Антифриз попал в масло какие последствия. Масло в антифризе – неприятные последствия для двигателя. Как определить антифриз в масле

В этой статье я хочу рассказать, что может случиться с двигателем водяного охлаждения любого транспортного средства, если в моторное масло каким то образом (например из-за трещины в головке или прохудившейся прокладки под головкой) в моторное масло попадёт даже небольшое количество воды или антифриза.

Капремонт двигателя, для многих водителей звучит не так страшно, если его нужно делать после значительного пробега, от естественного износа двигателя. Но вот когда у свежей машины, двигатель с малым пробегом начинает стучать в районе вкладышей коленвала, то слово капремонт звучит уже более печально. Что же происходит в двигателе внутреннего сгорания, когда по каналам масляной системы начинает циркулировать смесь масла с антифризом? Попытаемся разобраться.

Вообще как правило страдают вкладыши (подшипники скольжения) коленвала и распредвала. И механики в автосервисах частенько сталкиваются с ужасным состоянием вкладышей, когда они лишаются своего фрикционного покровного слоя, и основной металл обнажается, и покрывается задирами. Так что же произошло с вкладышами? Понять это визуально невооружённым глазом невозможно. Для точного анализа нужен современный сканирующий электронный микроскоп.

При сканировании можно обнаружить на поверхности испорченных вкладышей мельчайшие белые шарики, которые в хаотичном порядке вкраплены в поверхность основного металла вкладыша. Они очень мелкие, их средние размеры в пределах 15 — 40 микрон. И вот эти самые мельчайшие шарики и вспахали покровный слой вкладышей, а местами совсем стёрли. Но откуда они взялись в двигателе и из чего сделаны.

Химический анализ показал, что в состав шариков входит фосфор, кальций, сера и другие элементы, состав которых намного твёрже покровного слоя вкладышей. И самое удивительное, что эти вещества появились из присадок, содержащихся в моторном масле! И причём появляются они из масляных присадок, только если масло смешать с антифризом и нагреть смесь (естественно в работающем двигателе этот коктейль нагревается от работы мотора). А получить масляные шарики, можно даже в стеклянной пробирке, если немного нагреть масло, перемешанное с антифризом и затем сильно потрясти пробирку.

В двигателе любого транспортного средства всё происходит намного быстрее. При работающем моторе, при попадании антифриза в моторное масло, от вращения коленвала и других быстродвижущихся деталей, смесь очень быстро и энергично взбалтывается (как крем в миксере) и превращается в эмульсию. А так как в воде масляные присадки растворяются намного быстрее и эффективнее, чем в моторном масле, то смесь получается очень концентрированная, даже если воды или антифриза очень мало.

Вдобавок высокая температура внутри двигателя, намного ускоряет любую химическую реакцию, и смешивание любых веществ при их нагревании, в несколько раз ускоряется. В итоге, в смеси масла и воды получаются довольно твёрдые частицы фосфорных соединений кальция и цинка. И как только капля смеси попадает на горячую поверхность вкладыша, вода моментально испаряется, и остаётся маленький шарик довольно твёрдого вещества, который и вспарывает гладкую поверхность трущихся деталей. И таких шариков образуется очень много, и разносятся они с потоком масла по масляным каналам по всему двигателю.

С каждым оборотом коленвала, задиров становится всё больше и в итоге двигатель начинает стучать. Результат видели многие ремонтники автосервисов, или сами водители, разобравшие застучавший двигатель — поверхность вкладыша превращается из гладкой и серебристой, в пятнистую красного цвета, покрытую задирами (см. фото).

Из всего вышесказанного, любому водителю следует сделать адекватный вывод: попадание антифриза или воды в , даже в небольшом количестве — это смерть для двигателя — капремонт неизбежен. Тем более, что в современных моторных маслах количество различных присадок доходит аж до 30- 40 процентов!

В заключении, осмелюсь дать небольшой совет: если антифриз, вода или тосол всё таки попали в двигатель (определить это можно по пузырькам воздуха в расширительном бачке, при работающем моторе и по выходу из выхлопной трубы, и подробнее об этом ), то следует сразу же заглушить двигатель и вызвать товарища с буксирным тросом. Ведь намного проще заменить пробитую прокладку между головкой и блоком двигателя, чем потом менять вкладыши не только коленвала, но и распредвала (с проточкой и шлифовкой обоих валов, да и другие детали могут пострадать).

