую функцию. Если вы не первый хозяин автомобиля или ваш автомобиль прошел более 60 тысяч километров, вам КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ заливать в двигатель синтетическое масло. Исключения составляют случаи, когда владелец с первого дня заливает синтетику в новый автомобиль.

Почему нельзя этого делать? Существуют две причины:1. В случае старого мотора, синтетика просто-напросто разъест часть старого нагара, который уже приработался и мотору не вредит, и он тут же начнет работать «на износ», испытывая сильные перегрузки.2. В связи с низкой вязкостью и хорошей адгезией масло начнет сочиться через все старые манжеты (задняя и передняя манжеты коленвала и т.д.), доставляя при этом кучу хлопот владельцу автомобиля.

В случае, если вы являетесь счастливым обладателем спортивного автомобиля с турбированным двигателем, вам следует очень ответственно подойти к выбору масла, так как двигатели этих автомобилей постоянно работают на режимах высокой тепловой нагрузки и повышенного давления. Некачественное или неправильно подобранное масло может привести к преждевременной «кончине» двигателя.

Итак, основные выводы из выше написанного: узнайте, какое масло рекомендует заливать производитель вашего автомобиля, учитывайте зимний и летний периоды, не покупайте подделку, все замены производите вовремя. «Здоровья» вашему двигателю.

Михаил Соркин

Масло – расходный материал для ДВС, обеспечивающий смазывание деталей и элементов двигателя. Различается составом, эксплуатационными характеристиками, температурным режимом работы и химическими свойствами. Состоит из основной части (базовых масел) и дополнительных присадок (например, депрессорных, антикоррозионных, загущающих, противоокислительных и других), играющих роль улучшающих компонентов. При выборе масла для мотора необходимо руководствоваться степенью вязкости, соотносить свойства и качества продукта с условиями применения.

Об основных функциях моторного масла

  • снижение износа движущихся частей двигателя (бензинового или дизельного) за счёт создания прочной масляной плёнки;
  • обеспечение беспроблемной работы ДВС благодаря герметизации просветов и зазоров в ЦПГ (цилиндро-поршневая группа);
  • продление срока эксплуатации мотора;
  • отведение тепла;
  • очищение трущихся поверхностей и деталей от продуктов, образованных в результате износа;
  • дополнительная защита элементов ДВС от коррозионных процессов;
  • обеспечение высоких мощностных и тяговых характеристик двигателя.

О классификациях и обозначениях

Производители смазочных материалов для двигателей внутреннего сгорания придерживаются различных классификаций и обозначения моторных масел. Чтобы не ошибиться при выборе «расходника» для силового агрегата, необходимо научиться правильно расшифровывать маркировку, в которой указываются характеристики смазки.

Типы моторных масел

  1. Минеральные. Горюче-смазочные материалы, не имеющие добавок. Получают путём обработки нефти. В современных двигателях внутреннего сгорания используются редко из-за далеких от идеала эксплуатационных качеств, наименьшей стабильности в области вязкости. Главное достоинство – низкая стоимость.
  2. Синтетические масла, дополненные различными . Являются наиболее качественными. Современная «синтетика» отличается универсальностью. Хорошо приспосабливается к температурным режимам и эксплуатационным условиям, подходит для разных моторов. Самые дорогие из всех видов моторных масел.
  3. Полусинтетические. Полусинтетические или частично синтетические смазочные материалы близки по характеристикам к «синтетике». Компромиссный вариант между дорогими и качественными маслами (синтетическими) и самыми дешёвыми (минеральными).

Не рекомендуется смешивать разные типы автомасел между собой. При покупке машины на вторичном рынке и отсутствии информации от предыдущего владельца о виде используемого расходного материала, необходимо промыть смазочную систему и залить новое смазку.

ГОСТ 17479.1-2015

Госстандарт распространяется на «расходники», выпускаемые для легковых машин, дорожно-строительной, сельскохозяйственной и другой техники. В зависимости от характеристики кинематической вязкости, делит моторное масло на 3 основные категории:

  1. Летнее масло. Предназначены для работы при температуре окружающей среды выше нуля градусов Цельсия. Не способны запустить двигатель в холодное время года.
  2. Для зимы. Имеют более жидкую консистенцию по сравнению с летними смазочными материалами. Предназначены для старта силовой установки при низких температурах на улице. Теряют первоначальные эксплуатационные свойства в жаркую погоду, становясь чересчур жидкими, что препятствует созданию плотного и тягучего смазывающего слоя.
  3. Всесезонное. Наиболее универсальная смазка, популярная и востребованная среди автолюбителей. Способна выполнять основные функции при различных температурах на улице.

Буквенно-цифровое обозначение, нанесённое на упаковку товара и соответствующее Госстандарту 17479.1-2015, состоит из нескольких знаков.

Буква «M» указывает на назначение расходного материала (моторное масло) и ставится перед остальными символами. Следом идут цифры, обозначающие параметр кинематической вязкости. Последний символ (прописная буква) указывает на принадлежность масла к той или иной группе, в зависимости от особенностей эксплуатации.

В кодовом обозначении может находиться дополнительная буква «з». Ставится после первой цифры. Указывает на использование специальных присадок, предназначенных для улучшения показателя вязкости (сгущения) масла.