Автовладельцы сталкиваются с самыми разнообразными проблемами. Одна из них – попадание охлаждающей жидкости в масло. Антифриз попадает в масло по причине, зависящей от водителя только косвенно, и тем самым, доставляет массу неудобств.

Почему так происходит

На самом деле, это одна из самых распространенных проблем, с которой сталкивается практически каждый второй. Но, в этом вопросе стоит обратить внимание на следующее: в масло может попадать не только охлаждающая жидкость, а и просто вода . Это две разные ситуации, которые имеют разные причины и разные последствия.

Как понять

Внезапные неполадки с автомобилем это всегда неприятно. В этом случае спасает только одно – вовремя обратить внимание и заметить, что что-то пошло не так. Итак, давайте уточним, какие могут быть признаки антифриза в масле.

  • Первый и главный признак, указывающий, что нужно насторожиться – постоянное уменьшение уровня антифриза, и при этом нет никаких видимых внешних причин для этого.
  • Второй признак – изменение цвета у масла . Оно должно быть густо черным или коричневым, если есть какие-то перемены, или появилась пена, то вам нужно срочно устранять проблему, так как ездить на таком масле категорически запрещено.

Подобная неприятность может произойти в результате следующих нарушений в машине:

  • если была пробита головка блока цилиндра;
  • если пробита непосредственно сама головка блока цилиндра;
  • деформация ГБЦ (как говорят в народе – «головку повело»)

К сожалению, сразу же нельзя выяснить, в результате чего антифриз попал в неположенное место. Конкретную причину вы узнаете только после демонтажа ГБЦ с двигателя.

Последствия

Естественно, любая поломка требует немедленного устранения, иначе говоря – ремонта, что не всегда стоит дешево. Чем раньше вы заметите, что что-то с вашим авто не так, тем проще будет все исправить и тем меньше последствий. Но, даже несмотря на своевременную реакцию, если антифриз попадает в масло, придется повозиться.

Какой вред может принести подобная неполадка

  • Первым делом снижается пропускная способность масляного фильтра и его каналов в моторном отделении.
  • Если затягивать с устранением проблемы, помимо снижения пропускной способности, масляный фильтр может вообще забиться, вследствие этого ускорится износ цилиндров и подшипников скольжения.
  • Возможно образование кислот, которые, в свою очередь, образуют соли, вызывающие коррозию двигателя.
  • Масляная пленка очень быстро рвется.

Что делать

Мы уже выяснили, как обнаружить антифриз в масле, а вот что делать с этой проблемой? Логичным ответом будет поменять масло. И этот ответ правильный, но, если не устранить причину, ситуация повторится.

Выше мы перечислили, из-за чего антифриз может оказаться в тосоле. От этого и зависит, какой ремонт вам нужен. Если проблема в прокладке, то ее нужно будет просто заменить . Это относительно недорого и достаточно быстро. Если же проблема заключается в ГБЦ, то здесь придется потратить и силы, и время, и деньги. Вам придется покупать новую головку, и, скорее всего, и прокладку, а это выльется вам в копеечку. При возможности, поменяйте еще и помпу.

Конечно, любой ремонт – это дело накладное, но, лучше один раз купить качественные и надежные детали и заплатить за их установку профессионалам, чем спустя короткое время снова столкнуться с той же проблемой.

В моторное масло – очень неприятная ситуация. Но нужно разделать понятия «попадание антифриза в масло» и «попадание воды в масло». Очень актуален этот вопрос для двигателей легковых автомобилей, т.к. очень много из них оснащены теплообменником, расположенным на корпусе масляного фильтра, в котором масло производит теплообмен с охлаждающей жидкостью. Внутренняя негерметичность этих теплообменников – очень частое явление, в связи с этим антифриз попадает в масло.

Вероятность попадания масло в масла гораздо выше на работающем двигателе, а на неработающем двигателе, когда давление системы равно наружному атмосферному давлению, пробка будет держать давление (примерно 0,5 бара) ещё около 10 минут. Очень сложно своевременно выявить такой дефект, т.к. объём протечек очень мал (за исключением «запущенных» случаев, когда на поверхности в расширительном бачке видны масляные пятна).

Ещё труднее обнаружить антифриз в масле. Хоть и основной составляющей охлаждающей жидкости является именно вода, на масло воздействует не только вода, но и другие вещества, присутствующие в составе антифриза. Этиленгликоль отрицательно действует на процессы в двигателе сильнее, чем вода. Исследования показывают, что содержание в системе становится опасным уже при значении 0,3 – 0,4 %.

После того, как антифриз попадает в масло, может случиться следующее:

  1. При высоком содержании антифриза в масле образуются сгустки сажи с образованием отложений в полостях и масляных каналах. В связи с этим снижается пропускная способность масляного фильтра и масляных каналов в частности.
  2. Образуются шарики из этиленгликоля и масла, очень твёрдые, имеющие абразивное свойство. Эти шарики могут сильно забить масляный фильтр и обеспечить абразивный износ и задиры цилиндров, подшипников скольжения распредвала и коленвала.
  3. Этиленгликоль способен образовывать кислоты, некоторые из которых нестабильны, а некоторые преобразуются в соли, которые вызывают коррозию двигателя.
  4. Снижаются антифрикционные свойства в масле.
  5. Масляная плёнка становится нестабильной, т.е очень быстро «рвётся».

Попадание масла в охлаждающую жидкость – довольно распространенное явление для автомобилей отечественного и иностранного производства. Решить проблему и определить причины, по которым хладагент «страдает» от попадания масла, можно разными способами. Расскажем, как это сделать и как предотвратить негативные последствия для двигателя.

1 Возможные причины появления масла в антифризе

Иногда автовладелец решает проверить уровень жидкости в расширительном бачке и замечает, что ее цвет и консистенция изменились, а на пробке или горловине есть остатки маслянистой жидкости. Все это указывает на одно – моторное масло постепенно пошло в хладагент автомобиля, а значит, эту проблему необходимо решать в срочном порядке.

Проверка уровня жидкости в расширительном бачке Она представляет большую опасность для различных систем двигателя, так как масло и антифриз – абсолютно разные жидкости с разным предназначением, а системы, по которым они циркулируют, полностью герметичны и не зависят друг от друга. Следовательно, первой причиной, по которой антифриз стал разбавляться масляной жидкостью, является разгерметизация определенных элементов в системе, и чаще всего это указывает на:

  • проблемы в работе масляного радиатора,
  • неисправность головки блока цилиндров,
  • износ патрубков системы охлаждения двигателем,
  • выход из строя прокладки теплообменника,
  • трещину в расширительном бачке,
  • коррозию гильз головки блока цилиндров,
  • выход из строя водяного насоса.

Коррозия гильз головки блока цилиндров

Как только в системе охлаждения происходит разгерметизация патрубков и прокладок системы, масло сразу начнет просачиваться в антифриз. Иногда попадание масла в охлаждающую жидкость может быть вызвано некачественным антифризом, который не соответствует конкретной модели автомобиля. Поэтому настоятельно рекомендуем использовать только качественную жидкость охлаждения и не смешивать два различных вида антифриза, чтобы избежать неприятных последствий.

2 Что будет, если вовремя не устранить неисправность?

Проблема может также заключаться в поломке маслоохладительного механизма. Он необходим для того, чтобы постоянно поддерживать нормальную рабочую температуру смазывающей жидкости, но иногда патрубки системы могут повреждаться и тогда масло постепенно просачивается в систему охлаждения. Первый признак такой поломки – появление масляных пузырьков в расширительном бачке и изменение цвета жидкости. Для устранения проблемы достаточно заменить патрубки на новые, промыть всю систему охлаждения, заменить хладагент и залить в двигатель новое масло, возможно, после этого проблема исчезнет.

Замена хладагента По статистике более 50 % всех отказов двигателей (особенно дизеля), происходят как раз из-за смешивания масла и антифриза. Примечательно, что дизель больше всего подвержен загрязнениям, когда двигатель автомобиля в нерабочем состоянии. Во время охлаждения дизель загрязняется в результате термических деформаций головки блока цилиндров и, как следствие, смещения уплотнителей и прокладок. Так как охлаждающая жидкость остывает под бо льшим давлением, чем масло, все это приводит к постепенному попаданию одного в другое и наоборот.

Еще одной частой причиной того, что масло пошло в систему охлаждения, является химическое и механическое повреждение гильзы в результате кавитации. Она возникает в результате сильнейших вибраций во время движения поршней, а также сгорания и сжатия. Энергия от вибрации пробивает защитную пленку на стенках гильзы, которая образуется под действием присадок в современных охладительных жидкостях.