Для примера

Обозначение М-6-Б₂, соответствующее ГОСТ 17479.1-2015, расшифровывается следующим образом: масло с шестым классом вязкости, моторное, для малофорсированных дизельных двигателей.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Классификация моторных масел по SAE

Таблица вязкости SAE для моторных масел

SAE – это Сообщество автомобильных инженеров. Зародилось в Соединённых Штатах Америки. Разработало классификацию смазочных материалов для двигателей по характеристике вязкости, определяющую текучесть жидкости и являющуюся основным показателем качества продукта. От этого параметра напрямую зависит температурный диапазон, при котором обеспечивается беспроблемный запуск мотора без предварительного прогревания. Характеристика выражается в условных единицах. Чем выше число, тем большей вязкостью обладает масло. Существует 11 категорий вязкости, включающих 5 летних (от 20 до 60, без буквы) и 6 зимних (от 0W до 25W, с большой буквой «W»). Моторное масла с обозначением класса вязкости свыше 60 относятся к группе трансмиссионных.

Масло, которое предназначено для эксплуатации как в зимнее время, так и в летний период, имеет сдвоенный номер. Например, 10W-40.

Условное обозначение, присваиваемое Сообществом автомобильных инженеров, указывает на диапазон температур, при которых смазочный материал обеспечивает:

  • прокачивание масла насосом по системе, исключая вероятность сухого контакта деталей и элементов ДВС (для всесезонных и зимних);
  • проворачивание силовой установки стартером (для всесезонных и зимних);
  • качественное смазывание деталей и элементов при продолжительной эксплуатации транспортного средства в различных режимах (для всесезонных и летних).

Стандарт по API

Классификация, над которой трудили специалисты из Американского института нефти. Её главная особенность заключается в разделении автомасел на категории с учётом эксплуатационных свойств и основных характеристик ДВС. Определяет возможность использования конкретной смазки для того или иного силового агрегата. Согласно классификации API, смазочная продукция делится на 2 большие категории:

  1. S. Расходные материалы для 4-тактных бензиновых силовых агрегатов, устанавливающихся в легковых машинах, микроавтобусах и пикапах.
  2. C. Группа автомасел для дизельных установок, находящихся в грузовиках, строительных машинах, спецтехнике для дорожно-ремонтных и сельскохозяйственных работ.

Большинство кодов, соответствующих классификации API, состоит из 2 букв. Первая указывает на применяемость автомасла (для легковых авто, грузовиков и спецтехники), а вторая (от A до L) является условным обозначением общего качества продукта и его эксплуатационных характеристик. Для дизельных моторов ставится дополнительная цифра «2» или «4», обозначающая количество рабочих тактов.

Смазочные материалы, одновременно подходящие для дизельных двигателей и бензиновых силовых установок, имеют двойное обозначение. Например, SG/CF.

Классификация API предусматривает специальную маркировку EC. Расшифровывается как Energy Conserving и переводится как энергосберегающее масло. Такие автомасла содержат в составе специальные присадки, призванные снижать показатель потребления топлива. Масла EC позволяют расходовать на 1,5-2,5% горючего меньше по сравнению со стандартными смазочными материалами.

Классификация ILSAC

Классификация двигательных автомасел, разработанная совместно японскими и североамериканскими специалистами. Предназначена только для универсальных смазочных материалов, обладающих энергосберегающими (экономящими топливо) свойствами. Продукты с обозначением ILSAC позиционируются в качестве лучших масел для автомобилей с японскими двигателями.

Специально для проверки эксплуатационных качеств смазка проходит большое количество испытаний, позволяющих определить следующие свойства:

  • испаряемость;
  • степень фильтрации в условиях низких температур окружающей следы;
  • устойчивость к эффекту вспенивания и др.

Классификация ILSAC подразделяет смазку на 5 основных категорий (от GF1 до GF5). В январе 2017 года планируется введение нового стандарта GF6. Чем выше цифра после буквенного обозначения GF, тем более качественным считается автомасло.

Классификация ACEA

Над разработкой этой классификации трудилась Ассоциация производителей автомобилей в Европе. Подразделяет смазку на 3 больших семейства:

  1. E. Для мощных и тяговитых двигателей, установленных в грузовых машинах и работающих на тяжёлом топливе.
  2. C. Масло для смазки силовых агрегатов, совместимые с нейтрализаторами выхлопных газов. Являются универсальными, т.е. подходят для моторных установок, работающих на бензине или дизеле.
  3. A/B. Универсальные автомасла для легковых машин и малотоннажных грузовых автомобилей.

Каждое из семейств включает несколько модификаций с особыми свойствами. К примеру, масло A3/B3-04 является материалом с увеличенным эксплуатационным ресурсом, требующим менее частой замены.

В кодовом обозначении расходного материала часто указывается номер (04, 05 и т.д.), который расшифровывается как год введения стандарта в эксплуатацию.

О допусках автопроизводителей и грамотном выборе

Автомобильные компании и концерны выдвигают дополнительные требования к смазочным материалам, предназначенным для двигателей внутреннего сгорания, на основе собственных производственных испытаний и критериев оценки. Это связано с большим количеством технологий и конструктивных решений в области двигателестроения, различным подходом мотористов к разработке и сборке того или иного двигателя. В результате моторное автомасло может находиться в абсолютно разных условиях эксплуатации.

Требования автопроизводителей называются допусками и указываются в инструкциях по эксплуатации ТС. Это значительно упрощает поиск необходимого расходного материала для ДВС.

Из-за огромного количества смазочной продукции на современном рынке автохимии, большого количества классификаций и стандартов, затрудняющих выбор, следует придерживаться рекомендаций автомобильного производителя. Виды и марки масел, указанные в инструкции по эксплуатации ТС, обязательно подойдут для двигателя внутреннего сгорания конкретной модели машины, обеспечат его продолжительную работу.