Механическое повреждение гильзы блока цилиндров Речь идет о таких присадках, как молибдены, фосфаты или нитрит натрия. Они добавляются в жидкость как раз для того, чтобы восстанавливать защитный оксидный слой на стенках гильзы, тем самым предотвращая прогрессирование химического воздействия. Концентрация этих присадок в хладагенте очень важна, ее недостаточность только ускорит процесс химического воздействия и деформации, при избытке же возникает риск коррозии металлической поверхности. Именно поэтому для двигателя рекомендуется использовать только качественные и однородные хладагенты, без смешивания, с нормальной концентрацией защитных присадок.

3 Последствия смешивания масла и антифриза в системе двигателя

Так как антифриз состоит на 70 % из активного спирта этилен- или пропиленгликоля, то при смешивании его масла происходит нежелательная химическая реакция. В нее вступают присадки масла и присадки антифриза, так как последний не способен растворяться в минеральной среде. Особенно усугубляется положение тем, что в составе хладагента присутствует водный раствор, что вкупе со свойствами гликоля приводит к загрязнению важных частей системы двигателя – неважно, дизель это или бензин. Хотя, как показывает практика, в первом случае последствия могут быть более плачевными ввиду особенности строения и работы дизельного двигателя. Как правило, из-за попадания масла в охладитель подшипники становятся угольного цвета и др. Однако, визуально определить это может только профессиональный механик или человек, хорошо разбирающийся в строении двигателя.

Самое опасное и неприятное последствие, которое можно ожидать, если масло попадает в антифриз на дизельных двигателях – это заклинивание системы.

Масло попало в антифриз Это вызывается сильной коррозией стенок стакана (гильзы) цилиндра, что приводит к попаданию в камеру сгорания определенного количества антифриза, особенно на неработающем моторе. В результате при запуске двигателя плотность охлаждающей жидкости будет недостаточной, двигатель начнет «задыхаться» и попросту заклинит, а это уже приведет к необходимости серьезного ремонта.

Смешивание этиленгликоля и присадок, которые содержатся в синтетическом или минеральном смазывающем материале, приводит к образованию большого количества кислот, которые вызывают коррозию металлических элементов двигателя. В результате страдают подшипники и другие фрикционные поверхности, кроме того, длительная реакция может привести к слипанию моторного масла.

Слипание моторного масла Еще одним неприятным последствием, которое часто наблюдается, если масло пошло в охладитель – это нарушение дисперсии и засорение масляного фильтра. Смешивание хладагента с чем-либо приводит к реакции, в результате которой образуется сажа, а это вызывает осадок на клапанных коробках, механизмах, кольцевых каналах и т. д.

В результате этого загрязняется масляный фильтр, который необходимо менять, но только после устранения протечки антифриза и полной промывки системы специальными моющими средствами (при замене масла около 10 % остается на картерном поддоне, либо на различных внутренних поверхностях деталей двигателя). Если этого не сделать, присадки «свежего» масла только усилят реакцию и отложение осадка и новый фильтр загрязнится уже через несколько дней. И, конечно, масло в антифризе существенно повышает свойства вязкости, что приводит к непропорциональному течению первого в системе и нарушению работы различных фрикционных деталей.

4 Способы определения протечки масла и антифриза

Рассмотрим наиболее распространенные признаки протечки масла и антифриза:

  • густой белый дым из выхлопной трубы,
  • липкие, «майонезной» консистенции отложения на масляном фильтре,
  • изменение цвета масла на щупе или охлаждающей жидкости в бачке,
  • пробой прокладки ГБЦ (нужно заменить прокладку и сделать ремонт блока),
  • коррозия гильз цилиндров (нужно установить новые гильзы и сделать токарную расточку блока),
  • уменьшение уровня охлаждающей жидкости.

Густой белый дым из выхлопной трубы Иногда необходимо замерить количество хладагента, которое уходит из системы, и проверить уровень масла по щупу. Если потери незначительные, возможно, причина довольно проста и кроется в микротрещинах на шлангах и патрубках; утечке в местах соединения магистрали или невысоком нарушении герметичности в теплообменнике.

Проверка уровня масла по щупу Иногда трудно самостоятельно сказать точно, почему масло в антифризе, тогда лучше обратиться в специализированный сервис. Как правило, для выявления протечки используется специальная светящаяся добавка. С ее помощью специалисты определяют точное место трещин, разгерметизации и т. д. Если это не помогает, то поэтапно разбирается вся система охлаждения и некоторые детали двигателя, каждая из которых диагностируется на возможные неисправности.

Самое главное, всегда держать двигатель автомобиля в чистоте и порядке – менять масло и охлаждающую жидкость по графику, регулярно проверять уровень масла, «чистоту» жидкости и делать профилактическое ТО.

Порой автомобилисты пробуют проверить, нормальный ли уровень жидкости в расширительном баке, но вдруг видят изменения в цвете и консистенции антифриза. Это может также сопровождаться остатками маслянистого осадка на пробке или горловине.

Такие симптомы указывают на появление в антифризе моторного масла, а значит проблема требует немедленного решения. Масло и хладагент — разные по типу и действию вещества, кроме разного предназначения они также имеют разное влияние на системы автомобиля. Поэтому системы циркуляции масла и антифриза должны быть герметичными и ни при каких обстоятельствах не зависеть друг от друга.

Первая, и самая известная причина попадания моторной смазки в хладагент — разгерметизация систем их циркуляции в автомобиле.

Есть некоторые проблемы, к этому приводящие, среди которых:

  • неисправность масляного радиатора;
  • поломка головки блока цилиндров;
  • изношенные патрубки охладительной системы мотора;
  • поломка прокладки в теплообменнике;
  • наличие трещин в расширительном баке;
  • порча гильз головка блока цилиндров из-за коррозии;
  • поломка гидравлического насоса.

В результате поломок и разгерметизации в патрубках и прокладках, моторная смазка в тот же момент начинает проникать в хладагент. В некоторых случаях проникновение масла может быть вызвано некачественной охладительной жидкостью, которая не подходят данному автомобилю. Чтобы избежать проблемы, советуют не использовать смеси антифризов, и приобретать только качественный их марки.

Последствия протечки масла в антифриз

Широко известна проблема, когда ломается система охлаждения масла, предназначенная для поддержания постоянного уровня рабочей температуры масла. Если патрубки механизма повреждаются, масло может проникнуть сквозь образовавшиеся трещины в антифриз.

При обнаружении маслянистых пузырьков на поверхности жидкости в расширительном бачке или изменения ее цвета, стоит сразу же проверить патрубки и при необходимости заменить их на новые. При этом следует прочистить всю охладительную систему, полностью заменить антифриз, а также масло. Вероятнее всего, на этом проблема будет решена.

Статистическими данными подтверждается, что не менее половины всех отказов автомобильных моторов, особенного, в случаях с дизельными двигателями, происходит именно из-за проникновения масло в антифриз, или наоборот.

Стоит отметить, что дизельные двигатели более всего чувствительны и очень часто оказываются в нерабочем состоянии. Повреждаются они чаще всего из-за термических повреждений головки блока цилиндров, в результате чего смещаются уплотнители и прокладки. Поскольку смазывающие и охлаждающие жидкости остывают под разным, но большим давлением, сквозь образовавшиеся трещины они попадают в системы друг друга.

Иногда в результате кавитации повреждаются гильзы, что тоже может стать причиной смешивания двух жидкостей. Кавитация приводит к химическим и механическим повреждениям и возникает из-за вибрации внутри мотора и прилегающих к нему системах. Эту вибрация вызывает движение поршней, а защитная пленка, образовавшаяся на стенках гильзы иногда ее не выдерживает.

Молибденовые, фосфатные и нитритно-натриевые вещества в качестве присадок в охладителях помогают создавать эту защиту, придавая охладительной жидкости антиоксидантных свойств. Их избыток или недостаток приводит соответственно к коррозии или химическим повреждениям.

Что грозит двигателю в результате смешивания масла с антифризом?

Главная составляющая антифриза — это активный спирт. В его состав также входит вода. Они вместе нерастворимы в минеральной среде и загрязняют важные части двигателя. Присадки смазки и охладителя вступая в реакцию, приводят к появлению новых соединений, имеющих разрушающие или нейтральное свойства, но при этом выпадающие в осадок.

Коррозия, которая возникает после этих реакций, заклинивает все механизмы, попадая в них, в результате возникновения осадка черной сажи. Сажу можно определить по изменившимся цвету деталей двигателя.

Также после смешивания может засориться масляный фильтр. При замене масла и антифриза очень важно полностью очистить систему. Стоит помнить, что около 10% масла остается в двигателе после сливания, поэтому нужно проводить полную очистку системы со специальными средствами, иначе присадки свежего масла ускоряют нежелательный эффект, и еще больше повредят двигатель.